Дискуссии на отвлеченные темы
| |
Юрий_Ермолаев | Дата: Понедельник, 10.08.2015, 11:12 | Сообщение # 1 |
Учредитель клуба
Группа: Администраторы
Сообщений: 723
Статус: Offline
| Сюда будут переноситься из других тем дискуссии на культуроведческие, искусствоведческие, философские и проч. темы, вышедшие за рамки отзывов о концертах артиста. Можно их продолжать здесь, но обращаю внимание участников на необходимость строго придерживаться Правил форума.
|
|
| |
Татьяна_Власова | Дата: Понедельник, 10.08.2015, 11:13 | Сообщение # 2 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 245
Статус: Offline
| Перенесено из: Отзывы и впечатления о концертах и гастролях - 21 июля 2015 г., Капелла (Санкт-Петербург) (программа «La Serenata»)
Лишь с опозданием я смогла приобщиться к этому событию из-за неполадок компьютера. Огромная благодарность тем, кто дал нам возможность поприсутствовать — пусть виртуально - на этом замечательном концерте в лучшем зале Петербурга! Наверное, тем, кому посчастливилось быть там реально, казалось, что воздух зала пропитан ароматом тех мест, где были созданы эти песни, по словам самого Олега Евгеньевича; что он полон запахом цитрусов и пиний и морскими брызгами, которые лишь притворялись пылинками в лучах света.... А какое интересное направление получило обсуждения на форуме! ...
Часть сообщения удалена. Еще раз обращаю внимание на необходимость соблюдения Правил форума. В частности, можно обсуждать то, что пишут другие участники, но не их самих и не их мотивацию. - Юрий Ермолаев
...Чтобы понять эту терминологию и обогатить свой скромный культурный бекграунд, я погрузилась в чтение - и растерялась. Нельзя ли уточнить, о каком же смысле репрезентации Олега Евгеньевича идет речь? Ибо герменевтик (по-русски истолкователь) Гадамер не дает своего определения, а пишет, что смысл репрезентации мог быть исходно сакрально-правовым, а затем онтологическим (бытийным), а также эпистемологическим (относящимся к теории познания). Так о чем мы?.. Не легче и с Гинсбургом (а правильнее с ГинЗбургом). Он приводит две противоположных группы смыслов - представление отсутствующего и присутствующего. Но основное внимание он, исследователь средневековья, уделяет контексту репрезентации в церковном обиходе - выносу в определенных процессиях символического гроба. Чур, чур меня! Что же касается донесения метатекста, то он вообще-то в первую очередь задан автором как «текст в тексте» или «текст о тексте». Но, естественно, исполнитель может представлять себя, или, говоря современным модным языком, репрезентировать с учетом своего жизненного опыта, вкусов, эрудиции. И даже простая песня в исполнении выдающегося артиста (пусть он и не читал трактаты Аристотеля, Руссо, Яусса, Эко и других) может действительно «обрасти» сложными ассоциациями, воспринимаемыми и слушателями. Понимание большого искусства, как признают сами искусствоведы, все же происходит на уровне подсознания. А обращение к модным теориям интерпретации не уведет ли от эмоционального восприятия в схоластические дебри? Пагубность попыток “разъять музыку как труп” показал еще Пушкин, а некоторые построения нынешних постмодернистов уже далеко перекрыли сетования несчастного завистника Сальери. По мне, все же лучше смотреть то на игру золотых пылинок в луче света, то на выразительное лицо Певца, слушая прекрасную музыку и прекрасный голос, не пытаясь “поверить алгеброй гармонию”. Соглашаюсь с Бальмонтом:
И не надо нам видеть его, Сокровенного таинства тьмы, Нужно видеть одно торжество, Пред которым так счастливы мы.
Что же до обсуждения трагического в искусстве Олега Евгеньевича, то, как бы мы его ни воспринимали - с точки зрения историков искусства, трагического в классическом понимании в мировоззрении христианском быть не может. Но об этом в следующий раз, если будет интерес к этой теме. И так уж прошу прощения за длинный текст.
Post_tenebras_spero_lucem_(лат.) После_тьмы_надеюсь_на_свет
|
|
| |
София_Перлина | Дата: Понедельник, 10.08.2015, 18:07 | Сообщение # 3 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 51
Статус: Offline
| Дорогая Татьяна! Какой необыкновенной свежестью повеяло, когда Вы и Вера появились на форуме! Когда я 2.5 года назад познакомилась с Олегом, то решила высказать свое глубокое восхищение его высочайшим искусством сначала в международном журнале "Кругозор", а затем на форуме, который восприняла с самого начала как оазис любви и у меня появилось много друзей. Ваш деликатный, умный и ироничный пост написан безупречно и по делу. Пожалуйста, не пропускайте концертов ОЕ и обязательно описывайте свои ощущения вашим изящным языком.
