ВНИМАНИЕ! Домен elegos.ru закрыт. Наш сайт перенаправлен на адрес
https://oleg-pogudin.elegos.su (изменение в адресе .RU на .SU). Потребуется заново авторизоваться. При проблемах пишите на e-mail администрации infolab@list.ru
Новые сообщения · Оглавление форума · Участники · Правила форума · Поиск ·
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Юрий_Ермолаев, Елена_Фёдорова, Татьяна_Соловьёва  
100 лет назад родился Аркадий Райкин
Елена_ФёдороваДата: Понедельник, 24.10.2011, 16:39 | Сообщение # 1
Группа: Модераторы
Сообщений: 5720
Статус: Offline


24 октября сто лет назад родился непревзойденный король смеха, Народный артист СССР, Аркадий Райкин. Этот актер, сатирик, режиссер олицетворял собой целую эпоху в истории советской эстрады. Его называли «человеком с тысячью лиц» за удивительный дар перевоплощения. Билеты на его спектакли доставали с боем, во время телепередач с его участием от экрана не отходила вся страна. А фразы, произнесенные Райкиным со сцены почти полвека назад, цитируют до сих пор.

http://www.rosbalt.ru/piter/2011/10/24/904481.html

Телепередачи:


Культура

Смех сквозь сердце

Понедельник, 24 октября, 22:40 - 23:30

Автор: Марина Петухова.
Режиссер: Ирина Смирнова.
Производство: 2011



100 лет со дня рождения Аркадия Райкина. Об озорных проделках Аркадия Райкина до сих пор хранят память в школе, о его уловках в борьбе с чиновниками от культуры – на телевидении и в театре. Казалось, юмор – его вечный спутник. Никто из зрителей не знал его настоящим – сомневающимся, страдающим от невозможности сказать все, о чем болит сердце. Этот фильм – проникновенный монолог дочери, Екатерины Райкиной, об изнанке оглушительной славы великого артиста.
В фильме также приняли участие: Константин Райкин, Людмила Гвоздикова, Ирина Тайманова, Рудольф Фурманов, Лилия Каретникова, Лиза Яковлева.

http://tv.yandex.ru/broadcast.xml?id=81177815


Культура

Люди и манекены

1-я серия: понедельник, 24 октября, 23:55 - 1:15
2-я серия: вторник, 25 октября, 23:55 - 1:15

В ролях: Аркадий Райкин, Ольга Малозёмова, Валентина Горшенина, Людмила Гвоздикова, Максим Максимов, Владимир Ляховицкий.
Режиссеры: Аркадий Райкин, Виктор Храмов.
Производство: Экран 1974



100 лет со дня рождения Аркадия Райкина. Бенефис знаменитого эстрадного артиста Аркадия Райкина. В телевизионный фильм вошли лучшие сатирические миниатюры из спектаклей, интермедии и монологи, сыгранные легендарным Аркадием Райкиным и артистами его театра. Зрители увидят полюбившиеся произведения – «Холостяк», «Маски», «Смеяться, право, не грешно», «Многоберидзе», «Париж», «Рельсы», «Федя», «Поэт», «Ласточкина» и многие другие. Несмотря на то, что с тех пор как была снята эта лента, прошло уже более 30 лет, сюжеты не потеряли своей актуальности, а персонажи, сыгранные гениальным мастером, по-прежнему находятся среди нас.

http://tv.yandex.ru/broadcast.xml?id=81177817


5 канал

«Душой из Ленинграда». К 100-летию А. Райкина
Документальный фильм.

Вторник, 25 октября, 1:10 – 1:40

http://tv.yandex.ru/broadcast.xml?id=80964857
Прикрепления: 0830468.jpg (5.9 Kb) · 6168570.jpg (3.5 Kb) · 7434577.jpg (4.6 Kb) · 6855519.gif (1.9 Kb) · 0822240.gif (1.3 Kb)
 
Елена_ФёдороваДата: Понедельник, 24.10.2011, 16:43 | Сообщение # 2
Группа: Модераторы
Сообщений: 5720
Статус: Offline
Аркадий Исаакович Райкин. Биографическая справка
09:20 24/10/2011



24 октября исполняется 100 лет со дня рождения актера и режиссера Аркадия Райкина.

Эстрадный и театральный актер, режиссер, сценарист, Народный артист СССР Аркадий Исаакович Райкин родился 24 октября (11 октября по старому стилю) 1911 года в г. Риге Лифляндской губернии (ныне Латвийская Республика).

Его отец – Исаак Давидович – работал в Рижском порту, мать – Елизавета Борисовна – была домохозяйкой.

В 1916 году семья Райкиных переехала в Рыбинск, а в 1922 году – в Петроград (ныне – Санкт-Петербург).

Аркадий Райкин с детства интересовался театром, играл в школьной самодеятельности, занимался в драмкружке.

В 1929 году Райкин работал лаборантом на Охтинском химическом заводе. В 1930 году поступил в Ленинградский театральный техникум (ныне – Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства), который окончил в 1935 году (класс Владимира Соловьева).

В студенческие годы Райкин начал выступать на эстраде, преимущественно в концертах для детей.

После окончания техникума был распределен в труппу Ленинградского театра рабочей молодежи (Лентрам). В Лентраме Райкин сыграл в спектаклях «Дружная горка» (Воробушкин), «Начало жизни Л.Первомайского» (Виноградский). Через некоторое время он перешел из Лентрама в Новый театр (ныне – Санкт-Петербургский государственный академический театр им. Ленсовета). Через год Райкин вернулся в Лентрам, который после слияния с Красным театром стал называться Театром имени Ленинского комсомола (ныне – Балтийский дом).

Параллельно с игрой в театре Аркадий Райкин выступал с эстрадными номерами в домах культуры и дворцах пионеров, вел конферанс. Признание пришло к артисту в ноябре 1939 года, когда Аркадий Райкин стал лауреатом 1-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады, выступив с номерами «Чаплин» и «Мишка».

В 1939 году он был принят в труппу Ленинградского театра эстрады и миниатюр.

В 1942 году Аркадий Райкин стал художественным руководителем Ленинградского театра эстрады и миниатюр (с 1982 года – Государственный театр миниатюр в Москве, с 1987 года – Государственный театр «Сатирикон», с 1992 года – Российский государственный театр «Сатирикон» имени А.И.Райкина).

Во время Великой Отечественной войны Райкин вместе с товарищами по театру давал концерты на фронте, а с 1945 года Театр эстрады и миниатюр возобновил работу в Ленинграде. Каждый год Райкин выпускал новые спектакли и в каждом играл десятки ролей. Много гастролировал по стране. С конца 1950-х годов начались регулярные зарубежные гастроли Райкина. В 1962 году он участвовал в Международном фестивале пантомимы в Западном Берлине, в 1964 году – в Международном фестивале в Англии.
Райкин выступал на радио и телевидении. Выпускались аудиозаписи его миниатюр.

В 1982 году Аркадий Райкин вместе с театром переехал в Москву. В 1983 году в качестве постоянной площадки театру передали здание кинотеатра «Таджикистан», в котором первый спектакль после реконструкции был сыгран 4 июня 1987 года.

