ВНИМАНИЕ! Домен elegos.ru закрыт. Наш сайт перенаправлен на адрес https://oleg-pogudin.elegos.su
(изменение в адресе .RU на .SU). Потребуется заново авторизоваться. При проблемах пишите на e-mail администрации infolab@list.ru
“У поэтов есть такой обычай - В круг сойдясь, оплёвывать друг друга” - написал Дмитрий Кедрин.
Уважаемые участники обсуждения! Не достаточно ли мы продемонстрировали свой уровень духовности, который в христианском понимании подразумевает, в частности, милосердие и любовь к ближнему?
Уже не раз возникало грустное удивление, почему те же люди, что вроде бы искренне аплодируют Олегу Евгеньевичу, поющему:
«Давайте восклицать, друг другом восхищаться! Высокопарных слов не стоит опасаться...»
в каких-то ситуациях прямо-таки ожесточённо критикуют друг друга.
И примечательно, что весьма активные дискуссии возникают часто тогда, когда Олег Евгеньевич где-то вдали. Может быть, это у некоторых своего рода ” ломка”, как выразилась Наташа К об ощущении в отсутствие любимого голоса?
А не попробовать ли просто в очередной раз поставить запись этого любимого голоса и признаться, не захочется ли поделиться с кем-нибудь впечатлением — устным ли, письменным ли - в меру своих способностей и понять тех, кто сделает это не слишком умело...
И вспомнить окончание той же песни:
«...Давайте жить во всем друг другу потакая, Тем более что жизнь короткая такая...» Post_tenebras_spero_lucem_(лат.) После_тьмы_надеюсь_на_свет
Сообщение отредактировал Татьяна_Власова - Среда, 12.10.2016, 15:57
Понимаю, что не очень хорошо после своего же призыва прекратить полемику выступать с дополнением, однако мне кажется, что это дополнение и явится заключительным штрихом . Но, конечно, кто может — сделай лучше. Это не в порядке дискуссии, это справка.
Дело в том, что я не сразу вспомнила, откуда были взяты подвергнутые критике среди прочего слова «Романс как молитва, как стиль жизни» с . комментарием, что «не может так быть для верующего человека». Оказалось, что может, и написано не кем иным, как верующим человеком и нашим уважаемым модератором Юрием Ермолаевым. «Романс как молитва (Опыт анализа духовных особенностей жанра)» - это название статьи об Олеге Погудине в журнале «Элегия», а «Романс как образ жизни» - название его же интервью с Михаилом Радюкевичем. Таня Байр просто «творчески позаимствовала» эти определения, чуть изменив их. Вот что пишет Ю.Ермолаев — к вопросу о соотношении душевного и духовного.. Прошу прощения за длинную-длинную цитату, но боюсь, что не все участники форума читали этот журнал или во всяком случае имеют его на руках, чтобы перечитать. И вряд ли кто вспомнил, иначе уже не было бы о чём спорить.
Это из доклада о принципах православной культурологии. «...Не только подвижники-аскеты, но и благочестивые миряне, т. е. люди, придерживающиеся православного мировоззрения и образа жизни, искренне относящиеся к своей профессиональной деятельности... как к роду христианского служения, получают в зтом благодатную помощь Божию — некоторые особые из многоразличных даров Св.Духа, преображающие их души и проявляющиеся как в сознательной, так и в бессознательной деятельности — в мышлении, в эмоциональной сфере, во внешнем поведении. Это, вероятно, и придаёт таким людям — в восприятии окружающих — нечто необычно привлекательное, никогда до конца не фиксируемое рассудком: возможность увидеть невидимогоТворца в Его видимом творении. Если не самому коснуться Божественного огня, так хотя бы уловить отблеск его в ком-то другом. Интуитивно ощущая в творчестве человеческом прикровенное благословляющее присутствие Творца, душа зрителя, даже непривычного к религиозным переживаниям, безотчётно стремится к Нему; внешне же это выражается в необъяснимом тяготении к человеку — носителю этой Божественной благодати... ..«...Хорошее » исполнение религиозного песнопения возможно только тогда, когда певец действительно верит в то, о чём поёт (а это всегда чувствуется)... Когда аналогичный подход оказывается применён исполнителем не только к духовному, а и к душевному произведению (романсу, лирической песне) — то оно тем самым неожиданно поднимается на такую высоту, что начинает восприниматься как нечто тоже духовное, или даже, выражаясь разговорным языком, «божественное».
Можно ли сказать лучше? Процитировать бы и дальше, но — ограничения «жанра». Я надеюсь, что даже независимо от нынешней дискуссии многим будет полезно прочитать (или перечитать) этот текст и понять что-то новое для себя , а может быть, и о себе.
Валерия, кстати, там о Вертинском автор цитировал слова пользователя из Сети, это были не слова автора миниатюры.
Спасибо, Ольга! Я, конечно извиняюсь за то, что приняла слова некоего неизвестного пользователя за мнение автора эссе. Но то, что это мнение не вызвало возражения у Тани Байр - очевидно. Поэтому прошу считать, что мое замечание относится сразу к двум лицам: и автору слов, и автору эссе.
