75 лет Владимиру Семёновичу Высоцкому
| |
Елена_Фёдорова | Дата: Воскресенье, 27.01.2013, 08:08 | Сообщение # 1 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 5720
Статус: Offline
|
Владимир Высоцкий: я, конечно, вернусь...
25 января 2013 года исполнилось бы 75 лет Владимиру Высоцкому, человеку, биографию которого рассказывать, наверное, не стоит – он сам рассказал о себе в своих песнях.
Тяжелое военное детство, возвращение из эвакуации в Москву и вот – где мои 17 лет? На Большом Каретном! Советская пропаганда, стиль и образ мышления, и здесь Владимир Семенович рассказал о дурдоме «Канатчикова дача», где «тех кто был особо боек, прикрутили к спинакам коек». Ну и, конечно, капитан Жеглов, роль актера, ставшая его главным образом в кино.
Со дня смерти актера прошло 32 года, и поразительно, что интерес к персоне Высоцкого не проходит несколько поколений подряд, и до сих пор Жеглов не сошел с экрана, «Канатчикову дачу» и «Большой Каретный» все так же с удовольствием поют, а на слова из стихов «Я, конечно, вернусь, не пройдет и полгода», можно ответить, что Высоцкий так никуда и не уходил.
http://www.pravda.ru/video/society/11155.html
Выставка к юбилею «Шансонье всея Руси»
Организаторам экспозиции удалось собрать уникальные экспонаты, рассказывающие о творчестве Высоцкого
Анна Плотникова 25.01.2013
В Санкт-Петербурге в Музее политической истории России открылась выставка «Поэты ходят пятками по лезвию ножа…», посвящённая 75-летию со дня рождения Владимира Высоцкого.
Организаторы выставки не ставили целью отразить творчество Высоцкого или пересказать его биографию полностью. Для этого существует музей поэта в Москве.
Тему подсказал польский актёр Даниэль Ольбрыхский, который в своих воспоминаниях писал, что все песни Высоцкого «в каком-то смысле имеют характер политический». Поэтому решено было сосредоточиться на том, как творчество «Шансонье всея Руси» (термин Андрея Вознесенского), доходило до советского слушателя.
Сейчас, когда изданы многотомные собрания сочинений и множество пластинок с концертными и студийными записями Владимира Семеновича, сложно представить, каким раритетом в далёкие 60-е – 70-е годы была гибкая пластинка, или газетная страница с текстом песни Высоцкого.
«Он гладил страницы своей первой публикации»
Автор выставки – старший научный сотрудник научно-экспозиционного отдела музея Юрий Соколов – перечисляет некоторые экспонаты, которыми особенно дорожит.
Во-первых, это – самодельная пластинка с «Песней про дикого вепря» в исполнении эстрадного певца Владимира Макарова. Подобные пластинки изготавливались кустарным способом (главным образом – в южных республиках Советского Союза) и распространялись нелегально.
Еще один редкий экспонат – экземпляр сценария фильма «Интервенция» с автографом режиссера Геннадия Полоки. Лента была снята на киностудии «Ленфильм» в 1968 году, но 20 лет пролежала «на полке», прежде чем была показана зрителям.
Затем Юрий Соколов переходит к прижизненным публикациям Высоцкого – тексту песни «Черное золото» в журнале «Химия и жизнь» за 1978 год, и к стихотворению «Из дорожного дневника» в альманахе «День поэзии» за 1975-й. «Этой публикацией он очень дорожил, – вспоминает автор выставки, – гладил страницы, когда получил этот номер, нюхал типографский шрифт. Для него этот было в тот момент вершиной официального признания».
«В рамки советских стандартов Высоцкий вписывался плохо»
Добиться этого признания Высоцкому было очень нелегко. Свидетельством тому – раритеты другого порядка. На соседней с альманахом «День поэзии» витрине лежат пожелтевшие экземпляры газет «Комсомольская правда» и «Советская Россия». Названия статей в этих официозах полностью раскрывают их содержание: «Что за песней?» и «О чем поет Высоцкий?». Кстати, обе публикации датированы июнем 1968 года. В Париже только что прошли массовые демонстрации студентов, впереди был разгром «Пражской весны» войсками Варшавского договора.
Советские власти, несомненно, опасались вредного, с их точки зрения, влияния песен Владимира Высоцкого на «незрелые души» подрастающего поколения «строителей коммунизма».
Вячеслав Долинин – советский диссидент, политзаключенный и участник литературного андеграунда, вспоминает: «Власть боялась всякого неконтролируемого действия и очень внимательно следила за идеологическим содержанием любого культурного проекта. А Высоцкий со своими песнями в рамки идеологических стандартов вписывался плохо».
При этом Вячеслав Долинин считает, что настоящим диссидентом Высоцкий не был, и антисоветских песен, как таковых, у него было немного: «Ну, были песни о “стукачах”, о Гулаге. Но они не доминировали в творчестве Высоцкого. Однако, как человек внутренне честный, лгать он не хотел. И достаточно было спеть: “Нет, ребята, все не так”, как все понимали, о чем идет речь», – уверен Вячеслав Долинин.