Аркадий Райкин – мастер мгновенного перевоплощения, конферансье, исполнитель монологов, фельетонов, скетчей. Он создал галерею остросатирических и лирических портретов. Сотрудничал с писателями-сатириками Владимиром Поляковым, Владимиром Массом, Михаилом Червинским, Михаилом Жванецким и другими. С Поляковым были созданы программы «На чашку чая», «Не проходите мимо», «Откровенно говоря». Вместе с Жванецким Райкин поставил в 1969 году программу «Светофор», в которой впервые прозвучали легендарные миниатюры «Авас», «Дефицит», «Век техники». В числе других программ Райкина - «Любовь и три апельсина», «От двух до пятидесяти», «Избранное-73», «Его величество театр», «Плюс-минус», «Лица», «Мир дому твоему».

Аркадий Райкин снялся в нескольких кинофильмах, среди них «Доктор Калюжный» (1939), «Огненные годы» (1939), «Валерий Чкалов» (1941), «Мы с Вами где-то встречались» (1954), «Когда песня не кончается» (1964), «Волшебная сила Искусства» (1970), «Люди и манекены» (1974), фильм-спектакль «Мир дому твоему» (1987). В фильмах «Люди и манекены» и «Мир дому твоему» Райкин выступил и в роли режиссера.

Аркадий Райкин – Народный артист СССР (1968), Герой Социалистического Труда (1981), лауреат Ленинской премии (1980). Награжден орденом Ленина, орденом Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов, медалями.

Скончался 17 декабря 1987 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Женой Аркадия Райкина была актриса Руфь Марковна Иоффе (1915-1989). Они поженились в 1935 году. Их дети – дочь Екатерина (1938) и сын Константин (1950) – стали актерами.

С 1988 года Константин Райкин является художественным руководителем Российского государственного театра «Сатирикон» имени Аркадия Райкина.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников.

http://www.ria.ru/spravka/20111024/466620471.html

ВИДЕО (13): http://news.yandex.ru/yandsea....74.html

ФОТО (111): http://news.yandex.ru/yandsea....9458560
Прикрепления: 0221219.jpg (18.9 Kb)
 
Елена_ФёдороваДата: Понедельник, 24.10.2011, 16:46 | Сообщение # 3
Группа: Модераторы
Сообщений: 5720
Статус: Offline
«Сатирикон» посвятит вечер столетию со дня рождения Аркадия Райкина
09:19 24/10/2011

МОСКВА, 24 октября 2011 г. - РИА Новости, Наталия Курова.



Концерт в честь столетия со дня рождения артиста Аркадия Райкина пройдет в понедельник в театре «Сатирикон», носящем имя знаменитого актера и который возглавляет его сын, сообщили РИА Новости в пресс-службе театра.

На сцене представят широкую панораму фотографий выдающегося мастера. Художественный руководитель театра Константин Райкин лично отобрал наиболее интересные и яркие фрагменты из кинофильмов, спектаклей, телевизионных передач с участием Аркадия Исааковича, которые будут показаны в этот вечер. Ожившие с помощью высоких технологий кадры напомнят целую эпоху сценического искусства поистине народного артиста.

В юбилейном вечере примут участие те, кто работал с Аркадием Райкиным и те, кого бы ему было приятно услышать. Среди гостей: Роман Карцев и Михаил Жванецкий, Геннадий Хазанов и Сергей Юрский, которые поделятся своими воспоминаниями.

В концерте также примут участие Алла Пугачева, Тамара Гвердцители, Дмитрий Бертман. В финале на сцену «Сатирикона» выйдет вся труппа театра.

В самом начале ноября – со 2-го по 10-е – театр «Сатирикон» отправится с Санкт-Петербург, город родной для Аркадия Райкина, с гастролями, которые также посвятят столетию артиста. Петербуржцам театр покажет три своих спектакля: «Король Лир» и «Ричард III» Шекспира и «Тополя и ветер» Жеральда Сиблейраса.

http://www.ria.ru/culture/20111024/469169111.html
Прикрепления: 4088639.jpg (13.9 Kb)
 
Елена_ФёдороваДата: Понедельник, 24.10.2011, 16:52 | Сообщение # 4
Группа: Модераторы
Сообщений: 5720
Статус: Offline


100 лет Аркадию Райкину
24.10.2011


Участники фестиваля «MORE SMEHA» у дома Аркадия Райкина.
Фото из личного архива автора.

Марк ДУБОВСКИЙ

Доброта спасет мир

О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами,
что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных -
смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно,
смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево,
Усмей, осмей, смешики, смешики,
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!

Что для Велимира Хлебникова было просто игрушкой, своеобразными опытами «сопряжения корней», то сегодня в полной мере можно назвать более пафосно: какова сила предсказания поэта о судьбе смеха в России! Смех – ради смеха, не требующий ни ума, ни интеллигентности, ни вкуса. Падение нравов, вульгарность, нижепоясная чернушность, матершина – каким бы талантом ни прикрывались, уровня культуры не повышают.

Ригу, конечно, не сравнить с Одессой, но живородящим юмором она явно не обделена. Иначе зачем здесь зародились Аркадий Райкин, Михаил Задорнов, Ефим Шифрин да и непрофессиональные острословы: Мстислав Келдыш, Михаил Таль, рижский бальзам?..

Сегодня Аркадию Исааковичу – 100! Не скажу, что он, по-ленински, «и сегодня живее всех живых», но для многих поколений Райкин, как Пушкин, – наше все! Дом, где родился великий Райкин, мы искали долго, опираясь на разные свидетельские показания.

Сначала нашелся сосед Райкина по лестничной клетке в доме на улице Горького (ныне Кр. Валдемара), потом появилась тетушка-племянница Райкина – мол, все мы жили на Мельничной (Дзирнаву)...

Три года вместе с тележурналистом Андреем Волмарсом мы вели репортажи об открытии фестиваля «MORE SMEHA» имени Аркадия Райкина возле райкинского дома, и все три года дома были разные.

Наконец в архиве Музея истории Риги и мореходства было выявлено подлинное место рождения великого артиста: улица Авоту, 4. По этому адресу в 1994 году мы и открыли памятный знак (народ привык к термину «мемориальная доска», но правильно – именно «памятный знак»).

Властью президента фестиваля я санкционировал несанкционированное вселение юмористов в квартиру, где жили Райкины. В скобках снабжу поселенцев ремарками, потому что выросло поколение, не ведающее звездных имен тех лет). Поверьте, это было незабываемо! Костя Райкин (артист), режиссер и сын Аркадия Исааковича, Михаил Жванецкий (писатель-сатирик и завлит райкинского театра), Роман Карцев (артист, сценический партнер А. Райкина), Вадим Жук (питерский режиссер, ведущий телепрограммы «Вокруг смеха») в сопровождении телевизионщиков трепеща поднимались по крутой винтовой лестнице. Сердца отбивали: «Здесь каждая ступенька Райкина помнит». Константин Аркадьевич смотрелся особенно трогательно: тут ходил маленький папа!

Звоним в дверь. (Замечу, я специально не анонсировал наше пришествие хозяевам квартиры, хотелось заснять эту сцену непредсказуемо и естественно.) Дверь, после вялых раздумий, открывается, на пороге – классика: пьяноватый дядя в майке, свеженевыбритый, и его «тетя» в утренних бигуди.

