Два интервью с Михаилом Казиником в городе Белая Церковь (Украина)
24 мая 2009 г. Михаил Казиник - человек, излучающий свет гениальности...
Общество детей-инвалидов и их родителей «Аюрведа» уже во второй раз организовало встречу белоцерковчан с воистину гениальным человеком, крупным общественным деятелем, искусствоведом, скрипачом с мировым именем, профессором Драматического института Стокгольма и Высшей школы бизнеса Скандинавии, исследователем в области музыкотерапии, режиссером и актёром стокгольмского театра «Teatrstudio Lederman», Членом Международной ассоциации писателей и публицистов (APIA), экспертом и ведущим Нобелевского концерта, великим философом и мыслителем наших дней Михаилом Семеновичем Казиником. Большой честью для нас стала возможность пообщаться с этим человеком после его выступления.
Михаил, Вы уже во второй раз в Белой Церкви. От каждой встречи с Вами у публики остаются неизгладимые впечатления, а что можете сказать о своих ощущениях от этих встреч Вы?
Я просто чувствую, что колоссальное сопротивление в какой-то степени отходит, ослабевает. При этом я понимаю, что ни одной, ни двух встреч не хватит для того, чтобы окончательно его преодолеть - зомбирование людей идет круглосуточно, без выходных, без пауз. Мне же приходится приносить свою волну, свою энергию только эпизодами. Я знаю, что какое-то количество людей здесь буквально пробуждаются - я вижу это по отзывам, по впечатлениям, по глазам. Кто-то же через 15 минут после выступления попадет в обычную для себя среду, отряхнется и дальше будет позволять себя зомбировать. Поэтому я понимаю, что, приезжая в Белую Церковь, я провоцирую невероятное столкновение энергий: против меня энергия историческая, энергия ГУЛАГов, голодоморов, энергия масс-медиа, политики и многого другого, а я стою только с Моцартом, Бахом, Бетховеном, Шопеном - я верю в их преобразующую силу. Ведь искусство и культура - это единственное, что объединяет людей. На уровне плебса всё разъединяется по национальным, религиозным, политическим признакам, а вот на уровне демоса, на уровне культуры все едины, потому что люди занимаются одним и тем же. Поэтому моя задача объединить людей не разговорами о том, что все едины, не разговорами о том, что это неправильно, это политически неверно, а сделать так, чтобы они сами это поняли через культуру, через искусство. Что же касается непосредственно белоцерковской публики, могу сказать, что много людей эмоциональных, очень много красивых внешне людей. Надеюсь, что к пятой-шестой встрече с белоцерковчанами будет происходить то же, что и в других, больших и маленьких городах бывшего Советского Союза, в которых я выступал: люди начнут понимать истинную ценность искусства, пересматривать свое отношение к жизни. Кто знает, возможно, я работаю даже не на сегодняшнее поколение, а на новую генерацию еще ни о чем не подозревающих и не родившихся потомков. Хотя ближайшие результаты я, конечно же, надеюсь увидеть уже скоро.
Складывается впечатление, что Вы - человек Вселенной: родились Вы в Питере, живете в Стокгольме, с невероятным упоением рассказываете
об украинской культуре. Какую страну Вы считаете своей родиной?
В прессе всего мира меня действительно называют человеком планеты. Для меня украинская и русская культура настолько едины, что я не могу
их разорвать. Ведь если сейчас убрать все взаимовлияния этих культур - не было бы ни той, ни другой. Русские, украинцы и белорусы - потомки болгарского языка, вся их культура построена на творении Кирилла и Мефодия. Посему разделять их, причислять себя к отдельному народу я не могу.
Вопрос к Вам, как к истинному мудрецу: сколько осталось жить нашей планете?
