ВНИМАНИЕ! Домен elegos.ru закрыт. Наш сайт перенаправлен на адрес
https://oleg-pogudin.elegos.su (изменение в адресе .RU на .SU). Потребуется заново авторизоваться. При проблемах пишите на e-mail администрации infolab@list.ru
Новые сообщения · Оглавление форума · Участники · Правила форума · Поиск ·
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Юрий_Ермолаев, Елена_Фёдорова, Татьяна_Соловьёва  
Февраль с ДОСТОЕВСКИМ...
Александра_МДата: Воскресенье, 28.02.2016, 19:06 | Сообщение # 1
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 137
Статус: Offline
[color=blue]
В нем совесть сделалась пророком и поэтом,
И Карамазовы и бесы жили в нем,-
Но что для нас теперь сияет мягким светом,
То было для него мучительным огнем..."

( Ин. Анненский)

Этот слякотный февраль високосного года, самая что не есть обычная погода для Петербурга Достоевского, заставил меня вновь раскрыть зачитанные книги Достоевского,устроить страшный "творческий" беспорядок из вороха моих бумаг душевной юношеской смуты.., вразброс записки, фотографии, рисунки... Какая странность, непостижимость и тревожность есть в этих памятных февральских датах ... 135 лет со дня кончины Федора Михайловича, 150 лет назад, 8 февраля, в "Русском вестнике" вышли первые главы "Преступления и наказания"... Теперь эти события постфактум, и память о них осталась бы со мной.., но вот я шла сегодня мимо старинного Московского Дворянского собрания ( Колонного зала...) хранящего дух многих блистательных событий 19 века ( и наших дней... для меня самым ярким, чудесным, незабываемым был состоявшийся там концерт Олега Погудина в его день рождения, в 2012 году!..), и подумала о том, что за полгода до смерти Достоевского проходили Пушкинские торжества, звучала гениальная, вдохновенная, осиянная Святым Духом, речь Достоевского, мне будто слышался рукотворный гром оваций, будто виделось, как от бури восторга качались хрустальные люстры...Наконец-то , он был счастлив этими ликующими, несмолкающими овациями его личному, писательскому дарованию... Захотелось сказать всем - надо перечитать, запомнить эту вечную, на все времена речь, о разгаданной тайне Пушкина, пророческое видение будущего русской нации, о русском православии, как единственной возможности спасения!...
Глубокой ночью Достоевский привез на Страстную площадь громадный лавровый венок, подаренный ему, возложил его у ног своего великого учителя и поклонился Пушкину до земли. А утром к нему пришел лучший московский фотограф, художник Панов, чтобы снять последний портрет... Анна Григорьевна сказала о нем ... "я узнала то выражение, которое видала много раз на лице Федора Михайловича в переживаемые им минуты сердечной радости и счастья..." , и я вижу в этом портрете подлинное лицо настоящего мыслителя, многопознание самых глубоких человеческих чувств...



Уход Достоевского из жизни был тихим, светлым, истинно христианским, это была кончина, о которой истово молят Бога.., об этом и он просил Господа в " сугубой ектенье", простаивая на коленях всю литургию в темном уголке Владимирской церкви...

Он всю жизнь внимал себе, исследовал свою личность, свою совесть, был человеком моментальных импульсов и необдуманных поступков; в его душе жила память о всех муках людских и в его романах отражалась эта страшная правда... Достоевский писал ночами, когда мирно и покойно засыпали дети, вначале приклонив колени пред своей молельной иконой в серебряном окладе, Божией матери "Всех скорбящих радость",.. под утро 26 января он сдвинул тяжелую этажерку с книгами, под которую закатилась вставка с пером, слабая легочная артерия лопнула, хлынула кровь...Достоевский боялся умереть без церковного напутствия, сразу же послали за духовником во Владимирскую церковь, он исповедовался и причастился Святых Тайн...
Утром 28 января Достоевский сказал жене " Аня, я сегодня умру,зажги свечу и дай мне Евангелие". То самое, старое, в кожаном коричневом переплете, издание Нового Завета на русском языке, которое упоминается почти во всех романах; которым Достоевский
безмерно дорожил всю жизнь, подаренное на каторжном пути, в Тобольске, женой декабриста Н.Д. Фонвизиной-Апухтиной, и с которым связано возрождение его веры и возвращение ко Христу... Достоевский раскрыл Евангелие наудачу, это было от Матфея гл.3, ст. 14 - "....но Иисус сказал ему в ответ : не удерживай!.."
Как достойно и трогательно Достоевский простился со своими "любимыми детками" Федей и Любашей!, а ведь только позавчера они устроили в гостиной веселые танцы, мазурку и польку танцевали парами под патефон, и вот, после чтения Библии он сказал им в напутствие "Храните беззаветную веру в Господа и никогда не отчаивайтесь в его прощении...Я очень люблю Вас, но моя любовь ничто в сравнении с бесконечной любовью Господа ко всем людям, созданным Им..."