Уважаемые, дорогие форумчанки! К чему нагнетать страсти вокруг простого обсуждения эссе, размещенного на другом ресурсе, именно с целью получить оценку читателей? Те, кому недостатки режут глаз и слух вдруг стали недобрыми людьми, недостаточно наслушавшимися призывов "давайте жить друг другу потакая". Нет, мы не оплевываем друг друга и не критикуем друг друга "ожесточенно" ровно до того момента, когда переходим на советы как именно относиться к тому или иному вопросу.
Простите, в корне не согласна с советами своего мнения не иметь. Все же мы взрослые люди. Ситуация, по моему мнению, совершенно не похожа ни на "Адажио", ни на "шоу", ни на недостаток добрых чувств. Если уж сравнивать, то она похожа на спор вокруг нового сайта, когда писали то, о чем никак не могли молчать. Разве это привело к какой-то катастрофе? Чего мы все так боимся? Да, мы высказались. Да, прояснили позиции. Уверена, что и та и другая сторона может найти что-то конструктивное у другой. Не думаю, что надо прекращать насильно то, что уже живет само по себе, и делать из мухи слона. Уважаемая Татьяна_Анатольевна (_Власова), если бы Вы послушались саму себя
ЦитатаТатьяна_Власова ()
Понимаю, что не очень хорошо после своего же призыва прекратить полемику выступать с дополнением,
то и не сделали бы последнего интересного поста, заставляющего задуматься и перечитать еще раз личное мнение Юрия Леонидовича. Простите заранее все, кому показалось, что я его критикую. Я критиковала эссе. Не много ль я хочу, всему давая цену, ...
Сообщение отредактировал Валерия - Четверг, 13.10.2016, 12:10
"Духовность - высшая деятельность души, устремленность к стяжанию Духа Святаго, безгрешности, моральному совершенству, преображению души. Русская духовность выражается в древней духовной традиции Православия и добротолюбия, иконописания и церковных песнопений, благочестия, старчества и подвижничества отечественных святых. Понятие русской духовности обусловлено «естественной и первобытной географией русской души». Огромные однообразные равнины, безграничные дали, где безмерная бесконечность, сверхъестественность составляют как бы часть каждодневных переживаний, определяют образ русской души и ее духовный склад. Как и просторы ее родной земли, она сама не знает границ. То чувство ясно определенной формы, которым так гордятся латиняне и греки, ей чуждо. Ей присущи от природы отсутствие рубежей и отсутствие меры, и щемящие противоречия, напоминающие резкую изменчивость климата ее страны. «Мы огромны, — любил повторять Достоевский, — огромны как матушка Россия». Русский человек осознаёт и чувствует огромность и безбрежность своей земли. Западный человек дорожит своим социальным положением, своей собственностью и своими жизненными удобствами не в силу своих слабостей и пороков, а в силу своих социальных добродетелей, религиозно обоснованных и оправданных. У него есть идеология, которая все это оправдывает. У русского человека такой идеологии нет. В глубине души он ничуть не уверен в том, что его собственность свята, что пользование жизненными благами оправдано и что оно может быть согласовано с совершенной жизнью. Эта отчужденность, эта свобода духа лежат в основе русского бунта против буржуазного мира, бунта, в котором сходятся революционеры и реакционеры. Русская идея противоположна идее буржуазной. Ей присуще сознание, что непреходящего Града нет на земле, и что не приходится искать его в будущем: поэтому у нее не бывает слишком многих связей с земным градом. Духовное кочевничество — характерная русская черта, неотъемлемо присутствующая в русском идеале, и тип «странника» есть самый выразительный русский тип. Гоголь, Толстой, Достоевский, Константин Леонтьев, Вл. Соловьев — все были «странниками» и по своему духовному складу, и по своей внешней судьбе. Все они — искатели истины. Любовь к странничеству противостоит всему «буржуазному» в моральном значении этого слова. Эта моральная черта безразличия и отчужденности просветляется христианством, которое дает ей направленность к небу. В русском христианстве, гораздо больше, чем в византийском, взгляд обращается к «небесному Иерусалиму», к «грядущему Граду» .Ему свойственна жажда преобразования жизни, ее преображения, пришествия нового неба и «новой земли», Царства Правды на земле. Под действием христианской веры, веками проникавшей в духовную сущность русского человека, христианские мотивы продолжают составлять глубинную основу его существа, и его побуждения остаются глубоко религиозными. На этот счет было очень верно отмечено, что русский человек бывает с Богом или против Бога, но никогда не бывает без Бога. Русская религиозная совесть никогда не удовлетворялась зрелищем личного спасения одной индивидуальной души, она всегда была озабочена общим спасением. Все души связаны между собою и ни одна не приходит к Богу без того, чтобы не увлечь за собою других. Следовательно, спасаться надо вместе, а не каждому в отдельности. Достоевский прекрасно выразил эту мысль, говоря, что «все отвечают за всех». Здесь перед нами — своего рода духовный коллективизм, имеющий, возможно, своим основанием древний, унаследованный