ВНИМАНИЕ! Домен elegos.ru закрыт. Наш сайт перенаправлен на адрес
https://oleg-pogudin.elegos.su (изменение в адресе .RU на .SU). Потребуется заново авторизоваться. При проблемах пишите на e-mail администрации infolab@list.ru
Новые сообщения · Оглавление форума · Участники · Правила форума · Поиск ·
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Модератор форума: Юрий_Ермолаев, Елена_Фёдорова, Татьяна_Соловьёва  
«Не уходи, побудь со мною». Еще раз о знаменитом романсе
МаргаритаДата: Воскресенье, 25.09.2016, 12:40 | Сообщение # 1
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 2023
Статус: Offline

«Не уходи, побудь со мною». История романса и судьба его исполнительницы



Анастасия Вяльцева

“В том краю тишина бездыханна,
Только в гуще сплетенных ветвей
Дивный голос твой, низкий и странный
Славит бурю цыганских страстей. “

Это стихотворение А. А. Блок посвятил знаменитой певице, королеве русского романса Анастасии Вяльцевой.
Дочь орловской крестьянки, в юные годы она работала младшей горничной в гостинице на Крещатике. Однажды там остановилась известная оперная прима Серафима Бельская. Услышав пение убиравшей её номер девушки, она была поражена её талантом и составила протекцию в театральных кругах.
Первое сольное выступление Вяльцевой состоялось в Москве в 1897 году. Ей было двадцать шесть лет.
Уже тогда определилась ее знаменитая творческая манера: она пела ярко, легко, свободно. Ее называли «певицей радостей жизни», потому что песни в свой репертуар Анастасия Дмитриевна придирчиво отбирала сама, отвергая те, в которых были слова «смерть», «разлука», «печаль», «горе», «тоска».
«Вот что значит истинный талант! Вот где душа гения, озаренная божественным отражением»,
— восхищённо говорил И. Е. Репин.


“Ночи безумные, ночи бессонные,
Душные комнаты, пенье цыганское;
Страстные речи, глаза утомленные!
Смятые розы в бокалах шампанского!”

Этот романс прославил Вяльцеву. Среди ослеплённых талантом восходящей примы был тридцатилетний чиновник, сын губернского секретаря (один из низших чинов в табели о рангах Российской Империи) Николай Владимирович Зубов. С детских лет он тянулся к музыке, к которой пристрастил его меломан-дядя, часто собиравший в своём вологодском доме хор, которым руководил сам.
Так как семья Зубовых жила в большой бедности, Николай Владимирович не смог получить музыкального образования и даже не знал нот. При этом он был удивительно талантлив, имел превосходную память и всё, что слышал, мог сразу сыграть «на слух», спеть любую мелодию из многих опер, а свои сочинения исполнял на рояле наизусть, и его товарищи записывали их нотными знаками.
Гениальный самоучка, Зубов сочинял вокальные произведения и фортепианные миниатюры, со свойственной ему душевной щедростью посвящая их родным и друзьям. Сначала это были салонные музыкальные презенты, затем серьезные классические романсы для солистов императорских театров. Два романса на собственные стихи «Камама тут» («Люблю тебя») и «Жажду свиданья» Николай Владимирович посвятил певице Раисе Раисовой.
Имя Зубова стало чрезвычайно популярно на рубеже XIX-XX веков, ноты с его произведениями издавались гигантскими тиражами, в 5-10 раз превышавшими тиражи классической музыки.
Встреча с Анастасией Вяльцевой открыла новую страницу в творчестве молодого композитора, вспыхнувшее чувство вдохновило его на создание десятков романсов, большая часть которых были посвящены его музе и исполнены ею.


Николай Зубов

Среди них наиболее известны и популярны романсы «С тобой вдвоем», «Под чарующей лаской твоею» и «Не уходи», которые до сих пор непременно включают в свои программы почти все исполнители этого жанра.

“Не уходи, побудь со мною,
Здесь так отрадно, так светло,
Я поцелуями покрою
Уста, и очи, и чело.
Я поцелуями покрою
Уста, и очи, и чело.
Побудь со мной,
Побудь со мной!..”

Свой самый знаменитый романс Николай Владимирович написал в 1899 году, в год своего знакомства с Вяльцевой. Долгое время автором стихов считался поэт М. П. Пойгин, но позднее было установлено, что написаны они самим Зубовым. Кроме «Не уходи», примерно десять романсов были написаны Николаем Владимировичем на собственные стихи.

В ответ на «Не уходи» композитор П. Дельме создал романс «У самых нежных слов нет сил…»:

“Не уходи, побудь со мной,
Мне так отрадно и светло,
У самых нежных слов нет сил
Пересказать, как я любил,
Кумир прелестный.
Как много тратил я речей,
Чтобы зажечь во тьме ночей
Огонь небесный.

Еще одна моя мечта —
Расцеловать тебя в уста,
Едва касаясь.
В груди к другому страсть тая,
Вообрази, что это я,
К нему ласкаясь.

Упрек не стоит ничего,
Когда несешь с собой его
В уединенье.
А помнишь, как вчера еще
Мы целовались горячо
Мне в утешенье.

Прощай! Пробил разлуки час,
Огонь любви в тебе погас,
Ты прихотлива.
Другой прижмет тебя к груди,
Забудешь клятвы ты, иди
И будь счастлива!”

