ВНИМАНИЕ! Домен elegos.ru закрыт. Наш сайт перенаправлен на адрес https://oleg-pogudin.elegos.su
(изменение в адресе .RU на .SU). Потребуется заново авторизоваться. При проблемах пишите на e-mail администрации infolab@list.ru
Пару недель назад, 15 февраля, в праздник Сретения Господня, отмечался и Международный день православной молодежи. В этот день мне удалось побывать в Александро-Невской Лавре и услышать слова наместника обители епископа Назария: «Молодые люди в наше время требуют очень много внимания и особенно молитв, потому что они попадают в более неблагоприятные условия духовной жизни, чем люди старшего поколения, которые видели, что “враг есть враг, а брат есть брат”. Сегодня, казалось бы, с именем Бога на устах молодежи предлагают совсем иные, нехристианские ценности, проповедуют искушения и искусительные потребности, без которых якобы жить невозможно. Мы постоянно видим эти искушения на экранах телевизора, на улицах города, в интернете в различных социальных сетях и т.д. Их трудно распознать, поскольку они помещены в красивую и приятную упаковку».
Меня взволновали эти слова, так как они затронули то, что я сама, будучи человеком молодым, ощущаю довольно часто, – чувство уязвимости души.
Если говорить о кино – самом популярном виде искусства, оказывающем огромное, вплоть до формирующего, влияние на большинство молодых людей, – то одной из упомянутых епископом Назарием очень привлекательных «упаковок» будет «артхаус». Этот присваиваемый кинознатоками и критиками статус означает, что работа не для всех, а для избранных – материал для интеллектуалов. Говорить о таком кино, упоминать его, разбираться в нем является условием, негласно повышающим уровень молодого человека в глазах определенного круга сверстников. Чаще всего это ребята, получившие не только хорошее образование, но и воспитание. Искушения сериалами и другими подобными низкопробными материалами у большинства из нас нет – оценивать уровень качества предлагаемого нам кино и отличать талантливое от неталантливого мы уже умеем. И я подумала, что в этом и заключается наша уязвимость, потому что не все мы при этом способны отличить «живое», живительное искусство – от неживого, омертвляющего душу. Отличить не умом, а сердцем. Талантливое и красивое больше не равно возвышенному. Талантливое может быть завораживающе уродливым, низменным, но при этом – убедительным, как и всё талантливое. Омертвляющее искусство лишено всего того, что делает человека по-настоящему прекрасным: веры, надежды, любви – лишено света. Страшно, что особый статус, повышающий престиж в глазах зрителей, получает кино, главные герои которого по сути – обездушены и мертвы. При соприкосновении с таким «обличающим» человека искусством под удар попадает думающая и чувствующая молодежь – зачастую именно те, кто не ограничивается инерционным существованием, а ищет смысл, ищет правду: правду о человеке, правду о Боге. Главную правду, которая в дальнейшем определяет всю жизнь.
Сталкиваться с историями о «мертвом» и бездушном человеке и мире без Бога страшно и больно, но признавать это как единственную правду – абсолютное знание о человеке – губительно. Но такую «правду» перед молодыми людьми теперь отстаивают очень талантливые, умные художники, интересно и неравнодушно рассуждающие о судьбе России, о русской литературе, об искусстве. Речь идет о людях, режиссерах, которых при всем желании никто не сможет поставить в один ряд с авторами низкокачественных обездушенных телесериалов, наводнивших телевидение в 1990-е годы. Пугает, что одни из самых лучших людей – художники, работающие в разных областях искусства, – стали говорить о человеке совершенно страшные вещи, показывать его лишенным души, лишенным любого проявления красоты. И говорить об этом талантливо, порой внешне красиво и убедительно. Именно использование такой высококачественной «упаковки» пугает, потому что тому, что сделано талантливо и с умом, молодежь верит безоговорочно. Это действительно так. Я слышала от очень многих людей из своего окружения о том, что в «Левиафане» Звягинцева нам показана именно правда о человеке. И это ужасает: люди узнают не только внешние государственные институты, обстоятельства жизни в стране – люди узнают и признают себя, находя в этом признании определенный род мужества: «Пусть это уродливо, но это правдиво – такие мы и есть». И в том, что для такого признания нужны силы, также есть определенный соблазн. Ведь в очередной раз в моем отчасти атеистическом окружении высказываются мысли, что только сильный человек может признать, что и Бога нет. Из страшной правды о человеке без души рождается убеждение, что безбожие – удел мужественных людей, религия же – удел слабых и глупых, как и показывает современное искусство. От кино не отстает и театр. Когда я всё это слышу, мне припоминается схожая фраза из фильма «Облачный атлас»: «Самоубийство – дело невероятного мужества». Возникает мысль, что духовное самоубийство в наше время тоже может считаться мужественным поступком, и современное искусство предлагает много путей и средств для этого. Предлагает и обращается зачастую именно к тем, кто «ходит по грани», – к молодым людям.
Справедливости ради нужно сказать, что изначально меня удивил ажиотаж, поднятый именно вокруг картины Андрея Звягинцева. Тенденция показывать безысходность и «мертвого человека», в лучшем случае живущего в духовной пустоте, а в худшем – погруженного в самую страшную тьму, возникла не в российском, а в западном кинематографе, и это подается именно как интеллектуальное, особо статусное, психологическое кино уже давно. Заглянув в шорт-лист любой премии «Оскар» за последние десять лет, можно найти большое количество таких работ, зачастую отмеченных главными призами Киноакадемии. Я могла бы сходу привести около 20 названий зарубежных фильмов о человеке в куда более страшном состоянии, чем то, в каком предстают перед нами герои «Левиафана», – подчеркиваю: именно зарубежных фильмов. Поэтому я бы не стала обвинять А. Звягинцева в чем-то совершенно исключительном. Кинокартин, главные герои которых – убийцы, палачи, люди, погруженные в особые, болезненные состояния души, снимается довольно много. Защищая свое видение серьезными психологическими теориями, режиссеры таких фильмов и актеры, исполняющие в них главные роли, открыто говорят о том, что хотели бы показать именно правду о человеке, а не просто рассказать какую-то отдельную историю, – говорят уверенно и аргументированно. К сожалению, сложностью психологизма всё и ограничивается: человек предстает в самом страшном состоянии и остается в нем до конца – не показывается возможность возрождения человеческой души, отсутствует упоминание о Боге, человек лишается всего и остается в пустоте или сам становится этой пустотой. И то, что российское кино подхватило эту тенденцию показывать «мертвого человека» и безысходность человеческого бытия и достигло в этом успехов, не удивительно – при всех тех действительно сложных и подчас жутких реалиях российской действительности и порожденных ею страшных характерах и судьбах, рассказами о которых можно подкрепить свою правоту.
