ВНИМАНИЕ! Домен elegos.ru закрыт. Наш сайт перенаправлен на адрес
https://oleg-pogudin.elegos.su (изменение в адресе .RU на .SU). Потребуется заново авторизоваться. При проблемах пишите на e-mail администрации infolab@list.ru
Новые сообщения · Оглавление форума · Участники · Правила форума · Поиск ·
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Юрий_Ермолаев, Елена_Фёдорова, Татьяна_Соловьёва  
Форум клуба » ДРУГИЕ ТЕМЫ » События и памятные даты » Царскосельскому Лицею - 200 лет (19 октября 2011 г.)
Царскосельскому Лицею - 200 лет
Елена_ФёдороваДата: Четверг, 11.08.2011, 13:45 | Сообщение # 1
Группа: Модераторы
Сообщений: 5559
Статус: Offline
Интервью с директором Всероссийского музея А.С.Пушкина
Сергеем Михайловичем Некрасовым


Задолго до торжеств

– 12 августа 1810 г. император Александр I подписал указ о создании Императорского Царскосельского Лицея. Надо было освободить Великокняжеский флигель, приспособить его под учебное заведение, найти директора, найти профессоров, учеников, устроить экзамен – на это все ушел год с лишним. Поэтому между указом, который датирован летом 1810 г., и торжественным открытием Лицея 19 октября 1811 г. пролегло около полутора лет. Юбилеи города Пушкин и Лицея очень тесно связаны, и хорошо, что события как бы перетекают друг в друга. Во втором этаже Лицея к 300-летию Царского Села мы сделали великолепную постоянно действующую выставку, которая будет предварять основную мемориальную экспозицию третьего и четвертого этажей, которая называется «Живем мы памятью Лицея». Здесь – все о здании, о том, как создавался музей в 1949 г., как перестраивался в 1964-м. Всех, кто еще не побывал в залах этой выставки, настоятельно приглашаю.

Соответственно, готовясь к юбилею, мы составили большую программу. В ней есть значительная часть реконструкции, реставрации. В ней представлена и издательская деятельность, и выставочная. Об этом нужно сказать несколько слов. Юбилейная лицейская программа стартовала ровно за год до события, причем в Версале, как это ни покажется странным. В День культурного европейского наследия, 17 сентября, открылась выставка Всероссийского музея А.С. Пушкина, которая называлась «Французское Просвещение и русский Лицей в Царском Селе». Она работала по 20 октября, т.е. все лицейские дни, и была очень посещаема: пришли не только представители русской эмиграции, преподаватели русского языка, культуры, но и очень много французов. Я не раз наблюдал, будучи в Версале, как люди обращали внимание на афиши, которые были развешаны по всему городу, и искали адрес именно этой выставки.

В первом этаже мы разместили выставочные материалы по истории Лицея, мы туда отправили много уникальных предметов. Причем вещи там были действительно настоящие. Французы, когда были доставлены ящики с экспонатами, восклицали: «О, Гудон!», потому что это действительно был бюст Вольтера – вот он у нас здесь стоит – работы французского скульптора Гудона конца XVIII века. Мы привезли туда гравюры, изображающие наш город, важные события, в нем происходящие: открытие Медного всадника, например. Привезли оригинальные вещи – скажем, записную книжку 1810 г. лицеиста Тыркова, которая хранится у нас в экспозиции. В Версаль отправились портреты лицеистов, их форма. Мы сделали видеосюжет из фильмов, связанных с Лицеем, на пять с половиной минут и показывали его в течение всего дня. Оригинальную работу Ильи Репина 1911 г. «Пушкин на лицейском экзамене», которую художник писал восемь лет, мы побоялись везти и привезли компьютерную копию, а из оригиналов представили этюд, написанный к этому великолепному полотну, с автографом Репина.

– Почему в названии выставки были объединены французское Просвещение и Императорский Лицей?

– Потому что XVIII век – век Просвещения, французского Просвещения, которое оказало колоссальное влияние на развитие культуры разных стран, в том числе и России. Может быть, не столько сами лицеисты, сколько их родители, их профессора, у которых имена Вольтера, энциклопедистов не сходили с уст, бредили Францией, читали французские романы. Да и сам Пушкин воспитывался в такой атмосфере, где все говорили по-французски, поэтому и первые стихи он написал на французском языке, и читал многое из французской словесности. Собственно, это был второй родной язык для него, и он выделялся по уровню владения им даже на фоне лицейских сверстников. У него даже прозвище было в Лицее – Француз.

Таким образом, мы на выставке и рассказывали о значении французского Просвещения для России, говорили о том, как сформировалось поколение лицеистов и их профессоров. Многие профессора – Куницын, Галич, Кайданов, Карцев и другие, – они ведь не только окончили наши университеты, петербургский или московский. Они завершили свое образование в Европе. Они прослушали курсы лекций в Геттингене (Германия) и в Сорбонне (Франция), поэтому значение Просвещения на формирование мировоззрения этих людей трудно переоценить. Так что название экспозиции не было надуманным, а организовать саму выставку мы смогли потому, что она была включена в программу перекрестного Года Франции в России и Года России во Франции. Нас очень поддержал мэр Версаля Франсуа де Мюзьер, он проникся нашей идеей, и многие вопросы мы смогли решить наилучшим образом благодаря его помощи.

– Итак, вы начали отмечать юбилей Лицея практически за год до официальных торжеств.

– Этот период, с осени 2010-го до осени 2011-го, для нас действительно важен, как и тогда, двести лет назад, было важно это время. Кстати сказать, почти одновременно с версальской выставкой прошла еще одна, в Вильнюсе. Она называлась «Лицей в творчестве художников XX века». Часть картин была отправлена в столицу Литвы, а часть – в Версаль, где на втором этаже была представлена экспозиция под таким же названием. А сейчас мы готовимся к выставке «Да здравствует Лицей», которая совсем скоро пройдет в Хельсинки.

Предложений у нас на редкость много, но возможности не всегда обеспечены, поэтому участвуем в выставках меньше, чем предлагается. Но то, что обеспечено финансово и организационно, будет, несомненно, сделано.

