ВНИМАНИЕ! Домен elegos.ru закрыт. Наш сайт перенаправлен на адрес
https://oleg-pogudin.elegos.su (изменение в адресе .RU на .SU). Потребуется заново авторизоваться. При проблемах пишите на e-mail администрации infolab@list.ru
Новые сообщения · Оглавление форума · Участники · Правила форума · Поиск ·
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Юрий_Ермолаев, Елена_Фёдорова, Татьяна_Соловьёва  
Форум клуба » ДРУГИЕ ТЕМЫ » Память о Игоре Урьяше » Памяти Игоря УРЬЯША: ТАЛАНТ И ЛИЧНОСТЬ (журнал pianoФорум № 4 (20), 2014)
Памяти Игоря УРЬЯША: ТАЛАНТ И ЛИЧНОСТЬ
Елена_ФёдороваДата: Понедельник, 16.02.2015, 02:37 | Сообщение # 1
Группа: Модераторы
Сообщений: 5551
Статус: Offline

Ежеквартальный журнал: всё о мире фортепиано
http://www.pianoforum.ru/

pianoФорум № 4 (20), 2014



Памяти Игоря УРЬЯША:
ТАЛАНТ И ЛИЧНОСТЬ


Год назад, 3 февраля 2014 года, в возрасте 48 лет скоропостижно ушёл из жизни замечательный петербургский пианист Игорь Урьяш. Блестящий музыкант, партнёр Мстислава Ростроповича и Максима Венгерова, разносторонне одарённый человек, Игорь Урьяш был любимцем петербургской публики. О нём вспоминает Маргарита Дмитриевна Уфимцева*, постоянный слушатель и преданная поклонница таланта Игоря, не пропускавшая его концертов в течение 20 лет.

ЗНАКОМСТВО

Сначала у меня с Игорем было очень поверхностное знакомство. Моя дочь (она на год младше Игоря) занималась с ним в одной музыкальной школе – школе имени Ляховицкой. Я, естественно, часто бывала в школе, мелькало много детей, и этот мальчик сразу привлёк моё внимание на школьных концертах. Помимо сольных выступлений, он постоянно играл в ансамблях. Так он сформировался. В этой школе он пробыл три года. Такой талантливый мальчик должен учиться только в специальной школе при Консерватории, туда он и перешёл. Когда он учился в школе-десятилетке, у нас не было такого соприкосновения, каждое учреждение живёт своей внутренней жизнью, это потом я уже стала ходить на его концерты. Всё началось с конкурса Прокофьева, который проходил в Петербурге в 1992 году. У меня были знакомые из университета, коллеги, нас была такая маленькая группа, мы вместе ходили на прослушивания и стали сразу за Игоря болеть, от тура к туру. У нас у всех, болеющих за Игоря, было ощущение, что его засудили. Ну, так это или нет – не нам судить, но выделялся Игорь тем, что не только ноты играл своими руками, но и был артистичен за роялем. Было видно, что он играет всеми гранями своего таланта и своей личности, а не только как пианист.

