Канал «Культура»
10 февраля День памяти Александра Сергеевича Пушкина.
К этому дню телеканал «Культура» приурочил показ фильмов и передач, посвященных жизни и творчеству поэта: в 10:50 – художественный фильм Сергея Соловьева «Станционный смотритель» (Мосфильм, 1972),
в 12:00 – телевизионная программа Николая Прожогина «Котильонный принц»,
в 23:50 – документальный фильм Игоря Калядина «Николка Пушкин».
Поэт Константин Кедров: «Звучит парадоксально, но это правда, именно дуэль и смерть Пушкина сделал его по-настоящему популярным поэтом, дуэль и смерть принесла ему всероссийскую славу. Я не очень-то уверен, что сегодня все читали всего Пушкина. А вот про дуэль, про Дантеса, про Пушкина на снегу знают все.
Вообще дуэль в русской литературе – явление довольно поразительное. Пушкинская дуэль дала толчок Толстому в романе «Война и мир» – дуэль Пьера Безухова и Курагина, у Тургенева в «Отцах и детях» – дуэль Базарова и Кирсанова, потом «Дуэль» Чехова. Как для древних греков «Одиссея» и «Илиада», так для нас – дуэль и смерть Пушкина. Это тот случай, когда поэт своей жизнью и смертью написал еще одно гениальное произведение. <…>
Житейской необходимости в дуэли не было, но была какая-то сверхпоэтическая потребность воплотить то, что было в романе «Евгений Онегин», а там – …поэт/ Роняет молча пистолет».
СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ
Художественный фильм (Мосфильм, 1972).
Режиссер Сергей Соловьев.
Сценарий Сергей Соловьев.
Оператор Леонид Калашников.
Музыка Исаак Шварц.
Экранизация одной из «Повестей Белкина» Александра Сергеевича Пушкина.
В ролях: Николай Пастухов, Марианна Кушнирова, Никита Михалков, Геннадий Шумский, Валентина Ананьина, Александр Борисов, Елена Брацлавская, Александр Лебедев, Саша Якимов.
Фильм получил приз итальянского радио и ТВ на МТФ в Венеции-74.
КОТИЛЬОННЫЙ ПРИНЦ
Телевизионная программа (Россия, 2000).
Автор и ведущий Николай Прожогин.
Режиссер Валерий Самойлов.
Редактор Татьяна Власихина.
Оператор Юрий Васильевич Журавлев.
Фильм снимался в Париже, Амбуазе, Сульце и Санкт-Петербурге. Эти города связаны между собой именами Пушкина и Дантеса, историей их дуэли. Мы много знаем об этом с одной стороны – стороны Пушкина. Но в дуэли участвуют двое. Речь пойдет о новых фактах дуэли Пушкина и Дантеса, о неизвестных большинству подробностях жизни Жоржа Геккерна-Дантеса.
В программе участвуют: Никита Струве, Кристиан Гро, Мишель Дювернье, Жан-Пьер Браун, отец Рене.
«Котильонный принц» и его жертва
«Котильонный принц» – так Анна Ахматова называла Дантеса. Программа рассказывает о новых фактах дуэли Пушкина и Дантеса, о неизвестных большинству подробностях жизни кавалергарда.
Николай Прожогин: «26 января 1834 года Пушкин записал в своем дневнике: «Барон Дантес и маркиз де Пина, два шуана, будут приняты в гвардию прямо офицерами. Гвардия ропщет». Теперь эта запись с упоминанием имени Дантеса воспринимается как пролог к трагедии, которая разыгралась ровно три года спустя. В преддуэльной истории есть много неясного. Действительно ли Дантес был влюблен в Наталью Николаевну или только разыгрывал роль влюбленного, чтобы вызвать ревность, в том числе, и со стороны Геккерна? Правда ли, что Наталья Николаевна любила его? То, что Дантес пишет в письмах о своем времяпрепровождении, не расходится с образом светского повесы, но открываются и неожиданные черты его характера. Единственная забота, которая занимала его, – это карьера. Он избегает участвовать в похождениях своих приятелей, если это может повредить продвижению по службе. Дантес также пишет и о своей безумной взаимной любви и невозможности быть вместе, «так как муж возмутительно ревнив»... Объясняясь с Дантесом, Наталья Николаевна поступила, как Татьяна Ларина с Евгением Онегиным: «Я вас люблю, к чему лукавить, но я другому отдана и буду век ему верна». Дантес, ослепленный страстью, был готов на все, вплоть до запугивания. До сих пор неизвестно, кто написал «Диплом Ордена Рогоносцев», который получил Пушкин, что и спровоцировало дуэль первого поэта России с Дантесом. Вряд ли его автором мог быть сам Дантес или его приемный отец – Геккерн. Оба понимали, что это может быть крахом всей карьеры. Так и случилось. После дуэли разжалованный в солдаты Дантес был выслан из России. Умер в 1895 году в возрасте 83-х лет. Один французский мемуарист вспоминал, как встречал в конце XIX века в салонах парижского аристократического клуба этого рослого, с военной выправкой, одинокого старца и думал: «Вот тот, кто принес смерть Пушкину, а Пушкин принес ему бессмертие, как Эфесский храм – поджегшему его Герострату».
НИКОЛКА ПУШКИН
Документальный фильм (Россия, 2008).
Режиссер Игорь Калядин.
Сценарий Виктор Листов.
В жизни и творчестве великий поэт нередко носил маску юродивого. Об этом повествуют стихотворные строки, воспоминания, документы.
http://www.tvkultura.ru/news_print.html?id=300704&cid=48