Все зависит от нас. Мы живем во время, хорошее и нехорошее одновременно. Хорошее потому, что гигантская масс-медийная система дает нам доступ к великому: к Баху, Бетховену, к великим сокровищам Вашингтонской библиотеки... С другой стороны, эта же масс-медийная система начинает использоваться как средство оболванивания - идет борьба между божественным и дьявольским не на жизнь, а на смерть. Все зависит от того, кто победит: сила зла, которая хочет сделать человечество слепой, тупой, управляемой массой, или сила добра, сила культуры, которая может вернуть человеку его изначальный облик, предначертанный Богом. Никто не может сейчас сказать, кто победит. На сегодняшний день очень трудно бороться за свет - этому мешают, причем на всех уровнях. На Западе пытаться сделать перевес в сторону добра и культуры мне не так интересно, потому что там люди все-таки более благополучны, они живут своей тихой жизнью в хороших домах, ездят по хорошим дорогам на хороших машинах. У нас же последствия коммунистического ига будут проявляться столетиями, поэтому здесь особенно серьезно идет борьба за свет. При этом, если нашему народу помочь расправиться с этой тьмой, то он сможет дать миру намного больше, чем какой-либо другой - потенциальные возможности у славянских народов больше, наш язык свободен от порядка слов, он чист, эмоционален и непредсказуем, и этот язык влияет на всю структуру мышления.
Михаил, а Вам не кажется, что в будущем не будет языком русский, украинский, итальянский - способом общения станет музыка?
Более того, могу сказать, что музыка как таковая появилась в мире после Вавилона, потому что она была дана взамен единому языку. О музыке могу сказать больше: я ежегодно провожу конференции с врачами всего мира, где говорю о том, что в рецептах вместо названий лекарств с большим успехом можно писать названия музыкальных произведений. Например, вместо сепрамиля (антидепрессант) советую выписывать пациентам финал первого фортепианного концерта Бетховена. В Скандинавии выпущен целый аптекарский бюллетень, который есть в каждой аптеке: в этом бюллетене на первых страницах - рецепты от Михаила Казиника. В них учтено все - болезни, погода, настроение. На каждое состояние души и тела у меня есть совет: какую музыку слушать, картины каких художников и в каких цветовых гаммах смотреть. Самое главное, что это действительно действует!
А какой цвет способствует хорошему настроению?
Цвет может быть любым, все зависит от того, в каких они сочетаниях - меня всегда интересовали именно сочетания, ведь та же музыка - это всегда гигантская цветовая игра.
Михаил, Вы ощущаете себя счастливым человеком?
Да! Это я могу с уверенностью сказать. Я столько всего сделал в мире: снял столько фильмов, столько написал, столько впечатлений получил от людей, которые меня понимают и внимают моим словам, пытаясь изменить что-то к Лучшему. У меня появилось огромное количество друзей по всему миру - редко приходится жить в гостиницах, ведь во многих городах с распростертыми объятиями встречают друзья: поэты, писатели, журналисты... Поэтому я счастливый, потому что многое успел сделать, и несчастный, потому что мог бы сделать еще больше. В советское время мне перекрывали пути к людям специальные службы, сейчас тоже по-своему перекрывают - все экраны, все ниши в медийном мире заняты, поэтому меня часто боятся пропускать в эфир. Я ведь должен буду занять чье-то место, кого-то не будут показывать (в европейский странах дела обстоят несколько иначе: Михаил Казиник - желанный гость на всех телеканалах и радиокомпаниях - прим. авт.).
Философский и многогранный вопрос: зачем сегодня пытаться возобновить культуру, нужно ли это кому-то?
Затем, что пока будут существовать люди, которые понимают всю гениальную энергию, которая проявляется в тайных знаках великих писателей, композиторов, художников, будет жить цивилизация. Если же умрут эти ценности - погибнет и цивилизация. Помните, у Метерлинка в «Синей птице» описывается, что умершие бабушка и дедушка на самом деле не умерли - они живы, но только тогда, когда о них кто-то вспоминает. Почему? Потому что им хватает той энергии, которую своими воспоминаниями им посылают их внуки и правнуки. Как только о них забывают, они застывают, прекращают жить. На мой взгляд, это очень хорошо описывает все, что связано с культурой и духовностью. Ведь если все перестанут верить в Бога, Бог пропадет. Он же и есть наша вера, наша энергия.
А к какой религии Вы принадлежите?
