ВНИМАНИЕ! Домен elegos.ru закрыт. Наш сайт перенаправлен на адрес
https://oleg-pogudin.elegos.su (изменение в адресе .RU на .SU). Потребуется заново авторизоваться. При проблемах пишите на e-mail администрации infolab@list.ru
Новые сообщения · Оглавление форума · Участники · Правила форума · Поиск ·
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Юрий_Ермолаев, Елена_Фёдорова, Татьяна_Соловьёва  
Русская консерватория - разведка музыкальных месторождений
ВалерияДата: Воскресенье, 26.04.2015, 22:04 | Сообщение # 1
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 612
Статус: Offline
Русская консерватория - разведка музыкальных месторождений





«Я все же верю, что уровень образованности нашего населения еще не дошел до точки невозврата…»

Несмотря на пафосные рекламные ролики, национальное достояние России — это не только полезные ископаемые и нефтегазовые компании. Национальное достояние — это, прежде всего, великое культурное наследие народа, составной частью которого является отечественная музыкальная традиция.

«НК» встретился с дирижером и художественным руководителем камерной капеллы «Русская консерватория» Николаем Хондзинским. Среди его проектов первое исполнение в России всех духовных кантат И. С. Баха, мировые премьеры и записи сочинений Г. В. Свиридова, В. Я. Шебалина, Д. Д. Шостаковича, Я. Д. Зеленки. По мнению английского рецензента Марка Робертса (W. Mark Roberts, «DSCH Journal»), записи, сделанные «Русской консерваторией" под руководством Николая Хондзинского, «вряд ли кто-то сможет превзойти по качеству в обозримом будущем».

— Николай Павлович, почему ваша капелла называется «Русской консерваторией»? Почему «русская» и при чем тут «консерватория»?

— Нет ничего зазорного в том, что я люблю свою страну, что я люблю имя своего народа. В наше время сказать «я горжусь, что я русский» — значит прослыть радикалом или экстремистом. В моем понимании это не гордость, а любовь — к истокам, к ценностям, к подлинным традициям. Слово «консерватория» этимологически восходит к латинскому conservare — «сберегать». Почему я говорю о «подлинности» традиций? Увы, этим словом оправдывается многое и пустое, особенно в искусстве, изначально субъективном виде творчества. Густаву Малеру принадлежит короткий и резкий афоризм, описывающий, что есть, по его мнению, традиция. И в то время этим словом прикрывалась бездеятельность, часто даже бездарность, отсутствие творческого начала. Как в одном мультфильме: «все говорят — плагиат, я говорю — традиция…» К сожалению, это свойственно подчас даже именитым музыкантам, достигшим общественного признания.


— Как создавалась капелла? Кто стоял у ее истоков?




— Я бы сказал так: было два основных фактора, благодаря которым коллектив был создан, — это безумная идея и вера в возможность ее воплощения. Идея заключалась в осуществлении первой в мире записи всех хоровых сочинений Виссариона Яковлевича Шебалина, замечательного русского композитора. Кроме безумности прагматического характера — о гонораре за эту запись речь не шла — был еще один очень важный нюанс: компания, которая должна была издать диск, — это известная лондонская «Токката классикс», дистрибуция которой ориентирована исключительно на европейскую, просвещенную аудиторию. Второй фактор, благодаря которому коллектив возник из небытия, это вера моего учителя Юрия Борисовича Абдокова в то, что я смогу собрать с нуля коллектив, смогу достичь высоты требуемого качества и предложить уникальную трактовку.

— Чем вы руководствуетесь, отбирая материал для концертов? Чем обусловлен репертуар?


— Перу одного современного историка богословия принадлежит очень простая и поразившая меня своей лаконичной поэтикой фраза: «Неисчерпаемость прошлого сродни неисчерпаемости вещества». Я полностью могу отнести суть этого неисчерпаемого прошлого к познанию музыкального наследия. Первоначально мне хотелось восстановить, скажем так, историческую справедливость в отношении забытых, а то и вообще не исполнявшихся шедевров русской музыки.



Следом за Шебалиным я, с трепетом в душе, открыл для себя и для многих слушателей неизвестные ранее сочинения подлинного гения русской музыки — Георгия Свиридова. Одно из них — поэма «Лапотный мужик». Написанная на слова Павла Орешина, расстрелянного в 37-м году, она, на мой взгляд, стоит в ряду выдающихся откровений композитора. Кроме пронизывающего текста, который Свиридову пришлось изменить, надо думать, по соображениям политкорректности, убрав оттуда плачущего над Русью Николу Угодника, в этой поэме невообразимый состав инструментального сопровождения хора: орган, фортепиано, гонг и там-там.

Для меня это русское Misererе — покаянный «50-й псалом», вопль души к Создателю. В 2009 году нам удалось осуществить первую запись поэмы и цикла песен на слова А. Прокофьева. К большому моему сожалению, из-за отсутствия меценатской поддержки диск до сих пор не закончен. Другим автором, чье творчество стало основой репертуара «Русской консерватории», является «чешский Бах» — Ян Дисмас Зеленка. Признаться, я никогда раньше не предполагал, что стану в нашей стране одним из тех, кто впервые открывает слушателю неизвестную барочную музыку.

