О преподавании ОПК в школах
| |
Юрий_Ермолаев | Дата: Воскресенье, 21.02.2010, 01:01 | Сообщение # 16 |
Учредитель клуба
Группа: Администраторы
Сообщений: 723
Статус: Offline
| Quote (Диана) А как же читать и понимать хотя бы Пушкина, постоянно апеллирующего к античности, исламу и даже - протестантизму? Давайте не преувеличивать. Пушкин жил в православной стране, был сам церковным человеком, подавляющее боьшинство его героев живут в такой же православной среде. Не будучи знакомым с основами православия, невозможно правильно понять многие его произведения. Его знания античности и их использование - да, обширны. Но это знания в области мифологии, а не вероучения древних греков. Смысла их веры и культа Пушкин совершенно не касался. Так что при чтении тех его произведений, в которых упоминаются античные персонажи, достаточно знакомства лишь с самими мифами. Вовсе не нужно изучать, например, тайный смысл элевсинских мистерий или читать Гесиода в подлиннике. Т.е. Вы смешиваете разные вещи: для понимания античных мифов достаточно познакомиться с их сюжетом и характеристиками персонажей, а для понимания многих фактов нашей культуры надо знать, в чем заключалось соответствующее мировоззрение русского человека той эпохи. Сюжеты и лица успешно описываются в курсе литературы и истории, как применительно к античной, так и нашей. А вот с мировоззрением - гиганский пробел. О чем и речь. Что касается ислама - то же самое. Пушкин очень поверхностно касался в первую очередь внешней, скорее этнической, чем религиозной стороны жизни восточных персонажей. Или Вы можете привести примеры его глубокого владения принципами суфизма, без которых не понять, о чем речь? Ну, а что касается познаний Александра Сергеевича в протестантизме - они имели самый общий характер. Это прекрасно видно из его писем к Чаадаеву. Фактически Пушкин даже не различал отдельных направлений в протестантизме, он интересовался только самыми общими принципами Реформации, да и то не слишком глубоко. Да это было и не нужно. И кстати, самое что интересное (лично для меня) - это как в некоторых переводах Пушкиным западных поэтов, особенно с английского, резко отразилось отличие его православного воспитания и укорененности в русской духовности от религиозных воззрений авторов оригиналов. Это очень интересное явление. Quote (Диана) Как ходить в Эрмитаж, и даже - Русский музей, Третьяковку даже? Что там можно понять, зная одно лишь православие?! Да кто ж говорит, что надо знать "одно лишь"? Но если будут знать хоть что-то, уже легче. Quote (Диана) Как вообще понять, откуда взялось христианство, а потом - и тоже православие? Как? Как это Вы всё предлагаете понимать - не постигая общего контекста мирового культурного наследия?! Т.е. Вы опять хотите сказать, что для изучения христианства и православия нужно сначала изучить все языческие религии? Поверьте, это заблуждение. Во-первых, это только в советские времена насаждалась такая идея сторонников "научного" атеизма, что языческие (политеистические) религии предшествовали монотеизму, который якобы "эволюционным путем" из них возник. Это убогое заблуждение не подтверждается никакими историческими фактами. Наоборот, исследование всех древнейших памятников приводит к согласию с Библией и доказывает, что любые более-менее развитые и оформившиеся языческие религии возникали на фоне уже существующего монотеизма, чаще всего - ответвлялись или уклонялись от него. Так что лучше бы такими ложными идеями школьникам головы не забивать. Во-вторых, христианское, в том числе православное мировоззрение вполне самодостаточно и успешно изучаемо само по себе. Мысль, что его надо "выводить" откуда-то еще, обычно характерна для людей, недостаточно с ним знакомых. Христианство существует 2000 лет, и все это время в него вносили вклад лучшие умы человечества, в том числе прекрасно знакомые со всей остальной языческой культурой. Смею Вас заверить, все то, что согласно с христианским мировоззрением и ценно само по себе, давно воспринято из других культур и включено в христианство, и не нам сейчас, а тем более не школьникам и их бедным учителям, пытаться это проделывать еще раз заново. Или Вы думаете, что у них это получится лучше, чем, скажем, у Св. Василия Великого, одного из Отцов Церкви (IV в.), который знал основные древние и ряд современных ему языков, а также блестяще владел всей античной философией и литературой? Quote (Диана) Я вот отвечаю-отвечаю, а вы уже в который раз всё не замечаете и не замечаете ответов. Или не понимаете... Или не хотите понимать даже (Что - вероятнее всего) Вы бы вместо предположений, чего я "вероятно" хочу, просто попытались взять да ответить. Что мне замечать? Я задавал целый ряд вопросов, Вы их благополучно "обошли". И вместо этого пытаетесь поставить свои. Но где ж ответы-то?
