ВНИМАНИЕ! Домен elegos.ru закрыт. Наш сайт перенаправлен на адрес
https://oleg-pogudin.elegos.su (изменение в адресе .RU на .SU). Потребуется заново авторизоваться. При проблемах пишите на e-mail администрации infolab@list.ru
Новые сообщения · Оглавление форума · Участники · Правила форума · Поиск ·
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Модератор форума: Юрий_Ермолаев, Елена_Фёдорова, Татьяна_Соловьёва  
К 200-летию М.Ю.Лермонтова
МаргаритаДата: Вторник, 18.02.2014, 11:24 | Сообщение # 1
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 2023
Статус: Offline
Всё о Тарханах




В Пензе в библиотеке имени М.Ю.Лермонтова прошла презентация двух книг, вышедших в год 200-летия со дня рождения гениального земляка. Альбом «Лермонтов. Жизнь и творчество», вместивший более 200 красочных иллюстраций, знакомит читателей с основными этапами творческого пути поэта и самыми яркими событиями его биографии. Уникальная «Тарханская энциклопедия», в которую вошло более одной тысячи статей, рассказывает о жителях села, о его топографии, о флоре и фауне тех удивительных мест, которые стали источником вдохновения для поэта. Руководителем проекта «Лермонтов. Жизнь и творчество» и главным редактором «Тарханской энциклопедии» стала директор музея-заповедника Т.М.Мельникова.

На презентации известный пензенский культуролог и краевед, профессор ПГУ Н.М.Инюшкин сказал: «Со временем я начал понимать, что «Тарханы» – это такое удивительное место, которое представляет собой и региональную, и национальную, и мировую ценность, объединённую могучим именем Лермонтова. И вот тогда родилась идея создать энциклопедию. «Тарханская энциклопедия» сегодня является одним из элементов большой, творческой, радостной работы коллектива музея. 30 человек было задействовано в написании статей этой энциклопедии. Я буду очень доволен, если она заслужит благодарность людей, которые любят Лермонтова...»

Валерий СУХОВ, лауреат премии имени М.Ю.Лермонтова, ПЕНЗА

"Литературная газета" № 6 (6449) (12-02-2014)

http://lgz.ru/article/-6-6449-12-02-2014/vsye-o-tarkhanakh/
Прикрепления: 2701593.jpg (17.9 Kb)


Dum_spiro,_spero!_(лат.)
Пока_ дышу,_надеюсь!


Сообщение отредактировал Маргарита - Вторник, 18.02.2014, 11:24
 
Елена_БерезинаДата: Пятница, 21.02.2014, 22:02 | Сообщение # 2
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 448
Статус: Offline
19 ФЕВРАЛЯ 2014 (Среда) 08:25:46

В Полоцке организовали вечер памяти Лермонтова и презентовали посвящённую поэту книгу полочанина Анатолия Бесперстых.
Организатор Ольга Бакунович.

На вечере в качестве полноправного участника присутствовал Олег Погудин как исполнитель лермонтовского цикла: весь вечер звучали романсы и стихи в его великолепном исполнении (в записи).



http://sobor.by/page....perstih

http://eparhia992.by/home/item/%
Прикрепления: 0562158.jpg (3.5 Kb)


Per aspera ad astra

Сообщение отредактировал Елена_Березина - Понедельник, 24.02.2014, 19:28
 
МаргаритаДата: Суббота, 29.03.2014, 17:16 | Сообщение # 3
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 2023
Статус: Offline
Прикосновение к подлиннику






Рябоконь Елена

В октябре 2014 года исполняется 200 лет со дня рождения великого поэта России Михаила Юрьевича Лермонтова. В преддверии юбилея завершена начатая в 2011 году реставрация Дома-музея на Малой Молчановке – единственного сохранившегося в Москве здания, которое помнит поэта. В этом доме он жил с 1829 по 1832 год, когда учился в Московском университетском благородном пансионе и в Императорском Московском университете.

Дом-музей, отдел Государственного литературного музея, пока безлюден и пуст, и в зеркале паркета отражаются лишь высокие окна. Экспонаты ещё не вернулись на свои привычные места, и только в большой гостиной в одиночестве томятся старинные клавикорды. Когда-то здесь звучало фортепиано, пела скрипка: юный Михаил Юрьевич любил музицировать и с удовольствием исполнял для своих гостей арии из опер. А стены малой гостиной помнят страстные литературные споры и задушевные беседы поэта и его друзей...

По звонкой сосновой лестнице поднимаюсь в мезонин. В небольшом кабинете поэта бродит только эхо, но скоро интерьер оживёт. Скромную обстановку студенческой «кельи» вновь украсят изображения герба древнего рода Лермонтовых (отрок живо интересовался фамильной генеалогией): на щите с золотым полем – чёрное стропило как символ силы рода, щит увенчан дворянским шлемом с дворянской короной, внизу девиз: SORS MEA JESUS – «Судьба моя – Иисус».

Подбор гравюр в кабинете тоже неслучаен: «Вид Кавказа» будил воображение свободолюбивого юноши, нежный лик «Мадонны с младенцем» с картины Рафаэля напоминал ему о матери, которую он рано потерял…

Гравюра с видом колокольни Ивана Великого займёт своё прежнее место над бюро с рукописями Лермонтова. К 18 годам он написал около 250 лирических стихотворений, 17 поэм, 3 драмы, и многое вышло из-под его пера в уединении этого кабинета.

Возвратятся на эти стены и портреты его кумиров – Пушкина и лорда Байрона. На полки книжных шкафов снова встанут в ряд сочинения Фонвизина, Карамзина, Жуковского, Пушкина, Шекспира, Гёте, Руссо, Байрона – безмолвных учителей и собеседников юного гения, который предощущал и своё избранничество, и свой трагический жребий.

Больше 30 лет Валентина Брониславовна Ленцова преданно служит Дому Поэта. У неё обезоруживающая улыбка и мягкий голос, но Ленцова становится непримиримой воительницей, когда речь идёт об интересах музея. На её изящном рабочем столе – ноутбук, одна из немногих в этих стенах примет информационного века. Благодаря новым технологиям связь с мемориальными домами-музеями поэта в Тарханах, Пятигорске, Тамани – уже не проблема.

– Наш дом имеет свою удивительную историю: представьте, он ровесник поэта! – говорит Валентина Брониславовна, открывая большую папку – историко-архивное обследование центра города Москвы. В нём – вся история строения. На первых страницах – план квартала и сохранившийся чертёж дома № 2 по ул. Малая Молчановка. Он был построен после разрушительного пожара 1812 г. в марте 1814-го. Его владелец, купец 1-й гильдии Пётр Михайлович Чернов, в 1815 г. сдал дом писателю Сергею Тимофеевичу Аксакову. Писатель арендовал дом дважды: во второй раз Аксаковы жили здесь с 1827 по июнь 1829-го. А ровно через два месяца здесь поселилась Елизавета Алексеевна Арсеньева с любимым внуком: отсюда ведь рукой подать до Московского университетского благородного пансиона на Тверской. Неподалёку, на углу Поварской и Большого Ржевского переулка, находился и храм Ржевской иконы Божией Матери, прихожанами которого они были. Великим постом Михаил Юрьевич исповедовался в этом храме, о чём была оставлена запись в церковных книгах.

Даже во время реконструкции музейная жизнь не замирала: как отказать посетителям, приехавшим сюда издалека!

– Прошлым летом туристы из Италии очень хотели побывать в доме любимого поэта, – увлечённо рассказывала В.Б. Ленцова. – Экспозиция закрыта, ремонт в разгаре, но они умоляли: покажите нам хоть что-то! Я провела их на чердак и показала массивные верхние венцы сруба и стропила, на которых держится крыша: это подлинные, ни разу не менявшиеся элементы строения начала XIX века. Итальянцы благоговейно прикасались к дереву и спрашивали меня: неужели это дерево помнит Лермонтова? Чтобы ощутить эпоху, достаточно прикосновения к подлиннику… С тех пор пока шла реставрация, мы даже иногда водили людей сюда, в чердачное помещение, и представьте, равнодушных не было!

Впрочем, экскурсии, которые проводит Валентина Брониславовна, никого не могут оставить равнодушными. Она рассказывает о Лермонтове с такой сердечной теплотой, как будто доверяет вам глубоко личную историю, и, заворожённо внимая её по-старомосковски неторопливой речи, вы сопереживаете юному Михаилу Юрьевичу вместе с ней… Неслучайно же многотомная книга отзывов музея читается как увлекательный роман.

– Коллектив у нас маленький, но очень хороший, – говорила Валентина Брониславовна с гордостью.

Сотрудники музея Ольга Белозерская и Александр Спивак – настоящие единомышленники В.Б. Ленцовой. Она искренне восхищается их профессионализмом и разносторонностью: Ольга по образованию – искусствовед. Александр – историк, журналист. Оба проводят экскурсии, в том числе на иностранных языках, вдохновенно читают лекции, организуют передвижные выставки.

В прошлом году их маленький коллектив решил отметить день рождения Михаила Юрьевича – 15 октября – необычным образом: подняться на колокольню Ивана Великого в Кремле и по очереди вслух читать сочинение юного поэта «Панорама Москвы», посвящённое древней столице, которую он любил «как сын, как русский, – сильно, пламенно и нежно!» В эти минуты они переживали незабываемые ощущения, любуясь Москвой XXI века – городом, в архитектуре которого причудливо смешались времена и стили.