Сообщение отредактировал София_Перлина - Понедельник, 10.08.2015, 19:06 |
|
| |
Валерия | Дата: Вторник, 11.08.2015, 06:31 | Сообщение # 4 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 612
Статус: Offline
| Цитата Татьяна_Власова ( ) Что же до обсуждения трагического в искусстве Олега Евгеньевича, то, как бы мы его ни воспринимали - с точки зрения историков искусства, трагического в классическом понимании в мировоззрении христианском быть не может. Но об этом в следующий раз, если будет интерес к этой теме Уважаемая Татьяна! Буду ждать, когда у Вас появится время и возможность продолжить заявленную тему, поскольку читать Вас очень интересно.
Не много ль я хочу, всему давая цену, ...
Сообщение отредактировал Валерия - Вторник, 11.08.2015, 07:03 |
|
| |
Юрий_Ермолаев | Дата: Вторник, 11.08.2015, 19:22 | Сообщение # 5 |
Учредитель клуба
Группа: Администраторы
Сообщений: 723
Статус: Offline
| Цитата Татьяна_Власова ( ) Что же до обсуждения трагического в искусстве Олега Евгеньевича, то, как бы мы его ни воспринимали - с точки зрения историков искусства, трагического в классическом понимании в мировоззрении христианском быть не может Во-первых, что Вы понимаете под "мировоззрением христианским"? К сожалению, уже тысячу лет не существует никакого "единого" христианского мировоззрения. Православное учение существенно отличается от католического, не говоря уж о тысячах разных протестантских конфессий. И эти различия - не только внутрицерковные, вероучительные - они распространяются и на философские, культурологические, искусствоведческие представления людей, принадлежащих к этим религиозным системам. Если говорить о наиболее актуальном для русской культуры православном мировоззрении, то его отношение к проблемам культуры и искусства наиболее точно и глубоко было сформулировано великим русским философом И.А. Ильиным около ста лет назад. Также огромное значение имеют работы по эстетике, в том числе в области музыкальной деятельности, другого великого русского философа - А.Ф. Лосева. Из православных мыслителей последних десятилетий, внесших наиболее серьезный вклад в анализ вопросов культуры, я бы назвал прежде всего проф. МДА, литературоведа Михаила Михайловича Дунаева (+2008) и ныне здравствующую Олесю Александровну Николаеву - поэта, автора учебных курсов и книг по теории творчества. Так вот, ни у кого из перечисленных авторов мне не встречалось такого уж прямо категорического утверждения, будто бы "трагического ... в мировоззрении христианском быть не может". Скорее наоборот. В православном мировоззрении вся история человечества воспринимается как раз как трагедия, причем трагедия, принципиально не разрешимая изнутри самой нашей цивилизации никакими человеческими усилиями; для этого понадобилась другая трагедия - Сыну Божьему пришлось стать Человеком и позволить людям казнить Себя безвинно, за их же преступления...
Во-вторых, раз уж дискуссия пока что ограничивается спором о терминах, возникает и такой вопрос: что вообще понимать под "трагическим"? Применительно к русской классике, к советскому, западноевропейскому искусству, к народной и к религиозной культуре это понятие выглядит, прямо скажем, не совсем одинаково. А ведь в репертуаре Олега Погудина отражены все перечисленные жанры. И что, совсем-совсем и ни в каком смысле нигде в них нет ничего трагического? А "Колыбельная" М. Лермонтова? "Пара гнедых"? "Когда я на почте служил ямщиком"? "Я не знаю, зачем..." А. Вертинского? "Враги сожгли родную хату"? "До свидания, мальчики" Б. Окуджавы? Или давайте может, чтобы не уходить от христианской темы, рассмотрим песнопение иеромонаха Романа (Матюшина) "На реках Вавилонских", основанное на 136-м псалме. В нем тоже нет никакого трагического элемента, именно в религиозном смысле? Особенно, если учесть святоотеческие толкования на этот псалом...
(Еще сложнее было бы применить идею о "несовместимости трагического с мировоззрением христианским" к замечательным песням приснопамятного архидьякона Романа (Тамберга), которые Олег не поет, по его собственным словам, как раз потому, что их невозможно петь без слез.)
И то, что в исполнении Олега многие песни звучат светло и жизнеутверждающе, никоим образом не отменяет их, на самом деле, глубоко трагический внутренний смысл. Это скорее особый тип исполнительской интерпретации, и он создает особое впечатление. И это также не означает, что артист не чувствует трагичности темы и сюжета этих песен, или якобы не принимает ее как таковую в силу своего православного мировоззрения.