от предков и уходящий в тьму веков коллективизм сельского «мира», до такой степени укоренившийся в обычаях и нравах страны, что он сохранился до самой революции. Черты этого духовного коллективизма, этой жажды общего спасения для всего народа, для всего человечества, для всей вселенной, присущи всей русской мысли, и верующей, и неверующей. «Спасен будет тот, кто спасает», — сказал Владимир Соловьев, и тут он сходится не только с теми, кто верит, как он, — с Достоевским, с Константином Леонтьевым, со славянофилами, но и с представителями противного лагеря: с Белинским, с Бакуниным, с Герценом, с Чернышевским, с Лениным. Избавление от зол и страданий должно совершиться не для отдельного человека, а для всех. Прекрасного величия эта характерная черта русской души достигает у русских святых, которые стали глашатаями и наиболее подлинными представителями русской духовности, а их жития — жизненной философией русского народа. К ним в особенности приложимо прекрасное изречение Ф.М. Достоевского: «Может быть, единственная любовь народа русского есть Христос, и он (русский народ) любил образ Его по-своему, то есть до страдания». Русская духовность веками питалась идеалами святых отцев : от их пламени зажигала свой светоч вся Святая Русь — святая не только в смысле моральной святости, но святая потому, что идеал святости составляет для нее самую высшую из всех вообразимых ценностей. " Иеромонах Иоанн (Кологривов) Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация" читать подробно можно здесь : http://dic.academic.ru/dic.nsf....2%D0%AC
Сообщение отредактировал Олёна_Митина - Среда, 12.10.2016, 22:12
Прочитав сообщение Татьяны Анатольевны, вспомнила об интервью, которое я прочла, когда еще не знала о нашем форуме, но уже ходила на концерты Олега Евгеньевича. По старой ссылке оно было датировано 22 апреля 2004 года. Ссылка сейчас неактивна, но я нашла это интервью в интернете, уже без даты: http://www.portal-slovo.ru/art/36024.php (если ссылка не раскроется, желающие смогут его прочесть, нажав кнопку "Открыть спойлер"). Оно довольно объемно, поэтому привожу только две цитаты - слова Олега Евгеньевича, которые имеют отношение к возникшей дискуссии:
"Если говорить о романсе – это поразительный жанр, как и человеческая душа. Он по природе своей возвышен и, если соблюдать идеальную меру романса, он будет всегда звучать возвышенно и почти молитвенно. Романс «Гори, гори моя звезда» - это однозначно молитва, прямые упоминания добродетелей христианских: Веры, Надежды, Любви".
"Пою потому, что не могу не петь. В этом моей заслуги нет. Это просто определенным образом очень требующий в себе выхода дар. Это именно дар, это абсолютно четко мне понятно – дар Божий. То, что я делаю на сцене - это действительно беседа с людьми, это необходимый запрос к залу и необходимый мне ответ. Всякое представленческое искусство существует ради разумного, доброго, вечного, т.е. прославления Божия. А если искусство отвергает эти принципы, оно становится безнравственным. В наше время, к сожалению, искусство все больше скатывается к развлекательному жанру, т.е. человек насытил чрево, а потом насыщает то, что у него еще осталось от души. Но если искусство свидетельствует о красоте, истине и вечности, то оно свидетельствует о славе Божией, оно свидетельствует о том, к какому высокому и красивому существованию человек призван, и тогда это становится делом Божьим".
"Гори, гори, моя звезда". Интервью с Олегом Погудиным. Янушпольская Л. А.
- Олег, мы с тобой вместе учились в институте на одном курсе, давай не только между собой, но и в интервью на «ты». - Конечно, тем более что церковные люди всегда общаются друг с другом на «ты». - В этом году исполняется 14 лет, как мы окончили институт. Что за это время с тобой произошло такого важного, что серьезно повлияло на твою жизнь? - Было очень много событий, и даже очень много, если говорить о работе, творчестве, о жизни. И ты в принципе в курсе всех очень серьезных моментов, да и отец А. сам во многом виноват, поскольку в то время многих знакомых театралов потихоньку привел в Лавру (тогда еще Академию). Конечно, самое важное событие, которое произошло после окончания института, а произошло оно в 1994 году, это воцерковление. Я не знаю, как рассказывать об этом подробно, поскольку даже для церковного издания говорить об этом достаточно сложно. Что касается духовного опыта, я вообще стараюсь не раскрывать, кроме уж очень необходимых моментов. Если говорить о профессии или карьере? Если говорить о профессии или карьере, употреблю это слово в практическом смысле, то было очень много событий, в том числе совершенно неожиданных. Мои первые появления на телевидении были во многом чудесны. Они не были связаны ни с финансовыми затратами, ни с какими-то корпоративными интересами. Эти фильмы сделали меня достаточно известным, произошел момент рекламы своего рода, но для меня это была исключительно творческая работа. В то время петербургское телевидение транслировалось на всю страну – вся страна и узнала. Это дало мне возможность в дальнейшем вести самостоятельную концертную деятельность. Произошло