ВНИМАНИЕ! Домен elegos.ru закрыт. Наш сайт перенаправлен на адрес
https://oleg-pogudin.elegos.su (изменение в адресе .RU на .SU). Потребуется заново авторизоваться. При проблемах пишите на e-mail администрации infolab@list.ru
Новые сообщения · Оглавление форума · Участники · Правила форума · Поиск ·
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Юрий_Ермолаев, Елена_Фёдорова, Татьяна_Соловьёва  
Интервью с дирижером Михаилом Голиковым
Юрий_ЕрмолаевДата: Пятница, 24.04.2015, 10:23 | Сообщение # 1
Учредитель клуба
Группа: Администраторы
Сообщений: 723
Статус: Offline
Михаил Голиков: Только играя в кабаке можно выжить

Одна из главных бед российской культуры — несправедливое распределение государственных денег между учреждениями, считает художественный руководитель оркестра «Таврический», дирижер Михаил Голиков. Зарплаты музыкантов больших театров зачастую превышают доходы их не менее талантливых коллег из небольших театров и оркестров в 10-15 раз. В интервью «Петербургскому авангарду» Михаил Голиков рассказал о том, как приходится выживать музыкантам в российских реалиях и почему в стране так мало фестивалей классики, кто виноват в засилье поп-музыки и как конфликт на Украине повлиял на искусство.





Михаил Голиков

Окончил Петербургскую консерваторию по специальностям «хоровое дирижирование» и «оперно-симфоническое дирижирование». Сегодня является не только художественным руководителем и дирижером оркестра «Таврический», но и руководит симфоническим оркестром студентов Санкт-Петербургской консерватории и сотрудничает с оркестром Петербургской государственной филармонии. Музыкант неоднократно становился лауреатом международных и всероссийских конкурсов. За масштабный культурный проект «Симфония Кавказа» удостоен звания Народного артиста Республики Кабардино-Балкария.




С 21 по 30 апреля в Петербурге проходит фестиваль «Студенческая неделя классической музыки». Его целями названы «пропаганда классической музыки среди молодежи, воспитание музыкального вкуса, а также формирование альтернативного высококультурного досуга студенчества города». Насколько успешно, на ваш взгляд, реализуются эти цели? Вы видите отклик со стороны молодежи?

— Именно поэтому мы и продолжаем работу — видим отклик. После первого фестиваля, прошедшего в 2014 году, заметили, что на многие другие наши концерты стало ходить гораздо больше молодежи. Помимо этого студенты все больше и больше интересуются общением с миром классической музыки: с удовольствием присылают вопросы, приходят на репетиции, с рядом вузов у нас установилось плодотворное сотрудничество.

Познакомившись с творчеством известных композиторов на «Студенческой неделе», молодые люди действительно хотят дальше развивать свой вкус. К сожалению, в наших вузах нет широкомасштабных программ, связанных с изучением классической музыки, ее стилей и эпох. Я знаю только о подобной программе в Политехническом университете: там у каждого потока студентов пару раз за семестр проходят занятия вместе с живым оркестром. Им рассказывают, как слушать классическую музыку, как ее понимать, какую связь с историей и другими направлениями искусства в ней можно найти.

Безусловно, у нас есть желание продолжать наш проект. Образовывая молодежь, мы, во-первых, закладываем основы завтрашнего социума города и, во-вторых, формируем хорошую зрительскую аудиторию, чего у нас сейчас нет. На филармонические концерты ходит в основном старшее поколение, а вот у молодежи не развит интерес к классической музыке.

Когда вы говорите про интерес со стороны студентов, вы имеете в виду учащихся творческих специальностей? Или физикам и биологам это тоже интересно?

— Безусловно, интересно всем. Кстати, чем более технические профессии у студентов, тем больше мы видим отклик. Гуманитарии в этом смысле чуть более пассивны.

Молодые люди действительно хотят понять, разобраться, что такое классическая музыка?

— Главное — они хотят научиться ее слушать. Популярную музыку, состоящую из трех аккордов, слушать очень просто. Психологами давно доказано, что это простейшая форма восприятия. В классической музыке все иначе: там нужно знать и понимать, из чего она состоит. Это и форма музыкального сочинения, и его идея, это сопряжение музыкальных тем, гармонических последовательностей, ритмов... Этого, к сожалению, никто не объясняет.

Получается, нам явно не хватает музыкального образования в школе, в результате чего пропущен целый пласт духовного, культурного воспитания?

