В начале концерта протоиерей Николай Погребняк рассказал о мероприятиях, проводимых в ближайшие дни в зале при Преображенском храме в связи с проводимым в 2010 году Годом Франции в России, и пригласил на них зрителей.
Вышел Михаил Радюкевич. Андрея Иванова, который обычно вёл концерты музыкантов, не было, и Михаил вёл концерт.
(близко к тексту)
Прозвучало «Скерцо» Игоря Цветкова, и тут можно рассказать маленькую историю. Дело в том, что Игорь Цветков преподавал в заведении, где учились и Лена Молотилова, и Юра Молотилов. Он вёл у них инструментовку, а кто, может быть, не знаком с этой фамилией, наверное, слышал известную песенку, которая называлась «Золушка», которую в давние времена пела Людмила Сенчина (просит Юрия наиграть, и он немного играет). Это известный композитор, который писал для кино, театров. Прозвучавшая пьеса – это музыка к спектаклю Мольера «Полоумный Журден» по пьесе «Мещанин во дворянстве». Это как раз тема странствующих музыкантов, в общем, наша тема – тема про нас.
Пьеса была Цветковым Юрию подарена. Было задание Юрино научиться хорошо оркестровать, и это был опыт оркестровки: с симфонического оркестра он аранжировал эту пьесу для своего ансамбля. Это были такие первые опыты.
Сегодняшний вечер посвящён русской музыке и французской. Попытаемся как-то всё объединить, и сейчас прозвучат ещё две пьесы: «За околицей» – пьеса Евгения Дербенко. Эту пьесу также подарил Юре его учитель в училище – Агафонов. Она была подарена сначала Агафонову. Обычно, когда есть редкая пьеса, она хорошо звучит и её ещё никто не играет, музыканты некоторые имеют такое свойство – никому не давать ноты, «чтобы только я играл», и у некоторых очень трудно выпросить музыку, которую все хотят играть, но она ещё не издана. С тех пор Юра играет эту пьесу со своим ансамблем. «За околицей»
И вторая пьеса – это обработка русской народной песни «Посеем лебеду на берегу»
Сейчас мы из России переместимся в галантную Францию времён Людовика XIV. Мы сейчас в дуэте с Алексеем Баевым исполним старинную музыку. Сначала прозвучит «Гавот» Жана Батиста Люлли. Я хочу рассказать интересную историю про этого человека. Дело в том, что он был одним из самых популярных композиторов во Франции в своё время, очень востребованный, обласканный королём Людовиком XIV. В ранней юности с помощью своих родственников он был устроен как поварёнок на кухню у Людовика XIV, но он был прирождённым музыкантом, хорошо уже в то время играл на скрипке. Был такой трюк: он подавал блюда сначала, потом… вот у нас такие поварята, они могут ещё играть на скрипке, он доставал свою скрипку и совершенно виртуозно играл на этом инструменте.
И был, конечно, замечен и со временем был приближен к Людовику XIV. Ему было заказано много музыки. Позже он стал одним из главных композиторов, который основал французский балет в операх. Он как раз прославился тем, что написал много именно танцевальной музыки для балета. Сейчас мы исполним «Гавот». Его, кстати, очень часто танцуют, как такой пример галантного танца времён Людовика XIV.
Но вместо «Гавота» скрипка Алексея стала выводить: «с днём рожденья тебя», а вслед за ним подхватили и вышедшие из-за занавеса музыканты, и Михаил, у которого день рождения совпал с датой концерта.
Михаила зрители буквально завалили цветами и подарками!
Спасибо. Играть концерт в свой день рождения – это просто провокация, но… Очень большое спасибо, и это очень приятно. Находиться на сцене со своими друзьями, поверьте мне, это в принципе праздник для каждого музыканта, если он имеет такую возможность, это самый большой праздник – именно отмечать день рождения таким образом.
Михаил снова объявил: «Итак, Жан Батист Люлли, «Гавот»
Другой танец из этой же эпохи: Филипп Госсек «Тамбурин»