То, что наши духовники обычно советуют не быть "мрачными и унылыми", не означает, что не надо быть также и реалистами. Для христианина несомненно, что "мир лежит во зле", и это не доставляет никакой радости, как и не дает права легкомысленно отмахнуться и "пировать во время чумы". Вся наша надежда - на слова Христа: "мужайтесь, Я победил мир". Но эта надежда лежит за пределами нашего нынешнего бытия, вот в чем еще одна трагедия.
|
|
| |
АннаС | Дата: Вторник, 11.08.2015, 20:01 | Сообщение # 6 |
Группа: Удаленные
| Цитата Юрий_Ермолаев ( ) Из православных мыслителей последних десятилетий, внесших наиболее серьезный вклад в анализ вопросов культуры, я бы назвал прежде всего проф. МДА, литературоведа Михаила Михайловича Дунаева (+2008) и ныне здравствующую Олесю Александровну Николаеву - поэта, автора учебных курсов и книг по теории творчества. Позволю себе процитировать одно из стихотворений Олеси Николаевой:
Боль наступает, как по ветру дым: Батый на Русь и варвары на Рим – сквозь укрепленья, через все преграды. И тот, кто тело холил и берег, теперь к стене припал, на землю лег и знает, что не вынесет осады.
Что может боль творить! Не только плоть сдается в плен, но и душа, в щепоть себя зажав, – шершавая, как крошка, прекрасно знает – за ее дела страдает тело, и белым-бела бессонная поземка у окошка.
И только дух в страданиях земных растет и крепнет и не хочет их менять на век бесчувственный, и даже когда он крепость строит между скал, чтоб никакой соблазн не проникал, он боль берет и ставит здесь на страже.
|
|
| |
Наталья_К | Дата: Вторник, 11.08.2015, 20:54 | Сообщение # 7 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 2256
Статус: Offline
| Прекрасные стихи!
И как бы хотелось, чтобы дух наш рос и укреплялся, когда Олег Евгеньевич поет нам о страданиях земных, призывая беречь и любить друг друга!
"каждый выбирает для себя тот голос, который скажет вдруг «ему, и никому другому» что-то неотвратимо важное для его личного бытия". (Ким Смирнов)
|
|
| |
Валерия | Дата: Вторник, 11.08.2015, 21:20 | Сообщение # 8 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 612
Статус: Offline
| Наташа, да ведь это и происходит всякий раз на концертах Олега Евгеньевича. Люди покидают залы просветленными, с сознанием прилива сил и света в их жизнь. А иначе - чего стоит искусство?
Не много ль я хочу, всему давая цену, ...
Сообщение отредактировал Валерия - Вторник, 11.08.2015, 21:37 |
|
| |
Маргарита | Дата: Среда, 12.08.2015, 05:40 | Сообщение # 9 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 2023
Статус: Offline
| Солнцем нашей поэзии назвали А.С. Пушкина. А ведь в творчестве его было много трагического. Солнце дает нам жару и холод, дарит радостные весенние и грустные осенние дни. Но без Солнца жизнь на Земле невозможна. Не так ли и мы не мыслим жизни без творчества любимого Певца? Мне хочется назвать любимого Певца Солнцем нашей жизни. Многогранно его творчество. Но главное в нем - Свет христианской Любви, который согревает и дает Веру, без которого жизнь теряет смысл. И хочется повторить вслед за Пушкиным: "Да здравствует Солнце!"
Dum_spiro,_spero!_(лат.) Пока_ дышу,_надеюсь!
|
|
| |
АннаС | Дата: Четверг, 20.08.2015, 14:42 | Сообщение # 10 |
Группа: Удаленные
| Для тех, кто интересуется проблемами понимания и интерпретации искусства конца девятнадцатого - начала двадцатого века ( особенно для тех форумчан, которых заинтересовали проблемы герменевтики) могу порекомендовать монографию О.С. Давыдовой "Концептуальный модерн". http://www.labirint.ru/books/469725/
|
|
| |
Александра_М | Дата: Суббота, 22.08.2015, 20:23 | Сообщение # 11 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 137
Статус: Offline
| ГОСПОДИН ЮРИЙ ЕРМОЛАЕВ ! Было бы достойно и вежливо сообщить мне, что вы не хотите печатать мое сообщение и удалили его. ХОТЯ ОТЧЕГО ТАК... ПРОСТО МЫ С БАТЮШКОЙ, СВЯЩЕННИКОМ ПРЕОБРАЖЕНСКОГО ХРАМА В ПЕРЕДЕЛКИНО, хотели всех пригласить в сказочно-прекрасное и многоговорящее, надеюсь, Олегу Евгеньевичу Погудину, дивное подмосковное ПЕРЕДЕЛКИНО.