"Литературная газета" № 12 (6455) (26-03-2014)

http://lgz.ru/article/-12-6455-26-03-2014/prikosnovenie-k-podlinniku-/
Прикрепления: 5454228.jpg (31.9 Kb)


Dum_spiro,_spero!_(лат.)
Пока_ дышу,_надеюсь!


Сообщение отредактировал Маргарита - Суббота, 29.03.2014, 17:17
 
МаргаритаДата: Среда, 09.04.2014, 16:40 | Сообщение # 4
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 2023
Статус: Offline
О тайне гения и нашего мира





Парпара Анатолий

Настоящее является нашим верным спутником до последних дней. Но корни настоящего времени уходят в глубины прошлого, чтобы кроной древа жизни шелестеть в будущем. Многие наши поступки могут быть скорректированы знанием истории человечества. И очень важно личное проникновение в тайны, надёжно хранимые прошлым.

То, что Михаил Юрьевич Лермонтов – поэт мистический, знают все.

И об удивительных совпадениях знают многие: 100-летие со дня его рождения наложилось на начало Первой мировой войны, а 100-летие со дня гибели совпало с началом Второй мировой, 150-летие памяти – с переворотом 1991 года... Из звёзд, названных именами людей, самый высокий апогей у звезды, названной именем М.Ю. Лермонтова. Корабль, названный также его именем, затонул в самой глубокой впадине Тихого океана. Ничего необычного? Всё сверх меры или точка сверхмерия!

Но жизнь творений Лермонтова продолжается непредсказуемо, таинственно, загадочно. Как современно звучат строки стихотворения «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана») или небольшой поэмы «Валерик»:

Нам был обещан бой жестокий.

Из гор Ичкерии далёкой

Уже в Чечню на братний зов

Толпы стекались удальцов.

Может быть, именно потому он – один из самых провидческих поэтов России:

Настанет год, России чёрный год,

Когда царей корона упадёт...

Кто не помнит из нас строки пророческого стихотворения пятнадцатилетнего юноши? Это «Предсказание» о народных волнениях трагически подтвердилось октябрями 1905, 1917, 1964 и, конечно, 1993 годов. А что стоит за фактом гибели Лермонтова?

Может быть, когда удастся полностью раскрыть тайну жизни и смерти «поэта сверхчеловечества» (Д. Мережковский), мистические силы космоса оставят Россию в покое? А для этого надо вслушаться в слова своего пророка и внимать им.

И тогда его голосом заговорит истина:

Я думал: «Жалкий человек.

Чего он хочет!.. небо ясно.

Под небом места много всем,

Но беспрестанно и напрасно

Один враждует он – зачем?»

Я пишу замету о прошлом. Но оно ведь так плотно соединено с будущим. И «жалкий человек» по-прежнему «беспрестанно и напрасно один враждует…»

Анатолий Парпара

http://lgz.ru/article....go-mira
Прикрепления: 9552693.jpg (7.8 Kb)


Dum_spiro,_spero!_(лат.)
Пока_ дышу,_надеюсь!


Сообщение отредактировал Маргарита - Среда, 09.04.2014, 16:43
 
МаргаритаДата: Пятница, 18.04.2014, 20:03 | Сообщение # 5
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 2023
Статус: Offline
Тамара Мельникова: «Лермонтов у нас один!»



Встречаясь с Т.М. Мельниковой, директором Государственного музея-заповедника «Тарханы», я неизменно спрашивала:
Что для вас сейчас самое главное, о чём болит душа?
Тамара Михайловна глубоко вздыхала и, сделав паузу, говорила, что, конечно же, это 200-летие со дня рождения М.Ю. Лермонтова в 2014 году, что разработана и утверждена правительством России большая программа. Она включает ремонт въездной плотины, которая не ремонтировалась с XVIII века, реставрацию теплицы, восстановление части села в историческом виде, издание «Тарханской энциклопедии», альбома «Лермонтов-художник», а главное – строительство музейно-просветительского центра. Но пока на строительство не получено разрешение, не найдены деньги на издание «Тарханской энциклопедии» и ещё много на что.
И вот сегодня, за три месяца до юбилейного Лермонтовского праздника поэзии, мы встречаемся – и я опять про своё. Тамара Михайловна откидывается в кресле, снимает очки и говорит спокойно:
– Что самое главное? Как всегда – Лермонтов.
И я без лишних слов понимаю, что всё намеченное (или почти всё, остановки тут не бывает никогда) сделано.
Построен роскошный музейно-просветительский центр, где идёт доработка большой экспозиции «Этапы короткого пути» (о жизни и творчестве Лермонтова), где есть актовый зал и гостиница для тех, кто приехал не на один день (что за день можно понять про гения?).
Пруды вычищены, сады отремонтированы, плотина укреплена, огромный парк Шан-Гиреев в Апалихе приведён в идеальное состояние, у мельницы заменены махи, и она мелет зерно, выращенное на здешних полях, с удвоенной силой. В теплице зреют плоды и готова рассада цветов, кони в восстановленной барской конюшне сыты, а пчёлы хорошо перезимовали…
«Тарханская энциклопедия» и ещё ряд замечательных альбомов изданы.
Принцип – в юбилейный год никаких строек и рытвин на усадьбе быть не должно – соблюдён. И вот теперь можно спокойно поговорить о самом главном.

– Тамара Михайловна, а есть у вас что-то такое, чего не найти в других музеях?

– Вопрос напомнил мне историю, которая произошла ещё в советское время. Приехала я в Министерство культуры и прошу, как обычно, выделить музею денег. А мне в ответ: мол, подождите своей очереди, у нас же не один Лермонтов. Как мне тогда стало обидно! Говорю сквозь слёзы, но твёрдо: «Вы ошибаетесь. Лермонтов у нас в России один».

– Но музеев-то лермонтовских в стране пять.

– Это так. И прекрасные музеи! Но у нас – заповедник, и это очень важно. Все музеи бьются хоть за небольшую территорию. А у нас – 300 гектаров! Это даёт возможность рассказать о Лермонтове так, чтобы люди поняли в конце концов, откуда он взялся, откуда у него такая любовь к России и вообще какие условия нужны для воспитания гения (кроме божественного дара).

Ведь он же феномен! Это о нём Толстой сказал: «Если бы этот мальчик остался жить, не нужны были бы ни я, ни Достоевский». А Александр Блок объяснил не очень большое внимание к Лермонтову: «Лермонтов – писатель, которому не посчастливилось ни в количестве монографий, ни в истинной любви потомства: исследователи немного дичатся Лермонтова, он многим не по зубам». А мне и всем, кто работает здесь, хочется, чтобы был «по зубам», чтобы про него знали, чтобы его понимали и любили. У нас есть все составляющие, которые дают возможность рассказать о социальной, исторической, культурной среде, взрастившей гения. Все годы работы для меня самым главным было восстановить эту среду, в которой Лермонтов вырос. Мир природы, который сделал из него лирика и философа. Мир крестьян, из которого он черпал корневую мудрость. Мир очень образованных дворян. Давайте не будем забывать, что его родственниками были Столыпины – люди, преданные России, защищавшие её и в Отечественную войну 1812 г., и на Кавказе.

Мы восстановили образ дома, в котором жил Лермонтов, домовую и сельскую церкви (они обе сейчас действующие). Восстановили усадебную часть – сады, пруды, мельницу, теплицу, конюшню, пасеку. Всё это не только создаёт красоту, но всем объектам возвращено их историческое предназначение – всё работает, как при бабушке Лермонтова – Елизавете Алексеевне Арсеньевой.

– Да, концепция живого музея воплощена у вас очень ярко. Я привожу из Тархан куклы-обереги, саше с душистыми травами, которые растут здесь на лугах, и долго наслаждаюсь их ароматом. Есть у меня и мешочки муки с мельницы. Правда, блины из неё не пеку – жалко. И мёд ваш пробовала!

– У нас не просто живой музей, а живущий, т.е. постоянно идущий вперёд! Вот кулачные бои восстановили, дворянские балы, фольклорные праздники, детские игры. И всё время думаем: а что же ещё сделать, чтобы посетители могли максимально полно представить, ощутить атмосферу, в которой Лермонтов рос. У меня глубокое убеждение, что Лермонтова надо понять, – он величайший гений, ему нет равных. Он очень глубокий и очень интуитивный, в нём воплотились те черты, которые русскому человеку максимально присущи. Отвага необыкновенная, искренность, преданность родине. В нём есть то, что сейчас мы называем толерантностью. Посмотрите, как он относился к народам Кавказа, с которыми воевал. Да, боевой офицер, давал присягу и обязан был защищать интересы России. Но в его произведениях о Кавказе вы не найдёте ненависти, злобы, какого-то жёсткого неприятия врага. Это очень важно в наше время. В этом современность Лермонтова. Вот как надо относиться к народам: знать их культуру, понимать их достоинства, слабости и соотносить их. Воюя, Лермонтов, тончайший лирик, не стал человеконенавистником, не впал в истерию или в состояние прострации, не озлобился. Он всё понял про жизнь.

Я жизнь постиг!

Судьбе, как турок иль татарин,

За всё я ровно благодарен...

– Теперь мне понятны ваши слова: «Кто читает Лермонтова, у того всё в жизни получается». Человек проникается его мудростью, отношением к жизни.

– Но есть ещё одно: почему-то Лермонтова воспринимают как человека, который не любил Россию. Это неправда! Он к Родине относился, как мать к ребёнку. Вот сейчас она его пожурила, поругала, а дороже его нет. Так же у Лермонтова. Вот пример:

Опять, народные витии,

За дело падшее Литвы

На славу гордую России,

Опять, шумя, восстали вы.

