ВНИМАНИЕ! Домен elegos.ru закрыт. Наш сайт перенаправлен на адрес
https://oleg-pogudin.elegos.su (изменение в адресе .RU на .SU). Потребуется заново авторизоваться. При проблемах пишите на e-mail администрации infolab@list.ru
Новые сообщения · Оглавление форума · Участники · Правила форума · Поиск ·
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Юрий_Ермолаев, Елена_Фёдорова, Татьяна_Соловьёва  
Интервью с Михаилом Радюкевичем
Елена_ФёдороваДата: Понедельник, 26.08.2024, 01:52 | Сообщение # 1
Группа: Модераторы
Сообщений: 5720
Статус: Offline
«Петербург-концерт»
10 августа в 1:36

Интервью с Михаилом Радюкевичем


1. Михаил, Вы выбрали гитару или гитара выбрала Вас?

— Наверное, всё-таки я. Когда я услышал её, то понял, что хочу играть на гитаре. Я думаю, что это была еще и судьба, потому что играть хотят многие, но в конечном счете далеко не все выходят на сцену и ограничиваются тремя аккордами. А я прошел музыкальную школу, училище, академию Гнесиных, международные курсы и многое другое.

У меня сформировалось понимание, почему я здесь и занимаюсь своим делом. Дело в том, что моя мама обладала замечательными музыкальными способностями и училась игре на скрипке. Однако, когда ей было десять, началась война, она попала в эвакуацию и было уже не до музыки. Тем не менее страсть к классической музыке у нее была всю жизнь – она ходила на всевозможные концерты, и в конечном счете этот запал мама передала мне, чтобы я смог реализовать все те музыкальные мечты, которые не удалось воплотить ей. Я понял только со временем, откуда у меня была такая невероятная энергия и тяга к музыке.

(Видео: Михаил Радюкевич и Олег Погудин. «Выхожу один я на дорогу»)

2. Помните ли Вы, когда услышали гитару в детстве? Какие это были впечатления?

— Во времена моей юности, в доинтернетную эпоху , были только пластинки и радио. И когда по радио звучала классическая гитара, то я все бросал и бежал к радиоприемнику. Помню, как меня поразила «Чакона» И.С.Баха, исполненная на гитаре, хотя написано это произведение для скрипки.

3. А у других музыкальных инструментов были шансы покорить Ваше сердце или всё-таки только гитара?

— У меня брат играл на фортепиано, мне нравится этот инструмент, но мой выбор пал на гитару.



4. В Вашем репертуаре гармонично сочетаются произведения самых разных эпох и стилей в интервале от музыки эпохи Возрождения, барокко и высокой классики до произведений современных композиторов. На Ваш взгляд, в чем существенная разница между тем, что было несколько веков назад, и тем, что сейчас?

— Знаете, как говорят: «В искусстве прогресса нет». Музыка может быть по-разному написана – в разные эпохи, для других инструментов, по сравнению с теми, которые мы сейчас используем. Поэтому я стараюсь играть с любовью всё, что выбираю для своих концертов. Когда ты прикасаешься к разным музыкальным стилям, то представляешь эволюцию музыки в течение многих веков. Нельзя ограничивать себя чем-то одним, иначе ты не станешь полноценным исполнителем. Я стараюсь интересоваться многим по мере сил.

(Михаил Радюкевич. «Серенада» Ф.Шуберт)


5. Вы талантливо перемещаетесь из одной музыкальной эпохи в другую, и здесь любопытно узнать, что нравится исполнять лично Вам?

— Мне кажется, по моим стопам идут многие музыканты, я придумываю разные программы, потому что не хочется стоять на месте. Вот, например, идею концерта «Гитара на холсте» я вынашивал на протяжении пяти лет. Она предлагает совсем по-другому прочувствовать произведение: не только услышать, но и увидеть – получается очень интерактивно! Есть ещё программа «Эволюция гитары».



6. Когда спрашиваешь людей, с какой страной у них ассоциируется гитара, некоторые из них называют Латинскую Америку, другие Испанию, а кто-то Россию. Почему так и как ответили бы Вы?

— Споры ученых о том, когда и где возникла гитара, как произошло само название инструмента, не утихают и до сих пор. На эту тему можно написать не одну диссертацию. Если мы обратимся к изобразительному искусству, то можно обнаружить, что чуть ли не во II веке нашей эры уже были инструменты, похожие на гитару, которые можно увидеть на различных мозаиках и горельефах, а позже и на картинах более позднего времени. Родственные гитаре инструменты возникли очень давно. В эпоху Возрождения уже можно сказать о появлении гитары, но это была ренессансная гитара, затем появилась барочная гитара, позже, вначале XIX века, — романтическая гитара. Только во второй половине XIX века, благодаря испанскому гитарному мастеру Антонио Торресу гитара обрела современный вид. Преобразование инструмента было весьма медленным. Тем не менее я думаю, что гитара начала свой путь в Южной Европе — на территории современной Испании, Франции и Италии. В эпоху барокко гитара была очень популярна именно во Франции. В своё время даже Антонио Страдивари изготовил гитару с очень богатой отделкой. Если я не ошибаюсь, до нашего времени дошла только одна гитара Страдивари.