Я православный христианин. Хотя иногда, сам оценивая свои высказывания о вере и религии, думаю: может, так нельзя говорить? При этом я человек мыслящий: я не могу просто верить, я обязательно должен узнать, почитать и проанализировать, во что верить. Когда я начинаю читать, узнавать, у меня возникает масса вопросов, но когда я задаю их представителям духовенства, они чаще всего отвечают: «Просто верь!».
А во что Вы верите без сомнений?
Только в великую энергию культуры и искусства. Это единственная сила, которая оправдывает наше существование на Земле. Потому что никого сегодня не интересует, посредством чего когда-то люди добывали себе пищу - всех интересует, что был Фома Аквинский, Николай Кузанский, Сенека, античные комедии, что был Христос и есть христианство как великая культура. Здесь я солидарен с Кантом, который сказал, что нет никаких признаков существования Бога, кроме культуры. Куда бы мы ни катились в этом мире, всегда противодействует этому высокий пласт культуры, который и есть доказательством бытия Божьего: как бы плохо ни жили во времена Моцарта, был Моцарт, как бы ни воевали во времена Бетховена, был Бетховен. И в их музыке вы уже не слышите следов тех войн и страхов, вы слышите гениальные произведения. Со временем уже никому не важно, за что и кто воевал, важно, что останется вечным, важно, что когда-то где-то какая-то женщина вдохновила какого-то мужчину на гениальные строки или на гениальную музыку... Искусство для меня - единственное доказательство существования Бога. В этом смысле я абсолютно верующий человек. Если есть Бах, Бетховен и другие великие - значит, Бог есть, значит, стоило Христу умирать, если он вдохновил Рембрандта. Все остальное меня не волнует. Не интересны мне все эти президенты, партии - пусть хоть разорвут друг друга в клочья. Меня интересует, появится ли, например, в Украине 21 века писатель, равный по гениальности Гоголю? Если не появится - значит, в Украине беда.
журналист Юлия Бачковская.
[b]МНЕ БЫ ХОТЕЛОСЬ, ЧТОБЫ МУЗЫКА ВЫПОЛНЯЛА СВОЮ ГЛАВНУЮ РОЛЬ - РОЛЬ БОЖЕСТВЕННОГО ПРОВОДНИКА
Когда начинаешь говорить с человеком, что классическая музыка поможет ему разрешить множество проблем, лицо собеседника чаще напоминает физиономию доктора Шпака после сообщения Шурика, что Иван Васильевич настоящий Иоанн Грозный («Иван Васильевич меняет профессию»). Неужто все так запущено?
Самый большой враг человека инерция. Инерция мышления. Человек, живущий в определенном мире, имеющий определенные ценности и представления, с большим трудом перестраивается. Конечно, он может вам поддакнуть, на словах поддержать, ободрить. Но когда речь заходит о серьезном, о том, чтобы преодолеть себя, разорвать привычный круг жизни (из дому на работу, с работы домой), пойти куда-нибудь, чтобы испытать какие-то душевные потрясения, он «устал»... Мне кажется, что это связано с общей обстановкой в стране: экономической, политической. Он устал. Его душа устала. Вот есть уставшие души. Человек уже настолько устал, что не верит в возрождение души. Он знает, что весь этот круг порочный, заколдованный, так и будет идти вечно. Помните, как писал Блок «...Столб, улица, фонарь, аптека, бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века, все будет так. Исхода нет. Умрешь, начнешь опять сначала и повторится все, как встарь: ночь, ледяная рябь канала, аптека, улица, фонарь...» мне кажется, что многие люди попали в этот заколдованный круг, из которого у них часто нет сил вырваться.
Вы уже дали в Белой Церкви несколько концертов, выступали в других городах нашей страны. И везде восхищенная публика провожает Вас овациями. Только градоначальников среди этой публики не наблюдается... И начальники повыше градоначальников также старательно избегают Ваших концертов. Почему?
Знаете, на этот вопрос уже ответил Иосиф Бродский: «Поэт враждебен системе уже на лингвистическом уровне». Начальники живут в своем закодированном мире, со своим кругом представлений, в своих политических идеях. У них есть определенный круг проблем и вопросов, которые они должны решать. И когда вдруг появляется человек не из его круга и пытается его растормошить, он испытывает... какое-то неудобство. А что это? А как это вписывается в планы по реконструкции города, моста, дороги?.. Как это вписывается в финансовые планы?..