…Что это: вызов ли надменный,

На битву ль бешеный призыв?

Иль голос зависти смущенной,

Бессилья злобного порыв?..

Да, хитрой зависти ехидна

Вас пожирает, вам обидна

Величья нашего заря,

Вам солнца божьего не видно

За солнцем русского царя.

Давно привыкшие венцами

И уважением играть,

Вы мнили грязными руками

Венец блестящий запятнать.

Вам непонятно, вам несродно

Всё, что высоко, благородно,

Не знали вы, что грозный щит

Любви и гордости народной

От вас венец тот сохранит.

Да, венец, да царь, как символы России того времени.

– И опять же – как актуально! На всё и всегда у Лермонтова находится отклик. Будто он вот тут, с нами. Но в этой связи я не могу не спросить вас о публикации астролога Павла Глобы, который пишет о каком-то лермонтовском проклятии, ссылаясь на то, что многие даты, связанные с ним, совпадают с великими потрясениями в России. И народ ведётся, обсуждает.

– О пророческом даре Лермонтова знают все. Он предсказал свою судьбу:

Я говорил тебе: ни счастия, ни славы

Мне в мире не найти; настанет час кровавый,

И я паду, и хитрая вражда

С улыбкой очернит мой недоцветший гений...

Это он написал:

Настанет год, России чёрный год,

Когда царей корона упадёт;

Забудет чернь к ним прежнюю любовь,

И пища многих будет смерть и кровь...

И многое другое. А вот посмотрите на эту фотографию над моим столом – планета Земля из космоса. Лермонтов не мог этого видеть, но ведь написал: «Спит земля в сиянье голубом…» Откуда он мог знать, что она в голубом сиянии?

– Наверняка эту фотографию вам подарил космонавт Александр Самокутяев!

– Да, он наш земляк, родился и учился в Пензе. А когда полетел на орбиту земли командиром космического корабля, своим позывным выбрал слово «Тарханы». Он приезжал к нам со своей семьёй, мы подружились. Александр рассказывал, что, когда глядел на прекрасную нашу Землю в иллюминатор, восхищался и повторял строчки Лермонтова.

Конечно, мы, сотрудники музея-заповедника, знали обо всех совпадениях, на которые указывает Глоба. Это же лежит на поверхности. 1914 год (столетие со дня рождения поэта) – начало Первой мировой войны, 1941-й (столетие со дня гибели) – Великая Отечественная, 1991-й (150 лет со дня гибели) – распад СССР… Но я не склонна «глобствовать». Уж очень могучий был лермонтовский дух. Выше его нет. Правда, нет! Да, мы делаем всё для того, чтобы люди понимали Лермонтова и тянулись к нему. Но мы не в силах разгадать всех его тайн, к этому можно только стремиться. Пусть так и будет.

Беседовала Светлана ФЕВРАЛЁВА

"Литературная газета" № 15 (6458) (16-04-2014)

http://lgz.ru/article....s-odin-
Прикрепления: 2608807.jpg (12.9 Kb)


Dum_spiro,_spero!_(лат.)
Пока_ дышу,_надеюсь!
 
Елена_БерезинаДата: Понедельник, 30.06.2014, 19:10 | Сообщение # 6
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 448
Статус: Offline
В Омском государственном педагогическом университете в честь 200-летия Михаила Юрьевича Лермонтова силами студентов 1 курса и преподавателей нашей кафедры была создана и показана литературно-музыкальная композиция. Одним из действующих лиц был певец Олег Погудин.









Прикрепления: 4999048.jpg (231.8 Kb) · 9335689.jpg (42.5 Kb) · 9274658.jpg (42.5 Kb) · 0075099.jpg (221.5 Kb) · 2859401.jpg (41.3 Kb)


Per aspera ad astra
 
Елена_БерезинаДата: Понедельник, 07.07.2014, 05:54 | Сообщение # 7
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 448
Статус: Offline
Московский Губернский театр выпустил аудиоальбом «Посвящение Лермонтову. К 200-летию поэта»
4 июля 2014 г., 16:15

Прикрепления: 8284647.jpg (76.2 Kb)


Per aspera ad astra

Сообщение отредактировал Елена_Березина - Понедельник, 07.07.2014, 05:55
 
МаргаритаДата: Среда, 09.07.2014, 11:34 | Сообщение # 8
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 2023
Статус: Offline
«Было мне назначение высокое…»

Тысячи людей со всей России приехали 5 июля в Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы» на 43-й Всероссийский праздник поэзии, посвящённый 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова.
Праздник начался традиционно: зазвучали колокола приходского храма Михаила Архангела, построенного бабушкой поэта во здравие внука, и были возложены цветы к могиле М.Ю. Лермонтова в фамильной часовне Арсеньевых. Первыми шли почётные гости: заместитель министра культуры РФ Елена Миловзорова, губернатор Пензенской области Василий Бочкарёв, начальник Управления культуры и архива Пензенской области Евгений Шилов, поэты, писатели, лермонтоведы и сотни почитателей творчества поэта.

С самого утра звучали любимая поэтом скрипичная и фортепианная музыка в исполнении профессиональных музыкантов и стихи Лермонтова на многих языках мира. Его почитатели собирались к памятнику поэта в центральной части усадьбы. Среди них были финалисты международного творческого конкурса непрофессиональных исполнителей «Читаем Лермонтова», объявленного музеем в ноябре прошлого года. Откликнулись и представители из Шотландии, Чехии, Польши, Италии, республик бывшего советского пространства, 68 городов и сёл России. Отбор был взыскательным и строгим. Из 770 участников в возрасте от 4 до 83 лет в финал вышли 9 победителей из каждой возрастной группы. В качестве награды музей оплатил им приезд в Тарханы и участие в празднике.

Посетителям был представлен «мир тарханских крестьян», окружавший Лермонтова с детства: их игры, забавы, мастер-классы старинных тарханских ремёсел и песенное творчество народа. В программу вошла и реконструкция конной карусели – любимой забавы дворянской молодёжи.

«Зачем я жил? Для какой цели родился? А, верно, она существовала, и, верно было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные…» – после этих лермонтовских слов на открытой площадке Зелёного театра установилась тишина – началось основное действо. После короткой торжественной части Василий Бочкарёв и Елена Миловзорова вручили дипломы лауреатам Лермонтовской премии. В этом году её удостоились писатель Валерий Михайлов, поэт Михаил Кириллов, публицист Борис Шигин, художник Геннадий Сальков, учёный секретарь Пензенской областной биб­лиотеки имени М.Ю. Лермонтова Дмитрий Мурашов, молодые поэты – Василий Попов и Ирина Ютяева. Директор музея Тамара Мельникова подчеркнула, что отмеченные произведения написаны хорошим русским языком и созвучны творчеству Лермонтова. Заострила внимание на патриотическом чувстве поэта, его деятельной любви к Отечеству, к родному языку и культуре: «Мы должны жить своею самостоятельною жизнью и внести своё самобытное в общечеловеческое. Зачем нам всё тянуться за Европой…» – эту цитату из письма Лермонтова встретили аплодисментами. О современном звучании произведений Лермонтова, актуальности его творчества говорили Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Бенин в РФ Габриэль Анифед Кочофа, генеральный секретарь турецко-русского фонда Тюркéли Али Бею и поэт-переводчик из Дагестана Магомед Ахмедов.

Тепло встречали Андрея Дементьева. Обращаясь к многочисленным посетителям, неизменный участник Дней поэзии последних лет, преданный друг музея, сказал: «Поэзия не имеет границ. Праздник объединил представителей всех национальностей. Я вижу перед собой неравнодушных к русской культуре людей, верных поклонников великого Михаила Юрьевича!..»

Приветственное слово сказали и О. Погудин, С. Безруков, А. Ливанов и Л. Казарновская. Любимых артистов подолгу не отпускали со сцены, оказывая самый тёплый и сердечный приём.

Настроение у многих собравшихся, как и погода, было солнечное. В течение дня гости наслаждались красотой усадьбы, ездили в фаэтонах, наслаждались прохладой, катаясь в лодках по Барскому пруду, и угощались чаем с душистыми травами с традиционной тарханской выпечкой в Дальнем саду. Нескончаемый людской поток прекратился только к вечеру. Более 15 тысяч посетителей – такого количества гостей в один день «Тарханы» ещё не принимали…

Елена РОДИНА

"Литературная газета" № 27 (6470) (9-07-2014)

http://lgz.ru/article.....


Dum_spiro,_spero!_(лат.)
Пока_ дышу,_надеюсь!


Сообщение отредактировал Маргарита - Среда, 09.07.2014, 15:37
 
МаргаритаДата: Четверг, 10.07.2014, 19:37 | Сообщение # 9
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 2023
Статус: Offline
Из материалов Музея-Заповедника в Тарханах, посвященных лермонтовскому празднику поэзии

Из фотоматериалов:




О.Е. Погудин - российский музыкант, исполнитель русских романсов, доцент, заслуженный артист России,
член Совета при Президенте РФ по культуре и искусстве






Сайт - http://www.tarhany.ru/
Новостной блог - http://museumtarhany.blogspot.ru/
Научный блог - http://museum-tarhany.livejournal.com/
Twitter - https://twitter.com/MuseumTarhany
Видео YouTube - http://www.youtube.com/user/MuseumTarhany/videos
Аудио SoundCloud - https://soundcloud.com/stream
Фотографии на Flickr.com - http://www.flickr.com/photos/tarhany/sets/
на Instagram.com - http://instagram.com/museumtarhany/
Facebook - https://www.facebook.com/museumtarhany
ВКонтакте - http://vk.com/museumtarhany
Одноклассники - http://www.odnoklassniki.ru/museum.tarhany
Google+ - https://plus.google.com/u....ts

Ссылки и фотографии присланы научным сотрудником музея-заповедника "Тарханы"
Татьяной Гараниной
Прикрепления: 7889992.jpg (220.8 Kb) · 2612012.jpg (210.8 Kb) · 4975931.jpg (58.9 Kb) · 9838853.jpg (116.2 Kb) · 7995173.jpg (64.3 Kb) · 2926347.jpg (4.1 Kb) · 6659129.jpg (58.9 Kb) · 6281932.jpg (4.1 Kb)


Dum_spiro,_spero!_(лат.)
Пока_ дышу,_надеюсь!


