Концерт Михаила Радюкевича
| |
Надежда | Дата: Суббота, 17.09.2011, 20:16 | Сообщение # 1 |
Группа: Удаленные
|
Как доехать до храма можно посмотреть здесь
Сообщение отредактировал Надежда - Вторник, 20.09.2011, 21:04 |
|
| |
Надежда | Дата: Понедельник, 03.10.2011, 20:29 | Сообщение # 2 |
Группа: Удаленные
| Программа концерта
1. Гаспар Санз. «Павана» 2. Гаспар Санз. <span style="color:blue">«Канариос» 3. Михаил Высотский. Вариации на тему русской народной песни «Уж как пал туман» 4. Фернандо Сор. «Интродукция и вариации на тему Моцарта» (из оперы «Волшебная флейта») 5. Михаил Высотский. «Фантазия на мотивы этюдов И.Крамера» 6. Каталонская народная песня (обработка Мигеля Льобета) 7. Федерико Морено-Торроба. «Кастильская сюита» 8. Русская народная песня «Липа вековая» (обработка Сергея Руднева) 9. Эмилио Пухоль. «Тонадилья» 10. Эдуардо Сайнс де ла Маса. «Утренние колокола» («Колокола рассвета») 11. Мануэль де Фалья. «Памяти Дебюсси» 12. Мануэль де Фалья. «Танец мельника» (из балета «Треуголка») 13. Александр Иванов-Крамской. Вариации на тему русской народной песни «Тонкая рябина» 14. Франциско Таррега. «Арабское каприччио» 15. Исаак Альбенис. «Севилья» 16. Матвей Павлов-Азанчеев. Вальс «Снежинки» (из балета «Навстречу солнцу») 17. Петр Чайковский. «Старинная французская песенка» (из «Детского альбома») 18. Петр Чайковский. «В церкви» (из «Детского альбома») 19. Франциско Таррега. «Воспоминание об Альгамбре» 20. Старинный вальс «Бедная девица» (в обработке Сергея Руднева)</span>
Хотелось бы уточнить информацию касательно 10-го номера программы - пьесы «Утренние колокола». Предваряя исполнение небольшим комментарием, Михаил сказал, что автору этой пьесы (Сайнсу де ла Маса) Х.Родриго посвятил свой концерт «Аранхуэс», и что он (автор пьесы) был первым исполнителем этого концерта. Но Михаил назвал только фамилию композитора (Сайнс де ла Маса). Пытаясь найти правильное написание фамилии композитора в Интернете, обнаружила, что Х.Родриго посвятил свой концерт «Аранхуэс» Рехино Сайнсу де ла Маса (он, действительно, первым исполнил концерт), а вот пьесу «Утренние колокола» сочинил его брат Эдуардо Сайнс де ла Маса. Кстати, сама пьеса «Утренние колокола» (или «Колокола рассвета») тоже посвящена Рехино Сайнсу де ла Маса. Это видно из надписи в титуле названия пьесы (A mi hermano Regino). Я прикрепила к сообщению начальный фрагмент нот и видео с концерта. Если я ошиблась (на гитаре не играю, но тема узнаваема), то поправьте меня. В общем-то, это не так важно, но люблю точность, и не хочется, чтобы неточность распространилась по цепочке дальше.
http://www.youtube.com/watch?v=W_e4yZr-HDg - Э.Сайнс де ла Маса. "Утренние колокола"
Концерт мне понравился. Некоторые пьесы были узнаваемы (они исполнялись на концертах Олега Погудина), некоторые - нет. Теперь, когда на концерте О.Е. будут звучать вот эти, например, пьесы, вы (те, кто не знал этого раньше) будете знать, кто их автор и как они называются . :)
http://www.youtube.com/watch?v=5Ta4P6nPsN4 - Ф.Таррега. "Воспоминание об Альгамбре"
http://www.youtube.com/watch?v=nH2sMt-MYXo - М. Павлов-Азанчеев. Вальс "Снежинки"
Сообщение отредактировал Надежда - Вторник, 04.10.2011, 00:50 |
|
| |
Татьяна_Соловьёва | Дата: Пятница, 07.10.2011, 00:42 | Сообщение # 3 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 966
Статус: Offline
| Концертные встречи с Михаилом Радюкевичем - это не только встречи с прекрасной музыкой, но и необыкновенные рассказы - комментарии к исполняемым произведениям. Способность увлечь задушевной беседой о музыке, - это редкостный дар и талант Михаила. Бывая на его концертах узнаю много интересного. В этот раз концерт был посвящён музыке для гитары в Испании и в России, - интереснейшее сочетание, в котором Миша делился не только своими прекрасными знаниями из истории музыки, но и своими наблюдениями и размышлениями, привезёнными из путешествий. Замечательно то, что не только взрослые слушатели, но и дети с интересом внимали голосу гитары и Мишиным рассказам:
Михаил не остался равнодушным к детскому вниманию, и в подарок детям прозвучали произведения Петра Ильича Чайковского из Детского альбома.
