Из vkontakte.ru О взаимоотношениях с романсом
Константин Араканцев
Еще совсем недавно (года этак полтора назад) мне бы в голову не могла придти мысль, что совсем скоро я начну слушать, а главное – понимать и любить романсы. Почему-то мне всегда казалось, что романсы – это задушевное нытье для бабушек-старушек и женщин бальзаковского возраста, которые таким образом изливают душевные страдания по давно ушедшей молодости. На самом деле это не так. Судил я столь опрометчиво лишь по той простой причине, что смысла романсов никогда по-настоящему не понимал. Но как выяснилось, для этого всего-то нужно было найти «нужного» исполнителя.
Много раз в городе попадались мне на глаза афиши концертов некого Олега Погудина, большую часть репертуара которого как раз романсы и составляют. И хоть не слышал я ранее ни одной его песни, мне он был как-то неприятен… Слишком, как мне казалось, он был возвышенным, словно сошел со страниц старинного женского романа, и слишком много о себе воображает в этом своем утонченном образе. Такой, видите ли, щеголь с претензией на благородство. Но это предубеждение быстро рассеялось – достаточно было всего один раз (случайно) услышать его исполнение, послушать речь и вообще немного узнать о Погудине, чтобы признать его «серебряный голос», изменить мнение о нем на противоположное и… полюбить романсы, главное в которых все же не музыка, а то содержание, та лирика и те чувства, которые заложены в самой основе романса.
В Погудине же хочется отметить его единство со своим творчеством. Полное тождество внешнего образа и внутреннего содержания. Несмотря на то, что голос его божественно прекрасен, кристально прозрачен и чист, в нем не чувствуется ни тени самолюбования. Каждую песню он переживает, как маленькую жизнь, позволяя и слушателю сполна проникнуться возвышенными чувствами. Иногда до кома в горле и слез на глазах… Погудин поет не только романсы, но и народные, солдатские, авторские песни. Причем, если он исполняет народную песню – это именно народная песня, а не какое-то собственное видение или пошлое попурри.
Конечно, у Погудина есть собственный стиль исполнения. Он всегда узнаваем по тембру и «фирменным» ноткам в голосе. Но если он исполняет авторские песни (Окуджава, Вертинский, иеромонах Роман и др.), то всегда старается передать особенности того или иного автора. Погудин – уникальное явление на Российской сцене. Выбором репертуара, исполнением (спокойным, легким, лишенным претенциозности, кажется, исходящим из глубины души и самого сердца), а также примером собственной жизни он воплощает в себе наилучшие духовные качества, к которым хочется стремиться и которым, слушая его песни, хочется соответствовать.
В заключение, статья из Интернета об Олеге Погудине, в которой я готов подписаться под каждым словом:
«За постижение души русского романса» – так называется художественная премия, которой пять лет назад был награжден Олег Погудин, исполнитель, вернувший на российскую сцену мастерство лирической песни. В нем сошлось все: необыкновенной красоты голос, артистичность и сценическое обаяние, редкое чувство стиля, безукоризненный вкус и безграничная любовь к романсу.
Олега Погудина называют принцем русского романса и Серебряным голосом России (видимо, в пику Николаю Баскову, чье «золото» голоса оказалось сусальным, а вкус – сомнительным). Певец не просто «обворожает» (как писал Гумилев) неповторимым тембром своего голоса – он создает вокально-драматический портрет лирического героя (по образованию Олег – драматический актер). И герой этот оказывается глубоким и исполненным собственного достоинства человеком, который не может опуститься до дешевой сентиментальности или преувеличенных страстей в духе «цыганщины» (согласитесь, слишком многие исполнители эксплуатируют эту манеру). Вместо этого отличительной чертой творчества артиста стала особенная душевность, от которой у людей в зале щемит сердце. Наверное, это и есть возрождение русского романса, едва не погибшего за прошедшие десятилетия под лавиной «современных аранжировок» и псевдоавторских трактовок.
Появление Погудина – удача для жанра. «Романс для меня в музыкальном мире, как отправная точка. Это мой дом. Я в этом жанре живу, я его гражданин. Под знаком романса проходит и любая другая работа, будь это песни Вертинского, военная песня, танго или что-то другое», – говорит сам Погудин. Первый большой его диск «Звезда любви» вышел еще в 1991 году. Известный композитор Валерий Гаврилин писал тогда: «Слушал Олега и плакал – от счастья, что снова в России родился неповторимый талант. Дай Бог ему счастливой житейской дороги, а любовь людская его уже ждет».
Репертуар Погудина необычайно разнообразен: в концертных программах он исполняет русский старинный городской романс, классический русский романс, народную песню, военные песни, романсы и песни мастеров российской сцены 20 века (Александра Вертинского, Булата Окуджавы, Петра Лещенко). Но в любом случае не преувеличением и не рисовкой звучат слова самого певца: «Пожалуй, я пою всегда – о любви. В самом широком смысле этого слова: о любви, которая суть жизни».
К искусству Погудин относится вдумчиво и серьезно. На сцене он избегает внешних эффектов: все органично, строго, из самой глубины сердца и с таким доверием к слушателю, что зал буквально замирает, а потом взрывается аплодисментами. О выступлениях Погудина пишут: «На его концерты бегут, спасаясь, как в непогоду – от сырости и слякоти, от невыносимой пошлости «старых песен о главном», от кликушества и бессмыслицы, инфантильности чувств, подающихся как бог знает какое откровение. Погудин возвращает искусство романса, городской песни от слезливой чувствительности, вычурности к внутренней строгости, благородной простоте и сильному переживанию… Погудин обращается не к толпе, а к отдельному человеку, к его глазам, слуху, душе».
Поклонники романса с благодарностью снова и снова отмечают: в манере Погудина нет ни капли рисовки, истерического надрыва, свойственного многим исполнителям лирических песен. Вот он поет «Гори, гори, моя звезда…», а пожилая женщина шепчет: «Аж мороз по коже…» Кстати, возрастные рамки верной публики Погудина назвать сложно: его с одинаковым восторгом слушают элегантные дамы с сединой в эффектных прическах и юные барышни в романтических локонах, солидные господа и демократичные студенты – талант находит путь в любое сердце!
Уже несколько лет Олег Погудин выступает с музыкантами-виртуозами, которые создают для его голоса достойную инструментальную оправу. Это гитарист Михаил Радюкевич, скрипач Алексей Баев и баянист Юрий Молотилов. Сам Погудин говорит о них: «Это отличные музыканты и добрые товарищи. Песня лирическая очень беззащитна. Как все нежное. Особенно это касается романса. Там грань между прекрасным и безобразным едва уловима. В этом плане я счастливый человек. Мои спутники, сотрудники – они все с блестящим образованием и хорошим вкусом».
И в заключение еще один факт из творческой биографии Олега Погудина – истинного петербуржца, исполнителя, актера милостью Божьей. Однажды во время концерта ему из зала прислали коробочку. Когда уже в гримерной он открыл ее, то увидел, что там лежит медаль «За оборону Ленинграда». В короткой анонимной записке, которая была приложена к этому дару, было сказано, что хозяин медали, получивший ее сразу после войны, уверен – теперь она должна быть у Олега. Это ли не главный символ его миссии – во времена, когда грохочут не снаряды, а трескучие пустые фразы с «убойным эффектом», защищать наши души от соблазнов сиюминутности и безразличия?
http://vkontakte.ru/note101376_10956739
(Ссылка прислана из Екатеринбурга)