Сообщение отредактировал Маргарита - Воскресенье, 13.07.2014, 06:33
 
МаргаритаДата: Четверг, 24.07.2014, 11:02 | Сообщение # 10
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 2023
Статус: Offline
Символический мир лирики Лермонтова

В уме моем я создал мир иной
И образов иных существованье,
Я цепью их связал между собой,
Я дал им вид, но не дал им названья...

В этих юношеских строках («Русская мелодия» 1829 г.) как будто пророчески угадана одна из существенных особенностей лирического художественного мышления поэта: стремление к отображению жизни в форме «мира иного», к символизации действительности как способе постижения таинственного глубинного значения сущего в его бесконечной эмоциональной и смысловой перспективе. Проблема художественного образа-символа — одна из давних и сложных проблем науки о литературе.
А. Квятковский рассматривает символ как «многозначный предметный образ, объединяющий (связывающий) собой разные планы воспроизводимой художником действительности на основе их существенной общности, родственности», отмечает, что символ строится «на параллелизме явлений», ему присуще «метафорическое начало», обогащенное «глубоким замыслом», а также «многозначность», обусловленная тем, что «он может быть приложен с равным основанием к разным аспектам бытия».
А.А. Михайлова также отмечает характерную для образа-символа «многозначность, неуловимость, одновременную тягу к чувственному и к абстракции».
С.С. Аверинцев, определяя символ, акцентирует внимание на соотношении в нем «предметного образа» и «глубинного смысла»: «Всякий символ есть образ (и всякий образ хотя бы в некоторой степени есть символ); но если категория образа предполагает предметное тождество самому себе, то категория символа делает акцент на другой стороне той же сути — на выхождении образа за собственные пределы, на присутствие некоторого смыла, интимно слитого с образом, но ему не тождественного. Предметный образ и глубинный смысл выступают в структуре символа как два полюса, немыслимые один без другого.., но и не разделенные между собой и порождающие между собой напряжение, в котором и состоит сущность символа. Переходя в символ, образ становится «прозрачным», «смысл «просвечивает» сквозь него, будучи дан именно как смысловая глубина, смысловая перспектива, требующая нелегкого «вхождения» в себя».
А.Ф. Лосев подходит к проблеме символа с философско-эстетических позиций, выявляет его специфику в соотношении с другими литературоведческими понятиями (миф, тип, эмблема, аллегория, персонификация, метафора) и определяет символ как художественный образ, в котором «идейная образность вещей» выступает как «принцип порождения какой-то действительности, не данной прямо, но только выводимой и создающей большую смысловую перспективу».
Подводя итоги, можно сказать, что символ как художественный образ имеет три особенности:
1) наличие «предметного» образа;
2) неисчерпаемая многозначность, «смысловая перспектива» образа:
3) сложное соотношение между этими двумя сторонами, их единство и в то же время нетождественность («Я дал им вид, Но не дал им названья»).

Образы-символы в лирике Лермонтова давно обратили на себя внимание исследователей. Так, В.М. Фишер впервые выделил в особую категорию стихотворения поэта , в которых «лирическое чувство выражается символами и аллегориями», а также отметил, что такие произведения являются «дополнением стихотворений, в которых непосредственно выражает себя поэт».
В.И. Коровин отмечает в лирике Лермонтова «пейзажно-символические стихотворения» («Парус», «Утес», «Сосна», «Листок») и примыкающие к ним баллады («Три пальмы», «Дары Терека», «Тама- ра» и др.), где «объективный и субъективный и близкий к нему экспрессивный принцип построения лирического переживания взаимно уравновешиваются».
Д.Е. Максимов рассматривает «символические и аллегорические» стихотворения Лермонтова как «объективные» с «субъективным подтекстом», отмечает близость («непосредственное соседство») к этому типу «сюжетных философско-аллегорических опытов», «стихотворений-аллегорий и баллад» («Три пальмы», «Дары Терека», «Тамара», «Свиданье»).
Э.Э. Найдич рассматривает символический образ в лирике Лермонтова среди «иносказательных образов». Один из их типов — «стихотворения-сравнения», в которых одну часть составляет «лирическое изъяснение», другую — «иносказание» («Русская мелодия» — 1829 г., «Умирающий гладиатор» — 1836 г., «Поэт» — 1836 г., «Соломирской» — 1940 г., «Графине Растопчиной» — 1841 г.) В названной исследователем группе стихотворений мы видим две разновидности: в стихотворениях «Поэт» и «Графине Растопчиной» в качестве иносказательных выступают предметно-экспрессивные образы, тогда как в других стихотворениях роль иносказательных образов выполняют лирические персонажи. Другим типом иносказания наряду со стихотворениями-сравнениями Э.Э. Найдич называет такие произведения, как «Парус», «Листок» и другие, в которых «сравнение превратилось в символ» через «олицетворение, целиком подчиненное символическому началу».

В «Лермонтовской энциклопедии» можно встретить такие обозначения символических образов, как «опорное слово – символ», «ключевое слово». «устойчивый словообраз», «мотивы, выступающие как конкретные элементы поэтики или поэтического иносказания». По нашим наблюдениям, в лирике Лермонтова можно выделить три основных вида символических образов:( Read more... )
1) развернутый до размеров отдельного произведения предметно-экспрессивный образ-символ («Парус»);
2) неразвернутый предметно-экспрессивный образ-символ (путь, змея, волна, утес и др.);
3) имеющий символическое значение лирический персонаж (т.е. художественный образ, отражающий внешние по отношению к поэту характеры, «других» людей («Пленный рыцарь», «Морская царевна» и др.).
Развернутый предметно-экспрессивный образ обретает символическую многозначность лишь в определенных условиях: будучи поставленным в позицию одной из субъектных форм выражения авторского сознания, как правило, лирического персонажа, т.е. будучи олицетворенным. Причем постановка предметно-экспрессивного образа в такую позицию обеспечивает ему более или менее обобщенное иносказательное значение в зависимости от контекста лирического произведения. Развернутый предметно-экспрессивный образ обретает всю полноту символической многозначности в случае его сочетания с образом автора (субъект речи от третьего лица).
Примерами такого образа-символа в лирике Лермонтова являются стихотворения «Парус», «На севере диком...». «Листок». В стихотворении «Листок» мы видим усложненный прием создания предметно-экспрессивного образа-символа. Образ автора выступает здесь от третьего лица. Предметно-экспрессивные образы поставлены в позицию лирических персонажей, а также еще и в позицию образов-адресатов друг друга в диалоге, что подчеркивает их «субъектное» положение в произведении и усиливает символическое звучание образов «чинары» и «листка» элементами сказочной фантастики. В «Кинжале» и «Тучах» создается предметно-экспрессивный образ-символ особого типа, в этих произведениях он взаимодействует с субъектным («я») образом лирического героя, тем самым приобретая значение символического воплощения каких-то сторон этого лирического характера. В стихотворении «Кинжал» предметно-экспрессивный образ находится в позиции образа-адресата и символическое значение его обыгрывается всем содержанием стихотворения, определенным подбором взятых в одном значимом для символа аспекте образов-персонажей:

Задумчивый грузин на месть тебя ковал,
На грозный бой точил черкес свободный.
Лилейная рука тебя мне поднесла
В знак памяти, в минуту расставанья,...

Позиция «кинжала» в роли лирического образа-адресата поддержана системой обращения к нему и в последней строфе стихотворения:

Ты дан мне в спутники, любви залог немой,
И страннику в тебе пример не бесполезный:
Да, я не изменюсь и буду тверд душой,
Как ты, как ты, мой друг железный.

Субъектный образ лирического героя («я») в этом стихотворении «материализован» в образе-переживании по поводу символического образа-адресата. Поэтому образ-символ верности себе, стойкости в данном случае относится и к характеристике внутреннего мира лирического героя. В «Тучах» предметно-экспрессивный образ в позиции образа-адресата представляет собой символ, контрастно оттеняющий трагическое положение лирического героя. Вначале образ «тучек» («вечных странников») возникает как символ изгнанничества: «Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники ...». Во второй строфе образ-символ получает свое развитие, поясняется его многозначность:

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная, злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

В последней, третьей, строфе стихотворения разрушается созданное первыми двумя строфами символическое значение образа-адресата:

Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.


Бекман Р.А. "... В пустыне далекой, ... одна и грустна на утесе горючем прекрасная пальма растет" (М.Ю. Лермонтов). Израиль, Маалот.