Концерт был великолепной возможностью путешествия в мире музыки двух стран, - звучали произведения разных жанров и направлений, в каждом из них была любовь авторов произведений, и её живые звуки заполняли пространство зала, проникая в сердце.
СПАСИБО БОЛЬШОЕ всем, кто организовал и подготовил этот концерт.
СПАСИБО Михаилу Радюкевичу:
|
|
| |
Диана | Дата: Суббота, 29.10.2011, 03:32 | Сообщение # 4 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 325
Статус: Offline
| На музыкальные вечера, проходящие в Концертном зале Преображенского храма г. Балашиха, уже который раз я приезжаю издалека, за сотни километров, но мне того ничуть не жаль. В этом гостеприимном доме, спасибо доброте и вниманию его хозяев, - очень уютно и, что особенно важно и ценно, - несуетно. Именно в такой обстановке мне всегда нравилось и мечталось слушать музыку, ведь и просто общаться в ней легче, и думать легче, и слушать, и просто дышать. Вот и на этот раз тема концерта обещает мне много счастливых мгновений, ибо испанская гитарная музыка в исполнении Михаила Радюкевича, - это то, по чему я давно соскучилась, и что очень люблю. Его гитара - она такая же, как и этот зал, - далёкая суеты и, как и положено настоящей гитаре, - чуткая, трепетная, страстная, нежная и всецело, просто-таки бескомпромиссно романтичная и преданная красоте. Как и положено гитаре. На этот раз заявленная музыкантом программа звучит, к тому же, ещё и очень интригующе, ибо сочетает в себе гитарную музыку двух не самых географически близких друг другу стран, и называется - “Гитара в России и Испании”. Как-то мелодии наших далёких краёв прозвучат вместе, рядом?.. Забегая вперёд скажу, что на поверку немало общего, конечно, услышалось мне в перекличках тех мелодий, в чём-то - особенного, в чём-то - схожего, где-то - неожиданно нового, где-то - близкого и родного, в общем, звучало всё так, как и положено тому быть в жизни. В чём, где - не знаю, я не музыкант, я просто думаю под музыку… А под звуки Мишиной гитары многое мне передумалось за эти годы, уж сколько раз доводилось под неё отстраиваться-настраиваться душой - не стоит и пытаться перечесть, - достаточно бывало просто довериться её дивной мелодии и, улетая полной счастливой благодарности мечтой вслед, в какие-то мгновения легко и как-то незаметно тихо напрочь отрешиться от ещё минуту назад бередивших душу тревог, морок, забот… И сейчас, сказать по правде, мне порой уже кажется, что звуки этой гитары давно как заняли какое-то тихое место где-то внутри меня самой, и заняли так прочно, что я уже не знаю, где там она, где я, и возможно ли вообще той или иной мелодии этого мира звучать иначе, но даже если и возможно, то родная, своя - она точно вот эта… Впрочем, меня давно пора уж останавливать, а то я увлекаюсь, и если буду разглагольствовать и дальше в таком духе, то не успею рассказать даже самым терпеливым читателям ничего интересного и по-настоящему достойного внимания. А мне хочется это сделать, и рассказать, и показать, благо есть, что! Посему теперь уступаю слово Михаилу Радюкевичу и его гитаре. Итак, концерт начинается, слушатели уже на своих местах, притихли и детишки, сидящие в первом ряду, и Михаил начинает свой рассказ: “Гитара в Испании появилась раньше, чем в России, поэтому сравнивать - очень сложно. Гитара просто, можно так сказать, родилась в Испании и расцвела, и потом, в общем, распространилась по всему миру. В России гитара появилась в конце XVIII века, и привёз её к нам, чех по происхождению, Андрей Сихра. Строй был другой. Испанская классическая гитара имеет квартовый строй, в основном, кроме как между второй и третьей струной – терция, а русская гитара настроена вся по терциям. Семиструнная гитара потом прижилась в первой половине XIX века в