К сожалению, чувство Николая Владимировича осталось без взаимности… Сердце Анастасии Вяльцевой было отдано блестящему гвардейскому офицеру Бискупскому.
Василий Викторович Бискупский происходил из семьи тайного советника Виктора Ксаверьевича Бискупского, экс-губернатора Томска. Мать его, Елена Васильевна, в девичестве носила фамилию Римская-Корсакова. Бискупский, бывший моложе своей избранницы на семь лет, преданно любил певицу и женился на ней.
Его родители, аристократы, отнеслись к крестьянскому происхождению невестки снохи спокойно и без колебаний благословили молодых.


Анастасия Вяльцева

Однако брак этот долгое время держался в секрете, так как подобный мезальянс мог повредить военной карьере Василия Викторовича. Их тайну знали лишь немногие близкие друзья. Николай Зубов, в течение шести лет трепетно обожавший Анастасию Дмитриевну и посвящавший ей все свои произведения, узнал её лишь, когда грянула Русско-Японская война…
В 1904-м году Вяльцева разорвала контракт на огромную по тем временам сумму в 26 тысяч рублей и отправилась на фронт рядовой сестрой милосердия.
Василий Викторович был тяжело ранен и, наотрез отказавшись от эвакуации в тыл, лежал в госпитале. «Сестрица Анастасия» выхаживала его и других раненых, работая без устали и скрывая своё настоящее имя.
Впрочем, долго сохранять инкогнито не получилось, знаменитую певицу узнали и упросили дать в Харбинском Летнем театре концерт «в пользу увечных и семейств убитых нижних чинов Заамурского округа», имевший грандиозный успех.
Брак Вяльцевой и Бискупского стал достоянием общественности. Как и следовало ожидать, конногвардейское начальство не одобрило мезальянса, и Василию Викторовичу пришлось уйти из полка. Когда Анастасия Дмитриевна отправилась на Дальний Восток, Николай Зубов посвятил ей свой последний романс с говорящим названием «Я хотел тебя забыть…».
Как сложилась судьба композитора-самородка дальше, неизвестно. После 1906-го года следы его теряются. Может быть, Николай Владимирович, щедро даривший свою душу, вкладывая её в создаваемые произведения, просто исчерпал себя, допел свои песни и замолчал, может быть, не встретилось музы, равной Вяльцевой, которая бы вдохновила его на новые шедевры, а, возможно, ранняя смерть унесла композитора в расцвете лет…
Недолго оставалось царить и Вяльцевой. Её слава не имела равных, как и её гонорары. Среди артистов бытовало расхожее выражение «вяльцевский гонорар». В воспоминаниях Собинова можно встретить фразу, что за один из концертов он получил «вяльцевский гонорар».
Анастасия Дмитриевна гастролировала по всей России в собственном комфортабельном вагоне, где имелись столовая, спальня, гардеробная, репетиционный зал. Вяльцеву не раз приглашали за границу, но певица отказывалась:

«Туда ездят искать славы, а я нашла ее в России».



Её знаменитый вагон проехал почти 200 тысяч верст… Позже в нём в бытность свою Верховным правителем России ездил адмирал Колчак, а после него — маршал Блюхер. Закончил свой путь «вяльцевский вагон» гостиницей для командного состава воинских частей Восточного участка во время строительства Байкало-Амурской магистрали.
Во время одной из поездок она, помня своё голодное детство, Вяльцева подобрала и удочерила нищую сиротку. К сожалению, девочка вскоре заболела и умерла. Кроме неё, Вяльцева опекала мальчика из бедной семьи, которому завещала крупную денежную сумму.
В 1912 году врачи обнаружили у Вяльцевой рак крови. Лечение не давало результатов, и лишь переливание здоровой крови, которую брали у Василия Викторовича, временно улучшало состояние певицы. Несмотря на все усилия, через год она скончалась.
Бискупский не смог быть на похоронах жены. Горе его было столь велико, что он слёг в горячке: открылась полученная в Маньчжурии рана. Ему было суждено пережить Анастасию Дмитриевну на 32 года.
В Первую Мировую войну он дослужился до генерала и командовал дивизией. Его однополчанин, будущий белый вождь барон П. Н. Врангель вспоминал о нём, как о лихом и отчаянно смелом офицере. Революция, вначале поддержанная Василием Викторовичем, выдворила его за пределы Отечества. В Европе генерал выступал в качестве уполномоченного по делам русских беженцев.
Он так и не женился вновь, храня верность своей единственной любви, и скончался в 1945 году вдали от Родины…

izbrannoe.com 10.09.2016
Прикрепления: 8603930.jpg (8.4 Kb) · 3679714.jpg (10.4 Kb) · 1607082.jpg (24.7 Kb) · 3178129.jpg (24.6 Kb) · 3805382.jpg (33.0 Kb)


Dum_spiro,_spero!_(лат.)
Пока_ дышу,_надеюсь!


Сообщение отредактировал Маргарита - Воскресенье, 25.09.2016, 12:47
 
Марина_ЛДата: Воскресенье, 25.09.2016, 19:38 | Сообщение # 2
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 307
Статус: Offline
Уважаемая Маргарита Петровна, спасибо за статью! В целом, она интересна и познавательна, напоминает известное или открывает неизвестное о личности Вяльцевой, знакомит с историей трагической любви Н.Зубова, создавшего гениальный романс.