— Я вспоминаю слова Валерия Гергиева, у которого в одном из интервью спросили, чего бы он попросил у Бога, встретившись с Ним лицом к лицу. Валерий Абисалович тогда сказал, что попросил бы вернуть уроки музыки в школы. И здесь я бы с ним согласился на 100%. Но другое дело, как возвращать эти уроки. Например, возвращать хоровое пение на основе старых советских программ нельзя, ведь они были заточены под другую идеологию. Однако в нашей многонациональной и многоконфессиональной стране воспитывать в детях чувство гордости и патриотизма необходимо. И коллективное пение к этому располагает. Выстраивание системы знакомства детей с музыкой — это очень серьезная глобальная задача. Но, безусловно, это нужно делать.

Как вы можете оценить культурный уровень современной молодежи, в том числе петербургской? В большинстве своем они ведь являются главными потребителями поп- и рок-музыки.

— Сейчас молодежь в первую очередь стремится к обретению выгодной специальности и увеличению материального благосостояния. В основном людьми движут какие-то очень материалистические идеи. Тем не менее музыку невозможно выбросить из жизни простого человека. То, что на сегодняшний день большую часть времени занимает поп- или рок-музыка, — это, скорее, недочет работников сферы классической музыки. Наша вина в том, что мы не смогли привлечь к ней молодежь. Если молодые люди познакомятся с современными тенденциями в классической музыке, то поймут, что и в роке, и в популярной музыке есть многое от классики. Только это гораздо интереснее и глубже.



Швейцария является европейским лидером в области музыкальных фестивалей, причем большая доля этих фестивалей приходится на классическую музыку. Почему Россия — родина великих композиторов — сильно уступает в этом Европе?

— История развития классической музыки, ее менеджмента в Европе совсем иная, нежели в России. За рубежом эта сфера всегда была призвана удовлетворять потребности элитарного общества и, соответственно, жила за его счет. Да и просто классическая музыка там хорошо продается. Благодаря этому много фестивалей — они привлекают хорошую элитную публику и крупных спонсоров.

Кстати, я вас немного поправлю: Швейцария — один из лидеров, но, на мой взгляд, лидер по фестивалям — это Франция. Там проводится в районе 250 фестивалей за один сезон, а за год — больше 500. В многих из них я принимал участие. Конечно, размах этих фестивалей невообразимый. Но сейчас ситуация очень сильно ухудшилась. Упала экономика, уходит из жизни тот класс возрастной интеллигенции, который был основным потребителем классической музыки. И, к сожалению, на смену не приходит молодое поколение. Молодежь и во Франции, и в Швейцарии очень далека от классической музыки.

У России был совершенно другой путь. Начиная с царствования последнего российского императора, классическая музыка была ориентирована на широкие слои населения. В советские времена наша страна славилась большим количеством крупных фестивалей. Это были певческие поля в Прибалтике, огромные фестивали инструментальной музыки, на пике популярности находились симфонические оркестры... Все это есть и сейчас, просто не в таком масштабе. В 90-е годы, придя к новым экономическим реалиям, мы встали на европейский путь развития классической музыки. Стало создаваться элитарное общество слушателей, его начали делать дорогим и престижным, чтобы зарабатывать. Менеджмент начал диктовать свои условия.

Есть несколько причин, почему мы не можем сегодня пойти по правильному курсу и вернуть масштабную пропаганду классической музыки. Но все это находится в руках государства. Если будут развиваться фестивали для студентов, программы для детей, если будут создаваться просветительские центры, мы очень быстро перегоним Европу. Потенциал восприятия музыки в нашей стране гораздо больше, чем в Европе на сегодняшний день.

Ваш просветительский проект — все-таки капля в море. Поколение людей, любящих и понимающих классическую музыку, уходит. Не получится ли, что лет через 20-30 даже в нашей стране классическая музыка будет существовать лишь для узкого круга, а большинству она окажется ненужной?

— Она бы уже стала такой, если бы не особенности загадочной русской души. Музыка — это клапан эмоций. То, что мы не можем объяснить словами, мы начинаем доносить другими средствами. Так появляются шедевры живописи, так появлялась и развивалась классическая музыка. А на эмоции люди в России очень богаты, поэтому я думаю, что мы не утонем в этом тупиковом ручейке, который существует в Европе.