Так было с Зеленкой — первым его сочинением, которое я услышал, было Miserere до минор. Эта музыка потрясла меня не только своей пронизывающей красотой и искренностью — она совершенно не вписывалась в круг представляемого мной барочного композиторского искусства. Я загорелся идеей исполнить это сочинение, реализовав заложенную в партитуре интерпретацию покаянного псалма. С этого гениального опуса началось мое обращение к музыке Зеленки.

С тех пор мы сыграли российские премьеры почти всех его оркестровых сочинений, и, к моей большой радости и даже гордости, мне довелось быть первым после смерти композитора в 1745 году, кто исполнил два его крупных сочинения для хора, солистов и оркестра впервые не только в России, но и в мире. Нет никакого сомнения, что музыка Зеленки еще будет звучать во всех залах страны и фамилия эта перестанет вызывать недоуменную улыбку. Просто мне бы хотелось сократить это время.



Есть и еще один выдающийся композитор, без музыки которого «Русская консерватория» не могла бы существовать, — это Юрий Борисович Абдоков, профессор Московской консерватории, автор множества сочинений, исполняющихся по всему миру. Я не смогу назвать другого ныне здравствующего автора, музыка которого была бы так чиста, настолько прозрачна и лишена чего-то фальшивого, искусственного. И именно она вселяет веру в то, что и в наше время еще жива преемственность и та самая подлинная традиция, о которой я говорил. В случае с Абдоковым это те ценности, та мера ответственности земного творца перед Небесным, которые передавались от учителя к ученику, из поколения в поколение.

— То есть классическая музыка не только воспитывает чувства, но и влияет на духовный уровень личности?


— Я убежден, что это так. Не случайно Блаженный Августин относит музыку к одному из даров Божиих. Чем является музыка по сути? Я думаю, можно охарактеризовать ее как «надсловесный» язык. То есть музыка может сделать Божие присутствие ощутимым, хотя бы на время. Я знаю яркий пример музыканта, который хотя и не был изначально атеистом, пришел к Богу именно через познание музыки, дойдя до священства. Он изменил форму служения на высшую.

— Насколько чувствует современная молодежь потребность в хорошей музыке, ведь эта музыка заставляет думать, сопереживать, а сегодня об этом зачастую не говорят даже на образовательном уровне.

— Насколько чувствует сейчас молодежь потребность в чем-то настоящем, можно легко судить по тому, чем сейчас заполнены социальные сети — это какая-то несусветная чушь, низкопробный юмор, игры — как апофеоз пустой траты времени и бесконечная погоня за модными новинками. И общие масштабы этой регрессии выглядят довольно устрашающе. Но во всякое время есть и будут молодые люди, которые, чувствуя пустоту внутри, ищут ее природу. Возможно, часто это происходит и опытным путем. Заполняя черные дыры в своей душе, стремиться понять — что заполняет пустоту, а что расширяет границы этого пустого пространства. Вообще, эта проблема значительно шире и затрагивает, увы, не только молодежь. Слишком очевидно, при всех красивых фоновых словах, что наша культура — как шутят — находится в «глубоком подъеме». Но я все же верю, что уровень образованности нашего населения еще не дошел до точки невозврата. Что еще есть возможность воспитать как тех, кто приходит на концерты, чтобы они могли отличить высокий уровень исполнения от низкого, так и тех, кто обходит залы стороной.

Возможно, это и верно, что классическая музыка для «избранных». Есть только одно маленькое, но решающее дополнение: этим избранным можно стать самостоятельно. Музыка объединяет тех, кто ее слышит. Тех, кто хочет ее услышать. И в наше время музыка может объединить и представителей интеллектуальной элиты, и совершенно простого слушателя, подготовкой которого будет являться только его открытое сердце…

Беседовала Ольга ШАНГИНА

Биографическая справка

Николай Павлович ХОНДЗИНСКИЙ



Дирижер, основатель и художественный руководитель камерной капеллы «Русская консерватория». Ученик выдающегося дирижера, профессора Санкт-Петербургской консерватории Эдуарда Серова. Занимался композицией и оркестровкой в классе профессора Московской консерватории Юрия Абдокова. Лауреат Премии им. Бориса Чайковского, а также международных фестивалей.


Не много ль я хочу, всему давая цену, ...

Сообщение отредактировал Валерия - Среда, 29.04.2015, 23:21
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Сегодня здесь были:  | Елена_Фёдорова | Стелла | Тамара_Капунина
Самые активные:  | Елена_Фёдорова | Наталья_К | Маргарита | Вера_Александровна | Ада | Инна_И | Нина_Данова | НинаПодгорнова | Наталья_С | Татьяна_Соловьёва
Новые участники:  | Evgeniakana | Наталья_Гончарова | Мариша | Маятская_Светлана | Romma | Василий_Рузаков | Елена_З | Мария_Егоровa | Владимир_ | Анастасия_П
 
Мини-чат
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные участники
 
Copyright © Юрий Ермолаев. Арт-студия журнала «Русская элегия». 2008, 2024Используются технологии uCoz