К 100-летию Георгия Свиридова
| |
Маргарита | Дата: Суббота, 12.12.2015, 12:07 | Сообщение # 1 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 2023
Статус: Offline
| 100 лет назад родился Георгий Свиридов
Фото: Валерий ПЛОТНИКОВ, 1980 г.
Русская сюита Памяти Георгия Васильевича Свиридова
Незримы и невыразимы, Лишённые телесных пут, Рождественские серафимы Теперь Свиридову поют.
О тесноте земной юдоли, Где каждый звук его зачат, В морозном небе, в чистом поле Распевы горние звучат.
И хора сладкое согласье, Мерцающее в звёздной мгле, Так внятно говорит о счастье, Ещё возможном на земле.
И как пророк в сухой пустыне, С надеждой глядя в небеса, Почти оглохшая Россия Внимает эти голоса.
Молись и верь, земля родная. Проглянет солнце из-за туч... А может быть, и двери рая Скрипичный отворяет ключ.
Владимир Костров
Литературная газета№ 49 (6535) (10-12-2015)
http://lgz.ru/article/-49-6535-10-12-2015/russkaya-syuita/
Dum_spiro,_spero!_(лат.) Пока_ дышу,_надеюсь!
Сообщение отредактировал Маргарита - Суббота, 12.12.2015, 12:11 |
|
| |
Маргарита | Дата: Суббота, 12.12.2015, 12:25 | Сообщение # 2 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 2023
Статус: Offline
| Свиридовские открытия
Памятник Г.В. Свиридову в Курске
100-летие великого композитора Георгия Свиридова отмечает вся Россия – и столицы, и не столицы: прошли и проходят целые фестивали (в Иркутске, Екатеринбурге), концерты в Перми, Нижнем Новгороде, Нальчике, Казани, Элисте, Тамбове, Магнитогорске, Октябрьске, Уфе, Красноярске, Волгограде, Астрахани, Пскове, Калининграде, Мурманске, Смоленске. В Пермском крае юбилей Свиридова отметили в 274 школах. Продолжается череда свиридовских открытий – и музыкальных, и филармонических, нестареющее искусство открывается новыми и новыми гранями, есть и премьеры. Свиридовской столицей сегодня, несомненно, является родина композитора – Курск и курская земля. И не похвальбой родством, а конкретными делами. Выйдя из автобуса в Курске, куда приехал на Свиридовскую конференцию, был поражён: на улице звучит «Вальс» из «Метели»! Оказалось, что в городе в определённое время постоянно включают музыку Свиридова на главной улице. Везде афиши свиридовского фестиваля. Памятник Свиридову – на реставрации. По дороге в Курск на шоссе в Фатеже – на родине композитора – указатель: «Музей Г.В. Свиридова». Как выяснилось, решается вопрос о мемориальной доске на доме в Курске, в котором жил композитор, и о создании музея Свиридова в Курске. В Курске на базе музыкального колледжа под руководством настоящего энтузиаста – директора колледжа Людмилы Чунихиной в конце октября состоялись очередные «Свиридовские чтения» – конференция музыковедов. 33 города в программе! Очень важно, что она всегда проходит в присутствии большого числа студентов, которых немало было и в составе докладчиков (в частности, восхитил доклад на тему «Блок и Свиридов: параллели и пересечения» молодой московской студентки-дирижёра Лады Ершовой – самим уже обращением к такой теме не теоретика, а музыканта-исполнителя). Процесс изучения свиридовской музыки в наше время представляется даже более значимым, чем её… исполнение. Весть о ней сегодня гораздо важнее, чем её звучание (очень легко достижимое при современных средствах коммуникации – интернета и т.