Безумная идея -
| |
Елена_Фёдорова | Дата: Четверг, 16.05.2013, 21:55 | Сообщение # 1 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 5720
Статус: Offline
| Лев Лурье. Оборона Эрмитажа 10.05.2013 22:46
hermitagemuseum.ru Существуют вопросы, по которым практически все горожане придерживаются единого мнения. От Охты до Канонерки, от Поклонной горы до Средней Рогатки. От геев до казаков.
Один из таких вопросов – идея закрыть третий этаж Эрмитажа, а хранящуюся там французскую живопись передать Музею изобразительного искусства имени Пушкина. Этой безумной идеей поделилась на прямой линии с президентом Ирина Антонова, директор московского музея. Ей тут же, вполне убедительно, ответил Михаил Пиотровский. Но вопрос не решился на прямой линии. По указанию Владимира Путина создана специальная комиссия при Министерстве культуры. Она и вынесет 15 июня окончательный вердикт.
Логики в московском предложении – никакой: понимаю, если бы Ирина Антонова призвала власть покаяться и передать Матисса и Сезанна владевшим ими до революции московским купцам Щукиным и Морозовым. Это было бы мило. Только непонятно, почему только этим конкретным потомкам? А чем хуже Строгановы, Юсуповы, Шереметевы, наконец, Романовы?
В 1923 году музей Нового западного искусства был создан и вправду в Москве на базе коллекции Щукина и Морозова. В 1948 году его закрыли, нужны были выставочные помещения для подарков Сталину. Генералиссимусу в 1949 исполнялось 70. К тому же все изобразительное искусство после Серова в России и Коро на Западе было признано упадническим; народу его показывать не рекомендовалось.
Коллекцию разделили между Музеем изобразительных искусств и Эрмитажем. Ленинградка Антонина Изергина, заведовавшая западным искусством, одна из лучших в мире специалистов по французскому импрессионизму, сформировала эрмитажную часть коллекции. В 1956 году по ее инициативе в Эрмитаже наконец открылась первая за многие годы экспозиция импрессионистов. Она заняла и пока занимает третий этаж Зимнего дворца. Это собрание, сравнимое по ценности с парижским музеем Орсэ, нью-йоркским «Метрополитеном», лондонской галереей «Тейт». На арт-рынке оно стоит больше Олимпиады в Сочи. Музей изобразительных искусств имени Пушкина был создан Иваном Цветаевым (отцом поэта Марины Цветаевой) как музей слепков, чтобы москвичи могли представлять себе развитие европейской культуры. У нас – в Академии художеств – тоже такой музейчик есть.
Коллекцию западноевропейской живописи москвичи получили только после революции – по преимуществу, из Эрмитажа, Строгановского и Юсуповских дворцов в Петербурге. Получается – баш на баш. Один московский музей расформировали, половину отдали Эрмитажу. Зато половину другого главного музея Москвы составили ленинградские вещи.
В случае переноса, нас ожидает коллективная психологическая травма. Родившимся в 1956 году сейчас – к 60. Всю жизнь они видели эти картины. Эти картины в коллективном сознании большинства горожан как шпиль Петропавловки, разведенные мосты, решетка Летнего сада. Перенести французов – походя разрушить картину мира у не худших представителей нескольких поколений петербуржцев. Это значит лишить наших детей и внуков важнейших жизненных впечатлений
И потом, что – мы много должны Москве? Средний москвич получает в два раза больше петербуржца. На каждую нашу станцию метро Москва отвечает тремя. В Москве деньги, издательства, банки, министерства, Рублевка и Таманская дивизия. Москвичу все равно, где смотреть Ренуара – на Волхонке или в Париже. И все - мало.
Впрочем, убежден – так просто обокрасть Эрмитаж не удастся. Это вопрос не политический, а патриотический. Чужого нам не надо, своё – не отдадим. Сначала Эрмитаж, потом Филармония, Мариинский театр, «Зенит» и «Аврора».
Насколько мне известно, Эрмитаж готовится к обороне. Шлифуются аргументы, ищутся влиятельные союзники, вероятно, будет и пресс-конференция.