Но уже второй раз встречаюсь в статьях, посвящённых А.Вяльцевой, со странным, на мой взгляд, фактом: строфа восьмого стихотворения блоковского цикла "Кармен" настойчиво адресуется Анастасии Вяльцевой. Между тем общеизвестно, зафиксировано в биографической литературе о поэте, в воспоминаниях современников, в специальных исследованиях, а сейчас - и на интернет-страницах, что цикл "Кармен" (весь) был посвящён поэтом оперной певице Любови Александровне Дельмас, которую А.Блок увидел в роли Кармен в конце 1913 года, был потрясён ею, неоднократно посещал спектакли, долго не решаясь познакомиться. Знакомство их всё-таки состоялось в начале марта 1914 года, и за достаточно короткий срок - с 4 по 31 марта – был написан цикл из 10 стихотворений, название которому дал образ, потрясший поэта. По признанию современников, это была самая удачная роль Л.А.Дельмас: внешность, характер, голос, внутреннее наполнение совпадали идеально. О том, кому адресован цикл, свидетельствует и недвусмысленное посвящение самого поэта – «Л.А.Д.»

В общем-то, найти информацию о посвящении нетрудно, она имеется в каждой более-менее подробной биографии Блока. Мне в этом случае ближе печатные источники, из более подробных в интернете быстро нашёлся вот этот: М.А.Бекетова (тётка поэта) «Александр Блок. Биографический очерк», страницы 52-53. http://rusbook.com.ua/russian....page=52

«В марте произошло его первое знакомство с Л. А. Дельмас в театре Музыкальной драмы. И в жизни артистка не обманула предчувствий поэта. В ней нашел он ту стихийную страстность, которая влекла его со сцены. Образ ее, неразрывно связанный с обликом Кармен, отразился в цикле стихов, посвященных ей. Да, велика притягательная сила этой женщины. Прекрасны линии ее высокого, гибкого стана, пышно золотое руно ее рыжих волос, обаятельно неправильное, переменчивое лицо, неотразимо влекущее кокетство. И при этом талант, огненный артистический темперамент и голос, так глубоко звучащий на низких нотах. В этом пленительном облике нет ничего мрачного или тяжелого. Напротив - весь он солнечный, легкий, праздничный. От него веет душевным и телесным здоровьем и бесконечной жизненностью. Соскучиться с этой Кармен так же трудно, как с той, настоящей из новеллы Мериме, на которую написал Бизе свою неувядаемую оперу. Это увлечение, отливы и приливы которого можно проследить в стихах Блока не только цикла "Кармен", но и цикла "Арфы и скрипки", длилось несколько лет. Отношения между поэтом и Кармен были самые лучшие до конца его дней».

И такая красивая небольшая статья (хотя тоже с некоторыми неточностями) из современных авторов http://iledebeaute.ru/love/2009/7/16/4233 Думаю, что авторы тоже основывались на документах, в частности на «Записных книжках» Блока, по крайней мере приведено много цитат.

Поэтому мне несколько непонятно, откуда в статьях интернет-журналистов взялась мысль, что конкретно на эти 4 строчки вдохновила поэта покойная к тому времени А.Вяльцева… Причём этот факт, как обычно, кочует из одной статьи в другую. Пожалуйста, если кто-то из форумчан найдёт (или уже находил) серьёзное исследование, доказывающее эту мысль, поделитесь. Хочется в конце концов поставить точки над i в этом вопросе!


Тревожные звуки внезапной музыки давали чувство совести, они предлагали беречь время жизни, пройти даль надежды до конца и достигнуть ее, чтобы найти там источник этого волнующего пения и не заплакать перед смертью от тоски тщетности. (А.Платонов)

Сообщение отредактировал Марина_Л - Воскресенье, 25.09.2016, 19:44
 
МаргаритаДата: Среда, 28.09.2016, 11:00 | Сообщение # 3
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 2023
Статус: Offline
Почему бы Вам, уважаемая Марина, самой не заняться этим увлекательным занятием: изучением посвящения именно этих строк?
А если Вам удастся поставить все точки над i в этом вопросе, искусствоведы и любители творчества двух талантливых певиц будут Вам благодарны.


Dum_spiro,_spero!_(лат.)
Пока_ дышу,_надеюсь!
 
Марина_ЛДата: Среда, 28.09.2016, 21:19 | Сообщение # 4
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 307
Статус: Offline
Прошу прощения, Маргарита Петровна, я не настаивала, чтобы кто-то лично исследовал посвящение этих строк, тем более если нет интереса. Что же касается Вашего предложения "самой заняться этим увлекательным занятием", то уже... Причём давно, ещё весной, когда впервые обнаружила этот загадочный факт в статье, размещённой на другом ресурсе. Результаты моего недолгого исследования, собственно, и приведены в посте: доказательств посвящения этих строк Вяльцевой мною не обнаружено, так же как и каких-либо причин вырывать их из контекста поэтического цикла. Поэтому я и высказала просьбу - поделиться, если кому-то эти доказательства на самом деле попадались.

Что именно Вам показалось оскорбительным в моей просьбе? Чем вызвана ирония? Желанием разобраться в вопросе, связанном с творчеством знаковых фигур Серебряного века? Или вернее с интерпретацией их творчества в СМИ...

Против вашего поста мой интерес не был направлен никоим образом, а ошибки и неточности имеют место быть не только в интернет-публикациях (зачастую безымянных), но и в радио- и телепередачах.


Тревожные звуки внезапной музыки давали чувство совести, они предлагали беречь время жизни, пройти даль надежды до конца и достигнуть ее, чтобы найти там источник этого волнующего пения и не заплакать перед смертью от тоски тщетности. (А.Платонов)
 
МаргаритаДата: Четверг, 29.09.2016, 09:03 | Сообщение # 5
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 2023
Статус: Offline
Марина, ни в коем случае обидеть Вас я не хотела, как не чувствую и себя обиженной.
Я не поняла, что Вы пришли уже к определенному выводу.
Если это так, я Вас поздравляю.
Наверно, плохо, что я недостаточно изучила приведенные материалы в почтенном дайджесте, но Вы возбудили во мне интерес к этому вопросу, за что благодарю.


