Елена_Фёдорова | Дата: Вторник, 18.02.2014, 23:15 | Сообщение # 1 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 5722
Статус: Offline
| Игорь Урьяш. Слово о Баяновой (на сорок дней) 16 октября 2011
Сегодня, 8-го октября, исполняется сорок дней со дня кончины гениальной русской певицы Аллы Николаевны Баяновой... Сорок дней... Знаменательно это число, но невелик этот срок. Ещё не отболел в душе дорогой образ, ещё неизбывна тяжесть утраты – и очень далеко до традиционной светлой грусти – ибо не прибавляется в жизни света, когда в ней гаснет Светило... Не иссякает и горестное недоумение – неужели это всё-таки свершилось? Да, тяжёлые болезни, да, предельный биологический возраст – но над ней ли властны земные законы? Ибо легендарность биографии Баяновой, её появление на Родине лишь на восьмом десятке и последующий наивысший триумф длиной почти в двадцать лет – всё это создавало образ Пришелицы, Посланницы некоей иной физической системы! Неслучайно с момента появления Баяновой в России не прекращались разговоры среди слушателей: «Кто она такая? Откуда она?» – и даже более чем фактологические объяснения казались крайне неполными... Вероятно, во все энциклопедии и справочники Алла Баянова войдёт как «певица, исполнительница старинных романсов и цыганских песен» – и это будет формально правильно, если учесть предназначенность подобных изданий, в основном, для последующих поколений. Но кем и чем была Алла Николаевна для нас, её российских современников и слушателей? Знаменитый комплимент Александра Николаевича Вертинского юной Алле: «Славянка с персидскими глазами» – был не только изысканным, но и многозначительным, поскольку подчёркивал способность необычной, привнесённой краски придать новое свечение привычному, казалось бы, спектру. Комплимент обернулся, однако, пророчеством, ибо значительно больше, чем саму Баянову, охарактеризовал суть её творчества. Алла Николаевна нередко говорила со сцены: «Вы не слышали романса, таборной огневой песни? Я всё это привезла для вас!» – но ведь названные жанры даже в самые трудные для себя времена полностью всё же не молчали, да и в замечательных исполнителях недостатка не было. Почему же слова Баяновой воспринимались совершенно безоговорочно? Ответ очевиден: потому что абсолютной, всеобъемлющей новизной явился для нас баяновский СТИЛЬ – стиль кабаретно-ресторанного музицирования; стиль, который существовал для нас лишь в воображении и в раритетных записях и который властью великого мастерства певицы был возведён в ранг непреходящих духовных ценностей. Её уникальный «сребролунный» голос, истинно королевский облик, личностная неисчерпаемость интерпретаций, вулканическая лава артистизма, изумительный «старинной выделки» русский язык, наконец, блистательное владение всем диапазоном женского воздействия – от наивности тургеневской девушки до «прожжённости» героини знаменитого «Шёлкового шнурка» – все эти качества делали даже самые популярные романсы словно бы ранее не слышанными. Неудивительно, что и сам жанр старинного романса начинал восприниматься основой творимого на наших глазах МИРОЗДАНИЯ, Богиней и Демоншей которого была – она, Баянова... И как бы ни были чудовищны политические перипетии, препятствовавшие воссоединению Аллы Николаевны с Россией, – всё же есть, есть воля Провидения в том, что мы не знали артистку в её становлении, развитии, восхождении... Она попросту НЕ МОГЛА явиться россиянам иначе как в полном владении своими творческими возможностями и в предельной их реализованности – и она явилась, как гигантский артистический бриллиант, который на Родине словно бы с готовностью ждала желанная пианистическая огранка гениального Михаила Аптекмана... И потому для нас, россиян 1980-х - 2000-х годов, Алла Николаевна Баянова была больше, чем певицей, больше, чем актрисой, и даже больше, чем символом. Она была никак не менее, чем неким доселе неучтённым ЗОДИАКАЛЬНЫМ СОЗВЕЗДИЕМ, под знаком которого нашли духовное пристанище миллионы соотечественников. Так пусть же для тех, над кем тяготеет осиротелость в «мире без Баяновой», этот знак окажется спасительным, как для самой Аллы Николаевны была спасительной многократно ею воспетая и восславленная её путеводная звезда... ...Согласно православному учению, на сороковой день после кончины человека решается судьба его души. Сколь бы ни были мы осчастливлены и исцелены великой артисткой, прогнозировать и предвосхищать свершения Господни мы не вправе. Земным людям остаются Молитва и Вера. Но – замечательно сказано знаменитым философом прошлого столетия: «Рай – он повсюду, к нему ведут любые дороги, если только пройти по ним достаточно далеко». Так пусть же в нашей Молитве и Вере нас укрепит очевидность того, что дорога Аллы Николаевны Баяновой прошла воистину далеко...
http://vk.com/topic-1590542_25850882
|
|
| |