п., было бы желание – вот его и надо создавать), потому что глушат. Так получается на деле: именно весть о ней и о композиторе, а не музыку, которая говорит и поёт сама за себя, не обращая внимания на времена и нравы, так называемая современность и проч. В этом отношении глубоко растрогало сообщение музыкантов из Артёмовского музыкального училища имени И. Карабица Людмилы и Марии Шекиты – мать и дочь – о том, как изучают и исполняют они музыку Свиридова на Украине, с какой радостью слушают её и играют студенты. Однако не только познавательная часть конференции под мудрое высококультурное ведение её композитором Михаилом Артёмовым восхитила и поразила в контексте с сегодняшним скудным на познание хорошего временем. Свежесть идеи организаторов была в том, что это собрание музыковедов было красиво ассоциировано с фольклорно-музыкальной темой, без которой творчество Свиридова просто немыслимо. Конференцию сопровождала настоящая сенсация: первое исполнение после долгого забвения, по сути, – премьера «Казачьих песен» Свиридова! Он написал их на заказ в 1936 году совсем юным для Краснознамённого ансамбля Ленинградского военного округа. Долго не пели эту музыку из-за прославления Сталина в последней песне. Блистательно, искряще ярко, мощно исполнил «Казачьи песни» в полном объёме, не купируя ничего (хватит уже купировать), вокальный ансамбль Курской филармонии «Русский стиль» (художественный руководитель В. Прохорова). Что за диво первая песня «Наливались тополи»! Мужские хоры России – радуйтесь находке! И настоящий восторг вызвало выступление детского фольклорного ансамбля «Тимоша» с ярко-вещательным, действительно казаком, юным солистом Д. Воробьёвым. Руководитель ансамбля, фанат своего дела Наталья Барышникова поведала: «Когда они приезжают домой и на концерты в область и по стране, всегда поют своим родителям, дедушкам с бабушками аутентичные народные песни», то есть, по сути, несут их в народ (!), давно уже забывший, разучившийся петь их, в том числе мотивы из свиридовского репертуара (вошедшего в знаменитые «Курские песни»). Одеты юные исполнители в народные костюмы Курской губернии – такие яркие, вальяжные, а самое главное – настоящие, всё как положено, – рубаха, сарафан, «налобник», «подзатыльник», «кичка». Вот настоящее патриотическое воспитание. Великолепное песенно-хореографическое представление продемонстрировал и хор русской песни колледжа (А. Марковчан) с мощно-темпераментным солистом Е. Умаровым. Недавно состоялась в Курске и ещё одна замечательная, уже филармоническая премьера, представьте себе, забытых оперетт Свиридова! Да-да, оперетт. В филармонии прозвучали фрагменты оперетты «Раскинулось море широко», сочинённой в Новосибирске после комиссования из армии в 1943 году (композитор рассказывал про этот период жизни так: «…я чуть не умер там с голоду»), а также ранее вообще не исполнявшейся, брошенной композитором оперетты «Девушка из провинции» (она же «Примадонна», сочинение 1952 года, оркестровка М. Артёмова), наконец, более известной оперетты «Огоньки», поставленной в Омске в 1952 году. По ней в 1968 году был снят телефильм. Исключительно трогательно слышать эту музыку, написанную в традициях благородного (хотя порой довольно сладкого, как домашний компот) неизбежного мелодизма и красивого оркестра в столь тяжкие, скорбные годы («после ждановского постановления 1948 года меня совершенно перестали исполнять и печатать, я мог спиться тогда до смерти, это было мрачное, жуткое время, спас меня Аркадий Райкин тогда, спасли заказы на театральную музыку»). Особенно хочется отметить хорошую филармоническую идею концерта: во время исполнения «Огоньков» на экране то и дело возникали кадры из телеспектакля по оперетте. Это новый ход в проведении таких концертов, очень удачный и уместный. Надо сказать, что ярким для публики представился подобный филармонический приём и на концерте-действе в Рахманиновском зале Московской филармонии-2 под названием «Музыка как судьба» (авторы концерта Ю. Лаптев, дирижёры Е. Волков и А. Топлов, кстати, это хормейстеры, буквально преобразившие Государственный академический русский хор имени А.