Герои «Левиафана» мертвы изначально, еще до столкновения с теми внешними силами, которые символически выражены в образе чудовища. При этом фильм даже можно назвать визуально красивым. Я до сих пор помню удивительное по силе и странное ощущение от первого просмотра: фильм заворожил меня своей омертвленностью, именно какой-то совершенной, но мертвой красотой, которая царила в каждом кадре. Я знаю, что Звягинцева хвалят за смелость в том, как он обличил и показал государственные институты. Но, при всем искреннем уважении к режиссеру, я не понимаю, зачем при этом попутно «растаптывать» идею любви, идею дружбы, идею верности. Как будто человека с другим человеком никогда ничего не связывает – ничего не из внешних обстоятельств, а из базовых потребностей души. Вспомним хотя бы всего лишь об одном поступке героини фильма: как спокойно она предает близкого человека, изменяя ему с его другом. А тот, в свою очередь, также спокойно, почти механически принимает это предательство и участвует в нем. Именно спокойствие, с которым герои совершают чудовищные вещи – без всяких душевных переживаний, как само собой разумеющееся, – вызывает страх. И именно это, на мой взгляд, признак душевной смерти. Идеи любви, дружбы, верности последовательно уничтожаются в фильме даже не самими поступками главных героев, а тем, как ужасающе спокойно-естественно они совершают это. Мне казалось, что в моей душе такая страшная и опустошающая «правда» прижиться просто не может, но так сложились внешние обстоятельства, что к убедительной разумной аргументации в пользу правоты фильма, которую я слышала, прибавился и собственный опыт. И я стала всё чаще ловить себя на том, что узнаю героев «Левиафана», черты «мертвых душ» в окружающих меня людях.
Спустя короткое время после просмотра фильма я попала на концерт в зал Церковных Соборов при храме Христа Спасителя – в тот вечер там выступал Заслуженный артист России Олег Погудин. Всматриваясь в окружающих людей, которые ожидали начала концерта у входа в зал, я вспомнила, что в одном и эпизодов, где героиня «Левиафана» едет на работу, режиссер задействовал жителей поселка Териберка, где снимался фильм, а не актеров. Тогда, при просмотре этого эпизода, возникло ощущение, словно всю Россию посадили в старенький автобусик и везут как на суд – на суд всего мира. И теперь вокруг меня в основном были люди, которые мне показались похожими на эту «массовку из автобуса», – тоже довольно просто одетые, и их лица и взгляды казались мне в этот вечер опустошенными. К впечатлению добавилось то, что входили в зал медленно, только через одну дверь, и в ситуации вынужденного ожидания рядом со мной возник разговор, в котором один мужчина направил всё возмущение за ожидание на «хозяев зала» – представителей Церкви. По его словам, в первых рядах должно было оказаться привилегированное священство, и кто-то вставил в разговор фразу: «Правильно о них сняли “Левиафан”». Пораженная такими словами, я хотела обернуться к этому человеку, но тут заметила, как одна из ожидающих женщин – как раз из тех, в ком я в этот вечер «увидела» героев «Левиафана», – достала фотоаппарат и стала снимать падающий с неба снег, красиво сливающийся с полосой света от фонаря. Впоследствии познакомившись с ней, я узнала, что она – давняя почитательница таланта Олега Погудина, глубоко верующий церковный человек, но в этот момент я была заворожена «открытием красоты». То, что эта женщина увидела красоту в сочетании снега и света, открыло и мне, какая красота была в ней самой. Когда мы вошли в зал и заняли места, я обратила внимание на то, что в зале действительно присутствовали священнослужители, но занимали они далеко не первые ряды. В основном была обычная публика, внешне очень простые люди, но, получив такой опыт соприкосновения с красотой человеческой души, думать об окружающих людях как о героях «Левиафана» я уже не могла.
Мне бы хотелось избежать описания концерта. Не всё можно переложить в слова, особенно когда звучит душа. В этот вечер была программа романсов – «Элегия». Но в моем понимании, любая программа в исполнении Олега Погудина – это, прежде всего, путь от любви к Любви, которым он каждый раз проводит за собой зрителей. Хотя разнятся залы, география выступлений, количество присутствующих, даже соотношения возрастных категорий среди слушателей… И мне кажется, что именно для молодых людей, об особой уязвимости душ которых и тяжелых условиях их духовного становления говорилось выше, сейчас так важно обретать защитников иной правды – той, в которой есть Любовь – Бог. И, так как на противоположной стороне теперь тоже стоят талантливые, умные люди, способные придать своему видению и убедительную аргументацию, и внешнюю «привлекательность», то и главную, душеспасительную Правду должны на светском поле деятельности, в области искусства защищать люди талантливые, способные сотворить настоящую, одухотворенную, более сильную по воздействию на душу человека красоту. Всегда есть и всегда были и «слепотствующие умом», и «зрячие сердцем», те, кто призван для служения главным христианским ценностям человечества. Если молодые люди ищут правду, ищут Бога, то эту правду нельзя открыть умом, и обязательно нужно живое искусство, обращенное к душе, к сердцу, искусство, в котором Красота и Правда.
