Люди рвали железную обшивку руками
02/12/2009 Второй вагон больше всех пострадал при крушении. В нем погибло 15 человек. Среди них – глава Росрезерва Борис Евстратиков и двое сотрудников Центробанка 55-летний Марат Вахабов и 20-летняя Маргарита Троицкая. Как рассказали «МК» в Питере» сослуживцы Марата, он очень не хотел ехать в командировку в Москву, жаловался на плохое самочувствие. Но, тем не менее, поехал – как оказалось, на собственную гибель.
Сергей Ларкин и Игорь Пушкарев возвращались в родной Питер из служебной командировки. В Москве пробыли всего один день. Они выжили в этой страшной катастрофе. Сергей получил сотрясение мозга и ушибы спины. Игорь – травму руки. Оба сейчас находятся в больнице.
– Успешно провели переговоры, в конце дня заехали в ресторан, – вспоминает события того дня Сергей Ларкин. — Потом поехали на вокзал, на поезд чуть не опоздали. Встали в пробку на Ленинградке. Представляете, заскочили в вагон за пять минут до отхода состава.
– Вы помните, что случилось до того, как произошло крушение?
– Сначала я увидел яркую белую вспышку. Ни взрыва, ни хлопка не слышал. Вагон резко затрясло, как при турбулентности, и он стал заваливаться набок. Как раз на ту сторону, где я сидел. Меня крутило по всему вагону, я ничего не видел, в вагоне резко погас свет. Надо мной пролетел Игорь. Сверху стали падать чемоданы, мне придавило ноги. Сорвало полки, вырвало все кресла. Выбирался на ощупь. К счастью, Игорь оказался рядом. Нашли в итоге какую-то щель, в нее и протиснулись. Я помню крики – муж искал свою жену. Люди плакали, стонали, матерились. Но паники не было.
– Долго ждали помощи?
– Часа полтора-два. Сидели у вагона. Было холодно. Я был в разорванной рубашке. Игорь дал мне свой свитер. Потом принесли несколько одеял. Разожгли костры – стащили в кучу какие-то деревья. Сидели, курили, почти не говорили. Честно сказать, я мало что тогда соображал.
– А что происходило в вагоне?
– Я вылез из него в числе первых – нас было человек двадцать. Остальные находились в вагоне, чтобы выбраться из него, люди рвали голыми руками железную обшивку. У вагона оторвало все колеса. Рядом лежал провод, к которому мы старались не подходить. Он был под напряжением. Только потом проводник куда-то позвонил, и ток отключили.
– Как проходила эвакуация?
– Нам кто-то сказал, что нас ждет самарский поезд. Километра полтора шли по шпалам, толком не соображая, куда идем. Темень была непроглядная. Но поезд уже оказался битком забит людьми. Пассажиры, видя наше состояние, давали корвалол. Нас довезли до Угловки, а там мы уже пересели в наш «Сапсан». В нем все было четко организовано – спасибо девочкам-проводницам.
А в это время в Петербурге ждала от Сергея звонка его мама Тамара Владимировна.
– Поезд должен был приехать в 23.30. У нас с сыном был уговор: как только он ступит на перрон, сразу звонит мне, – рассказала она. – А тут раздается звонок с Сережиного мобильного телефона, я беру трубку и слышу незнакомый мужской голос. Я обмерла, сразу поняла: что-то случилось. Голос меня спрашивает: «Куда я попал? Чей это мобильный телефон?» Потом говорит: «У нас произошла авария, поезд перевернулся». Ну и я тут же сама перевернулась – потеряла сознание. Потом, когда очнулась, позвонила жене Сережи, она меня успокоила, сказала, что сын потерял телефон, поэтому не мог сам позвонить.