К сожалению, из-за недостатка средств остановилась важная работа над созданием
26-минутным видеофильмом «Так возник Лицей». То, что мы могли снять в залах нашего музея, мы уже сняли. До этого съездили в Германию, в Геттингенский университет, снимали во Франции, съездили в итальянский город Ливорно. Там на католическом кладбище мы все-таки смогли найти могилы друзей Пушкина – Корсакова и Ломоносова, которые там похоронены. О Корсакове поэт писал: «Под миртами Италии прекрасной он тихо спит…». Наиболее дорогостоящая работа уже сделана, ищем возможности для завершения. Фильм должен быть показан в канун юбилея Лицея.

– И к 50-летию Лицея, и к 100-летию были выпущены памятные медали. Будет ли продолжена эта традиция?

– Конечно же, мы не могли не выпустить к 200-летнему юбилею памятную медаль, поэтому на Монетном дворе уже отчеканены медали из тампака. Но будет и другой вариант медали – из серебра. Тираж медалей сравнительно небольшой, а вручать их будут тем, кто помогает нам в подготовке к юбилею. Кроме того, уже сделано 200 значков из чистого серебра, которые изображают герб Лицея, и их мы тоже вручим тем, кто активно участвует в осуществлении лицейской программы.

– Не сомневаюсь, что 19 октября 2011 года будет отмечено какими-то интересными событиями.

– Будет особый вечер с концертом, и каждый из присутствующих сможет что-то сказать о том, что значит Лицей в его жизни. Например, Олег Погудин споет нам не просто романсы, а романсы Михаила Яковлева, соученика Пушкина. Наши гости из Москвы исполнят произведения лицейского учителя музыки Теппера де Фергюссона. Хор мальчиков академической Капеллы исполнит тот самый гимн Лицея, текст которого написал Дельвиг, а музыку Фергюссон. Пока рано говорить о программе точно. Надеюсь, что многие именитые артисты, с которыми мы ведем переговоры, примут участие.

– Кого вы собираетесь пригласить на празднование лицейского юбилея?

– Пока, к сожалению, у нас нет возможностей пригласить потомков Пушкина на нашу встречу. Сейчас мы вместе с несколькими представителями деловых кругов, и, прежде всего, Царского Села, создали Лицейский фонд. Он зарегистрирован в конце прошлого года, открыт лицевой счет. Мы надеемся, что те люди, которые захотят так или иначе принять участие, откликнутся, услышат наш призыв работать вместе. Известный лицейский девиз «Для общей пользы», надеемся, окажется не пустым звуком. Во всяком случае, уже сейчас к нам с энтузиазмом присоединились несколько юридических и физических лиц. Я думаю, что не останется безразличным и руководство нашего города. Для нас самое главное, чтобы грядущее 200-летие стало праздником не только Царского Села, но и всей страны, ведь Лицей – это и есть визитная карточка России.

Сегодня уже большая часть программы по празднованию лицейского юбилея реализуется, и это – заслуга тех людей, которые понимают значение Лицея. 200 лет назад создатели нового учебного заведения так сформулировали свою задачу: «Образование юношества, особо предназначенного к важным частям службы государственной». С этой поистине исторической задачей Лицей блестяще справился, подарив России выдающихся выпускников. Помнить об этом необходимо всем нам.

Беседовала Татьяна Миронова

«Царскосельская газета» № 5 от 10 февраля 2011 года

http://www.gov.spb.ru/gov....interv#
 
Нина_АлександровнаДата: Суббота, 01.10.2011, 09:53 | Сообщение # 2
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 64
Статус: Offline
200-летие Царскосельского Лицея
Мероприятие состоится 19 октября 2011 г. 12:00

Тип событий: События и мероприятия, происходящие в Ленобласти
Район Петербурга или области Пушкинский район Санкт-Петербурга: Пушкин и Павловск
Место Государственный музей-заповедник Царское село – г. Пушкин, Садовая ул., д.7
Телефон для справок: (812) 465-53-08, (812) 466-66-69

В программе дня:

Возложение цветов в Лицейском cаду
Торжественное открытие бюста Александру I
Открытие бюста М. М. Сперанского в вестибюле Царскосельского Лицея
Гуляния, выступления артистов и массовые театрализованные представления
Вечерний концерт
Праздничный фейерверк

Среди гостей и артистов: Олег Погудин, Василий Лановой, Светлана Крючкова и другие.

http://peterburg2.ru/events/70325.html


«Самое главное – то, что не увидишь глазами…». (Антуан де Сент-Экзюпери).

Сообщение отредактировал Нина_Александровна - Суббота, 01.10.2011, 09:55
 
Лидия_КДата: Среда, 19.10.2011, 04:06 | Сообщение # 3
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 90
Статус: Offline
В программе празднования 200-летия Лицея состоится концерт, в котором примут участие: Василий Лановой, Светлана Крючкова, Олег Погудин.
 
Елена_ФёдороваДата: Среда, 19.10.2011, 05:33 | Сообщение # 4
Группа: Модераторы
Сообщений: 5559
Статус: Offline


18.10.2011

Сергей Сокуров


Ода Лицею

Лицей (с большой буквы)


*
Для наших просвещённых соотечественников всегда было два написания для учебных заведений, начало которым положил у нас император Александр I основанием в Царском Селе, под Санкт-Петербургом, необычной, высокого уровня школы для мальчиков, уже умеющих читать и писать, сведущих в мировой истории и сносно изъяснявшихся по-французски и по-немецки. Это элитное заведение, торжественно открытое 19 октября 1811 года в присутствии государя, членов царской семьи, министра просвещения, высших сановников и «прочих первенствующих лиц», получило название Императорский Царскосельский лицей.



**
Но после 1843 года, когда заведение, переименованное в Александровский лицей, перевели в столицу, где он просуществовал до мая 1918 года, всё чаще в разговорах и частной переписке стало звучать название «Пушкинский». Но только когда речь заходила именно о той, ставшей легендарной школе, чья фантомная тень навсегда осталась в умолкнувшем флигеле, откуда летом 1817 года был выпущен для служения Отечеству Александр Пушкин, со товарищи. Именно тот, с 32-летней историей, и при этом вечный Пушкинский лицей, получил и укороченное до одного слова название Лицей. Да, с прописной буквы, в отличие от других «старорежимных» лицеев, например, от Одесского. Тем более лицеи, произросшие из захудалых десятилеток один за другим после перестройки и отличные от последних лишь вывеской, вряд ли смогут претендовать и через 100 лет на прописную «Л». Такую честь надо заслужить. Возражающий мне может сослаться на то, что Пушкины не каждое столетие рождаются. Согласен, только не в одном выдающемся выпускнике причина такой чести. Есть другие причины. Об этом и поговорим.
.