Невиданные в Петербурге, поразительные похороны были у Достоевского.., их описание невозможно читать без светлых слез и спазмов в горле.., погребение было в воскресный день, 1 февраля, все студенчество провожало в последний путь великого писателя, гроб от Кузнечного переулка до Александро-Невской лавры несли на руках, под непрерывное пение "Святый Боже..." многочисленных церковных хоров...Гроб Достоевского стоял на высоком катафалке в необыкновенно красиво и скорбно украшенной сплошь бесчисленными венками живых цветов церкви Сошествия Святого Духа.., я всегда с трепетом вспоминаю об этом, когда бываю на концертах в Лавре, там, где слева кресла у стены... Но все же на похоронах была пропущена важная часть православного отпевания... Утром переживающие скорбь и горе невосполнимой утраты, жена и дети Достоевского увидели гроб закрытым, по указанию опекуна Победоносцева они так и не отдали последнее целование любимому мужу и отцу... Л.Ф. Достоевская вспоминала об этом :" Моя мать никогда не простила ему этот запрет, она горько плакала...Что из того, что я увидела бы его изменившимся?..Ведь он всегда был моим дорогим любимым мужем!..И он ушел в могилу без моего прощального поцелуя, без моего благословения!.." Анна Григорьевна всегда говорила о своем горячо любимом муже, гениальном писателе : "Солнце моей жизни - Федор Михайлович Достоевский."
Таким было непредставимо горьким, трудным,но преисполненным всеобщей любовью и почитанием, прощание Петербурга с Достоевским, великим провидцем человеческих душ, с пророком и совестью города!.. Это было 135 лет тому назад..,но как к живому современнику за разъяснением душевной смуты обращаюсь к нему, раскрывая зачитанный роман...
С трудом верится, что роману "Преступление и наказание" Достоевского 150 лет.., истинно пророческий роман с "героями" нашего времени.., в замысел романа-исповеди "Пьяненькие" о семействе Мармеладовых позднее вошел бывший студент Родион Раскольников со своими мученьями меж Божией правдой и земным законом...Совсем девочкой я посмотрела пронзительный фильм по роману с Георгием Тараторкиным, его горящий в терзаниях и мучениях совести Раскольников впечатлил меня до настоящей болезни... Олег Погудин поведал, что роман он прочитал рано, нырнув в его с головой... Я читала "Преступление и наказание" в свое последнее пионерское лето, в лагере.., в деревенской глубинке,.. недалеко была маленькая церквушечка, и меня прямо тянуло ( когда вечером все шли на танцы и костер) в тенистый сад возле нее, на скамеечку под кустами жасмина, там я и " глотала взахлеб "роман Достоевского, среди безмолвия захоронений возле храма... Именно из романа я впервые узнала о Евангелие, когда Сонечка читает 11 главу от Иоанна о Воскрешении четырехдневного Лазаря, о сотворенном величайшем чуде и словах Христа о вечной жизни, это было для меня неожиданным потрясением, ибо в фильме эта краеугольная, самая сокровенная сцена, пропущена...



Мне неудержимо хотелось войти в церковь, и там попросить это "Евангелие", но старушки отгоняли меня, голенастую, в коротенькой юбке-клеш.., но однажды вечером я пришла в платьице с рукавами, гольфах, и в панамке на голове, и робко вошла в таинственный полумрак, тогда сердобольные бабушки дали мне затрепанное, распадающееся на листы "Евангелие" на старо-славянском языке, слова были незнакомые, но читалось легко, мне все было понятно!..

