Умерла Людмила Макарова
| |
Елена_Фёдорова | Дата: Пятница, 30.05.2014, 13:32 | Сообщение # 1 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 5722
Статус: Offline
| В Петербурге умерла актриса Людмила Макарова 30 мая 2014, 11:53
Санкт-Петербург, 30 мая (Александра Будер). В Петербурге на 93-м году жизни скончалась советская и российская актриса театра и кино Людмила Макарова.
Как сообщили корреспонденту «БалтИнфо» в Большом драматическом театре им. Товстоногова актриса умерла в пятницу 30 мая, в 9.10 МСК, дата и время прощания со знаменитой актрисой пока неизвестны.
Актриса родилась в Петербурге в 1921 году. В 1938 году поступила в студию при Ленинградском Большом драматическом театре, тогда же была принята во вспомогательный состав театра и дебютировала на сцене в эпизодической роли Мальчишки в спектакле «Кубанцы».
В 1941 году Людмила Макарова окончила студию и была принята в труппу БДТ. После начала войны Большой театр был эвакуирован в Киров, ее муж актер Ефим Копелян ушел добровольцем на фронт, сама она осталась в Ленинграде. С 1941 года и до окончания войны служила в Театре Балтийского флота. В 1945 году Макарова вернулась в Большой драматический театр. Сценическую карьеру актрисе приходилось начинать в те времена, когда не только БДТ, но весь советский театр переживал кризис и терял зрителей. Она начинала как лирическая героиня.
За время своей карьеры Макарова сыграла в фильмах «Два капитана», «Девочка и крокодил», «Улица полна неожиданностей», «Отцы и дети», «Мертвые души», «Еще не вечер», «Ослиная шкура», «Тайна Снежной королевы».
В театре она сыграла около 50 ролей, самая известная из которых – «Ханума».
http://www.baltinfo.ru/2014....-428594
Ранее на форуме: Ханума разменяла десятый десяток (Людмиле Макаровой – 90 лет!) http://oleg-pogudin.elegos.ru/forum/33-1454-1
|
|
| |
Елена_Фёдорова | Дата: Воскресенье, 01.06.2014, 03:40 | Сообщение # 2 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 5722
Статус: Offline
| Жажда жизни: Памяти Людмилы Макаровой 30 мая 2014, 17:00
Фото из архива БДТ им. Г.А.Товстоногова
Сегодня не стало Людмилы Иосифовны Макаровой, «нашей Ханумы», актрисы из уникальной коллекции Товстоногова, народной артистки СССР, которая всю свою творческую жизнь посвятила одному театру – ленинградскому, петербургскому БДТ. И хоть все ее сценические шедевры созданы в советское время, трудно представить себе более несоветскую актрису, более асоциальную, более театральную в самом чистом, радостном, праздничном смысле этого слова.
Множество выдающихся образов, созданных разными артистами на театральной сцене в советскую эпоху, можно было бы определить фразой-заголовком одной из самых популярных пьес Виктора Розова «В поисках радости». А Людмила Макарова пришла в театр уже с радостью – с открытой, неуемной, сокрушительной радостью жизни как таковой, без дополнительных определений и поводов. Ее героини были витальны, не благодаря, а вопреки всем заботам и проблемам – хоть в Горьком, хоть в Грибоедове, хоть в Чехове. Она словно бы самой своей актерской природой отменяла ту обязательную тоску, которая заложена была в великих русских классических текстах, и те непременные трудности и тернии на пути к счастью, которые считались приличными героям советского периода. Ее Катя с телеграфа в «Пяти вечерах», ее Елена в «Мещанах», ее Мамаева в комедии «На всякого мудреца довольно простоты» излучали такую мощную энергию, что она действовала гипнотически, сопротивляться ей было невозможно, как невозможно сопротивляться буйству весеннего цветения, чарам любви, магии подлинного театра. Макарова – это тот случай, когда ни у кого не оставалось вопросов, почему Андрей Прозоров – Олег Басилашвили, тонкая душа, скрипач и почти профессор, выбирал Наташу: «угнетенный воспитанием» и вырвавшийся на свободу после смерти отца он, конечно же, не мог устоять перед этим искрящимся взором (даже из-под стыдливо опущенных век), перед этим женским полнокровием и умопомрачительными ямочками на щеках, сочетавшимися с бытовой цепкостью и устойчивостью. Определение «пошлость» применительно к героине Макаровой неуместно, ее практичность не имела отношения к мещанству как социальному явлению, она была естественна, природна.