(Михаил Радюкевич. «Памяти Тарреги» Stepan Rak)




История гитары чем-то похожа на американские горки: то ею все интересовались и восхищались, то она уходила в небытие, когда, например, в XIX веке на авансцене возник рояль. Так же было и в России. Я учился у старейшего педагога – Ядвины Ричардовны Ковалевской, которая была ученицей Петра Ивановича Исакова, а он, в свою очередь, учил детей царя Николая Второго. За ним приезжала карета и отвозила в Зимний дворец, где он давал уроки детям последнего русского царя. Это было время, когда популяризировалось всё русское. Василий Андреев создал оркестр русских народных инструментов. Царь Александр Третий, кстати, очень увлекался русскими народными инструментами. Тем не менее в СССР партией и Правительством в 1948 году гитара, а вместе с ней также и саксофон были признаны мещанскими музыкальными инструментами недостойными строителей коммунизма. Возникли сложности с преподаванием гитары в музыкальных школах и училищах.

7. Существует множество разновидностей гитары. Какую из них используете Вы?

— У меня есть романтическая гитара – копия 1830 года, сделанная в Голландии. Также мне досталась оригинальная столетняя гитара Германа Хаузера, правда она у меня переделанная, а так бы её стоимость была очень большой! У меня есть любопытная программа «Путешествия с гитарой», где я рассказываю о том, как она эволюционировала во времени и в пространстве. Существует целый пласт русской музыки, написанной для семиструнной гитары, и, к слову, мне сейчас изготовляют семиструнную гитару. Хочу освоить и семиструнный репертуар в оригинальном звучании. А так чаще всего я использую современную гитару мастера Тараса Титовича, на которой можно играть любой репертуар.





Из коллекции Михаила Радюкевича


8. На протяжении многих лет Вы преподаете классическую гитару в Санкт-Петербургском музыкальном колледже им. М.П.Мусоргского и в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств. Ряд Ваших учеников стали лауреатами всероссийских и международных конкурсов. В чём заключается Ваш, особенный, подход в обучении студентов?

— Я понял, что если ты преподаешь, то важно продолжать учиться самому. Иначе велик риск стать неинтересным для студентов. Важно самому всегда быть в движении, потому что тебе доверяют и приходят к тебе чему-то научиться, а чтобы чему-то научить, нужно всегда быть чуточку эрудированнее, компетентнее, чем ты был до данного момента. Я стараюсь всегда посылать своим студентам новую интересную информацию, чтобы они не расслаблялись во время каникул; даю им разные задания, чтобы к осени они были готовы что-то показать и находились в форме.

9. Что бы Вы посоветовали тем, кто только начинает осваивать этот музыкальный инструмент?

— Встретить хорошего педагога – очень важно. Мастер сразу поможет избежать каких-то ошибок, объяснить важные аспекты звукоизвлечения, постановки рук и многое другое. Любой учитель – это ещё и психолог. Крайне важен подход при работе с детьми — нужно суметь заинтересовать и понять их природу, их устремления. Я считаю, что любой ребенок музыкален от природы, потому что все любят двигаться, танцевать, подпевать. Педагогу необходимо пробудить эту природу и помочь на первых музыкальных шагах.



10. На чём может споткнуться талантливый самоучка?

— Каким бы талантливым ни был музыкант, он всё равно должен быть в среде своих коллег. Важно общаться с другими музыкантами, и не только с гитаристами и обмениваться опытом и не замыкаться в себе. У нас есть школа для взрослых им. Н. А. Римского-Корсакова – в ней на данный момент около пятнадцати педагогов по гитаре! Там каждый класс немного похож на музейную квартиру с книгами, шкафами, картинами, антиквариатом и атмосфера располагает к занятиям музыкой!

11. Назовите 5 лучших гитаристов всех времен.

— Сперва я бы выделил Александра Фраучи – моего учителя в Институте имени Гнесиных в Москве. Он сильно повлиял на мою творческую судьбу. Он один из первых выиграл очень престижный международный конкурс на Кубе в Гаване, и с этого момента гитара стала развиваться в СССР. Можно сказать, что он стал первопроходцем, потому что после этого пошли и фестивали, и конкурсы, открылись классы гитары в консерваториях. Сейчас конкурс им. Фраучи в Москве является одним из самых престижных в мире.