И еще, прочитав "Преступление и наказание", просто тянет бродить по Петербургу Достоевского, по Казначейской и Подъяческим, по "Катькиной яме", по Гороховой... В романе у Достоевского очень мало описаний природы, погоды, но если случаются, то это прекрасная, настоящая музыка слов..:

" Я люблю мартовское солнце в Петербурге, особенно закат в ясный, морозный вечер... Вся улица вдруг блеснет ярким светом... Все дома будто засверкают...Серые, желтые, грязные их цвета потеряют на миг свою угрюмость, как будто на душе прояснеет, как будто вздрогнешь или кто-то толкнет тебя локтем... Новый вздох, новые мысли! Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!.."
Потом были "Униженные и оскорбленные", "Неточка Незванова", сложный мир странных, взрослых взаимоотношений девочек, сколько переживаний и слез, восторга и сожалений дали моей душе эти удивительные мои ровесницы из жизни других времен... Нелли и Наташа Ихменева, княжна Катя и Неточка, я взрослела вместе с ними...Под кистью Ильи Глазунова девочки Достоевского так харизматичны и достоверны, как и в моем представлении...

Помню, как в 80-е годы я ночевала на лавочке в парке Ярославля, карауля всю ночь очередь на выставку Глазунова, в Москве попасть было невозможно!.. а сейчас прекрасная, бюрюзовая галерея Глазунова пустынна, я иногда брожу меж картин в полном одиночестве...
Воцерковление и укрепление веры немыслимо без прочтения недописанного романа Достоевского "Братья Карамазовы", вот в нем она и проявляется, та тайна души человеческой, над которой бился всю жизнь Достоевский...Какие непорочные , чистые мальчики у Достоевского, как целомудрен и неуязвим Алеша, кто не плакал над его речью у Илюшина камня, над этими словами ..." Ах, милые друзья, не бойтесь жизни!.. Как хороша жизнь, когда что-нибудь сделаешь хорошее и правдивое..."
А как удручает, когда не по назначению употребляют слова Достоевского "красота спасет мир"... В дневниках писателя содержится менее известное, но более ясное, пронзительное изречение " Мир спасет красота Христова..." Во Христе, в Спасителе видел Достоевский совершенную, душеспасительную красоту... Для Дмитрия, - "красота страшная и ужасная вещь", ее содомский идеал. " Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой... Ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут д....л с Богом борется, а поле битвы - сердца людей..."
Достоевский для каждого человека...очень личный писатель, откровенный собеседник...

И все-таки, глубину Достоевского в юности не постичь, его всеобъемное понимание приходит, когда по ходу жизни накопилось тьма неразрешимых вопросов, и он открывает в своих романах нужные ответы...Поэтому, вновь и вновь, изменяясь с течением лет, я обращаюсь за помощью к Федору Михайловичу Достоевскому, как к православному человеку крепкой Веры, как к любимому писателю, как к пророку в своем родном отечестве...

Прошу не судить меня строго за написанное, я не филолог, не литературовед, а лишь обыкновенная читательница Достоевского...
.
Прикрепления: 7341180.jpg (213.4 Kb) · 7708692.jpg (224.0 Kb) · 3647149.jpg (71.9 Kb) · 4869297.jpg (73.7 Kb) · 7286017.jpg (37.8 Kb) · 1335333.jpg (65.3 Kb) · 2352778.jpg (74.5 Kb)


" Когда б не Бог, зовущий всех нас в Детство,
Кто выжил бы без смысла и Любви..."
( иеромонах Роман ( Матюшин ))


Сообщение отредактировал Александра_М - Понедельник, 29.02.2016, 07:11
 
Олёна_МитинаДата: Понедельник, 29.02.2016, 06:44 | Сообщение # 2
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 454
Статус: Offline
Цитата Александра_М ()
А как удручает, когда не по назначению употребляют слова Достоевского "красота спасет мир"... В дневниках писателя содержится менее известное, но более ясное, пронзительное изречение " Мир спасет красота Христова..."