Ошарашиваю их прямо во лбы:

- Знаете ли вы, что в вашей квартире Райкин родился?

- Не может быть! Когда? – раздалось в ответ.

От их похмельного перегара дальнейший разговор я вел, разглядывая обои.

- Ну, не сегодня, конечно, а 80 лет назад, – и тут в квартиру вваливаются люди из телевизора. Хозяева в шоке вжимаются в стены: живые Карцев, Жванецкий, Костя Райкин, – а я серьезным голосом продолжаю:

- Примите наши поздравления: решением Рижской думы на доме будет установлен мемориальный знак, а в вашей квартире будет открыт райкинский музей! У вас сколько комнат?

- Две.

- Придется потесниться, будете жить в одной.

Они согласно кивают, выдавливают из себя гостеприимные улыбки, и тут до них начинает доходить смысл перспективы. Дальше, вполне литературно, звучит: «Но позвольте!..» – и мне спешно приходится успокаивать обитателей раритетной квартиры: про музей – это шутка.

Мы поблагодарили хозяев за радушие и в следующий раз увидели их уже по телевизору, по ОРТ, в сюжете о «MORE SMEHA».

***
А если серьезно, вряд ли музею великого артиста быть в Риге. Райкин – достояние советское. Или состояние, если угодно. Национально озабоченная власть Латвии признаниям заслуг Аркадия Исааковича предпочитает подвиги Джохара Мусаевича.

В той же Одессе при поддержке мэра действует Всемирный клуб одесситов. Они там следят за достижениями друг друга, отмечают разные успехи, причем не только посмертно – случается и прижизненно.

Михаилу Жванецкому, например, мэр выделил участок земли на берегу Черного моря.

У нас же что ни знаменитый рижанин, то, в первую голову, – нелатыш. Такова уж особенность здешней почвы: не с руки признавать заслуги инородцев. И это с годами «не лечится».

Весной 1991 года в Риге впервые прошел Международный фестиваль сатиры и юмора
«MORE SMEHA» имени Аркадия Райкина


Звоню Раймонду Паулсу: так, мол, и так, Рига – родина Аркадия Райкина, фестиваль, было бы здорово видеть Вас в жюри, для многих именно Вы истинный символ Латвии.

Раймонд Волдемарович, привычно пожевав губами телефонную трубку, через паузу объявил:

- Да, спасибо, я знаю этого парня, привет ему, но как раз в эти дни меня в Риге не будет. (Аркадий Райкин, к слову, умер за три с половиной года до этого разговора.)
Когда летом 1996 года мы с А.Масляковым впервые проводили Международный музыкальный фестиваль команд КВН «Голосящий Кивин» в Юрмале, я позвонил Раймонду Паулсу: так, мол, и так, КВН, Масляков, фестиваль музыкальный, было бы здорово видеть в жюри именно Вас, как истинный музыкальный символ Латвии. А Раймонд-то наш Волдемарович с некоторых пор не просто Маэстро, а еще и политик, побывавший и министром культуры, и советником президента по культуре. Поэтому, привычно пожевав губами трубку, он через паузу объявил:

- Да, спасибо, я знаю этого парня (это о Маслякове), привет ему, но как раз в эти дни я уезжаю из страны отдыхать.

Мой невоздержанный язык подвел меня в очередной раз:

- Что же Вы, Раймонд Волдемарович, сделали со страной, если уезжаете из нее отдыхать?

Эти два эпизода словно списаны под копирку. Потому что Паулс, как всякий политик, заготавливает себе шаблоны ответов и поведения на большинство случаев жизни. В моем случае обе ситуации требовали оценки себя, великого Паулса, не только собственными глазами, но и глазами антирусской общественности.

Поэтому оба «нет» звучали, как защита от возможных личных проблем.

Аркадий Исаакович Райкин для многих из нас – мерило нравственности. Это был не только Артист, но и мудрец, морализатор с живыми, все понимающими глазами. И он был очень естествен.

Проведу две параллели: улыбка – ходьба, смех – бег

Природа подсказывает, человек рожден, чтобы ходить. Бежит человек только по необходимости – или за добычей, или чтобы не стать добычей самому. При этом человек выглядит не лучшим образом: задыхается, потеет, глаза навыкате. Смех, если приглядеться, тоже красит далеко не всех. И звучит не всегда приятно. Вы никогда не замечали, как некоторые люди сдерживают смех, смеются натужно, чтобы вдруг не напугать свое окружение.

Человек смеется, гонясь за кем-то или спасаясь от кого-то, нервы напрягаются, человек устает и после смеха выглядит так же, как после бега.

А вот улыбка для человека так же естественна, как ходьба. Человек идет, человек улыбается – это легко, ненатужно, это не вызывает вопросов. Счастливая улыбающаяся женщина – это вообще верх совершенства! Человек бегущий, человек смеющийся всегда привлекают внимание. И тот, и другой взрезают зрение, слух, ведь происходит что-то чрезмерное. Куда он бежит, от кого? В чем причина вдруг раздавшегося смеха? Народ напрягается, пытается понять.

Аркадий Райкин был понятен. Ему верилось легко. Он и ходил, и бегал по сцене – так, что зрители улыбались и смеялись одинаково непринужденно.

Между улыбкой и смехом границы были размыты. Как Райкину это удавалось?

Гениальность объяснить невозможно. Можно провести и третью параллель: хохот – спорт высших достижений. Между улыбкой и хохотом такая же разница, как между прогулкой по лесу и установлением рекорда в беге на стометровке.

Райкин эти стометровки бегал ежедневно. Он изматывался сам, он изнурял свой театральный коллектив, а зрителю всегда доставались легкость и грациозность бега Усэйна Болта. А хохочущий зритель и под стулья валился как-то не больно.

Актеры-эстрадники, как правило, выучивают текст, выходят на сцену, входят в образ, придуманный автором, и «работают» этот образ от аплодисментов до аплодисментов. Все предсказуемо. Кроме самих аплодисментов. Бывает, «проваливаются» и корифеи жанра.

Мне доводилось видеть озлобленных артистов, вступавших в перебранку с залом. Смущение, досада, красное лицо – это неполный список испытываемых мною в таких случаях симптомов. Артисты сгоряча забывают, что и на концертах срабатывает магазинный принцип «клиент всегда прав». Зритель всегда прав.

Известен случай, когда великого Аркадия Райкина в Киеве, прямо на сцене, сразил инфаркт в ответ на антисемитский выкрик из зала. Райкин был чувственным актером, его добрые мудрые глаза и сердце были настроены на ноту «боль»: он пере- и сопере- живал – за все и всем.

Когда вокруг говорят об издержках шоу-бизнеса, что якобы все, что ни делается, происходит исключительно для «желтой прессы», мне все чаще думается о заказном характере этих издержек. Свахи, властелины, кашпировские, мавроди – кто только не плодится на Земле Русской с молчаливого согласия ее владык! Басковы, биланы, тарзаны очень удобны Власти: они предсказуемы, их удел – самолюбование, публика обсуждает не смысл песен, а кто из них с кем живет.

И вот ведь в чем парадокс: советская цензура строго отслеживала малейшую крамолу в текстах, устанавливала жанровое единообразие, определяла внешность артистов – и народ боялся, диссидентствовал, пил горькую. Сегодня можно все: выходить к микрофону в нижнем белье, выступать на нецензурном языке, обсуждать со сцены друг друга. И народ не боится, но горькую пьет.