Dum_spiro,_spero!_(лат.)
Пока_ дышу,_надеюсь!
 
Марина_ЛДата: Четверг, 29.09.2016, 19:42 | Сообщение # 6
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 307
Статус: Offline
Маргарита Петровна, Вы и во мне возбудили вновь интерес к этому вопросу и показали, что я, может быть, недостаточно нашла данных и не все ресурсы задействовала. В данный момент направила письмо сотрудникам музея А.Блока по поводу этого и ещё одного стихотворения, также в интернете адресуемого Вяльцевой. Если найдут время ответить, то с удовольствием поделюсь сведениями. Наверное, это и будет "точкой над i". И вполне возможно, что я окажусь неправа.

Но ведь это же очень интересно - искать истину, пусть даже в маленьком, узком вопросе и, как пишут в книгах, "бороться и искать, найти и не сдаваться"!


Тревожные звуки внезапной музыки давали чувство совести, они предлагали беречь время жизни, пройти даль надежды до конца и достигнуть ее, чтобы найти там источник этого волнующего пения и не заплакать перед смертью от тоски тщетности. (А.Платонов)

Сообщение отредактировал Марина_Л - Четверг, 29.09.2016, 19:43
 
МаргаритаДата: Четверг, 29.09.2016, 21:08 | Сообщение # 7
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 2023
Статус: Offline
Марина, вопрос этот в самом деле интересный.
Не исключено, что А.Блок мог посвятить эти строки двум женщинам: талантливой певице и любимой женщине.
А я сегодня вспомнила , что в Дневнике Блока 1920 года вписано несколько романсов.
Нашла эту страницу. 7 ноября 1920 года А.Блок переписал из "Полного сборника романсов и песен в исполнении А.Д.Вяльцевой, В.Паниной, М.А.Каринской" несколько романсов, в том числе "Не уходи, побудь со мною".
Даже если Блок не посвящал стихи А.Д.Вяльцевой, он наверняка слышал романс в ее исполнении и полюбил его.
И я думаю, что интерес А.Блока к романсу "Не уходи, побудь со мною" - тоже интересная страница в судьбе этого романса. Среди переписанных Блоком романсов (надо полагать, любимых) - в репертуаре Олега Евгеньевича есть еще четыре: "Везде и всегда за тобою" (с пометкой - цыганский), "Я грущу, если можешь понять" ("Лебединая песня") (музыка М.Пуаре, сл. В.Паниной), "Дремлют плакучие ивы", "Жалобно стонет ветер осенний".
И пятый - "Не уходи, побудь со мною".


Dum_spiro,_spero!_(лат.)
Пока_ дышу,_надеюсь!


Сообщение отредактировал Маргарита - Пятница, 30.09.2016, 20:32
 
Марина_ЛДата: Пятница, 30.09.2016, 20:11 | Сообщение # 8
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 307
Статус: Offline
Получила ответ сотрудников музея-квартиры Александра Блока (г.Санкт-Петербург,ул. Декабристов, 57). Огромное спасибо им за оперативность!

Чтобы было понятнее, привожу отрывок из своего письма: "...С некоторых пор встречаюсь в интернет-статьях, посвящённых А.Вяльцевой, со странным, на мой взгляд, фактом: строфа восьмого стихотворения блоковского цикла "Кармен" («В том краю тишина бездыханна, Только в гуще сплетенных ветвей Дивный голос твой, низкий и странный, Славит бурю цыганских страстей…») настойчиво адресуется Анастасии Вяльцевой (так и пишут, что посвятил ей или даже, что послушал пластинку, встал и написал). Между тем известно, что цикл "Кармен" (весь) был посвящён поэтом оперной певице Л.А.Дельмас. Написан он в 1914 году, Вяльцева к этому времени уже умерла. И тем не менее факт этот кочует из одной статьи в другую. Никаких упоминаний в серьёзной литературе или мемуарах о том, что стихотворение это поэт посвятил Вяльцевой я не нашла, но сомнения остаются. Если Вас не затруднит, проясните, пожалуйста, точку зрения блоковедов на этот вопрос.
А также и про стихотворение «Ушла. Но гиацинты ждали…», включённое в цикл «Фаина», тоже, как пишут в интернете, посвящённое «божественной и несравненной Анастасии Вяльцевой».
Буду очень благодарна, если Вы или кто-то из сотрудников музея найдёт время на хотя бы краткий ответ. В интернете сейчас столько можно всего прочитать, что не знаешь, чему и с какой степенью уверенности можно доверять.
С уважением Марина Левшина"
.


Ответ Анны Макаровой, сотрудницы музея:

"Здравствуйте, Марина!
С интересом и удивлением прочитала Ваше письмо. Ни я, ни другие сотрудники музея не встречали таких фактов. Более того, знаю, что Блок к творчеству Вяльцевой относился прохладно в отличие от Паниной, которую называл "божественной". Цикл "Кармен" весь, без сомнения, посвящен Л. А. Дельмас. Она,правда, любила исполнение Вяльцевой и ориентировалась на ее манеру исполнения, когда готовила партию Кармен. Такие сведения встречать мне приходилось. Возможно, как-то всё смешалось, и возникли эти странные мысли.
Стихотворение "Ушла. Но гиацинты.." посвящено актрисе Наталье Волоховой, как и цикл "Снежная маска" и "Земля в снегу". Это так же однозначно, как и с посвящением Дельмас".


