ВНИМАНИЕ! Домен elegos.ru закрыт. Наш сайт перенаправлен на адрес
https://oleg-pogudin.elegos.su (изменение в адресе .RU на .SU). Потребуется заново авторизоваться. При проблемах пишите на e-mail администрации infolab@list.ru
Новые сообщения · Оглавление форума · Участники · Правила форума · Поиск ·
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Модератор форума: Юрий_Ермолаев, Елена_Фёдорова, Татьяна_Соловьёва  
Форум клуба » ДРУГИЕ ТЕМЫ » Православная страничка » О ПРИСТРАСТИИ
О ПРИСТРАСТИИ
НадеждаДата: Вторник, 23.11.2010, 11:15 | Сообщение # 1
Группа: Удаленные





Читаю сейчас книгу, в которую включены основные творения схиигумена Саввы. В частности - «Путь к совершенной радости». Есть там глава о пристрастии. Она небольшая. Мне не хочется вырывать из неё куски, показавшиеся особенно важными, поэтому помещаю всю. Лично у меня пристрастий немало, и бороться с ними мне очень трудно. Итак, вот эта глава (курсив автора).

Пристрастие

Ничто не должно обладать мною
(1 Кор.6,12)

От страстей надо отличать пристрастие.
Сатана постоянно нападает на души людей, целью его усилий является удаление души от Бога всеми доступными для него средствами. Он старается, чтобы мы создали для себя кумира, которому вместо Бога отдали бы свое сердце, о котором постоянно думали бы. Для этого он прельщает нас богатством, славой, властью, пристрастием к людям, животным, вещам, наукам, искусству, литературе, поэзии, спорту и т.д.
Отец Александр Ельчанинов: «Таинственная сфера искусства – такая пленительная, но для неё обычные черты – эгоизм, гордость, жадность, слава».
Например, пристрастие (не Христова любовь) к детям или близким может привести к отречению от Бога.
Бывает пристрастие и к хорошим предметам, но все же и здесь они будут препятствием к Стяжанию Духа Божия.
Так, например, ради пристрастия к чтению духовных книг христианин может пренебрегать молитвой и своими обязанностями по отношению к ближним.
Игумения Арсения говорит: «если случится увлечься чем, или кем-либо, то это временное утешение оскверняет сердце, делает человека более неспособным к принятию Господа, одним словом, отодвигает его от цели».
Вместе с тем пристрастия всегда лишают мира душу человека. Если в душе есть хоть малое пристрастие к чему-нибудь или кому-нибудь, то печали не минуешь.
Пристрастие к вину, табаку вредно отзывается на здоровье тела.
Как преодолеть пристрастия?
Здесь очень важно вовремя обнаружить их в себе, поставить правильный диагноз. Это и нелегко, и христианин часто считает за добро то, что на самом деле от лукавого и мешает его духовному росту и угнетает душу.
Вот почему очень важно жить под руководством старца, который мог бы вовремя указать на душевное нездоровье.
За отсутствием таковых надо внимательно прислушиваться к мнениям духовно близких. Господь так милостив, что отовсюду мы можем получить Его указания и помощь, если будем смиренны и заострим наш духовный слух.
Метод лечения от пристрастий все тот же, как и при всех болезнях души: горячая просьба о помощи ко «врачу душ и телес наших» и неотступная молитва от избавления от пристрастия.
Здесь следует сказать, что Господь нередко Сам посылает Своим избранным благодатные врачевания для избавления от пристрастий.
Предмет пристрастия часто занимает самое почетное – первое – место в сердце человека, которое должно принадлежать только Богу, поэтому пристрастие и нетерпимо «Богу-Ревнителю» как оскверняющее сердце и отделяющее его от Бога.
Даже у праведных людей бывает какое-либо сильное пристрастие, как бы «Ахиллесова пята», в их душевном теле добродетелей. Сюда-то и направляется Богом врачевание.
Примеры из Библии.
Так, патриарх Иаков любил Рахиль, а получил вначале в жены Лию. Он больше всего любит сыновей Рахили – Иосифа и Вениамина, и Господь отнимает как раз Иосифа, а впоследствии и Вениамина (заложник).
Посылая подобные испытания, Господь показывает Своим избранникам, что их сердце не свободно от человеческой немощи (пристрастия), затмевающей в нем любовь к Богу.
Так, часто лишь путем переживания тяжких испытаний сердце человека может исцелиться от пристрастий.
Значение земных пристрастий ярко сказывается при переходе души в загробный мир: тяжело умирать душе, имеющей много земных пристрастий и привязанностей.
Благо тем, кто вовремя от них освободится.