Искусство всегда раскрывало светлое пятно в сознании, оно всегда действовало побочными корнями и открывало в человеке такое необыкновенное дыхание... Губернаторы иногда интуитивно чувствуют, что если они станут настоящими людьми искусства, то им будет очень трудно быть губернаторами и разговаривать с подчиненными. Потому что искусство раскрывает и пробуждает доброе и прекрасное, свет, гармонию. И когда он начнет общаться с подчиненными остроумно, светло, гармонично, вдруг они «не так» поймут? И решат, что их начальник либерал. А раз либерал можно ему на голову сесть...
Вы знаете, в России испокон веков существовала какая-то болезненная система Система Начальников и Подчиненных. Такая гигантская иерархия. И когда начальника приглашают на концерт, он не понимает, что с ним должно произойти. Останется ли он на своем высоком посту, если пойдет на концерт? Что будет, если он снизойдет до уровня каких-то школьников и студентов, которые придут на концерт? На концерт придет простой житель и сядет рядом с губернатором. И будет аплодировать. Если губернатор тоже будет аплодировать как воспримут другие чиновники его аплодисменты? С другой стороны, эти другие чиновники будут смотреть, аплодирует ли губернатор а вдруг аплодировать нельзя? Поэтому чиновники и губернаторы очень не любят того, что выходит за пределы их представлений о том круге дел и обязанностей, которым они предназначены служить верой и правдой. Вы жен помните, с чего началась смерть чиновника он чихнул и попал слюной на лысину сидевшего впереди генерала. И ходил извиняться, первый раз, второй, третий... Пока генерал не выдержал и не крикнул. У чиновника что-то внутри оборвалось, он пришел домой и умер. И чиновники боятся: как понять, если губернатор идет слушать Моцарта? Не значит ли это бунта в государстве и во вверенном районе?
Не бунтарь ли Моцарт, он не знает, но ведь кто-то там кого-то убил... Не идет ли он слушать убийцу? И вообще, а что ему там скажут, как на это реагировать? Поэтому, когда чиновник чувствует, что перед ним личность, необычная, богатая, сложная, он на всякий случай на концерт не пойдет. Потому что когда придут другие чиновники и скажут, что им донесли про нечто нехорошее, он подтвердит: «Вот-вот, я же говорил, что не надо никуда ходить и организовывать!» А если скажут, что было хорошо: «Видите, как хорошо мы работаем во вверенном нам районе. Я, к сожалению, сам не смог прийти, но я знаю, что это хорошо и поэтому дал «добро».
Видите, вот эта иерархия постсоветского пространства что в Украине, что в России или Белоруссии, она одна и та же. Когда-то Ленин установил такую иерархию. Это мафиозная иерархия, «демократический централизм» называется подчинение снизу доверху. На самом деле мафиозная: вверху сидит пахан. И пахан, идущий на концерт - это нонсенс. Ведь в рамках регалий и подчиненности ничего на этот счет не сказано.
Поэтому невозможно сделать концерт «под куполом» Парламента, потому что нарушится статус Парламента вообще. Вот если депутаты там дерутся, это норма. Но когда они будут слушать Моцарта, они теряются: как это, они сидят как простые любители Моцарта... Нетушки, не получится!
...
Телеканалы принадлежат конкретным властным или бизнес-группам. Значит, с телевидением Вы тоже не дружите?
Дело в том, что у телевидения на постсоветском пространстве, будь то Украина, Россия и Белоруссия, одна и та же жесткая функция: рекламная. Иными словами, купи-продай. Потому что власть в названных мною трех странах сексуальна. Это значит, что не чиновник координатор, а владеющий всеми женщинами, всеми мужчинами, всеми землями, всеми деньгами, всеми решениями человек. А искусство по определению подлинный властитель душ. И если через телеканалы дать людям искусство, культуру, обратиться к личности каждого человека, то потом люди перестанут быть примитивным «электоратом», как они говорят, голосовательной машиной, быдлом. И отсюда их страх, потому что телевидение должно создать очень удобный электорат, которым можно манипулировать. А манипулировать электоратом можно только тогда, когда граждане страны не владеют риторикой, культурой, искусством, музыкой, когда они не понимают до конца, что за словами скрыто.