|
|
| |
Елена_Фёдорова | Дата: Воскресенье, 07.03.2010, 03:59 | Сообщение # 17 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 5720
Статус: Offline
| Физики, лирики и религия – мнения священнослужителей 27.02.2010 10:41 Министр науки и образования РФ Андрей Фурсенко считает, что новый курс «Основы религиозной культуры и светской этики» могли бы с успехом преподавать не только учителя-гуманитарии, но и преподаватели естественных наук. «Мне кажется неправильным, что курс будет привязан только к истории или обществоведению, это должен быть более широкий курс. Я считаю, что, например, учителя физики могли бы давать знания не менее успешно, чем учителя истории. У них есть свои знания, своя система видения, которая позволила бы им вести этот курс достаточно успешно, может быть, даже более успешно», – сказал он. Вместе с тем, еще памятны времена, когда от имени науки вообще отрицалось право религии на существование, когда в головы вбивали идею «борьбы науки и религии», а предметы естественнонаучного цикла использовались для атеистического воспитания. И ныне часть атеистов пытается развивать ту же мысль о противоположности религии и науки, а часть верующих воспринимает науку как нечто враждебное и пытается создать в ответ «христианскую биологию»и т.п. «Как вы относитесь к предложению Фурсенко? Видите ли вы какие-либо «мостики» между естественнонаучными предметами и религиозной культурой? Не следует ли, на ваш взгляд, в преподавании естественных наук четче подчеркнуть, что наука не заставляет делать выбор между верой и неверием?» – с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям. См. также: Что могут физики рассказать о религии? – Мнения политиков и общественности http://www.regions.ru/news/science/2273322/ Протоиерей Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях хотя и полагает, что гуманитарии с преподаванием Основ религиозной культуры справились бы лучше, но уверен, что основная специальность в данном случае – не главное. «Главное, чтобы преподаватель сам адекватно воспринимал специфику предмета и мог донести его суть до учащихся», – сказал он. «Конечно, верующий человек сможет лучше проникнуть в сердцевину религиозной культуры, в данном случае православной, в основании которой лежит вера и жизнь по вере христианской. Это не значит, что преподаватель будет учить вере. Речь идет о более полном раскрытии сущности веры, ее мистической стороны, о том основании, на котором собственно и строится вся культура. Разумеется, сделать это несравненно проще человеку, опытно знающему таинственную жизнь Церкви, человеку, приобщенному к духовным реалиям. По-моему, этот момент должен обязательно учитываться при подготовке преподавателей», – добавил священник. Священник Владимир Вигилянский, глава пресс-службы Московского патриархата, также уверен, что не так уж важно, гуманитарное или техническое образование у преподавателя Основ религиозной культуры. «Я, кстати, знаю немало священников, служащих в сельских храмах и преподающих физику и математику в сельских школах. Одно другому не мешает», – сказал он. «Важно, как преподавать; важно сделать правильные акценты еще на стадии разработки методологии. Безусловно, духовно-нравственный компонент должен присутствовать при занятиях любой наукой, будь то высшая математика или микробиология. Разумеется, учебники должны знакомить учащихся и с альтернативными подходами в видении столь сложных и спорных предметов, как, например, происхождение мира и происхождение человека», – считает отец Владимир. Священник Андрей Алексеев, клирик храма св. мчц. Параскевы Пятницы в Качалове, считает, что главное для преподавателя Основ религиозной культуры – владеть своим предметом. «Очень важно, чтобы человек, который преподает подобный предмет, был, что называется, «в теме». Но кроме этого он должен обладать способностью доходчиво объяснять суть предмета. Не важно, гуманитарий или естественник – преподаватель. Можно иметь какое угодно прекрасное образование, но преподавать так, что никто не будет слушать», – сказал он. «Важно, чтобы преподаватель имел адекватное представление о духовной жизни, о христианской традиции. И если называть вещи своими именами, он должен быть верующим, обладать личным духовным опытом, которым он мог бы поделиться. Религиозная культура – величайшее богатство. Но как можно этим богатством поделиться, если сам им не владеешь? Преподавать данный предмет, самому находясь вне духовной традиции, – предприятие чрезвычайно рискованное. Нужно самому быть носителем этой культуры», – добавил священник. Заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, член епархиальной комиссии по делам молодежи города Москвы священник Филипп Ильяшенко считает, что не важно, кто будет преподавать Основы православной культуры, – главное, чтобы этот человек был верующим. «Основы православной культуры должен преподавать человек, который относится к православной конфессии. А какое он получил образование – не столь уж важно. Точные науки тоже могут свидетельствовать о Боге: ректор Свято-Тихоновского университета отец Владимир Воробьев по образованию физик», – отец Филипп. «Да, от эпохи агрессивного неверия нам достались стереотипы, что наука якобы заставляет делать выбор между верой и неверием. Их необходимо разрушать. Сегодня противопоставлять религию и науку может только человек малообразованный. Поэтому подчеркнуть, что наука нейтральна по отношению к вере и неверию, в преподавании действительно нужно», – подытожил священник. Исмаил Бердиев, председатель Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставропольского края, отметил, что проблему с преподавателями религиозной культуры все предвидели с самого начала. «Что такой предмет вводить нужно, все согласились уже давно. Но кому учить? Нам говорили, что у нас светское государство и оно отделено от Церкви, – а значит, священник не имеет права идти в школу, и это нельзя изменить. Тогда пришли к тому, что нужно написать учебник и уже по этому учебнику светские преподаватели должны будут учить детей. Но для начала преподавателей необходимо подготовить. Если учитель не будет профессионально знать свой предмет, то он попросту не сможет его грамотно