Мнение электронного ума

*
Помнится, несколько лет назад попалось мне на глаза любопытное сообщение в неком печатном издании. К досаде своей, не удосужился сделать выписку из прочитанного, отметить дату публикации и само издание. Теперь просто пересказываю, по памяти. Сообщалось, что в один «электронный мозг» (из самых «умных» на то время) некие энтузиасты от образования заложили, сколько могли собрать, сведения о высших учебных заведениях мира от Академии Платона и Ликея Аристотеля до нынешних прославленных университетов развитых стран. А потом спросили, какой из вузов оказался за эти почти 24 века наиболее совершенным по основным показателям, характеризующим уровень учебного заведения. Вопрошаемое творение человека последних лет ХХ века, как положено, подумало и уверенно ответило: Лицей в Царском Селе. Притом, помнится, такой вывод был сделан для начального периода этого учебного заведения. Такая вот для нас честь, соотечественники. Жаль, что касается она прошлого. Я запомнил сам факт, но цепочка рассуждений и доказательств в моей памяти, разумеется, распалась.

**
Давайте вместе с вами, читатели, пороемся в ворохе доступной нам информации. Может быть, и найдём если не то самое-самое, что позволило «умной машине» сделать такой вывод, то обнаружатся какие-нибудь особенности, позволяющее Пушкинскому (именно Пушкинскому!) лицею (или просто Лицею) занять выдающееся место в ряду учебных заведений всех времён. В чём секрет совершенства Лицея, если не абсолютного, то относительного по сравнению с известными учебными заведения университетского уровня? Возможно, приблизиться к удовлетворительному ответу на этот вопрос нам поможет знакомство с сохранившимися документами, с воспоминаниями лиц, причастных к Лицею.
.

Царская задумка

*
На самом деле автором проекта был сын сельского священника М.М. Сперанский, который, получив должность Государственного секретаря в 1810 году, стал вторым властным лицом в империи. Но второй – не первый. Так и вижу его, входящим к первому (Александру) с идеей. Изложение её свежий сановник, предполагаю, начал таким вступлением: «Как вы изволили пожелать, ваше императорское величество, я кое-что добавил Вашему проекту…» Разумеется, «своего проекта» царь вспомнить не мог, поэтому ободряюще улыбнулся глазами (знаменитая александровская «улыбка глаз»), мол, продолжайте, Михаил Михайлович. Тот вдохновенно зачастил:

«Учреждение Лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной» (эта фраза войдёт в первый пункт лицейского устава). По замыслу реформатора, ставшего «замыслом» самодержца, доигрывающего юношескую роль республиканца, создавалась высшая дворянская школа для всесторонней подготовки как чиновников высокого ранга, так и высокообразованных военных, дабы русская «наука побеждать» превратилась действительно в науку.

**
Втайне попович-реформатор мечтал о воспитании государственников, способных преобразовать самодержавную, крепостническую Россию в государство равных перед законом сословий, с лично свободными гражданами, с просвещённым монархом во главе. А просвещать наследников престола и других детей августейшего семейства хозяева Зимнего дворца решили сначала в том же лицее. Но эту затею сорвала мать-императрица, когда доведалась, что, по капризу её царствующего сына, в учебных классах, рядом с отпрысками старинных аристократических родов, будут сидеть чуть ли не «подлые».

Намечалось строго требовать с будущих выпускников основательных знаний энциклопедического характера. Упор делался на гуманитарные и юридические науки. Первые тогда назывались «нравственными». Под ними подразумевались «…все те познания, которые относятся к нравственному положению человека в обществе и следовательно - понятия об устройстве гражданских обществ, и о правах и обязанностях, отсюда возникающих» (из устава Лицея). Лицеист виделся не просто копилкой знаний. От него требовалось научиться мыслить и воспитать в себе, с помощью наставников, потребность трудиться для блага Отечества.
.

Начало – заявка на успех

*
Отбор в Лицей прошёл один из десяти соперников. Экзаменовали с пристрастием, поскольку зачисленным подросткам, в основном, 10-12 лет, предстояло за первые три года пройти курс старших классов гимназии, а за последующие три – университетские курсы словесного, нравственно-политического и физико-математического факультетов. Обширная программа гармонично соединяла гуманитарные и точные науки. Лицейское образование приравнивалось к университетскому, даже больше, ибо новая в России школа – это особое, единственное в своём роде учебное заведение. Оно – Лицей! И этим всё сказано.

При одинаковых знаниях двух конкурентов предпочтение отдавалось тому, кто, по социальному положению семьи, более нуждался в обучении на казённый счёт. Таким образом, в первом лицейском наборе оказались княжич из Рюрикова рода и сын нетитулованного гусара из Полтавы, несостоятельного однодворца, владельца одной «души». Это делалось гласно. Это было первым уроком справедливости, добра и сострадания. Спустя шесть лет, при выпуске из Лицея, один из двух претендентов на большую золотую медаль, самолюбивый, настроенный на карьеру юноша, со связями, из богатой семьи, добровольно уступит вожделённое золото равноценному претенденту, более в нём заинтересованному, мужественно удовлетворится второй по значению медалью. Вот «святое братство» (по А.Пушкину) на деле.

**
Ещё один важный урок получили лицеисты на торжественном открытии Лицея. Его преподал адъюнкт-профессор нравственных и политических наук Александр Петрович Куницын, подведший итог программной речи словами: «Любовь к славе и отечеству должны быть вашими руководителями». Присутствующие, в том числе подростки, обратили внимание на то, что в присутствии Александра I оратор ни разу не упомянул государя, что было случаем небывалым, так как лесть в адрес власть имущих везде и всегда считалась и считается уместной. И ещё стало известно воспитанникам: приятно удивлённый император на следующий день прислал Куницыну Владимирский крест. Выходило, такой поступок поощряется, как доблесть, как поступок чести. Это запомнилось лицеистам на всю жизнь.
.