Разница в том, что тогда веяло безысходностью в кругах интеллигентных, но за годы президентской России от интеллигентных кругов удалось избавиться.

Не думающим народом управлять намного проще.

Гегемония клана застоявшихся на сцене «звезд» сравнима с положением дел в фармакологии. Бытует мнение, что от многих болезней лекарства уже давно изобретены, но их применение всячески притормаживается свыше. Потому что лечение болезней и применение старых лекарств гораздо выгоднее всеобщего излечения. Так что вполне естественно, что снижение круговорота денег в известных карманах в планы обладателей этих карманов не входит. Это я и о качестве нынешнего Смеха.

В одно прекрасное утро я вдруг физически ощутил, что никого из тех, кого привозил раньше с сольными концертами, больше привозить не хочу. НИКОГО! То ли у меня чувство юмора пропало, то ли я пропал для чувства юмора, но мне многое стало понятным.

Почему покинул загибающийся разговорный жанр прозорливый Геннадий Хазанов, почему ушел с эстрады, а потом и из жизни Михаил Евдокимов, почему запела и до чего допелась Верка Сердючка...

Нет, все-таки Райкин «и сегодня живее всех живых».

С юбилеем Вас, Аркадий Исаакович!

http://www.chas-daily.com/win/2011/10/24/g_006.html?r=32&
Прикрепления: 1483702.jpg (51.3 Kb) · 1681653.gif (2.8 Kb)
 
Елена_ФёдороваДата: Понедельник, 24.10.2011, 17:01 | Сообщение # 5
Группа: Модераторы
Сообщений: 5720
Статус: Offline



Страна Аркадия

Со дня рождения Аркадия Райкина исполняется 100-лет

прямая речь
Сусанна Альперина
--------------------------------------------------------------------------------

Столетие артиста, сатирика, руководителя Ленинградского театра Миниатюр отмечается как век хорошего юмора, сатиры, которая была влиятельной, острого слова, что значило невероятно много для каждого в стране – от вождя до простолюдина. Райкин был талантлив во всем – даже в своих учениках. И сегодня, когда Аркадия Исааковича почти не показывают по ТВ, да и в Интернете он не самый популярный персонаж – им слово.

Михаил Жванецкий, писатель-сатирик:

- Как не было у нас такого актера, так и нет. Были единицы, которые так же виртуозно могли перевоплощаться, но они все-таки это делали по-другому. Как великие Евстигнеев или Смоктуновский – разные образы в разных спектаклях. Но 10-20 образов в одном спектакле – причем, абсолютно достоверных... Ведь главное, что отличало Аркадия Райкина – это ПРАВДА. То, что это все было в жизни. В отличие от того, что происходит с юмором сейчас, – все выдумано. Какие-то галлюцинации. Все – неправда. Все взято не из жизни. Когда садится шутить группа авторов, то мне уже одно это начинает казаться подозрительным. Причем юмористы – это те, кто на экране. А за экраном – не знаю, кто они. Группа авторов, видимо, не юмористы. И когда возникает эта группа, правда исчезает. Появляется КВН.

РГ: Все сравнивают Райкина с Чаплиным...

Жванецкий: Правильно сравнивают. Потому что он был тоже очень смешным. Помимо этого, в нем еще было наше советское сатирическое начало. Чаплин был глубок в человеческих чувствах – общепонятных в любой стране. Чаплин был очень красивым в жизни и очень смешным на сцене. То же самое и Райкин. Красив в жизни, на улице, дома и смешон на сцене. Удивительно, как такое может быть? Мы все считали, мол, юмор – должно быть что-то кривое, косое... Чтобы смешить, следует хромать, прикидываться горбатым… кем угодно. Красивую женщину всегда трудно рассмешить – она отвлекает своей внешностью. А вот Аркадий Исаакович был очень красив, высок, строен. Никогда не видел его в домашней одежде! Он мог быть в артистической в халате. А дома всегда в костюме, при галстуке, с платочком. Портной Райкина жил в Риге. У Аркадия Исааковича вес и размеры никогда не менялись. Он просто посылал своему портному отрез ткани – то, что ему нравилось где-то в магазине. Не было тогда этого института, что кто-то побежал, купил, принес, показал… Как сейчас у олигархов. И поэтому в загранпоездках ( а заграница тогда – это были Болгария, Венгрия, Чехословакия…), когда Райкин видел новую ткань, покупал отрез, посылал в Ригу. Оттуда прибывал готовый костюм.

РГ: А что же он ел, что размеры не менялись?

Жванецкий: Гадость всякую. Что-то протертое. капустное… Помню нечто жаренное на сковороде, очень тоскливое, типа свеклы. Я никогда не видел, чтобы он ел бифштексы, мясо, рыбу, шашлыки. Ни разу я не видел его выпимши. Может, кто-то и видел, я – нет. Он мог выпить немного вина, может быть, где-то рюмку коньяка. И последний случай – как он мне рассказывал – когда он был пьян, это было у Сталина, когда тот ему налил фужер коньяку. Случилось это после выступления в Кремле. Тогда Сталин и Ворошилов первые пару минут выступления Райкина спиной сидели к артисту. Видимо, за столом. Потом – повернулись. А потом уже не отрывались. А потом пригласили сесть за стол. Ворошилов спросил у него: «Ну, как дела?» А Сталин налил ему полный – любил, видимо, наливать полный – фужер коньяку и сказал: «Выпьем за талантливых артистов города Ленинграда». Потом – за город Ленинград. Или наоборот. Хорошо, что Райкин уже отыграл программу, потому что он бы не смог после этого выступать. Ни о каком другом номере речи быть не могло. И когда на следующее утро он проснулся в гостинице, первый звонок был от Сергея Михалкова, который его поздравил… Райкин тогда уже был лауреатом Первого Всесоюзного конкурса артистов эстрады, и, по-моему, вот тогда же пришло постановление об организации Ленинградского театра миниатюр под его руководством.

РГ: А что Райкин читал Сталину?

Жванецкий: Маски. Из чемоданчика их вынимал. Перевоплощение то самое. Он надевал маску и говорил от лица поэта, алкоголика, женщины и других...

РГ: Когда говорят Жванецкий и Райкин... На самом деле, мало кто из авторов вышел из тени человека, для которого он писал. Не мне одной казалось, что у вас была обида на Аркадия Райкина. Вам удалось от нее избавиться?

Жванецкий: Да (тянет). Помог мне Юра Стоянов, которого я безмерно ценю и уважаю за огромный талант и за прекрасный ум. Он где-то, в каком-то интервью, говоря о Райкине, сказал важную вещь. Уже тогда, когда мы расстались с Райкиным, особенно, когда я вышел на «свободную дорогу», то понимал, что Райкин имеет право и на то, чтобы иметь своего автора. Но Стоянов еще сказал примерно так: «А как вы хотите, чтобы были тексты Жванецкого в исполнении Райкина? Или все-таки это – выступление Райкина, где используются тексты Жванецкого? Конечно, это выступление Райкина!» Чей концерт? Того, кто собирает публику! Сейчас говорят бренд. Ну, конечно! Тогда величины несоизмеримые. Мне, конечно, хотелось, чтобы он как-нибудь обо мне сказал. Но он по-своему делал для меня какие-то хорошие вещи. Например, был юбилей Леонида Утесова. Я ему написал монолог. Он немного прочел сам. А потом предложил мне выйти на сцену, и вот тогда я тоже читал поздравление Утесову.