В. Свешникова). В этом памятном концерте исполнение музыки Свиридова и других русских композиторов было режиссёрски вплетено в чтение фрагментов дневников мастера и показ на большом экране хроники и архивных фото. Довелось съездить во Владимир, вести концерты Свиридовского фестиваля, прошедшего по всей стране при поддержке Министерства культуры под руководством племянника композитора, знатока его творчества, музыковеда Александра Белоненко. Надо отметить великолепный, достойный уровень организации фестиваля. Как поведала начальник отдела культуры и туризма Алина Ведехина: «К проведению Владимирской программы фестиваля отнеслись исключительно серьёзно, так как прекрасно сознаём, кто такой Свиридов, каково значение его музыки для людей». И там ждала находка. Конечно, в прекрасной акустике зала Центра культуры и искусства на Соборной, в старинном здании напротив Успенского собора (одно это чего стоит!), как всегда сердобольно, глубоко, трогательно прозвучал под руководством замечательного дирижёра и организатора фестиваля Натальи Колесниковой Владимирский камерный хор «Распев» с хоровой программой свиридовских шедевров. Настоящей овацией зала окончилось выступление приехавших во Владимир лучших молодых вокалистов России, лауреатов международных конкурсов С. Плюснина, Д. Григорьева, Ч. Аюшеева с участием солистки Большого театра Елены Зеленской, организованное подвижницей свиридовского дела, профессором Московской консерватории, пианисткой Еленой Савельевой (благодаря ей в течение двух лет в серии концертов в Москве оказались исполненными лучшими молодыми музыкантами страны все вокальные произведения Свиридова). Я и на концерт тот попал почти случайно: думал, детский, трогательно, загляну на пару номеров и пойду. И заглянул. Вижу, выходят на сцену 50 девчонок в малиновых костюмах, несколько инструменталистов, объявляют: образцовый хор Владимирской детской школы искусств № 2, руководитель и дирижёр Наталья Криницына, исполняют «Курские песни» – «Зелёный дубок» и «Ой горе, горе». Ну, думаю, те ещё будут сейчас «Курские песни»… Как же они исполнят их, такую вещь – дети? На инструментах каких подыграют? Зачем берут такое в репертуар? Но как только со сцены пришла первая звучность, такой глубокий вздох-звон и так тонко, прорисованно, с выделкой, словно чистый орнамент, с неба откуда-то пришло это в серьёзно вещающих, глубоких, хотя и ясных детских голосах знаменитое на весь мир «зе-е-лё-ный ду-у-бо-к(ы), липа-а зелёне-е-е…», и дальше светлое такое гусельное серебро, и так строго и светло всё это – чудо какое-то. Столь серьёзного исполнения детьми музыки Свиридова не встречал, да и такой свежей аранжировки для детского состава тоже. Порадовал премьерой в преддверии юбилея мэтра и Новосибирск, город, имеющий особое значение в судьбе композитора. Там на фестивале «Покровская осень» под управлением Т. Зандерлинга впервые были исполнены «Песни странника» Свиридова на слова китайских поэтов, сочинённые в 1942 году в этом городе. Клавир для исполнения был предоставлен А. Белоненко. Честно говоря, оркестр в тонкой и ясной аранжировке Геннадия Белова понравился гораздо больше, чем партия голоса с её надуманной «консерваторской» интонацией (хотя солист Алексей Зеленков спел её очень прочувствованно и достойно). Что поразительно – сумел каким-то образом Свиридов без подражания китайской музыке передать колорит Китая! В Новосибирске камерный хор и фольклорный ансамбль «Рождество» под управлением И. Юдина, как отозвался А. Белоненко, «с какой-то невероятной, термоядерной энергией» среди прочих самых разнообразных по жанру сочинений мастера исполнил гениальные «Три старинные песни Курской губернии» с их феерическим финалом, к сожалению, редко исполняемое произведение, нашедшее у новосибирцев какое-то совершенно новое прочтение. Как и вообще весь этот концерт, про который А. Белоненко справедливо отозвался как о блестящем действе, в котором «по лекалам эстетики постмодерна соединилась оперетта с тремя хорами из музыки к трагедии А.