преподать», – сказал он. Председатель Духовного управления мусульман Кабардино-Балкарии Анас-хаджи Пшихачев поддержал мнение Фурсенко. «Действительно, между наукой и религией есть некие «мостики». Было бы хорошо, если бы учителя естественных наук были задействованы в преподавании этого предмета», – сказал он. «Но, конечно, прежде чем, допустим, физик начнет вести, к примеру, Основы православной культуры, он должен пройти специальные курсы по истории религии», – подчеркнул Анас-хаджи. «Любой богослов может сказать, что между наукой и религией нет никакого противостояния, и они дополняют друг друга», – подытожил он. Постоянный адрес страницы: http://www.regions.ru/news/2273637/ Александр Федулов: Православную культуру не могут преподавать все кому не лень 26.02.2010 10:13 Депутат Госдумы третьего созыва, руководитель общественного объединения «Гражданский контроль», известный адвокат Александр Федулов отрицательно относится к предложению Андрея Фурсенко привлечь к преподаванию основ религиозной культуры в том числе и учителей-естественников. «Министр не может быть всегда и во всем прав. Как раз в этом случае он ошибается. Думаю, это ему и самому понятно», – заявил он в интервью REGIONS.RU/»Новости Федерации». По мнению адвоката, курс «Основы религиозной культуры и светской этики» могут преподавать только педагоги, «профессионально владеющие предметом духовного воспитания». «Если же все кому не лень начнут преподавать детям православную культуру, то ничего хорошего из этого не выйдет», – резюмировал он. Депутат Госдумы третьего созыва также подчеркнул, что интерес у детей к новому предмету не пропадет в том случае, если он будет подаваться в понятном для них контексте. «Вопросы религии и морали всегда будут интересны детям, если этот курс будут вести профессионалы», – подытожил Александр Федулов, заметив, что «не бывает плохих предметов, бывает плохое преподавание». См. также: «Что могут физики рассказать о религии? – мнения политиков и общественности». http://www.regions.ru/news/science/2273322/ Постоянный адрес страницы: http://www.regions.ru/news/2273314/ Борис Якеменко: Ни один историк не лезет преподавать физику 26.02.2010 10:11 Против идеи министра науки и образования РФ Андрея Фурсенко, заявившего, что новый курс «Основы религиозной культуры и светской этики» могли бы с успехом преподавать не только учителя-гуманитарии, но и преподаватели естественных наук, высказался член Общественной палаты РФ и руководитель православного корпуса движения «Наши» Борис Якеменко. «Я считаю, что это абсолютно ненормальное предложение. Оно ни в коем случае не должно быть воплощено в жизнь», – сказал он в интервью REGIONS.RU/"Новости Федерации". По мнению члена Общественной палаты, «данный предмет утратит свою воспитательную функцию, если его будут вести люди, имеющие прямое отношение к естественным наукам». «Каждый должен заниматься своим делом, поэтому я не понимаю, как физик может преподавать религиозные культуры, ведь ни один педагог истории не лезет преподавать физику», – подчеркнул он. «Любая гуманитарная дисциплина всегда имела не только образовательное, но и воспитательное значение. Естественные же науки направлены на развитие способностей человека, поэтому смешивать их с гуманитарными – это полный абсурд. Ведь люди, воспитанные на математике и физике, – это рационалистически мыслящие личности, которые скептически относятся ко всем религиозным постулатам. Поэтому если данный предмет будет вести физик, то это будет противоестественным фактором. Из такой затеи ничего хорошего не выйдет, это лишь отобьет у детей желание интересоваться религией», – заключил Борис Якеменко. Постоянный адрес страницы: http://www.regions.ru/news/2273311/
|
|
| |
Елена_Фёдорова | Дата: Воскресенье, 07.03.2010, 04:07 | Сообщение # 18 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 5720
Статус: Offline
| Около полусотни учителей Чеченской Республики проходят переподготовку для ведения основ религиозных культур и светской этики 03.03.2010 17:57 Министерство образования и науки Чеченской Республики готовится к внедрению в школах в рамках экспериментального проекта новой дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики». Для этого учителя школ проходят переподготовку в Институте повышения квалификации преподавателей ЧР. Как сообщили Regions.Ru в пресс-службе президента и правительства Чеченской Республики, об этом рассказал главный специалист отдела общего образования Минобрнауки ЧР Иса Джаубатыров. «Всего подготовку пройдут 450 учителей. Эксперимент в школах начнется с апреля этого года. Школьникам будет предложен выбор – православная или исламская религия», – сказал И.Джаубатыров. По словам Джаубатырова, электронная версия новых учебников по предмету опубликована на официальном сайте Минобрнауки России, а поступление учебников в республику ожидается до конца марта. «Учебники прошли три экспертизы: конфессиональную, психолого-педагогическую и научную. Книги отредактированы с учетом замечаний ученых Российской академии наук», – подчеркнул И. Джаубатыров. Ректор Института повышения квалификации преподавателей ЧР Ганга Эльмурзаева уверена, что введение этого предмета в школах положительно скажется на культурном и духовном образовании школьников. «Речь идет о духовно-нравственном воспитании человека. Этот курс является составной частью нового образовательного стандарта. Он рассчитан на активное участие родителей. Во-первых, они сами выбирают один из модулей, по которому будет учиться их ребенок. Также мы считаем, что родители должны принимать участие в классном часе, поделиться своим опытом, нравственными и семейными традициями», – сказала Г.Эльмурзаева. Чеченская Республика в числе 19 регионов страны проходит эксперимент по введению в школах нового предмета. Постоянный адрес страницы: http://www.regions.ru/news/2274824/
|
|
| |
Наталия_Д | Дата: Воскресенье, 07.03.2010, 17:25 | Сообщение # 19 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 9
Статус: Offline
| Здесь был упомянут ПСТГУ.. А вот почему бы его студентов (старшие курсы + аспирантура) и не отправить преподавать? Подготовка весьма хорошая. Понятно, что их "на всех не хватит", но все же.