Встревоженные горожане начали собирать подписи под воззванием к министру культуры с просьбой не трогать наших Матисса и Марке. С 5-го по 9-е мая на www.change.org подписалось семь тысяч человек, цифра немаленькая.
Непонятна пока только позиция городской исполнительной и законодательной власти.
Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, вместе с губернатором и спикером ЗакС входили в тройку "Единой России" на последних выборах в Государственную думу. Где голос единороссов? Почему молчит партия власти? Или они – за ограбление Эрмитажа? Избирателям – интересно.
Правительство Петербурга утверждает, что один из главных приоритетов власти – развитие туризма. Один Сезанн в музее превращает любой европейский город в туристический центр, что уж говорить о блестящей коллекции Эрмитажа. Может быть, и главная причина намечаемой реституции – перенести доходы Петербурга в Москву. Там уже и помещение подготовили в бывшем особняке Голицыных. А рядом бутики, рестораны, массажные салоны для знатных иностранцев. В Белые ночи Матисс, Сезанн, Ренуар и Ван Гог вполне могут навсегда отправиться в столицу.
Георгий Полтавченко должен защитить город и его сокровищницу – Эрмитаж. Он губернатор – всех петербуржцев.
Защитить главный музей Петербурга. Как спасали его в блокаду от немцев и в мирное время – от начальственных посягательств. Сейчас не время ссориться. Нужен единый фронт всех политических сил, представителей разных стилей жизни, православных, мусульман, агностиков, «красных» и «белых».
За нами – Эрмитаж.
Лев Лурье, специально для «Фонтанки.ру»
http://www.fontanka.ru/2013/05/10/062/
|
|
| |
Елена_Фёдорова | Дата: Четверг, 16.05.2013, 22:03 | Сообщение # 2 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 5720
Статус: Offline
| ПЕТИЦИЯ (сбор подписей)
Направлено: Министру культуры Российской Федерации Мединскому Владимиру Ростиславовичу. Эта петиция будет доставлена: Министру культуры Российской Федерации Мединскому Владимиру Ростиславовичу
Оставить импрессионистов в Эрмитаже
Автор:
Maria Elkina
Saint Petersburg, Russian Federation
Во время прямой линии с президентом директор московского Государственного музея изобразительных искусств Ирина Антонова попросила Владимира Путина воссоздать Государственный музей нового западного искусства.
Знаменитая коллекция французской живописи конца XIX - начала XX века, собранная московскими купцами Морозовым и Щукиным, до 1948-го года образовывала отдельный музей, а затем была распределена по решению коммунистического руководства между Эрмитажем и Государственным музеем изобразительных искусств им. Пушкина. Открытая в 1956-м году экспозиция третьего этажа Эрмитажа, посвященная импрессионистам – одна из главных достопримечательностей Петербурга.
Наличие этой коллекции в залах Эрмитажа оказало огромное влияние на развитие искусства Петербурга второй половины XX века. Перемещение этой коллекции стало бы трагедией для города.
В прошлом столетии Россия пережила революцию, национализацию, войны, смену столицы. После 1945-го года советские музеи и библиотеки поступило множество «трофейных» артефактов. Возвратиться к состоянию почти пятидесятилетней давности означает начать процесс бесконечного, неостановимого перетекания художественных ценностей из города в город, из страны в страну.
Известно, что большинство коллекций провинциальных музеев сформировано на основе запасников Эрмитажа, Государственного Русского музея и Третьяковской галереи. Что мешает вернуть их обратно? Вопрос о реституции возникает и в отношении дореволюционных собственников и коллекционеров. Почему бы не вернуть коллекцию Щукина и Морозова их потомкам – пусть решают их судьбу, отдают в музей Орсе или галерею Тейт. Предложение Ирины Антоновой – опасный прецедент, ведущий к хаосу.
В советское время культурные ценности перемещались в основном не из Москвы в Ленинград, а из Ленинграда в Москву. В новую столицу отправили Академию наук, архивные коллекции, составившие три крупнейших хранилища, большую часть коллекций гвардейских полковых музеев, значительную часть коллекции самого Государственного Эрмитажа. Поэтому в случае, если созданная по распоряжению президента комиссия примет решение о перевозе в Москву части коллекции Щукина-Морозова, закономерно было бы рассмотреть вопрос о возвращении на берега Невы того, что было отдано Москве.
