"Письмо матери" С. Есенин - В. Липатов
| |
Нина | Дата: Вторник, 04.08.2009, 23:10 | Сообщение # 1 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 60
Статус: Offline
| «МИЛАЯ, ДОБРАЯ, СТАРАЯ, НЕЖНАЯ…» «Письмо матери» С. Есенин – В. Липатов Лет двадцать – двадцать пять назад (книга издана в 1988 году – Нина) свое второе рождение пережила песня Василия Липатова на стихи Сергея Есенина «Письмо матери». Стихотворение это было написано поэтом в 1924 году, в смутное и тяжкое для Есенина время, когда тоскующей мыслью и памятью он все чаще и чаще обращался к родному дому. Ты жива еще, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет! Пусть струится над твоей избушкой Тот вечерний несказанный свет. Пишут мне, что ты, тая тревогу, Загрустила шибко обо мне. Что ты часто ходишь на дорогу В старомодном ветхом шушуне. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Я по-прежнему такой же нежный И мечтаю только лишь о том, Чтоб скорее от тоски мятежной Воротиться в низенький наш дом. «Милая, добрая, старая, нежная…» А ведь, по собственному признанию Есенина, он «рос под призором бабки и деда». Мать не поладила со свекровью; отец Александр Никитич кинул семью; мать Татьяна Федоровна ушла на заработки в город… И все равно для поэта все лучшее, что было связано с детством, с открытием Родины, навсегда неразлучно стало с сердечной думой о матери. «Ты одна мне несказанный свет»… Этот согревающий душу свет наполняет строки поэта в разные годы его жизни. Есенину – семнадцать. Матушка в купальницу по лесу ходила, Босая, с подтыками, по росе бродила. Травы ворожбиные ноги ей кололи, Плакала родимая в купырях от боли. Не дознамо печени судорга схватила, Охнула кормилица, тут и породила. Родился я с песнями в травном одеяле, Зори меня вешние в радугу свивали. Сергею Есенину – двадцать один… В Петрограде произошла февральская революция. И в первом же поэтическом отклике на революцию Есенин снова вспоминает святое имя матери: Разбуди меня завтра рано, О моя терпеливая мать! Я пойду за дорожным курганом Дорогого гостя встречать. Путаная кочевая жизнь уводила поэта далеко-далеко от низенького деревянного дома в родном селе Константинове на Рязанщине. А он все искал опоры в материнском сострадании и сочувствии. Есть у Есенина стихотворение – тоже, как и «Письмо матери», помеченное 1924 годом, - но это «Письмо от матери». В нем поэт переложил на стихи подлинные жалобы и страхи своей матери: «Стара я стала И совсем плоха, Но если б дома Был ты изначала, То у меня Была б теперь сноха И на ноге Внучонка я б качала. Но ты детей По свету растерял, Свою жену Легко отдал другому, И без семьи, без дружбы, Без причал Ты с головой Ушел в кабацкий омут…» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Я комкаю письмо, Я погружаюсь в жуть. Ужель нет выхода В моем пути заветном? Но все, что думаю, Я после расскажу. Я расскажу В письме ответном… И сын ответил матери – стихами, которые так и назвал «Ответ». Он был напечатан в декабре 1924 года. А «Письмо матери» увидело свет раньше – весной того же года. Так неотступно преследовало Есенина желание оправдаться перед матерью, все объяснить, чтоб поняла и простила. Сергей Есенин наезжал в родной дом. Сохранилась фотография 1925 года – последнего года жизни поэта: у самовара сидят Сергей Александрович с матерью Татьяной Федоровной. Она – в платке по-деревенски, слушает, подперев рукой голову, как сын ей читает. Уж не это ли? Все мы бездомники, много ли нужно нам. То, что далось мне, про то и пою. Вот я опять за родительским ужином, Снова я вижу старушку мою. Смотрит, а очи слезятся, слезятся, Тихо, безмолвно, как будто без мук. Хочет за чайную чашку взяться – Чайная чашка скользит из рук. Милая, добрая, старая, нежная, С думами грустными ты не дружись, Слушай – под эту гармонику снежную Я расскажу про свою тебе жизнь. Много я видел, и много я странствовал, Много любил я и много страдал, И оттого хулиганил и пьянствовал, Что лучше