ВНИМАНИЕ! Домен elegos.ru закрыт. Наш сайт перенаправлен на адрес
https://oleg-pogudin.elegos.su (изменение в адресе .RU на .SU). Потребуется заново авторизоваться. При проблемах пишите на e-mail администрации infolab@list.ru
Новые сообщения · Оглавление форума · Участники · Правила форума · Поиск ·
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Юрий_Ермолаев, Елена_Фёдорова, Татьяна_Соловьёва  
Я тоскую по Родине
АнгелинаДата: Среда, 12.05.2010, 18:17 | Сообщение # 1
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 104
Статус: Offline
"Я ИДУ НЕ ПО НАШЕЙ ЗЕМЛЕ..."
Об авторе текста известной песни

В ноябре 2004 года, в Центральном Доме Художников (ЦДХ) в Москве, прошла мемориальная выставка заслуженного художника РСФСР, графика, мастера городского пейзажа и картин военного времени Георгия Храпака (25.08.1922 - 1974). В экспозиции было представлено послевоенное творчество живописца.

За свою непростую и недолгую жизнь Георгию Васильевичу Храпаку пришлось испытать и нечеловеческие ужасы войны и жестокую тяжесть "сталинских" лагерей ГУЛАГ. В 1941-ом году, прямо со студенческой скамьи, 19-летним юношей Георгий ушел в Советскую Армию, и был отправлен прямо на фронт, приближавшийся на тот момент к Москве. Поразительное дело: в конце войны, оказавшийся надолго вдали от родного дома молодой человек, пишет письмо любимой девушке, неожиданно для себя внезапно переходит с прозаического текста на стихотворный размер, и вдруг, это его вполне частное послание со временем оказывается широко известным текстом, созвучным настроению сотен, а то и тысячей незнакомых людей самых разных поколений. Появляется песня, способная не только надолго пережить своего автора, но и вербовать в свои ряды все новых и новых поклонников. Именно так и случилось со стихотворением Георгия Храпака "Я тоскую по родине", написанным им в последние месяцы войны, в Румынии.

Я иду не по нашей земле,
Просыпается серое утро.
Вспоминаешь ли ты обо мне,
Дорогая моя, златокудрая?