России, её взяли на вооружение цыгане, и она имела свою особую историю. Я играю на шестиструнной гитаре, но какой-то репертуар, который именно существовал до семиструнной гитары, можно переложить и на шестиструнную гитару. Самые древние гитары были очень маленькие, количество струн варьировалось от четырёх до пяти, и часто, чтобы усилить звук и создать более такое объёмное звучание, струны были двойные, или в октаву настроенные, или просто в унисон. Струны были раньше очень капризны. Сейчас гитаристы очень часто много настраивают гитару, а раньше струны делали из жил крупного рогатого скота, поэтому они были крайне капризны и рвались часто, даже ходила такая присказка, что гитарист полжизни играет, а полжизни – настраивает гитару. Начну выступление с испанского композитора Гаспара Санса, который жил в конце XVII - начале XVIII века и сочинял сюиты, и один из первых написал “Школу для гитаристов”. Я исполню сначала его пьесу “Павану”, этот старинный величественный танец, как мне кажется, подходит к испанскому характеру, такому немножко величавому и гордому, и потом прозвучит ещё одна пьеса, которая называется “Канариос”, это – весёлый танец, происхождение которого связано, скорее всего, с Канарскими островами. 1. Гаспар Санз. «Павана»
2. Гаспар Санз. «Канариос»
А сейчас прозвучит пьеса русского композитора Михаила Тимофеевича Высотского, который сначала был крепостным, но за его талант его выкупили, и он стал свободным гражданином, жил в Москве и написал очень много обработок русских народных песен и романсов и оригинальных пьес. О Высотском я ещё буду говорить, когда исполню пьесу. Есть легенда, что Высотский и известный испанский гитарист Фернандо Сор встречались в Москве, и у них было своеобразное состязание, конкурс… но об этом позже немножко, и сейчас я просто исполню его пьесу – вариацию на старинную русскую народную песню “Уж как пал туман”. 3. Михаил Высотский. Вариации на тему русской народной песни «Уж как пал туман»
Их встреча описана в журнале “Гитарист”, который существовал в России в XIX веке, я имею в виду Фернандо Сора и Михаила Высотского. Высотский был очень скромным человеком и стеснительным, он долго отказывался идти на эту встречу, но друзья его уговорили, можно сказать, -притащили. Сначала Высотский сидел очень скромно, тихо, не смел говорить, а Сор исполнил свои известные вариации на тему Моцарта, и так блестяще, что вся публика была восхищена. Хотя Сор приезжал в Россию, в общем-то, не как гитарист, а как композитор, сочинивший балет для представления в Большом Театре после пожара 1812 года. Это было открытие, кажется, в 1825 году, после пожара сожжённый Наполеоном театр восстановился, и как раз балетом Сора был открыт Большой Театр. Супругой его была известная испанская балерина, она танцевала в Большом Театре, и он больше был известен даже как муж известной примы-балерины. Итак, сейчас я исполню, чтобы вы представили атмосферу этого конкурса, вариации Сора на тему Моцарта из оперы “Волшебная флейта” 4. Фернандо Сор. «Интродукция и вариации на тему Моцарта» (из оперы «Волшебная флейта»)
Наконец, Высотского уговорили сыграть тоже, и он стал играть так называемые у семиструнников “пробы”, т.е., он импровизировал, просто брал какую-то тему или последовательность аккордов и придумывал разнообразные вариации. Играл так долго, что все потеряли… погрузились, так сказать, в мечтательность и потеряли контроль над временем. И после этого исполнения Сор признал, что такой игры он никогда не слышал : “Вы – выдающийся, гениальный гитарист!” И он, ну, может быть, как вежливый гость отдал пальму первенства русскому гитаристу Высотскому. Я сейчас исполню его фантазию на темы этюдов Крамера. Крамер – это был известный педагог, пианист начала XIX века.