«Даже не поняли, что это крушение»
В эпицентре взрыва оказались четыре последних вагона. В остальных – пассажиры долго не могли понять, что случилось. Вот что рассказывает Дмитрий Косьянчик, студент, пассажир 8-го вагона:
– В районе 21.30 я услышал какой-то механический резкий звук из-под вагона и сначала не придал ему значения, однако через секунду поезд вдруг резко начал тормозить. Где-то минут 30 прошло без каких-либо изменений и новостей, только вот проводники стали суетиться и бегать в конец поезда. Начальник поезда сообщил, что, вероятно, поезд продолжит свое движение где-то через час, тут мы даже немного приободрились и стали названивать своим близким. Где-то в 22.00 проводники стали спрашивать, есть ли среди нас доктора. Стали собирать оставшуюся воду и все возможные тряпки (одеяла, накидки, скатерти). Через некоторое время к нам в вагон привели мужчину, на вид ему было лет 50, он был высокий, крупный, сильно помятый, с кровоподтеками на лице. Я стал его расспрашивать, что случилось. Оказалось, что он и его друг в момент аварии вышли курить в тамбур между третьим и четвертым вагоном. Их стало кидать по тамбуру, он ударился головой и спиной несколько раз о конструкции тамбура, потом их завалило обшивкой. Ему налили стакан водки и он сидел тихонько, хандрил в купе проводницы. Потом нас всех пересадили в самарский поезд.
От греха подальше
ОАО «РЖД» планирует снять вагоны злополучного «Невского экспресса» с направления Москва – Петербург. По предварительной информации, это произойдет после запуска в коммерческую эксплуатацию поезда «Сапсан». «НЭ» переориентируют на другие участки, где он будет курсировать с более низкими скоростями.
Третий раз в одну воронку снаряд не упадет?
На Октябрьской железной дороге уверяют: меньшей активности пассажиров в связи с катастрофой «Невского экспресса» не наблюдается. Например, на невезучий 166А, отбывающий из Москвы ровно через неделю после ЧП – в ближайшую пятницу, 4 декабря, – раскуплены почти все билеты. Незанятых мест – единицы. Практически заполнен и «НЭ», уходящий в пятницу из Петербурга в Москву.
Счастливчик
«На мне закончились билеты»
Петербуржец Николай Бударин часто пользовался «Невским экспрессом», но в тот роковой день его спасла… очередь в кассу. Бударину элементарно не хватило билета.
– Мне этот поезд нравится и по времени прибытия – все-таки спать ночью приятнее дома, и по обслуживанию, и по комфорту, – рассказывает Николай. – 27-го ноября я должен был возвращаться из Москвы домой. Собирался купить билет на «Невский экспресс», но, пока стоял в очереди в кассу, билеты на него закончились. Пришлось ехать следующим – который уходил в 19.55. Расстроился, конечно, что планы придется менять. В Питер мы должны были прибыть в 4.10 утра. Но посреди ночи вдруг стали ходить люди – выяснять, где мы вообще едем, потому что вокруг была такая глушь, что даже мобильная связь не работала. Единственное, что нам сказали проводники, – впереди «Невский экспресс» сошел с рельсов, едем по обходному пути. Больше никакой информации не было – ни о причинах, ни о погибших. Все стали узнавать только на подъезде к Питеру, когда заработала связь. Кстати, когда я еще ходил по Ленинградскому вокзалу, ко мне подошел какой-то паренек, спросил, не в Питер ли я еду: «Посылочку не возьмете?» Я отказался. А когда услышал про теракт, сразу же подумал: «Вот так, наверное, теракты и случаются – кто-то посылочку взял». Хотя сейчас понятно, что дело в другом было.
Судьба-злодейка
Сын ушел вслед за отцом
27-летний Паша Дерцакян, пассажир поезда № 166, погиб спустя ровно месяц после своего отца. Игорь Дерцакян скончался от рака позвоночника 27 октября. Это была неожиданная смерть. Болезнь выявили только за неделю до его ухода из жизни.
– Паше пришлось тяжело. Он вдруг неожиданно для самого себя стал главой семьи, – рассказывает друг семьи Иннокентий Саломэ.