Материал этот поместила не для дискуссии, а просто как информацию к размышлению. Возможно, кого-нибудь эта информация подвигнет что-то переосмыслить в своем миросозерцании.


Сообщение отредактировал Надежда - Вторник, 23.11.2010, 11:20
 
Марина_ЕСДата: Вторник, 23.11.2010, 23:42 | Сообщение # 2
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 312
Статус: Offline
Надежда, спасибо, что разместили эту информацию: интересно и принято к сведению! Поверьте, что меньше всего мне хочется ввязываться в полемику на эту тему. И все же…
Уж сколько копий сломали на тему кумирства совсем недавно, после Балашихинской встречи со зрителями…

Вы, безусловно, правы во многом. Однако, позвольте согласиться с Вами не во всем.

Я думаю, что все зависит от точки зрения на предмет.
Вам кажется, что Вера Александровна творит себе кумира.
А мне: что та пристрастность, о которой она пишет, - это Божий Дар, ниспосланный ей – и не только! – по великой милости Божией в помощь: пережить наши трудные времена.

Если то, что делает на сцене Олег Евгеньевич, вызывает к жизни такое пристрастие; если пристрастие это, в свою очередь, вызывает к жизни такие светлые, такие взволнованные, такие возвышенные строки; если оно делает нас чище, светлее, сильнее; если это пристрастие помогает жить и выжить, - я повторю вслед за Верой Александровной: «Да здравствуют пристрастия!».
Одни скажут, что это – безрассудство. Другие – что это полет!

И еще в одном я абсолютно уверена: в этой теме каждый решает для себя самостоятельно; без влияния, а тем более – давления – извне. Извините.


"Не слыть, а быть" (Девиз на старом русском гербе)
 
СофияДата: Среда, 24.11.2010, 11:09 | Сообщение # 3
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 12
Статус: Offline
Надежда, спасибо Вам большое за столь полезный материал. Все правильно, пристрастия - это недуги души.Но мы всего лишь люди и нам порой бывает очень сложно осознать свои пристрастия.А пока человек не осознает, что болен не сможет бороться с болезнью.Главное не стать рабом пристрастия, не дать ему одержать вверх над собой, не позволить полностью завладеть сердцем. Ибо сердце должно принадлежать в первую очередь Богу.
Таково мое мнение, и я ни в коем случае его никому не навязываю.


«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6, 12).
 
Лена_БашмаковаДата: Среда, 24.11.2010, 13:33 | Сообщение # 4
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 8
Статус: Offline
«Отец Александр Ельчанинов: «Таинственная сфера искусства – такая пленительная, но для неё обычные черты – эгоизм, гордость, жадность, слава». Олег Евгеньевич, все-таки, необычное исключение. Можно бы и сделать скидку на предмет пристрастия. Кто знает, от каких худших увлечений сбережет романтика романса.
Чарующий харизматичный гуру заманит древними и новыми христианскими ересями, простонародным мистико-экстатическим сектантством, поисками искусственных форм коллективной жизни, отказом от семьи, дома и связей с государством, верой в особенного национального Христа, или обычным манихейским гнушением браком. «Живой бог», достигший совершенства маг и теург, герметический посредник и тайнозритель запутает в сети ведьмовства и шаманизма, теософии и антропософии, эзотерических мечтаний и ложных мистических традиций, спиритизма и оккультного визионерства, античного гностицизма и апокалипсических ожиданий, путешествий на тот свет и призываний духов, архаических аграрных культов и неоплатонического язычества.
И окажется такой идеалист-неофит в тоталитарной деструктивной секте с полным набором утопических фантазий, фобий и манипуляций с его сознанием:

«Есть гении обыденного зла,
И, с верою в добро, его творящие,
Они, как манекены говорящие,
Не ведая, вершат свои дела...

