Елена_Фёдорова | Дата: Среда, 12.02.2014, 12:59 | Сообщение # 1 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 5705
Статус: Offline
| ЗАПОЛЯРЬЕ Северный информационный ресурс [2005-04-30]
Игорь Урьяш: «Классика - это храм, а романс - сама природа»
Игорь Урьяш – один из самых играющих пианистов Санкт-Петербурга. Концертмейстер Мстислава Ростроповича, преподаватель Ленинградской консерватории по классу фортепиано, лауреат Международного конкурса. Пианист-виртуоз классического жанра, он еще поет романсы – старинные, цыганские, городские... Его музыкальная карьера развивается в родном городе и в Европе, в России он почти неизвестен.
Исключение составляет наша область. Дважды он выступал на Севере в сопровождении оркестра. Нынешнее турне музыканта началось в Устьянах. В прошлую пятницу на главной сцене района Игорь Урьяш дал сольный концерт фортепианной музыки, затем исполнял романсы в школе искусств. Накануне выступления пианист дал интервью районной газете.
- Игорь Владимирович, Вы играете, в основном, за границей, а почему не выступаете перед российским зрителем?
- Действительно, я часто выступаю за пределами России. В феврале-марте давал концерты в Германии, Италии, Испании, Турции. Но дело не в отношении к стране, а в возможностях организации. В России сложнее организовать гастроли. Специального концертного менеджмента у меня нет, гастролирую я исключительно по приглашениям.
- Но в Архангельскую область Вы приезжаете уже в третий раз. Отчего такое внимание? Наверное, столичной персоне наш Север может показаться однообразным и скучным.
- Знакомство с вашей областью было случайностью: когда потребовалась замена участника концерта, я познакомился с руководителем Архангельского камерного оркестра В.Онуфриевым. Во второй раз я приехал сюда, потому что полюбил эту землю. А вообще в России нет и не может быть однообразия. Каждый уголок индивидуален. Север показался мне величественным и очень русским.
- Где лучше играется: там или здесь?
- Играть можно и нужно в каждом помещении, где есть сцена и зал. Для меня нет разницы – я отдаюсь музыке одинаково и в маленьком российском городке, и на большой сцене Европы. Например, за рубежом в маленькой деревне собираются полные залы слушателей, потому что концерт классической музыки – неотъемлемая часть их быта. У нас классику слушают единицы (в масштабе страны). Да, ничто так не вдохновляет, как публика. Но даже при минимуме слушателей в российском зале играется так, как будто он забит до отказа. Важна сама ситуация концерта, когда есть только музыка. А классика вообще интернациональна.
- А слушают как – тоже одинаково, или заграничное восприятие отличается от нашего?
- За границей восприятие умственное, здесь же – чувственное. Иностранцы даже к музыке относятся с неким практицизмом, а что такое избыток душевности – понятно только русскому человеку.
- Что такое душа, по-вашему?
- Думаю, это субстанция, посредством которой мы воспринимаем мир. Например, в природе объективно не существует пейзажей. Каждый рисует их индивидуально в своем воображении. У каждого и лично свое восприятие музыки. Посредством души приходит вдохновение, которое, преображаясь, действует на другую душу.
- А вдохновение? С чем бы Вы его сравнили?
- Для меня, это, например, любовь или дружба в высоком смысле. Это, однозначно, что-то потусторонее, высокое, для чего важно быть открытым. Надо быть всегда готовым принять это самое вдохновение.
- Верите ли Вы в Бога?
- Можно верить или не верить. Знать нельзя. Наверное, есть какие-то запредельные миры и мега-системы, в которых жизнедействует человек. Есть, конечно, что-то неземное и недоступное – можно это чувствовать, но знать наверняка нельзя.
- Говорят, у музыки есть свой вкус, цвет, настроение. Вы больше склонны к каким ассоциациям?
- По мне – музыка понятнее на чувственном уровне. Я имею в виду обоняние. А потом уже музыка розовая, зеленая или в смешанных тонах. Можно ассоциировать ее с природой, женской красотой.