то самое, о чем нас предупреждали в институте, что талант, образование - это одна часть составляющей успеха, но еще одна не менее важная – успешный случай. У меня это случилось, и я отношу это к Воле Божьей, к необходимой судьбе. И я благодарю Бога и стараюсь тихонечко это чудо оправдывать и воспринимаю свою работу как поприще, которое необходимо пройти, сколько будет угодно Богу. - Мне известно, что ты регулярно ходишь в Храм, исповедаешься и причащаешься. Расскажи, как ты пришел к вере? - Поступив в институт, я был совершенно не церковным человеком (мама на Пасху красила яйца и пекла куличи) и, как многие молодые люди в те годы, не имеющим никакого представления об этом. В институте для меня открылся совершенно удивительный мир, мы всерьез начали изучать литературу, историю искусств, целый семестр работали над «Евгением Онегиным». И, поскольку вся наша европейская культура – это культура христианская, то все это в сердце начало очень сильно прививаться, и я очень благодарен педагогам и институту, прежде всего за воспитание личности. Так вот, в 1988 году пришла в голову совершенно безосновательная мысль: «Мне 20 лет, а я еще некрещеный!». Подговорив двух однокурсников, мы пошли в Преображенский Собор и покрестились. При этом я до земли кланяюсь тому батюшке, который нас крестил, я не знаю его имени. Перед таинством он сказал несколько слов, самых общих, которые тогда можно было сказать, и я понял, что этот шаг подразумевает под собой серьезную ответственность, хотя о такой ответственности и не размышлял. Потом, меньше чем через год, приятель предложил определенным образом подзаработать денег – прийти в Храм и петь на клиросе. В Храм мы пришли, нас чудно приняли замечательные люди. И какое-то время мы пели, не соображая ничего, не зная ни службы, ни славянского языка. И, поскольку существовал испытательный срок, а учеба в институте была с утра и до поздней ночи, денег за пение мы, по счастью, так и не получили. Но в то время это было что-то вроде вакцинации. Вспомнил я об этом через 7 лет, когда Господь подарил чудо - петь всю Светлую Седмицу в Святогорском монастыре, в братском хоре. И сколько бы я раз ни приезжал туда, это чудо повторялось, с братией возникла очень серьезная, крепкая дружба, и я им за это очень низко кланяюсь. Продолжалось бы сейчас, но я очень редко попадаю в Святогорский монастырь и уже даже начинаю тосковать. Так вот, от крещения до воцерковления прошло 6 лет. Это был очень необходимый период. Довелось очень много узнать, пожить за границей, познакомиться с дивными людьми и милостью Божией попасть к духовному отцу, к которому Господь привел. И считаю эти годы совершенно необходимым периодом подготовки к этой встрече. - Я слышала, что однажды, в самом начале, тебя как-то выставили из Церкви во время службы. Расскажи, пожалуйста. - Это не совсем так. Конечно, в начале я делал много глупостей. И хорошо сказать об этом публично. Как-то посреди службы я зашел в Храм и стоял с поднятыми руками, а на плече висела гитара. Ко мне очень решительно подошел человек и сказал, что сейчас выкинет их Храма. Я на него внутренне рассердился, но (в то время я был чем-то лучше, чем сейчас) я не стал с ним спорить, извинился, хотя не чувствовал себя виноватым, и, Слава Богу, мы разошлись, и это ни чем не кончилось. После я уже в Храм с гитарой не приходил. - Олег, ты сейчас довольно известный человек, не вредит ли известность и успехи на концертах твоей духовной жизни? - От тщеславия не свободен ни один человек. И для души артиста есть особые опасности, поскольку успех и признание составляют необходимое условие реализации артиста, да и не только артиста, а всех творческих людей. Но, в конечном итоге, каждый получает, что хочет. Если человек начинает впадать в желание поклонения, это становится опасным. А если человек испытывает счастье от любви человеческой, оттого, что он делает, это мне кажется не только не вредно, это помогает жить. Только нужно очень четко определять эту границу. И, конечно, помнить о том, что все благое, хорошее в нас по воле Божией и все только от Бога. И он не только нам жить помогает, а все в его руках. - В твоем репертуаре можно встретить произведения и глубокие по содержанию, тяготеющие к духовной поэзии, например песни иеромонаха Романа и в тоже время эстрадные произведения, в которых больше важна форма, нежели содержание (Вертинский). Все-таки что на первом месте: форма или содержание? - На самом деле примиряет-то все форма. Да, далеко не все то, что я исполняю, имеет отношение к Православию в прямую, но так или иначе любая моя песня обращена к возвышенному и, скорее всего, этот критерий я поставил бы первым. Песни отца Романа я исполняю редко, только Великим постом, потому что для них необходимо внутреннее сосредоточение. Что касается Вертинского, я пою только то, что соответствует моему взгляду на мир и по счастью это очень обширный репертуар, его хватает на целый концерт. Но примерно около трети я никогда исполнять не буду. Думаю, что Вертинский и сам мало исполнял те песни, которые окрашены юношеской безответственностью и обидой на жизнь. Если говорить