Кстати, собеседник «Голоса Америки» предоставил для выставки несколько экспонатов из своей коллекции. В том числе – номер журнала «Посев» за сентябрь 1980 года со статьей А. Югова «Умер Владимир Высоцкий».
«В Ленинграде к нему относились с большой теплотой»
Еще одним человеком, который помог Музею политической истории России подготовить выставку, стал знаменитый ленинградско-петербургский бард, ровесник Высоцкого Борис Полоскин. Он рассказал, что познакомился с Владимиром Семеновичем в 67-м году, когда тот выступал в клубе авторской песни «Восток». На одном из концертов выяснилось, что Высоцкий забыл взять гитару, и Полоскин предоставил ему свою.
После этого концерта многие ленинградские барды стали исполнять песни Высоцкого. «Я сам пел и его сказки, и «Парус, порвали парус», и «Шахматную корону», и даже некоторые блатные песни. И никакой творческой ревности у нас ленинградцев, к москвичу Высоцкому не было. Мы относились к нему с большой теплотой и совершенно по-дружески», – вспоминает Борис Полоскин.
Ленинград, вообще, сыграл в творчестве Высоцкого большую роль. Кроме «Интервенции» он снимался на «Ленфильме» в таких лентах, как «713-й просит посадку», «Плохой хороший человек», «Единственная».
По некоторым данным, он дал в городе на Неве более ста концертов, в том числе домашних – то есть на квартирах близких знакомых. Самая большая коллекция записей Владимира Высоцкого хранится в доме Михаила Крыжановского, с которым бард был хорошо знаком, и к которому относился с огромной симпатией.
И на выставке «Поэты ходят пятками по лезвию ножа…» самым уникальным экспонатом является гитара с автографами Высоцкого и Александра Галича. Ее Музею политической истории России на время экспозиции предоставили члены семьи Михаила Крыжановского.
О том, в каком состоянии сейчас находится коллекция легендарного собирателя авторской песни корреспонденту «Голоса Америки» рассказала его приемная дочь Светлана Крыжановская: «Записи были сделаны на старой магнитофонной пленке. Понятно, что времени с тех пор прошло много, и они все осыпаются, требуют реставрации. Чем мы, в общем, сейчас и занимаемся. И все, что до сих пор не издано, мы пытаемся оцифровать и сохранить. Потому что, это – совершенно уникальные вещи».
О том, чего не хватает
Светлана Крыжановская рассказывает, что в доме ее отчима хранится огромный видео и фотоархив, а также ценнейшие экземпляры самиздата. Что же касается аудиоархива, то по самым приблизительным подсчетам он исчисляется более чем тремя с половиной тысячами пленок по полтора часа звучания каждая.
Некоторые образцы так называемого «магнитиздата» есть и на выставке. Из пластинок же особый интерес представляет долгоиграющий диск «Автопортрет», изданный в Болгарии фирмой «Балкантон» в 1981 году. Рядом с диском – ротапринтная копия сборника «Владимир Высоцкий. Песни и стихи» нью-йоркского издательства «Литературное зарубежье», датированного тем же 1981 годом.
А вот четырех французских и двух американских альбомов Владимира Высоцкого этой выставке явно не хватает. В конце 70-х – начале 80-х годов они продавались за бешеные деньги на «черном рынке» и были предметом гордости их счастливых обладателей и жгучей зависти тех, кому по той, или иной причине не удалось их приобрести. Сегодня же экземпляры этих виниловых пластинок являются большой редкостью. Но, говорят сотрудники Музея политической истории России, впереди – новые юбилеи Высоцкого, а значит – и новые выставки.
http://www.golos-ameriki.ru/content/article/1590900.html
«Говорят, что грешил, что до срока свечу потушил. Как умел, так и жил, а безгрешных не знает природа...» ( Б.Ш.Окуджава)
http://rblogger.ru/2013/01/25/vladimiru-vyisotskomu-75/
|
|
| |
Елена_Фёдорова | Дата: Воскресенье, 27.01.2013, 08:14 | Сообщение # 2 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 5720
Статус: Offline
| Высоцкое-ТВ: Юбилейная эксгумация 27.01.2013 03:42 В общем-то сразу было ясно, что отечественное телевидение попытается выжать максимум из громкой даты – 75-летия народного барда Владимира Высоцкого – и не оставит усопшего юбиляра в покое. Однако, то, что довелось увидеть на экране и услышать в эфире, все ж повергло в оторопь, вызвало ощущение эстетического ужаса и абсолютного морального дискомфорта. Как будто тело кумира эксгумировали и выставили на всеобщее обозрение.