В одном интервью я приводил пример о Путине. Он на вопрос о судьбе щенков, которых родила его собака, ответил: Щенки по-прежнему у меня. Почему?
Понимаете, я так люблю свою собаку, говорит Путин, что могу отдать щенков только людям, которым доверяю... Все посмеялись, а русский народ в очередной раз убедился, какой хороший у них президент. Они разве не поняли, что Путин сказал, что у него нет людей, которым он мог бы доверить даже собаку?
Если бы россияне понимали риторику, им бы стало ясно, что Путин жалуется своему народу, что он окружен чужими людьми, его маленькие щеночки по-прежнему дома, ведь их некому доверить. Собак некому доверить! А ему доверили миллионы людей!..
Поэтому люди, которые лишены риторики, культуры, литературы, лишены тайны речи, философии, музыки, поэзии, очень удобный объект для манипуляций. Поэтому чем больше попсы и чем она круче, чем больше примитивных, аморальных шоу, тем проще понять: вот он, охлос, быдло, стадо. И это стадо в принципе все политики глубоко ненавидят и презирают. Ведь хорошо знают, как именно они манипулируют этим стадом. Насколько они могут повернуть рейтинг, изменить точку зрения... И зачем им Моцарт?..
Поговорим о музыке с юмором. И о юморе в классической музыке.
Когда человек чего-то не понимает, оно воспринимается как сложное и тяжелое. Но когда приходит понимание, все становится простым и появляется улыбка. Мы можем спокойно говорить о великих и серьезных композиторах с юмором. Не говоря уж о том, что одно из самых смешных произведений в мире это бетховенское рондо «Ярость по поводу утерянного гроша». Бывали случаи, когда музыканты не могли продолжать играть его 8-ю симфонию, давясь от хохота. А крупнейшие врачи мира советуют своим пациентам при депрессии слушать Первый фортепианный концерт Бетховена самое антидепрессивное произведение в мировой музыке, веселое, счастливое. Там Бетховен очень хорошо предвосхищает Чарли Чаплина, который появится только спустя 150 лет...
Переходим к серьезному. Что главное в Вашей жизни?
Успеть оторвать как можно больше детей от машинок по уничтожению духа, от попсовости в самом худшем смысле, от конвеерности. И раскрыть людям, что цивилизация выживет только при том условии, если в обществе будет культ Человека, Личности, а не культ толпы. Культ толпы всегда ведет к средневековью, к инквизиции. Культ Личности к Возрождению. Сегодня идет борьба двух начал. Одно пытается помочь человеку понять, насколько он Личность. Другое - загнать человека, как скот, в толпу и перекрыть все выходы.
Как Вы пришли к такой философии?
Это очень долгая история, но вкратце все складывалось так. Я был музыкантом, скрипачом. И мне хотелось, чтобы мои концерты посещали не только небольшая группка любителей музыки или музыканты. Получается ведь, что музыканты учили музыкантов, чтобы музыканты приходили на концерты музыкантов. А мне хотелось привлечь большое количество публики, демократично, из разных сфер. Чтобы открыть людям, какое это чудо музыка. Мне ужасно хотелось, чтобы музыка выполняла свою главную роль роль Божественного проводника. Для меня музыка одно из величайших доказательств бытия Бога. И я хочу, чтобы люди приходили к Богу не только через Церковь, каких-то священников, какие-то каноны, но и через прямое доказательство великой Гармонии музыку, объединяющую человека с Космосом. Постепенно я приходил к этому убеждению, мне хотелось, чтобы не пропадали прекрасные мелодии, стихи, прекрасные мысли, которые выработало человечество. Мне показалось страшным, если наша цивилизация, погруженная в виртуально-компьютерный мир, отринет от себя все ценности, на которых она строилась, и прекратит свое существование. И чем старше я становлюсь, тем больше понимаю, с одной стороны, необходимость что-то делать, а с другой стороны сложность. Ведь нужно вступать в конфликт не с машинами, не с компьютерами, а с гигантской политической элитой, гигантской силой правящих, которые не заинтересованы в культурных ценностях.