о романсе – это поразительный жанр, как и человеческая душа. Он по природе своей возвышен и, если соблюдать идеальную меру романса, он будет всегда звучать возвышенно и почти молитвенно. Романс «Гори, гори моя звезда» - это однозначно молитва, прямые упоминания добродетелей христианских: Веры, Надежды, Любви. В оригинале, в самом начале: «Звезда надежды благодатная, Звезда любви последних дней…» - идет прямая декларация христианского отношения к жизни. И финал: «Лучей твоих небесной силою Вся жизнь моя озарена. Умру ли я, ты над могилою Гори, сияй моя звезда». Это обращение в вере в полной мере. И если знать историю создателя романса - Булахова – он был очень болезненным человеком, последняя часть его жизни проходила в инвалидности, то понятно, почему это так звучит. Так же и у Лермонтова «Звезда с звездою говорит», для поэта и его современников это наполнено совсем другим смыслом, чем для нас сейчас. Поэтому романс - это очень высокая область искусства. - В каком городе тебе легче поется? - Без разницы. Конечно, население городов разное, но в русских людях, так или иначе, очень много общего. Разница только в темпераменте восприятия. Это существенная вещь, но для внешней успешности концерта, а внутренне человек везде ищет и ждет чистоты, правды, милости и у нас и за границей. - В речи Андрея Тарковского, которую он произнес в Лондоне, в Сент-Джеймском Соборе в 1984 году и которая напечатана в нашем журнале, есть такие слова: «Художник стал относиться к таланту, который ему дан, как к своей собственности. А отсюда появилось право считать, что талант ни к чему не обязывает. Этим объясняется та бездуховность, которая царит в современном искусстве». - В Священном Писании, среди предостережений людей об отступлении от Бога есть такое: «Дам юношей в руководители им». На самом деле страшная вещь, посмотри, что происходит – властители умов, по крайней мере, творческих, это уже фактически дети, даже не юноши. Все эти «Фабрики», вся прочая жуть, не в плане людей, а в плане идеи. Юному человеку свойственна безответственность, хотя душа у него чище, чем у взрослого, но уж об ответственности он имеет самое общее представление и иногда превратное. А если он еще начинает учить.… К чему это приведет? Можно открыть писание и посмотреть. - Скажи, ведь вера в Бога, она направляет и не позволяет отступать… - О, если бы это было так, то это было бы чудо большое. Если совесть осуждает, значит, этого нельзя делать. Есть такая притча, хотя это было, скорее всего, событие. В поезде, в купе, ехали священник и купец. Купец закурил, священник сделал ему замечание, поскольку к священству в то время почтение еще было. Купец спросил: «Батюшка, а почему нельзя курить?» «А Вы попробуйте перед курением прочесть молитву Господню и после этого закурить» «Нет, не получится» «Но ведь перед каждым делом Вы можете помолиться «Отче наш…», а если не можете, то, как же можно делать?» Ты говоришь: «Вера не позволяет свернуть…». Да, вера обязывает. Приходится делать вещи не совсем однозначные с точки зрения духовной доминанты. И тогда эти обязанности становятся кроваво тяжелыми, т.е. тебе нужно самого себя принести в жертву вере, а это очень тяжелое испытание. И по счастью Господь милостив, и такое бывает редко. Каждому из нас нужно учиться смирению, не только когда ты беспомощен что-либо сделать, там иногда смириться легче, а смиряться и когда можешь сделать многое. Вообще православному невозможно быть без духовного отца. И где тебе трудно что-то самому решить - нужно прибегать к помощи духовника, чтобы через него узнать волю Божию. Единственное, выполнять это потом не просто. Какие-то вещи можно делать ради милости, любви и ради Славы Божией, а какие-то делать совсем нельзя. Нужно идти путем каких-то самоотречений и подвигов во имя Божие. Вообще церковным людям, на каком бы месте они ни находились, и на сцене в том числе, всегда не просто. А есть люди, которым необходимо там находиться, у которых явно выраженный мощный талант, дар к этому. И вот, на каком бы месте человек ни находился, он должен свидетельствовать о Боге и своей вере. И так на сцене творится что-то страшное – шабаш (прости за слово), но совершенно что-то страшное. И вот если мы уйдем вдруг все со сцены, что же тогда останется? Ведь общество не перестанет ходить в театр, не перестанет посещать концерты и смотреть телевизор. Неужели необходимо все отдать в руки людей, противных нам по духу? Мне кажется, что это в каком-то смысле даже грешно. Единственное – ответственность колоссальная! И всякий ведущий, всякий учительствующий ответственнее, чем каждый идущий за ним. - А у тебя был кризис в творчестве? - Пока нет, но он потихоньку подходит сейчас. Кризис выступленческой работы. Очень много гастролей, много концертов, и как-то становится от этого иногда очень тягостно. Я, правда, не выхожу исполнять произведения, а выхожу беседовать посредством тех песен, которыми я говорю. И я вдруг затосковал по крупной форме. Это может и искушение, возвращение к театру в каком-то смысле. Пусть даже это музыка, пусть даже какие-то позиции определенные есть.