"Тема" тоски по родине, прозвучавшая в стихотворении Георгия Храпака, была настолько сильно "созвучна" духу "эмигрантской ностальгии", что долгое время считалось, будто бы песня эта "эмигрантская", а её автором в ряде справочников и по сей день указывается руководитель инструментального джаз-оркестра Петра Лещенко, выдающийся пианист-композитор и российский эмигрант Жорж Ипсиланти - более 10-ти лет аккомпанировавший популярному певцу на его сольных концертах (Ж.Ипсиланти - предполагаемый создатель песни "Здесь под небом чужим" и автор многих лирических танго 30-х: "Вернись", "Два сердца" и других песен, после прихода к власти в Румынии про-коммунистического прав-ва в 1948-ом году Жорж Ипсиланти вместе с супругой певицей Мией Побер эмигрировал из Румынии в США). В действительности же, история создания популярной песни сложилась по-другому. По воспоминаниям вдовы знаменитого российского певца-эмигранта Петра Лещенко, Веры Георгиевны Белоусовой-Лещенко, в декабре 1944-го года в г.Бухаресте (где в тот период проживал Пётр Лещенко), после одного из многочисленных концертов исполнителя, выступавшего перед воинскими частями Советской Армии, к Лещенко подошёл молодой солдат, представившийся фронтовым художником Георгием, и передал ему своё стихотворение. Прочитав стихи, Пётр Лещенко был буквально сражён их искренностью и образами, заметив при этом удивлённо, что хороший художник пишет не менее замечательные стихи. Не откладывая дела "в долгий ящик", Лещенко познакомил Георгия Храпака с пианистом и композитором Жоржем Ипсиланти, вместе с Георгием Храпаком они доработали стихи до окончательного варианта (были переставлены отдельные слова, а фразу "серое утро" в 1-ом куплете, изменили на "синее утро"). В итоге, Ж.Ипсиланти сочинил к ним превосходную мелодию, назвав композицию - романс-танго "Письмо из Румынии", даже выпустив по этому случаю рекламный буклет, на лицевой стороне которого была помещена фотография его супруги певицы Мии Побер, а на обратной - ноты и слова новой песни. Талантливый художник-солдат Георгий Храпак пообещал до своего отъезда из Бухареста обязательно ещё раз навестить Петра Лещенко, чтобы показать ему свои фронтовые художественные зарисовки, а Лещенко пообещал помочь устроить Георгию небольшую персональную выставку его работ в Бухаресте, однако больше автору замечательного стихотворения и великому певцу встретиться не удалось. А вскоре, в одном из концертов готовая песня впервые прозвучала в исполнении знаменитого певца Петра Лещенко (всегда объявлявшего её под названием "Я тоскую по Родине"), специально созданная для певца и ставшая на тот момент для него одной из любимейших композиций в репертуаре, которой он часто заканчивал многие свои концертные выступления в середине-конце 40-х годов. В 1945-48-ом годах Пётр Лещенко неоднократно предпринимал попытки записать эту песню на граммофонную пластинку в студиях "Электрокорд" и "Коламбия", и один раз запись этой песни (под аккомпанимент аккордеона и гитары) всё же состоялась на румынском "Электрокорде", но с приходом в страну новой власти и смены руководства на студии, многие тиражи новых пластинок были уничтожены и к сожалению песня "Я тоскую по Родине" в исполнении Петра Лещенко, которую он называл "своей лебединой песней" так и не сохранилась. В результате, довольно долгое время песня оставалась "недоступной" широкой советской публике, хотя продолжала звучать в эмигрантских кругах и зажила своей жизнью. Со временем, в тексте знаменитой песни менялись и переставлялись местами строчки, но смысл всегда оставался прежним. Вот таким причудливым образом переплелись грусть и тоска по дому в душе молодого солдата-художника, с духом подлинно "эмигрантской" ностальгии выходцев из царской России. По воспоминаниям вдовы Петра Лещенко, в течении нескольких послевоенных лет певец предпринимал попытки разыскать Георгия Васильевича Храпака и отблагодарить его за созданный текст его любимой песни, но поиски автора ни к чему не привели (как выяснилось потом, с 1948-го по 1953-ый годы Георгий был репрессирован и находился в заключении). Позднее в СССР, в конце 60-х годов, песню "Я тоскую по Родине" спел и записал на пластинку известный актёр московского Малого Театра, ректор "щепкинского" Театрального училища, исполнитель песен и романсов Михаил Новохижин (один из первых официальных исполнителей популярнейшей песни военных лет - "В Землянке"). Уже в наши дни эту песню исполняет "серебрянный голос России" певец-тенор Олег Погудин. Но большинству слушателей, песня "Я тоскую по родине", пожалуй больше всего запомнилась в исполнении "королевы русского романса" эмигрантской певицы Аллы Баяновой (в середине 30-х годов бывшей супруги пианиста Жоржа Ипсиланти), а также запрещённого ленинградского певца Аркадия Звездина-Северного, замечательно исполнявших её в 60-е - 70-е годы. Так же, не менее ярко и душевно исполняла эту песню в 50 - 60-е замечательная эмигрантская певица Сара Горби (Горбевич).

Проезжаю теперь Бухарест.
Всюду слышу я речь неродную.
И от всех незнакомых мне мест
Я по родине больше тоскую.

Здесь идут проливные дожди,
Их мелодия с детства знакома.
Дорогая, любимая, жди,
Не отдай мое счастье другому.

Уроженец Киева, Георгий Васильевич Храпак родился в 1922 году и вскоре вместе с матерью переехал в Москву. Свои занятия живописью он начал в Московском городском Доме пионеров. В 1941-ом, Г.Храпак окончил "Московское художественном училище им. Памяти 1905 года", где учился в мастерской у пейзажистов П.И.Петровичева и В.Н.Бакшеева. В самом начале войны попал в армию, а в конце 1941-го был направлен в "Студию военных художников им. М.Б.Грекова" и уже через полгода участвует в выставке фронтовых работ студии.

В составе студии военных художников Георгий Храпак прошел всю Великую Отечественную войну: Западный фронт, 4-ый Украинский фронт. Подобно фронтовым фото-корреспондентам, художник много рисовал на передовой. В 1943 году он представил на выставку московской "Студии военных художников им. М.Б.Грекова" большую серию своих графических работ, выполненных на Западном фронте. Потом, уже в 1944-45 годах были, - Австрия, Румыния, Чехословакия, Германия и Дальне-Восточный фронт. Его качественные фронтовые рисунки появляются в годы войны на страницах журналов: "Огонёк", "Смена" и в других изданиях. По этим картинам можно изучать ход войны. Это не стандартные виды красивых европейских городов, а настоящая летопись Великой Отечественной, уникальная запечатленная на пожелтевших листах, где изображены руины памятников архитектуры и сражения на улицах, и в небе. Молодой художник рисовал их в перерывах между боями, положив на колени листок бумаги. Художники военной поры, такие как Г.Храпак, О.Павлов, В.Щеглов, М.Володин и др., видели трагедию войны и радость победы, и постарались донести свои воспоминания до будущих поколений.