Χριστός ανέστη!
|
|
| |
Елена_Фёдорова | Дата: Суббота, 13.03.2010, 07:22 | Сообщение # 20 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 5720
Статус: Offline
| Из разговора с Жоресом Алфёровым: - Вместе с девятью академиками Вы написали Путину письмо с просьбой не вводить в средней школе предмет Основы православной культуры. Думаете, вреда от этого предмета будет больше, чем пользы? - ...Путин на наше письмо, кстати, не ответил. В чём состоит моя позиция? Никогда, ни при каких условиях я не могу согласиться с тем, чтобы теология стала научной специальностью в Высшей аттестационной комиссии. Занимайтесь теологией в церкви, введите там свои учёные степени. Точно также не может быть в нашей школе предмета Основы православной культуры, который, в сущности, является внедрением религии в школу в светском государстве. Тем более, что в качестве эксперимента его собираются вводить в 4-5 классах! Простите, но в этом возрасте дети ещё не могут разбираться в таких вопросах. Можно было бы ввести в старших классах предмет «История религии», поскольку это действительно важный элемент образования. Я вовсе не призываю отказаться от сотрудничества с церковью. Совместной деятельностью может стать борьба за моральные принципы в обществе, нравственное воспитание подрастающего поколения. Есть и ещё одна точка такого соприкосновения: православная церковь была, есть и будет одним из важных элементов объединения славянского мира. А объединение славянского мира - необходимая, актуальная задача; по этому поводу я могу вспомнить, что в военные годы наши солдаты, поднимаясь в атаку, кричали: «Вперёд, славяне!» («Жорес Алфёров: российские ученые еще получат Нобелевскую премию» http://www.fontanka.ru/2010/03/12/134/ )
|
|
| |
Елена_Фёдорова | Дата: Пятница, 02.04.2010, 01:26 | Сообщение # 21 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 5720
Статус: Offline
| Дьякон Кураев: Минобрнауки саботирует введение курса ОПК 30.03.2010 13:40 Учебники по основам религиозных культур и светской этике до сих пор поступили не во все регионы, хотя преподавание этого курса начнется уже 1 апреля. Автор пособия по основам православия протодиакон Андрей Кураев заявил Кураев в Ставрополе журналистам: «Я убежден, что учитель начнет уроки, не видев в глаза учебника. Это идиотская ситуация, она не была неизбежной. Это саботаж министерства образования». «В эпоху Интернета можно было два месяца назад разослать электронные версии учебника», – добавил он, передает «Интерфакс». 1 апреля в школах 19 субъектов РФ начнется экспериментальное преподавание «Основ религиозных культур и светской этики». Учебный курс включает шесть вариантов на выбор родителей: основы православной, исламской, буддийской, иудейской культур, основы мировых религиозных культур и основы светской этики. http://www.fontanka.ru/2010/03/30/063/ Российские четвероклассники начинают изучать основы светской этики и религиозных культур 1 апреля 2010 г.,12:01 С сегодняшнего дня российские школьники начинают изучать новый предмет – основы религиозных культур и светской этики. Эксперимент стартует в 19 регионах. Изучать будут по выбору – основы православия, ислама, буддизма, иудаизма. Есть и нейтральный модуль – светская этика. Новые учебники поступили в школы буквально за несколько дней до начала курса. О том, какие перспективы у новой дисциплины, в эфире «Утра России» рассказал директор Департамента государственной политики в области образования Игорь Реморенко. «Собственно, в июле появилась эта идея, – рассказывает Реморенко. – Было обсуждение у президента с представителями четырех ведущих конфессий. После чего работало правительство два месяца – определяло, как, на какие средства все это делать. Потом был создан координационный совет. В него вошли представители религий, наши ученые, разработчики, педагоги, методисты. И началась разработка пособий». По словам чиновника, предполагается, что будет некий общий комплексный курс, в котором есть пять совместных уроков и чуть менее 30 уроков, где ребята могут выбрать какой-либо модуль. «Тут должны быть готовы и родители, и преподаватели, – отмечает Реморенко. – За последнее время 15 тысяч преподавателей прошли обучение для того, чтобы иметь возможность ознакомиться, понять, что это такое. Это преподаватели разного профиля – в основном те, которых направляли школы, считая, что они способны вести этот предмет. Это были и учителя начальной школы, и историки, и ряд других педагогов». Непременным условием всей этой работы было то, чтобы родители еще в ноябре прошлого года определились, что бы они хотели выбрать, рассказывает чиновник. Потому что от выбора родителей зависело, сколько учебных пособий печатать и какое количество учителей готовить. Следует отметить, что большинство школ выбрали, все-таки, основы светской этики. По мнению Реморенко, так происходит потому, что больше хочется приглядеться, посмотреть какие-то общие вещи, чем выбирать что-нибудь одно. Изучать новый предмет будут ученики 4-5 классов. Такой выбор, по словам Реморенко, был определен тем, что к этому времени ребята уже научились учиться, они уже могут в своем учебном интересе выбрать какую-то специфику. И вместе с тем, это еще не те самые сложные подростки, у которых все время конфликты. http://news.mail.ru/society/3596963/?state=91 В школах вводится индивидуальное обучение основам религии 1 апреля 2010 г., 22:17 В 19 регионах России сегодня школьники начали изучать новый предмет. Называется он везде одинаково – «Основы религиозных культур и светской этики». Но наполнение уроков даже у одноклассников может быть разным. Это зависит от того, основы какой именно религии станет изучать каждый конкретный ребёнок. В большинстве случаев за детей, конечно, решат родители. Этот серьёзный педагогический эксперимент достался только четвероклассникам в 19 регионах России. Им уже доставили новые учебники, в них необычные картинки, и, как уверяют авторы, в этих книжках заложена важная государственная задача. Новую дисциплину назвали хоть сложно, но пообещали, что обучение будет проходить легко. – Учение Далай-ламы, учение пророка Мухаммеда, проповеди Иисуса Христа. Что сюда больше подходит, Настя? – Мне кажется, проповеди Иисуса Христа. Нет, конечно, это не религиоведение в традиционном смысле и даже не основы вероучения. Просто