тебя никого не видал… Татьяна Федоровна пережила своего сына на тридцать лет. С фотографии 1946 года на нас смотрит красивая старая женщина – сын унаследовал красоту от нее. В ее глазах – мудрость и печаль. В них все тот же «несказанный свет». Рука подпирает голову в крестьянском платке. Как на том снимке, где сын читает ей стихи. Кто же положил на музыку «Письмо матери»? В те годы, когда поэт навещал Константиново, неподалеку жил и работал в деревенском клубе Василий Липатов. Был он красный командир, в гражданскую войну командовал кавалерийским взводом, а теперь собирался на ученье в Петроград, решив стать музыкантом. В Петроградской консерватории его заметил ректор Александр Константинович Глазунов. Липатов учился игре на фортепиано и композиции. Вскоре он был уже хорошим пианистом. Случай сделал его знаменитым композитором. Прочитав «Письмо матери», Липатов за один день сочинил песню. Она распространилась с невероятной быстротой: без радио через несколько дней ее уже знали и в Москве, и в Рязани. Слышал ее и сам Есенин. Его сестра Александра вспоминала, как вечерами гуляли они с братом вдоль Оки и пели «Письмо матери». Одобрил песню и Глазунов. «Я бы мог подписаться под этой мелодией», - сказал маститый композитор. Однако судьба и песни, и автора музыки сложилась нелегко. В.П. Соловьев-Седой вспоминал: «Письмо матери» подхватили десятки, сотни, тысячи исполнителей и ансамблей. В короткий срок она облетела все города и веси, и не было в нашей стране такого концерта, такого ресторана, бара, кафе, такой «пивнушки», где не исполнялась бы песня Липатова. В один прекрасный день Василий Николаевич Липатов стал знаменит, популярен, любим… В начале 30-х годов, когда усилилась борьба с упадочными настроениями среди молодежи, «Письмо матери» практически не исполнялось. Липатов это тяжело переживал… Все, что он делал потом, было вымучено и бескрыло. А «Письмо матери» стали забывать… Он пил, мало работал, не хотел лечиться. Так он и ушел от нас, рано состарившийся, больной, мнительно-гордый. Он не сумел оправиться от своего единственного успеха…» Но и одной-единственной песни – «Письмо матери» на стихи Есенина – оказалось достаточно, чтобы имя Василия Николаевича Липатова не было забыто. Источник: Мархасев Л.С. Серенада на все времена: Книга о русском романсе и лирической песне: Рассказы, заметки, впечатления. – Л.: Сов. композитор, 1988. -118 с. – С.21-24.
|
|
| |
Нина | Дата: Среда, 12.08.2009, 23:29 | Сообщение # 2 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 60
Статус: Offline
| Кронштадтская встреча Автор: Юрий ЮШКИН, научный сотрудник Института мировой литературы РАН, член Союза писателей России. Так уж случилось, что конец 1923-го и начало 1924 года для Сергею Есенину пришлось провести в больницах. Сначала он оказался в профилактории имени Шумской - это случилось 17 декабря. Окончилось его пребывание там, кажется, в начале февраля. И вот уже 3 февраля он поступает в Шереметевскую больницу (ныне институт имени Склифосовского) с диагнозом «рваная рана левого предплечья». И все же, кочуя из клиники в клинику, Есенин продолжал плодотворно работать. В этот период, в дни глубокого душевного кризиса он жил своими стихами. В профилактории Сергей создает «Вечер черные брови насопил…», замечательное стихотворение, ставшее заключительным в цикле «Любовь хулигана». В Кремлевской больнице, куда его перевели из Шереметевской, он пишет «Годы молодые с забубенной славой…». А покинув больничные учреждения, Сергей Александрович создает подлинную жемчужину - «Письмо матери». Случилось это после 19 марта, когда он снова поселился на некоторое время в чужой квартире, у И.В. Вардина. Но здесь, несмотря на старания заботливого хозяина, Есенин ощущал отсутствие обычного человеческого уюта. Это как-то сказалось и на стихотворном послании. И все же, как вспоминала позже Г.