Журнал «МОСКВА» № 4 2003 г. ГЛАС АНГЕЛЬСКИЙ РОССИИ
С большим успехом прошли в Москве концерты Олега Погудина. По телевидению было всего несколько его концертных программ. По радио его голос услышать практически невозможно. А жаль… Погудин, несомненно, привлек внимание московских слушателей, и они по достоинству оценили талант артиста. «Так, как Погудин, не поет никто!» - вот мнение многих.
Пестрые концерты-шоу, заполонившие нашу эстраду, уже не вызывают ничего, кроме желания скорее уйти от этого «праздника жизни», хотя у определенного слоя общества эта продукция продолжает пользоваться спросом.
Трудно представить себе Олега Погудина в таких «шоу». Он выбрал строгий стиль, всегда один со своими замечательными музыкантами, настоящими талантливыми профессионалами.
Особенная просветленность его облика, специфическая манера исполнения, отмеченная высоким вкусом, неповторимо-проникновенной искренностью, глубиной и непосредственностью переживания, безусловно, ставит его вне нынешней эстрады (тем более нашей) – и слава Богу. Он сделал свой выбор. И его узнала и полюбила публика.
За артистом закрепилось звание «Серебряный голос России». В 1997 году Олег был удостоин звания «Глас ангельский России» и награды «Ангел трубящий». В 1999 году он стал лауреатом Царскосельской художественной премии «За постижение души русского романса», а недавно получил премию «Триумф».
Мне кажется, Олег Погудин создал вокруг себя невидимую преграду, за которую «вход воспрещен». И он прав, потому что восприятие его исполнения не терпит суеты; его хочется просто слушать. Его голос звучит без напряжения, легко и проникновенно: почти баритональные низы и чистый, мягкий тенор, бесконечная фермата.
Многие обращаются сейчас к старинным романсам и песням, но редко кому удается не оставить слушателей равнодушными. Олег Погудин поднял исполнение романса на необыкновенно прекрасную высоту – до уровня настоящего вокального искусства.
Кто-то сказал: «Чтобы спеть романс, надо прожить целую жизнь…». В каждой песне, в каждом романсе он проживает эту жизнь во всем ее многообразии.
По-новому понят и спет Вертинский: без налета характерной «ресторанности», с тончайшими нюансами, как в вокале, так и в духовном понимании. Лирика Вертинского, полная и тоски, и любви, и печали, проникает в душу слушателя с новой силой и пронзительностью.
В цыганских романсах нет налета шаблонной «цыганщины», а есть понимание национального характера песен, их неповторимая окраска.
Погудин удивительно многогранен, и в каждой грани он остается самим собой, но абсолютно в стиле исполняемого репертуара.
Песни военных лет волнуют не только ветеранов, их слушают люди разных поколений, проникаясь ностальгией и величием прошлых лет.
Олег Погудин очень тонко подошел к песням Окуджавы, бережно сохранив настроение его поэзии, но не подражая ему, а по-прежнему оставаясь в своей индивидуальности.
Русские песни, французский шансон – это тоже яркие страницы его репертуара. Да, многие пласты многонационального песенного богатства еще поднимет талантливый певец!
Дикция его совершенна, отчетливо, но мягко звучащие согласные в конце слов, слоговый ритм, интонационный рисунок необычайно красивы.
Высокая культура исполнения чувствуется во всем – в манере держаться на сцене, в строгости костюма, в сдержанных и красивых жестах рук.
Велика сила эмоционального воздействия пения Олега Погудина, о чем свидетельствует реакция зала на всех концертах: цветы, аплодисменты, письма.
Хочется поблагодарить артиста за чистоту души, искренность, за те светлые чувства, которые он дарит нам. Его концерты ждут с нетерпением.
Рассказать о его пении невозможно. Это надо слушать…
Ия Кричевская