попытка на основе духовных ценностей и культуры преподать школьникам простые человеческие истины – добро, зло, толерантность – и на базе четырёх основных религий (христианской, мусульманской, иудаистской и буддийской) помочь юным россиянам правильно выбрать верные жизненные ориентиры. «Этот курс не предполагает навязывание веры, он предполагает знакомство с моральными ценностями той или иной религии. А религия всегда учит добру, причём, любая религия», – убеждена Ирина Истомина, учитель истории лицея № 1 города Балтийска. Для того, чтобы обучение не походило на скучную лекцию, преподавателям младших классов самим пришлось осилить огромное количество интересных книг. И вот уже биробиджанские школьники и школьницы наперебой рассказывают, что, наконец, узнали смысл непростых, но очень важных для взрослой жизни слов. «Я узнала новые слова, такие как “иудаизм”, “патриот”. И ещё я узнала, что есть мировые культуры, такие как христианство, ислам и буддизм», – делится своими маленькими школьными открытиями Яна Балковская, школьница из столицы Еврейского автономного округа. В чеченских школах к нововведению отнеслись с максимальной серьёзностью. Вопросы религии, этики и нравственного воспитания для Кавказа всегда были приоритетом. Поэтому новые учебники здесь получили самыми первыми, чтобы была возможность и ознакомиться, и сделать выбор детям и их родителям того, на основе какой конфессиональной этики строить дальнейшее обучение. «Модуль, который мы выбрали в виду этнических особенностей, это основы исламской культуры. И здесь очень много полезного, хорошего, что дети могут подчерпнуть очень много новых знаний об исламской культуре», – поясняет Мадина Хамзатханова, учитель начальных классов грозненской гимназии № 1. Это будет самый короткий курс в школьной программе. Он продлится всего две четверти и, что особенно радует детей, по нему не будут ставить оценок. Каждый третий школьник решил постигать культуру бытия на основе православия, один ученик из четырёх изъявил желание разобраться во всех мировых религиях и лишь считанные проценты российских школьников предпочли глубоко проникнуть в суть православия, ислама, буддизма и иудаизма. И, как заверили в Минобразования, по итогам эксперимента оценки всё-таки ставить будут преподавателям. http://news.mail.ru/society/3600735/?state=91
|
|
| |
Елена_Фёдорова | Дата: Понедельник, 19.04.2010, 04:52 | Сообщение # 22 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 5720
Статус: Offline
| Российских учителей приобщили к религиозным культурам 16.04.2010 19:14 Российских школьных учителей обучили основам курса религиозных культур. Как сообщили корреспонденту «Фонтанки» в пресс-службе Министерства образования и науки России, обучение тренеров-преподавателей (тех, кто впоследствии будет обучать учителей новому курсу) проходило, начиная с 15 января 2010 года. Часть учебного процесса была посвящена встречам с авторами учебных пособий и знакомству с содержанием учебно-методического обеспечения курса; другая часть была отведена изучению методических приемов преподавания 6 модулей курса. Программа повышения квалификации тренеров-преподавателей была рассчитана на 72 учебных часа. По окончании курса будущие «педагоги для учителей» сдавали экзамен. Это испытание прошли не все 1000 претендентов. В результате удостоверения получили немногим более 900 человек. Заместитель министра образования и науки Российской Федерации Исаак Калина призвал не торопиться с подведением результатов апробации курса. «Ни один человек в результате изучения этого курса не станет верующим, но станет понимать определённые основания поведения верующих людей. Поэтому один результат будет непременно – уменьшение доли невежества в обществе», – подчеркнул Исаак Калина. Значимым изменением в отношениях между школой и обществом он также считает тот факт, что впервые у семьи появилось право выбора, чему учить ребенка. http://www.fontanka.ru/2010/04/16/137/
|
|
| |
Елена_Фёдорова | Дата: Суббота, 11.09.2010, 02:03 | Сообщение # 23 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 5720
Статус: Offline
| Как в петербургских школах собираются изучать «Основы религиозных культур» 09/09/2010 Школьников Петербурга ждет эксперимент: с 1 апреля четвероклассники начнут изучать новый предмет – «Основы религиозных культур и светской этики». Он появится в расписании пока только 20 петербургских школ. Впрочем, в Петербурге еще нет ни преподавателей нового курса, ни необходимых учебников. Когда на федеральном уровне выбирали регионы, в которых следует ввести новый предмет, Петербург обошли стороной. На Северо-Западе «Основы религиозных культур и светской этики» преподавали с конца прошлого учебного года в школах Вологды и Калининграда. Недавно в список «избранных» решили добавить и Петербург. В городе к такому решению были готовы далеко не все. Пока в Петербурге нет ни учебников, по которым детям предстоит изучать религию, ни преподавателей. Впрочем, до апреля должны появиться и те и другие. Штудировать новый курс доверят только четвероклассникам. Но какие именно петербургские школы станут экспериментальными, еще не известно. – В городе есть учебные заведения, в которых основы религиозных культур преподавали как факультатив, – рассказал заведующий кафедрой социально-педагогического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Евгений Барышников. – Скорее всего, именно в этих школах и введут новый курс. Логично было бы выбрать для эксперимента одну-две школы из каждого района города. Потом остальным учебным заведениям будет легче перенимать опыт. Пока точно известно лишь одно: обучать детей религии будут педагоги родной школы. – У нас еще достаточно времени для подготовки педагогов, – уверяет Евгений Барышников. – К тому же на нашей кафедре есть специалисты, которые уже готовили петербургских учителей проводить факультативы на тему религии. Священники или муллы в качестве преподавателей даже не рассматривались. – У нас государство и школа отделены от церкви, а потому священнослужители не будут преподавать новый предмет, – объясняет это Евгений Барышников. Родители школьников смогут сами определить, какую религию их дети будут изучать. Те, кого не привлекает ни одна из религий, займутся изучением светской этики. Если школьников заинтересуют сразу все направления