Образ-символ становится антиподом внутреннему состоянию лирического героя, символом, противостоящим его страданию и изгнанничеству, символом холодности, свободы и беспечности. В стихотворениях «Три пальмы», «Дары Терека», «Спор» представлена особая разновидность предметно-экспрессивного образа в символическом значении. Предметно-экспрессивные образы («три пальмы», «Терек», «Каспий», «Казбек», «Шат- гора») находятся в позиции лирический персонажей, соответственно становятся олицетворенными и приобретают отчасти символическое значение. Превращению их в «чистый» символ, такой, как в «Парусе», «Утесе» и т.п., мешает их взаимодействие с несимволическими однотипными образными структурами.
В «Трех пальмах» предметно-экспрессивный образ («три пальмы») находится в позиции персонажа и взаимодействует с несимволическими образами-персонажами (люди, пришедшие с кара- ваном).
В «Дарах Терека» с символическими предметно-экспрессивными образами Терека и Каспия в позиции субъектных персонажей также взаимодействуют несимволические персонажи («кабардинец», «казачка молодая», «казачина гребенской»); в «Споре» — это символические образы Казбека и Шат-горы и несимволические персонажи («грузин», «бедуин», «генерал седой»). Наличие несимволических образов-персонажей в названных произведениях подчеркивает значение предметно-экспрессивных образов как олицетворенных, нарочито персонифицированных рядом с обычными персонажами. Тем самым грань между символом и олицетворением становится здесь зыбкой, олицетворенность оказывается ощутимой. Такое положение наблюдается лишь в тех случаях, когда символический предметно-экспрессивный образ оказывается в одинаковой позиции с присутствующими в произведении другими персонажами, при этом символический «отсвет» ложится на обычные образы, которые в свою очередь, подчеркивают олицетворенность символических предметно-экспрессивных образов, не позволяя их предметному значению обрести символическую неисчерпаемость.
Существенное влияние взаимодействия в произведении форм выражения авторского сознания на формирование символического значения предметно-экспрессивного образа показывает анализ образа-символа в «Ветке Палестины». Образ автора представлен в этом произведении в манере изложения от первого лица. Символическое значение предметно-экспрессивных образов («ветка Палестины», «пальма») достигается здесь путем постановки их в позицию образов-адресатов, которые взаимодействуют с несимволическими образами-персонажами («солима бедные сыны», «божьей рати лучший воин» и др.). Обычные образы-персонажи в данном случае способствуют созданию символической многозначности предметно-экспрессивного образа-адресата, олицетворение которого достигается через обращение к нему. Подобное соотношение символических предметно-экспрессивных образов-адресатов и обычных образов-персонажей наблюдается и в стихотворениях «Кинжал», «Тучи».
Как видим, развернутый предметно-экспрессивный образ-символ не является особой субъектной формой выражения авторского сознания, он создается путем постановки обычного предметно-экспрессивного образа в позицию лирического персонажа, причем на символическую многозначность такого образа оказывает влияние его «контакт» с образом автора, лирического героя, персонажей в контексте лирического произведения. Можно сказать, что М.Ю. Лермонтов прошел определенный путь «вхождения» в смысловую глубину создаваемых им символов.
Стихотворение 1832 г. «Челнок» в этом отношении можно считать определенным этапом осмысления образа-символа в «Парусе». В «Челноке» «водой расшибленный челнок» дан как образ-сравнение по отношению к лирическому герою:

По произволу дивной власти
Я выкинут из царства страсти;
Как после бури на песок
Волной расшибленный челнок;
Пускай прилив его ласкает, —
В обман не вдастся инвалид;
Свое бессилие он знает
И притворяется, что спит;
Никто ему не вверит боле
Себя иль ноши дорогой;
Он не годится — и на воле!
Погиб — и дан ему покой!


И.К. Айвазовский. Морской пейзаж. 1870 год, 132х162. Холст, масло. Национальная галерея Армении

Отметим, что здесь параллель предметного образа (челнок) с образом лирического героя построена на приеме одушевления предмета: «воля» и «покой» выступают в конце стихотворения как явления, желанные для лирического героя, но приписанные им объекту его наблюдения. В стихотворении «Парус» происходит дальнейшее углубление значения предметного образа: лирическое «я» отсутствует, образ паруса становится как бы одушевленным «заместителем» лирического героя:

Белеет парус одинокий,
В тумане море голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Замещая человека, к которому адресованы риторические вопросы и восклицания, образ паруса приобретает бесконечную смысловую глубину символа вечной неуспокоенности души человека, его стремления к обновлению. Предметно-экспрессивный образ может стать символом не только в позиции лирического персонажа (в этом случае путь к символическому значению идет через олицетворение), но и в контексте лирического произведения, а также лирической системы в целом, когда приобретает символическую многозначность в определенном устойчивом мотиве. В лирике М.Ю. Лермонтова это, как правило, повторяющиеся предметно-экспрессивные образы: челн, облако, утес (скала), волна, змея, сон, небо, путь и др. В процессе их символизации главную роль играет, как указывает А.И. Журавлева, «особый характер словоупотребления», когда «нетерминологическое, вызывающее много ассоциаций слово у Лермонтова не обладает каким-либо вторым смыслом помимо общепринятого, а как бы сигнализирует об особом художественном мире, в котором слово существует». Символическое значение образа звезды поддержано всем контекстом юношеской лирики поэта. Многозначности этого образа способствует его иносказательное употребление в таких стихотворениях, как «Звезда» («Светись, светись, далекая звезда...»), «Еврейская мелодия» («Я видал иногда, как ночная звезда...»), «Мой дом», «Ангел», «Как в ночь звезды падучей пламень...» и др. Стихотворение «Небо и звезды» (1831 г.) — значительный этап на пути символического осмысления этого мотива в лирике Лермонтова:

Тем я несчастлив,
Добрые люди, что звезды и небо —
Звезды и небо! — а я человек!

Так в «звездном» символе недосягаемо-желанной гармонии воплощается романтический идеал поэта. «Звезды и небо» — пр изведение, в котором получает развитие тема противоречивости человека и его бытия, прозвучавшая в «Парусе». Лермонтову, наряду с его устремленностью к «звездному» идеалу, глубоко присуща тяга к «земному», осознанному как высокая личностная ценность:

..............Я не мог
Понять, как можно чувствовать блаженство
Иль горькие страдания далеко
От той земли, где в первый раз я понял,
Что я живу, что жизнь моя безбрежна,
Где жадно я искал самопознанья,
Где столько я любил и потерял...
(«Смерть» («Ласкаемый цветущими мечтами...»)

Поэт не хочет отказаться от своей противоречивой земной сути. В стихотворении «Выхожу один я на дорогу...» неуспокоенность, боль души человека противопоставлена гармонии мироздания. Символом недосягаемого для человека космического «согласия» вновь становится образ звезды:

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.

Поэт «слышит» гармонию космических сфер, но его внутреннее состояние не совпадает с ним:
Что же мне так больно и так трудно?

Образы паруса (символ вечной неуспокоенности и неудовлетворенности человека) и звезды (символ возвышенных стремлений к недосягаемому идеалу полной гармонии бытия) отражают в лирике Лермонтова романтические стороны его миропонимания: убежденность в противоречивости и неуспокоенности души, а также в извечном и никогда не завершающемся стремлении человека к возвышенному идеалу, что обостряет восприятие мира и ведет к духовному совершенствованию.
Сложное сочетание приемов символизации образа можно увидеть в стихотворении «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»). Символическое значение образа сна (смерть, прозрение, прапамять, провидение и т.д.) воплощается в стихотворении засчет свойственного лирическому герою Лермонтова субъективного принципа восприятия времени и пространства (субъективного хронотопа). Этот принцип является здесь основой новеллистического сюжета, включающего элементы чудесного, фантастического, присущие жанру баллады. Обращаясь к творческой предыстории произведения, Б.Т. Удодов рассматривает лирический сюжет «Сна» как подготовленный в лирике Лермонтова развитием мотивов «сна и смерти», «отраженных снов». Б.М. Эйхенбаум назвал композицию стихотворения «зеркальной»: «сон героя и сон героини — это как бы два зеркала, взаимно отражающие действительные судьбы каждого из них и возвращающие друг другу свое отражение». Нам кажется, что «зеркальным» можно назвать лишь соотношение «снов» в стихотворении. Сама же композиция произведения в целом не имеет «зеркального» построения. Вся структура произведения в моментах его содержания и формы подчинена субъектному образу лирического героя. Характерно, что А.И. Журавлева расценивает «Сон» как «классический пример вторжения лирического «я» в сюжет баллады». В первых двух строфах стихотворения при помощи, можно сказать, нагнетания предметно-экспрессивных образов передано ощущение лирическим героем «мертвого сна»:

В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.
Лежал один я на песке долины:
Уступы скал теснилися кругом.
И солнце жгло их желтые вершины
И жгло меня — но спал я мертвым сном.

Зрительная выразительность, почти натуралистичность предметно-экспрессивных образов («дымилась рана», «по капле кровь точилася», «солнце жгло... меня») способствует тому, что ирреальность «мертвого сна» воспринимается как реальность, ощущаемая лирическим героем. Элементы иррационального, свойственные балладному жанру, обретают значение реальности благодаря тому, что включены в процесс переживания лирического героя, воспроизведены в произведении от имени лирического «я». Далее, в третьей и четвертой строфах стихотворения, развертывается картина «сна во сне», создаются образы-персонажи: «юные жены» и среди — «одна», таинственно причастная к судьбе лирического героя:

И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жен, увенчанных цветами,
Шел разговор веселый обо мне.
Но в разговор веселый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа ее младая
Бог знает чем была погружена.

«Грустный сон», видящийся героине — это уже третья ступень сновидения лирического героя: в «мертвом сне» — сон- «вечерний пир», затем в сне-пире — сон «младой души»:

И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди, дымясь, чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струей.

