В сентябре 1939 г. (в ряде воспоминаний есть ссылки и на 1940 г.) во Львов приехали музыканты популярного польского эстрадного коллектива «Голубой джаз», которым руководили композиторы Генрих Гольд и Ежи Петерсбурский. Все концерты шли с огромным успехом. Оркестр выступал и в московском театре «Эрмитаж». В программе коллектива было много хороших песен и танцевальных мелодий, среди которых скромно прозвучал вальс, сочиненный Ежи Петерсбурским в Днепропетровске. Яков Галицкий, поэт и драматург, тут же, в зале набросал несколько строк в своем блокноте слушая нежную мелодию вальса: «Синенький скромный платочек падал с опущенных плеч. Ты говорила, что не забудешь ласковых, радостных встреч…»
После концерта композитор и поэт встретились. «Синий платочек» очень понравился Ежи Петерсбурскому. И уже через несколько дней песню (по сути - романс), полный текст которой дописал Галицкий, исполнял солист оркестра Станислав Ландау. Известно, что летом 1940 года песню со словами Я. Галицкого записала на пластинку певица Изабелла Юрьева. Ее быстро раскупили. Однако это было только начало пути «Синего платочка»…
Песня сразу полюбилась москвичам. Известный поэт А. Сурков в своей книге «Голоса времени» писал: «Уже с первых дней войны стало слышно, что рядом с коваными строками «Идет война народная…» в солдатском сердце теплятся лирические слова песенки «Синий платочек». Тут же возник и народный вариант «Синего платочка». Его слова всем хорошо известны:
Двадцать второго июня
Ровно в четыре часа
Киев бомбили,
Нам объявили,
Что началася война...
Но все же самым популярным оказался третий вариант песни, возникший в 1942 году. Как это произошло? Клавдия Ивановна Шульженко хорошо знала песню с текстом Галицкого. Милая мелодия, простенькие слова. Возможно, эта песенка не стала бы столь популярной, если бы не молодая певица…
Как-то артистка со своим ансамблем выступала в гвардейской части генерала Н. Гагена на легендарной «Дороге жизни» через Ладожское озеро. Здесь она познакомилась с сотрудником газеты 54-й армии Волховского фронта лейтенантом Михаилом Максимовым. «Узнав, что я пишу стихи, – вспоминал Максимов, – Шульженко попросила меня написать новый текст «Синего платочка». «Песня популярна в народе, – сказала она, – у нее приятная мелодия. Но нужны слова, которые бы отражали нашу великую битву с фашизмом».
Предложение взволновало молодого журналиста. Он никогда не писал песен. Однако отказать Клавдии Ивановне не смог и работал над текстом всю ночь. «Мне сразу понравилась песня, простые, берущие за душу слова, – говорила потом певица, – у каждого из защитников нашей Родины есть своя родная женщина, самая близкая, любимая и дорогая, за горе и страдания которой он будет мстить врагу». Так появились новые строки:
Строчит пулеметчик
За синий платочек,
Что был на плечах дорогих!
К тому времени песня уже стала популярной в исполнении Изабеллы Юрьевой. Но, когда позже Шульженко спела «Синий платочек» с текстом Максимова, успех нового варианта песни был обеспечен. Чутье настоящую актрису не подвело, она не ошиблась. Именно такой песни ждали люди. Может быть, текст песни и небезупречен, но он верно передает обстановку тех тревожных дней.
До войны песни издавались на пластинках, а уж потом становились популярными. В военное время артисты их исполняли на концертах, бойцы пели в минуты отдыха. На фронте песни заслуживали свое право на существование. Они согревали души солдат, с ними шли в бой и умирали с песнями на устах.
Первая пластинка с новым вариантом песни была выпущена в блокадном Ленинграде в очень ограниченном количестве экземпляров. На пластинке помещалась фонограмма звукового сопровождения кинофильма «Концерт фронту», в котором К. И. Шульженко исполняла «Синий платочек» с новым текстом в сопровождении двух аккордеонистов Фронтового джаз-ансамбля (Л. Беженцев и Л. Фишман). А через несколько дней Клавдия Ивановна напела на пластинку еще один вариант «Синего платочка» в сопровождении полного состава Фронтового джаз-оркестра (пластинка №139). Именно эта запись получила самое широкое распространение.
В ноябре 1942 года на экраны вышел фильм «Концерт фронту», поставленный на Центральной студии кинохроники режиссером М. Слуцким по его сценарию. В съемках участвовало много актеров, среди них и Клавдия Шульженко с «Синим платочком».
Анатолий Железный, автор книги «Мой друг – грампластинка. Записки коллекционера» (1989 г.) говорит, что певица всегда включала в свой концерт «мирные» лирические песни: «Руки», «Андрюша», «Встречи», «Мама», «Давай закурим» и, конечно же, «Синий платочек». С тех пор песня осталась в ее репертуаре. Участник Великой Отечественной войны, писатель Ю. Яковлев писал: «Когда я слышу песню о синем платочке, то сразу переношусь в тесную фронтовую землянку. Потрескивают в печурке дрова, а на столе – патефон. И звучит песня, такая родная, такая понятная…»