Я уже теперь понимаю: какая может быть обида? Ее нет. Да и тогда, когда я писал ему вот эти поздравления, уже ее не было. Я немного подтрунивал над собой. Это все равно, что лягушка-путешественница. Конечно, очень хочется, летя, когда тебя гуси тащат на палочке, раскрыть пасть и сказать: «Это же я все придумала!» Но кому ты все это будешь рассказывать! Представьте, что кто-то из тех, кто не в кадре «Прожекторапэрисхилтон», закричит: «Это все я придумал!» Или где-нибудь в КВНе! Ну, кто на это обратит внимание? Но мне-то хотелось! Потому что столько было крылатых фраз... Меня распирало. Но все это провинциальное такое тщеславие. Хотя я себя понимаю! И его понимаю, и себя!

Роман Карцев, народный артист России:

- Чаще всего я вспоминаю, как приехал в Питер. Самое начало. Потому что это был главный момент. 1962 год. Я с чемоданчиком, в костюме, в 20 градусов мороза шагал по Невскому до Желябова. В театр, на служебный вход. Все помню, как сейчас. Прошло 50 лет...

А первая наша встреча была в Одессе. Райкин жил в санатории Чкалова. Он пригласил меня на разговор, где предложил поступить в театр. И вот потом я приехал, а его не было – он был в Западном Берлине на гастролях. Но поручил, чтобы со мной репетировали. И я начал работать.

Он взял пацана, в 22 года, из самодеятельности в королевский театр. Заграница, репетиции, спектакли... В театре – высокая культура. И Питер! Райкин дал мне жизнь! Как Крестный отец.

Он никого ничему не учил – это был профессиональный театр, надо было работать и играть на уровне всех артистов. Этому научить нельзя. Можно было учиться у Райкина, только стоя за кулисами и глядя на то, как он играет. Каждый день! Наблюдая при этом, как меняется та или иная вещь, а то и весь спектакль. Он играл один из спектаклей года два, а я стоял за кулисами и смотрел – вот это была учеба! А дальше уже ты сам должен был сделать все то, что он требовал.

Он был нормальным руководителем театра – мог уволить, дать квартиру, роль.... Вообще это был частный театр Райкина, хотя и назывался государственным. Райкин решал все вопросы сам. Если от тебя пахло спиртным, он тут же выгонял. Назвать это жестокостью я не могу – нормальные профессиональные отношения.

Как узнать творчество Райкина сегодня? Огромное количество сыгранных им вещей по телевизору не показывали – ни тогда, ни, тем более, сейчас. Ведь тогда еще почти не было камер. Почти все его миниатюры – мои самые любимые. Каждая – по-своему. Были среди них такие, когда публика плакала в зале, а на других все за животы хватались. Вот это я называю учеба, когда ты смотришь и впитываешь. И на самом деле я, по-моему, был единственный, кому Райкин разрешал смотреть, как он репетирует монологи. Это очень интимная вещь, когда артист остается наедине с режиссером. И я смотрел. Почему он разрешал именно мне – не знаю, до сих пор не могу понять. Я также любил монологи – у меня их тоже было много. А как он репетировал... Это как в постели с женщиной – что я могу вам рассказать (смеется). Это когда артист ищет ход, образ, характер, ритм, темп.

24-го октября в театре «Сатирикон», где будет отмечаться 100-летие со дня рождения Райкина, я прочту рассказ, который сам написал: «Приснился мне Чаплин». Он о Чаплине, но посвящен Райкину. Это два великих человека. Каждый по-своему: один – в кино, а другой – на сцене.

Семен Альтов, писатель-сатирик:

Мы вместе работали в последние годы жизни Аркадия Исааковича – к сожалению, поздно встретились. Это уже был не совсем тот Райкин, который остался у нас в памяти, но все равно я благодарен судьбе за возможность увидеть вблизи великого актера и человека. Я помню, как был у него в Москве на Тверской улице, он сидел в кресле, приняв его форму, – его позвоночник был уже слаб. Правой рукой придерживал левую – был тремор – и рассказывал мне какой-то анекдот. Уже даже не помню какой. Речь шла о том, как человек заходит в помещение, потом выходит. Я видел только два огромных глаза, и вдруг поймал себя на том, что отчетливо представляю, как какой-то человек снимает шляпу, а она полетела и повисла на крючке, как он снял туфли, а потом пошевелил пальцами ног... При этом передо мной сидел немолодой артист и что-то тихо говорил... И, как в сказке про Кота в сапогах, который мог превратиться во Льва или Мышку, Аркадий Исаакович мог перевоплотиться в кого угодно. Это была магия. Текст в работе Райкина тоже был важен, но вторично. А мастерство, которое ему дал Бог, позволяло «лепить» очень узнаваемые точные типажи и характеры. И это то, что резко отличало Аркадия Исааковича от многих. Я не говорю про сегодняшних артистов, которые, в основном, «работают» на тексте, на смешных репризах. А у Райкина была магия актерского мастерства, что и сделало его великим артистом. И таким он остался в памяти тех, кто его видел. Я не знаю, как сегодня судит по каким-то отрывочкам молодежь. Но те, кто видел на сцене Райкина, – не забудут никогда.

Помню Театр Эстрады – меня, маленького, родители повели, и в зале стоял такой хохот, буквально до слез, что люди все время толкали друг друга и спрашивали: «Что он сказал?» Они даже не слышали что именно, но публика была погружена в атмосферу смеха – такое волшебство творилось на сцене.

Я флегматичный – как живу, так и пишу, так и читаю. И в этом есть какая-то краска. Но она одна, а у Райкина была целая палитра. Авторское монотонное чтение с его исполнением даже нельзя сравнивать. Аркадий Исаакович был в своем жанре единственным, кому удавался пафос. Он же обличал недостатки. Острыми были фразы, что у нас есть взяточники и халтурщики, – сатира была на уровне перечислений, иногда слов. Но Райкин искренне верил, что он скажет, укажет, где что не так, – и все будет иначе. Это была его гражданская позиция. Он был гражданином! У него звенел голос, он вытягивался, как тенор! И в зале было ощущение: теперь мы знаем все, что у нас не так, и завтра будет иначе.

После Райкина я вообще больше ни для кого не писал. Он был единственным, для кого я что-то делал специально и реагировал на просьбы и замечания. Все остальное, что исполнялось звездами того времени, они брали у меня из уже написанного.

3 ноября в зале «Октябрьский», в Санкт-Петербурге, Константин Райкин устраивает юбилейный вечер. Я еще не знаю точно все, что буду читать. Наверное, смогу произнести пару слов, связанных с Аркадием Исааковичем. И до сих пор у меня в репертуаре есть одна коротенькая всем известная басня-притча про коров, которые шли клином, – она была во вступительном монологе спектакля «Мир дому твоему», когда звучала из уст этого великого артиста. Возможно, я ее прочту, как напоминание о нем.