Их репутация, как белый снег бела,
Они добра желают всем в окрестности -
Апофеоз любви и символ честности,
И клонят перед Господом чела...

А где ж метла? Где спрятана метла?
Где формулы старинных заклинаний?
Всё это выдумки из подписных изданий.

Для этих удивительных созданий
Довольно человеческих страданий
И торжества накрытого стола...»

Пётр Войцеховский

 
МаргаритаДата: Среда, 24.11.2010, 21:37 | Сообщение # 5
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 2023
Статус: Offline
Надежда!
А когда мы восхищаемся божьим творением, разве мы не славим Бога?
И можно ли это назвать пристрастием?


Dum_spiro,_spero!_(лат.)
Пока_ дышу,_надеюсь!


Сообщение отредактировал Маргарита - Среда, 24.11.2010, 21:38
 
НаташенькаДата: Четверг, 25.11.2010, 00:57 | Сообщение # 6
Дизайнер сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 156
Статус: Offline
Я не понимаю, как можно жить с людьми, активно заниматься своим делом, тем более творческим, и не иметь никаких "пристрастий". Это какая-то утопия.

Что, Андрей Рублев, когда писал иконы и фрески, был абсолютно беспристрастным в своей работе? Ничуть не увлекался, не отдавал всего себя, а просто механически копировал существующие образцы, каноны? А как же тогда ему удалось создать "Троицу", полностью отличающуюся от бывших до него? И при этом именно ее сразу же объявили новым иконографическим каноном, и велели всем последующим иконописцам писать отныне только так. Разве сатане удалось через творчество "удалить его от Бога"? Ведь Церковь его канонизировала и считает преподобным...

Что, верующие поэты, писатели, музыканты не должны были посвящать себя целиком творчеству, а только с утра до вечера бояться, как бы не сделать ненароком "кумира" и не дать тем самым шанса сатане? И что бы мы тогда имели вместо великой русской культуры? Которая, между прочим, многих людей привела к Богу. Еще вроде бы Кн. Владимир, выбирая веру для русских, оценил прежде всего эстетическую сторону Православия, из всех предлагавшихся - католицизма, мусульманства, иудаизма... Если бы не византийские церковные мастера тогдашних искусств, заботившиеся не о беспристрастности, а о сотворении красоты во славу Божью - где бы мы были сейчас по отношению к Православию?

Да и вообще, как можно, например, любить близких людей, или вот, скажем, детей, и не быть пристрастными к ним? Как отличить пристрастность от привязанности, а беспристрастность - от равнодушия? Наверное, уважаемый схиигумен просто не очень хорошо себе представлял, что это такое. У него самого, вообще, была семья, дети? smile

Я понимаю, что я не знаток в этих вопросах. Но когда я ходила в воскресную школу в детстве, нас ничему подобному не учили. Зато учили, что главное - это пример Христа и Его заповеди.

И вообще, вот я обычная влюбленная девушка. happy Мне не следует быть "пристрастной" к моему другу? Мне нужно, наверное, срочно начать относиться к нему абсолютно равнодушно, с ледяным хладнокровием, ничем не выделять его среди всех окружающих. Задавить в себе все чувства, над которыми мы на самом деле не властны. Перестать чувствовать радость от общения с ним, перестать расстраиваться, когда он не звонит, перестать переживать за него, перестать испытывать внутренний восторг, когда я понимаю, что он вдруг захотел обо мне позаботиться... wink Каким образом это сделать, а главное - зачем? Мои отношения с Богом - это одно, а с людьми - все же нечто иное! Одно другому не мешает, скорее наоборот. Когда переживаешь сильные чувства, сама приходит благодарность Тому, от Кого всё.