Было что-то выходящее за грани приличия и здравого смысла в том, с каким азартом и плохо скрываемым желанием покопаться в биографии дорогого и любимого тысячами людей человека набросилось телевидение не только на то, что сделал, сочинил, сыграл Владимир Семенович, но и на то, как и с кем он жил, от каких болезней лечился, страдал и умер, не говоря уже о подробностях его интимной жизни. Главным здесь оказался тот канал, который и называется, и считается у нас Первым. Целых два дня – пятницу и субботу – в его эфире присутствовал Владимир Семенович Высоцкий во всех возможных видах и ракурсах.
Все началось непосредственно в день 75-летнего юбилея, когда на Первом показали картину Петра Буслова «Высоцкий. Спасибо, что живой». И если более года назад сей «эксперимент» по реинкарнации ушедшего кумира еще можно было вынести в темноте кинозала, то увидеть все это безобразие на телеэкране уже не было никаких сил. А для того, чтобы фильм был адекватно понят, сразу после премьеры нам показали документальный фильм «Высоцкий. Последний год», в котором те же самые события излагались в псевдодокументальной манере. На следующий день Первый канал снова повторил сей теледубль, чтобы мы, наконец, поняли, что главный исполнитель роли Высоцкого на все времена у нас только один – господин Безруков. Что и было подтверждено вечером субботы во время трансляции записи концерта «Своя колея», где этот господин с хорошо поставленной искренностью рассказывал миллионам телезрителям о Высоцком.
В субботу Высоцкое-ТВ происходило с утра до ночи. Сначала нам все рассказали про роман Владимира Высоцкого и Марины Влади. Потом последовала программа «Живой Высоцкий». Далее показали комедию «Стряпуха» с явно не лучшей ролью артиста. Потом был упомянутый повторный дуплет из пятницы, а далее начали петь песни Высоцкого на церемонии вручении премии «Своя колея» - все кому не лень, что еще раз убедило многих: лучше юбиляра этого никто не сможет делать.
А вот дальше начался беспардонный триумф Андрея Малахова в программе «Сегодня вечером», где говорили обо всем и все, кто хотел считать себя причастным к жизни Высоцкого. Каждый вспоминал свое, но всех объединяло одно – неутолимая жажда ввернуть в историю «и свое слово о Высоцком». Это паталогическое стремление отличало практически все документальные фильмы Первого канала о юбиляре. Кого тут только не было – от соседки по коммуналке, которая чертила план квартиры с указанием того места, где состояла этажерка в комнате Высоцких, до телефонистки, которая якобы уговаривала Влади поговорить с ее мужем во время международных телефонных звонков. Конечно, нашелся и санитар, который делал наркотические инъекции Владимиру Семеновичу. И обиженная вторая жена Высоцкого, которая с каким-то особым смаком повествовала о принудительном психиатрическом лечении юбиляра. Но уж верхом бесстыдства стали комментарии супругов Неизвестных, оправдывавших и пьянство, и наркотики в жизни Высоцкого.
Лично мне, как, думаю и многим истинным поклонникам Артиста, до этих подробностей нет никакого дела: как сказал великий русский классик, «когда не требует Поэта к священной жертве Аполлон…». У каждого из нас свое восприятие Высоцкого и его творчества. И песни его мы хором не поем. А вот Первый канал изо всех сил старался заставить нас слиться в едином экстазе праздничного шабаша, как будто произведения Высоцкого уже включили в обязательную школьную программу по литературе. Это навязывание Владимира Семеновича всем и каждому в конце концов и начало вызывать эмоциональную изжогу. Никому из нас не надо указывать, как правильно и адекватно слушать его песни и смотреть фильмы с его участием. Когда он был рядом с нами, мы его воспринимали как родственную душу, как своего человека, который входил с магнитофонных бобин и телеэкранов в наши дома и души. И никто специально не учил его песен, - но их тексты запоминались сами собою, ибо в них он рассказывал про НАШУ жизнь. И вовсе не ощущал себя этаким мессией, за которого его пытаются выдать сейчас.
Понятно, почему происходит подобное, и я сейчас даже не имею ввиду такой циничный аргумент, как рейтинги: потому что нынче таких кумиров просто нет в действительности. Зато есть те, кто хочет примазаться к посмертной славе барда. Вот и переходили в эти юбилейные дни одни и те же персонажи из одной программы в другую. А заодно и показывали десятки раз одни и те же редкие документальные кадры с участием Высоцкого, а заодно и ту легендарную запись его сольного выступления в «Кинопанораме» в январе 1980 года, незадолго до его кончины.
Канал «Россия-К» показал эту запись 25-го января целиком в том виде, как эта запись происходила на Центральном телевидении. И это был тот самый момент истины, когда Владимир Семенович предстал на экране самим собою. Безо всяких комментариев и сопутствующих истеричных и надрывных псевдокомментариев. И в этом телемонологе Высоцкий был тем, каким мы его помним. Каким он остался в фильмах, показанных в дни юбилея на других, не упомянутых в этой статье телеканалах. И это был настоящий Высоцкий, которого не «прокомментируешь», не «подправишь», не «объяснишь». Да которому это и не нужно.
Сергей Ильченко, специально для «Фонтанки.ру»
http://www.fontanka.ru/2013/01/27/001/
|
|
| |
|