Король и Шут

Помимо театральной сцены, юбилей Аркадия Райкина отмечают и на телевидении. 23 октября в 12.20 – на Первом канале – премьера документального фильма. «Аркадий Райкин. Король и шут страны Советов». Автор – Кирилл Набутов, которому обозреватель «РГ» задала несколько вопросов об его работе.

РГ: Вы – человек, имя которого ассоциируется со спортом и шоу типа «Жестокие игры», вдруг сняли фильм о Райкине.

Набутов: Наша телекомпания «Адамово яблоко», где я работаю вот уже 20 лет, снимает много всего, в том числе, и документальные фильмы. Почему Райкин? Он – фигура знаковая. Сто лет – особая дата. Аркадий Исаакович – человек, который всю жизнь находился между Ленинградом и Москвой (что сегодня актуально). А наша компания, кстати, базируется в Питере. Мы знакомы со многими людьми, кто работал вместе с Райкиным, давно знаем и Константина Аркадьевича.

РГ: Сложно было сегодня снимать фильм о Райкине, когда молодые люди уже не знают, кто это такой, – ни по ТВ часто не показывают, ни в Интернете не смотрят?

Набутов: Сложнее было найти какой-то ход, решение. С учетом того, что уже четверть века, как человек от нас ушел, и даже поколение сегодняшних 35-40-летних не очень хорошо его помнит. Когда он умер в 1987 году, этим людям было 12-17 лет. Они не составляли райкинскую аудиторию. И уж тем более – аудиторию позднего Райкина. А он тогда был другой, чем Райкин 60-х годов. Это уже был человек, который подводил итоги своей жизни, он много болел – и об этом в фильме будет рассказано. Шла перестройка, менялась тональность всей жизни в стране – ему приходилось искать какие-то новые темы и подходы. Все это зачастую было мучительно и сложно. Тяжело было и для нас, поскольку нужно было найти какие-то человеческие истории, которые были бы понятны сегодняшним зрителям. С учетом того, что пафос многих райкинских текстов от них сегодня уже может быть довольно далек. Сегодня другой юмор, в ходу другие темы – все иное. Так что нам было непросто, вплоть до того, что нелегко было отобрать отрывки тех номеров, юмор которых был бы хоть как-то актуален сегодня.

РГ: При этом фильм будет не желтый? Сейчас любят делать такое документальное кино.

Набутов: Учитывая то, что это юбилей, и испытывая глубочайшее почтение к памяти этого человека, мы старались всячески избежать того, что вы называете желтизной, и того, что сегодня в изрядном ходу. Мы старались рассказать историю о человеке, которому судьба выдала шанс быть главным народным артистом советской империи. Будет ли рассказано про его романы, которые имели место быть в жизни любого человека? Будет, но совсем немного. Мне кажется, тема увлечений в фильме подана так, что никого не оскорбляет, и при этом с мягким юмором и не пошло.

Вся история у нас все равно строится через сына – начинается Константином Аркадьевичем и заканчивается им же. Все привыкли, что в рассказах о Райкине присутствует стандартный набор фамилий: Михаил Жванецкий, Александр Калягин, Роман Карцев, Геннадий Хазанов... Некоторые из этих людей есть и в нашем фильме, но мы расширили привычный ряд. У нас в разговоре об Аркадии Исааковиче участвуют Марина Голуб, Сергей Урсуляк, Михаил Ширвиндт, впервые – внук Райкина Алексей Яковлев. И у нас есть истории, которые прежде не рассказывались. И то, что моим коллегам удалось их найти, большая удача. Мы просто «вслепую» разыскали человека, которого Райкин в буквальном смысле слова спас от смерти.

А с Сергеем Урсуляком произошел анекдотичный случай. В поддержку темы, что значила райкинская слава, приводится история, когда Урсуляка призвали в армию. Сергею невозможно было никак от этого устраниться, поскольку пришла повестка. И он сказал Райкину, что его забирают. Райкин сел в свою «Волгу» и поехал в военкомат на окраине Москвы. И дальше Сергей, будучи хорошим артистом, показывает в лицах, что случилось с военкомом, когда к нему неожиданно вошел Райкин...

Сын – за отца

«В связи с предстоящим юбилеем я пересмотрел практически все материалы, которые остались от отца, – множество записей, папиных миниатюр, монологов, каких-то сценок – ранних, и тех, которые он снял, уже будучи величайшим мастером, – рассказывает Константин Райкин. – Но поскольку он был артистом театральным, все равно эти записи дают очень условное представление о размерах его дарования. Только побывав на его спектаклях, можно было составить истинное представление об этом урагане темперамента, мастерства, легкости и вместе с тем элегантности. И при этом он был очень мягкий, органичный артист. К своей славе, а это была именно слава, любовь народа в самом буквальном смысле слова, он относился очень застенчиво и как бы ее не замечал. Он вообще был человеком тихим, скромным и часто разочаровывал многих наблюдателей, которые от него в жизни ожидали некоего продолжения того, что они видели на сцене».

(Константин Райкин – в программе «Таланты и поклонники», которую покажут в субботу, 22 октября в 12:35 на канале «ТВ Центр». Ведущий – Вениамин Смехов. Принимают участие: Аркадий Инин, Лион Измайлов, Аркадий Арканов и другие).

Опубликовано на сайте «Российской Газеты» 24 октября 2011 г.

http://www.rg.ru/2011/10/24/raikin-poln.html
Прикрепления: 6384450.gif (2.3 Kb) · 5077102.gif (2.1 Kb)
 
Елена_ФёдороваДата: Понедельник, 24.10.2011, 17:03 | Сообщение # 6
Группа: Модераторы
Сообщений: 5720
Статус: Offline
Басилашвили: Во мне не хватает того, что было у Райкина
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 24 октября 2011 г.

Народный артист СССР Олег Басилашвили, знавший великого комика Аркадия Райкина лично, в день 100-летия со дня его рождения рассказал о том, что всегда восхищался необыкновенным талантом этого человека.

«Много раз я выходил на сцену с миниатюрами, которые читал Райкин. Казалось бы – выучил и скажи. Нет, чего-то во мне не хватает того, что было у Райкина», – говорит народный артист Олег Басилашвили.

Вместе с Райкиным Басилашвили играл в спектакле «Ах, какая это была удивительная игра!» театра «Русская антреприза». Художественный руководитель этого театра Рудольф Фурманов дружил с Аркадием Райкиным и организовывал антрепризные спектакли в провинции. Тогда вместе с Аркадием Райкиным ездили Олег Басилашвили, Лариса Голубкина и Вадим Медведев, сообщают «Вести».

Между тем сам Райкин выступлениями Басилашвили был очень доволен.

«Басилашвили читал стихи Маяковского, а Райкин вместо отдыха слушал и говорил: «Ах, как он читает стихи, я получаю удовольствие!». А потом, проглотив очередную пилюлю, он выбегал, как мальчишка, на сцену и читал очередной монолог. Это чудо!» – вспоминает Фурманов.

http://www.rosbalt.ru/piter/2011/10/24/904481.html
 
Елена_ФёдороваДата: Понедельник, 24.10.2011, 23:42 | Сообщение # 7
Группа: Модераторы
Сообщений: 5720
Статус: Offline
Александр Дольский: «Мы с Аркадием Исааковичем сошлись на идее,
что смеяться можно только над тем, что любишь»

24.10.2011 01:06

Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения «великого шута времен застоя» Аркадия Исааковича Райкина. Основные торжества и концерты по случаю юбилея пройдут чуть позже: с 1 по 12 ноября в Санкт-Петербургском Театре эстрады имени Райкина и 11 декабря в БКЗ «Октябрьский». Сегодня же воспоминаниями об Аркадии Исааковиче в эксклюзивном интервью Фонтанке делится народный артист России, поэт и музыкант Александр Дольский, который в 1979 - 1980 годах был артистом легендарного Ленинградского театра миниатюр п/р А.Райкина.