В годы войны вполне профессиональный к тому времени коллектив художников-грековцев нес свою особую службу на разных фронтах Великой Отечественной. На основе этого фронтового материала были созданы десятки знаменитых произведений, одно упоминание которых воскрешает в памяти целую эпоху жизни страны: это знаменитые плакаты "Дойдем до Берлина", картины "Победа", "Мать", мемориал "Воину-освободителю" в Трептов-парке в Берлине и многие другие значительные произведения военной и послевоенной поры.

В первый год мирной послевоенной жизни, в 1946-ом художник Георгий Храпак вступил в московский творческий союз (МОСХ). Мотивы его послевоенных работ, это картины оживленных улиц и тихих переулков, памятники древнего зодчества, столичная архитектура и новые современные постройки.

В 1948-ом Георгий Храпак был репрессирован и почти пять лет провёл в заключении (возможно из-за той самой связи в 1944-ом году с русскими эмигрантами в Румынии, Петром Лещенко и Жоржем Ипсиланти, в результате которой родилась знаменитая песня). Вернувшись из лагеря в 1953-ем году, вскоре после смерти Сталина, Храпак был в числе тех живописцев, которые в годы "хрущевской оттепели" приложили немалые усилия к восстановлению в правах лишенного ложного пафоса лирического городского пейзажа. Он пишет этюды и пейзажи Москвы и Подмосковья, Ленинграда, Бухары, Воронежа, Крыма, Швеции, Ярославля, Костромы, Карелии, Баку...

В послевоенные годы Храпак нашел свою тему в искусстве. "Тема города" стала главной в творчестве художника. Художник тонко чувствовал "ритм" городов, его влекло к оживленным улицам, бульварам. Георгий Васильевич умел найти свой "кадр" в мелькающей картине города. Особенно выделяется его московский цикл. Это не просто виды, а зафиксированная жизнь любимого города. В 1961 и в 1966 годах проходят его большие персональные выставки, он получает звание "Заслуженный художник РСФСР". Георгий Храпак был многократным участником всесоюзных, молодежных и республиканских художественных выставок. Скончался Георгий Васильевич на 52-ом году жизни. Осенью 1974 года, в Москве состоялась посмертная выставка художника, прошедшая в ЦДРИ.

Ныне его работы входят в экспозиции "Государственной Третьяковской галереи", "Музея истории и реконструкции Москвы", "Центрального музея Вооруженных Сил", экспонируются на зарубежных выставках советского(российского) искусства. В 60-80-е годы вышли книги с репродукциями его картин: "Ярославль" (из серии "Памятники древнего зодчества"), "По Швеции" (с путевыми зарисовками). Опубликованы наборы открыток, буклетов и альбомов с сериями его работ по городам: "Загорск", "Баку", "Абхазия","Кострома", "Ульяновск", "Карелия" и многие другие. Картины художника представляют собой талантливую и качественную живопись своего времени, своей эпохи.

В московском Центральном Доме Художника (ЦДХ), периодически проводятся выставки работ и вечера памяти художника. К 60-летию Победы в Великой Отечественной войне в стенах Государственной Думы проводилась большая художественная выставка "Дорогами войны", где вместе с работами других художников военных лет, экспонировались и картины Георгия Храпака. В 2006 году, издательством "Галерея: Времена года" был издан цветной альбом-монография, посвящённый мастеру городского пейзажа Георгию Васильевичу Храпаку.

© автор Г.Зиновьев, 2007-2009.
/По архивным материалам, материалам печати и интернета/

* * *

"Я ИДУ НЕ ПО НАШЕЙ ЗЕМЛЕ..."
("Я тоскую по родине")
муз. Жорж Ипсиланти - сл. Георгий Храпак

Я иду не по нашей земле.
Просыпается серое утро.
Вспоминаешь ли ты обо мне,
Дорогая моя, златокудрая?

Предо мною чужие поля.
Как у нас в голубом тумане,
Серебрятся вдали тополя
Этим утром холодным, ранним.

ПРИПЕВ:
Я тоскую по родине,
По родной стороне моей.
Я теперь далеко-далеко
В незнакомой стране.
Я тоскую по русским полям.
Мою боль не унять мне без них.
И по серым любимым глазам,-
Как мне грустно без них...

Проезжаю теперь Бухарест.
Всюду слышу я речь неродную.
И от всех незнакомых мне мест
Я по родине больше тоскую.