В России слабо развито спонсорство и меценатство в области искусства и культуры, поддержкой этой отрасли приходится заниматься государству. Насколько, на ваш взгляд, успешна эта поддержка? Если с финансированием крупных учреждений культуры все понятно, то как чувствуют себя небольшие коллективы? На зарплату в провинциальной филармонии выжить явно сложно...

— Проблема, безусловно, есть. Она состоит в дичайшей социальной несправедливости даже внутри сферы классической музыки. Не нужно ехать в глубинку, достаточно сравнить уровень доходов музыкантов в пределах Петербурга. Зарплаты основных работников Мариинского театра или Филармонии имени Шостаковича превышают 100 тыс. рублей. Да, конечно, они много работают, и я считаю, что это достойная оплата их сумасшедшего труда, помноженного на потраченное на учебу время. Однако их талантливые коллеги, с которыми они вместе учились, работающие в той же сфере, но в маленьких театрах, получают зарплату в 12 тыс. рублей. Это в 10, а иногда даже в 15 раз меньше! И эта дикая социальная несправедливость — большая беда нашей страны. Государство выделяет средства, но вопрос в том, как они распределяются, когда спускаются ниже по этажам чиновничьей машины.

Кстати, проблема финансирования напрямую связана с проблемой развития сферы классической музыки и сферы культуры в целом. Если государство содержит эту культуру, значит оно обязано четко определить те планы и нормативы, по которым ей нужно действовать. И сколько бы ни кричали о том, что если культуру заткнуть, она станет несвободной, это все риторика. Есть основы государственной политики в сфере культуры. Конечно, эта концепция на сегодняшний день довольно хромоногая, но все-таки государство имеет право требовать действий согласно этой концепции.

А вам не кажется, что тогда мы вернемся в Советский Союз, когда снимались фильмы о Ленине? Скажем, вы, согласно государственной политике, должны будете исполнять произведения только российских композиторов.

— Мне кажется, такого не случится. Нет сейчас Ленина.

Но определенная государственная политика есть...

— Русофильство? Во-первых, в этом нет ничего плохого, и если будет подниматься пласт русской музыки — это хорошо. Но в итоге он будет исчерпан. Ведь классическая музыка — неотъемлемая часть европейской культуры. При этом мы имеем достаточно плотное общение с Азией. Поэтому невозможно замкнуться в собственном вакууме, как это было в Советском Союзе. Я абсолютно уверен, что в этом нет никакой опасности. Такое могло случиться только на Украине, к сожалению.

И все-таки политическая ситуация имеет влияние даже на классическую музыку. Свежий пример: оркестр Торонто исключил пианистку из концерта за ее позицию по Украине. По вашему мнению, в нашей стране невозможны такие перегибы?

— Думаю, с нашей стороны таких перегибов не будет. Вообще Торонто, Канада, Америка слишком далеко находятся от реальности. Я не первый раз читаю такие новости, знаю от наших коллег, что кому-то за границей запретили выступать. И сам столько раз слышал от своих зарубежных партнеров, что они готовы приостановить отношения из-за того, что «моя страна напала на Украину». Я искренне жалею этих людей, но что делать, это их уровень восприятия. Однако с нашей стороны перегиб этот невозможен, потому что у нас есть свои основы музыкального образования, музыкального воспитания. Без европейской музыки не было бы русской музыки. Хотя, безусловно, найдутся такие «патриоты», которые постараются подбить тут свою националистическую базу. Это есть, и ваши опасения я понимаю. Но у нас страна большая, а народ очень добродушный и гостеприимный, поэтому отвернуться от других стран не получится.

И еще по теме: на следующий день после исторического референдума мы с оркестром были в Севастополе с большим концертом. Музыканты местной филармонии рассказали страшные вещи о том, как на протяжении последних 20 лет пребывания Крыма в составе Украины политика в сфере культуры была сформирована так, что оркестрам было практически запрещено играть русскую музыку. Составлялся пул, в котором русской музыке отводилось 5-7% основного времени. А остальное время делилось пополам между украинскими композиторами и европейскими. Между тем есть лишь два или три украинских композитора, о которых можно серьезно говорить. Таким образом 20 лет формировался взгляд слушателей: есть европейская музыка и украинская, а русской музыки нет. И если смотреть по произошедшим в результате событиям, эта политика возымело огромный успех.

Вот видите, вы сами привели пример. Когда сформирована национальная идея, когда государство, платя учреждениям культуры деньги, требует определенную программу, определенные спектакли...