А что уж говорить о Хануме в нестареющем спектакле Товстоногова 1972 года, легендарной грузинской свахе, которая дала фору всем прошлым и будущим свахам Островского, которая стала нашей, родной, любимой Ханумой. Всё – от знатных бровей и изящных (как ни забавно это звучит) усиков, до роскошного бюста и бисерной, забористой речи – работало на этот цельный, колоссальный, хотя и совершенно комичный, женский образ. Макарова – Ханума была символом победы молодости над старостью, искренней юной любви над корыстью и похотью, отваги над трусостью. В этой удивительной сказке для взрослых большая актриса, шутя и играя в поддавки с партнерами и зрителями, давала уроки самоиронии и владения ситуацией. Это была самая настоящая театральная терапия – отчаиваться, унывать, оправдывать бездействие безысходностью положения, познакомившись с такой Ханумой, было решительно невозможно. И это тот редкий случай, когда телевизионная версия сохранила практически полностью магическое воздействие спектакля. Её и сейчас, к счастью, можно легко найти в Интернете. Безусловно, Ханума – не самая мощная и значительная роль Макаровой, но самая любимая, самая народная, самая тотально жизнеутверждающая. Это было то развлекательное Искусство с большой буквы, которым безупречно владел мастер Товстоногов, и секрет которого, кажется, сегодня невозвратно забыт, как секрет сушеной вишни, которого не помнит даже Фирс.
Людмила Иосифовна Макарова прожила жизнь настолько долгую, что иногда кажется, что и не одну. Дебютировала студенткой студии при Ленинградском Большом драматическом театре – в спектакле всенародного кумира Бориса Бабочкина (Чапаева) – сыграла эпизодического черномазого мальчишку в его «Кубанцах» в 1938 году. Даже фотография сохранила светлый взгляд с бесконечным количеством вопросов к миру и бесконечным же интересом к нему. В мае 1941 года, уже поступив в труппу, вышла замуж за самого безупречного мужчину российской сцены – Ефима Копеляна. Война разлучила молодых супругов – Копелян ушел добровольцем в народное ополчение, Макарова провела войну в Ленинграде, став актрисой Театра Балтийского флота – играла в портах, куда артистов доставляли на лодках, была занята в знаменитом спектакле «У стен Ленинграда», который представляли в ДК Выборгский. Награждена медалью «За оборону Ленинграда». После войны супруги встретились и больше уже не расставались. «Характерно, что Макарова прожила всю жизнь с так называемым мыслителем – Ефимом Захаровичем Копеляном, – написала Елена Горфункель, один из главных исследователей художественного феномена БДТ. – С первого спектакля «Когда цветет акация», где они оба играли ведущих, они составили контрастную пару. Он был немного старовер, консерватор, а она играла такую юную и немножко ветреную его оппонентку. И вот этот же расклад характеров они сохраняли на протяжении всей жизни».
«Всей жизни» – это значит, до смерти Копеляна в 1975 году. Почти сорок лет Людмила Макарова прожила вдовой, в 2005 потеряла еще и сына. Но жажды жизни, остроты ума, серьезности и живого интереса по отношению к профессии, к ролям, к своему театру, не утратила и в годы после смерти Товстоногова, когда почти не играла ролей или, во всяком случае, не играла того, что имманентно ее природе. Та же Горфункель сказала о ней по случаю 90-летия: «Макарова умеет быть гармоничной даже в самые несчастливые периоды своей жизни. Я помню, когда был юбилей БДТ, на конференции, ему посвященной, сидела только она одна. Другие актеры приходили-уходили, а Людмила Иосифовна выслушала все от начала и до конца».