В сне «третьей ступени» лирический герой выступает как предмет сознания (воображения) героини. В то же время здесь нарушена объективность построения балладного сюжета. Сны героя и героини возникают в одном всепроникающем сознании лирического героя. Не «она» видит сон о «нем», а ему снится и «она», и «он» сам себе в ее сне, как осуществлении идеальной незримой связи между «ним» и «ею», прозрения друг друга «тайной властью» душевного родства. Самый «сон» лирического героя воспринимается как идеальное романтическое стремление к нерасторжимой связи любящих душ, перекликается с мечтой слышать в сне-забытьи песню «про любовь»: «Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея, Про любовь мне сладкий голос пел...».
Пространственно-временные характеристики сюжета и образов в анализируемом произведении носят принципиально субъективный характер, подчинены воображению лирического героя. Стихотворение «Сон» — одно из ярких проявлений специфики лермонтовской символизации образа на основе субъективизма и иррациональности. Лермонтов стремится к символическому осмыслению внутреннего мира человека. В структуре произведения это воплощается с помощью уподобления лирического «я» предметно-экспрессивным образом, как в рассмотренных выше случаях, или в раскрытии личностных качеств лирического героя в аллегорических предметно-экспрессивных образах, как например, в стихотворении «Поток»:

Источник страсти есть во мне
Великий и чудесный;
Песок серебряный на дне,
Поверхность лик небесный;
Но беспрестанно быстрый ток
Воротит и крутит песок,
И небо над водами
Одето облаками.
Родится с жизнью этот ключ
И с жизнью исчезает;
В ином он слаб, в другом могуч,
Но всех он увлекает;
И первый счастлив, но такой
Я праздный отдал бы покой
За несколько мгновений
Блаженства иль мучений.

В этом произведении жизненное «кредо» лермонтовского лирического героя как натуры активной, действенной, страстной выражено иносказательно, в форме аллегории («источник страсти» — «поток», «ключ») объективирована одна из сторон личности лирического героя.
Использование предметно-экспрессивных образов в качестве сравнений, аллегорий в произведениях, где субъектом высказывания является лирический герой, подготавливает в лирике Лермонтова объективацию образа лирического героя в предметно-экспрессивном образе-символе. В «Парусе» мы видим полную степень такой объективации.
Характерно, что в зрелой лирике Лермонтова продолжает развиваться тенденция к символической объективации образа лирического героя в предметно-экспрессивных образах-персонажах, отражающих характерные для лирического героя мотивы одиночества, тоски по родной душе, любви-памяти, странничества и др. в их глубоком смысловом обобщении. В тяготении к символико-аллегорическому осмыслению бытия выразилась приверженность Лермонтова романтизму как художественному методу познания и отображения действительности. Романтическая стихия в лирике поэта поддержана его романтическим анимизмом («На севере диком...», «Утес», «Листок» и т.п.), что проявляется в тяготении к созданию предметно-экспрессивных образов-символов, в которых или объективированы на уровне символического обобщения мотивы, свойственные лирическому герою («На севере диком...», «Утес», «Листок»), или символически осмыслены и тем самым объективированы самим лирическим героем определенные стороны его характера («Тучи», Кинжал»).
Романтические тенденции в лирике М.Ю. Лермонтова, его «символическое» мировосприятие отразилось в легендарности и фантастичности отображения мира и человека, в создании символических персонажей. А.И. Журавлева отмечает влияние на общую эволюцию творчества Лермонтова стихии балладного жанра с его легендарным, фантастическим элементом. «Канон баллады», по выражению исследовательницы, как бы «растворился» в лирике Лермонтова, «обогатив» ее своими элементами: легендарностью и фантастичностью, иносказательной трактовкой проблемы судьбы, рока и т.д.
Элементы балладной легендарности и иносказательности использованы поэтом в создании символического лирического персонажа в «Пленном рыцаре», где мотив несвободы получает символико-аллегорическую трактовку. В первой строфе с помощью предметно-экспрессивных образов обрисовывается будто бы конкретная обстановка-ситуация:

Молча сижу под окошком темницы;
Синее небо отсюда мне видно:
В небе играют все вольные птицы;
Глядя на них, мне больно и стыдно.

Во второй строфе уже появляются черты легендарности персонажа, заданные еще в названии стихотворения:

Нет на устах моих грешной молитвы,
Нету ни песни во славу любезной:
Помню я только старинные битвы,
Меч мой тяжелый да панцирь железный.

В трех последних строфах происходит превращение конкретных предметно-экспрессивных образов в аллегорико-метафорические:

В каменный панцирь я ныне закован,
Каменный шлем мою голову давит,
Щит мой от стрел и меча заколдован,
Конь мой бежит, и никто им не правит.
Быстрое время — мой конь неизменный,
Шлема забрало — решетка бойницы,
Каменный панцирь — высокие стены,
Щит мой — чугунные двери темницы.

Нарисованная в первых двух строфах реальная обстановка, окружающая образ-персонаж, превращается в метафору, аллегорию положения человека, трагически осознающего свою несвободу. В последней строфе при помощи использования уже созданных образов аллегорий сам образ-персонаж, его судьба приобретают символико-аллегорическое значение:

Мчись же быстрее, летучее время!
Душно под новой бронею мне стало!
Смерть, как приедем, подержит мне стремя;
Слезу и сдерну с лица я забрало.

Существенно новым лермонтовским элементом в обработке балладного сюжета в этом произведении является субъективный (от первого лица), а не объективный (от третьего лица) способ изложения. Причем, субъектом высказывания является лирический персонаж, в символической, легендарной судьбе которого мы видим романтическую проекцию-обобщение судьбы лирического героя Лермонтова.

В «Пророке» используется тот же не характерный для жанра способ изложения балладного сюжета от первого лица. Балладный элемент выражается в особенностях легендарного вневременного сюжета, а также в библейских мотивах трактовки персонажа. Произведение в целом представляет собой символико-аллегорическую интерпретацию трагической темы отвергаемого обществом поэта-пророка, связанную в контексте творчества Лермонтова с темой поэта и поэзии, а в литературном контексте эпохи прежде всего с пушкинским «Пророком».

К балладному жанру относятся стихотворения «Три пальмы», «Спор», «Дары Терека», «Воздушный корабль», «Тамара», «Морская царевна». Все эти произведения отличаются развитым лирическим сюжетом, строящимся на «балладной» основе таинственного, чудесного, фантастического, и представляют собой разновидности символических образов в соответствии с особенностями созданных в них лирических персонажей.
«Три пальмы, «Спор», «Дары Терека» развивают традиции лермонтовского романтического анимизма. Три пальмы ропщут на бога, обвиняя его в бесполезности своего существования, а затем погибают как жертва слепого и равнодушного отношения людей к природе, к красоте. Гибель пальм обретает символическую глубину, здесь заложена и идея самоценности красоты, и мысль о жертвенном служении красоты миру, а также о разрушительном влиянии человека на мир прекрасного, о несовместимости двух миров — природы и человека. Многозначность образа «трех пальм» и заложенного в сюжете произведения конфликта достигается здесь за счет романтического анимизма поэта, проявившегося в олицетворении и символизации образа природы.
В «Споре» олицетворенный и символизированный мир природы, вступая во взаимодействие-конфликт с миром людей, как и в «Трех пальмах», терпит поражение. В стихотворении символически воплощается идея о покорении Кавказа силами, идущими с Севера. Конкретное историческое значение Кавказской войны переведено здесь Лермонтовым в план символического осмысления покорения человеком мира природы, которое сопровождается, по мысли поэта, разрушением ее величия и самоценности. В «Дарах Терека» могучие образы олицетворенного мира природы («Терек» и особенно «Каспий») не вступают в конфликт с миром людей. Человек с его страданиями и страстями здесь принят в лоно природы, которая также наделена способностями к волнениям и страстям. Лермонтовский романтический анимизм приобретает в «Дарах Терека» значение мифа о природе, идеи единства природы и человека.
Рассмотренные произведения балладного жанра с олицетворенными предметно-экспрессивными образами вносят в лермонтовскую концепцию мира и человека романтическое осмысление проблемы человек и природа в ее символической трактовке, связанной с романтическим анимизмом поэта.

В стихотворениях «Воздушный корабль», «Тамара», «Морская царевна» олицетворенные предметно-экспрессивные образы отсутствуют. Символически-многозначное значение сюжетов и образов этих баллад обусловлено элементами фантастичности, легендарности и таинственности, присущими этому жанру. В «Воздушном корабле» поэт в фантастической форме переосмысляет образ Наполеона, здесь великий полководец показан уже не как исключительный романтический герой, а как страдающий в тоске о былом, о родине и близких и вызывающий глубокое сочувствие человек. В фантастическом персонаже «Воздушного корабля» воплощен характерный для лирики Лермонтова мотив одиночества, а также идея о непреходящих ценностях исключительной личности, антитеза ценностного значения временного и вечного. В произведении присутствуют два пространственно- временных измерения, два хронотопа: авторский и принадлежащий персонажу. Герой воспринимает себя и мир ирреально, у него отсутствует представление о неотвратимом течении времени. Возвращаясь к «милой Франции» на своем фантастическом корабле, герой как бы возвращается к прошлому, которое воспринимает как сущее и в настоящем. Авторской позиции в произведении соответствует объективное восприятие времени, автор восстанавливает ход реального течения времени и событий параллельно их фантастическому постоянству в представлении героя. Герой призывает «соратников», «маршалов», зовет «любезного сына», автору же известна гибель его соратников, измена маршалов, смерть сына. Сосуществование двух пространственно-временных точек зрения в произведении придает одиночеству героя роковой, неразрешимый символический характер.
Легендарность, таинственность сюжета и центрального персонажа стихотворения «Тамара» отражают символическую глубину темы любви и смерти, их трагического единства. В фантастическом образе «Морской царевны» выразилась романтическая мысль поэта о присутствии в мире таинственного и прекрасного, а также о губительном для красоты и тайны желании человека проникнуть в их сущность.

