Что Андрей Кураев напишет в школьном православном учебнике?
20/07/2009 14:00 Патриарх Кирилл поручил протодиакону Андрею Кураеву возглавить комиссию по написанию учебника по основам православия. О том, каким он его видит, книгах Брауна и масонах ученый протодиакон Андрей Кураев рассказал «Городу 812».
- Вы назначены руководителем группы по подготовке школьного учебника по основам православия. Уже знаете, что будет в этой книге?
- Я постараюсь свести к минимуму экскурс в историю, тем более в библейскую историю, и больше говорить о самом ребенке, его жизни, мире и, соответственно, обращаться к Библии скорее для иллюстрации, пояснений. Я не вижу смысла в том, чтобы в современной школе современным детям давать сквозную цельную библейскую историю. Важно оставить у них интерес, послевкусие. Кому будет интересно, тот сам потом найдет Библию и прочитает ее.
- Сегодня многие деятели культуры и науки говорят о кризисе христианства. Это не помешает вам в написании учебника?
- У нас кризис всего, в том числе и школы. Для того чтобы понять кризисность ситуации в нашей школе, я напомню, что само слово «школа» в греческом языке означает «отдых». Когда мальчик пасет коз, это его работа. Когда он читает книжку - это отдых. Сегодня у нас все переменилось, и школа стала тяжелой детской работой. Вторая перемена связана с тем, что при этом ребенок погружен в игровую культуру, которая эксплуатирует его желание играть и всячески поощряет его во внешкольном пространстве. Кроме этого у ребенка есть еще источники информации, кроме тех, которые есть в классе.
- Так все-таки есть у нас кризис веры?
- Кризис веры – перманентное ее состояние. Не надо слишком льстить нашему столетию и нашим современникам.
Сегодня произошел очень странный перевертыш. Во все предыдущие столетия исповедование веры было делом публичным, общественным и государственно значимым, а сексуальная жизнь была, напротив, интимной. Сегодня все наоборот – сексуальная жизнь демонстрируется публично, а религия считается делом интимным, и о ней нельзя говорить, тем более с детьми.
- Алексей Герман как-то назвал демонстрацию нательных крестиков у некоторых дам неким знаком – «свои».
- Я думаю, что такого рода слова тоже демонстрация стадности. Этими словами Герман сказал: «Я принадлежу к стаду истинных интеллигентов, которые выше православного быдла».
- Вы считаете нормальным публичную демонстрацию религиозной атрибутики?
- Бывают случаи, что это нормально. Бывают случаи, что это подвиг. Всякое бывает. Был замечательный случай в конце сороковых годов. В магазин зашел священник в рясе, с крестом. В послевоенное время в магазинах были очереди, и женщины стали пропускать священника. Какой-то комсомолец стал бухтеть: что такое, почему он без очереди? И тут один дедушка с украинским акцентом сказал ему: «Сынку, ты что, не бачишь? Поп у форме все равно что Герой Советского Союза».
- В прессе все чаще появляются материалы со ссылками на исследования ученых о том, что евангельские чудеса не могли иметь место. Церковь должна на это реагировать?
- Пропагандой таких «открытий» занимаются масонские структуры, воспетые Дэном Брауном в его знаменитых романах, а не ученые. Это просто антихристианские провокации. Они носят сезонный характер и появляются перед Рождеством или Пасхой, чтобы нагадить на христианские праздники.
- Вам не кажется странным, что книги Брауна так популярны?
- Понятно, что тут важен вопрос, который ставят книги Брауна. Я убежден, что западный мир консолидируется на основе антихристианского консенсуса. Все, что угодно, только не христианство.
- Ватикан осудил книги Брауна, а РПЦ промолчала. Почему так?
- Я думаю, что Ватикан официально не высказывался по этому поводу. Высказывания одного из сотрудников аппарата еще не официальное заявление. Лично я считаю, что Дэн Браун пишет свои книги в защиту церкви, в том числе и католической. Его романы по видимости похожи на нападение на церковь, но на самом деле они во многом защищают церковные позиции.
Это так же, как в случае с Роулинг, которая десять лет писала свои семь книг, и только когда вышла последняя книжка, она призналась, что вообще-то она сама христианка. Дескать, она специально скрывала это, и что книги писались в евангельском пространстве и христианской системе ценностей. Она предпочитала все эти годы терпеть нападки неумных фундаменталистов разных конфессий. И возникает вопрос: что же это за западный мир такой, когда для защиты церкви приходится делать вид, что ты ее враг?
- Как, по-вашему, права человека могут расходиться с догмами церкви?
- Никакие права человека расходиться с догмами христианства не могут. Догмы говорят о Боге, а права человека – о человеке.
- То есть РПЦ не против прав человека, зря ее в этом обвиняют?
- Права человека – это великая и святая вещь. Нравственный долг может исполнить только свободное существо. Невольник – не богомольник. Идеология либерализма совсем другая песня.
- Вы выступали с проповедями на концертах Кинчева. Вас не смущает то, что публика слушает вас с бутылкой пива в руке?
- Прежде всего, это люди. Даже если сейчас человек стоит с банкой пива, это не значит, что он с ней живет. Задача в том, что людям можно что-то пояснить не словами, а фактом – можно быть современным молодым человеком и одновременно православным. Что не стоит день вхождения в церковь откладывать до выхода на пенсию.
- Почему в РПЦ настойчиво проводится параллель: русский – это православный, православный – это русский?
- Во-первых, РПЦ носит название «Русская» исторически, с аллюзией на Киевскую Русь. Реально церковь многонациональна, вспомнить хотя бы патриарха Никона, который был мордвином, или патриарха Алексия II, у которого были шведско-немецкие корни.
На Поместном Соборе, который утверждал нынешнего патриарха полгода назад, большинство делегатов Собора составляли люди, у которых не российские паспорта. И 27 июля этого года впервые в истории нашей церкви заседание Синода пройдет за границей – в Киеве.
Андрей Морозов
Полная версия материала: http://www.online812.ru/2009/07/20/012/