Устройство Лицея – повод для размышления

*
Для прирождённых добытчиков знаний ломоносовского типа состояние, внешний вид школьного здания имеет второстепенное значение. Было бы где учиться. А холод в тесных классах, протекающая крыша, мышиный писк под гнилым полом, оконца с мутными стёклами, за которыми серая стена соседнего строения; тем более, архитектурная эстетика не столь важны, когда цель благородна. Но, согласитесь, грызть науки легче, веселей в тепле и сухости под высоким потолком просторного помещения, у большого окна с видом на солнечную даль.



Устроители Лицея, в поисках подходящего помещения, остановились на пристройке Екатерининского дворца. Место на границе обширного парка и уютного царского городка, наречённого под пасторальное настроение селом. Знаменитый архитектор Стасов, изменив интерьер устройством просторных, светлых зал, приспособил четырёхэтажный флигель под школу. Самая маленькая классная комната воспринимались как зальце. Внизу разместились хозяйственники, наставники и гувернёры. Бельэтаж отвели под канцелярию, столовую и больницу; здесь находился конференц-зал, в котором прославленный «старик Державин» «заметит и благословит» на поэтическое служение кудрявого лицеиста. Третий этаж учебный – классы, кабинеты, библиотека, читальня, зал для отдыха и забав. На самом верху, под чердаком, устроили общежитие с отдельными «нумерами» для пансионеров: железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания. Моя студенческая келья, - окрестил свой «нумер» 14 его жилец с острым язычком.

Даже те ученики, которые привыкли к домашней роскоши, переступив порог Лицея, были поражены убранством помещений: редкий в те годы паркет на средних этажах, обилие зеркал во всю стену, мебель, обитая узорчатым шёлком.



Подъезжающие к флигелю впечатлялись видом живописного парка, в котором эстетические образы античности соседствовали с памятниками русской славы екатерининской эпохи. Всё вокруг – фундаментальные учебные пособия. Над прудом возвышалась Чесменская колонна, воздвигнутая в память одноименной победы русского флота над турецким в Средиземном море 41 год тому назад. Дольше других не спускал с неё глаз один из новоиспечённых студентов; он знал: среди героев сражения значится дядя его маменьки, Иван Ганнибал.

**
Может ли теперешний школяр или студент, избалованный двух (а то и трёх)–месячными летними каникулами, да ещё осенними, зимними и весенними, наслаждающийся бездельем двух выходных в неделю, представить себе учебный год длиной в 11 месяцев на протяжении шести, без малого, лет? Единственные каникулы – в июле (домой не отпускали; посещение родственниками – по особому распоряжению, в праздничные и воскресные дни. Но летом Царское Село становилось маленьким Петербургом, было людно и весело). Без классов (но не без учёбы) только воскресенье, в праздники. Уроки – семь часов в день (правда, с продолжительными перерывами), ещё повторение, закрепление пройденного. С первого взгляда кажется, что такая нагрузка на юный организм непомерна, что, в лучшем случае, она может вызвать лишь отвращение учащегося от наук. Однако ни один лицеист этим не отличился. Почему? Эффект лёгкого восприятия отнюдь не лёгкого ученья достигался его распределением во времени, чередованием с продолжительными прогулками и занятиями спортом. Наконец, возможностью отдохнуть от обязательных предметов, занимаясь любимыми искусствами, чтением, играми. Чтобы не быть голословным, обращаю внимание читателей на распорядок дня лицеистов.

Поднимали их в шесть утра. Один час на туалет и молитву. От 7 до 9 часов – классы. Потом чай с булкой и первая прогулка, в любую погоду. С 10 до 12 опять классы, за ними следует вторая прогулка до первого часу пополудни. Возвращаются к обеду из трёх блюд. С 14 до 15 часов отдых сменой занятий: чистописанье или рисованье. И вновь уроки до 17 часов, чай, третья прогулка. После нё садились за повторение уроков; отстающие шли в вспомогательный класс. Успешные читали, делали журналы, занимались художественным творчеством, состязались по иностранным языкам. В половине девятого шли ужинать (два блюда). Потом отдых и развлечения. По словам Ивана Пущина, «мячик и беготня». Вообще, увлекались тогда купанием и коньками, верховой ездой, фехтованием и «танцеванием», гимнастическими упражнениями. К ночи так приятно перетруждались, что в 22 часа валились на койки замертво под мерные шаги дежурного дядьки в коридоре. Физическому здоровью способствовала строгая гигиена. Лицеисты по субботам ходили в баню. Неопрятные в классы, к общему столу не допускались, обслуга поддерживала чистоту платья и личных комнат. За провинности тягчайшим наказанием была изоляция в «нумере» с приставленным у дверей дядькой. О розгах и речи не велось, что отличало Лицей даже от Благородных пансионов. Словом, ничего в Лицее не было в тягость для питомцев. Во всём царила гармония.
.

«Науки», которые «юношей питали»


В гармонии между собой находились и отобранные для изучения науки. За два трёхгодичных курса первые 29 лицеистов изучали нравственные дисциплины (Закон Божий, этику, логику, правоведение, политическую экономию); словесные – риторику, российскую, латинскую, французскую, немецкую словесность и языки; предметы исторические, куда кроме российской и всеобщей истории, входила физическая география; математические дисциплины (собственно математику, начала физики и космографии, математическую географию и статистику); наконец изящные искусства (здесь главное чистописание, рисование и танцы, музыка), к которым относились и гимнастические упражнения, включавшие фехтование, верховую езду и плавание. Преподавались военные науки для отдельной группы учеников. Что-то сильно напоминает античные школы эллинистической эпохи с их гимнасиями. Роднит с ними и метод усвоения уроков – «метод Афинской школы».

«Мы мало учились в классах, но много в чтении и в беседе при беспрестанном трении умов», - вспоминал Модест Корф. «Основное правило доброй методы или способа учения, - записано в лицейском уставе - состоит в том, чтобы не затемнять ума детей пространными изъяснениями, а возбуждать собственное его действие».
.