Там идут проливные дожди.
Их мелодия с детства знакома.
Дорогая, любимая, жди,
Не отдай мое счастье другому.

ПРИПЕВ:

(1944-45 гг., Бухарест, Румыния)

* * *

© "Northern Encyclopedia"
www.arkasha-severnij.narod.ru
Design by "EDVI AS" Studio
Copyright © 2006 "EDVI AS" Studio / NARVA-RIGA-PriBaltikA
All Rights Reserved

http://arkasha-severnij.narod.ru/nashej_zemle.html

"Этот романс мы пели дуэтом с Петром Константиновичем. Иногда его объявляли "Я тоскую по Родине", иногда "Златокудрая". Ипсиланти, переложивший эти стихи на музыку и ставший соавтором Храпака, назвал это произведение романс-танго "Письмо из Румынии". И у слов было два автора Георгий Храпак и Жорж Ипсиланти. Я видела нотное издание этой песни с портретом другой исполнительницы Мии Побер, словами и нотами. А мы так и не успели записать этот романс, о чем очень сожалею. Вера Лещенко".
http://petrleschenco.ucoz.ru/publ/2-1-0-3

Сообщение отредактировал Ангелина - Среда, 12.05.2010, 18:18
 
Александр777Дата: Вторник, 22.10.2013, 00:48 | Сообщение # 2
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 1
Статус: Offline
Дело в том, что Георгий Храпак никогда не был автором этих стихов. Удивительно, что эта запущенная Петром Лещенко легенда, до сих пор жива. Храпак был нужен Лещенко лишь для легализации песни на стихи его старинного фронтового товарища. Как известно, белоэмигрантские песни были запрещены в СССР.
Сам текст глубокой щемящей тоски по Родине никак не вяжется с молоденьким солдатиком Красной Армии, никогда стихи не писавшего. Да и слабо верится в глубокую тоску человека, несколько месяцев как оказавшегося на освобожденной территории в составе победоносной Красной Армии. Как-то маловато времени для тоски, не правда ли?
Эдуард Володарский, написавший сценарий к великолепному сериалу "Петр Лещенко. Все что было..." дал понять, что тоже не верит в авторство Храпака, дав последнему совсем другую биографию - поручика русской армии.
 
Татьяна_КиселеваДата: Вторник, 22.10.2013, 11:29 | Сообщение # 3
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 248
Статус: Offline
Олег поет лучше всех !!!

Не бойтесь говорить "люблю" тем, кто вам дорог бесконечно!

Сообщение отредактировал Татьяна_Киселева - Вторник, 22.10.2013, 12:55
 
Ольга_777Дата: Воскресенье, 27.10.2013, 22:56 | Сообщение # 4
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 1
Статус: Offline
Цитата Александр777 ()
Георгий Храпак никогда не был автором этих стихов

Простите, откуда такая уверенность? В основном материале есть ссылка на сайт Петра Лещенко. Нам администрации сайта удалось найти сына Георгия Храпака. Есть документы, есть его рассказ о романсе. Кстати, будучи в лагере, репрессированным в 50-х он делал самодельные книжки с рисунками своими и стихами. Создатели фильма встретились с сыном Храпака, когда Володарского не стало и сцены с Храпаком были сняты, поэтому, кроме извинений за перековерканную судьбу Георгия Храпака, уже ничего нельзя было сделать. Авторские права Георгия Храпака официально зарегистрированы. Читайте: http://petrleschenco.ucoz.ru/forum/40-538-1
Откуда такие утверждения
Цитата Александр777 ()
Сам текст глубокой щемящей тоски по Родине никак не вяжется с молоденьким солдатиком Красной Армии, никогда стихи не писавшего

Грустно. Володарский намудрил, но ему так показалось интереснее. Это - не голословное утверждение, я с ним общалась!
Нельзя же так. Не уверен, не выдавай за истину.

Прикрепления: 5865850.jpg (47.1 Kb)
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Сегодня здесь были:  | Стелла
Самые активные:  | Елена_Фёдорова | Наталья_К | Маргарита | Вера_Александровна | Ада | Инна_И | Нина_Данова | НинаПодгорнова | Наталья_С | Татьяна_Соловьёва
Новые участники:  | scoreapyfreence | Evgeniakana | Наталья_Гончарова | Мариша | Маятская_Светлана | Romma | Василий_Рузаков | Елена_З | Мария_Егоровa | Владимир_
 
Мини-чат
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные участники
 
Copyright © Юрий Ермолаев. Арт-студия журнала «Русская элегия». 2008, 2024Используются технологии uCoz