А. Бениславская, именно «Письмо матери» стало «началом цикла трезвых здоровых стихов». В «Письме» он стремился найти душевное успокоение в любви к матери, ощутить ее ласку, доброту и внимание… Впервые «Письмо» было опубликовано в третьем номере журнала «Красная новь» в апреле-мае того же 24-го. Тогда на эту публикацию одним из первых откликнулся критик Г. Лелевич. Он отрицательно отозвался о стихах С. Есенина, опубликованных в журнале. Оценив «Годы молодые…» как «припадок мрачного отчаяния», он и о «Письме матери» писал, что оно «ни на йоту не радостнее». Конечно же, пребывание в больницах не могло не найти какие-то отзвуки в творчестве. И все же не на этом следовало бы делать акцент критику. Высоко оценил эти стихи А.З. Лежнев, писавший в январском номере журнала «Современник» за 1925 год: «В богатом стихотворном отделе “Красной нови” на первое место надо поставить стихи С. Есенина. В третьей книге журнала Есенин еще весь в настроениях “Москвы кабацкой”, хотя в его прекрасном “Письме матери” смутно намечается какой-то перелом, какой-то переход к другому строю чувств». Не менее высоко оценил «Письмо матери» И.Н. Розанов. Прочитав номер «Красной нови», Иван Никанорович писал: «…В книжке…нам попадаются такие стихи, которые способны, как уверяли нас многие читатели, тронуть до слез. Так умели трогать Пушкин, Некрасов, Блок. Вот есенинское “Письмо матери”… По некоторым выражениям и по сердечности тона стихотворение это напоминает пушкинское послание к няне “Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя…”. После грома, шума, а подчас и буффонады Маяковского, после словесных хитросплетений и умствований некоторых других наших поэтов читателю можно отдохнуть хотя бы на время на этих строчках крестьянского поэта, проникнутых истинной интимностью». А редактор того журнала, где увидели свет строки Есенина, А.К. Воронский, свидетельствовал, что «Письмо матери» и другие стихотворения «получили широкое распространение и заучиваются наизусть». Обратил внимание на стихотворение в «Красной нови» и молодой ленинградский композитор Василий Липатов. Он был потрясен «Письмом» и буквально за один день сочинил мелодию. Кто-то из певцов, которым часто аккомпанировал композитор, захватив с собой ноты, разучил песню и исполнил ее. Ноты, как и само стихотворение Есенина, переписывались от руки. Не прошло и недели, как «Письмо матери» запели в Москве, в Одессе, а затем и по всей России. Мелодия В. Липатова нашла отклик в душах многих и многих тем, что она противостояла распространявшейся тогда мещанской нэпмановской музыке. С автором проникновенных поэтических строк Василий Липатов познакомился в том же 1924-м, во второй приезд Сергея Есенина в Ленинград. За время этого полуторамесячного пребывания в городе на Неве (середина июня - июль) поэт встречался со многими старыми друзьями, знакомился с новыми. Часто с некоторыми из них он посещал пригороды Ленинграда, выступал на различных вечерах. Вместе с ленинградскими поэтами-имажинистами Всеволодом Рождественским и Иваном Приблудным Есенин неоднократно посещал Детское Село, где выступал с чтением стихов в санатории научных работников и в Ратной палате Федоровского городка.12 июля он выступил с большим успехом на вечере в сестрорецком Курзале. А на другой день вместе с группой писателей, поэтов и художников на зафрахтованном Всероссийским союзом писателей пароходе побывал в Петергофе. Об этих посещениях пригородов рассказывали в разное время современники поэта. О знакомстве Сергея Есенина с Василием Липатовым известно не очень много, но есть свидетельство тому что они вместе дважды побывали в те летние дни в Кронштадте. Об этом спустя многие годы вспоминал военный музыкант Балтийского флота капитан-лейтенант Виталий Петрович Гаврилов. Не помня по прошествии времени точной даты, он рассказывал нижегородскому краеведу Борису Терехову: «Это было в июне или июле 1924 года. Тогда я служил штабным музыкантом Балтийского флота, играл в духовом оркестре на тубе-2... Однажды во время репетиции в морских казармах к нам в помещение