Для нашего города исчезновение подлинников Ренуара, Матисса и Пикассо равносильно переносу в первопрестольную Медного всадника, Ростральных колонн и захоронений императоров. Это невосполнимый удар по культуре города и исторической памяти живущих в нем людей.
Просим приостановить работу комиссии и не рассматривать поставленный госпожой Антоновой вопрос как заведомо абсурдный.
Сбор подписей: http://www.change.org/ru «Оставить импрессионистов в Эрмитаже»
Состояние на 22.00:
25 560 подписей/участников ЕЩЕ НЕОБХОДИМО 74 440
|
|
| |
Елена_Фёдорова | Дата: Четверг, 16.05.2013, 22:47 | Сообщение # 3 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 5720
Статус: Offline
| ДИРЕКТОР ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭРМИТАЖА
Интервью директора
Из интервью изданию «Российская газета» Федеральный выпуск № 6070 (94) от 30 апреля 2013
«У добрых сила доброты иссякла, а злые будто бы остервенились!» (Йейтс. «Второе пришествие», пер. Г. Кружкова)
Наша страна хорошо знакома с пагубными последствиями лозунга «Грабь награбленное».
Прямая речь:
Михаил Пиотровский, президент Союза музеев России, директор Государственного Эрмитажа:
Очередная попытка разорить Эрмитаж – преступление против стабильности всего музейного пространства России, единство и богатство которого наше профессиональное сообщество с таким трудом сохраняет.
За призывами к «восстановлению справедливости», увы, ясно просматривается задача наполнить содержанием дорогую недвижимость в квартале рядом с Кремлем, и аппетиты столичного туристического бизнеса. Отсюда и сила агрессии, достойная арабской весны.
Интересно и то, что такой «царский подарок» предлагают к 250-летию Эрмитажа, мирового музея, в реставрированных залах которого есть галерея памяти С.И.Щукина и И.А.Морозова.
Столь примитивное отношение к национальной культурной истории уже вызывает злорадство в адрес российской стабильности. Это только начало. На старте поток имущественных претензий ко всем музеям России – от других музеев, от субъектов Федерации, от иностранных государств (от Германии до Турции), от наследников бывших владельцев и пользователей, от любителей приватизации. Претензии церкви выглядят на этом фоне скромными просьбами.
Музеи России уцелели, несмотря на 100-летнюю серию «справедливых» и «законных» передач, продаж и переделов. Однако запас прочности иссякает, тем более, что из линии обороны выбивают Эрмитаж, один из немногих положительных символов сегодняшней России для всего мира.
Комментарий:
Юлия Кантор, советник директора Государственного Эрмитажа:
- Происходящее сейчас вокруг коллекций Щукина и Морозова, вернее, вокруг их пребывания в Эрмитаже, живо напомнило ситуацию 90-летней давности, когда в объявленном большевиками государственном музее проводилась «перетасовка коллекций». Тогда были волюнтаристский напор, подмена здравого смысла соображениями сиюминутной конъюнктуры и спекуляция правом силы. Правом силы спекулировали люди, не умеющие созидать и собирать, но обученные разрушать и отбирать. После революции целесообразность казалась большевикам очевидной: Москва становилась столицей пролетарского государства, а имперскому «Эрмитажу с его громадными коллекциями, собранными эксплуататорскими классами, и так хватит». (Позже, в конце 20-х под тем же лозунгом советский режим грабил музей и продавал его сокровища за рубеж.) И теперь выдвигается тот же тезис: «Эрмитаж столь велик и огромен, что коллекции Щукина и Морозова для них непринципиальные вещи». Налицо этакое музейное «обновленчество».