Но уже 27 ноября ушел из жизни и Павел. Он был единственным ребенком в семье. Каким ударом стала эта потеря для матери, страшно представить. Ольга Дерцакян всего за месяц лишилась двух самых близких людей. 5 декабря утром состоится отпевание Паши, а чуть позже пройдут похороны мужа Игоря.
Маша ехала на свой день рождения
Маша Кузьмина работала юристом на НТВ. Последние пару лет жила в Москве. Девушка ехала в вагоне № 2 в Питер – к родителям, близким и друзьям праздновать свое 30-летие. Она не дожила до своего дня рождения три дня. Ее похоронят 2 декабря.
«Я не могу думать о том, что пришлось пережить Машке в ее последние минуты. О стекле и щебне, хлынувшем в вагон. О том, что большинство погибших умерли от удушья и потери крови. Я не очень смелый человек, я не могу себе это даже представить.
Я бы хотела, чтобы тех, кто это сделал, нашли. Не из чувства справедливости, хотя Маше справедливость была бы важна, а чтобы узнать, ЗАЧЕМ кто-то делает подобные вещи», – написала в своем дневнике ее подруга Таисия.
…11 ноября Маша поставила статус в «Одноклассниках»: «И снова жизнь прекрасна!»
Подготовили Ирина Молчанова, Елена Михина, Любовь Румянцева, Елена Гусаренко
http://mk-piter.ru/2009/12/02/011/
В Питере прощаются с жертвами крушения скоростного поезда
02/12/2009
Официальный траур по поводу катастрофы объявлен не был. Но городские власти рекомендовали учреждениям культуры воздержаться от развлекательных представлений. Ведь эта катастрофа – одна из самых крупных для города. Погибли 18 петербуржцев. Их начали хоронить со вчерашнего дня. Первым предали земле главу Росавтодора Сергея Тарасова.
Его называли везунчиком
Бывший вице-губернатор, экс-сенатор в Совете Федерации от Петербурга, Тарасов совсем недавно получил новое назначение. Последние годы его судьба складывалась очень счастливо. Казалось, Тарасову всегда везло. Он легко шел по карьерной лестнице, не раз женился, без скандалов разводился. Только близкие друзья знали, что Тарасов никогда не оставлял своих женщин – бывшую жену Варю (дочь Алисы Фрейндлих) и двух их детей полностью обеспечивал, даже уйдя из семьи, влюбившись в юную балерину Мариинского театра Анастасию Колегову.
В своем недавнем интервью «МК» в Питере» (как оказалось, последнем) он говорил о своих планах на будущее – о том, что хочет еще детей, что гордится успехами своего старшего сына, поступившего без всякого блата в Щукинское училище. 10 октября Тарасов женился на Колеговой, страстную любовь к которой пытался скрыть иронией и шутками.
– В лице Насти я служу всему российскому балету, – смеялся он. – Я не могу ей ни в чем отказать.
Но жизнь оборвалась – внезапно, страшно. Известие о гибели мужа застало Настю на гастролях в Японии. Девушка срочно вылетела в Питер. Она была избавлена от процедуры его опознания. Сначала Сергея узнали эмчеэсовцы на месте аварии, потом, уже в Петербурге, в морг приехали высокие чины ФСБ и подтвердили: да, перед ними Тарасов.
Прощались с Сергеем Тарасовым в Таврическом дворце. Тех, кто пришел проводить в последний путь бывшего сенатора, пропустили через усиленные наряды милиции и металлоискатели. Перед гробом сидели все его близкие. Молодая вдова — балерина Анастасия Колегова, а также бывшая жена Варвара Владимирова с двумя детьми и Алиса Фрейндлих. Актриса после развода дочери поддерживала с ним хорошие отношения. Алиса Бруновна даже собирается отменить празднование своего юбилея из-за траура по погибшему.