курса, то им придется освоить основы мировых религий. – Школа не обязана выбирать одно из этих шести направлений, – говорит Евгений Барышников. – Все зависит от решения родителей. Главное, чтобы этот выбор не сделал за них директор школы. Такое уже было в Вологде, когда большая часть учеников по решению руководства изучала основы светской этики. Но на этом проблемы с новым предметом не заканчиваются. Так, до сих пор нет учебника, который одобрили бы ученые. Написать три религиозных пособия (кроме текста об исламе, который готовит педагог Диляра Латышина) поручили не экспертам-религиоведам, а представителям конфессий. Так, православный раздел подготовил протодиакон Андрей Кураев, буддистский – Бабу-Лама, а иудаистский – помощник главного раввина России Берл Лазара Андрей Глоцер. Изумление ученых уже вызвал рассказ Андрея Кураева о мальчике Ване, который спас котенка от собак. Ребенок объясняет на страницах учебника, что ему не было страшно, потому что с ним был Бог. – Учебник агрессивно, в миссионерском ключе, грубо навязывает ученикам определенную религиозную идеологию, открыто враждебную светскому государству, – объясняет замдиректора Института философии РАН по научной работе Андрей Смирнов. – Этот учебник способен воспитать разве что средневекового начетника, но никак не гражданина свободной и творческой России, которой предстоит в XXI веке доказать свое право на существование в жестоком соперничестве с Западом. Почему такой учебник пишут совершенно случайные люди, не имеющие никакого отношения к науке? Пока же нареканий не вызывает разве что курс по истории религиозных культур, который пишут сотрудники Института всеобщей истории РАН. Кстати Надежды Русской православной церкви на обучение школьников «основам православной культуры» могут и не оправдаться. В тех регионах, где эксперимент уже идет, родители делали выбор далеко не всегда в пользу ОПК. Так, в Каменске-Уральском Свердловской области 93% школьников предпочли изучать светскую этику, а не религиозные догмы. После этого с мэром города долго разговаривал архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий – родителям детей предложили сделать новый выбор. Катерина КУЗНЕЦОВА http://www.online812.ru/2010/09/09/006/
|
|
| |
Юрий_Ермолаев | Дата: Среда, 15.09.2010, 23:55 | Сообщение # 24 |
Учредитель клуба
Группа: Администраторы
Сообщений: 723
Статус: Offline
| Quote Пока точно известно лишь одно: обучать детей религии будут педагоги родной школы. Ну, а не это ли я предсказывал фактически с самого начала? См., в частности, выше. Quote – У нас государство и школа отделены от церкви, а потому священнослужители не будут преподавать новый предмет, – объясняет это Евгений Барышников. Ага, "объяснил", называется. Отделенность школы и государства от Церкви означает лишь то, что Церковь не имеет особых прав на участие в гос. жизни и образовательном процессе. Т.е. она имеет ровно такие же права, как любое легальное общественное объединение граждан. И священник не перестает быть гражданином России, никто не может запретить ему под таким безграмотным предлогом участвовать в обучении детей. Это-то как раз уже будет дискриминацией по религиозному признаку. Он должен оцениваться наравне с другими претендующими на преподавание данного предмета - по своим нравственным и профессиональным качествам. И уж во всяком случае второе чаще всего будет в пользу священника - по крайней мере, он обычно глубоко знает предмет, в отличие от подавляющего большинства школьных педагогов, наспех "обучившихся" по неизвестно каким самодельным методичкам неизвестно кем. Quote Изумление ученых уже вызвал рассказ Андрея Кураева о мальчике Ване, который спас котенка от собак. Ребенок объясняет на страницах учебника, что ему не было страшно, потому что с ним был Бог. ...Этот учебник способен воспитать разве что средневекового начетника, но никак не гражданина свободной и творческой России, которой предстоит в XXI веке доказать свое право на существование в жестоком соперничестве с Западом. Очень печально, что этот широко известный деятель, систематически и успешно много лет занимающийся главным образом собственным пиаром, "продавил" свое очередное одиозное сочинение и навязывает его в качестве школьного учебника. И взрослым-то его книжки рекомендуется читать лишь с большой осторожностью и критически (в них множество фактов, свидетельствующих о весьма сомнительных убеждениях автора, и это неоднократно обсуждалось в православных изданиях). А уж детям передавать эту кашу из головы писучего дьякона... Вообще, печально: у нас множество прекрасных православных педагогов, умеющих объяснить детям все сложные религиозные вопросы и имеющих в этом РЕАЛЬНЫЙ опыт. Но побеждают (в очевидной конкуренции за издание многотиражного - т.е. в том числе и очень выгодного для автора - учебника) не эти люди, способные принести настоящую пользу делу, а раскрученные "звезды" околоцерковного шоу-бизнеса, иначе трудно оценить некоторые публичные высказывания и "всероссийские турне" о. Андрея. Кстати, пусть никого не обманывает его принадлежность к духовному сану: дьякон в Церкви - это низшая степень священнослужения, и от мирянина дьякон отличается, в общем, только правом произносить за службой некоторые возгласы, проходить в определенные моменты Царскими вратами, касаться алтаря, жертвенника и того, что на них лежит, и прочими подобными деталями, необходимыми ему для помощи священнику. Самостоятельно он даже службу не совершает, а уж какого-то особого права учить мирян у него вовсе нет и никогда не было. Исторически поначалу функции дьякона ("делателя" по-гречески) вообще сводились к чисто хозяйственным обязанностям: обеспечении сбора средств и благотворительной помощи нуждающимся, организации трапез, наблюдении за порядком и проч. Вопросы вероучения никогда не входили в их обязанности. Ну, а как известно, от сана священника о. Андрей в свое время доблестно отказался - ему так проще и удобнее. Вроде и к духовному званию причастен, а вроде и ни за что ответственности не несет... Сходил на службу, сказал свою ектинью, а потом сразу - на рок-концерт, и давай между крутыми "хитами" своих друзей-металлистов подхлестывать уже и так разгоряченную (кое-чем) публику: "Мы православные?" - и из беснующегося зала, от перекошенных потных лиц несется дикое: "ДААА!!!"