Тревожные звуки внезапной музыки давали чувство совести, они предлагали беречь время жизни, пройти даль надежды до конца и достигнуть ее, чтобы найти там источник этого волнующего пения и не заплакать перед смертью от тоски тщетности. (А.Платонов)

Сообщение отредактировал Марина_Л - Пятница, 30.09.2016, 20:13
 
МаргаритаДата: Пятница, 30.09.2016, 20:52 | Сообщение # 9
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 2023
Статус: Offline
Уважаемая Марина!
Замечательно, что Вы выяснили этот факт.
Но все-таки статья была об Анастасии Вяльцевой.
Вспомним с благоговением талантливую певицу, которой был посвящен столь дивный романс.
Ему отдал должное и сам Александр Блок, переписав в сложные дни 1920 года романс "Не уходи" в свой дневник.
А теперь мы с восторгом слушаем его в исполнении нашего любимого Певца, божественный голос которого воскресил романс для новых слушателей.
Романс продолжает жить и радовать сердца.


Dum_spiro,_spero!_(лат.)
Пока_ дышу,_надеюсь!
 
Марина_ЛДата: Пятница, 30.09.2016, 21:26 | Сообщение # 10
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 307
Статус: Offline
Цитата Маргарита ()
Романс продолжает жить и радовать сердца.


Это бесспорно! Так же, как и необыкновенная, пленительная личность Анастасии Вяльцевой остаётся в памяти поколений.


Тревожные звуки внезапной музыки давали чувство совести, они предлагали беречь время жизни, пройти даль надежды до конца и достигнуть ее, чтобы найти там источник этого волнующего пения и не заплакать перед смертью от тоски тщетности. (А.Платонов)
 
Марина_ЛДата: Пятница, 30.09.2016, 23:39 | Сообщение # 11
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 307
Статус: Offline
Как прихотлива человеческая память! Решив, что вопрос о посвящении А.Блоком стихов Анастасии Вяльцевой разрешился, вдруг неожиданно вспомнила, что есть стихотворение Блока, в самом деле тесно связанное и со знаменитым романсом, и с не менее знаменитой его исполнительницей. И этим стихотворением можно совершенно обоснованно продолжить тему "Ещё раз о знаменитом романсе".

Не уходи. Побудь со мною,
Я так давно тебя люблю
.


Дым от костра струею сизой
Струится в сумрак, в сумрак дня.
Лишь бархат алый алой ризой,
Лишь свет зари — покрыл меня.

Всё, всё обман, седым туманом
Ползет печаль угрюмых мест.
И ель крестом, крестом багряным
Кладет на даль воздушный крест…

Подруга, на вечернем пире,
Помедли здесь, побудь со мной.
Забудь, забудь о страшном мире,
Вздохни небесной глубиной.

Смотри с печальною усладой,
Как в свет зари вползает дым.
Я огражу тебя оградой —
Кольцом из рук, кольцом стальным.

Я огражу тебя оградой —
Кольцом живым, кольцом из рук.
И нам, как дым, струиться надо
Седым туманом — в алый круг.


Это стихотворение, созданное в августе 1909 года, имеет прямую и ясную связь с действительно любимым поэтом романсом. Ему предпослан эпиграф из "Не уходи...", оно написано тем же стихотворным размером, что и произведение Н.Зубова, повторяет его ритмический рисунок, за исключением рефрена "Побудь со мной". В первоначальной редакции даже называлось "Романс", потом поэт убрал заглавие, но добавил эпиграф, подчёркивающий эту связь. Стихотворение не относится к числу самых известных, но о серьёзном отношении Блока к нему свидетельствует тот факт, что позднее, тщательно отбирая стихи, поэт включил его в важнейший для своего творчества цикл "Родина".

Это произведение при желании даже можно петь на мотив знаменитого романса, и мне приходилось слышать подобное исполнение, правда, очень давно и в любительском спектакле.

Вот так своеобразно повернулась тема "Блок - Вяльцева"... Любимый поэтом и очень популярный в то время (и в наше, конечно) романс эхом отразился в его творчестве. Мечтой о любви, которая помогает противостоять "страшному миру" и придаёт смысл человеческой жизни.


Тревожные звуки внезапной музыки давали чувство совести, они предлагали беречь время жизни, пройти даль надежды до конца и достигнуть ее, чтобы найти там источник этого волнующего пения и не заплакать перед смертью от тоски тщетности. (А.Платонов)

Сообщение отредактировал Марина_Л - Пятница, 30.09.2016, 23:47
 
МаргаритаДата: Суббота, 01.10.2016, 07:06 | Сообщение # 12
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 2023
Статус: Offline
Дорогая Марина!
Какое удивительное завершение Вашего расследования!
Словно дух великого поэта Вас направлял.
Вспомнила, как я сомневалась: стоит ли помещать статью, ведь на форуме уже были публикации на эту тему.
Но все не случайно в этом мире.
Я даже подумать не могла, что так все закончится.
Мне было радостно узнать, что строки любимого романса вдохновили А. Блока на создание одного из стихотворений.
А романс продолжает звучать, волнуя сердца.
Вот и вчера он прозвучал, спетый волшебным голосом в Светлановском зале ММДМ.
И его услышат миллионы.
Потому что вчера была съемка концерта Олега Погудина «Танго. Вальс. Романс» телеканалом «Культура».
И это Счастье – услышать любимый голос в любимом романсе за тысячи километров от Москвы!


Dum_spiro,_spero!_(лат.)
Пока_ дышу,_надеюсь!


Сообщение отредактировал Маргарита - Суббота, 01.10.2016, 07:14
 
Руслан_БогатыревДата: Суббота, 14.10.2017, 10:27 | Сообщение # 13
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 8
Статус: Offline
Полагаю, история этого романса всё же неполна без упоминания о замечательном романсе Георгия Васильевича Свиридова к фильму "Метель" (1964). Романсе, написанном в продолжение романса "Не уходи". Две истории любви. И куда более глубокая и драматическая картина...
 