музыкальной команды вошли два молодых человека. Как выяснилось, это были поэт Сергей Есенин и ленинградский композитор Василий Липатов. - Товарищи краснофлотцы! - обратился к нам композитор после приветствия. - Мы пришли к вам с Сергеем Есениным, чтобы провести у вас вечер. При имени «Есенин» мы все притихли и во все глаза стали разглядывать симпатичного молодого поэта. Даже среди моряков он выглядел красавцем. Есенин ничего не говорил, он стоял и молча слушал Липатова. Но его выдавали глаза и бледное лицо. Глаза его почему-то были полны трогательной грусти. Можно было подумать, что поэт болен или чем-то расстроен. - Скажите, - спросил нас композитор, - играете ли вы песню “Письмо к матери”? Так вот, Сергей Александрович хочет у вас выступить и прочитать речитативом под музыку свое стихотворение. Если вы согласны, то давайте порепетируем. Мы, конечно, обрадовались, достали партитуры, и репетиция началась. Песню мы все знали, исполняли хорошо, но слишком громко играли, заглушали музыкой голос поэта, и Есенин вынужден был несколько раз заметить: - Только потише играйте. Когда его мелодичный и грустный голос стал слышен отчетливо, он успокоился. Во время репетиции мы иногда останавливались, и композитор вносил в музыку некоторые изменения. Когда репетиция кончилась, Есенин простился с нами и пообещал приехать на вечер. Через два дня он выполнил свое обещание и вместе с Липатовым снова был у нас. И снова можно было заметить и бледное лицо поэта, и усталый вид, и грустные глаза. Но вот начался вечер. Есенин вышел на сцену и раскланялся. Краснофлотцы радостно бурными аплодисментами встретили поэта. Тихо заиграла музыка, Есенин посмотрел в сторону музыкантов, прислушался и стал читать: Ты жива еще, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет! Это было что-то необыкновенное. Несмотря на то, что мы были увлечены игрой, мы слышали до боли грустный голос поэта. Усиленные музыкой трогательные слова так и резали по сердцу. Вы не поверите, хотелось плакать. Плакать от жалости к одинокой матери, оставленной единственным сыном. Так забудь же про свою тревогу, Не грусти так шибко обо мне. Не ходи так часто на дорогу В старомодном ветхом шушуне. Есенин кончил читать, стихла музыка, и разразился неистовый шквал аплодисментов. Поэт поклонился и ушел за кулисы. Перед тем он имел намерение прочитать еще несколько стихотворений, но на сцену больше не вышел. А нам так хотелось его увидеть и услышать, и мы сидели, ждали, смотрели на сцену. Но к нам вышел Василий Липатов. - Сергею Александровичу нездоровится, - сказал композитор, - и он извиняется перед вами. Видимо, ваше внимание так на него подействовало, что он сидит в уборной потрясенный и, кажется, плачет… Вскоре Сергей Есенин и Василий Липатов уехали». Несколько слов о композиторе. Василий Николаевич Липатов был уроженцем той же Рязанской губернии. Призванный на военную службу, он четыре года воевал на фронтах гражданской войны, командовал кавалерийским взводом. Вернувшись в свое приокское село, он занимался крестьянским трудом, заведовал сельским клубом. В Петроград Василий отправил ся с желанием окунуться в большой мир бурной эпохи, с надеждой поступить в консерваторию. На молодого музыканта обратил внимание ректор этого учебного заведения Александр Константинович Глазунов, и помог ему осуществить мечту. Обучаясь в консерватории у профессора Рихтера, рязанский песенник поражал успехами в фортепьянной игре - необычайно выразительной, с подлинным артистическим «нервом». Но чтоб заработать на жизнь, ему приходилось часто аккомпанировать певцам, сочинять для них песни и петь их самому. Сочинял Василий много, не задумываясь о публикации, исполнял сам, передавал друзьям, терял и снова сочинял. Как и Есенин, этот песенник из приокского села был прост, великодушен и практически беспомощен. Так вот и получилось, что он остался автором одной песни - песни, которую без малого век поет и будет еще долго петь вся Россия. Есть сведения о том, что Сергей Есенин подарил Василию Николаевичу в те летние дни 1924 года одну из своих книг. Можно предположить, что таковой была «Москва кабацкая», увидевшая свет в Ленинграде до 19 июля того года. К сожалению, судьба этого дара Есенина своему земляку остается неизвестной. Говоря о популярности творчества Сергея Есенина среди молодежи, следует рассказать и о письме краснофлотца А. Палёхи, который имел смелость написать Наркому просвещения А.