В интервью с Андреем Звягинцевым ведущая программы «Белая студия» Дарья Спиридонова сказала: «Всегда же хочется не счастливого конца, но именно катарсиса, то есть ощущения того, что все-таки человек велик». Я бы сказала, что мне хочется верить, что человек прекрасен, по-настоящему прекрасен. Соприкоснувшись с искусством Олега Погудина, можно увидеть, услышать и почувствовать душой истинную Красоту. В одно мгновение, по одному движению руки артиста на сцене ты вдруг чувствуешь, что отдаляешься от того выжигающего душу знания о бездушном человеке – по сути о тебе самом – и приближаешься к иной Правде. И если после первого отделения концерта хотелось искренне помолиться за Олега Погудина, то в конце вечера было ощущение, желание заключить в эту молитву весь зрительный зал, всех людей – помолиться и за Андрея Звягинцева. Я верю, что он честный талантливый художник, который видит правду по-своему, страдает за нее и говорит о ней. Возможно, такие фильмы, лишенные живительной силы, нужны именно для того, чтобы молодые люди могли коснуться этой горящей, страшной почвы и, не признав в ней земли, как птицы, взлететь душой выше. Главное, чтобы были руки, которые помогут нам это сделать, были проводники к настоящей правде, открывающие новую землю. В моем случае таким проводником стал Олег Погудин, для других ребят, возможно, найдутся и другие художники, несущие живое искусство, живые родники сердец. Главное, чтобы такие люди также имели возможность свидетельствовать о своей правде.
Помню, как впервые, год назад, услышала исполнение Олегом Погудиным песен иеромонаха Романа – программу «Молитва», которая всегда звучит в Великий пост. Эти воспоминания не нужно переводить на слова, но была ассоциация с одним случаем из моей собственной жизни. Однажды в обычный день, когда не было службы, я пришла в храм, и мне никак не удавалось обратиться к Богу и помолиться от души. Икона Спасителя всё время казалась мне лишь внешним изображением – я не чувствовала отклика души и, оставив попытки помолиться, отошла от иконы. Вскоре к иконе подошла женщина, совсем не по-церковному одетая, и стала молиться. Я видела ее лишь издали и со спины, но почувствовала, что у нее что-то случилось, и, испытав сострадание к ней, я взглянула через ее плечо на икону и встретилась с живыми глазами Спасителя. Мне не удавалось помолиться за преодоление каких-то своих трудностей, но, испытав сопереживание и сопричастность молитве другого человека, я смогла почувствовать Бога. Мне кажется, что знакомство с «Молитвой» в исполнении Олега Погудина важно для всех зрителей, но в особенности для молодых, чей путь к вере еще не начался или не завершен, кому просто необходимо такое «оживление» в душах образа Бога, когда слово становится Словом. Иногда для того, чтобы это почувствовать, нужно посмотреть «через плечо» или в глаза человека, который соприкоснулся с истинной Правдой и может красиво и талантливо, но главное – искренне, обращаясь не к уму, а к душе, передать ее и другим людям.
Замечу, что я никогда не стала бы нарочно сравнивать двух художников, работающих в разных областях искусства. Но, размышляя о них, читая их интервью, можно найти много параллелей. И хотя режиссер рассказывает о своей правде через героев фильма, которых играют актеры, а певец, артист – на сцене один и он говорит о своей правде от первого лица, но это различие внешних форм выражения совсем не важно для главного. Так получилось, что в тот вечер в моей душе боролись не два человека и даже не два художника, а две правды. И в каждой была своя красота. Но в одной из них не было Бога. И мне было важно в очередной раз не только понять, но и почувствовать, как необходимо быть в поле истинной веры. Нужен лишь один импульс, чтобы в дальнейшем найти и иные примеры в более близкой и доступной для сравнения области игрового или документального кино.
Мне кажется, что хорошей картиной «в противовес» всем «безысходным киноработам» является документальный фильм «Русский заповедник» Валерия Тимощенко. Русская глубинка, сложные внешние условия жизни и одновременно с этим – живые души людей. Очень важно, посмотрев фильм, в котором царит безысходность и «мертвые души», не просто сказать: «Нет, я не такой», – а доказать это жизнью, как герои «Русского заповедника» или документального цикла «Письма из провинции», показанного по телеканалу «Культура». Среди зарубежных кинолент можно было бы назвать «Древо жизни» Терренса Малика. В каждом кадре этой работы для меня лично звучит гимном строка молитвы: «Всякое дыхание да славит Господа».
Если задуматься, можно с уверенностью сказать, что за любой из двух правд, о которых говорилось выше, всегда стояли и стоят талантливые люди: художники, артисты, музыканты. Нельзя добиться утверждения одной единственной правды через запрет или уничтожение другой. Уже было так, что в нашей стране запрещалось даже упоминание о Боге. Нужны ли примеры обратного? Слыша призывы запретить показ «Левиафана», я думаю о том, что никаким запретом нельзя добиться главного – утверждения в душе молодого человека настоящей красоты и правды. Просто ту правду, в которой Бог, должны отстаивать талантливые неравнодушные люди, способные своим искусством оживлять человеческую душу и показывать путь к свету. Тогда никакое соприкосновение ни с чем иным – сколь угодно внешне красивым или интеллектуальным, убедительным для ума, но пустым по сути и обездушенным – будет не страшно.
23 февраля по телевидению показали концерт по книге архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые». Среди других прекрасных, талантливых артистов выступал и Олег Погудин, исполнивший песню иеромонаха Романа «Радость моя». Кого-то удивил выбор трансляции концерта такого содержания и направленности в этот день, но я думаю, что если судьба нашей Родины немыслима без Бога, без Православия, то и отстаивать эту главную правду не на поле боя, а каждый на своем поле служения Отечеству должны не войны, но защитники. Радостно осознавать, что именно таких людей поддерживает и Церковь. Начав эти размышления словами епископа Назария, я не могу не вспомнить, что именно центр «Святодуховский» при Александро-Невской Лавре является местом, где проходят концерты многих православных певцов и музыкантов, в том числе и Олега Евгеньевича Погудина, и где он неоднократно был отмечен благодарностью за свое искусство. Когда видишь реальные примеры того, кого на самом деле поддерживает Церковь: прекрасных художников, артистов, певцов, музыкантов, – то заключительная сцена «Левиафана» воспринимается надуманной и неправдоподобной. В фильме можно «узнать» какой угодно обобщенный институт, но не священника из близлежащего храма и далеко не каждого полицейского, судью или чиновника. Всегда за любой социальной ролью есть просто человек и человеческая душа. И как раз этого – именно человеческой души – невозможно найти в «Левиафане». Если в жизни есть хотя бы один пример, опровергающий «левиафановский» образ, – значит, еще звучит живая человеческая душа, живы свет и надежда.
