Quote (Марина_ЕС)
Вам кажется, что Вера Александровна творит себе кумира.
Марина_ЕС, в первом сообщении ДАННОЙ темы Надежда не упоминала никаких конкретных лиц, она подняла вполне отвлеченный вопрос. Пожалуйста, оставайтесь в рамках темы, заданной топикстартером, и не переводите дискуссию на личности. Это может привести к недоразумениям и обидам. Благодарю за понимание. Что касается существа вопроса, то здесь нужно было бы многое уточнить. Для начала я только скажу, что аскетические рекомендации, обращенные к монашествующим, часто не предназначены и даже абсолютно не годятся для использования мирянами. Невнимательно относятся к этому моменту обычно те, кто плохо понимает колоссальное различие в образе жизни монаха и мирянина. Упоминавшийся Свт. Игнатий (Брянчанинов) как раз не советовал мирянам читать книги для монахов (в наше время то же следует относить к аудио, видео, интернет-материалам) и тем более пытаться что-то использовать из них в своей духовной жизни. Хотя именно он считал, что и мирянин может достичь не только спасения души, но даже христианского совершенства. Но пути у них разные.
Кроме того, понимание значения слова "пристрастие" Свт. Игнатием и, как мне представляется, многими нашими участниками - существенно отличается, и по смыслу, и по последствиям. Свт. Игнатий вообще достаточно внимательно относился к словам и выбирал их так, чтобы передать глубочайшие оттенки своих мыслей - не зря его наставником в словесности (первоначально светской) был Гнедич, а одним из слушателей - Пушкин... К сожалению, многие авторы XX и XXI вв., в том числе вполне уважаемые, не столь тщательно вникали в учение Святителя, чаще всего трактуя его несколько по-своему. Лучшим и непревзойденным до сих пор исследованием духовного наследия Свт. Игнатия остается магистерская диссертация Игумена Марка (Лозинского, +1973), частично изданная в 1997 г. Он первый также собрал вместе большую часть писем Святителя. Очень рекомендую всем интересующимся знакомиться прежде всего с этим источником, и, разумеется, с самими текстами Свт. Игнатия, нежели пересказами и интерпретациями даже самых авторитетных лиц. Тогда, возможно, некоторые вопросы и недоумения отпадут сами собой.
Наташенька, переслать тебе нужные книжки (есть в эл. виде), будешь читать? И если вкратце: "обычная влюбленная девушка" с пристрастиями к своему другу, как и творческий человек с пристрастием к своему делу - ничуть не противоречат идеалу христианской жизни и исполнению евангельских заповедей. Главное - научиться видеть, к чему что ведет, к хорошему или плохому.
Вот выше была цитата:
Quote (Надежда)
Отец Александр Ельчанинов: «Таинственная сфера искусства – такая пленительная, но для неё обычные черты – эгоизм, гордость, жадность, слава».
Значит ли это, что искусство плохо само по себе? Нет, плохи те последствия, которые оно МОЖЕТ вызвать у людей, то есть плохи только те самые "эгоизм, гордость, жадность..." Вывод: если человек не может справиться с такими последствиями - пожалуй, лучше действительно уклониться от занятий искусством. Но если может, и имеет какие-то таланты (которые от Бога, вообще-то...) - то неверно было бы от них отказываться под предлогом "как бы мне ненароком не заполучить пристрастие". Сам Свт. Игнатий активно общался и переписывался со многими выдающимися деятелями культуры того времени, объяснял им различные вопросы, возникающие при соединении христианского образа жизни с творческой деятельностью. Кроме литераторов, это были художник Карл Брюллов, композитор Михаил Глинка (по мотивам переписки с которым появилась статья "Христианский пастырь и христианин художник"), а известный композитор Петр Турчанинов помогал ему в Сергиевой пустыни под Стрельней устраивать монастырский хор, для которого даже писал свои произведения...
А вообще, по моим многолетним уже наблюдениям и опыту церковной жизни, самое распространенное "пристрастие" у нынешних прихожан - это к своему батюшке (либо какому-то другому конкретному духовному лицу) и его сугубо личному мнению. Не всем удается перейти с этого уровня на уровень "пристрастия" ко Христу и учению Церкви. Даже тем, кому понятно, что это не вполне одно и то же...