АдаДата: Суббота, 14.10.2017, 10:27 | Сообщение # 14
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 1150
Статус: Offline
С Московского Форума поклонников творчества Олега Погудина

софи (С.Петербург) 20 декабря 2004 г.

"НЕ УХОДИ, ПОБУДЬ СО МНОЮ..."

О создателе этого известного в прошлом, да и в наше время, чарующего романса, а также порядка 165 различных салонных и цыганских романсов и других музыкальных творений, издававшихся ранее в России огромными тиражами, композиторе Николае Владимировиче Зубове, к сожалению, мало что-либо известно сегодня не только широкому кругу любителей музыки, но и музыковедам.

Восполнить этот досадный пробел несколько лет назад взялась его двоюродная правнучка Нина Владимировна Лукина, геолог по профессии. В 1995 году Нине Владимировне попал в руки семейный архив, в котором она обнаружила, помимо родословного древа, письма, стихи, пьесы, ноты своих родственников. Среди них оказалось несколько музыкальных произведений Н.В.Зубова, в числе которых был романс "Не уходи, побудь со мною...", созданный композитором в 1899 году и посвященный известной русской певице Анастасии Вяльцевой. Из данного архива Нина Владимировна также узнала, что стихи к этому романсу написал не поэт Михаил Пойгин, как считалось, а лично сам композитор.

Среди формулярных списков дворян Российского Государственного исторического архива Н.В.Лукиной удалось найти один, принадлежащий и Н.В.Зубову. Из него выяснилось, что будущий композитор родился 22 июля 1867 года в семье губернского секретаря Владимира Алексеевича Зубова. Его детство прошло на Вологодчине, в замечательно красивых местах на берегу реки Масляная в имении деда Алексея Александровича Зубова. Из этого списка удалось также узнать, что Н.В.Зубов "... выдержал экзамены при Александрийском кадетском корпусе для лиц, желающих поступить вольноопределяющимся 3-го разряда: явился к исполнению воинской повинности и зачислен в ратники ополчения 2-го разряда в 1888 г.; определен на службу в канцелярию Санкт-Петербургского градоначальника писцом в 1889 г.; и назначен канцелярским служителем 2-го разряда той же канцелярии в 1892 г. ..."

Н.В.Лукиной удалось уточнить, что Н.В.Зубов создал свой первый романс в 1893 году, а вот последний его романс относится к 1906 году. Сильное влияние на музыкальное мировоззрение Н.В.Зубова оказывали его родственники и особенно его двоюродный брат - певец Михаил Зубов, выступавший в течении семи лет на сцене "Ла Скала" в Италии, а затем на сценах Киевской, Одесской и Харьковской опер. Сам же Н.В.Зубов создавал, в основном, свои романсы, как на стихи российских поэтов, так и на свои собственные. Помимо романсов большое место в его творчестве занимали фортепьянные миниатюры, а вот в 1899 году, к 100-летию со дня рождения А.С.Пушкина, он написал вальс "Скорбная лира", посвященный памяти великого русского поэта.

В конце 1890-х годов известная певица Анастасия Вяльцева начинает все больше завоевывать признание у публики как исполнительница старинных русских и цыганских романсов и песен. По мнению ее современников, певица была ослепительно красивой и обаятельной женщиной, ее фигура была тонка, изящна, она всегда имела обворожительную улыбку... А.Вяльцева обладала не только красивым голосом, но и блестящим театральным мастерством, выражавшимся в слиянии "мелодии" и слов, музыки и сценического жеста, точной актерской интонации и фразировки...

В 1899 году Н.В.Зубов, очарованный А.Вяльцевой, создает и посвящает ей свои романсы "С тобой вдвоем", "Под чарующей лаской твоею...". С той поры вся дальнейшая его жизнь и творчество были всецело подчинены захватывающему его чувству. Имено в это время, в 1899 году, им был создан самый известный романс "Не уходи, побудь со мною...". На протяжении же шести лет, а именно с 1899 по 1905 год, почти все романсы Н.В.Зубова носят исключительно интимный характер и посвящаются А.Вяльцевой. Все эти романсы стали, по мнению специалистов, шедеврами российской любовной лирики. Н.В.Лукина предполагает, что композитор создал и посвятил А.Вяльцевой 22 романса. Последний из этой серии романс "Я хотел бы тебя забыть" был создан Н.В.Зубовым, когда певица уже уехала на Дальний Восток к раненому на русско-японской войне Бискунскому, ставшему впоследствии ее мужем. После этих событий, а именно с 1906 года, Н.В.Зубов перестал создавать свои музыкальные произведения. Н.В.Лукина предполагает, что в это время он либо скончался, либо угас как композитор.

Н. ФИЛИПЕЦКИЙ
(источник не указан)

 
НинаДата: Суббота, 14.10.2017, 10:27 | Сообщение # 15
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 60
Статус: Offline
Ада Вениаминовна, с Вашего позволения сделаю дополнение. В статье Е. Семеновой много интересных деталей, да и вообще мне представляется важным собрать как можно больше информации о романсах и песнях из репертуара Олега Погудина, даже если интерпретация того или иного романса или песни будет разной. Это, я думаю, будет интересно.

Итак:

"ПОБУДЬ СО МНОЙ": Н. ЗУБОВ и А. ВЯЛЬЦЕВА

Елена Владимировна Семёнова

Посвящается Л. Серебренникову, в программе которого «Романтика романса» автору впервые привелось услышать имя Николая Зубова...