К. Толстого» – не более, не менее. Совершенно согласен с ним, очень жаль, что не была сделана запись этого воистину уникального филармонического представления. Вышел радостный курьёз в Саратове. Пригласили туда приехать на концерт «Образ женщины в русской вокальной миниатюре» молодые прекрасные музыканты – пианист и композитор из Петербурга, со свиридовской земли родом курянин Иван Александров и молодая сопрано Елена Миндлина, родом из Саратова (сейчас живёт в Нью-Йорке). Приезжаю, смотрю, а там свиридовская вещь среди классиков стоит всего одна – «Русская девчонка». (Когда-то Старик крепко поссорился из-за этой песни на слова А. Прокофьева со своим великим учителем Д. Шостаковичем, который счёл «Девчонку» за совершенно недопустимый а-ля рус и строго выговорил ученику, сочтя произведение «недостойным высокого звания композитора», после чего оскорблённый молодой Свиридов покинул класс, хлопнув дверью). И не пожалел, что приехал слушать! Е. Миндлина – певица с выдающимся самобытным артистическим даром и колоссальной энергетикой. Она не только поёт, но и играет как актриса камерные вокальные вещи. Вот они с чутко аккомпанировавшим И. Александровым тоже молодыми голосами пропели старую песню. Глубоко убеждён, что такая театрализация – абсолютно правильный и новый подход к исполнению камерно-вокальных сочинений, очень часто, увы, до сих пор сопровождаемому устаревшим официозом: такая музыка ведь сочинялась не для концертного, а для домашнего, личного исполнения, и исполнять её надо лично, независимо, «как Бог на душу положит» (П.И. Чайковский). К тому же певица, к счастью, не страдает «вокализмом», галдящей оперностью, форсажем тембра, она поразила именно удивительной скромностью, тактичностью в отношении к собственному голосу, красивому, естественному, без истеричных колоратурных взвизгов. «Русская девчонка» получилась у неё не сарафанной или колхозной певуньей и плясуньей, а очень тонко выделанной – немного как лубок, парсунка такая музыкальная, словно тот самый «миф о России», как говорил о теме своего творчества сам Свиридов. Свиридова постигают на новом витке миропонимания. Очень отрадно. Это самое лучшее впечатление от концертных поездок по России в преддверии свиридовского столетия.
Алексей ВУЛЬФОВ
Литературная газета№ 49 (6535) (10-12-2015)
http://lgz.ru/article/-49-6535-10-12-2015/sviridovskie-otkrytiya/
Dum_spiro,_spero!_(лат.) Пока_ дышу,_надеюсь!
Сообщение отредактировал Маргарита - Суббота, 12.12.2015, 12:28 |
|
| |
Маргарита | Дата: Суббота, 12.12.2015, 12:34 | Сообщение # 3 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 2023
Статус: Offline
| Классик и современники
Поздравление Г.В. Свиридову от писателя Сергея Залыгина. Декабрь 1995 года Фото: ИТАР-ТАСС Леонид ЛЕОНОВ: – Я высоко ценю близкое мне по духу творчество Свиридова, его хоры в особенности, – кряжистые и раскатистые, с глубоким проникновением в тайны нашего простонародного напева. Признаться, в музыке к «Русскому лесу», известной теперь как «Маленький триптих» для симфонического оркестра, мне даже слышалось порой вагнеровское звучание лесной стихии, разумеется, с переносом на наш меридиан… Дружески желаю Георгию Васильевичу влить новую струю в современную русскую музыку.
