Любовь Ланцова
| |
Валерия | Дата: Воскресенье, 06.08.2017, 23:10 | Сообщение # 1 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 612
Статус: Offline
|
Ну что ж выполняю обещание, хотя решив писать, думала начать с другого, более пронзительного по ощущениям и более раннего по времени открытия: песен иеромонаха Романа и концертной программы Олега Погудина Молитва. Но начну с Окуджавы все-таки, и простите меня за довольно развернутое вступление, просто для меня важно рассказать не только о певце и моем к нему отношении, но и о себе тоже, иначе многое будет непонятно.
Я росла, училась в школе и провела свои молодые годы в старинном московском районе Замоскворечье неподалеку от Красной площади и Кремля. Муж у меня с Арбата. Поэтому "Арбатского романса старинное шитье" это не какой-то пустой звук. Это юность, надежды, мечты, это воздух, которым дышишь. Так и было, пока не пришли девяностые и не произошел слом в судьбе страны и в личной судьбе тоже. Тогда показалось, что в жизни уже никогда не будет места восторженности, а выживание не подразумевало прекраснодушия. Мир стал жестким, равнодушным и кичливым. Люди начали гордиться тем, чего раньше стыдились. Окуджава с призывом взяться за руки в эти реалии не вписывался. Мало того меня зачастую брала досада, и я с печалью думала о том, что наше поколение (поколение тех, чья молодость пришлась на семидесятые годы) обманули и одним из этих обманщиков был Окуджава с его, как мне казалось тогда, не очень честными песнями. Потом Окуджава умер и вместе с ним умерла необходимость в бардовской песне вообще. Ну в этом я и поныне убеждена. В 2002 году похоронила мужа. К могиле на Ваганьковском кладбище приходилось идти мимо могилы Окуджавы и я каждый раз с горечью смотрела на тот валун который вместо православного креста своей глыбой придавил ее и это воспринималось как некая точка невозврата. Таким же наверное валуном были придавлены чувства, которые песни Окуджавы когда-то будили в душе.
А потом я услышала случайно, как мне тогда показалось, кусочек интервью, где Олег Погудин говорит об Окуджаве простые и четкие слова. Цитировать не буду, воспроизведу по памяти. Смысл был такой, что Окуджава благороден и если бы он написал, что в песенке мелодия возвышенная, это было бы пошло, но он говорит о том, что мелодия почти что возвышенная и этим самым поднимает ее на какую-то уже другую высоту. Кроме этого он сказал еще много верных и теплых слов в адрес Булата Шалвовича. Мне в тот момент вдруг показалось, что валун немного сдвинулся и чувства начали оживать. Оставалось только послушать исполнение самого Олега, но я, как назло, страшно не люблю, когда авторские песни перепевают профессиональные певцы. Я в свое время слушала Камбурову, о которой самым наилучшим образом отзывается сам Олег Евгеньевич. Насчет того, как она поет Окуджаву, я с ним готова поспорить. Это было довольно давно, пела она "Капли датского короля" и я просто кожей чувствовала, что нет там единственно точного попадания в образ, в смысл, в интонацию, ну и следовательно никакой необходимости заменять Окуджаву Камбуровой для меня не возникло. Так что Погудина я приготовилась слушать с несколько ироничным настроем. С чем-то вроде "ну-ну посмотрим, чем вы нас собрались удивить"...
Не мне вам рассказывать, что услышав в его исполнении "После дождичка" и "Музыкант играл на скрипке" я растеряла всю свою иронию и остаток дня провела в размышлениях на тему: как этому человеку удалось спеть Окуджаву точнее Окуджавы и что у него за радар такой, чтобы улавливать и передавать тончайшие нюансы чувства другого человека. Хуже нет, когда певец прекрасным голосом поет то, что не прочувствовал, не понял каждой клеточкой и с чем не сроднился. Здесь все было наоборот. Поэтому загадочный Погудин заставил меня неоднократно прослушать Окуджаву в своем исполнении, от которого все мои баррикады, броня и прочие способы защиты рухнули. Окуджава был реабилитирован по той причине, что честь и благородство, воспетые им никуда не пропадали, а продолжали жить и питать того, кому были необходимы. И вот он вобрав их в свое сердце и душу вернул мне эти сокровища, как казалось, навеки утраченные. А значит все те чувства, что жили раньше во мне не мираж и не заблуждение, не прекраснодушие молодости, а живая вода, без которой все пропадает.
Вскоре из туманной дали появился Вертинский любимый и еще не совсем забытый. И каждый раз я поражалась какой-то особой чуткости души, даже не знаю кому еще из певцов кроме Олега Погудина присущей, и которую никак иначе кроме как даром Божиим назвать не могу. Огромная заслуга певца, что он этот дар не растерял, не разменял, а приумножил и потому состоялся как творческая личность. Это особенно ценно в нашей стране, где столько сил положено на то, чтобы всех причесать под одну гребенку и отнять у песни не только мелодию, но и смысл. Закончу наверное фразой, которую прочла когда-то, а теперь уже и не вспомню где: в темные времена особенно заметны светлые люди. Меня это утешает, тем более я знаю такого человека и вы, я думаю, тоже.
Опубликовано в группе «Олег Погудин - Романсы» в ОК
Не много ль я хочу, всему давая цену, ...
Сообщение отредактировал Валерия - Воскресенье, 06.08.2017, 23:12 |
|
| |
Валерия | Дата: Воскресенье, 06.08.2017, 23:39 | Сообщение # 2 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 612
Статус: Offline
| .....