В. Луначарскому следующее: «Краснофлотец линкора “Октябрьская революция” А. Палёха Многоуважаемый т. Луначарский! Я решил, наконец, написать Вам письмо и добиться от Вас своего желания. Желание мое следующее: я бы хотел узнать от Вас: заслуживает ли наш Крестьянский поэт Есенин памятника для увековечения своего таланта для грядущих творцов поэзии. Я лично думаю и большинство краснофлотцев, которые увлекаются его произведениями говорят, что Есенин прежде всего великий крестьянский поэт (самородок). Его поэзия отразила то, что действительно свершалось и имелось в быту нашей молодежи, за весь революционный период времени, и Есенин как один из рельефных крестьянских поэтов, которого уже песни распеваются во всех кругах молодежи в частности и во флоте. Например, “Письмо к матери” - любимая краснофлотская песня - заслуживает популяризации и славы Есенинской поэзии. Я вношу Вам предложение поставить Есенину памятник на его родине, хотя бы небольшого размера, и это будет служить культом для новорожденных крестьянских поэтов. Я глубоко уверен, что наша молодежь не будет против этого предложения. Краснофлотец Л “ОР” А. Палёха 30/VI 29 г. Лужская губа». Письмо, как помечено на штампе канцелярии, было получено 5 июля 1929 года. Ответ на него был отправлен 19 июля. Конечно, интересно было бы знать, какого ответа заслужило предложение краснофлотца, но, к сожалению, это осталось тайной. Если на многие послания, адресованные А.В. Луначарскому, в архиве имеются копии ответов, то такового на письмо краснофлотца в деле не имеется. Годы, последовавшие за гибелью Сергея Есенина, стали годами «борьбы с есенинщиной», и одним из «стойких борцов» был Нарком просвещения. Так, в Москве под председательством В. Фриче 13 февраля и 5 марта 1927 года проходил один из диспутов по борьбе с есенинщиной, главным докладчиком на котором являлся А.В. Луначарский. И хотя он, говоря о Есенине, признавал, что «как мастер слова, он уже, несомненно, представлял собою выдающееся явление», далее продолжал: «Но вместе с этим мы должны сказать, что сам Есенин, по существу, не представлял собою той первоклассной общесоциальной величины, того, так сказать, сокровища общественного, каким его пытались сделать. Явился он из деревни. Неточна версия, что он чистый деревенский самородок, он окончил учительский семинарий. Это был мужицкий интеллигент, полукулацкого происхождения. Он сам говорит, что больше других на него на деревенской почве влияние имел религиозный кулаковатый дед. Он пришел в город с песней о деревне в то время, когда было не совсем здоровое, с оттенком распутинщины, пожалуй, увлечение деревней. Это был акт такого народничества наизнанку, с обратного конца, братания городских и деревенских верхов». Единственным оппонентом Луначарского, В. Маяковского, К. Радека и прочих «борцов» на том диспуте стал студент Соловьев, который, думается, очень точно отметил, что «есенинщина существует только в уме Анатолия Васильевича Луначарского, в уме тов. Сосновского и других наших товарищей, которые подняли этот вопрос и начали говорить о есенинщине». Можно только предположить, какой ответ получил краснофлотец А. Палёха. Да и такие письма, как и выступление студента Соловьева, имели печальные последствия. И свидетельством тому может служить, например то, что спустя годы вспоминал поэт А. Решетов: «Само имя Есенина в официальной обстановке стало произноситься все реже и глуше, а потом и с оттенком враждебности. Вот вспоминаю и улыбаюсь (а тогда было совсем не до улыбок), как за чтение в дружеском кругу рабочей молодежи лучших стихов Есенина комитет комсомола… объявил мне выговор». А. Решетов, можно сказать, отделался малой кровью. Во многих других случаях последствия были более плачевными… Возвращаясь к воспоминаниям В.