Вначале я считал, что все это случайность, что, мол, вот тут плохой мэр, там глупый губернатор. Но потом я понял: ну не могут же все губернаторы и все мэры глупыми. Да и не только в них дело. Мы приходим в школу. В зале сидят все, кроме директора. Он у себя в кабинете. Мы приезжаем в музыкальное училище в зале все, кроме директора. Он просто не знал, куда деваться во время концерта и решил, что лучше остаться в своем кабинете.
А ведь это показатель демократичности общества. Потому что в демократическом обществе губернатор, мэр идет в зал, садится рядом со всеми, чтобы показать, что он такой же, как они. Этим он только подчеркивает свою демократичность. Он сидит среди обыкновенных людей. Здесь же губернатор и мэр не идут на концерт, чтобы не нарушался статус губернатора или мэра. У него ведь своя машина, свой вход, свой туалет. И должен быть «свой» концерт.
Если бы мы пришли к нему в кабинет и сказали, что сейчас привезем рояль и сыграем, любой губернатор согласился бы с удовольствием. И даже сидел бы, аплодировал. Но когда губернатора приглашают прийти и сесть среди студентов нет, он губернатор! Наверное, в постсоветских странах слишком рано объявлена демократия. Мы слишком рано сочли себя демократичными. А ведь что такое великое искусство? Это искусство свободных людей... Равных, гордых, свободных людей. А попса - это культура рабов. Раб от конвейера производственного повернулся и идет в конвейер музыкальный, потом снова на работу и снова назад. Главное, чтобы у него протеста не было против конвейера...
…
В своих передачах Вы говорите об Эффектах Баха, Бетховена, Дебюсси... А в чем Эффект Казиника?
Об этом уже много говорили. Например, Валерий Хаит в предисловии к моей книге «Тайны гениев»...
А Вы сами как думаете?
Наверное, в том, что я нашел некоторые пути, при которых человек, минуя последовательную систему музыкального и художественного воспитания и образования, может неожиданно войти в самую глубину восприятия искусства. Что мы говорим? «Для того, чтобы ребенок понимал музыку, нужно каждую неделю ходить на урок музыки. Ему учитель сначала пропоет песенку, потом гамму, потом «Танец маленьких лебедей», потом еще что-то...
А я пытаюсь найти способы привести человека в любом возрасте, не знающего ничего об истории музыки, к мгновенному пониманию музыки Моцарта или концертов Бетховена. Я глубоко убежден, что человек и этот концерт жаждут друг друга. А моя задача соотнести их энергии. Потому что как любовь, так и искусство это не количество информации, а количество энергии. Излученной и воспринятой. Поэтому если говорить о моем эффекте, о том, что я нашел в этом мире того, чего не нашли другие люди это попытка создать ту волну слушателю, которая полностью соответствует волне воспринимаемого музыкального, поэтического или живописного произведения. Причем на уровне потрясения. И это потрясение я пытаюсь создать через какой-то парадокс, неожиданный поворот, через остроту мысли, задевание болевых точек слушателей... И когда они уже потрясены, вдруг неожиданно начинается восприятие искусства. Это и есть тот эффект, к которому я стремлюсь. Не надо последовательности, длительного сидения, а нужно просто войти, вклиниться в это состояние. Есть два варианта учить плавать: медленно, держа за животик, либо бросив на глубину, и ребенок тут же начинает плыть. Вот и я «бросаю на глубину». Я уверен, что человек способен воспринять глубину, способен поплыть, способен полететь. Поэтому Эффект Казиника в том, что я сразу вбрасываю человека в самую гущу философских, психологических, политических проблем. И человек вдруг сразу ощущает себя на том более высоком уровне, о котором он сам и не подозревал. Не только в музыке, но и в поэзии.
…
Вы штатный работник Высшей школы бизнеса Скандинавии...