— Но есть Украина, и есть Россия — масштабы стран разные. Я ровно за год до Майдана ставил в Киеве оперу «Евгений Онегин». Уже тогда заметил некие тенденции: украинские певицы отказывались разговаривать со мной на русском языке, утверждая, что не знают его, хоть и пели оперу русского композитора, написанную на русском языке.

Но как только случился Майдан, я пригласил сюда на фестиваль музыкантов из Киева. Они мне ответили в письме: твоя страна напала на мою страну, и сейчас нам больше не о чем разговаривать. Тогда я понял, что революцию действительно можно совершить через культуру, если определенное время с ней правильно работать. Вот вам, пожалуйста, Украина.

А есть ли, на ваш взгляд, в нашей стране предпосылки того, что культурой пытаются манипулировать?

— Манипулирование, безусловно, происходит. Но эта манипуляция для тех, кто читает новости и смотрит телевизор. Это отвлечение внимания от других дел — от распределения денег, выделения грантов. Но мне не хочется это обсуждать. Мы занимаемся просветительской работой с коллективом, который не поддерживается ни одной государственной структурой. Коллектив существует шесть лет, дал более 600 концертов по всему миру, из них большую часть — благотворительных, не получая ни копейки из бюджета. Это исключительно благодаря ответственности отдельных людей, меценатов, и благодаря нашей собственной активности. И чтобы мне ни говорили о том, как государство манипулирует культурой в стране, я отвечу своим личным примером. Смотрите и учитесь. И без государственной помощи музыкой заниматься можно.

Как вы относитесь к использованию отрывков из классических произведений в рекламе? Вам не кажется, что из высокой такая музыка сразу становится обыденной? И в итоге сюита из балета «Ромео и Джульетта» Прокофьева начинает ассоциироваться с кофе.

— Остановить мы это не в силах, все равно рекламщики будут это делать. Если агентству жалко денег на композитора, который напишет мелодию, то, конечно, можно воспользоваться музыкой великого Прокофьева и тем самым ее немножко пропиарить. И теперь танец рыцарей Монтекки и Капулетти знают даже те люди, которые в жизни не ходили ни в одну филармонию, ни в один театр. Может, кто-то даже заинтересуется, балет посмотрит, такое бывало у меня на концертах. Но считаю, что у нас в стране есть большая проблема в области защиты авторского права. Законы об авторском праве находятся сейчас на первобытном уровне. И когда произойдет какой-то положительный сдвиг, тогда выйдут из тени те прекрасные композиторы, которые пишут в стол или получают за работу копейки.

Насколько сейчас тяжело пробиться молодому дирижеру? Мы видим на фестивалях, в СМИ одних и тех же людей. Великих, но одних и тех же.

— Да, мы все знаем эти имена: Гергиев, Башмет, Мацуев. Это замечательные музыканты, я очень горжусь, что живу в одну эпоху с ними. Но молодому музыканту сейчас тяжело. Настоящий музыкант никогда не захочет работать в кабаке, но только так можно выжить. У меня есть знакомые, которые работают в ресторанах, они стесняются этого, они молчат об этом. Они просто ходят туда два раза в неделю, чтобы иметь финансовую возможность развиваться. И тут еще включается политика СМИ: чтобы то хорошее, что ты сделал, было действительно хоть кем-то признано, о тебе должны обязательно что-то сказать или написать. Если бы меня спросили, что бы я попросил у Бога, я бы пожелал поговорить со всеми редакторами СМИ и обратить их внимание на молодое поколение музыкантов, художников, писателей и поэтов.



Беседовала: Мария Бочко
Фото: пресс-служба «Таврического»

http://avangard.rosbalt.ru/texts/2015/04_April/golikovMihail.html
Прикрепления: 2928668.jpg (75.3 Kb) · 1302433.jpg (103.9 Kb)
 
Юрий_ЕрмолаевДата: Пятница, 24.04.2015, 11:55 | Сообщение # 2
Учредитель клуба
Группа: Администраторы
Сообщений: 723
Статус: Offline
Меня заинтересовало это интервью, потому что проблемы, о которых говорит дирижер, очень характерны и для жанра, в котором работает Олег Погудин.

Но кое с чем можно было бы и немного поспорить.

Цитата
...вернуть уроки музыки в школы... другое дело, как возвращать эти уроки. Например, возвращать хоровое пение на основе старых советских программ нельзя, ведь они были заточены под другую идеологию.