5. Михаил Высотский. «Фантазия на мотивы этюдов И.Крамера»
Сейчас прозвучит обработка каталонской народной песни, сделанной испанским гитаристом Мигелем Льобетом. 6. Каталонская народная песня (обработка Мигеля Льобета)
Опять испанская музыка. Композитор Морено-Торроба “Кастильская сюита”. В трёх частях: фандангильо, арада и танец. Арада - это песня. 7. Федерико Морено-Торроба. «Кастильская сюита»
8. Русская народная песня «Липа вековая» (обработка Сергея Руднева)
Следующую пьесу написал ученик Тарреги - Пухоль, называется - “Тонадилья”. Тонадилья возникла в середине XVIII века, и буквально в переводе это – песенка. Они вставлялись, как антракт, в первые оперы испанские, носили такой юмористический, буффонадный характер, как бы, маленькие интермедии. Часто тексты тонадилий были злободневны, и какие-то пороки общества как раз находили отклик в этих тонадильях. В основном, это была трёхчастная форма, средний раздел и куплет, куплет-припев. Я сыграю инструментальную версию возможной тонадильи, которую написал Пухоль. 9. Эмилио Пухоль. «Тонадилья»
Ещё одна пьеса испанского гитариста и композитора - Эдуардо Сайнса де ла Маса. Эдуардо Сайнс де ла Маса, кроме того, что был хорошим гитаристом, он ещё сочинял музыку. Я исполню его произведение, которое называется “Утренние колокола”. Кто был в Испании, наверно, иногда, особенно, в той части Ла Манчи, где очень суровая природа, - в основном, скалы и небогатая растительность, - но очень много старинных храмов, и как раз, когда разносится по этой пустыне, вроде бы, колокольный звон, - это совершенно незабываемое впечатление. И как раз, вот, видно, под впечатлением такого звукового и визуального пейзажа, Эдуардо Сайнс де ля Маса написал пьесу “Утренние колокола”. *К слову, его брату - Рехино Сайнсу де ла Маса - Хоакин Родриго посвятил известный концерт “Аранхуэс”, и тот был её первым исполнителем. 10. Эдуардо Сайнс де ла Маса. «Утренние колокола» («Колокола рассвета»)
Композитор Мануэль де Фалья один из первых написал оперы, которые стали известны во всём мире, балеты и поднял симфоническую музыку испанскую на международный европейский уровень. Естественно, он не играл на гитаре и написал только всего одно оригинальное произведение для гитары соло, и эта пьеса называется “Памяти Клода Дебюсси”. Он были его учителем. Естественно, де Фалья был, можно сказать, приверженцем импрессионизма, хоть и с врождённым таким испанским колоритом. И эта пьеса написана в форме хабанеры, в конце звучит цитата из прелюдии Клода Дебюсси, которая называется “Вечер в Гренаде”. Буквально несколько тактов в самом конце. Естественно, такая сдержанная импрессионистическая пьеса немножко медитационного такого склада, но она так мастерски написана, что это – одна из жемчужин для всех гитаристов современности. Итак, Мауэль де Фалья “Памяти Клода Дебюсси”. 11. Мануэль де Фалья. «Памяти Дебюсси»
12. Мануэль де Фалья. «Танец мельника» (из балета «Треуголка»)
13. Александр Иванов-Крамской. Вариации на тему русской народной песни «Тонкая рябина» Как же это было красиво!..
14. Франциско Таррега. «Арабское каприччио»
15. Исаак Альбенис. «Севилья»
16. Матвей Павлов-Азанчеев. Вальс «Снежинки» (из балета «Навстречу солнцу»)
Внимательно слушавшим концерт ребятишкам Михаил посвящает две пьесы из “Детского альбома” П.И.Чайковского. 17. Петр Чайковский. «Старинная французская песенка» (из «Детского альбома»)
18. Петр Чайковский. «В церкви» (из «Детского альбома»)
И снова - Испания. 19. Франциско Таррега. «Воспоминание об Альгамбре»
А уж завершившая концерт “Бедная девица” (прекрасная мелодия с каким-то странным, не очень-то подходящим ей названием) – какое-то удивительное сочетание испанского и русского мотивов, на мой слух, не знаю, согласитесь ли! 20. Старинный вальс «Бедная девица» (в обработке Сергея Руднева)
Так и прошёл тот вечер мостов и перекличек между былым и настоящим, далёким и близким, внутренним и тем, что вовне, оставив в душе чувство умиротворения и благодарности этому дому, этому миру и этим людям, нам его подарившим. Спасибо вам всем! Мира вам и добра, любви и радости, гармонии и красоты!
Сообщение отредактировал Диана - Суббота, 29.10.2011, 03:37 |
|
| |
НинаПодгорнова | Дата: Понедельник, 31.10.2011, 01:48 | Сообщение # 5 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 1111
Статус: Offline
| Спасибо, Диана! Наслаждение истинное!
|
|
| |
|