Наставники


Их сначала 11 на 29 учеников: директор учителя, гувернёры. И ещё в лицейском штате – помощник гувернёра, надзиратель, лекарь, четверо при хозяйстве и бухгалтерии. Первый директор, В.Ф. Малиновский, национальный просветитель и дипломат, патриот. Он подобрал профессоров, в большинстве своём молодых людей, окончивших Педагогический институт в Петербурге, завершивших образование в Европе. Об одном из них, Куницине сказано выше; добавим характеристику его питомца: «Он создал нас, он воспитал наш пламень…им чистая ломпада зажжена». Одни из наставников явные монархисты, другие в «либеральном» 1811 году не скрывают республиканских убеждений. Непонятно, каких взглядов придерживается де Будрис, родной брат якобинца Марата (брат якобинца в императорской высшей школе! Сталина бы на него!). В помощь штатным наставникам частые гости Лицея – знаменитые русские писатели Дмитриев, Державин, Жуковский, Батюшков, Карамзин…



Но образовывают лицеистов первого выпуска не только они. Учит само время, грозные и величавые события в Европе и Отечестве. Иван Пущин: «Жизнь наша лицейская сливается с политическою эпохою народной жизни русской: приготовлялась гроза 1812 года. Эти события сильно отразились на нашем детстве. Началось с того, что мы провожали все гвардейские полки, потому что они проходили мимо самого Лицея.; мы всегда были тут, при их появлении, выходили даже во время классов, напутствовали воинов сердечною молитвой, обнимались с родными и знакомыми; усатые гренадеры из рядов благословляли нас крестом. Не одна слеза тут пролита!». Ещё раньше написал жилец «нумера» 14: «Россия двинулась, и мимо нас волной// Шли тучи конные, брадатая пехота// И пушек медных светлый строй».

Учителя и события, внутренний голос самих лицеистов внушают им ценить больше всего на свете дружбу – больше любви, больше карьеры. В 1825 году выпускник, князь Горчаков, рискуя положением на службе в МИДе, встретится с опальным поэтом, позже будет пытаться устроить побег Пущину, уже разыскиваемому полицией за участие в выступлении декабристов. У лицеистов ускоренно развивалось чувство собственного достоинства и уважения к личности другого человека. Приходило понимание, что «все воспитанники равны ... а потому никто не может презирать других или гордиться перед прочими чем бы то ни было», что преподавателям и гувернерам нужно всегда говорить правду, «ибо лгать начальнику значит не уважать его». Всё реже барчуки кричали на дядек или бранили их. П.Бартенёв отметит особенность самого известного лицеиста: он «легко сходился с мужиками, дворниками и вообще с прислугою».

Самое главное, что вынесли воспитанники из стен этой школы, – это убеждение, что они должны жить, трудиться «для Общей Пользы». Такую пользу увидит в незавидной должности московского надворного судьи Иван Пущин, сын сенатора, к тому времени гвардейский офицер. Простые люди нуждались в честном защитнике их интересов. Как кому, а мне видится в этом поступке наивысшая концентрация лицейского духа.
.

Выпускники


Пойдёт 14 с половиной лет со дня открытия Царскосельского лицея, и новый император, Николай I, после беседы с одним из лицеистов первого выпуска, скажет свитским: «Я только что разговаривал с умнейшим человеком России». Минует ещё несколько десятилетий, и Россия, после унижения Крымской войны, обретёт «Железного канцлера», способного вернуть ей былую славу, – из лицейских, того же выпуска. А в промежутке тех лет на карте мира появится мыс, названный в честь лицеиста, ставшего известным мореходом. И, кроме отмеченных здесь фигур российской и мировой истории, ещё шестеро выпускников Лицея первого набора, станут гордостью Отечества. 9 из 26, достигших гражданской зрелости, – треть! Назовите мне другую школу с такой плотностью замечательных личностей одного только выпуска.
.

Стихотворное послесловие


В последнем стихотворении А. Пушкина к годовщине Лицея (окт. 1836 г.) есть такие строки: «Была пора: наш праздник молодой//Сиял, шумел и розами венчался...// Прошли года чредою незаметной,// И как они переменили нас!..// Чему, чему свидетели мы были!// Игралища таинственной игры,// Металися смущённые народы//И высились и падали цари…»

На эти строки я откликаюсь стихотворением, написанным накануне 200-летия Лицея:

Пришла пора: 200-й год Лицей
Под Пушкинской звездою отмечает;
Тень светлая у лестницы встречает
В заветный день, в урочный час гостей.
Ведёт наверх, где золотою стала
Впервые лира русского певца.
Мятежных лет прекрасное начало
В чертогах дивных царского дворца.

Ходов кровавых мировой игры
За 200 лет свидетели мы были.
Святую Русь они разъединили,
Не кличет Дивъ, угасли алтари;
Сердца мертвеют, огрубели нравы,
Беднеет речь… Но есть в стране моей
Спасенья светоч, храм ума и славы –
Наш Царскосельский, Пушкинский Лицей.

Иллюстрации:

1. Реймерс, И. Ф. - Портрет графа Михаила Михайловича Сперанского;
2. Царскосельский Лицей;
3. Парк Екатерининского дворца;
4. Интерьер одного из залов музея Пушкинского Лицея;
5. Большой зал Лицея. Экзамен в присутствии Державина, совр. авт.

http://www.ruvek.ru/?module=articles&action=view&id=6211
Прикрепления: 3721753.jpg (28.6 Kb) · 2439707.jpg (156.3 Kb) · 7345213.jpg (85.2 Kb) · 9183827.jpg (112.6 Kb) · 5830328.jpg (177.2 Kb) · 0661488.jpg (19.3 Kb)
 
Елена_ФёдороваДата: Четверг, 20.10.2011, 00:59 | Сообщение # 5
Группа: Модераторы
Сообщений: 5559
Статус: Offline
День Лицея на высшем уровне
19-10-2011

В Пушкине проходят торжества, посвященные 200-летию Императорского Царскосельского лицея. В торжественной церемонии «Лицея день заветный» у памятника Пушкину в Лицейском саду принял участие премьер-министр правительства России Владимир Путин.