Хоронили погибшего в открытом гробу, его лицо при взрыве практически не пострадало. Траурную музыку играл симфонический оркестр, ведь у Сергея было много друзей среди артистов, художников и музыкантов. Комик Юрий Гальцев стоял с бледным и серьезным лицом. Он дружил с погибшим больше десяти лет.
– Он был настолько смелым и открытым человеком, что ходил по улице без охраны, – рассказала работавшая с погибшим Татьяна Соломатина. – Однажды встретила Сергея, когда он шагал по Невскому проспекту. Совершенно один. Тарасову и в голову не приходило задействовать телохранителей, потому что это единственный политик, не наживший себе врагов.
Ровно в полдень у гроба появилась заплаканная Валентина Матвиенко в сопровождении полпреда президента в СЗФО Ильи Клебанова и председателя Законодательного собрания Петербурга Вадима Тюльпанова. Они объявили начало траурного митинга.
– Всегда больно терять товарищей, – призналась губернатор, – и ужасно, когда человек уходит из жизни в расцвете сил. Петербург Сергей любил и считал его городом-судьбой. Пять лет он был нашим вице-губернатором и всегда ставил интересы горожан на первое место.
К слову, байкеры, с которыми Тарасов дружил, тоже присутствовали на похоронах. Только держались они подальше от милицейского оцепления и на приличном расстоянии сопровождали кортеж с гробом, ехавший от Таврического к месту отпевания Сергея – в Александро-Невскую лавру. Похоронили политика на Никольском кладбище. Рядом с Галиной Старовойтовой и Анатолием Собчаком.
Вагон № 1 крутило, как барабан
В вагоне бизнес-класса № 1, в котором ехал Сергей Тарасов, погибло 10 человек. Помощница Тарасова Алина Евграфова получила тяжелейшие травмы и находится в коме.
– Вагон некоторое время летел по шпалам без колес, все внутри было разворочено – кресла, железные ящики, поручни, корзинки для газет – все это с острыми железными углами, и оно крутилось, как в мельнице, как в барабане. И вот этими обломками людей переломало, порезало. Пол был покрыт толстым слоем всего этого добра, и в нем лежали люди, – вспоминает протоиерей Александр Степанов, ехавший в том же поезде.
В числе пассажиров вагона № 1 были также глава управы Кузьминок Виктор Родионов, замглавы Росрезерва Дмитрий Гогин и руководитель административного управления ведомства Александр Пошивай, сотрудники Петербургской коллегии адвокатов Сергей Слагода и Артем Ясько. Все они получили травмы, но, к счастью, остались живы.
http://www.mk-piter.ru/2009/12/02/009/?firstpage=1
Прощание «Невского экспресса»
Анна Плотникова | Санкт-Петербург, Среда, 02 декабря 2009 г.
Фото AP
Панихида
В Санкт-Петербурге состоялись похороны погибших во время крушения скорого поезда «Невский экспресс» в минувшую пятницу, когда на 284-м км Октябрьской железной дороги на перегоне Алешинка – Угловка с рельсов сошли два последних вагона. Согласно версии следствия, причиной катастрофы стал теракт. Тем не менее, в последние дни в российском сегменте Интернета все активнее выступают сторонники версии о том, что пассажиры «Невского экспресса» стали жертвой так называемой «техногенной катастрофы». То есть, рельсы не выдержали нагрузки колес мчавшегося со скоростью 200 км/час поезда. Кстати, и фотосъемка с места катастрофы не добавляет ясности – по мнению ряда опытных сотрудников железной дороги и отставных военных, имевших дело с взрывчаткой, 7 килограммов в тротиловом эквиваленте должны были бы причинить значительно большие разрушения. Особенно это бросается в глаза, когда рядом выставляют фото взрыва двухлетней давности – разрушения практически одинаковые.