П. Гаврилова, можно определенно сказать, что они обозначили на карте Ленинградской области еще одну точку, связанную с жизнью и творчеством великого поэта России. Рассказывая Борису Терехову о своей встрече с Есениным, Виталий Петрович поведал и о посещении военными моряками Максима Горького на Капри, а этот эпизод нашел, как известно, отражение в биографии писателя. Встречался нижегородский краевед с В.П. Гавриловым в поселке Пушкино, что в Дзержинском районе тогда еще Горьковской области, где ветеран Балтийского флота поселился по окончании Великой Отечественной войны. Прошло время, годы сделали свое дело. На родине, в приокском селе Константиново, поставлен памятник великому сыну России. Поставлены два памятника Сергею Александровичу Есенину. Но до сих пор нет Государственного музея поэта ни в Петербурге, где увидела свет его первая «Радуница» и где закончился его жизненный путь, ни в Москве, с которой так много было связано в жизни Сергея Александровича… На Пленуме правления Союза писателей России и на Международной научной конференции «Есенин на рубеже эпох: итоги и перспективы», посвященных 110-летнему юбилею поэта, было решено поднят вопрос перед руководством Российской Федерации об открытии Государственного музея С. А. Есенина в Москве на Пречистенке, где он жил с Айседорой Дункан перед отъездом в Европу и Америку. Остается нам всем только ждать реакции на эти решения и постановления… http://gazetam.ru/17-noyabrya/kronshtadtskaya-vstrecha.htm
|
|
| |
Нина | Дата: Среда, 26.08.2009, 22:36 | Сообщение # 3 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 60
Статус: Offline
| Еще немного информации о композиторе, авторе песни "Письмо матери" В.Н. Липатове. Василий Николаевич Липатов Василий Николаевич Липатов родился 10 января 1897 года в городе Раненбурге, бывшей Рязанской губернии, в семье учителя пения. В 1921 году В. Н. Липатов поступил в Ленинградскую консерваторию. Он обучался одновременно на композиторском (у профессора М. О. Штейнберга) и фортепианном (класс профессора Н. И. Рихтера) факультетах. Окончил консерваторию по классу фортепиано в 1927 году. Годы учения В. Н. Липатов совмещал с работой, преимущественно в качестве аккомпаниатора. Особенно плодотворно он работал в области эстрадной музыки, а также в песенном жанре. Большой популярностью пользовались песни Липатова на стихи Сергея Есенина "Письмо матери" и другие. Кроме этого В. Н. Липатов писал музыку к драматическим спектаклям ("Молодая гвардия", "Где-то в Москве"). Умер 10 февраля 1965 года Из воспоминаний В. П. Соловьёва-Седого о В. Н. Липатове: "Одной из колоритнейших фигур, запомнившихся мне с юности, был высокий худощавый блондин Василий Николаевич Липатов. Он был лет на десять старше меня и уже успел "проесть" передние зубы и поэтому старчески шамкал. В годы гражданской войны Василий Николаевич служил в Красной Армии, был командиром взвода и имел боевые награды. Учился он в свое время в Ленинградской консерватории по композиции у М. И. Штейнберга, а по классу фортепиано - у Н. Рихтера, был отличный пианист, сам преподавал фортепиано в музыкальных училищах, работал аккомпаниатором и делал это чрезвычайно ярко. Выступать с Липатовым было легко и приятно. Актеры чувствовали себя на эстраде уверенно, хотя знали, что Василий Николаевич строг в своих суждениях и часто говорит о вокалистах откровенно всё, что думает. Но "дяде Васе" всё прощалось, так как он, как не многие, обладал огромной интуицией и часто буквально спасал певца, если тому было трудно справиться с каким-нибудь фортиссимо или пианиссимо. Липатов писал музыку к спектаклям драматических театров, оригинальные песни и музыку для