Из книги проф. Московской Духовной Академии М.М.Дунаева "Вера в горниле сомнений" :

"... Не как мальчик же я верую во Христа и Его исповедую, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла...»" — такое признание можно прочитать в последней записной тетради Ф. М. Достоевского...
На постижении Божественной личности Христа были сосредоточены все творческие усилия Достоевского… тема эта неисчерпаема. Невозможно опровергнуть мысль Бердяева: "Через всю жизнь свою Достоевский пронёс исключительное, единственное чувство Христа, какую-то исступлённую любовь к лику Христа. Во имя Христа, из бесконечной любви ко Христу порвал Достоевский с тем гуманистическим миром, пророком которого был Белинский. Вера Достоевского во Христа прошла через горнило всех сомнений и закалена в огне"…
Принцип реализма Достоевского — отыскать в человеке человека — сопряжён с раскрытием … противоречия человеческой натуры: между заключённым в творении образом Божиим и его повреждённостью первородным грехом. Принцип Достоевского — раскрыть вечность образа и временность поврежденности через проникновение сквозь внешнее уродство к внутренней, скрытой под ним красоте.
Проблема красоты становится центральной в романе "Идиот" (1867—1868). Достоевский стремился — через без-образие прозреть горнюю Истину, которая спасёт мир.
Двойственность земной красоты, не всеми различаемая, определяется тем, что на отсвет красоты Горней, явленный в красоте данного нам в ощущениях мира, налагается падшесть этого мира. Быть может, есть смысл и вообще терминологически различать собственно красоту и эстетику падшего мира как замутнённый образ красоты. ..
Любимый и почитаемый Достоевским святитель Тихон Задонский писал: "Христос есть красота для человека". С таким пониманием Достоевский не расходился никогда. "Христос — 1) красота, 2) нет лучше, 3) если так, то чудо, вот и вся вера..." — читаем в Записных тетрадях 1876—1877 годов, десятью годами позднее работы над "Идиотом". В убеждении этом писатель оставался постоянен.
Поэтому, когда в романе появился тезис "мир спасёт красота", — он был равнозначен повторению истины "Христос есть Спаситель мира".
"Красота спасёт мир" — эта мысль принадлежит не только князю Мышкину ("Идиот"), но и самому Достоевскому : "Дух Святый…есть непосредственное понимание красоты, пророческое сознавание гармонии, а стало быть, неуклонное стремление к ней, …Подлинная красота есть духовное совершенство …"
Нельзя обойти вниманием самого контекста, в котором проявляется идея спасающей мир красоты: мысль эта отмечается как запрещённая для разговора: "Слушайте, раз навсегда, — не вытерпела Аглая, — если вы заговорите о чём-нибудь вроде смертной казни, или об экономическом состоянии России, или о том, что "мир спасёт красота", то... я, конечно, порадуюсь и посмеюсь очень, но... предупреждаю вас заранее: не кажитесь мне потом на глаза!"
Князь выполняет требование Аглаи и избирает для беседы тему противоположную: он начинает говорить об анти-красоте, несущей миру гибель. Ведь если Христос, Его образ есть красота, то безобразие есть не иное что, как отступление от Христа. Таково, по Достоевскому, католичество.
В романе "Идиот" впервые у Достоевского даётся четкая характеристика католицизма как анти-красоты, как измены Христу.
В земном мире и вообще красота Горняя замутняется, умаляется либо вообще отвергается. Оттого она неизбежно двойственна, оттого она может таить в себе и угрозу. Недаром князь Мышкин признаётся, что боится лица Настасьи Филипповны: "...Я не могу лица Настасьи Филипповны выносить... Вы давеча правду говорили про этот тогдашний вечер у Настасьи Филипповны; но тут было ещё одно, что вы пропустили, потому что не знаете: я смотрел на её лицо! Я ещё утром, на портрете, не мог его вынести... я... я боюсь её лица! — прибавил он с чрезвычайным страхом".
И действительно — земная красота и загадочна, и сильна. Недаром, глядя на портрет Настасьи Филипповны, Аделаида Епанчина горячо восклицает: "Такая красота — сила... с этакою красотой можно мир перевернуть!" Но ради чего и как будет перевёрнут этот мир?
В "Каноне покаянном ко Господу нашему Иисусу Христу" содержится такое обращение к душе: "Не надейся, душе моя, на тленное богатство и на неправедное собрание, вся бо сия не веси кому оставиши, но возопий: помилуй мя, Христе Боже, недостойнаго.
Не уповай, душе моя, на телесное здравие и на скоромимоходящую красоту, видеши бо, яко сильнии и младии умирают; но возопий: помилуй мя, Христе Боже, недостойнаго".
Красота земная приравнивается к сокровищам на земле и тем отвергается как основа спасения — бесспорно."