" Когда б не Бог, зовущий всех нас в Детство, Кто выжил бы без смысла и Любви..." ( иеромонах Роман ( Матюшин ))
Сообщение отредактировал Василиса_1_премудрая - Суббота, 22.08.2015, 20:58 |
|
| |
Александра_М | Дата: Воскресенье, 23.08.2015, 02:16 | Сообщение # 12 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 137
Статус: Offline
| Сердечно прошу прощения у г. Юрия Ермолаева, возможно, сообщение затерялось где-то в виртуальном мире... Я даже рада возможности еще раз писать "на отвлеченные темы", которые так напрямую касаются души русского православного человека. В эти теплые дни на излете лета зову всех в тихое, томное подмосковное местечко, в пропахшее яблоками Переделкино! Как просилась душа сюда на богомолье, в Преображение Господне, в эту старинную двувековую намоленную церковь, освященную во имя Праздника, а днесь уже отдание, в последний раз пропели Тропарь глас 7 "Преобразился еси на горе, Христе Боже...". Вы войдете в эту церковь, и уверуете, так радостно и благодатно будет вашей душе; я никогда не видела здесь электрического света, только слабо светят огоньки огромных, низко свисающих, бронзовых лампад, да сладких восковых свечей. Великое утешение всем скорбящим дают чудотворные Образы Божией матери "Казанская" и "Иверская", и весь иконостас дивной старой иконописи- глаз не отвести! Если встанете посреди храма на богослужении,вы близко увидите величайшую святыню- большое серябряное Евангелие святого праведного батюшки Иоанна Кронштадского, бывшее с ним всю его священческую жизнь.Особая отрада для всех верующих та, что на праздники служит, если во здравии, схиархимандрит Илий. После службы его всегда окружает толпа пытающих ответа на потребу..,но зачем, такое счастье просто встретить ласковый участливый взгляд духоносного батюшки, припасть к благославлящей руке, смотреть вслед невесомой, высохшей фигурке в старенькой рясе... и гулять, ходить , дышать святым воздухом Патриаршьего подворья. Незабвенный, приснопамятный Патриарх Алексий 2 здесь жил круглый год, иногда, летними вечерами, приходилось видеть его на прогулке в сопровождении бело-рыжего кота. Да, рядом на пустыре выстроен огромный, с яркими, всецветными купалами, храм во имя черниговского святого князя Владимира...очень красивый... Пройдем немного вперед, и вот уже видим "имбирно-красный лес кладбищенский, горевший, как печатный пряник"., я иду с цветами к своим любимым стихотворцам Арсению Тарковскому и, неминуемо, Борису Пастернаку. У него в Переделкино написаны стихи на каждый месяц года, и я, ступая по Переделкинскому, совершенно сельскому, погосту, шепотом читаю "Август",который знаю наизусть лет сорок. Все мои августовские утра в Переделкино были нежно-розовые. золотистые, как и в стихотворении Пастернака. "Как обещало, не обманывая, проникло солнце утром рано.."Стихотворение "Август" написано в 1953 году.В ночь на Преображение Господне Борис Пастернак проснулся в слезах, подушка промокла от ночных слез, он видел сон о том, что друзья собрались к нему на проводы.. Вы шли толпою, врозь и парами, Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня Шестое августа по-старому, Преображение Господне. Обыкновенно Свет без пламени Исходит в этот день с Фавора, И осень, ясная, как знаменье, К себе приковывает взоры. Борису Пастернаку было 63 года, он пережил не один инфаркт, и сон. увиденный под Праздник, он воспринял как верный знак скорой кончины. Еврейский мальчик был окрещен в православии в раннем детстве по настоянию няни, но узнал об этом Пастернак уже будучи совершеннолетним. Всю жизнь он был изгоем всюду- и среди еврейских соплеменников, и русских православных, ибо вновь начались репрессии за Веру. И опубликование столь яркого, сильного религиозного стихотворения, и еще целого цикла потрясающе скорбных " великопостных" стихотворений было достойным и мужественным поступком поэта. Прощай, лазурь Преображенская, И золото второго Спаса. Смягчи последней лаской женскою Мне горечь рокового часа. И такая нежная, с выверенными чувствами, женщина была с ним еще семь лет, до исхода дней земной жизни. Тайну последней любви Пастернака к Ольге Ивинской в Переделкино хранят пустынные поля, тенистые аллеи, матовые черные пруды, резные мосточки, где гуляли они, а ныне ступаете вы. Последняя любовь всегда спокойна и нетороплива...