Фото: Петр Ковалев/Интерпресс


http://www.interpress.ru/index.php?page=group&group_id=30043

Информационный портал русской общины в Эстонии

Царское Село:
«Сады Лицея» встретили гостей первым снегом и металлоискателями

20.10.2011 10:45:32


Фото Максима Горскова

Исторически сложилась так, что дату 19 октября – День Лицея – россияне привыкли считать кульминацией золотой осени в Царском Селе. Именно в этот день многочисленные гости стекаются в город Пушкин, чтобы погулять и насладиться красотой осенних парков.

Но, к сожалению, питерский климат суров: к середине октября уже заметно холодает, а воспетая поэтами золотая листва почти начисто облетает с деревьев.

Очевидцам, побывавшим на празднике в Лицейском саду 19 октября 2011 года, этот день запомнится не только 200-летним юбилеем Лицея. И даже не тем, что приезжал Путин (хотя и это, бесспорно, народ не забудет: из-за прибытия премьера начало праздничной церемонии сдвинули почти на час). И все же самые яркие впечатления и самые эмоциональные высказывания горожан были связаны с природной аномалией: в этот день в Пушкин внезапно пришла зима. Настоящая зима – с мокрым снегом, пронизывающим ветром и гололедом на дорогах.

Непогода была тем более неприятна, что по случаю юбилея полицейские перекрыли все подходы и подъезды к Лицею. Попасть в Лицейский сад можно было только одним путем – пройдя через железные ворота с металлоискателями. Почетным гостям тоже запретили подъезжать к заветному зданию Лицея слишком близко: даже потомки лицеистов, которых высадили из автобуса, вынуждены были идти пешком под снегом и дождем.

Торжественная церемония у памятника Пушкину должна была начаться ровно в полдень, но не началась. Не началась она и в половине первого. Стрелки часов неумолимо двигались вперед, ветер свирепствовал, а толпа, ожидающая открытия праздника, медленно начинала закипать.

От холода люди переминались с ноги на ногу, пританцовывали и маршировали под аккомпанемент духового оркестра. «Пора, мой друг, пора!» – раздавалось с одной стороны. «Имейте уважение к народу!» – кричала другая сторона. Время от времени вокруг раздавались чуть ли не революционные призывы.

Причину затянувшегося ожидания людям не объяснили. «Говорят, сейчас Путин приедет», – шептались в толпе. Большинство собравшихся в Путина все же не верили – до последнего момента. Зато когда за оградой Лицейского сада наконец показался черный кортеж с мигалками, ликованию публики не было предела.

Улыбаясь народу, Председатель Правительства РФ возложил цветы к памятнику Пушкину-лицеисту, произнес со сцены небольшую речь о значении Царскосельского Лицея в русской истории и культуре, после чего торжественно покинул город Пушкин.

С его отъездом толпа в Лицейском саду заметно поредела: сотрудники музея Пушкина, представители администрации, журналисты и почетные гости отправились греться в Лицей. Смотреть тематическую театрализованную часть праздника и церемонию посвящения в школьники остались только самые стойкие и морозостойкие.

Все дальнейшие торжества – открытие мраморного бюста М.М.Сперанского, открытие музея-квартиры С.Г.Чирикова и вечерний концерт с участием Василия Ланового и Олега Погудина – проходили уже за закрытыми дверями Лицея.

Народу в этот день подарили только праздничный фейерверк, воссозданный по чертежам 1811 года, который, впрочем, оказался не столько зрелищным, сколько любопытным с исторической точки зрения. Пиротехническое шоу, вызывавшее восторг публики двести лет тому назад, не смогло удивить искушенных зрителей XXI века. Хотя, пожалуй, организаторы и не ставили перед собой такой задачи.

Свою главную задачу они выполнили с лихвой: праздник 200-летия со дня основания Императорского Царскосельского Лицея запомнится горожанам на долгие годы.

Автор: Варвара Любопытная, www.gorod-pushkin.info

http://www.baltija.eu/news/read/20642


20.10.2011

В Пушкине проходят торжества,
посвященные 200-летнему юбилею Императорского Царскосельского лицея


Праздничные мероприятия начались с торжественного гашения юбилейного конверта в музее-лицее. Частью праздника станет открытие бюста автору проекта лицея – государственному деятелю Михаилу Сперанскому.

На официальное празднование юбилея были приглашены потомки выпускников лицея. Одними из главных гостей станут потомки А.С. Пушкина – бельгиец Александр Пушкин, его жена Мария Пушкина-Дурново и герцогиня Александра Аберкон.

Учебное заведение, открытое в Царском селе по указу императора Александра I, было самым прогрессивным по тем временам. Лицейское образование приравнивалось к университетскому. Программа была ориентирована на подготовку государственных просвещённых чиновников высших рангов. Четкий устав, жесткая дисциплина и не менее семи учебных часов в сутки. Первый же выпуск принес лицею историческую славу. Среди выпускников – Пушкин, Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер.

http://vkontakte.ru/feed#/poezy
Прикрепления: 8502709.jpg (46.1 Kb) · 5530946.jpg (39.4 Kb) · 2804462.jpg (30.1 Kb) · 0218742.jpg (36.2 Kb) · 5967887.jpg (76.9 Kb) · 1756300.jpg (16.4 Kb)
 
Елена_ФёдороваДата: Четверг, 20.10.2011, 05:36 | Сообщение # 6
Группа: Модераторы
Сообщений: 5559
Статус: Offline




Разные дети – тихони и шалуны.
Хочется им пожелать только хорошего!..
…Тогда – надежда и будущее страны.
Сегодня – её блестящее прошлое…


Прикрепления: 8902835.jpg (49.3 Kb) · 4895563.gif (21.2 Kb) · 8450516.jpg (24.3 Kb)
 
МаргаритаДата: Воскресенье, 19.02.2012, 17:59 | Сообщение # 7
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 2023
Статус: Offline
«Лицея день заветный...»

«Государственным праздником» назвал 200-летие императорского Царскосельского Лицея директор Всероссийского музея A.C. Пушкина Сергей Михайлович Некрасов. Подтверждением его слов можно считать визит на юбилейные торжества премьер-министра Российской Федерации Владимира Путина.

«Там будет бал, там детский праздник...»