Далее можно отметить Андреса Сеговию, который открыл для всего мира гитару и доказал , что она является полноценным музыкальным инструментом. Благодаря Сеговии, многие композиторы в ХХ веке (Э.Вилла-Лобос, Марио Кастельнуово-Тедеско, А.Тансман, М.Понсе и др.) обратились к гитаре и создали блестящий гитарный репертуар.

Следующий гитарист – это Джулиан Брим. Кстати, в какой-то мере он был самоучкой. На мой взгляд, Джулиан прежде всего музыкант, а потом гитарист. У него очень богатая дискография, он активно интересовался современной музыкой и провоцировал композиторов писать для него гитарные произведения, а сам становился первым исполнителем новой музыки.

Четвертое имя – это Кадзухито Ямасита. С технической точки зрения он раздвинул границы и рамки гитары. Кадзухито сумел сделать аранжировку и исполнить сложнейший цикл М.П.Мусоргского «Картинки с выставки», написанный для фортепиано. Он показал почти безграничные возможности нашего инструмента!

Говоря о пятом лучшем гитаристе всех времен, мне вспоминается анекдот про Давида Ойстраха. Однажды его спросили:

— Скажите, кто первый скрипач в мире.

Он ответил так:

— Ну я точно знаю, что я – второй.
— А первый кто?
— Ну а первых много!

Поэтому таких «пятых» много, и они совершенно разные: Джон Уильямс, Дэвид Рассел и многие другие.




заслуженный артист России Михаил Радюкевич


12. Как вы оказались в «Петербург-концерте»?

— По распределению. Я заканчивал Академию им. Гнесиных и пришел на прослушивание к тогдашнему руководителю «Ленконцерта», пианисту Виталию Берзону. Он послушал, как я играю, и отправил на худсовет. Меня приняли в штат и дали сразу право на сольное отделение. Через некоторое время я уже выступал с полноценной сольной программой. С тех пор, с 1989 года, я выступаю в «Петербург-концерте»!

13. Расскажите нашим читателям, какие программы с Вашим участием стоит ждать в новом театрально-концертном сезоне 2024/2025?

— Если говорить о сольных программах, то это «Гитара на холсте», «Путешествия с гитарой», «Эволюция гитары».
У нас есть программы с замечательной певицей Викторией Ребенко («Карнавал Венеции», «Цветы из Ниццы», «Душа и сердце»), Мы — это трио, которое существует в «Петербург-концерте»: Н.Капустина — флейта, В.Водянников — мандолина и М.Радюкевич — гитара. Также есть программы с заслуженной артисткой России Галиной Сидоренко («Испания в сердце», «Камерная музыка», «Романсы из репертуара А.Вяльцевой»); с ведущим мастером художественного слова Анной Яковлевой («Чёрная курица», «Рассказы О'Генри»); с пианисткой, клависинисткой, органисткой Ольгой Котляровой («Струны и клавиши»); и еще я участвую в программах «Архитектура и музыка» и «Тайны старинного особняка».




Виктория Ребенко, Михаил Радюкевич. «Я ехала домой» (М. Пуаро)


https://vk.com/@petroconcert-intervu-s-mihailom-radukevichem
Прикрепления: 1603782.jpg (66.3 Kb) · 5889939.jpg (46.0 Kb) · 0995889.jpg (19.0 Kb) · 4591040.jpg (20.9 Kb) · 9431037.jpg (19.8 Kb) · 5339531.jpg (38.6 Kb) · 0372934.jpg (36.8 Kb) · 9738602.jpg (43.4 Kb)
 
Елена_ФёдороваДата: Понедельник, 26.08.2024, 02:23 | Сообщение # 2
Группа: Модераторы
Сообщений: 5720
Статус: Offline
Фотографии, не поместившиеся в текст интервью:



Александр Фраучи


Андрес Сеговия


Джулиан Брим


Кадзухито Ямасита
Прикрепления: 6826080.jpg (31.3 Kb) · 0217586.jpg (37.8 Kb) · 8214812.jpg (27.8 Kb) · 1625745.jpg (50.3 Kb)
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Сегодня здесь были:  | Юрий_Ермолаев | Стелла | Елена_П | Людмила_А | scoreapyfreence
Самые активные:  | Елена_Фёдорова | Наталья_К | Маргарита | Вера_Александровна | Ада | Инна_И | Нина_Данова | НинаПодгорнова | Наталья_С | Татьяна_Соловьёва
Новые участники:  | scoreapyfreence | Evgeniakana | Наталья_Гончарова | Мариша | Маятская_Светлана | Romma | Василий_Рузаков | Елена_З | Мария_Егоровa | Владимир_
 
Мини-чат
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные участники
 
Copyright © Юрий Ермолаев. Арт-студия журнала «Русская элегия». 2008, 2024Используются технологии uCoz