Валерий ГАВРИЛИН: – Музыка Свиридова – не испепеляющий огонь, не с ног валящий шквал, не уютное одеяло, не грелка к ногам. Она представляется мне тысячью бриллиантовых, направленных прямо в сердце слушателя стрел, а сам композитор – каким-то «драгоценщиком». Чувство «драгоценного» развито у него невероятно. В работах Георгия Васильевича нет проходного, заболтанного материала или материала «взаймы». Он отыскивает только самый дорогой, редкий и прекрасный. Свиридов может быть язвительным, лукавым, страстным, но он всегда лучезарен, светоносен. Это тот ясный холодноватый свет, каким светят только высокие и большие звёзды. Мир, отражённый в бриллиантах звуковых стрел, входит в душу слушателя по-особому чистым, свежим, трогательным, чуть-чуть недосягаемым и оттого ещё более щемящим. <…> Есть такая несколько болезненная страсть – сравнивать знаменитых людей с чем-нибудь огромным – с Гималаями, с Тихим океаном, с Барабинской степью. И даже если эти ходячие Гималаи на деле не выше поленницы, а вся степь – полчаса езды на сусликах, мания возвеличивания остаётся. Мне же хочется сравнить Свиридова с чем-то очень простым и удивительным. Он для меня – не океан, куда впадают реки с громкими именами. Пусть он будет лесной ручей, питаемый безвестными подземными ключами. И если какой-нибудь усталый путник, случайный прохожий набредёт на него, ручей доставит жаждущему нечаянную радость и напоит его влагой, какую он не будет пить ни в каком другом месте…
Ирина АРХИПОВА: – …музыка Свиридова бесконечно глубока и выразительна, и передать её содержание можно лишь игрой, пением, но не словами или нотной записью. <…> Мне нередко хочется сказать Георгию Васильевичу: «В вашей музыке заложено много исполнительских вариантов. Вы даже, может быть, сами не знаете, как она многообразна». Я говорю это к тому, что композиторское истолкование музыки даёт певцу очень много, но иногда и мешает. Свиридов с большим трудом и лишь изредка принимает чужую интерпретацию. Его показ, его пение раскрывают образ произведения, содержание. Однако оно может быть исполнено иначе – ведь у певцов неодинаковые голосовые возможности, одному ближе лирика, другому – мощь, третьему – затаённость. Именно в том, что разные певцы отразят разные грани музыки Свиридова, – её будущее. <…> Георгий Васильевич – настоящий артист, великий художник, чуткий партнёр: всё человеческое ему понятно и близко. Это композитор нашей эпохи, наш современник, и огромное счастье быть знакомым со Свиридовым, петь его музыку, общаться с ним.
Литературная газета№ 49 (6535) (10-12-2015)
http://lgz.ru/article/-49-6535-10-12-2015/klassik-i-sovremenniki/
Dum_spiro,_spero!_(лат.) Пока_ дышу,_надеюсь!
|
|
| |
Маргарита | Дата: Суббота, 12.12.2015, 12:47 | Сообщение # 4 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 2023
Статус: Offline
| «Метель» на все времена
Для огромного числа людей имя Георгия Свиридова в первую очередь ассоциируется с бессмертной музыкой к фильму «Метель» Владимира Басова. Младший сын режиссёра Александр рассказал о том, как рождалась картина. Гениальной музыки Свиридова в ней могло и не быть… – Александр, у вас, кажется, к этой работе отца особое отношение? – Для меня «Метель» в каком-то смысле «фильм рождения»: мы – ровесники, в эмбриональном состоянии я в каких-то кадрах наверняка присутствую. Это первая совместная картина моих родителей – моя мама (актриса Валентина Титова. – В.П.) сыграла в этой картине свою первую большую роль. – Из всех повестей Белкина «Метель» – самая короткая, всего четыре страницы. Как случилось, что Владимир Павлович решил экранизировать именно её? – Он почувствовал в этой истории нечто очень важное – русский характер. Событий на полный метр в «Метели» вроде бы действительно недостаточно. Отец рассказывал, что редактура «Мосфильма» была буквально в панике, – сценарий почти без диалогов и объём – 15 страничек. Запустить картину было непросто. Отцу дали добро только благодаря тому авторитету, которым он обладал на «Мосфильме». – Но это же Пушкин! Неужели у киночиновников могли быть какие-то возражения против классика?! – Ещё какие! Возражения начались сразу: зачем вообще снимать повесть какого-то там Белкина? Мало того что автор – выдуманный Пушкиным писатель, так и сам он цитирует рассказ какой-то глуповатой романтической «девицы К.