Торжества в Лицее начались 15 октября с Большого Лицейского бала. Хотя, нужно сказать, и сам бал был венцом «детской» части юбилейного фестиваля «Царскосельская осень». Приглашались туда победители творче­ских конкурсов, а также их учителя и родители. Кстати, за участие в Большом бале борются порой не один год. Попасть на него - счастье и честь.

Проводится бал в главном зале Ли­цея, в том самом, где «старик Державин нас приметил». Барышни в кринолинах, юноши в нарядных, порой стилизован­ных под начало XIX века костюмах... А компанию им в этот раз составили будущие блестящие морские офицеры, воспитанники Кронштадтского морского кадетского корпуса.

Танцы, игры, фанты, домашний театр, романсы, викторины - все это было на балу. Участники очень старались спра­виться с фигурами старинных танцев, но лучше и веселее всех получалась все же более близкая к нашему времени поль­ка. Когда спало напряжение и смущение первых минут, ребята стали самими собой: на балу веселилась молодежь. И совсем неважно, во что одеты барышни и кавалеры. Хотя, честно говоря, узнать после бала девчонок, снявших криноли­ны и распустивших локоны, натянувших привычные джинсы и кроссовки, было практически невозможно. Разве что по еще не остывшему блеску в глазах...

Готовили и проводили бал сотрудники отдела музейной педагогики Музея-Лицея, а помогали им выпускники Санкт-Петербургского колледжа культуры.

Наука – юбилею

Приуроченный к юбилею фестиваль «Царскосельская осень» включал в себя не только праздничные мероприятия. Так, в его рамках проходила Междуна­родная конференция «Императорский Царскосельский (Александровский) Лицей в истории России». Докладчиками на нем были как российские ученые-пушкинисты, так и гости из Германии, Англии, США. Нашу страну представля­ла Алла Ильинична Беленкова, хранитель музея «A.C. Пушкин. Век XX» таллиннского Линнамяэского русского лицея. Ее доклад о лицейских собрикетах (на современном языке - прозви­щах) был одним из самых интересных.
Продолжался научный форум два дня, и для его проведения большой зал Лицея превратился из бального в конференц-зал.

Просто хорошие люди

«Это премия, которую группа интел­лигентных людей вручает другой группе интеллигентных людей», - так охаракте­ризовал Царскосельскую художествен­ную премию директор ВМП Сергей Некрасов. Это была уже девятнадцатая церемония награждения.
Царскосельская премия - премия частная, основали ее Всероссийский музей A.C. Пушкина и группа творческих людей - писателей, художников, артис­тов. Финансируют же ее меценаты, первый из которых - житель города Пуш­кина Борис Блотнер. В этом году награду получили актер Армен Джигарханян, литовский актер и дипломат Юозас Будрайтис, поэт и многолетний редактор журнала «Юность» Андрей Дементьев, писатель Анатолий Найман, режиссер Юрий Мамин, клоун Леонид Лейкин, актер и режиссер, основатель и храни­тель музея своего отца Владимира Высоцкого Никита Высоцкий, директор музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме Нина Попова и известная, любимая многими поколениями актриса Татьяна Доронина.
Автору довелось пообщаться со многими из лауреатов. Запомнились слова сожаления, сказанные Будрайти­сом по поводу русского языка в странах Балтии: «Я горжусь тем, что знаю этот великий язык, горжусь тем, что научил ему своих детей, и очень сожалею, что мои внуки уже почти не говорят по-русски. Это для меня, да и для всех наших народов, большая беда».
Никита Высоцкий - интересный собе­седник, но очень грустный человек. Создается впечатление, что в его душе поселилась какая-то неизбывная обида. Он с жаром бросается защищать близких ему людей, услышав о них что-либо худое. Именно такой была его реакция на нелицеприятное высказыва­ние режиссера Мамина о Константине Эрнсте. Пусть юбилей Лицея - не место и не время для таких дискуссий, но это -позиция. О себе же говорит, что делает то, что должен делать, и старается делать это хорошо.
Андрей Дементьев читал в зале Лицея свои последние стихи. Без патетики: о жизни, о судьбах России...

Пушкин и Путин

Визит Владимира Путина оставил двойственное впечатление. Премьер России сказал в Лицейском саду, у памятника Пушкину, прекрасные слова. Но до этого было часовое ожидание его появления под мокрым снегом и дож­дем. Начало праздничной церемонии было объявлено в 12 часов, к этому времени, несмотря на непогоду и рамки металлоискателей на всех прилегающих улицах, и собрались люди с букетами, с томиками Пушкина. И шли, собственно, к Пушкину, а попали к Путину.
Долгое ожидание вызвало недоуме­ние: почему нельзя было начать церемонию до приезда премьера? Ведь тут же мокли и мерзли два оркестра, стояли артисты. А в числе пришедших к памятнику было много детей, причем со всей России: их специально привезли на праздник из самых разных городов. Неужели бы Владимиру Владимировичу не дали выступить в любое время, дескать, вы тут, господин Путин, пока в сторонке покурите, мы тут празднуем...
А вот когда премьер появился, стало грустно. Больно было смотреть на пен­сионеров, людей преклонного возраста, бегущих по нарядным клумбам, пере­прыгивающих скамейки, пытающихся смять охрану... Премьер, впрочем, вел себя достойно: старался ответить на вопросы, поприветствовать и ободрить людей. А с молодой парой, у которой в этот день была свадьба, Владимир Путин нашел возможность сфотографи­роваться. Однако впечатление было смазано.

Великолепно!

В главный день праздника, 19 октяб­ря, событий было много. Это и открытие бюста автору проекта Царскосельского Лицея Михаилу Михайловичу Сперанс­кому, установленного к юбилею в фойе Лицея. И специальное гашение марки и юбилейного конверта. И открытие новой мемориальной экспозиции «Квартира С.Г. Чирикова, гувернера и учителя рисования в Царскосельском Лицее».
Но главными, конечно, были торже­ственное собрание и праздничный кон­церт, посвященные 200-летнему юби­лею. Проходили они все в том же большом зале Лицея, превратившемся на этот раз в концертную площадку.
Великолепный Василий Лановой, блестяще читавший Пушкина, заставлял зал плакать и смеяться. За полчаса своего выступления он создал малень­кий спектакль, состоявший из стихов, воспоминаний и поздравлений.