К своему 80-летию она сыграла Памелу Кронки – роль в пьесе «Как пришить старушку» Д.Патрика (спектакль назывался «Дорогая Памела»). Начиналось там всё, как в самом настоящем бенефисе. Юбилярша выходила на сцену и произносила: «А вот и я» – и зал обрушивался на нее лавиной благодарных, оглушительных аплодисментов. Эту пьесу сыграли десятки юбилярш на просторах нашей необъятной Родины, но Макарова создала существо уникальное – в том как эта по сути бомжиха расставляла скляночки, найденные на ближайшей помойке, как обживала полуразрушенное пространство заброшенного дома, было нечто абсолютно комфортное, женственное, уютное. Но вот появлялись партнеры – а по сюжету бандиты, намеренные разделаться с неудобным «божьим одуванчиком» – и случалось невероятное: голос бабули начинал звучать звонко, молодо, на мир и «этих странных мужчин» она глядела из-под шляпки хитрым прищуром, иронизируя интонациями в каждой реплике. А уж когда начинала вправлять позвонок горе-преступнику, то демонстрировала буквально джигитскую хватку. Вот эта удивительная способность «привлечь к себе любовь пространства», не говоря уже о людях, не исчезла с возрастом, а разве что усилилась.
Была еще Гиза, сыгранная к юбилею Зинаиды Шарко в восстановленных «Кошках-мышках» И.Эркеня в 2009 году. Макарова в нем не покидала своего кресла и была подчеркнуто, непривычно рассудительной и серьезной. Не то, чтобы радость в ней померкла – нет. Просто появилось – впервые, почти в 90 лет – стремление соблюсти приличествующие возрасту ритуалы: собрать все, что сохранила память, разложить по полочкам, приготовиться к чему-то очень важному и неизбежному. На фоне легкомысленной героини Шарко мудрость Гизы – Макаровой, ее покой выглядели почти монументальными и крайне уместными.
Впрочем, Макарова, как говорят те, кто были с ней до последнего, так и не научилась истериковать, нагнетать панику, создавать другим проблемы. Она ушла, оставив здесь, нам, свое неповторимое тепло и жажду жизни. И в эти минуты вспоминаются её заразительный смех, её брызжущая через край радость бытия и слова её Памелы, которая запросто, за чаем с печеньями цитировала Шопенгауэра: «Смерть страшна только со стороны. А для себя смерти нет».
Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру» http://calendar.fontanka.ru/articles/1600
Фото из архива БДТ: http://calendar.fontanka.ru/articlereports/1600#slide=0
|
|
| |
Елена_Фёдорова | Дата: Воскресенье, 01.06.2014, 03:41 | Сообщение # 3 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 5722
Статус: Offline
| 31 мая 2014, 02:41
Прощание с Людмилой Макаровой пройдет в историческом здании БДТ на Фонтанке, похороны – на Литераторских мостках
Как сообщила пресс-служба Большого драматического театра, проститься с Людмилой Иосифовной Макаровой можно будет 3 июня 2014 года, во вторник, с 10.00 до 12.00 в основном здании БДТ им Г.А. Товстоногова (наб. р.Фонтанки, д.65).
Похороны состоятся 3 июня 2014 года в некрополе «Литераторские мостки» на территории Волковского православного кладбища, где похоронен муж Людмилы Макаровой, народный артист СССР Ефим Копелян.
Отпевание начнется в 12.30 в Храме Воскресения Словущего, расположенном на территории некрополя «Литераторские мостки» (ул. Расстанная, д. 30).
Как уже сообщала «Фонтанка», народная артистка СССР Людмила Иосифовна Макарова ушла из жизни 30 мая в 9 часов 10 минут на 93 году жизни.
Всю свою творческую жизнь актриса провела в единственном театре – ленинградском, петербургском БДТ, став одной из самых ярких индивидуальностей в истории этого славного театра и среди своих коллег, собранных Г.А.Товстоноговым. Некролог от театра подписали все артисты труппы – включая корифеев БДТ Алису Фрейндлих, Олега Басилашвили, Эдуарда Кочергина, Валерия Ивченко, Нину Усатову, Зинаиду Шарко, Геннадия Богачева, Георгия Штиля, Елену Попову, Валерия Дегтяря, а также художественного руководителя БДТ им. Г.А.Товстоногова Андрея Могучего.
Фонтанка.ру
http://calendar.fontanka.ru/articles/1603
|
|
| |
|