Есть наставление: «Помни, что по тебе судят о народе твоем, по поступкам твоим – о племени твоем». Возвращаясь к мысли об автобусике Звягинцева, в котором Россию «везут» на суд мира, радостно знать, что есть талантливые люди, отстаивающие иную правду о русской душе, среди которых и Олег Евгеньевич Погудин, находятся противоположные талантливые и красивые свидетельства – не только для нас самих, но и для людей, живущих в других странах. Но даже несмотря на это радостное знание, никогда не отрекусь от тех, кто ехал в этом автобусике в день съемок, – не отрекусь потому, что видела красоту души многих и многих, внешне простых и ничем не примечательных людей. Как для той женщины, которая поняла и запечатлела красоту тысяч снежинок, попадающих в полосу света, так и для меня в тот вечер души зрителей в зале, слившиеся с иным светом, расходящимся лучами со сцены, запечатлелись в одном понимании истинной красоты.
Могу ли я победить Левиафана? Нет, но я могу, даже оказавшись лицом к лицу с любым внешним чудовищем, оставаться с живой душой, утверждая, что человек прекрасен. Какой в этом смысл? Тот, что через прикосновение к настоящей правде и красоте достигается Бог, с Которым не страшно любое внешнее испытание. И это знание о Боге, стремление к Богу и есть то, что отличает великие произведения русской классической литературы от современного элитарного искусства, которое пытаются с ними сравнивать, чтобы придать еще большей статусности и внешней привлекательности в восприятии зрителей.
Несмотря на это, искренне верю, что талантливый, умный, тонко чувствующий Андрей Звягинцев еще «прозвучит» и иной правдой и создаст другое кино. Мне кажется, что такая вера – вера в человека до конца и любовь к нему – и есть как раз то единственное, не от ума, а от сердца, что способно до основания разрушить утвержденное самим художником в душе молодого человека ложное знание. Рада, если у него будет радость и он получит много желанных наград. Думаю, что Олег Погудин тоже получал немало наград, но важнее то, что каждый концерт этот человек не просто удерживает в руках, а поднимает к Свету сотни человеческих душ. Для многих из них в этом году впервые прозвучит «Молитва» на сцене, для некоторых это станет путем к молитве в храме. И я верю, что от тех, кто пришел в храм именно после знакомства со сценической стихотворной «Молитвой», благодарность к человеку, положившему начало пути, и церковная молитва за него будут звучать всегда.
А какая награда дороже и какую правду защищать художнику, каждый, кто обладает величайшим даром – талантом, решает для себя сам.
О правде, артхаусе и искушениях, которые помещены в приятную упаковку.
(Оригинальное название статьи - "Поле битвы - душа человеческая". Молитва за Андрея Звягинцева).
Спасибо, Мария! Статья замечательная! Написано тонко, интеллигентно и умно. Точные наблюдения, яркие образы... Красота снежинок в свете фонаря - этот образ трогает и запоминается, как и способность увидеть эту красоту, отрешившись от житейских неурядиц... Многое в публикации показалось интересным, заставляющим задуматься и сравнить со своими ощущениями. И очень понравилось оригинальное название статьи. Действительно, "Поле битвы - душа человеческая", и на этом поле "живительное искусство" Олега Погудина противостоит бездушию мёртвого, "чернушного" искусства, потому что каждый раз доказывает, что любовь и добро есть, они живут рядом с нами и в нас самих. Я убедилась в этом на собственном опыте, потому что таким "полем битвы" стала и моя душа. Тревожные звуки внезапной музыки давали чувство совести, они предлагали беречь время жизни, пройти даль надежды до конца и достигнуть ее, чтобы найти там источник этого волнующего пения и не заплакать перед смертью от тоски тщетности. (А.Платонов)
Сообщение отредактировал Марина_Л - Пятница, 27.02.2015, 18:51
Мы в этом разделе собираем не только ссылки, но и сами публикации. Поэтому для удобства чтения я добавил в Ваш пост саму статью (под спойлером), тем более, что в ней речь идет об Олеге и присутствуют фото. На сайте-источнике возражений насчет перепечатки не имеется.
Юрий Леонидович, спасибо за то, что сочли возможным разместить статью на сайте.
Редакция любого ресурса имеет приоритет в плане корректировки материала, который публикует. В данном случае, заголовок и подзаголовок статьи - полностью версия редакции, но я не сочла возможным высказываться по этому поводу. Во-первых, учитывая то, что редакция вообще проявила интерес к материалу любительского уровня, дала положительную оценку и сочла возможным опубликовать его на сайте, я думаю, что должна быть за это благодарна. А, во-вторых, учитывая, что в редакции такого интернет-ресурса люди воцерковленные (что было ясно из переписки) в такие особенные молитвенные дни не стоит, уверена, давать поводы для каких-то, даже самых незначительных, разногласий. Возможно, данный выбор заголовков объясняется тем, что считается лучше отражающим суть статьи. Это ответ на повторяющиеся вопросы, почему не оставлен авторский вариант заголовка статьи. Оформление статьи: фотографии (за исключением одной - взятой с нашего форума) и расположение фотографий тоже выбор редакции портала. На самом деле, я была удивлена насколько благожелательным было отношение со стороны редакции и какое внимание было проявлено к материалу, принимая во внимание то, что автор не имеет опыта написания статей. Учитывая также огромную загруженность администрации данного ресурса предложениями материалов для публикации со стороны многих людей, я действительно искренне очень им благодарна. Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу.