Зачем насиловать свою природу (между прочим, сотворенную Богом - неужели мы можем ее улучшить?) - непонятно... Ничего не хочу сказать об авторе процитированного текста, но либо он имел в виду нечто другое, либо это относится не к нам, либо его не так поняли, либо ... нельзя поверить, что это всерьез, и что это - православное учение. Какое отношение это имеет к Евангелию? Христос проповедовал простым людям, живущим простыми радостями и делами, избрал Своими учениками обычных рыбаков, а не тогдашних знатоков тонкой аскетики - фарисеев, которых Он наоборот, назвал "порождениями ехидны". Он учил деятельно любить ближнего, а не избегать, от страха сделать доброе дело в субботу, или якобы сотворить себе кумира, и т.п.

Так много зла и преступлений вокруг, так много настоящих грехов мы совершаем ежедневно - против тех же евангельских заповедей, хотя бы, для начала, - и у нас, оказывается, нет других более важных духовных проблем, как выискивать в себе разные тонкости, пугаться возможных пристрастий и поэтому отказаться от любви, от творчества, от полноты жизни, от ярких эмоций и рискованных поступков?

Прошу прощения, но я этого не понимаю...


Ко мне всегда можно на "ты". Но это не значит, что я всегда согласна
 
АдаДата: Четверг, 25.11.2010, 11:36 | Сообщение # 7
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 1150
Статус: Offline
Молодец, Наташенька! Абсолютно с Вами согласна во всём. Вы очень правильно сказали: «Мои отношения с Богом - это одно, а с людьми - все же нечто иное! Одно другому не мешает, скорее наоборот. Когда переживаешь сильные чувства, сама приходит благодарность Тому, от Кого всё.»
 
СофияДата: Четверг, 25.11.2010, 16:16 | Сообщение # 8
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 12
Статус: Offline
Все же любовь и пристрастие не одно и тоже. Очень много об этом говорил в своих творениях св.Игнатий Брянчанинов. Основываясь большей частью на писаниях святителя Игнатия, схиархимандрит Авраам духовник Ново-Тихвинского женского монастыря провел с сестрами беседу о любви к Богу и ближнему, о различии любви духовной и плотской, о так называемых пристрастиях.
Кому интересно вот ссылка http://sestry.ru/church/content/masterskie/archives/events/10/


«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6, 12).
 
Вера_АлександровнаДата: Четверг, 25.11.2010, 23:41 | Сообщение # 9
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 1628
Статус: Offline
Наташенька, какой Вы умный и светлый человек!

Ничего нет реальней мечты.
 
Наталья_ПротасоваДата: Пятница, 26.11.2010, 18:01 | Сообщение # 10
Группа: Удаленные





Надежда, спасибо! Оспаривать безусловную мудрость и опыт схиигумена Саввы нам вряд ли пристало. Он прав во всем для своего пути. Для мирского же человека, как мне кажется, все зависит от тех целей, что он ставит перед собой. Если не стремится он к освобождению, спасению; если не ставит в приоритет цели духовные, то и подвергать сомнению свои пристрастия ему вряд ли интересно, да и, возможно, не нужно. Всякий имеет абсолютное право на свои ошибки и радости.

Сообщение отредактировал Наталья_Протасова - Суббота, 27.11.2010, 00:40
 
МаргаритаДата: Пятница, 26.11.2010, 20:35 | Сообщение # 11
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 2023
Статус: Offline
Наташенька!
СПАСИБО!!!


Dum_spiro,_spero!_(лат.)
Пока_ дышу,_надеюсь!
 