Когда отзвучали, стихая, аккорды, И голос певца зазвенел умолкая, А зритель, судьбе повинуясь покорно, Из зала ушел словно изгнан из рая. Вливаясь в ненастье и в серые будни, В раздор и пустые житейские битвы, Витали над нами Божественным словом Простые и чистые звуки Молитвы.
Опубликовано в группе «Олег Погудин - Романсы» в ОК
Не много ль я хочу, всему давая цену, ...
Сообщение отредактировал Валерия - Воскресенье, 06.08.2017, 23:46 |
|
| |
Евгения-П_ | Дата: Четверг, 10.08.2017, 15:34 | Сообщение # 3 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 260
Статус: Offline
| Несколько раз заглядывала на форум узнать что-нибудь новенькое и интересное и, прочитав в содержании ничего мне не говорящее имя Любовь Ланцова, проходила мимо. Но вот, обратив внимание на то, что это публикация Валерии, почувствовала, что это не может быть не интересным. И не ошиблась. Любовь очень точно, просто и выразительно рассказала о том, что пережито и прочувствовано и мной, и, наверное, большинством из нас.
Цитата Любовь Ланцова ( ) Не мне вам рассказывать, что услышав в его исполнении "После дождичка" и "Музыкант играл на скрипке" я растеряла всю свою иронию и остаток дня провела в размышлениях на тему: как этому человеку удалось спеть Окуджаву точнее Окуджавы и что у него за радар такой, чтобы улавливать и передавать тончайшие нюансы чувства другого человека. Хуже нет, когда певец прекрасным голосом поет то, что не прочувствовал, не понял каждой клеточкой и с чем не сроднился. Здесь все было наоборот
Лера, спасибо за публикацию! Стихотворение тоже очень хорошее.
Сообщение отредактировал Евгения-П_ - Четверг, 10.08.2017, 15:36 |
|
| |
Валерия | Дата: Среда, 13.09.2017, 00:07 | Сообщение # 4 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 612
Статус: Offline
| Любовь Ланцова
ВЕРТИНСКИЙ. НУЖНА ЛИ АРТИСТУ МАСКА?
В 1969 году на студии Мелодия была выпущена первая в Союзе пластинка с записями песен Вертинского. Услышала я ее в том же году на Дне рождения подруги. Вертинского нам пятнадцатилетним предложил послушать ее отец, человек немолодой, очень ироничный, и, как мне потом стало ясно, в чем-то похожий на самого Вертинского. Когда я услышала песню Доченьки и особенно последние строки я в своем еще очень далеком от рассуждений о конечности бытия сознании вдруг обнаружила связь между тем, о чем поет Вертинский и реальной жизнью реального человека. И, увидев грустную улыбку на его лице поняла - эта грустная, горькая и немного ироничная нежность уже вошла в мою душу и навсегда там останется.
С тех пор я беззаветно люблю Вертинского, иногда, как мне казалось, вопреки доводам рассудка о некой вычурности, нарочитой экзотичности и той уже невидимой маске, которая оставалась с Вертинским, даже, когда он ее перестал использовать.
Тут , как всегда следует поворот, на сцену выходит Олег Погудин и рождается контрапункт. По моему глубочайшему убеждению, успех песен Вертинского в его исполнении заключается именно в том, что Погудин, отказавшись от маски, снял ее и с самого Вертинского, подняв его творчество от камерных переживаний неприкаянного бродяги-артиста до высокой трагедии судеб огромного количества людей, потерявших Родину, а вместе с ней и смысл жизни. Для того чтобы передать это, быть Пьеро недопустимо. Если использовать этот образ, все сводится к частности, к узкому мирку, к кокетничанью, к нарочитой и фальшивой красивости. Вертинский пользовался маской, чтобы разграничить лицо человека и лицо артиста и раздел проходил как раз по ее контуру. Всегда можно было уйти в тень, не дать возможности личности слиться с персонажем песен. У Погудина задача была совсем в другом, как мне кажется, и тут в снятии маски мне видится глубокий смысл. Речь он повел, исполнив эти песни, прежде всего о том, как важно, осмыслив прошедшее, понять всю трагичность судеб многих людей, для которых в жизни, как сам Погудин говорит в одном из монологов, после ее катастрофического слома, остались лишь воспоминания о чем-то далеком и прекрасном. Все это у Вертинского выразилось в ярких образах далеких стран, в утверждении неизбежности разлуки, в сожалениях о крушении своего маленького и очень личного мирка. У Погудина то же самое прозвучало как реквием, не побоюсь этого слова. Нужна ли тут маска, когда певец предельно откровенно говорит с залом, рассчитывая, что в ответ мы задумаемся о хрупкости человеческой жизни, о ее быстротечности, о том что все очень легко потерять и очень непросто потом обрести. Здесь даже Лиловый негр становится символом падения в бездну, а слова "мы жили тогда на планете другой" отзываются и в наших душах, для которых они не пустой звук. Мы тоже когда-то жили в другом мире, без терроризма, без ненависти друг к другу, без наглой профанации и оплевывания святынь. Послушайте еще раз Я не знаю зачем, В степи молдаванской, Бал господень даже и еще раз ответьте себе нужна ли артисту маска. Я отвечаю: нет. И более того, утверждаю, что Погудин ее на себя никогда не примерял. Он гораздо больше, мощнее и ярче, чем тот образ, который мог ему дать Пьеро, пусть даже и современный.
Не много ль я хочу, всему давая цену, ...
|
|
| |
|