... - Это он обычно так "миссионерствует", если кто не догадался. Quote Надежды Русской православной церкви на обучение школьников «основам православной культуры» могут и не оправдаться. В тех регионах, где эксперимент уже идет, родители делали выбор далеко не всегда в пользу ОПК. Ну, так родители сами в большинстве случаев не понимают, что это такое и зачем нужно. Их-то никто не обучал. Интересно получилось: в начале обсуждения всего этого проекта больше всего было возмущения тем, что под видом знакомства с "православной культурой" детей якобы заставят изучать Закон Божий (какой ужас-то!) А в результате пришли как раз к этому: толковой организации изучения православной культуры, которая вполне могла бы преподаваться на более-менее светской основе, так как имеет колоссальное значение и влияние на всю русскую историю, литературу и многие стороны жизни, - фактически не получилось. Зато всех школьников банально развели по конфессиональному признаку в разные углы и собираются подменять церковные воскресные школы, которые с преподаванием основ своей религии справляются куда лучше. Либо - дорогие родители, если сами не понимаете, что вашим чадам надо, выбирайте какие-то аморфные и бессмысленные предметы под названием "светская этика" (такой науки на самом деле не существует в природе, есть этика, как раздел философии, вернее, множества разных философских учений, согласных между собой ничуть не больше, чем разные религии). Или же какое-то общее религиоведение, которое детям вообще не осилить.
|
|
| |
Елена_Фёдорова | Дата: Понедельник, 31.01.2011, 00:22 | Сообщение # 25 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 5720
Статус: Offline
| Для обучения детей Закону Божьему потребуется письменное согласие родителей и чиновников 28.01.2011 08:05 Дабы исключить насильственное введение уроков религиозного образования, механизм организации таких занятий пропишут законодательно. Проект 22 января был внесен в Госдуму. Действующий закон запрещает обучение малолетних детей религии вопреки их воле и без согласия родителей или опекунов. Кроме того, Закон Божий в государственных и муниципальных образовательных учреждениях может преподаваться только при одновременном согласии детей, наличии просьб родителей и по согласованию с органом местного самоуправления. В то же время законодательно не определен механизм реализации таких гарантий – как должны оформлять эти согласия и просьбы. На практике это приводит к привлечению детей к религиозному воспитанию при «пассивном» согласии родителей, а также введению соответствующих курсов по якобы многочисленным их просьбам. Кроме того, по мнению инициаторов представленного законопроекта – парламентариев Кабардино-Балкарской Республики, отсутствие действенных инструментов «создает псевдорелигиозным организациям благоприятную среду для насаждения идей религиозного фанатизма и экстремизма, пропаганды асоциального поведения, отрицания конституционных обязанностей, нанесения ущерба нравственному, психическому и физическому здоровью членов этих организаций, в первую очередь, детей и молодежи». Для решения этого вопроса предлагается прописать в федеральном законе процедуру получения соответствующих согласований. Так, родители должны будут выражать свое желание на обучение их ребенка Закону Божьему оформлением совместного письменного заявления, а органы опеки и попечительства отдельным актом фиксировать волеизъявление самого ребенка. За нарушение законодательства о свободе совести, в том числе воспрепятствование принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, на граждан может быть наложен административный штраф в сумме до 300 рублей, на должностных лиц – до 800 рублей. Стоит отметить, что действующее российское законодательство предусматривает более жесткие механизмы защиты детей от влияния религиозных общин, нежели даже право многих европейских стран. Например, в Германии религиозное обучение организуется в школе за счет региональных бюджетов. Выбор конфессии осуществляется исходя из религиозной «приписки» родителей (она же определяет процедуру уплаты церковного налога, которые составляет от 7 до 9%). Для отказа от обучения родителям нужно официально выйти из соответствующей конфессии. http://www.fontanka.ru/2011/01/27/037/
|
|
| |
Елена_Фёдорова | Дата: Пятница, 04.02.2011, 01:05 | Сообщение # 26 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 5720
Статус: Offline
| Патриарх Кирилл: Религиозное образование необходимо – в противовес распространению общечеловеческих ценностей 02.02.2011 17:37 Патриарх Московский и всея Руси Кирилл предлагает ввести изменения в закон «Об образовании» о преподавании в школах и вузах основ «религиозной культуры» в противовес распространению среди учащихся «общечеловеческих ценностей» и «светского гуманизма». «Имеет смысл ставить вопрос о введении в закон положений, посвященных религиозному образованию. Они, в частности, должны урегулировать практику взаимодействия государства, органов местного самоуправления и религиозных организаций в преподавании знаний о религиозной культуре и воспитании учащихся в дошкольных учреждениях, средней школе, светских вузах», – цитирует «Интерфакс» сегодняшний доклад патриарха на Архиерейском соборе в Москве. Пресс-служба патриарха передает его заявление о том, что недопустимо закрепление в законодательстве «антирелигиозной идеологии, противопоставляющей так называемые «общечеловеческие ценности» и «светский гуманизм» религиозному мировоззрению». http://www.fontanka.ru/2011/02/02/140/
|
|
| |
Елена_Фёдорова | Дата: Воскресенье, 15.01.2012, 00:49 | Сообщение # 27 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 5720
Статус: Offline
| Православию досталось 13 процентов 13.01.2012 13:57
edu.cap.ru
С 1 сентября 2011 года курс «Основы религиозных культур и светской этики» преподается в 21 городской школе. Подводя первые итоги, можно сказать – предпочтения родителей распределились следующим образом: 61,5 % из предложенных 6 модулей выбрали основы мировых религиозных культур, модуль, рассказывающий обо всех религиях понемногу. 25,5 % – основы светской этики. И только 13 % – основы православных культур. Основы исламской, буддийской и иудейской религиозных культур в Петербурге пока остались без учеников. Для всех ОРКСЭ станут обязательными уже через полгода.