- И полусонным стрелкам лень Ворочаться на циферблате, И дольше века длиться день И не кончается объятье... В последние годы жизни Пастернака в его сердце вошло смирение, пренебрежение ко всему материальному ( читайте письма последних лет). Вот такое трагически-прекрасное стихотворение Пастернака "Август".( не понимаю, как могут некоторые вырвать из него красивую цитату по случаю). Столько лет спрашиваю себя - почему так притягательна эта уютная, тихая, обитель творчества и вдохновения - Переделкино.. Просто здесь все восхитительно перемешено, и крепкое русское православие, и приемственность высокой художественной культуры русского слова творцами- обитателями Переделкина. Поднимаетесь дальше по склону, обычные дачные домики, но все благоухает, все пропитано духовитой антоновкой... старый парк и дом Пастернака, рядом дом-галерея Е.А.Евтушенко, и вот маленький дощатый дачный домик Булата Окуджавы..Я прихожу к нему незванной гостьей...Мой первый учитель жизни, и без Вас я продолжаю жить в Вашем песенно-стихотворном мирозданьи, по утвержденным Вами же законам.( впервые я увидела-услышала Б.Окуджаву когда мне было, как не иронично это звучит, 19 лет...) Сейчас здесь тихо, безлюдно, и главное, чтобы литературные дамы подольше пили чай- а вы в одиночестве можете побыть в его комнатке, присесть на любимую им кушетку, рассмотреть все колокольчики, осторожно позванивая, можно добавить свой; и пристально вглядываться в лица и глаза людей, в основном, уже ушедших в иной мир...В самом начале здесь был директором умный, интересный человек, свидетель многого происходивщего в доме Окуджавы и щедро делившийся воспоминаниями, но это было в прошлом веке! Последние годы в день рождения Окуджавы здесь творится что-то несусветное такое!., а как бы хотелось слышать в этот день только одного человека, Олега Погудина, так похожего . в унисон созвучного, самому незабвенному Булату! Так что, услышьте мой зов, спешите, спешите на Киевский вокзал! и приезжайте в это дивное место, в яблочное ПЕРЕДЕЛКИНО, которое, возможно, вы любили, когда были молодые, но забыли... И юным барышням здесь так понравится!, здесь все становится возвышенно-прекрасным...
" Когда б не Бог, зовущий всех нас в Детство, Кто выжил бы без смысла и Любви..." ( иеромонах Роман ( Матюшин ))
|
|
| |
Александра_М | Дата: Воскресенье, 23.08.2015, 02:38 | Сообщение # 13 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 137
Статус: Offline
| Попробую показать фотографии, если получится... Но вы не забывайте камеру, чтобы "остановить прекрасное мгновение".
" Когда б не Бог, зовущий всех нас в Детство, Кто выжил бы без смысла и Любви..." ( иеромонах Роман ( Матюшин ))
|
|
| |
Александра_М | Дата: Воскресенье, 23.08.2015, 02:45 | Сообщение # 14 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 137
Статус: Offline
| и еще...
" Когда б не Бог, зовущий всех нас в Детство, Кто выжил бы без смысла и Любви..." ( иеромонах Роман ( Матюшин ))
|
|
| |
Юрий_Ермолаев | Дата: Воскресенье, 23.08.2015, 10:48 | Сообщение # 15 |
Учредитель клуба
Группа: Администраторы
Сообщений: 723
Статус: Offline
| Цитата Василиса_1_премудрая ( ) ГОСПОДИН ЮРИЙ ЕРМОЛАЕВ ! Было бы достойно и вежливо сообщить мне, что вы не хотите печатать мое сообщение и удалили его... Цитата Василиса_1_премудрая ( ) Сердечно прошу прощения у г. Юрия Ермолаева, возможно, сообщение затерялось где-то в виртуальном мире... Ваше сообщение нигде не затерялось, а было удалено мною, так как нарушало Правила и традиции нашего Клуба, о чем и было написано в теме. Я вижу, что Вы или не удосужились при регистрации ознакомиться с Правилами форума, или не считаете их для себя обязательными. То и другое - неуважение к Клубу и нашим участникам. Никаких личных обращений в темах форума быть не должно, для этого существует система приватных личных сообщений. А позволять себе обсуждать действия администрации прямо в теме - вообще серьезное нарушение. На первый раз получаете предупреждение, если подобное повторится - я буду вынужден удалить Ваш аккаунт. И еще: я бы все же рекомендовал Вам выбрать более сдержанный ник.
|
|
| |
|