Сообщение отредактировал Мария_L - Воскресенье, 01.03.2015, 16:15
Мария, в очередной раз порадовали глубокими и интересными мыслями, выраженными прекрасным слогом! Получила огромное удовольствие от прочтения, благодарю Вас! Ничего нет реальней мечты.
Мария, сердечное спасибо и низкий поклон за такие важные, своевременные, просто необходимые очень многим размышления! Каждый человек всегда поставлен перед выбором правды или неправды, и слава Богу, когда есть на кого опереться и есть в ком увидеть Свет. "каждый выбирает для себя тот голос, который скажет вдруг «ему, и никому другому» что-то неотвратимо важное для его личного бытия". (Ким Смирнов)
Статья Марии рассматривает такие важные аспекты общественной жизни, что мне пришлось прочитать ее три раза для составления общего представления. Я не видела фильм, поэтому у меня нет по нему мнения. И все рассуждения, связанные именно с ним, мне недоступны для подтверждения или опровержения, и это хорошо, поскольку не только о нем речь. Есть некоторые места в статье Марии, о которых хочется высказать свое мнение. Одно касается утверждений ее знакомых: «Пусть это уродливо, но это правдиво – такие мы и есть» , «... высказываются мысли, что только сильный человек может признать, что и Бога нет. Из страшной правды о человеке без души рождается убеждение, что безбожие – удел мужественных людей, религия же – удел слабых и глупых, как и показывает современное искусство. " По моему глубокому убеждению, именно Вера - удел людей сильных. Вера требует от человека идти по жизни имея перед собой идеал, мерять себя по нему, стремиться к нему, всматриваться в себя и строить себя. Каждый день и каждый миг, ограничивая свободу ничегонеделания. Не говоря уже о том, что верующий отдает себе отчет о предстании перед Божьим Судом, перед главным экзаменом жизни. Неверие не требует от человека вообще ничего. Нет Бога и все позволено, как сказал великий писатель. Где же тут мужество? Где тут сила воли? И что тут можно сравнивать?
Абстрагируясь от Левиафана, но говоря вообще, на мой взгляд непрофессионала - образования искусствоведческого я не имею - подобого рода искусство когда-то называлось формальным, души не имеющим. Бывают же и красивые, но пустые люди, с которыми скучно, бывают красивые вещи, которые не хочется носить, бывают красивые дома, в которые не тянет войти. Бывает искусство, не ведущее к Храму, а ведущее от него,- я видела предостаточно такого. Можно много рассуждать, на что художник имеет право, а на что - нет. Но, наверное, пилить сук, на котором дружно сидит все общество, все же права не имеет. А сук этот - сложное переплетение взаимообязательств между людьми одного поколения, разных поколений между собой, по продолжению жизни и передаче идущим на смену здоровых принципов морали и нравственности, среды, в которой детям будет комфортно жить. И это невозможно без любви, веры, надежды на лучшее, понимания, милосердия, преданности, взаимопомощи. Мы же все это знаем, мы в этом живем, пусть не так полно, как хотелось бы, но хотя бы стараясь помогать, а не ставить подножки друг другу. Формальное искусство как раз ставит подножки: мимикрируя под "настоящую жизнь", оно разбивает потаенные надежды, высушивает живое чувство, естественную потребность живого существа в любви и красоте, в поиске Бога. Кто пойдет искать поддержки и опоры к холодному камню? Разве что захочется об него голову разбить. Все живое стремится на свет, на огонь, на тепло тех, кто это имеет и щедро делится. Но не все люди - живые, некоторые основательно поработали над тем, что бы остаться всего лишь телом с выхолощенной душой. Им остается греться хотя бы в лучах сомнительной славы разрушителей основ жизни - любви и веры. Наверное, для того что бы баланс между Любовью и Пустотой оставался в мире хотя бы неизменным, нам, людям обычным, надо с удвоенной силой стараться любить и прощать своих ближних. Это совсем "легко": достаточно все время помнить то сияние собственной души, которое мы все почувствовали после первой встречи с Олегом Погудиным.
Мария, спасибо Вам за неравнодушие, за поднятие таких сложных тем на всеобщее обозрение. Не много ль я хочу, всему давая цену, ...
Сообщение отредактировал Валерия - Суббота, 28.02.2015, 09:01
Дата: Воскресенье, 01.03.2015, 00:43 | Сообщение # 9
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 382
Статус: Offline
Вера_Александровна, Благодарю Вас за добрые слова и внимание к материалу!
Наталья Иосифовна, моя искренняя благодарность Вам за неизменно благожелательное отношение. Всегда радостно читать Ваши комментарии!
Валерия, спасибо Вам! Ваши комментарии неизменно интересны и заслуживают самого вдумчивого отношения. За все добрые слова благодарю, в отношении первой части, наверное, должна пояснить следующее. Отказ от идеи Бога или вообще от идеи существования высших сил (в независимости о монотеистических или политеистических религиях мы говорим) означает отказ от возможности получить поддержку, превосходящую человеческие или любые земные силы, - иметь на неё надежду до конца. Это означает, что человек рассчитывает на себя, на близких людей, на друзей. Но исключение из своей жизни влияния силы такого уровня при том, что человек полностью берет на себя ответственность за собственную жизнь (а не только за собственные поступки)... я полагаю, что для этого действительно требуется определенное мужество и для такого выбора нужна сила. В данном случае, отсутствует доверие воле Божией, отсутствует смирение, а где нет смирения, там порой разворачивается страшная борьба против многих жизненных ситуаций, которые верующие люди принимают более спокойно. Для такой борьбы тоже нужны силы. И люди, которые отрицают идею Бога, иногда действительно гордятся собой, собственной "силой", собственным мужеством - ведь они взяли ответственность за свою жизнь полностью на себя, ничего не полагают на волю Божию, ничего не объясняют волей Божией.
Еще есть мнение, что в страшном горе человек всегда одинок, как психологически, так порой и буквально, если вспомнить строку любимого не мной одной, а многими на данном форуме, романса: "при горе нету тех друзей". Верующий человек один быть не может никогда и имеет возможность обратиться к Богу, всегда иметь утешение и надежду, даже вопреки тому, что объективные обстоятельства указывают на обратное. Атеисту порой приходится признать абсолютное одиночество.