Произведения балладного жанра вносят в лермонтовскую концепцию мира и человека элементы романтизма, создают «вторую», символическую «реальность», в которой воплощены трагические антиномии бытия.
Опираясь при создании образов-символов на романтическую традицию (исключительный герой, идеи рока и двоемирия, романтическая ирония, жанр баллады, характер словоупотребления), Лермонтов создал во многом оригинальную художественную концепцию человека и мира, отразившую их неисчерпаемость, таинственность и противоречивость. В активном стремлении поэта к символической многозначности в отображении действительности мы видим романтическую основу его сложного художественного метода. Символические образы создают «вторую реальность» поэтического мира лирики Лермонтова, во многом обусловливают ее уникальное трансцендентальное звучание, эмоциональное и философское содержание.

Доклад прочитан на Международной конференции «М.Ю. Лермонтов и русская культура XIX — XX веков» (29 июля 2001 г. Пенза).

"Тарханский вестник" №14, л. 12-27
Автор: Полукарова Лариса Васильевна — кандидат филологических наук,
доцент ПГПУ им. В.Г. Белинского (г. Пенза)
Литература:
Прикрепления: 6747557.jpg (179.0 Kb) · 6571502.jpg (179.5 Kb)


Dum_spiro,_spero!_(лат.)
Пока_ дышу,_надеюсь!


Сообщение отредактировал Маргарита - Четверг, 24.07.2014, 11:57
 
МаргаритаДата: Суббота, 26.07.2014, 06:44 | Сообщение # 11
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 2023
Статус: Offline
Еще несколько фотографий на лермонтовском празднике поэзии
в Тарханах






Снимки фотографа музея-заповедника "Тарханы" Вячеслава Иващенко.

Фотографии присланы научным сотрудником музея-заповедника "Тарханы"
Татьяной Гараниной
Прикрепления: 5592343.jpg (98.0 Kb) · 7224643.jpg (90.1 Kb) · 1729095.jpg (123.9 Kb) · 1080425.jpg (124.7 Kb)


Dum_spiro,_spero!_(лат.)
Пока_ дышу,_надеюсь!


Сообщение отредактировал Маргарита - Воскресенье, 27.07.2014, 05:36
 
МаргаритаДата: Воскресенье, 17.08.2014, 18:16 | Сообщение # 12
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 2023
Статус: Offline
Фотографии с лермонтовского праздника поэзии











Снимки фотографа музея-заповедника "Тарханы" Вячеслава Иващенко.

Фотографии присланы научным сотрудником музея-заповедника "Тарханы"
Татьяной Гараниной
Прикрепления: 4113707.jpg (152.8 Kb) · 3939620.jpg (174.9 Kb) · 9470180.jpg (170.5 Kb) · 8745891.jpg (131.6 Kb) · 3350885.jpg (154.1 Kb) · 5970606.jpg (149.7 Kb) · 8515797.jpg (154.1 Kb)


Dum_spiro,_spero!_(лат.)
Пока_ дышу,_надеюсь!


Сообщение отредактировал Маргарита - Воскресенье, 17.08.2014, 18:23
 
МаргаритаДата: Пятница, 19.09.2014, 19:14 | Сообщение # 13
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 2023
Статус: Offline
«Мой дом везде, где есть небесный свод…»



П.Е. Заболоцкий «Портрет поэта Михаила Юрьевича»

18 сентября в Москве к 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова открывается Всероссийская выставка, посвящённая жизни и творчеству поэта
Ровно через месяц Россия будет отмечать знаменательное событие – 200 лет со дня рождения великого поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Будущий классик русской литературы родился в Москве в ночь со 2 на 3 (15-го по новому стилю) октября 1814 года.

Одно из центральных мероприятий юбилейного года – масштабная межмузейная выставка, посвящённая поэту. В выставочном проекте, подготовленном при поддержке Министерства культуры РФ и Правительства Москвы, приняли участие ведущие музеи, государственные архивы, библиотеки и театры страны, чьи фонды хранят материалы, связанные с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова.

Всероссийский выставочный проект к 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова «Мой дом везде, где есть небесный свод…»

более 30 участников
около1500 экспонатов
более 1000 кв. м экспозиции

С 19 сентября по 10 декабря 2014 г. в Государственном музее А.С. Пушкина

ул. Пречистенка, 12/2 (ст.м. «Кропоткинская»)


– автографы и рисунки М.Ю. Лермонтова;

– личные вещи – дорожная шкатулка, сафьяновые чувяки, серебряная ложечка;

– прижизненные портреты поэта, его предков и близкого круга современников;

– редкие документальные источники, в том числе датируемые 1617 г. первые упоминания о бежавшем в Россию «бельском немце, уроженце Шотландии Юрии Лерманте»;

– рукописные альбомы с рисунками и автографами Лермонтова – его знаменитый Юнкерский дневник (1832–1834 гг.) и записная книжка сосланного на Кавказ декабриста А.И. Одоевского, с которым поэт сдружился в последний год жизни;

– многочисленные, включая авторский, списки знаменитого и судьбоносного поэтического отклика «На смерть поэта»;

– два секретных военно-судебных доклада по делу расследования обстоятельств дуэлей поручика Лермонтова – с де Барантом в 1840 году, и роковой, с Н.С. Мартыновым


Эти и другие реликвии, многие из которых выставляются на широкое обозрение впервые, станут яркими акцентами развёрнутой юбилейной экспозиции, призванной возбудить интерес к личности и творчеству гениального поэта, показать истоки, величие и непреходящее значение его поэтического наследия для русской культуры в целом.

Выставка объединила документальный, предметный и художественный материал из более трёх десятков музейных и архивных собраний, став по объёму представленных экспонатов крупнейшей за всю историю лермонтовских юбилеев (подобные масштабные проекты предполагались в 1914 и 1941 годах, но были вынуждено свёрнуты из-за Первой мировой, а затем Великой Отечественой войны).

Особый интерес представляет экспозиция отведённая творческому наследию М.Ю. Лермонтова.

"Литературная газета" № 36 (6478) (17-09-2014)

http://lgz.ru/article....y-svod-
Прикрепления: 9168476.jpg (28.1 Kb)


Dum_spiro,_spero!_(лат.)
Пока_ дышу,_надеюсь!


Сообщение отредактировал Маргарита - Пятница, 19.09.2014, 19:15
 
МаргаритаДата: Пятница, 19.09.2014, 19:22 | Сообщение # 14
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 2023
Статус: Offline
Невыносимый


Кудимова Марина


Ставка на усреднённость, заурядность, сделанная в наши дни, препятствует осознанию и приятию любой неординарности. Что уж говорить о притягательной и отталкивающей фигуре гения! Как передать владельцам 5-го айфона, привыкшим ответы получать в виде информационного фастфуда, космическую «мрачность» Лермонтова?

«Венок небренной славы»



Ни в какой семье не ждут рождения гения. Он – «беззаконная комета». Михаилу Лермонтову на роду была написана военная карьера. Его предки – офицеры и генералы – «прописали» эту модель в генах наследника рода Столыпиных. Даже гувернёром Мишеля был наполеоновский гвардеец Жан Капе (который любил жаркое из молодых галчат и тщетно пытался привить свой вкус воспитаннику).

Если последовательно прочитать поэта и проследить его поступки, приходишь к выводу, что он мистически знал о кратковременности своего пребывания в земной юдоли. С отроческих лет его стихи переполнены предсказаниями ранней смерти. Задолго до знаменитого «с свинцом в груди лежал недвижим я», где описан выход из физического тела, летом 1830 г. в подмосковном Середникове написана первая часть триптиха «Ночь»: «Я зрел во сне, что будто умер я…»

Возможно, этим сознанием кратковременности объясняется и то, что Лермонтов всегда и везде хотел первенствовать. Где, как не на военном поприще, слава достижима скорее всего? Служба в гвардии, куда Лермонтову позволяли вступить происхождение и бабушкино состояние, обещала блистательную и – главное – стремительную карьеру. К тому же для молодых дворян именно военная карьера была наипрестижной. В октябре 1832 г. Лермонтов писал М.А. Лопухиной: «...если будет война, клянусь вам Богом, буду всегда впереди». И ведь сдержал клятву! Кстати, бабушка, вопреки распространённому заблуждению, вовсе не радовалась военной карьере Мишеньки, а, напротив, скрепя сердце приняла выбор внука, которому не перечила ни в чём.

Однако и сам Лермонтов принял решение стать военным не сразу. Он называл литературную карьеру «неблагодарным кумиром», прекрасно зная ей цену хотя бы на примере боготворимого Пушкина, наблюдая венчание которого из толпы упал в обморок (а позже и получил из-за Пушкина свою первую ссылку). Но всё же, несомненно, думал о ней в своём неистребимом мечтании о венке «небренной славы»! Ведь не только Пушкин, но и самый знаменитый поэт своего времени – лорд Байрон – был его земным божеством. Школе прапорщиков предшествовала учёба во вполне «статских» заведениях – Университетском пансионе и собственно Московском университете.