КОНЦЕРТНАЯ ЖИЗНЬ

Даже тот, кто не имел большого опыта слушания классической музыки, не оставался равнодушным и безучастным, когда играл этот пианист, – он всё доводил до сознания и слуха, вызывая ответные эмоции всей своей игрой. Он играл артистично. И где бы я ни слушала его концерты, например, в Москве, – а он не играл в больших престижных залах Москвы, так как не попал в ту обойму артистов, которые там всегда играют, – везде Игорь любил играть для аудитории, какая бы она ни была. Я его слушала во многих городах. В Пскове он как-то играл Концерт Грига. Овации после исполнения стояли потрясающие. Я приехала на машине, и обратно мы должны были возвращаться вместе. Идём мы из филармонии к машине, и местные слушатели подходят к нему и благодарят за доставленное удовольствие. В Берлине я его слушала, он аккомпанировал Олегу Погудину. Рядом со мной сидели бывшие соотечественники. В концерте вокалиста есть паузы, которые заполняет аккомпаниатор. Так вот, после первого сольного выступления Игоря мои соседи начинают перешёптываться: а что это за пианист, почему мы раньше о нём не знали? Надо нам последить, когда он ещё раз играть будет.
Игорь много выступал в Германии. Его преподаватель, у которого он учился в консерватории, Анатолий Угорский, живёт в Германии, и у Игоря концерты там бывали достаточно часто.
Мне запомнилось выступление Игоря в Большом зале филармонии на юбилее профессора Т.П.Кравченко. Он вихрем пронёсся над залом своей вдохновенной игрой Концерта Грига. Помню сборный концерт с его участием, где исполнялись концерты Моцарта. В Малом зале филармонии в сольном концерте мне запомнилась «Гроза» из «Годов странствий» Листа. Это была потрясающая виртуозность! Потом, я помню, он Листа исполнял в Белом зале Политехнического университета – был такой шквал аплодисментов, что я успела к нему добежать: обычно я по окончании концерта подхожу, а тут, что называется, ноги сами побежали. И Игорь мне сказал, что это исполнение он посвятил мне. А разве можно забыть его исполнение на бис «Танца ломового извозчика» в собственном переложении для фортепиано из балета «Болт» Дм.Шостаковича! Впрочем, можно перечислять весь его необозримый репертуар – для каждого произведения была своя глубина интерпретации и безупречное исполнение.
Особые отношения сложились у Игоря с Поморской филармонией (Архангельск). Игорь как-то говорит: меня приглашают поехать в Архангельск поездом. Разве у меня есть время ехать на поезде? – и летит самолётом за свой счёт. Он гастролировал там не только в залах – он играл в школах, где ученики впервые в жизни видели живых музыкантов. Такое подвижничество.
В 1995 году Мстислав Ростропович давал в Большом зале филармонии благотворительный концерт на устройство Пушкинского дома. У него не было аккомпаниатора, и Ростроповичу в филармонии порекомендовали Игоря. Игорь за один день может выучить и подготовить любую программу. После концерта Ростропович вывел к рампе Игоря и сказал: «Все жалуются на утечку мозгов, утерю талантов, а вы смотрите, какой музыкант у вас появился!»
Кто бы ни приезжал без аккомпаниатора – Игорь всегда выручал.

ОБЩЕНИЕ

Долго-долго я просто ходила на его концерты. Прихожу, послушаю, ухожу. Я не стремлюсь знакомиться с артистами. Только если случайно сложится.



Помнится, я познакомилась с Игорем в университете, где он часто выступал. Во-первых, в университете я дома, во-вторых, там никакой рампы нет. Помимо тех официальных букетов от культурного центра университета, я всегда приносила Игорю свой букет. Потом был очередной концерт в Малом зале, я тоже пришла с букетом. Одна из близких приятельниц мне шепчет: тебя все принимают за родственницу Игоря Урьяша. Я подошла после концерта с букетом, подарила его, что-то ему сказала, он что-то ответил, уже не помню. Приятельница спрашивает: что он тебе сказал? В общем, я не скажу, что была навязчивой. Принесу букет, зайду за кулисы, поблагодарю, двумя-тремя словами перебросимся, и всё.
Игорь был энциклопедист, память и кругозор его потрясающие в любой области, не только в музыкальной. При всей видимости открытости он был очень закрыт. Не любил давать оценок, занимать чью-то сторону, уходил от любых споров. В нём были черты настоящего интеллигента. При этом очень остроумный и добрейшей души человек. И ещё – талант Игоря был многогранен. Он увлекался романсами. Его профессор Угорский в студенческие годы за это увлечение ругал. Однако, когда Угорский праздновал 60-летний юбилей в Германии, на котором Игорь должен был исполнить «Времена года» Чайковского, по словам его мамы, после концерта, на банкете Угорский Игорю говорит: ну, спой. Игорь, конечно, спел. Угорский спрашивает: И как это у тебя получается – и петь, и аккомпанировать?
Игорь был недавно членом жюри конкурса «Виват, таланты!». В нём участвовали артисты эстрады, вокалисты. Члены жюри все знали, что Игорь не только блистательный пианист, но и поёт. Критик Михаил Бялик в своё время писал об Игоре, я помню его статью, которая называлась «Соло в квадрате». Стали его просить спеть. Игорь говорит: у меня нет голоса. – «А вот мы и оценим». Он спел и… получил Гран-При конкурса как вокалист.