… Не знаю. Тем, что я делаю в плане содержания, я очень доволен, а вот формальное развитие меня беспокоит. - Олег, почему ты поешь? - Пою потому, что не могу не петь. В этом моей заслуги нет. Это просто определенным образом очень требующий в себе выхода дар. Это именно дар, это абсолютно четко мне понятно – дар Божий. То, что я делаю на сцене - это действительно беседа с людьми, это необходимый запрос к залу и необходимый мне ответ. Всякое представленческое искусство существует ради разумного, доброго, вечного, т.е. прославления Божия. А если искусство отвергает эти принципы, оно становится безнравственным. В наше время, к сожалению, искусство все больше скатывается к развлекательному жанру, т.е. человек насытил чрево, а потом насыщает то, что у него еще осталось от души. Но если искусство свидетельствует о красоте, истине и вечности, то оно свидетельствует о славе Божией, оно свидетельствует о том, к какому высокому и красивому существованию человек призван, и тогда это становится делом Божьим. - Ты дважды был на Афоне, много ездишь по монастырям. Есть ли такое место на земле, куда бы тебе всегда хотелось вернуться и где твоей душе тихо, спокойно и светло? - Да, конечно, это дом, это Петербург, это Лавра. Я очень люблю свой город и считаю его сосредоточением духовной жизни. Здесь есть такое важное качество, как смирение. Город, который физически выстроен, как столица, очень серьезно попираем последнее столетие и, кстати, в последнее время едва ли не больше, чем 20 лет назад. В его физическом величии есть требование великой жизни, в этих фантастических, колоссальных Храмах, в этих прекрасных дворцах, а это постоянно отнимается и в результате город воспринимает это все как смирение. Что касается путешествий, на Святой Горе я увидел, насколько монашеский путь тяжелый и по настоящему кровавый, и насколько он прекрасный. Хотя видел это и на русской земле. И мои путешествия показали, что, сколько будет продолжаться в мире монашеский подвиг, столько и будет существовать этот мир, но с последним монашествующим миру будет вынесен приговор. Без монастырей и монашеской молитвы мир существовать не может. Хотя Господь в любой момент волен исправить мир опять, если этому миру нужно еще стоять. Очень хочется, чтобы было нужно. Так хочется, чтобы детки и их детки порадовались жизни и к Богу пришли. Жизнь прекрасна!
Вот что пишет Ю.Ермолаев — к вопросу о соотношении душевного и духовного... Это из доклада о принципах православной культурологии. «...Когда аналогичный подход оказывается применён исполнителем не только к духовному, а и к душевному произведению (романсу, лирической песне) — то оно тем самым неожиданно поднимается на такую высоту, что начинает восприниматься как нечто тоже духовное, или даже, выражаясь разговорным языком, «божественное».
Ключевые слова в этом «доказательстве» - «нечто духовное» и «разговорным языком»
ЦитатаНаталья_С ()
…вспомнила об интервью… По старой ссылке оно было датировано 22 апреля 2004 года. Ссылка сейчас неактивна, но я нашла это интервью в интернете, уже без даты: http://www.portal-slovo.ru/art/36024.php Оно довольно объемно, поэтому привожу только две цитаты - слова Олега Евгеньевича, которые имеют отношение к возникшей дискуссии: «Если говорить о романсе – это поразительный жанр, как и человеческая душа. Он по природе своей возвышен и, если соблюдать идеальную меру романса, он будет всегда звучать возвышенно и почти молитвенно. Романс «Гори, гори моя звезда» - это однозначно молитва, прямые упоминания добродетелей христианских: Веры, Надежды, Любви»…
Здесь ключевые слова - "почти молитвенно"
Ну, а относительно слов о романсе «Гори, гори, моя звезда» скажу вот что. Фраза сказана в 2004 году, в интервью, когда нет времени проанализировать сказанное. И… двенадцать лет назад. За двенадцать лет, при постоянном пополнении своего духовного багажа у человека меняется мнение по каким-то вопросам. Мне кажется, что сейчас Олег так бы не сказал при всей своей любви к этому романсу(ИМХО). Хотя бы потому, что с православной позиции молитва - это обращение с каким-либо прошением к: Господу, Богородице, Святым Бесплотным Силам, пророкам, апостолам, святителям, мученикам, священномученикам, преподобным, безсребренникам, Христа ради юродивым. Звезды в этом перечне нет. Загляните в оглавление Полного православного молитвослова.
По поводу «романса как образа жизни». Броский эффектный заголовок интервью. А по сути, вы можете охарактеризовать (описать) такой образ жизни. Вот есть здоровый и нездоровый образы жизни, активный, уединенный и т.д. О них легко можно кратко сказать, что они из себя представляют. А вот о романсовом образе жизни вы можете коротко, по сути, сказать, что он из себя представляет?
Да. Еще. Слова в эссе «для него романс как молитва» были сказаны о жанре романса в целом, а не об отдельном романсе. Это я к тому, что есть, например, романс на стихи М. Лермонтова «Молитва» «Я, Матерь Божия…» Но этого романса могло и не быть, если бы к стихам не была написана музыка. Так что первичны здесь стихи. Это я заранее к тому, чтобы не начался поиск дополнительных аргументов в защиту эссе Тани Байр. .
