ВНИМАНИЕ! Домен elegos.ru закрыт. Наш сайт перенаправлен на адрес
https://oleg-pogudin.elegos.su (изменение в адресе .RU на .SU). Потребуется заново авторизоваться. При проблемах пишите на e-mail администрации infolab@list.ru
Новые сообщения · Оглавление форума · Участники · Правила форума · Поиск ·
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Юрий_Ермолаев, Елена_Фёдорова, Татьяна_Соловьёва  
Русский Пьеро в Ростове
Марго_1990Дата: Понедельник, 08.06.2020, 13:59 | Сообщение # 1
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 88
Статус: Offline
Автор - корреспондент газеты Ростовской области "Наше время"
Марина Каминская

Ровно 75 лет назад, 20 сентября 1944 года, в полуразрушенной донской столице выступал Вертинский

Загадка черного и белого

Подробности этого концерта известны в двух вариантах. Одно описание ростовских гастролей сделал сам Вертинский. Оно содержится в письме жене, написанном по горячим следам, буквально назавтра. Другое включено в книгу «Артист Александр Вертинский», изданную в 1989 году.

Если судить по эпизоду из этой книги, выходит, что концерт Вертинского в Ростовской филармонии начался с недоразумения. Артист появился на сцене в белом костюме из дорогой, редкой в то время материи: «Вероятно, это было его попыткой напомнить о белом Пьеро 1915-1919 годов, которого мало кто из зрителей видел, но о котором почти все слышали. Однако он настолько не походил на того, дореволюционного Вертинского, имя и успех которого стали легендой, что его не узнали и приняли за конферансье… А потом… поняли свою оплошность и поднесли корзину прекрасных цветов».

Письмо Вертинского рисует другую картину. Артист одет был в черный смокинг. Концерт, по его оценке, «прошел блестяще, пожалуй, лучше, чем во всех городах». И вот еще подробность, которая должна была порадовать молодую жену: «Публика прямо ревела от восторга».

Оставим историкам выяснять, в белом или черном был Вертинский на том ростовском концерте, и сразу ли публика узнала былого кумира. Здесь, пожалуй, куда интереснее: что за публика собралась на концерт русского Пьеро, как называли в предреволюционные годы Вертинского?

Уверена, что многие сегодня решили бы, что зал заполнили старорежимные старушки, бывшие гимназистки. Вероятно, были и они. Но акцент в письме Вертинский сделал на присутствии других зрителей: «Было все начальство и много больших железнодорожников». Вероятно, речь о представителях местной власти и железнодорожных чинах.

Что же пел Вертинский в Ростове, от чего публика ревела от восторга? Не сохранилось ли афиш, программок того выступления?

За ответом на этот вопрос я обратилась к заведующей отделом истории Дона Ростовского областного музея краеведения Зинаиде Римской.

– В наших фондах есть программка концерта Вертинского в Ростове. Она определенно относится ко времени его возвращения из эмиграции, но год, к сожалению, не указан. Возможно, 1944-й, но, может быть, и другой: Александр Николаевич и после войны не раз приезжал в Ростов с концертами, – говорит Зинаида Римская.

– Какие песни перечислены в этой, не аттрибутированной пока программке?

– Есть дореволюционные. К примеру, «Маленькая балерина». Но много и сочиненных в эмиграции, которые большинству советских людей вряд ли были знакомы. Это «Танго «Магнолия» («В бананово-лимонном Сингапуре»), «Ирена», «В степи молдаванской»…

…Подумать только: еще идет война, кровоточат раны, нанесенные городу оккупацией, а люди, которые на себе испытали, как сурова и беспощадна может быть жизнь, приходят на концерт Вертинского! И ревут от восторга, слушая про золотой плен медно-змеиных волос пани Ирены, про маленькую балерину, которой король прислал за кулисы «влюбленно-бледные нарциссы и лакфиоль».

Это ли не штрих к портрету Ростова и ростовчан? И это ли не повод задуматься, как мало знаем мы о прежних поколениях и их времени?

Невольно напророчил

– Зинаида Николаевна, выступление Вертинского в 1944 году можно назвать возвращением на донскую землю. Когда и как началось знакомство с донской публикой?

– Первые три концерта Вертинского в Ростове состоялись в августе 1918-го. Он выступал в Асмоловском театре, рассчитанном на почти тысячу зрителей при том, что его голос большой силой не обладал. Ценители таланта Вертинского говорили, что во время его выступления смотреть надо на его руки: вот они у него поют! Поклонники любили его песни за непохожесть на другие, за то, что в исполнении автора они превращались в маленькие спектакли.

Таких тонких ценителей таланта Вертинского на его первом концерте в Ростове было мало. Есть свидетельства, что публика в первом отделении не проявила ни высокой культуры, ни должного уважения к певцу: двигала стульями, шуршала конфетами, переговаривалась.

И вдруг Вертинский поет песню, написанную в 1917 году на смерть юнкеров, погибших в Москве в неравных боях с дружинами большевиков. Песня трогает чувствительные струны души ростовских зрителей, и отношение к Вертинскому меняется. Так, что второе отделение проходит уже с бисированием. На следующих концертах – аншлаг. И в 1919-м, когда он выступал в огромном Машонкинском театре, зал был переполнен.

…О своем пребывании в Ростове в годы Гражданской войны Вертинский упомянул в книге мемуаров «Дорогой длинною…». Эпизод печальный, связан с именем первой русской кинозвезды Веры Холодной.

Вертинский пишет, что к Вере Холодной был неравнодушен и в этом – отнюдь не оригинален. Все тогда в нее были влюблены.