Оставим в стороне «архаизмы» вроде корпоративной солидарности и профессиональной этики. Поговорим о более насущном. Речь идет от создании артквартала вокруг Кремля. Москва намерена привлекать туристов, по количеству которых она никак не может догнать Петербург. Попытка «взять Зимний» и забрать оттуда коллекции Щукина и Морозова – лишь прецедент. И не только потому, что можно будет и дальше, прикрываясь тезисом о едином музейном фонде, потрошить эрмитажное собрание. Но потому, что откроется путь к «перераспределению» коллекций других музеев. Первыми (но отнюдь не единственными) в группе риска окажутся петербургские музеи – как федерального, так и регионального подчинения. Ведь в силу исторических причин именно на протяжении первых двух столетий существования Петербурга здесь концентрировалось лучшее не только в России, но и в Европе. (А в последнее столетие, несмотря на войны и революции, шедевры были в основном спасены от продаж, разрушений и исчезновения.)
В течение всего советского времени Эрмитаж был донором: крупнейшие российские музеи и главные музеи практически всех республик СССР как главные сокровища хранят экспонаты, когда-то переданные отсюда. Первым «рецепиентом» стала после революции Москва, претендовавшая на свой «Эрмитаж». Эту роль надлежало сыграть Музею изящных искусств Александра III, созданному И.В.Цветаевым как учебно-вспомогательное и публичное хранилище слепков и копий с классических произведений мирового искусства. На его базе рождался Государственный музей изобразительных искусств (ГМИИ). Создавался он вполне по-большевистски: путем включения в его весьма небогатую коллекцию национализированного собрания Румянцевского музея и нескольких полотен Третьяковской галереи, а также частных московских коллекций. Дальнейшее расширение музея проводилось за счет ленинградских собраний – в первую очередь, Эрмитажного.
Требования московской отборочной комиссии были непомерны, и нажим очень силен. В Москву было передано около 500 уникальных полотен – Рембрандта, Рубенса, ван Дейка, Йорданса, Пуссена, Ватто, Тициана. Передача произведений нередко носила варварский характер: были разделены парные полотна «Мальчик с собакой» и «Девочка – продавщица фруктов» Мурильо, «Танкред и Эрминия» и «Ринальдо и Армида» Пуссена, разрознен триптих Боттичелли. Кроме того, из собрания Эрмитажа были переданы около 40 скульптур, более 850 рисунков, 30 гравюр, около 40 произведений прикладного искусства. Но столичные аппетиты росли, и в начале 1930-х гг. еще около 70 шедевров уехали в Москву. (Позже Эрмитажу в качестве «компенсации» были переданы 93 картины из расформированного Музея нового западного искусства, включавшего собрания Щукина и Морозова.) Прошло время, но большевистская традиция, увы, сохранилась. Как и ревность, в том числе – профессиональная. Но есть непререкаемые законы математики: минус на минус дает плюс – в эти дни поток посетителей, желающих посетить залы Щукина и Морозова в Зимнем, многократно усилился. Московская реклама сделала свое дело. За что столице – наше спасибо.
http://m.rg.ru/2013/04/30/skandal.html
http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/02/hm2_6_0_167.html
|
|
| |
Инна_И | Дата: Среда, 17.07.2013, 18:32 | Сообщение # 4 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 1125
Статус: Offline
| Дамы и господа, спасибо всем вам - более 40 тысяч человек (!), которые подписали нашу петицию за сохранение целостности Эрмитажной коллекции. Вместе мы смогли добиться своего: нам удалось сохранить в Эрмитаже уникальную коллекцию импрессионистов. Мы ждали победы долго, но дождались! Спасибо Вам большое! Посмотрите ниже письмо от генерального директора музея. И не забудьте сходить в Эрмитаж.
С уважением, Мария Элькина и Лев Лурье
"Дорогие друзья Эрмитажа, все, кто встал на защиту наших коллекций! От имени всех эрмитажников благодарю вас за помощь, благодаря которой оказалось возможным уберечь Эрмитаж от попытки разорения.
Ваши обращения к власти, открытые письма, подписи под петициями, публикации и готовность к активным действиям показали, что сознательное и неразобщенное общество существует. Права культуры можно защитить. Связь времен и поколений не прервалась. Наши потомки смогут радоваться тому же, что и мы.
В Восточном крыле Главного штаба, где уже создана галерея памяти Щукина и Морозова, их картины будут выглядеть еще лучше, чем в Зимнем Дворце.
Спасибо. Михаил Пиотровский, Генеральный директор Государственного Эрмитажа
https://www.change.org/ru....ZmxSYxW
|
|
| |
|