- Повлияла ли музыка на формирование Вашего женского идеала?
- Ассоциация – это одно, а в моем понимании женщина – вообще неправдоподобный идеал, образ рисованый, представленный субъективным воображением. У меня, например, его нет. Если ты покорен женщиной в определенный момент или на протяжении нескольких лет – значит, она идеальна для тебя в этом отрезке времени. Это опять же уровень очень тонкий, внутренний.
- Тогда влияет ли Ваше творчество на выбор друзей?
- Далеко не все мои друзья – музыканты. Если человек интересен сам по себе, его профессия или хобби значения не имеют. Важен резонанс душ, истинное понимание друг друга. Также и сама музыка на отношения не влияет в принципе. Люди, в данном случае – их души, соединяются непосредственно. А музыка, или другое искусство, может это сотрудничество только разнообразить или укрепить.
- Вы преподаватель. Как, по-вашему, воспитать талант, чтобы он не стал потом жертвой «звездности»?
- Важно, чтобы человек сам себе не мешал развиваться. Для музыканта опасность «звездности» состоит не в отношении к коллегам или слушателям, а в отношении к своим возможностям. Как говорят: великому человеку ведомы моменты смирения перед идеалом. Такое мнение: если ты признан, значит, всего достиг – опасно для талантливого человека. Такая «звездность» отбросит его назад. Можно никого вокруг не замечать, но совершенствовать себя ты обязан.
- Вы устаете на концертах?
- Если выкладываешься полностью, то заряжаешься удовлетворением зрителей. Если выступаешь соло, то на второй концерт сил уже не должно хватать, в противном случае – ты не все отдал на первом концерте. Другое дело – после фортепианной музыки попеть. Для меня исполнять романсы после концерта – это разрядка.
- Откуда в одном музыканте такое редкое сочетание – фортепианная классика и романсы?
- Потому что это профессия и хобби. Хотя романс существует в моей жизни с детства, как вторая музыкальная среда. Всегда играл, но не думал, что запою. А петь начал не так давно, непроизвольно, в кругу друзей. Кстати, из дружеского круга и возник романс. И потом, классика – это то, что превышает. В романсе – земные чувства: переживания, проблемы, радости, сомнения. Классика – это храм, романс – природа, жизнь.
- О чем Вы мечтаете?
- Хочу дать концерт в каждом зале России. Хочу играть то, что не сыграл. Хочу исполнять то, что уже исполнял. Хочу все лучшее от музыки передать людям. А она неисчерпаема.
Беседовала О. Рогозина
Игорь Урьяш – это новое имя на нашей сцене – в п. Октябрьский 22 апреля дал два концерта: концерт фортепианной музыки (в УЦД) и вечер романса (в УДШИ).
Игорь покорил (!) публику своим мастерством. Этот музыкант свободно владеет техникой исполнения на инструменте, каждый звук под его чуткими пальцами живет и заставляет слушателя размышлять, переживать, радоваться, смеяться и плакать: слушая Игоря, невозможно оставаться равнодушным. А романсы в творчестве этого музыканта занимают особое место. Как сказал сам Игорь: это его жизнь. Поэтому и исполняет он их по-особенному, в присущей только ему манере, передавая чувства, что живут в его душе, и с полной отдачей переживаемого.
Вечер романса, по моему мнению, – это театр одного актера: певца, виртуозного пианиста и потрясающего артиста!
Концерты Игоря Урьяша оставили в душе каждого, кто побывал на них, восхищение, восторг и незабываемые впечатления. Это музыкант от Бога! Надеемся на дальнейшие встречи с ним. Браво!!!
О. Протасова, преподаватель УДШИ
http://www.allsever.ru/articles.php?ds=177350
(Ссылка взята с Официального сайта Игоря Урьяша http://igoruryash.com/press?lang=1 )
Эта же публикация размещена в газете «Устьянский край» 30 апреля 2005 (47)
http://www.arhpress.ru/ukray/2005/4/30/9.shtml
|
|
| |