Сообщение отредактировал Ольга_Москва - Пятница, 14.10.2016, 22:25
Уважаемая Ольга! Во-первых, как ни лестно это для меня, все-таки прошу Вас не приписывать мне слова Олега Евгеньевича (Вы их оформили как мои собственные, а я только цитировала Певца). Во-вторых, я в своем сообщении имела в виду уже не эссе Татьяны Байр, а полемику по поводу связи искусства с духовностью, почему и вспомнила об этом старом интервью. Согласна с тем, что с годами у всякого человека может измениться отношение к той или иной проблеме. Но издревле считалось, что всякий дар от Бога, и само слово "призвание" всегда наделялось сакральным смыслом. У нас оно происходит от слова "зов", в европейских языках от латинского vox (vocation - англ., франц.) - это зов Бога , обращенный к человеку, призывающий его исполнять определенное дело на земле. Прежде всего, это касается творческой личности при условии, конечно, что художник (поэт, музыкант, певец -все равно) серьезно относится к своему искусству, воспринимает свое творчество как делание (мы не раз слышали это слово от Олега Евгеньевича!), служение, а не как средство развлечь публику. В этом отношении пушкинское "Восстань, пророк, и виждь, и внемли, / Исполнись волею Моей" относится не только к Поэту, но и к любой творческой личности, и исполнение Певца мы можем воспринимать как пушкинский "глагол", призванный "жечь сердца людей" по велению Свыше. Не думаю, что Олег Евгеньевич относится к своему искусству иначе, чем двенадцать лет назад, и у нас нет оснований сомневаться в том, что и сейчас он воспринимает свой талант как Дар Бога. И потому творчество Певца невозможно отделить от духовного начала. Что касается Звезды, то открыла свой "Словарь христианского искусства" (в очень многих случаях символика в разных христианских религиях общая). Не привожу статью целиком, достаточно первого предложения, раскрывающего смысл символа: "Звезда. Символ Богоявления или Божественного руководства".(Апостолос-Каппадона Д. Словарь христианского искусства. - Челябинск: Урал LTD, 2000.- С. 82). Поэтому трудно не согласиться с тем, что романс "Гори, гори, моя звезда" - "это однозначно молитва", что именно такое значение Звезды и сегодня имеет в виду Олег Евгеньевич, и именем этой Звезды названа его программа "Звезда Любви", которую он исполняет до сих пор.
Еще одна вариация хорошо слышимого в этих нескромных словах эссе Белинского " Любите ли вы .., как люблю его я ?" Не забыла Таня Байр похвалить себя, натужно восхваляя Олега Погудина... Разве кто-то увидел в этом монологе что-то для себя новое, искреннее, достойное Олега ?
Для нее " романсы, несомненно, составляют ощутимый пласт духовного наследия России"... Как бы такое словоблудие отозвалось в Олеге? Ведь он точно знает, ЧТО и КТО ИМЕННО составляет духовное наследие России. И дальше во всем эта преступная путаница между духовным миром и возвышенным мира искусства, но все же душевной сферы, и удивительный певец Олег Погудин в исполнении романсов никогда не переходил эту грань.
Варвара, Вы можете, конечно, высказывать своё мнение, если аргументируете его корректно и уважительно к другим. Но пожалуйста, потрудитесь выбирать лексику. На этом форуме не принято заниматься личными нападками на любых других авторов и тем более оскорблять кого-либо, даже если Вы уверены, что человек этого заслуживает. Вынуждена сделать Вам предупреждение: ещё одно использование таких резко негативных оценок, как "словоблудие" или "преступная путаница" - и мне придётся удалить Ваш аккаунт. Ко мне всегда можно на "ты". Но это не значит, что я всегда согласна
Молиться Богу человек может и своими словами. Главное, чтобы они шли от сердца и души. Скорее всего, именно это имел в виду Певец, когда говорил: "...В оригинале, в самом начале: «Звезда надежды благодатная, Звезда любви последних дней…» - идет прямая декларация христианского отношения к жизни. И финал: «Лучей твоих небесной силою Вся жизнь моя озарена. Умру ли я, ты над могилою Гори, сияй моя звезда». Это обращение в вере в полной мере. И если знать историю создателя романса - Булахова – он был очень болезненным человеком, последняя часть его жизни проходила в инвалидности, то понятно, почему это так звучит..."
Но в рамках возникшей дискуссии, затрагивающей очень важные и глубокие аспекты жизни, в частности првославного христианина, хотелось бы определиться с терминологией и не подменять понятия. Есть прекрасные метафоры и высказывания, а есть фундаментальные, вечные истины и понятия ( например, Молитва — это обращение человека к Богу, Богородице или святым …Чтение канонических текстов. {Православный энциклопедический словарь} Молитва – это слова, обращенные к Богу , Богоматери и святым. Это могут быть слова просительные, благодарственные и славящие Его. {энциклопедический словарь педагога}). Тогда становится ясно, что спорить-то и не о чем. Поэтому хотелось бы, чтобы наши люди по вопросам христианской культуры обращались бы в первую очередь к нашим авторам, а не американским (написавшим словарь для студентов - Диана Апостолос-Каппадона). Ведь у нас так много прекрасных и мудрых книг и исследователей. Именно их труды следует читать и изучать. Тогда мы будем лучше "слышать" друг друга и нашего Маэстро.