Я думаю, что причиной упразднения уроков музыки в школе была не столько отжившая идеология, сколько общая непродуманность и неорганизованность самих этих занятий. Это приводило к тому, что никто к ним тогда серьезно не относился (как и к урокам рисования). Одно дело - математика, физика, русский и иностранный язык, литература, история - к ним надо готовиться, отвечать, сдавать экзамены, потом это понадобится в дальнейшей учебе и вообще, в жизни. А такие предметы, как пение, рисование, труд и физкультура всегда воспринимались всего лишь как передышка от "основных" уроков, возможность развлечься и... иногда похулиганить. smile

Конечно, во все времена в отдельных школах встречались энтузиасты-учителя, способные привлечь, заинтересовать и реально научить любому предмету. Но к сожалению, не было общего серьезного отношения и школьников, и их родителей к этим самым "принудительно-факультативным" урокам музыки, не было для них разработано и самостоятельной педагогической системы, не прививалось представления о том, что освоение музыкальной грамоты и музыкальной культуры - это как бы изучение еще одного языка, на котором люди общаются на протяжении веков, и который в любом случае существенно расширяет кругозор человека независимо от его профессии, интересов и даже конкретных музыкальных предпочтений.

Хороших учебных пособий по музыке специально для учащихся общеобразовательных школ, насколько я помню, не существовало, во всяком случае, они отсутствовали в обиходе. Не знаю, на какие методики и программы должны были при этом ориентироваться учителя пения, но ясно, что у них всегда под рукой и в качестве основы имелись учебники для детских музыкальных школ, а вот они-то как раз были разработаны очень хорошо. Например, по сольфеджио и музграмоте был широко распространен прекрасный учебник Г. Фридкина "Практическое руководство по музыкальной грамоте", выдержавший множество переизданий. Им, по-моему, и сейчас еще пользуются, благодаря высокому уровню изложения и очень хорошо подобранным примерам для пения. Так вот, если посмотреть этот учебник, видно, что никакой особой "заточки под идеологию" там не присутствовало. Из 674 нотных отрывков - не больше десятка революционных и советских идеологических песен, все остальное - народные (русские, украинские, белорусские, прибалтийские, польские и др.), а также детские песни и фрагменты классических произведений, даже некоторые романсы русских и европейских композиторов. В общем, сейчас явно нет никаких препятствий к тому, чтобы исключить из учебной программы незначительные "идеологические" моменты, оставив все остальное.

Очевидно, что главной методической проблемой преподавания музыки в общеобразовательной школе был и остается разный уровень способностей учащихся. В музыкальную школу дети проходят серьезный отбор, и там педагоги могут быть уверены, что в классе все более-менее одинаково слышат, понимают и могут воспроизвести то, что им предлагается. В обычной школе, естественно, на это рассчитывать нельзя. Не каждый ребенок с ходу споет правильно даже гамму или повторит за преподавателем простую мелодию, отличит мажор от минора или сможет воспроизвести пунктирный ритм. А мотивация к продолжению занятий в этом возрасте очень сильно зависит от малейших успехов или провалов. Если ребенок чувствует, что он не способен сделать то же, что другие, ну "не получается, и все!" - он сразу же начнет сопротивляться, уклоняться от продолжения занятий, будет стремиться избежать насмешек более способных учеников.

Неоднородность музыкальных способностей в младшем школьном возрасте довольно велика, и это часто приводит к тому, что только явно одаренные дети получают хотя бы начальное музыкальное образование. Для всех остальных огромный мир музыки на всю жизнь остается чем-то таинственным и непостижимым, а привычки, какую музыку слушать, формируются под влиянием совершенно случайных бытовых причин, не управляемых пониманием и привитым с детства вкусом. Конечно, как и при изучении языка, есть такой эффект: даже без систематического обучения, если просто очень много слушать, что-то постепенно схватывается, начинает пониматься и становиться своим. Так и поступают со временем большинство из тех, кто в детстве прошел мимо музыкального образования. Но на самом деле ранняя дифференциация детей "по способностям" необоснованно ограничивает их дальнейшее развитие. Дело в том, что такие качества, как музыкальный слух и координация слуха с голосом не являются полностью врожденными, и не бывает такого, чтобы они полностью отсутствовали у кого-либо. Даже у малоспособного (по меркам педагогов музыкальных школ) ребенка аккуратными упражнениями и хорошо подобранными примерами можно в очень значительной степени развить и слух, и вокальные способности. К сожалению, с данной (причем массовой) категорией детей практически никто не хочет "возиться", для них ведь нужны другие методики, им придется предлагать очень простые, посильные упражнения, неинтересные для их более "продвинутых" сверстников.