В том краю тишина бездыханна,
Только в гуще сплетенных ветвей
Дивный голос твой, низкий и странный
Славит бурю цыганских страстей.

Это стихотворение А.А. Блок посвятил знаменитой певице, королеве русского романса Анастасии Вяльцевой. Дочь орловской крестьянки, в юные годы она работала младшей горничной в гостинице на Крещатике. Однажды там остановилась известная оперная прима Серафима Бельская. Услышав пение убиравшей её номер девушки, она была поражена её талантом и составила протекцию в театральных кругах.
Первое сольное выступление Вяльцевой состоялось в Москве в 1897 году. Ей было двадцать шесть лет. Уже тогда определилась ее знаменитая творческая манера: она пела ярко, легко, свободно. Ее называли «певицей радостей жизни», потому что песни в свой репертуар Анастасия Дмитриевна придирчиво отбирала сама, отвергая те, в которых были слова «смерть», «разлука», «печаль», «горе», «тоска». «Вот что значит истинный талант! Вот где душа гения, озаренная божественным отражением», - восхищённо говорил И.Е. Репин.

Ночи безумные, ночи бессонные,
Душные комнаты, пенье цыганское;
Страстные речи, глаза утомленные!
Смятые розы в бокалах шампанского!

Этот романс прославил Вяльцеву. О своём триумфе она вспоминала: «Раздались аплодисменты, крики «бис»… Полетели на сцену студенческие фуражки… Когда я выходила из театра, меня окружили курсистки, схватили мои руки и стали целовать… Я приехала домой опьяненная успехом, и всю ночь мне снились только эти цветы, студенческие фуражки». Неизвестный поклонник преподнёс певице огромную корзину роз с надписью: «Москва признает тебя своею».
Среди ослеплённых талантом восходящей примы был тридцатилетний чиновник, сын губернского секретаря (один из низших чинов в табели о рангах Российской Империи) Николай Владимирович Зубов. С детских лет он тянулся к музыке, к которой пристрастил его меломан-дядя, часто собиравший в своём вологодском доме хор, которым руководил сам. Так как семья Зубовых жила в большой бедности, Николай Владимирович не смог получить музыкального образования и даже не знал нот. При этом он был удивительно талантлив, имел превосходную память и всё, что слышал, мог сразу сыграть «на слух», спеть любую мелодию из многих опер, а свои сочинения исполнял на рояле наизусть, и его товарищи записывали их нотными знаками.
Гениальный самоучка, Зубов сочинял вокальные произведения и фортепьянные миниатюры, со свойственной ему душевной щедростью посвящая их родным и друзьям. Сначала это были салонные музыкальные презенты, затем серьезные классические романсы для солистов Императорских театров. Два романса на собственные стихи «Камама тут» («Люблю тебя») и «Жажду свиданья» Николай Владимирович посвятил певице Раисе Раисовой. Имя Зубова стало чрезвычайно популярно на рубеже XIX-XX веков, ноты с его произведениями издавались гигантскими тиражами, в 5-10 раз превышавшими тиражи классической музыки.

Встреча с Анастасией Вяльцевой открыла новую страницу в творчестве молодого композитора, вспыхнувшее чувство вдохновило его на создание десятков романсов, большая часть которых были посвящены его музе и исполнены ею. Среди них наиболее известны и популярны романсы «С тобой вдвоем», «Под чарующей лаской твоею» и «Не уходи», который до сих пор непременно включают в свои программы почти все исполнители этого жанра.

Не уходи, побудь со мною,
Здесь так отрадно, так светло,
Я поцелуями покрою
Уста, и очи, и чело.
Я поцелуями покрою
Уста, и очи, и чело.
Побудь со мной,
Побудь со мной!

Не уходи, побудь со мною,
Я так давно тебя люблю.
Тебя я лаской огневою
И обожгу, и утомлю.
Тебя я лаской огневою
И обожгу, и утомлю.
Побудь со мной,
Побудь со мной!

Не уходи, побудь со мною,
Пылает страсть в моей груди.
Восторг любви нас ждет с тобою,
Не уходи, не уходи!
Восторг любви нас ждет с тобою,
Не уходи, не уходи.
Побудь со мной,
Побудь со мной!

Свой самый знаменитый романс Николай Владимирович написал в 1899 году, в год своего знакомства с Вяльцевой. Долгое время автором стихов считался поэт М.П. Пойгин, но позднее было установлено, что написаны они самим Зубовым. Кроме «Не уходи», примерно десять романсов были написаны Николаем Владимировичем на собственные стихи. В ответ на «Не уходи» композитор П. Дельме создал романс «У самых нежных слов нет сил…»:

Не уходи, побудь со мной,
Мне так отрадно и светло,
У самых нежных слов нет сил
Пересказать, как я любил,
Кумир прелестный.
Как много тратил я речей,
Чтобы зажечь во тьме ночей
Огонь небесный.

Еще одна моя мечта –
Расцеловать тебя в уста,
Едва касаясь.
В груди к другому страсть тая,
Вообрази, что это я,
К нему ласкаясь.

Упрек не стоит ничего,
Когда несешь с собой его
В уединенье.
А помнишь, как вчера еще
Мы целовались горячо
Мне в утешенье.

Прощай! Пробил разлуки час,
Огонь любви в тебе погас,
Ты прихотлива.
Другой прижмет тебя к груди,
Забудешь клятвы ты, иди
И будь счастлива!