Певец Олег Погудин лично на меня произвел ошеломляющее впечатление. Обычный парень среднего роста, с ко­торым только что пришлось общаться и помогать разместить его струнный квар­тет, запел... Впечатление было такое, что в зале включили мощнейшую сте­реосистему. Романсы на стихи Пушкина и на музыку лицеистов, русские песни -все это звучало настолько мощно и красиво, что даже не владеющим в совершенстве русским языком наслед­никам лицеистов из разных стран мира, которых было немало в зале, не требо­валось никакого перевода.

В эти лицейские дни было видно, как много значит Пушкин для России и для всех русских людей. И не только русских. Воистину магическое действие его стихов объединяет всех, вне зависимо­сти от национальности и возраста. И жители Силламяэ очень скоро смогут в этом убедиться: 31 октября в Централь­ной библиотеке начинается V Пушкинс­кий конкурс «Опять я ваш, о юные друзья...». Наши дети будут читать Пуш­кина!

Виталий ШКОЛА

«Силламяэский вестник» № 86, четверг, 27.10.11

http://www.slib.ee/ru....avetnyj


Dum_spiro,_spero!_(лат.)
Пока_ дышу,_надеюсь!


Сообщение отредактировал Маргарита - Воскресенье, 19.02.2012, 19:31
 
Елена_ФёдороваДата: Воскресенье, 19.02.2012, 18:33 | Сообщение # 8
Группа: Модераторы
Сообщений: 5559
Статус: Offline
Сообщение Маргариты «Лицея день заветный...» перенесено из темы «Царскосельская премия».
 
Наталья_КДата: Суббота, 24.03.2012, 13:47 | Сообщение # 9
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 2255
Статус: Offline
200 лет назад был создан Царскосельский лицей
19.10.2011 10:10

Автор: Лариса Худикова



В этот день, 19 октября, 200 лет назад в Царском Селе под Санкт-Петербургом был создан лицей – высшее учебное заведение для детей дворян. Точнее, это было 1 ноября (по новому стилю), но юбилей будут отмечать именно в этот день, прославленный стихотворением Пушкина "19 октября" как "Лицея день заветный".

Спустя два века имена первых выпускников Царскосельского лицея известны образованным людям не только в России, но и во многих других странах мира: Вильгельм Кюхельбекер, Иван Пущин, Константин Данзас, Антон Дельвиг, Федор Матюшкин, Александр Горчаков. И, конечно же, Александр Пушкин, посвятивший своим друзьям по лицею эти знаменитые строки:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

Традиционно каждый год 19 октября к бронзовому лицеисту, сидящему на скамейке в Лицейском саду, приходит множество людей. Они приносят живые цветы не только к памятнику поэту, но и в знаменитую комнату №14 в здании Лицея, где с 1811-го по 1817 год занимался и писал свои первые стихи Александр Пушкин.

В бывшем Царском Селе (ныне городе Пушкине) работает Мемориальный музей-лицей. В нем воссоздана та самая обстановка, в которой жили и учились лицеисты первого и, как оказалось, самого блистательного выпуска, впоследствии названного "пушкинским".

На основе архивных материалов здесь восстановлены в прежнем виде мемориальные помещения третьего и четвертого этажей, где в основном и проходила жизнь воспитанников.

Накануне 200-летнего юбилея лицея в Пушкине-Царском Селе прошло множество интересных мероприятий. И не только у самого здания лицея. Зрителями и даже участниками исторического представления гости стали на перроне Царскосельского вокзала, в Лицейском саду, на станции петербургского метро "Пушкинская".

В залах музея-лицея и Царскосельском дворце бракосочетания (Запасном дворце) прошли торжественные балы для молодежи, посвященные юбилею лицея. А гуляния, театрализованные экскурсии и представления, тематические фестивали, конкурсы и концерты здесь уже начались с 15 октября.

Кроме того, как сообщает администрация Санкт-Петербурга, к юбилейной дате планируется выпуск почтовой марки и конверта, будут установлены бюсты создателям Лицея Александру I и Михаилу Сперанскому.

В сам знаменательный день - 19 октября - в стенах Лицея прошли праздничные мероприятия с участием потомков лицеистов, зрители увидели реконструкцию исторического фейерверка по чертежам 1811 года. По традиции в этот день возложили цветы к памятнику Пушкина в Лицейском саду. Ну, а вечером в Царском Селе состоится концерт.

"И каждый из присутствующих сможет что-то сказать о том, что значит Лицей в его жизни. Например, Олег Погудин споет нам не просто романсы, а романсы Михаила Яковлева, соученика Пушкина. Наши гости из Москвы исполнят произведения лицейского учителя музыки Теппера де Фергюссона. Хор мальчиков академической Капеллы исполнит тот самый гимн Лицея, текст которого написал Дельвиг, а музыку Фергюссон. Пока рано говорить о программе точно. Надеюсь, что многие именитые артисты, с которыми мы ведем переговоры, примут участие", - сказал директор Всероссийского музея А.С. Пушкина Сергей Михайлович Некрасов.

http://www.vesti.ru/doc.html?id=604611
Прикрепления: 2129266.jpg (23.0 Kb)


"каждый выбирает для себя тот голос, который скажет вдруг «ему, и никому другому» что-то неотвратимо важное для его личного бытия". (Ким Смирнов)

Сообщение отредактировал Наталья_К - Суббота, 24.03.2012, 13:47
 
Форум клуба » ДРУГИЕ ТЕМЫ » События и памятные даты » Царскосельскому Лицею - 200 лет (19 октября 2011 г.)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Сегодня здесь были:  | Елена_Фёдорова | Стелла | Нина_Данова | Тамара_Капунина
Самые активные:  | Елена_Фёдорова | Наталья_К | Маргарита | Вера_Александровна | Ада | Инна_И | НинаПодгорнова | Нина_Данова | Наталья_С | Татьяна_Соловьёва
Новые участники:  | Evgeniakana | Наталья_Гончарова | Мариша | Маятская_Светлана | Romma | Василий_Рузаков | Елена_З | Мария_Егоровa | Владимир_ | Анастасия_П
 
Мини-чат
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные участники
 
Copyright © Юрий Ермолаев. Арт-студия журнала «Русская элегия». 2008, 2024Используются технологии uCoz