Этот период представляет собой сплошные белые пятна, как, впрочем, и значительная часть биографии поэта. Достаточно сказать, что истинная причина роковой дуэли до сих пор не выяснена. Исследователь Н. Бродский так прямо и писал: «Годы пребывания М.Ю. Лермонтова в Университетском Благородном пансионе (1828–1830) – столь же мало изученная страница в биографии поэта, как и другие периоды в его жизни». Чудовищные разноречия царят и в том, какова истинная причина ухода Лермонтова из университета. Был ли он исключён или ушёл своей волей? Одни мемуаристы пишут, что Лермонтов хотел перевестись в Петербург, но там надо было начинать курс сначала, а восемнадцатилетний юноша торопился жить и спешил чувствовать. Другие утверждают, будто его, в ком ещё никто не подозревал гения русской поэзии (а сорок стихо­творений уже были переписаны в особую тетрадь), вышибли за вольнодумство и высокомерие. Третьи – что Лермонтова оставили на второй год на первом курсе из-за «академической неуспеваемости».

«Средь детей ничтожных мира»

Любить гения – «тяжёлый крест», и первопричина этих трудностей, конечно же, сам гений. В житейском измерении характер большинства выдающихся дарований невыносим. Но когда гений уже проявился – куда ни шло. А «скрытый период» гениальности ни о чём, кроме «тяжёлого характера», окружающим не говорит.

Марина Цветаева – сама непревзойдённый мастер невыносимости – в мемуаре об Андрее Белом вспоминает ангела из «Чудесного посещения» Герберта Уэллса, который «в земном бытовом окружении был просто непристоен!» Смешно требовать, чтобы современники «угадали» гения при жизни. Жизнь – ежедневная повинность с кучей обязанностей. Гений – праздник, который далеко не всегда «с тобой». Он пытается жить нашу жизнь, совать голову в хомут социальности. На нём те же, что на нас, «панталоны, фрак, жилет» (мундир, пальто). Он почти неотличим «средь детей ничтожных мира». Природа гения таинственна и неисследима. Как ведёт себя мальчик, только что написавший:

Лицо моё вам не могло

Сказать, что мне пятнадцать лет.


На каком «всесожигающем костре» он сгорал, пока рука выводила эти строки? Какие муки испытывал «от страшной жажды песнопенья»? Какие чисто физиологические изменения происходят в организме художника при колоссальном энергетическом и эмоциональном «выбросе», которым сопровождается творческий акт?
Все «научные» попытки зафиксировать подобные моменты тщетны, ибо гений и сам не знает, когда на него «накатит» «мир иной / И образов иных существованье», которые мы почти бездумно и привычно называем «вдохновением». Откуда оно посылается и куда потом исчезает? Ответа нет! Чуткий – и независтливый – к чужому таланту В. Розанов говорил, что Лермонтов присутствовал при сотворении мира. Эта метафора, может быть, исчерпывающе объясняет «трудозатраты» творчества. Стоит ли удивляться, что однокурсники не разглядели за лермонтовской байронической маской его нечеловеческую ранимость и беззащитность? Молодость вообще достаточно жестока, а к другому, непохожему – втройне.

Не существует даже сколь-нибудь согласованного портрета поэта. Ф. Боденштедта привлекла «гордая, непринуждённая осанка, средний рост и необычайная гибкость движений», «белокурые, слегка вьющиеся по обеим сторонам волосы», «красиво очерченные губы». Художник М. Меликов писал о Лермонтове: «приземистый, маленький ростом, с большой головой и бледным лицом». П. Вистенгоф, вольнослушатель Московского университета в 1831–1832 гг., Лермонтова терпеть не мог и увидел его «неприветливый, насквозь пронизывающий взгляд». И.С. Тургенев оставил такое описание: «Вся его фигура, приземистая, кривоногая, с большой головой на сутулых широких плечах, возбуждала ощущение неприятное; но присущую мощь тотчас сознавал всякий». Эта «мощь» отпугивала современников, но не меньше пугает и «надменных потомков».

То же и с характером. Белинский искренне считал Лермонтова пошляком и с высокомерием, до которого и адресату было не допрыгнуть, заявлял, что «ни разу не слыхал от него ни одного дельного и умного слова». Можно подумать, что всякий поэт так и сыплет незабываемыми афоризмами! Но ведь Лермонтов многажды недвусмысленно высказался и на эту тему:

И звук высоких ощущений

Он давит голосом страстей.


Иван Панаев писал (вполне справедливо), что Лермонтов «был любим очень немногими, только теми, с которыми был близок, но и с близкими людьми он не был сообщителен», и добавлял беспощадно: «Он непременно должен был кончить так трагически: не Мартынов, так кто-нибудь другой убил бы его». Забелла называл Лермонтова «корявым» и сознавался: «Помимо его безобразия, я видел в нём столько злости, что близко подойти к такому человеку мне казалось невозможным, и я струсил».

«Я звук нашёл дотоле неизвестный»

Скорее всего, Лермонтов и покинул университет из-за нелюбви. Той самой нелюбви человеческой, которая преследовала его всю короткую жизнь и с которой в студенческие годы он столкнулся после бабушкиного дома, где его обожали, впервые. Претензии сокурсников смехотворны! Особенно если учесть, что мемуары свои они писали в зрелом возрасте. Значит, подростковые обиды пронесли через всю жизнь. Особенно отличился тот же Вистенгоф, который обвинял Лермонтова в том, что он «та-а-ак взглядывал!», имея в виду какую-то особую «ядовитость» взора. Наверняка большеголовый студент устремлял невыносимый взгляд своих тёмно-карих глаз в такие бездны, что среднестатистическому человеку вынести его было невмоготу.

Автомиф, который Лермонтов творил без передышки, тянется за ним, словно шлейф за кометой. Почему он выбрал миф с отрицательной, как теперь говорят, коннотацией? Думается, виной тому не только фрейдистский контекст отсутствия матери («В младенческих летах я мать потерял») и тоски по отцу, которого Е.П. Арсеньева лишила возможности видеться с сыном. Мы совершенно не осведомлены в том, как формируется личность человека, которому суждён гиперсокращённый даже в сравнении со средним срок жизни. Если верить в предопределение (а Лермонтов верил в него убеждённо), можно допустить, что все процессы в таком организме протекают с огромным ускорением, но и с колебаниями большой амплитуды. Раннее взросление перемежается с инфантильными проявлениями. Среди ровесников подобный человек чувствует себя то как академик в младшей группе детского сада, то как детсадовец в академии. В среде военной этот дискомфорт сглаживается постоянным риском и ежеминутной близостью смерти. Там Лермонтова воспринимали менее болезненно, но тоже нельзя сказать, что безоговорочно.

Если верить легенде, что Лермонтов постоянно приближал собственную гибель (так это выглядело на сторонний взгляд), а на самом деле, повторим, твёрдо знал, что ему недолго предстоит находиться среди живых, многие его поступки, слова и взгляды становятся куда более понятными и даже логичными. Тем не менее биографам и исследователям Лермонтова приходится его постоянно оправдывать. Славянофил Юрий Самарин понял это раньше других. Ему мы и дадим последнее слово: «Пушкин не нуждается в оправдании. Но Лермонтова признавали не все, поняли немногие, почти никто не любил его. Нужно было простить ему».

«Я звук нашёл дотоле неизвестный»… Простим хотя бы за этот невыносимо прекрасный звук, если уж не сумели понять!

"Литературная газета" № 36 (6478) (17-09-2014)

http://lgz.ru/article/-36-6478-17-09-2014/nevynosimyy/
Прикрепления: 3537380.jpg (14.0 Kb)


Dum_spiro,_spero!_(лат.)
Пока_ дышу,_надеюсь!


Сообщение отредактировал Маргарита - Суббота, 20.09.2014, 07:21
 
Вера_ПавловнаДата: Вторник, 14.10.2014, 20:31 | Сообщение # 15
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 369
Статус: Offline
Фото Кавказа, где очень тепло отзываются о М. Ю. Лермонтове и хорошо знают его стихи. Мы были в Мцхети в обители Джвари. В храме все та же древняя Иверская икона Божией Матери, что и во времена Лермонтова . И все так же сливаются струи Арагвы и Куры.
Чинар (платан) шумит листами и вершины Кавказских горы на горизонте и под крылом самолета
Прикрепления: 0564084.jpg (206.8 Kb) · 4199504.jpg (165.1 Kb) · 7466776.jpg (162.5 Kb) · 8268914.jpg (154.8 Kb) · 7630928.jpg (182.4 Kb) · 2755049.jpg (132.3 Kb) · 0671317.jpg (217.5 Kb) · 9371646.jpg (162.2 Kb) · 9847941.jpg (91.3 Kb)


Всего-то навсего полюби,
Всего-то навсего не суди,
Всего-то навсего не грусти,
Всего-то навсего всех прости.
 
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:
Сегодня здесь были:  | Стелла
Самые активные:  | Елена_Фёдорова | Наталья_К | Маргарита | Вера_Александровна | Ада | Инна_И | Нина_Данова | НинаПодгорнова | Наталья_С | Татьяна_Соловьёва
Новые участники:  | scoreapyfreence | Evgeniakana | Наталья_Гончарова | Мариша | Маятская_Светлана | Romma | Василий_Рузаков | Елена_З | Мария_Егоровa | Владимир_
 
Мини-чат
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные участники
 
Copyright © Юрий Ермолаев. Арт-студия журнала «Русская элегия». 2008, 2024Используются технологии uCoz