К сожалению, чувство Николая Владимировича осталось без взаимности... Сердце Анастасии Вяльцевой было отдано блестящему гвардейскому офицеру Бискупскому. Василий Викторович Бискупский происходил из семьи тайного советника Виктора Ксаверьевича Бискупского, экс-губернатора Томска. Мать его, Елена Васильевна, в девичестве носила фамилию Римская-Корсакова. Бискупский, бывший моложе своей избранницы на семь лет, преданно любил певицу и женился на ней. Его родители, аристократы, отнеслись к крестьянскому происхождению невестки снохи спокойно и без колебаний благословили молодых.
Однако брак этот долгое время держался в секрете, так как подобный мезальянс мог повредить военной карьере Василия Викторовича. Их тайну знали лишь немногие близкие друзья. Николай Зубов, в течение шести лет трепетно обожавший Анастасию Дмитриевну и посвящавший ей все свои произведения, узнал её лишь, когда грянула Русско-Японская война...

В 1904-м году Вяльцева разорвала контракт на огромную по тем временам сумму в 26 тысяч рублей и отправилась на фронт рядовой сестрой милосердия. Василий Викторович был тяжело ранен и, наотрез отказавшись от эвакуации в тыл, лежал в госпитале. «Сестрица Анастасия» выхаживала его и других раненых, работая без устали и скрывая своё настоящее имя. Впрочем, долго сохранять инкогнито не получилось, знаменитую певицу узнали и упросили дать в Харбинском Летнем театре концерт «в пользу увечных и семейств убитых нижних чинов Заамурского округа», имевший грандиозный успех.
Брак Вяльцевой и Бискупского стал достоянием общественности. Как и следовало ожидать, конногвардейское начальство не одобрило мезальянса, и Василию Викторовичу пришлось уйти из полка. Когда Анастасия Дмитриевна отправилась на Дальний Восток, Николай Зубов посвятил ей свой последний романс с говорящим названием «Я хотел тебя забыть…». Как сложилась судьба композитора-самородка дальше, неизвестно. После 1906-го года следы его теряются. Может быть, Николай Владимирович, щедро даривший свою душу, вкладывая её в создаваемые произведения, просто исчерпал себя, допел свои песни и замолчал, может быть, не встретилось музы, равной Вяльцевой, которая бы вдохновила его на новые шедевры, а, возможно, ранняя смерть унесла композитора в расцвете лет...

Недолго оставалось царить и Вяльцевой. Её слава не имела равных, как и её гонорары. Среди артистов бытовало расхожее выражение «вяльцевский гонорар». В воспоминаниях Собинова можно встретить фразу, что за один из концертов он получил «вяльцевский гонорар». Анастасия Дмитриевна гастролировала по всей России в собственном комфортабельном вагоне, где имелись столовая, спальня, гардеробная, репетиционный зал. Вагон держали на запасных путях и прицепляли к пассажирским составам по заявкам матери певицы Марии Тихоновны, которая сопровождала дочь во всех поездках, помогая во всём, обеспечивая отдых, охраняя от слишком ретивых поклонников. Вяльцеву не раз приглашали за границу, но певица отказывалась: «Туда ездят искать славы, а я нашла ее в России». Её знаменитый вагон проехал почти 200 тысяч верст... Позже в нём в бытность свою Верховным правителем России ездил адмирал Колчак, а после него - маршал Блюхер. Закончил свой путь «вяльцевский вагон» гостиницей для командного состава воинских частей Восточного участка во время строительства Байкало-Амурской магистрали.

Несмотря на насыщенный гастрольный график, Анастасия Дмитриевна была прекрасной женой и хозяйкой. Детей у неё не было. Во время одной из поездок она, помня своё голодное детство, подобрала и удочерила нищую сиротку. К сожалению, девочка вскоре заболела и умерла. Кроме неё, Вяльцева опекала мальчика из бедной семьи, которому завещала крупную денежную сумму.
В 1912 году врачи обнаружили у Вяльцевой рак крови. Лечение не давало результатов, и лишь переливание здоровой крови, которую брали у Василия Викторовича, временно улучшало состояние певицы. Несмотря на все усилия, через год она скончалась. Бискупский не смог быть на похоронах жены. Горе его было столь велико, что он слёг в горячке: открылась полученная в Маньчжурии рана. Ему было суждено пережить Анастасию Дмитриевну на 32 года. В Первую Мировую войну он дослужился до генерала и командовал дивизией. Его однополчанин, будущий белый вождь барон П.Н. Врангель вспоминал о нём как о лихом и отчаянно смелом офицере. Революция, вначале поддержанная Василием Викторовичем, выдворила его за пределы Отечества. В Европе генерал выступал в качестве уполномоченного по делам русских беженцев. Он так и не женился вновь, храня верность своей единственной любви, и скончался в 1945 году вдали от Родины...

© Copyright: Елена Владимировна Семёнова, 2009
Свидетельство о публикации №1907110328

http://www.proza.ru/2009/07/11/328

Сообщение отредактировал Нина - Воскресенье, 20.09.2009, 20:05
 
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:
Сегодня здесь были:  | Стелла
Самые активные:  | Елена_Фёдорова | Наталья_К | Маргарита | Вера_Александровна | Ада | Инна_И | Нина_Данова | НинаПодгорнова | Наталья_С | Татьяна_Соловьёва
Новые участники:  | Evgeniakana | Наталья_Гончарова | Мариша | Маятская_Светлана | Romma | Василий_Рузаков | Елена_З | Мария_Егоровa | Владимир_ | Анастасия_П
 
Мини-чат
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные участники
 
Copyright © Юрий Ермолаев. Арт-студия журнала «Русская элегия». 2008, 2024Используются технологии uCoz