Наконец, в большинстве религий, идея Бога, богов или высшего разума связана с идеей бессмертия человеческой души или энергии, являющийся частью человека. Естественно, я не религиовед, и, возможно, есть исключения - но не в основных мировых религиях и даже не в более-менее значительных (исходя из численности последователей) течениях. Признание абсолютной конечности для любого человека страшно как само по себе, так и по последствиям в жизни и поступках, которые оно вызывает. Справедливости ради, могу признать, что есть часть людей, отвергающих идею Творца и души, но находящих какое-то собственное, более научное, обоснование существования жизни после смерти (попытка "найти" Бога умом), но таких, как я полагаю, не очень много.Таким образом, в большинстве случаев, "убийство души" - отрицание её означает и отрицание Бога, и отказ от бессмертия. Есть утверждение: "страх и надежда могут сделать с человеком всё, что угодно". Аргумент атеистов в том, что именно страх перед конечностью и в противовес ему - надежда, которую дает религия, и заставляет людей "закрывать глаза на факты" и принимать идею Бога, позволяющую избавиться от страха. Страх смерти - так называемый "базовый страх", и именно в преодолении этого страха для многих заключается осознание собственной силы. Очень часто люди, которые приняли идею собственной конечности, отвергая всякую надежду, говорят о себе, что: "имели мужество посмотреть правде в глаза, а на закрываться за мифы" - высказывание обобщенное из нескольких цитат, но вполне точно выражающая то, о чем говорилось в статье. Надо иметь мужество, чтобы отказаться от всесильной поддержки, мужество, чтобы пережить абсолютное одиночество, мужество, чтобы признать собственную конечность, - мужество, чтобы вообще остаться жить в таком состоянии и не отказаться от жизни. Кстати, насколько я могу оценить, действительно, многие атеисты производят впечатление людей сильных, уверенных в себе, умных. Мне в таком случае вспоминается почему-то, прежде всего, пример Владимира Познера, которого я очень уважаю и с большим интересом смотрела некоторые выпуски его авторской программы. Он, во многих беседах с гостями программы, упоминает о своем атеизме. При этом меня всегда поражает, как он в конце беседы, в рамках опросника Марселя Пруста, неизменно задает вопрос, по-моему, привнесенный в опросник им самим: "Если бы Вы оказались перед Богом, что бы Вы ему сказали?", а иногда даже эта фраза звучит в другой редакции: "Когда Вы окажетесь перед Богом, что Вы ему скажете?" Скорее всего, этот вопрос он использует для подведения некой итоговой черты в разговоре с героем программы, но, в связи с этим, я вспоминаю, что представители Православной Церкви не всегда признают атеистов аттестатами))) Я бы пояснила эту фразу тем, о чем неоднократно читала в статьях, написанных священнослужителями, что в самом отрицании Бога кроется некое признание, или возможность признания, Его существования. Одна из запомнившихся мне фраз (автора я не смогла сразу найти, извиняюсь) что у человека всегда только один выбор: быть с Богом или восставать против Него. Но в обоих случаях есть признание Бога. Возможно, в этом кроется ответ на вопрос, почему все-таки среди атеистов много людей, для которых далеко не всё дозволено, я бы даже сказала, что таких - большинство. Есть те, кто своей жизнью служат людям. Если интересно, можно почитать небольшую статью Марка Бурно - "Я останусь жить, пока живет человечество". В общем-то размышления атеиста... и ему совсем чужда идея вседозволенности. А среди преступников, часто совершающих страшнейшие преступления, есть люди, признающие существование Бога. Именно не раскаявшиеся после, в тюрьме, и пришедшие к вере, а не отвергающие эту мысль и до совершения преступлений - и об этом есть материалы. Думаю, всё сложнее и связано с уровнем осознания той или иной идеи. Мне кажется, что человек всегда во что-то верит - нет абсолютного неверия. И, может быть, это очень смело, но, возможно, пока - по молодости все-таки простительно, и я выскажусь честно. Я не оспариваю, но подвергаю в душе сомнению слова, вложенные в уста персонажа произведения, написанного даже таким великим писателем, как Достоевский, о том, что если Бога нет, всё позволено. Нет. До последнего останусь человеком, старающимся жить по нравственному закону, даже вопреки страшному знанию. Вообще о чем это или вернее к чему это обращено - нет Бога? Это может быть знанием? Меня эта фраза, при прочтении братьев Карамазовых, задела, это на данный момент моё любимое произведение у Достоевского, и говорить я могу очень долго.
Возможно, атеизм это действительно страшное "восстание", страшное не только со стороны, но прежде всего страшное испытание для самого человека, человеческой души. Или поиск-путь, пройденный не до конца. Я даже думала всегда, что человек, прошедший этим путем и через эту борьбу и признавший собственную конечность, пережил такие тяжелые испытания, что будет прощен за свои мучения Богом.