народных инструментов, делал обработки народных песен. Особым, невиданным, шумным и, я бы даже сказал, скандальным успехом пользовалась в конце двадцатых годов знаменитая песня "Письмо матери". Песню эту, в меру сентиментальную и хорошо сделанную на замечательный есенинский текст, подхватили десятки, сотни, тысячи исполнителей и ансамблей. В короткий срок она облетела все города и веси, и не было в нашей стране такого концерта, такого ресторана, бара, кафе, такой "пивнушки", где не исполнялась бы песня Липатова. В один прекрасный день Василий Николаевич Липатов стал знаменит, популярен, любим. Пришел достаток, можно было бросить и музыкальную школу, и работу аккомпаниатора и заняться наконец любимым делом - сочинением музыки... В начале тридцатых годов, когда усилилась борьба с упадочными настроениями среди молодёжи, "Письмо матери" практически не исполнялось. Липатов это тяжело переживал. Вот почему всё, что он делал потом, было вымученно и бескрыло, а "Письмо матери" стали забывать... Когда я услышал впервые эту песню, мне было восемнадцать. И много лет спустя я всегда испытывал к Липатову симпатию и сочувствие. Я, как мог, помогал Василию Николаевичу, а потом, уже после войны, став председателем правления Ленинградской организации Союза композиторов, всячески старался улучшить его положение. А оно было нелегким. Он пил, мало работал, не хотел лечиться. Так он и ушел от нас, рано состарившийся, больной, мнительно-гордый. Он не сумел оправиться от своего единственного успеха..." http://comp-base.narod.ru/lipatov.htm
|
|
| |
Савина_Елена | Дата: Пятница, 24.05.2013, 14:31 | Сообщение # 4 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 1
Статус: Offline
| Цитата (Нина) Вот почему всё, что он делал потом, было вымученно и бескрыло, а "Письмо матери" стали забывать... Спасибо Олегу Погудину, автору сайта и этой страницы за память о брате моей бабушки, Василии Липатове. Но, каждый раз, натыкаясь на воспоминания Соловьёва-Седого и выдержки из них, вскипает возмущение. Я о жизни Василия Николаевича Липатова и "дружбе" двух композиторов знаю несколько больше. Относительно "бескрылости и вымученности" хочу прояснить то, о чём "почему-то" умолчал Соловьёв-Седой. Нпе смотря на "бескрылость", после смерти Василия Липатова как-то активно появился интерес к неизвестным рукописям композитора. И совсем не для издания.
После смерти Есенина началась травля тех, кто был с ним связан. И Василию Липатову просто запретили писать что бы-то ни было, кроме обработок нар. песен.Шла жесточайшая цензура. Его не издавали. Из, более чем 100, произведений (только песенных, не считая других) было опубликовано только 40 "заказных" произведений. Ему не позволяли выступать со своими концертами - только в качестве аккомпаниатора. Василий Липатов работал много, писал симфонические произведения, оратории и мн. другое, но рвал рукописи, после очередной травли. Моя мама пыталась собрать эти клочки, что-то сохранить. Василий Липатов был лирик романтик. Даже его "Тишину" пытались запретить, потому что это лирическая песня, а дописанный последний куплет - требование цензуры. Было заявлено, что не может быть никакой тишины после войны. Должны грохотать заводы и трактора :-( Василий Липатов был виртуозом исполнителем - об этом свидетельствует портрет Глазунова с личной подписью, кот. является реликвией нашего рода. Глазунов называл "Письмо матери" Русской аве Марией. Извините за эмоциональность. Но не стоит доверять , и тем более "выдёргивать" из текста негативные фразы, делать перепост того, что не проверено. Даже,е сли бы Всилий Липаитов написал толкьо Одно "Письмо матери" (даже, не считая "Клён ты мой опавший") его память была бы достойна более уважительного отошения. Убедиться легко: наберите эти произведения в поиске. Огромая благодарность Олегу Погудину, за память и замечательное творчество, за которым я с большим удовольствием слежу. Успехов ему, долгой плодотворной работы!
|
|
| |
|