Стоп! Я не штатный и не работник. Куда выше. Я человек, который проводит крупнейшие конференции работников высшего руководящего звена. А идут они через менеджеров указанной Вами Школы. Если бы я был в штате, мне нужно было бы каждый день ходить на работу и преподавать. Я бы так не смог, иначе не смог бы приехать никуда. Все, что я делаю, я делаю как гостевой профессор. Ежегодно я провожу конференции на острове Готланд для шведских врачей. Я проводил большие конференции для Скандии, Эрикссона, Тетрапака, других скандинавский компаний. Когда знаменитая электрическая компания «Фортум» проводила радикальную перестройку, я четырежды приезжал к ним для проведения конференций с участием высшего руководства компании. Представляете, они не мыслят перестройки системы без искусства, без музыки.
Я предлагаю уникальное общение через культуру, через музыку, то есть тот высочайший уровень общения, который помогает снять стресс, а если нужно повысить обостренность мышления. Вот в чем моя работа.
Славян иногда называют Иван Непомнящий из-за стремления «разрушить до основания» и забыть, что было. В 1917 успешно разрушили, да так, что для восстановления пришлось спецов из-за границы вызывать. В 1991-м не менее «успешно» похоронили Советский Союз, перенеся в новую жизнь все худшее, вместо лучшего. Что хорошего советского, на Ваш взгляд, стоило бы сохранить?
В Советском Союзе была очень красивая система мифов. Которая в чем-то помогала воспринимать важность культуры и искусства и таким образом формировала мышление. Система говорила о гармонически развитой личности, о физическом и духовном совершенствовании примерно так же, как об этом говорили во времена античного полиса. Система изобрела образы замечательных революционеров, высоко культурных, говоривших на многих языках. Она с одной стороны была безумно красивой, ведь сам по себе миф о бесклассовом коммунистическом обществе, где сияет солнце и все ходят в белых костюмах это было как сказка, как мечта.
С другой стороны, она помогала людям в этой темноте и грязи верить, что со временем каким-то образом все перестроится. Сегодня случилось самое страшное: не ради чего жить. Нет коммунизма. Что можно построить? Ну разве что лет через двадцать, когда кризис закончится, людям прибавят к пенсии несколько гривень, белорусских «зайчиков» либо русских рублей. Люди впали в депрессию, долгосрочную депрессию. И каждый день, открывая газету, они видят, что стало еще хуже. Я взял наугад вашу газету, прочел прямо на сцене заголовки и стало страшно. Но когда в номере гостиницы я прочитал газету подробнее, там такой ужас написан, что мне еще страшнее стало. Для человека со слабой психикой вообще надо лечь и умереть.
…
Кто Вам дал путевку в жизнь и кто стал Учителем, приходящим лишь когда Ученик готов его услышать?
Я думаю, что путевку в жизнь мне дали не какие-то конкретные учителя, а то окружение, в котором, к счастью, проходили мое детство и юность. Это было окружение старой интеллигенции. Люди, которые знали подлинные культурные, художественные ценности. Витебск, Петербург, Минск... Мне повезло общаться с ними, быть их слушателями и мне даже жалко, что нынешнее поколение молодежи таких людей почти не видит. Их очень мало осталось. Совсем мало...
Что касается педагогов, не столько скрипично, сколько интеллектуально на меня повлиял мой педагог в музыкальном училище Марк Давидович Ботштейн. Это был один из умнейших людей, которых я видел, совершенно чудесный человек. Он кроме скрипки каждый урок мне говорил о литературе, об искусстве. Однажды он мне сказал: «Ты знаешь, кто самый гениальный композитор в истории музыки?» Я говорю: «Бах, конечно!» А он: «А еще?» Моцарт, Бетховен. Нет, кто равен Баху по талантливости? Кто? Вагнер. Какой-то неизвестный Вагнер, и Вы его сравниваете с Бахом?! Мне тогда 14 лет было и о Вагнере я ничего не слышал. И он мне начал рассказывать, параллельно приклекая Ницше, Шопенгауэра, других философов. А я мальчишка, все это улавливаю, потом бегу искать, читать...
Марк Давидович Ботштейн (он сейчас в Америке живет) удивительно интеллектуальный человек, который очень много мне дал. С тех пор у меня музыка связана не только с Бахом, но и, например, с философами. Именно он повлиял на то, что я делаю сейчас.
Валерий Панько
Полный текст http://www.kazinik.com.ua/