Интересное: "Очерки памятников христианского искусства" и "Иллюстрированная энциклопедия христианского искусства" Покровский Н.В.директор Императорского археологического института, основоположник церковной археологии и музейного дела, профессор Санкт-Петербургской духовной академии "Искусство христианского мира" - http://www.blagovest-moskva.ru/item9644.html
Сообщение отредактировал Олёна_Митина - Пятница, 14.10.2016, 17:23
А как администрация смотрит на такие выражения автора о нашей Родине:
" Современная Россия, это не только невероятно политизированная страна, где ЗАЧАСТУЮ АГРЕССИЯ ДОМИНИРУЕТ над РАЗУМОМ ...", вы не слышите в них русофобию и неприязнь? Этот человек явно не любит Россию, нашу великую, многострадальную и Богом хранимую Русь...
Предупреждение я получила , и уходя с этого форума, хочу сказать прощаясь. Если честно, мне вообще не понятно, зачем столь заурядное произведение литературной макулатуры, которой захламлена мировая сеть, опубликовано на столь утонченном, культурном форуме, с таким необыкновенным Героем, с таким изящным, возвышенным названием "Русская элегия"? Ведь теперь, после тщательного разбора ( для тех, кто не может сам вчитаться и задуматься), всем должно быть понятно, что это ПУСТОТА, наполненная давно известными высказываниями о творчестве Олега, нахватанными из разных интернет источников, посвященных творчеству Олега Погудина, ради МОДНЕНЬКОЙ темы.
Само название "Серебряная капель"- уже бессмысленная красивость... Серебро не звучит, уверяю вас, никогда и никак. Есть у меня резной серебряный колокольчик, на память, а нет звучания... Но всегда в сплав церковных колоколов малой частью добавляли серебро, и тогда они звучали, благовестили.
Не хочется больше говорить о авторе, НО посмотрела и на другое, поэтическое ее "творчество ", разбросанное по всему интернету. Ведь говорил же Олег как-то недавно после программы "Булат Окуджава", писать стихи прекрасно, но не обязательно, чтобы они увидели свет...". Нет чтоб прислушаться к словам умного человека. Но то, что не стерпела бы бумага, стерпит всеядный интернет...
Приближается день рождения Михаила Лермонтова, творчество которого бесконечно любимо Олегом и многими его поклонниками... Вот нашлось такое " стихотворение" Тани Байр на лермонтовскую тему, хотелось бы услышать мнение тех, кто любит Лермонтова и его роман " Герой нашего времени".
Майская Гроза
Запах майской грозы, отчего не пойму, Возвращает в далекую школьную юность... Вспоминаю открытые окна дождю И мечты бесконечные в яркую лунность...
Помню свежей сирени букет на столе, Где лежала открытая книга романа... Залетая дождинки в окно в серебре, На нетленные листья ложились "Таманя".
И неспешно стучали часы на стене... Ароматы грозы вдохновенно вдыхала… Не Печорин сидел (фаталист) в голове - Маю юности светлые грезы шептала... 02.05.2014г. Таня Байр
Сообщение отредактировал Варвара - Пятница, 14.10.2016, 19:29
Варвара, я не зря просила Вас прочитать, наконец, Правила форума. У нас запрещена полемика с администрацией в тематических разделах. И к тому же Вы продолжаете раздувать уже достаточно ясный всем вопрос и навязывать другим своё личное мнение об авторе, который здесь не присутствует и ответить Вам не может. Вынуждена перевести Вас в режим "только чтение", для начала - на неделю. Пожалуйста, обдумайте спокойно и сделайте правильные выводы, потому что больше предупреждений не будет.
Остальных участниц прошу обсуждать без эмоций и переходов на личности, чтобы не пришлось закрывать эту тему. Ко мне всегда можно на "ты". Но это не значит, что я всегда согласна
Поэтому хотелось бы, чтобы наши люди по вопросам христианской культуры обращались бы в первую очередь к нашим авторам, а не американским (написавшим словарь для студентов - Диана Апостолос-Каппадона). Ведь у нас так много прекрасных и мудрых книг и исследователей. Именно их труды следует читать и изучать.
Елена Васильевна, я процитировала книгу, которая у меня была под рукой (кстати, словарь этот хороший), а символика звезды в разных словарях символов сходная. Но в ответ на Ваше пожелание обращаться исключительно к отечественным авторам отыскала в интернете "Библейскую энциклопедию", написанную в России, и привожу цитату из статьи о звездах отсюда: "В пророчестве Валаама — восходит звезда от Иакова (Чис 24:17), под звездою разумеется Мессия — Христос, называемый также в Откровении Иоанна светлою, утреннею звездою (22:16), так как Он озарил землю светом евангельского дня и вполне открыл людям тайны царствия Божия". http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblejskaja-entsiklopedija Смысл тот же, но раз так
ЦитатаОлёна_Митина ()
мы будем лучше "слышать" друг друга
дополняю свое сообщение ссылкой на отечественный источник!
Сообщение отредактировал Наталья_С - Пятница, 14.10.2016, 21:48