- Александр Александрович, как вас, старшего научного сотрудника и популярного барда, в конце 70-х свела судьба с Райкиным?

- Нас познакомил его автор Вениамин Сквирский. Сначала Аркадий Исаакович, где-то услышав мои песни в магнитофонной записи, спросил Сквирского: «Ты знаешь такого Дольского? Пожалуйста, приведи мне его! Мне нужны новые песни для спектакля!» Веня позвонил мне, а я как раз купил билеты на новый спектакль Райкина (причем у нас в НИИ их давали с нагрузкой). В антракте, собравшись с духом, я постучал в гримерку Райкина, а через несколько дней пришел на прослушивание. Райкин собрал пять-шесть своих артистов и внимательно следил не только за моим пением, но и за их реакцией. Я исполнял лирику, а также какие-то свои смешные песни. Когда я увидел, как заразительно Райкин хохочет, просто обалдел. Самый великий комик в мире так смеялся над моими песнями! А потом Райкин показал меня еще и «семейному худсовету», жене и детям. И Костя тогда сказал: «Папа, ты сделаешь большую ошибку, если не пригласишь Сашу в свой театр!» Аркадий Исаакович улыбнулся: «Ну, он же все-таки ученый! Меня совесть мучает!» А я тогда диссертацию написал, готовился к защите. Но ему сказал: «Аркадий Исаакович, к вам в театр я пойду хоть рабочим сцены».

В основном мы работали у него дома. Много говорили – о жизни, об искусстве. Помню, зашел разговор о пианистах, о Рихтере, я сказал, что Гилельс мне тоже нравится, что он иногда в своем исполнении поднимается до небес. Аркадий Исаакович тут же отреагировал: «Да, это совершенно правильно. А Рихтер иногда спускается с небес…»


Репетиции выходов Александра Дольского на сцену в спектаклях Ленинградского театра миниатюр
почти всегда проходили у Аркадия Исааковича дома


- Как выглядел ваш выход в райкинских спектаклях?

- В первом акте публика хохотала, а в начале второго, после монолога Райкина, выходил я с гитарой и пел исключительно лирику. Все, кто приходил на спектакли, говорили, что это был потрясающий сценарный и режиссерский ход Райкина. У меня поначалу были большие опасения, как в юмористическом спектакле пойдет лирика, но смена настроения была действительно необходима, и публика встречала меня очень хорошо. Потом снова появлялся Райкин, и публика, отдохнув от юмора, принималась хохотать с новой силой.

- А что за история, когда вы репетировали в одной из миниатюр роль первобытного человека?

- Райкин мне сразу сказал, что не хочет меня использовать в миниатюрах: «Занимайтесь поэзией!..» Но однажды предложил мне поучаствовать в миниатюре, где в жанре пантомимы была показана история человечества. Сначала появлялась обезьяна, которая добывала бананы, потом один первобытный человек отнимал у другого женщину, убивая его дубиной. Затем рыцари жестоко рубились, солдаты стреляли друг в друга, потом – ядерная война, и опять все сначала. Обезьяна снова ела бананы, первобытный человек отнимал женщину… Мне Райкин поручил играть первобытного человека, немытого, нечесаного, сгорбленного. Я же, как вчерашний ученый, всегда был причесан, умыт, одет и при галстуке – одним словом, ленинградский интеллигент. А тут пришлось изображать дикого, неотесанного первобытного человека… Аркадий Исаакович эту миниатюру стал очень часто репетировать. Сам сидел в глубине зала, в темноте, смотрел, потом актеров критиковал, а мне говорил: «Саша, а у вас все хорошо!» В итоге миниатюра в спектакль не вошла, что было обычным явлением для нашего театра.

Но когда, уже уйдя из театра, года два спустя, я навестил ребят, то они, улыбаясь, спросили: «Ты помнишь ту миниатюру?» И открыли мне тайну, почему Аркадий Исаакович ее так любил репетировать. Оказывается, сидя в темноте, он надо мной так хохотал, глядя, как интеллигент Дольский изменял свой облик – губы надувал, ходил, сгорбившись. Актеры это знали и тоже хихикали, хотя вида не показывали. Я, конечно, не ожидал подвоха, но сейчас мне приятно вспоминать, что я смешил гениального Райкина.

- Вы действительно считаете его гением, или это фраза из юбилейного лексикона?

- В своем искусстве он был на самой большой высоте. Я и Чарли Чаплина не считаю выше Райкина, уже не говоря о Бенни Хилле, Джиме Керри или Роуэне Аткинсоне. У Райкина было такое качество, которое дается от природы Господом Богом. Изображая людей плохих, уродливых, он сам обладал потрясающим обаянием. У Чаплина, как мне кажется, не было такого обаяния, таких глаз, такого лиризма, который шел изнутри. Аркадий Исаакович был очень красивым, обаятельным человеком, к чему прибавлялись его актерская техника, интеллект и чувство юмора – в итоге получалось гениальное явление.

Я учился у него не только профессиональным вещам, но и отношению к работе, к людям, необыкновенно деликатной манере общения. Мы с ним сошлись на том, что смеяться можно только над тем, что сам любишь. Если ты по-настоящему любишь свою страну, беспокоишься о ней, тогда можешь сказать и резкие слова о недостатках, проблемах. А иначе не имеешь права.


По воспоминаниям Александра Дольского, в конце каждого спектакля Аркадий Исаакович на прощание выходил к публике один и кланялся отдельно от всех других артистов


- Поразительно, что, критикуя советскую действительность, сатирик Райкин был лауреатом Ленинской премии, Героем Социалистического Труда!

- Он пробил эту систему только благодаря своему таланту, своему гению. Ему никто не помогал, а палки в колеса вставляли многие. Он был единственным, кто мог критиковать советскую власть. Ему давали звания и премии, но не при Сталине, не при Хрущеве. При них он был известный, знаменитый, но ему было очень тяжело. Райкин пробивался в самые кромешные времена. При Брежневе стало полегче… Помню, на гастролях в Казахстане я услышал по радио, что Райкину дали звание Героя соцтруда. Уже в преклонные годы, когда он болел… Я отбил телеграмму: «Поздравляю! Но это надо было сделать тридцать лет назад!»

- Скажите, Райкин действительно был вынужден уехать из Ленинграда из-за постоянной травли первого секретаря обкома партии товарища Романова?

- Не думаю. Это слишком большая честь для Романова, он был мелкая сошка в этой ситуации. Судьбу Аркадия Исааковича решали более высокие инстанции. Его курировал только Брежнев. И под занавес своей жизни Райкин сделал очень мудрый и тактически правильный шаг. Костя Райкин уже давно был в Москве, и Аркадий Исаакович, понимая, что он не вечный, хотел, чтобы Костя стал в будущем руководителем его театра. В Москве Театру миниатюр сразу дали здание, с ним переехало больше половины труппы, и театр после смерти Аркадия Исааковича действительно возглавил Константин.