"Но благодарите Творца, что дал вам сердце высшее, способное такою мукою мучиться (...) Дай вам Бог, чтобы решение сердца вашего постигло вас еще на земле, и да благословит Бог пути ваши!" (Ф. М. Достоевский "Братья Карамазовы")"
Если не на Земле, верю, что тот, кто мучился в поисках Бога и не смог принять его, за свои мучения все-таки будет прощен. Может быть, все будут прощены. Кстати, именно Иван Карамазов - самый любимый, тронувший и заинтересовавший меня персонаж из всех героев книги. Любимый - по состраданию, потому, что его больше всех из братьев мне жалко и во многом я смогла его понять. И слова старца Зосимы, приведенные выше и обращенные к нему, мне тоже понятны. Атеизм страшен, прежде всего, для самого человека, и человек, принимающий его, - несчастен. Но себе он кажется именно сильным и мужественным и так говорит о себе, особенно в беседах с верующими людьми. Поэтому я не могу согласиться, что "неверие не требует от человека вообще ничего" . Нет, многие вообще не сумев принять Бога и приняв идею собственной абсолютной конечности, не выдерживают мучений и расстаются с жизнью. "Без знания того, что я такое и зачем я здесь, нельзя жить. А знать я этого не могу, следовательно нельзя жить", - говорил себе Левин. "В бесконечном времени, в бесконечности материи, в бесконечном пространстве выделяется пузырек - организм, и пузырёк этот подержится и лопнет, и пузырёк этот - я ". И счастливый семьянин, здоровый человек, Левин был несколько раз так близок к самоубийству, что спрятал шнурок, чтобы не повеситься не нем, и боялся ходить с ружьем, чтобы не застрелиться. (Л. Н. Толстой - "Анна Каренина") Для выбора же жизни без Бога, жизни в абсолютной конечности, требуется мужество - страшное мужество. Я согласна, что, если говорить в противоположность о человеке, который всем сердцем принял христианство, осознал Идеал и стремится к Нему, то, да - это требует большего. Но ведь для очень многих, я бы рискнула сказать, для большинства, есть путь, выраженный в строках четверостишия Омара Хайяма, особенно в двух последних:
Разум смертных не знает, в чем суть твоего бытия.
Что тебе непокорность моя и покорность моя?
Опьяненный своими грехами, я трезв в упованье,
Это значит: я верю, что милость безмерна твоя.
Кстати, с этим четверостишием меня "познакомил" именно человек, который Бога совсем не отвергает - наоборот, но живет, по сути, как ему одному комфортно и получает от жизни удовольствие. Сколько людей, которые определят себя как верующих, на самом деле, порой живут ничем не лучше тех, кто не верит? Наличие икон в доме не мешает многим поднимать руку на своих детей... я говорю о том, что тех, кто идет самым сложным путем, всегда меньше. Что требует от людей такая вера без приложения особых усилий? А что дает? - Надежду. Надежда-то у этих людей есть - на вечную жизнь, на всепрощение... а атеист этого лишен, ему жить и страшнее, и тяжелее. И я, кстати, ужасаясь этой страшной жизни без Бога, но соприкасаясь в жизни с такими людьми-атеистами, искренне могу сказать, что об очень многих буду вспоминать с благодарностью - это были совсем не чудовища. Хотя признаю, что лучшие люди, которых я знала и знаю, были все-таки людьми верующими. Кстати, мне кажется, что для человека, который любит Бога, идея всепрощения не заставит перестать стремиться к совершенствованию души, молиться и каяться. Любовь ведь не может быть за что-то - за обещанный рай, за обещанное бессмертие. Может быть, в этом объяснение, почему не согласилась с цитатой о вседозволенности. Я тоже никому не хотела бы абсолютной конечности - ни одному человеку. А вот человеку, для которого Бог существует только где-то на "границе" сознания, как успокаивающая идея о том, что смерти нет и все будет хорошо, без прикладывания усилий, такая мысль о "безмерной милости" совсем не спасительна. В выборе такого инерционного и удобного во всех отношениях пути ведь тоже нет мужества?
Я, к сожалению, сегодня очень устала и искренне прошу прощения, что написала неровно, но считала должным ответить, потому что, возможно, ответила не только одному человеку, но и еще людям, у кого были вопросы к данной части статьи. Спасибо большое! Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу.
Сообщение отредактировал Мария_L - Воскресенье, 01.03.2015, 13:15
Дата: Воскресенье, 01.03.2015, 01:51 | Сообщение # 10
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 612
Статус: Offline
Дорогая Мария! Даже под давлением такой значительной теоретической базы, которую Вы представили, не могу согласиться почти ни в чем. Однако, полагаю, что для меня лучше будет ограничиться тем, что я уже сказала, что бы не усугублять непонимание - недопонимание. Единственное, что сказать должна обязательно: "Все позволено" - это не разрешение на убийство. Это больше разрешение своей душе делать маленькие и большие шаги в сторону от того, что правильно, и не мучиться от этого. Вот это - не мучиться, и есть "все позволено". Обо остальном я Вам напишу лично. Не много ль я хочу, всему давая цену, ...
Дата: Воскресенье, 01.03.2015, 01:59 | Сообщение # 11
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 382
Статус: Offline
Валерия, хорошо)) конечно же, наверное, лучше перенести обсуждение в ЛС. Я, по-моему, не опровергаю, в рамках вышесказанного и то, о чем Вы написали - "делать маленькие и большие шаги в сторону от того, что правильно, и не мучиться от этого". Может быть, не вполне понимаю, что тогда - "большие шаги", если не те самые страшные, крайние границы, которые человек переходит как во внешнем поведении, так и в душе. Но постараюсь понять. Никакой особой теоретической базы у меня вообще нет - может быть, этого мне как раз и не достает. Значит, нужно будет поработать)) Извиняюсь, если с моей стороны возникло непонимание. Да, в своем посте я не отстаивала атеизм, я просто пыталась объяснить, в чем, на мой взгляд, можно найти мужество при отказе человека от Бога и решении жить так. Может быть, при этом получилось отстаивание или защита атеистов, как людей, которых нужно и должно искренне жалеть и я думаю даже как-то "согревать сердцем", потому что страшно не найти пути к Богу и мучиться осознанием абсолютной конечности- такую защиту не отрицаю.
Спасибо большое за диалог! Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу.
Сообщение отредактировал Мария_L - Воскресенье, 01.03.2015, 02:22
Дата: Воскресенье, 01.03.2015, 04:09 | Сообщение # 12
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 612
Статус: Offline
Шаг большой или маленький в сторону от заповедей каждый индивидуум может оценивать по-разному По-разному и ответ держит. Для кого-то солгать огромный шаг в сторону, для другого предать дело житейское. Сравнить тут невозможно, это же не светский суд. А вот мучается ли человек от этого, признает ли себя грешным, это самое важное, по-моему, для этого написана фраза "Бога нет, значит все позволено". И в случае "нет", каждый возьмет от этого "позволено" столько, сколько сможет унести. А сколько сможет унести "позволенного" определит его внутренняя начинка. Чем больше в ней будет христианских ценностей, кототрые так или иначе проникают в душу через родителей и классическую литературу, тем меньше ему будет "позволено".