Между тем руководитель Главного Управления МЧС Российской Федерации по Санкт-Петербургу генерал Леонид Беляев, выступая перед депутатами городского парламента, заявил, что если бы следовавший из Москвы экспресс не опоздал в минувшую пятницу на одну минуту, на месте катастрофы оказались бы два поезда – «Невский экспресс» и «ЭР-200», и таким образом, человеческих жертв могло быть намного больше. Дело в том, пояснил Леонид Беляев, что в то время, когда произошел взрыв, два скорых поезда – один из Москвы, другой из Петербурга – традиционно встречаются в этом месте.
Глава МЧС по Санкт-Петербургу также отметил, что действия сотрудников его ведомства не подлежат критике, поскольку все тяжело раненые были доставлены в больницы, а шестеро наиболее пострадавших были немедленно отправлены самолетами в Москву. В ответ на упреки депутатов от фракции «Справедливая Россия» о том, что помощь подоспела слишком поздно, и что за рубежом в подобных случаях незамедлительно высылают вертолеты, генерал Беляев сказал: «Западу нужно учиться у нас спасать людей».
Те же, кто действительно спасал людей после катастрофы с «Невским экспрессом», в среду получили правительственную награду. В частности, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин вручил 79-летней жительнице Новгородской области Елене Голубевой знак «Почетный железнодорожник» и премию в размере 50 тысяч рублей. Дело в том, что в ее дом, расположенный рядом с местом трагедии, привозили раненых, и Елена Михайловна оказывала пострадавшим посильную помощь, пока их не увозили в больницы.
В среду на Поклонной горе в Москве и на Сенной площади Санкт-Петербурга прошли митинги под лозунгом «Россия против террора». Участники акции держали плакаты с надписями «За будущее без террора», «Террористы – не люди», «Найти и уничтожить», «Скажем «нет» терроризму». Организатором акции стала партия «Единая Россия». В Петербурге митинг собрал не более 700 человек, а объявленного телемоста между Поклонной горой и Сенной площадью не получилось, как было объявлено, по техническим причинам. Перед петербуржцами выступили депутат Госдумы Артур Чилингаров и спикер городского парламента, лидер местного отделения «Единой России» Вадим Тюльпанов. А вот председатель Государственной Думы Борис Грызлов и губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, несмотря на анонсированное их участие, перед собравшимися так и не появились.
Расследование обстоятельств взрыва идет полным ходом, к трагедии приковано внимания всего мира, и тут же появляются желающие заявить о себе. Штаб Вооруженных Сил Имарата Кавказ, под руководством Доку Умарова, распространил 2 декабря заявление, в котором берет на себя ответственность за подрыв «Невского экспресса». За минувшие пять дней это уже вторая «заявка» на резонансное происшествие от радикальных группировок. Первая появилась уже на следующий день после крушения поезда и была подписана некоей организацией «Комбат-18». Силовики подобные заявления считают пиаром на крови, не имеющим никакого отношения к реальности.
Между тем, российским СМИ стало известно, что никто из бригады «Невского экспресса» от 27 ноября (состоявшей из 16 человек), не может с уверенностью сказать, вернется ли он когда-либо на этот поезд, и вообще – выйдет ли на работу. Многих железнодорожников от этого шага отговаривают родственники. Среди участников данной бригады есть и те, кто пережил взрыв «Невского экспресса» в августе 2007 года.
Накануне в СМИ появилась также информация о том, что рассматривается вопрос о переименовании поезда № 166. Раз уж название «Невский экспресс» оказалось таким роковым.
Что касается обещанной властями финансовой помощи, то никто за ней еще не обратился. Люди заняты похоронами или лечением. В страховой компании ЖАСО, которая занимается страхованием пассажиров на железной дороге, заметили, что было только несколько телефонных звонков – уточняли необходимый перечень документов. Впрочем, от этой страховой компании пассажиры получат немного – максимум – 12 тысяч рублей на одного пострадавшего. Основные выплаты – более 1 миллиона рублей семьям погибших до 500 тысяч рублей раненым – пойдут из резервных фондов Петербурга и РЖД.
http://www1.voanews.com/russian....12.html