- Константин Райкин со слов отца рассказывал такую историю: Аркадий Исаакович пришел на прием к Брежневу с просьбой о переезде из Ленинграда, тот его внимательно выслушал и стал при Райкине звонить членам Политбюро: «Слушай, тут у меня Аркадий сидит, он хочет в Москву переехать… Я не против. А ты?» И все тут же соглашались с генсеком!

- Они были тоже смешные люди. С Брежневым я не общался, а вот с Ельциным знаком еще по Свердловску. Общался я и с Горбачевым. И с Яковлевым… Я о них даже книжку написал под названием «Я пришел дать вам выпить, или Как я был Александром IV». Она уже выходила, а сейчас делаю вторую редакцию.

- Аркадий Райкин ваши песни никогда не исполнял?

- Исполнял. У меня есть фотография, где мы с ним на телевизионном «Голубом огоньке» за одним столом сидим, и там он исполнял мою «Песню об актерах», где были такие слова: «…но нет трудней среди ролей высокой роли человека». А я ему тогда аккомпанировал на гитаре.


На «Голубом огоньке» в Ленинграде, в 1981 году, Аркадий Исаакович Райкин исполнил «Песню об актерах» Александра Дольского под аккомпанемент автора


- Почему, как вам кажется, Аркадий Райкин, мэтр, зрелый мастер, так проникся к вам, молодому автору?

- Он удивительно понимал и чувствовал мои стихи, мою музыку. Его это удивляло, ему было по-настоящему интересно. И по-человечески он действительно относился ко мне с глубокой симпатией. Помню, в такой же октябрьский вечер, в 1979 году, я был приглашен на его день рождения, где присутствовало всего четыре человека: он сам, его супруга, Зиновий Гердт и я. Просто потрясающая компания. Я благодарен судьбе, что это произошло, потому что для меня встреча с ним была судьбоносной. Она поставила меня в ряд легитимных деятелей искусства, а до этого я был андеграунд.

Он для меня столько сделал. Ведь Райкин ходил сам – в отдел культуры ЦК КПСС, на фирму «Мелодия», в Министерство культуры, потому что тогда был запрет на бардов. Райкин потом объяснил мне свою стратегию: он им доказал, что я не бард, что это совершенно другой жанр, у меня стихи, а не тексты, а музыка у меня джазовая, да и гитарой я владею профессионально. Для моей первой пластинки – «Звезда на ладони» – Аркадий Исаакович сам написал аннотацию, хотя в тот момент находился в больнице. В итоге у меня вышло десять альбомов. Ни у кого в советское время столько не выходило, а общий тираж перевалил за десять миллионов.

Замечательные были времена! Все совпало. Тогда у меня и песни, и дети рождались, у меня такой подъем был, мне так легко писалось. Олеша говорил: «Ни дня без строчки», а у меня тогда было ни дня без ста строчек.

- Как же вы ушли из Театра Райкина?

- Меня тогда разрывали на части с предложениями о сольных гастролях в разных городах. Но мне было очень трудно от Райкина уйти. Он, если любил кого-то, ни за что не хотел отпускать. И я сначала стал всех потихоньку приучать к мысли, что спектакли могут идти и без меня. Сначала взял два-три дня без содержания, потом неделю, десять дней… Потом попросил директора поговорить с Райкиным, что, мол, Дольскому стало тесновато в рамках театра, может ли он уйти?.. Директор сообщил это Райкину, а потом сказал мне: «Он промолчал». Через неделю я спросил снова. Райкин сказал: «Ну, надо подумать!» Эта история тянулась еще месяца два. А затем к нам на спектакль пришла замечательная итальянская певица Мильва, к тому же у кого-то из артистов был день рождения. Мы собрались за кулисами, у всех было хорошее, приподнятое настроение, и тут Аркадий Исаакович подошел ко мне: «Саша, наверное, я вас отпущу!» А когда я пришел с ним прощаться, то он признался: «Саша, это я все сделал для вас! Ваша работа в моем театре была необходима вам для вашей творческой жизни».


В 2001 году на праздновании 90-летия Райкина Александр Дольский подарил Театру эстрады портрет Аркадия Исааковича, который написал маслом еще в 1979 году, работая с Мастером


- Вы расстались без обид? В московский период вы общались с Райкиным?

- Какие обиды, вы что! С такой любовью. Я думаю, что, может быть, кроме его детей, нет такого другого человека, который бы его любил так, как я. Я часто заходил к нему в московскую квартиру, в этот переулочек на Тверской. Дарил ему все свои пластинки. Я его всегда любил, люблю и буду любить. Он был мне как второй отец. Кстати, я лауреат премии Райкина, нас всего несколько человек. Мне в 2001 году эту статуэтку из бронзы лично Костя Райкин вручил на сцене Театра имени Аркадия Исааковича…

- Почему на афише декабрьского концерта в БКЗ нет фамилии Дольского?

- Меня же по телевизору не показывают, поэтому в такие гала-концерты не зовут. Да я и сам не лезу. Для меня такие выступления даже нежелательны, потому что я слишком волнуюсь. Мой сольный концерт – это моя работа, мой спектакль. А когда попадаю в такое непонятное окружение, все равно приходится как-то соревноваться с другими. А я не хочу соревноваться.

- У вас есть песни, посвященные Высоцкому. А посвящений Райкину нет?

- Почему? Есть. Я сочинил эту песню еще при его жизни. Она на втором диске вышла. Вообще-то, она называется «Когда легчают сожаленья», а на диске редакторы ее назвали «Откровение». Там первая строфа такая: «Нет в мире высшего блаженства, чем осознание пути, когда, достигнув совершенства, ты все же вынужден уйти…» Я ему пел, не говоря, что песня посвящена ему, чтобы не расстраивать словами: «Когда, достигнув совершенства, ты все же вынужден уйти…» Он ведь уже тяжело болел.

- Скажите, второй Райкин на нашей эстраде возможен?

- Такие, как он, рождаются раз в сто лет. Да и времена изменились. Нынче юмор пропитан коммерцией, для услады дураков.

Михаил Садчиков, «Фонтанка. ру»
Фото из личного архива А.А. Дольского

http://www.fontanka.ru/2011/10/24/008/
Прикрепления: 7954289.jpg (28.9 Kb) · 1701987.jpg (36.4 Kb) · 1255562.jpg (50.2 Kb) · 0608664.jpg (56.8 Kb)
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Сегодня здесь были:  | Стелла
Самые активные:  | Елена_Фёдорова | Наталья_К | Маргарита | Вера_Александровна | Ада | Инна_И | Нина_Данова | НинаПодгорнова | Наталья_С | Татьяна_Соловьёва
Новые участники:  | scoreapyfreence | Evgeniakana | Наталья_Гончарова | Мариша | Маятская_Светлана | Romma | Василий_Рузаков | Елена_З | Мария_Егоровa | Владимир_
 
Мини-чат
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные участники
 
Copyright © Юрий Ермолаев. Арт-студия журнала «Русская элегия». 2008, 2024Используются технологии uCoz