По факту в данный момент новый предмет изучают 1363 петербургских пятиклассника. «В данный момент у нас нет ни одного негативного отзыва ни от родителей, ни от представителей религиозных конфессий, – заявили «Фонтанке» в комитете по образованию. – Этот курс в нынешней стадии безотметочный. Но поступают сигналы о том, что многие дети хотели бы получать оценки». Любопытно и еще одно: по опыту других регионов, де-факто в одной школе классы не приходится делить на 6 групп (то есть родители довольно единодушны в своем выборе). Это подтверждается и в Петербурге. Лишь в 5-ти школах были выбраны все три направления, в остальных классы поделены на 2 группы.
Для того, чтобы подготовиться к полноценному внедрению нового предмета с 1 сентября 2012 года, педагоги проходят курс обучения в Петербургской академии постдипломного педагогического образования. В комитете отмечают, что готовят как минимум одного учителя для каждой школы (такой вариант вполне возможен при грамотном составлении расписания), но, в идеале, хотелось бы, чтобы их было больше: «В 21 образовательных учреждениях, в которых проходит апробация, подавляющее большинство (21 человек. – Прим. ред.) тех, кто ведет «Основы религиозных культур и светской этики» – учителя истории и обществознания. Есть среди пожелавших расширить свой кругозор и преподаватели истории и культуры Петербурга, мировой художественной культуры, методисты, учителя начальной школы». Добавим, что ни детей, ни их родителей, ни педагогов якобы никто насильно не заставляет изучать ОРКСЭ. Все происходит исключительно по желанию. В Петербурге «отказников» пока нет. В России, по данным Минобрнауки, зафиксировано около 1 % отказов от изучения какого-либо предмета курса по религиозным убеждениям. Так, одна семья в Удмуртии и 40 в Курганской области отказались от изучения всех модулей ОРКСЭ из-за религиозных взглядов (в ведомстве отмечают, что семьи являются последователями «Свидетелей Иеговы»). Также по религиозным убеждениям отказались от дополнительного предмета 13 семей в Свердловской области, 2 % родителей – в Ярославской, 28 человек – в Томской области и 15 – в Республике Чувашия.
Как будут распределены предпочтения петербуржцев с полноценным внедрением курса, пока неизвестно. В комитете по образованию отмечают, что в конце года было произведено предварительное анкетирование родителей учащихся 4-х классов (как раз тех, кому будущей осенью предстоит выбирать один из модулей). Его результаты пока неизвестны. Однако и они будут не окончательными – людям дадут еще некоторое время на размышление.
«У нас проходит апробация курса «Основы религиозных культур и светской этики». На мой взгляд, он позитивно отражается на учебном процессе, хорошо был принят и родителями, и детьми. Изначально мы проводили родительские собрания и предоставляли информацию о новом курсе, подготовили учителя. Больших проблем мы не видим – на уроках обществознания элементы этого курса включались, то есть материал не является неожиданным ни для педагога, ни для учеников. Это тот предмет, который позволяет развивать творческий потенциал учеников, завязан именно на нравственность, духовность. Кроме того, много заданий носит творческий характер, и дети, и учителя готовят презентации. Курс безотметочный, поэтому дети не боятся. Мы проводим совместные открытые уроки для родителей», – рассказала «Фонтанке» директор гимназии 261 Инесса Петренко.
Для справки: предмет «Основы религиозных культур и светской этики» был введен в школах 19 регионов России с 1 апреля 2010 года. Он включает в себя 6 модулей (основы православной, исламской, буддийской, иудейской, религиозных культур, а также светской этики), из которых ученики по своему выбору или выбору их родителей (законных представителей) могут выбрать один для изучения.
В том случае, если эксперимент будет признан удачным, «Основы религиозных культур и светской этики» станут обязательным для всех школьников страны с 2012 года.
Мария Цыганкова, «Фонтанка.ру»
http://www.fontanka.ru/2012/01/13/079/
|
|
| |
|