Эта влюбленность ничуть не испортила дружбу Вертинского ни с самой актрисой, ни с ее семьей.

Вертинский рассказывает, что это он привел Веру на кинофабрику Ханжонкина, где и зажглась ее звезда, с его легкой руки в тогдашних СМИ за ней закрепился титул королевы экрана.

Он посвятил Вере Холодной несколько своих песен. Однажды хотел преподнести подарок – песню, которую считал своей большой творческой удачей, – «Ваши пальцы пахнут ладаном». Это красивое описание ухода в мир иной красивой женщины. Но, услышав слова этой песни, Вера Холодная не обрадовалась подарку, замахала на Вертинского руками. Мол, что это такое он наделал? Теперь ее будут представлять в гробу! Пусть немедленно снимает посвящение.

В общем, от подарка отказалась. И Вертинский даже немного обиделся.

Февраль 1919 года застал артиста в Ростове. Однажды в номер его гостиницы доставили телеграмму. В ней оказалась страшная новость: «Умерла Вера Холодная». Звезде номер один русского кино было 26 лет. Она выступала на одесском балу журналистов, вышла, разгоряченная танцами, на террасу, и ее прохватило холодным ветром…

Вертинский в гостиничном номере обсуждал с издателем публикацию своих романсов. В стопке рукописей были и «Пальцы». Он достал эту вещь и повторил посвящение: «Королеве экрана – Вере Холодной». Теперь никто уже не мог этому помешать.

Спустя годы возникла легенда: узнав в Ростове о смерти Веры Холодной, Вертинский написал печальную и красивую вещь: «Ваши пальцы пахнут ладаном»…

Как Сталинская премия Вертинскому спасла ростовского администратора

О том, каким в памяти Вертинского остался Ростов времен его молодости, можно судить по все тому же письму жене, написанному в 1944 году: «Полгорода вообще уничтожено, в остальной половине очень приятные улицы и дома, и напоминают старый Ростов».

Похоже, что ключевое здесь слово – «приятные». К приятным воспоминаниям о прошлом прибавилось не менее приятное о теплой встрече зрителями нового концерта.

Сегодня нет точных данных о том, сколько раз в послевоенные годы Вертинский выступал в Ростове, а также Таганроге и Новочеркасске, где тоже бывал с концертами. Его ростовские поклонники утверждали, что не меньше четырех, что приезжал не реже, чем через год.

Так продолжалось до 1951 года, когда в умонастроении ростовских начальников что-то поменялось. Со слов одного из старожилов донской столицы, известный донской краевед Любовь Волошинова рассказывает такую историю.

Организацией гастролей Вертинского в Ростове занимался заместитель директора местной филармонии, имя которого память старожила не сохранила. Однажды шеф высказал своему заму претензию: что-то зачастил к нам Вертинский, а его творчество пронизано чуждыми нашей идеологии упадническими настроениями.

И то ли зам с этим не согласился, то ли команда прекратить это гастрольное безобразие поступила откуда-то сверху, и процесс, как говорится, пошел, но разговором в кабинете директора дело не кончилось. Назначили дату собрания, на котором намеревались спросить с организатора гастролей за такой идеологический прокол по всей строгости.

Зама спас Сталин. Каким-то образом организатору гастролей русского Пьеро в Ростове удалось узнать, что подписан Указ о награждении Вертинского Сталинской премией. Правда, не за песни, а за роль кардинала в фильме «Заговор обреченных», но такие тонкости не имели ни малейшего значения. Главное, что товарищ Сталин считает Вертинского достойным этой высочайшей награды.

Обвиняемый в политической близорукости сообщил об этой новости собранию, и бдительные товарищи вынуждены были умерить свой пыл.

И все же, как рассказывают старожилы, после 1951 года русский Пьеро на Дон с гастролями больше не приезжал. Так ли это – проверить трудно: о его выступлениях в советских газетах обычно не сообщалось. Разве что у кого-то еще хранятся программки с датами концертов Вертинского на Дону…

Источник: https://www.nvgazeta.ru/news....pMindvQ


С уважением, Маргарита Свиренко

Сообщение отредактировал Марго_1990 - Понедельник, 08.06.2020, 21:24
 
Марина_ЛДата: Понедельник, 08.06.2020, 21:27 | Сообщение # 2
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 307
Статус: Offline
Маргарита, большое спасибо! Хорошая статья, серьёзная. Особенно всё, что касается ростовских гастролей: подробности эпохи всегда интересны, а документы и свидетельства краеведов-исследователей бесценны!

Тревожные звуки внезапной музыки давали чувство совести, они предлагали беречь время жизни, пройти даль надежды до конца и достигнуть ее, чтобы найти там источник этого волнующего пения и не заплакать перед смертью от тоски тщетности. (А.Платонов)

Сообщение отредактировал Марина_Л - Понедельник, 08.06.2020, 21:39
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Сегодня здесь были:  | Юрий_Ермолаев | Стелла | Елена_П | Людмила_А | scoreapyfreence
Самые активные:  | Елена_Фёдорова | Наталья_К | Маргарита | Вера_Александровна | Ада | Инна_И | Нина_Данова | НинаПодгорнова | Наталья_С | Татьяна_Соловьёва
Новые участники:  | scoreapyfreence | Evgeniakana | Наталья_Гончарова | Мариша | Маятская_Светлана | Romma | Василий_Рузаков | Елена_З | Мария_Егоровa | Владимир_
 
Мини-чат
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные участники
 
Copyright © Юрий Ермолаев. Арт-студия журнала «Русская элегия». 2008, 2024Используются технологии uCoz