И.Т.», над которой Пушкин, по сути, издевается. Тогда уж если снимать, то исключительно как пародию. И непременно ввести Александра Сергеевича в качестве резонёра! Чтоб он разъяснил, что девица бредит французскими романами… Отцу пришлось убеждать руководящих скептиков, что Пушкин неспроста выпустил повести без своей фамилии и иронизировать он над Белкиным не собирался (что-что, а иронизировать Феофилакт Косичкин умел!). Наоборот, Александр Сергеевич полагал, что и такой вот наивный, сентиментальный писатель России тоже нужен. – К самой картине у них, надеюсь, нареканий не возникло? – Ну как же без нареканий, если не был учтён литературно-исторический контекст, в котором Пушкин борется с французским романтизмом! Разумеется, у самого Александра Сергеевича нигде нет ни строчки о том, что он борется с этим самым романтизмом. Но литературоведам виднее. Подключились даже академики, точно знающие, как правильно понимать «наше всё». Но… Публика картину приняла сразу и безоговорочно. Зрители узнали в ней своего поэта. Я считаю, что картина до сих пор недооценена. Героиней фильма стала удивительная русская природа, та самая, Пушкиным воспетая, метель – стихия, вершащая людские судьбы, потрясающе снятая замечательным оператором Сергеем Вронским. Оказалось, что сюжет – это не только тогда, когда люди говорят и ходят. Для того времени это была картина совершенно нетипичная. По сути, это полнометражный клип... – …с гениальной музыкой! – А ведь изначально писать её должен был не Свиридов, а Вениамин Баснер. Но он был занят какой-то другой работой и совершенно не вписывался в график съёмок. Обычно композитор пишет тему, а режиссёр уж «под неё» снимает. Но музыки не было, а сроки поджимали. И получилось, что все эти дивные пейзажи, проезды троек, проходы полков снимались отцом по вдохновению, придумывались чуть ли не на ходу, в такт какой-то его собственной внутренней музыке. Всё могло провалиться – ну ходят бравые вояки, ну речка подо льдом блестит. Раз блестит, два блестит, сколько можно! Со слов моей мамы, отснятый материал был смонтирован без музыки и принесён Баснеру. А тот отцу и говорит: «Что-то у меня нет сил, давай Свиридова попросим: Пушкин – его стихия». Георгий Васильевич поначалу сопротивлялся: «Как я буду писать музыку на уже скроенный фильм? Вы меня за халтурщика держите?!» Но отцу как-то удалось уговорить его посмотреть материал. – И родилось одно из величайших симфонических произведений ХХ века – сюита «Метель». – Я даже не знаю, чья это картина, – она в той же мере Свиридова, в какой и Басова. Георгий Васильевич, наверное, каким-то чудом расслышал ту музыку, что звучала в душе отца, когда он снимал. И получилась не просто красивая романтическая история, а фильм о России, о русском духе, о людях, для которых такие понятия, как честь и достоинство, любовь и верность, не пустой звук. По легенде прототипами Бурмина и Марьи Гавриловны были генерал Сабанеев и его супруга Пульхерия Яковлевна. Якобы Иван Васильевич сам и рассказал Пушкину по секрету о странных обстоятельствах своего брака. Так что, похоже, никакой иронии над французским романтизмом в этой истории нет. Наоборот, Пушкин и написал её, чтобы подчеркнуть: у вас во Франции это, может, и романтическая выдумка, а у нас в России такое и в жизни произойти может.
Беседовала Виктория ПЕШКОВА
"Литературная газета" № 49 (6535) (10-12-2015)
http://lgz.ru/article/-49-6535-10-12-2015/metel-na-vse-vremena/
Dum_spiro,_spero!_(лат.) Пока_ дышу,_надеюсь!
|
|
| |
|