"Непонимание-недопонимание" может возникнуть не только между Вами и мной, дорогая Мария. Я допускаю, что по неловкости могу задеть чувства других людей, читающих мои мысли на тему такой тонкой материи. Именно поэтому я предложила перенести обсуждение в личную переписку. В случае, если я породила в ком-то обиду, я искренне прошу прощения. Не много ль я хочу, всему давая цену, ...
Дата: Воскресенье, 01.03.2015, 13:24 | Сообщение # 13
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 382
Статус: Offline
Дорогая Валерия, я надеюсь, что мы своим обсуждением никого не обидели и не задели. Естественно, присоединяюсь к Вашей просьбе о прощении, если кому-то и мои мысли показались обидными. Очень надеюсь, что ни в чем не обидела и Вас, потому что искренне очень хорошо к Вам отношусь и ценю Ваше мнение и доброе отношение ко мне. Я была очень благодарна за то, что Вы так внимательно и неравнодушно отнеслись к материалу, сделали акценты на вызвавших у Вас размышления строках и нашли возможность, силы, время и терпение пообщаться со мной по этому поводу. Для меня и Ваши мысли и мысли других людей по данному вопросу, безусловно, выходящему за рамки любого материала и литературного источника, очень ценны. Спасибо, что поделились!
Дата: Воскресенье, 01.03.2015, 20:00 | Сообщение # 14
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 180
Статус: Offline
ЦитатаМария_L ()
Мне в таком случае вспоминается почему-то, прежде всего, пример Владимира Познера, которого я очень уважаю и с большим интересом смотрела некоторые выпуски его авторской программы. Он, во многих беседах с гостями программы, упоминает о своем атеизме. При этом меня всегда поражает, как он в конце беседы, в рамках опросника Марселя Пруста, неизменно задает вопрос, по-моему, привнесенный в опросник им самим: "Если бы Вы оказались перед Богом, что бы Вы ему сказали?", а иногда даже эта фраза звучит в другой редакции: "Когда Вы окажетесь перед Богом, что Вы ему скажете?"
Хотела отправить ссылку Марии в ЛС, но потом подумалось, что этот материал может оказаться полезным и другим людям. Одно дело называть или считать себя атеистом, и совсем другое дело так отзываться о православии, как это сделал В. Познер. Ссылку даю не для спора или дискуссии (уровень, заданный Марией и Валерией, мне не по уму, да и хочется отдохнуть от форумов ), а просто, как информацию к размышлению, потому что когда-то, лет 15 назад я очень даже восхищалась В. Познером.
Дата: Понедельник, 02.03.2015, 00:30 | Сообщение # 15
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 382
Статус: Offline
Ольга, спасибо большое за ссылку на статью и за внимание к обсуждению.
Нужно признать, что открывала я её с тяжелым сердцем, потому что, действительно, отношусь к Владимиру Познеру не с восхищением, но с уважением - по крайней мере, как к очень умелому интервьюеру, ведущему, человеку, кого интересно слушать. Мне приятно даже просто за ним наблюдать в кадре - во время интервью или его поездок-съемок, как в случае с "Одноэтажной Америкой". Он обладает харизмой, умеет располагать к себе людей, относится к ним с искренним интересом и, возможно, долей участия. Я вообще всегда видела в нём человека, благожелательно настроенного к собеседникам и окружающему миру. Есть люди, на которых просто смотришь с удовольствием, подмечая детали мимики, жесты, манеру общения - по-моему, это как раз можно сказать о нём. Это всё к вопросу не относится, просто еще пара слов к моему видению этого человека. Я не могу сказать, что его мнение когда-либо воспринималось мною как абсолютно авторитетное.
Да, в данном случае, он высказал ошибочное суждение. Ошибочное на наш с Вами (если я правильно поняла из Вашего сообщения) взгляд. И то, что он в своем высказывании тоже говорил "я думаю, я считаю", означает, что он всего лишь высказал свое мнение - не претендуя на абсолютную правоту в этом вопросе. Конечно же, мне больно читать такие слова. Я его жалею, но по-прежнему не испытаю к нему негативных чувств.
Владимиру Владимировичу, насколько я поняла из статьи, ответили аргументированно - я еще внимательнее почитаю, но смысл ясен.
Да, скорее всего, цитируемый мной вопрос, который Владимир Владимирович задает гостям в конце своей программы, не свидетельствует о том, что он подвергает сомнению свои атеистические взгляды. Я об этом и написала -должно быть, слово "Бог" в этом вопросе для него ничего не означает. Ему нужно, используя этот вопрос, просто, чтобы человек подвел некий итог беседе... Но, вот так получилось, что в обсуждении на форуме могу повторить то, о чем писала в конце статьи. Как хочется мне верить в возможность принятия другой истины Андреем Звягинцевым, вопреки разумным доводам, а просто от сердца, так хочется верить и в случае с Владимиром Познером. Два умных интеллигентных человека - неозлобленных, неравнодушных. Почему бы не верить в лучшее в них, не надеяться на это? В статье иеромонах Димитрий Першин пишет: "Хотелось бы надеяться, что у Владимира Владимировича всё еще впереди", и мне тоже, если это он написал не с иронией, а от души (в контексте мне все-таки интонационный оттенок этой фразы не совсем ясен).
Перечитала собственный пост и думаю, что столько можно было бы не писать. А ограничиться несколькими фразами. Я всегда, прежде всего, сужу не умом, а сердцем. Может быть, в таких случаях это и недопустимо. Но я не хочу, даже не могу терять свое расположение к человеку, в данном случае - к Владимиру Познеру. Всегда пытаюсь оправдывать людей - не от намерения показаться "хорошей", а, наверное, потому, что помню о своих ошибках и, оправдывая других, часто стремлюсь в душе найти оправдание и для себя. Возможно, это не совсем правильно. Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу.
Сообщение отредактировал Мария_L - Понедельник, 02.03.2015, 01:04