ЕленаДата: Суббота, 27.11.2010, 13:37 | Сообщение # 12
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 135
Статус: Offline
Думаю, что все посещающие этот Клуб пристрастны к Олегу Евгеньевичу в той или иной мере. И,конечно, каждый выбирает сам - бороться с этим или радоваться этому. Все мы разные, и ближайшие цели у нас разные. Спасение души достигается, наверно, не только в кельях и монастырях. Есть место для маленьких духовных подвигов в жизни каждого мирского человека. И , если одно пристрастие разбивает в прах многие другие, помогает человеку обрести Истину, то дается оно человеку, все-таки, во Благо…

Сообщение отредактировал Елена - Суббота, 27.11.2010, 13:38
 
Наталья_ПротасоваДата: Воскресенье, 28.11.2010, 01:12 | Сообщение # 13
Группа: Удаленные





Мне всегда казалось (и тому находилось огромное количество подтверждений у самых разных серьезных исследователей этого вопроса, вот, зачем далеко ходить, например, у схиигумена Саввы или в материалах по приведенной Софией ссылке), что пристрастие (обладание страстью, бытие при страсти) препятствует обретению Истины (именно такой, с большой буквы), но если, все же кто-то имеет иной опыт, то, безусловно - во Благо... Главное, наверное, не лгать себе, выдавая одно за другое. Ну есть у человека пристрастие, доставляющее ему радость, помогающее жить, выкарабкиваться из тяжелых состояний - отлично, замечательно... Надежда ведь привела здесь этот отрывок с исчерпывающим последующим комментарием.
 
ЕленаДата: Воскресенье, 28.11.2010, 10:31 | Сообщение # 14
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 135
Статус: Offline
Я ни в коем случае не оспариваю слова святых отцов.
Я только против абстрактного и схематичного применения этих понятий.Все должно решаться отдельно каждым человеком и его духовником. Надеюсь, Надежда на это и хотела обратить наше внимание.
Про себя знаю – пристрастна! Брошу все дела и обязанности, если услышу по ТВ знакомый голос (ох, услышать бы! smile или получу новые записи О.Е.
Но у меня есть и другой опыт. Позволю себе его коротко изложить.
После встречи с Олегом Евгеньевичем я обрела Веру и решилась на первую исповедь.
У меня и у моих школьников, благодаря Олегу Евгеньевичу, появились друзья – жители Православной деревни. Каждый год бываем у них в гостях, долго там живем, впитываем в себя благодать общения с удивительными людьми.
Ниточкой от Олега Евгеньевича тянется еще одно знаменательное для меня и окружающих событие – открытие православного Храма на нашем острове.Уже состоялась первая служба!
Очень близкий мне человек недавно выразил желание принять крещение.
Это ли не Благо для души, не движение к Истине?


Сообщение отредактировал Елена - Воскресенье, 28.11.2010, 11:41
 
Наталья_ПротасоваДата: Воскресенье, 28.11.2010, 12:04 | Сообщение # 15
Группа: Удаленные





Желаю Вам радости сердца и новых больших открытий на Вашем пути, Елена!
 
Форум клуба » ДРУГИЕ ТЕМЫ » Православная страничка » О ПРИСТРАСТИИ
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:
Сегодня здесь были:  | Елена_Фёдорова | Стелла | Вера_Александровна | ириния
Самые активные:  | Елена_Фёдорова | Наталья_К | Маргарита | Вера_Александровна | Ада | Инна_И | НинаПодгорнова | Нина_Данова | Наталья_С | Татьяна_Соловьёва
Новые участники:  | Evgeniakana | Наталья_Гончарова | Мариша | Маятская_Светлана | Romma | Василий_Рузаков | Елена_З | Мария_Егоровa | Владимир_ | Анастасия_П
 
Мини-чат
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные участники
 
Copyright © Юрий Ермолаев. Арт-студия журнала «Русская элегия». 2008, 2024Используются технологии uCoz