Программа обучения музыке в общеобразовательных школах должна как-то решать эту проблему, а также быть несколько больше ориентированной на слУшание и слЫшание музыки, чем на самостоятельное исполнение (как в музыкальных школах). При этом очень важно было бы вовлечь ребенка в музыкальные занятия не меньше, чем в математику или русский язык, но при этом не отбить к ним интерес, не отучить получать удовольствие. Для этого хорошо бы давать максимум творческих, а не технических заданий, в том числе в коллективной и игровой форме. Современные технические средства открывают тут массу возможностей. Например, поощрение обмена музыкальными записями, разрешение приносить в класс и давать всем слушать свои любимые песни, рассказав о них, их авторах, исполнителях (а все это можно мгновенно разыскать в интернете) - прекрасная форма самостоятельной исследовательской работы, очень способствующая поддержанию интереса к таким урокам. Компьютерные синтезаторы позволяют бесконечно экспериментировать с аранжировками готовых мелодий в самых разных стилях, и это очень нравится детям самых разных возрастов (как и взрослым, кстати :)). Еще одна великолепная возможность - записывать прямо на уроке свое исполнение (ансамблевое, хоровое) и тут же прослушивать его, с анализом и исправлением ошибок - такая игра в "настоящую студийную работу" просто захватывает и, кстати, приводит к очень быстрому прогрессу даже самых неопытных певцов. Да многое еще можно придумать.

В общем, возможности для изучения музыки в школе есть, была бы, как говорится, воля у наших управляющих этим делом госорганов...
 
Ольга_МоскваДата: Суббота, 25.04.2015, 10:13 | Сообщение # 3
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 180
Статус: Offline
Цитата Юрий_Ермолаев ()
Хороших учебных пособий по музыке специально для учащихся общеобразовательных школ, насколько я помню, не существовало, во всяком случае, они отсутствовали в обиходе. Не знаю, на какие методики и программы должны были при этом ориентироваться учителя пения, но ясно, что у них всегда под рукой и в качестве основы имелись учебники для детских музыкальных школ, а вот они-то как раз были разработаны очень хорошо.


Была система Дм. Кабалевского. Во 2-й половине статьи говорится о ней.
http://www.ug.ru/archive/28150

Мои дети учились в обычной общеобразовательной школе. У нас даже сохранился учебник "Музыка 2-й класс". Там были и азы музыкальной грамоты, и песни, и рассказы о композиторах и их произведениях. В школе в кабинете музыки был и комплект фонохрестоматии для общеобразовательных школ. Учительница ставила для прослушивания, например, 3 пьесы из "Времен года" П. Чайковского. Немного рассказывала о них. А на следующем уроке было что-то типа письменной викторины. Те же пьесы звучали в произвольном порядке, а дети должны были правильно написать их названия.
Не знаю, может, нам просто повезло. Это был конец 80-х годов.


Сообщение отредактировал Ольга_Москва - Суббота, 25.04.2015, 10:33
 
Ольга_МоскваДата: Суббота, 25.04.2015, 11:15 | Сообщение # 4
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 180
Статус: Offline
Вот. Чтобы не быть голословной smile





Прикрепления: 8896343.jpg (64.0 Kb) · 0278263.jpg (47.1 Kb) · 7507487.jpg (44.9 Kb) · 0434638.jpg (54.9 Kb) · 9046198.jpg (202.3 Kb)


Сообщение отредактировал Ольга_Москва - Суббота, 25.04.2015, 11:22
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Сегодня здесь были:  | Юрий_Ермолаев | Стелла | Елена_П | Людмила_А | scoreapyfreence
Самые активные:  | Елена_Фёдорова | Наталья_К | Маргарита | Вера_Александровна | Ада | Инна_И | Нина_Данова | НинаПодгорнова | Наталья_С | Татьяна_Соловьёва
Новые участники:  | scoreapyfreence | Evgeniakana | Наталья_Гончарова | Мариша | Маятская_Светлана | Romma | Василий_Рузаков | Елена_З | Мария_Егоровa | Владимир_
 
Мини-чат
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные участники
 
Copyright © Юрий Ермолаев. Арт-студия журнала «Русская элегия». 2008, 2024Используются технологии uCoz