В "Братьях Карамазовых" автор раскрыл двойственность земной красоты в предельно жёстком утверждении (в словах, обращенных Митею к Алёше): "Красота — это страшная и ужасная вещь!...Тут д-л с Богом борется, а поле битвы — сердца людей"...
"Всякая красота, и видимая, и невидимая, должна быть помазана Духом, без этого помазания на ней печать тления", — писал святитель Игнатий (Брянчанинов) К. П. Брюллову в 1847 году. Это важный критерий для распознания подлинности красоты. Если вспомнить мысль Достоевского "Дух Святый есть непосредственное понимание красоты...", то совпадение воззрений писателя и святителя в отношении к красоте должно признать несомненным....
Достоевский... понимал конечное преображение мира как обретение им полноты красоты Христа (и не противоречил в том православному вероучению): "Мир станет красота Христова". Не выраженное ли это в конкретном образе понятие обожения, Богочеловечества?...
Но как различить присутствие Духа в красоте человеку духовно малочуткому?
На первый случай, можно предложить хотя бы сопоставление с идеалом как с эталоном. Идеал, разумеется, Христос. Но человеку нужно встретить и распознать идеал и в обыденной реальности.
"Главная мысль романа — изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете...На свете есть одно только положительно прекрасное лицо — Христос, так что явление этого безмерно, бесконечно прекрасного лица уж конечно есть бесконечное чудо. (Всё Евангелие от Иоанна в этом смысле; он всё чудо находит в одном воплощении, в одном проявлении прекрасного). Но я слишком далеко зашёл"...(Ф.М.Достоевский)
Красота Христова есть тот путь, каким только и может придти человек ко спасению. Достоевский выразил эту мысль не только в одной знаменитой своей фразе, ставшей камнем преткновения для многих мудрецов, но и во многих иных размышлениях над миром и его судьбами.
Убеждение, что именно в Православии осуществлена полнота красоты (то есть истины) Христовой, стало твердой убеждённостью Достоевского. Об этом он говорил и писал много."


Сообщение отредактировал Олёна_Митина - Вторник, 01.03.2016, 00:05
 
ВарвараДата: Понедельник, 29.02.2016, 18:47 | Сообщение # 3
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 17
Статус: Offline
Александра, моя благодарность Вам за то, что показали нам "Вашего Достоевского", как Вы открыли его для себя, что значит для Вас этот русский , несомненно, глубоко религиозный, писатель. Читать Достоевского трудно, тем более обращаться к нему всю жизнь!
Мне очень понравился прекрасный рисунок мартовского заката в Петербурге, а такие изречения, как " Что может сделать с душой человека один солнечный луч!" в наше время надо развешивать в городах!

Вот еще несколько острых, актуальных в наши дни фраз из сочинений Ф.М.Достоевского:







Прикрепления: 0413106.jpg (55.7 Kb) · 2078126.jpeg (60.1 Kb) · 1243428.jpg (70.1 Kb) · 4947659.jpg (61.9 Kb)


Сообщение отредактировал Варвара - Понедельник, 29.02.2016, 18:52
 
Олёна_МитинаДата: Вторник, 01.03.2016, 00:04 | Сообщение # 4
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 454
Статус: Offline
http://mdunaev.ru/index.p....evskogo
http://mdunaev.ru/index.p....chast-1
http://mdunaev.ru/index.p....chast-2
- здесь на официальном сайте профессора М.М.Дунаева можно послушать его замечательные лекции о Ф.М.Достоевском, И.С.Шмелёве и других русских писателях и поэтах.


Сообщение отредактировал Олёна_Митина - Вторник, 01.03.2016, 00:15
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Сегодня здесь были:  | Стелла
Самые активные:  | Елена_Фёдорова | Наталья_К | Маргарита | Вера_Александровна | Ада | Инна_И | Нина_Данова | НинаПодгорнова | Наталья_С | Татьяна_Соловьёва
Новые участники:  | scoreapyfreence | Evgeniakana | Наталья_Гончарова | Мариша | Маятская_Светлана | Romma | Василий_Рузаков | Елена_З | Мария_Егоровa | Владимир_
 
Мини-чат
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные участники
 
Copyright © Юрий Ермолаев. Арт-студия журнала «Русская элегия». 2008, 2024Используются технологии uCoz