Религию обременить налогом
10.02.2011 18:28
stuffgodhates.com
Ввести поголовный налог на духовность (за исключением детей и стариков), а собранные средства направить на строительство и восстановление мечетей, православных храмов и других культовых сооружений. Как к такому предложению относятся представители различных конфессий и атеисты, узнала «Фонтанка».
Председатель Центрального духовного управления мусульман России верховный муфтий Талгат Таджуддин на пресс-конференции озвучил идею создать при президенте Башкирии фонд духовности, с помощью которого можно было бы строить и восстанавливать мечети, православные храмы и другие культовые сооружения. Заполнять счета фонда он предлагает при помощи... налога, который можно было бы взимать со всех, кроме детей и пенсионеров.
Собирать муфтий предлагает в прямом смысле по-божески – всего по несколько рублей с каждой зарплаты. Но даже это вызвало бурю, прежде всего в Интернете.
«Фонтанка» решила опросить представителей различных конфессий в Петербурге – как они расценивают перспективы такой инициативы? Выяснилось, смысл в подобном налогообложении видят не все.
«Мне кажется, что вводить налог на духовность не надо. Кто хочет пожертвовать на православный храм, мечеть, синагогу, сделает это самостоятельно», – заявил «Фонтанке» протоиерей Кирилл Копейкин, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла при СПбГУ.
«Это, по крайней мере, смешно. Боги не нуждаются в каких-то материальных поощрениях. Радуются, когда вокруг них люди живут счастливо, в мире и покое, когда идет глубокая духовная работа», – считает настоятель дацана Гунзэчойнэй Буда Бадмаев.По его мнению, в случае введения налога на духовность вопрос свободы совести и убеждений может изменить свое значение. «Нам разрешили верить. Верить в то, что мы хотим. Это большой шаг вперед. Загонять в рамки духовность, заявлять о каком-то налоге – это очень неправильно», – отметил он.
Епископ Объединения евангельских христиан-баптистов Петербурга и Северо-Западного региона Виктор Сипко уверен: вводить подобного рода налогообложение в России ни в коем случае нельзя. В противном случае это «приведет к развалу и так уже ободранной России» и столкновениям между религиозными организациями.
«Налог – вещь обязательная, религия – нет. Мы считаем, что в рамках того, что платим на данный момент, государство, которое печется о духовности, и так занимается поддержкой храмов», – заявил корреспонденту «Фонтанки» руководитель информационного отдела еврейской общины Петербурга Мойше Трескунов.
Епископ Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии Арри Кугаппи считает, что определенная справедливость во введении налога на духовность есть.
«Это вопрос, который требует осмысления. Но все должно быть на добровольной основе, иначе это могло бы привести к коррупции», – отметил он. – Распределять средства можно следующим образом: переводить деньги на счета каждого признанного религиозного объединения, которому работающие люди сами захотят их передать».
«Этот налог может быть, но он должен быть абсолютно добровольным. По доброй воле ни я, ни все те, кого я знаю, никогда его платить не будут. Нам эта их духовность абсолютно не нужна. Это касается представителей любых религий и сект, они могли бы содержать себя сами, а мы бы, со своей стороны, могли наконец заставить их платить налоги настоящие. То есть вести свой бизнес честно. Они бы превратились из общественных организаций в некую финансовую структуру. Тогда их можно было бы всех взять в налоговый оборот, потому что пока религия служит как способ уклонения от налогов. Кроме того, мы бы наконец-то узнали, сколько на самом деле верующих людей в стране», – заявил известный журналист, режиссер Александр Невзоров (в прошлом – певчий в церковном хоре, обучался в Духовной семинарии).
Историк Лев Лурье считает, что предложение верховного муфтия России атиконституционно. «В России церковь отделена от государства. Я не понимаю, почему атеисты или католики должны платить в пользу православных, иудеев и мусульман. У нас в стране большинство людей – неверующие. Даже если считать, что это не так, мне кажется, что муфтии и священники живут лучше, чем абсолютное большинство населения», – заявил он «Фонтанке».
Кстати, это – не первое весьма оригинальное предложение Талгата Таджуддина. Например, в 2003 году после начала войны в Ираке он объявил США религиозную войну - «священный джихад». Правда, потом пояснил, что речь шла о сопротивлении в душе. А в 2009-ом он же нашел свой способ борьбы с демографическом кризисом, заявив в одном из интервью о необходимости отправить миллион татар и миллион башкир на Дальний восток и женить их на китаянках.
Для справки: идея духовного налогообложения не нова. Так, в Австрии существует 1%-й церковный налог, который обязаны платить все граждане страны. В Дании он также доброволен, составляет 1%, и платят его только приверженцы государственной лютеранской церкви. В Германии платят физические лица, которые заявили о принадлежности к одной из конфессий и согласии перечислять средства из собственного заработка. Напомним: в отличие от перечисленных стран, Россия по Конституции – светское государство.
Мария Цыганкова, «Фонтанка.ру»
http://www.fontanka.ru/2011/02/10/097/