ЗВАНИЕ

В земной жизни Игорь не был удостоен соответствующими его таланту и мастерству (слова М.Ростроповича) наградами и титулами.
Вы спросите, зачем они нужны? Справедливость должна быть! Те же его коллеги, с которыми он лет тридцать выступал бок о бок, со школьной скамьи, они чувствовали себя выше, так как имели звания. Может, я воспринимаю слишком болезненно этот аспект, но поскольку я ни одного концерта Игоря не пропускала, ни сольных, ни ансамблевых, то я хорошо знаю, кто есть кто среди его партнёров.
Я вышла за рамки своей профессии, написав и издав очерк об Игоре. Это был своего рода протест против сложившейся практики награждений и присуждений званий – ради чувства справедливости. Я считала, что очерк об Игоре, изданный отдельной книжкой, сыграет какую-то роль. Когда я дарила эту книгу председателю Санкт-Петербургского Союза композиторов Г.О.Корчмару в надежде, что она поможет в продвижении его на звание, он сказал, что, что книга в среде его коллег скорее сыграет обратную роль. «Почему о нём написали, а о нас нет?» – это слова Корчмара, и я их помню.
У Игоря мировое признание. Ему дано небесное звание – пианист от Бога! Он сто крат оправдал это высокое звание. И вошёл с ним в Вечность…
Игорь отдал себя всего высокому служению музыке. И, как я думаю, для такой самоотдачи одного сердца было недостаточно, и оно не выдержало. Но искренняя любовь почитателей таланта, масштаба и обаяния его личности навсегда осталась в наших сердцах. Музыка незабываемого Игоря Урьяша по-прежнему жива в нашей памяти. И звучит в наших сердцах.

Материал подготовила Марина АРШИНОВА

_____________________________________________________________________________
*М.Д.Уфимцева (род. 1928) – кандидат географических наук, доцент Санкт-Петербургского университета. Специалист по ботанической географии степей, биогеохимии, поиску рудных месторождений, геохимической экологии, фитоиндикации, экологии города. Автор более 150 работ (в том числе пяти монографий). В 2006 она выступила редактором-составителем сборника «Петербургский пианист Игорь Урьяш: к 20-летию творческой деятельности» (СПб, «Культинформпресс»).
Прикрепления: 5219011.jpg (19.5 Kb) · 8990708.jpg (9.4 Kb) · 6445562.jpg (161.9 Kb)
 
Николай_ЕгоровичДата: Четверг, 19.11.2015, 19:55 | Сообщение # 2
Группа: Посетители
Сообщений: 3
Статус: Offline
Цитата Елена_Фёдорова ()
Памяти Игоря УРЬЯША:
ТАЛАНТ И ЛИЧНОСТЬ

Спасибо за такую интересную статью, о таком талантливом человеке и пианисте, бывал на его концертах, мне кажется, что при жизни он был недооценен(((
 
Форум клуба » ДРУГИЕ ТЕМЫ » Память о Игоре Урьяше » Памяти Игоря УРЬЯША: ТАЛАНТ И ЛИЧНОСТЬ (журнал pianoФорум № 4 (20), 2014)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Сегодня здесь были:  | Елена_Фёдорова | Стелла | Нина_Данова | ириния | Юлия_Михайловна
Самые активные:  | Елена_Фёдорова | Наталья_К | Маргарита | Вера_Александровна | Ада | Инна_И | НинаПодгорнова | Нина_Данова | Наталья_С | Татьяна_Соловьёва
Новые участники:  | Evgeniakana | Наталья_Гончарова | Мариша | Маятская_Светлана | Romma | Василий_Рузаков | Елена_З | Мария_Егоровa | Владимир_ | Анастасия_П
 
Мини-чат
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные участники
 
Copyright © Юрий Ермолаев. Арт-студия журнала «Русская элегия». 2008, 2024Используются технологии uCoz