http://old.samara.ru/paper/41/6033/104611/Газета "Волжская Коммуна" №186 (01.10.2005) / ОЛЕГ ПОГУДИН: «КОГДА Я СТАЛ ЦЕРКОВНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ, МНЕ СТАЛО ТЯЖЕЛО ПЕТЬ В ХРАМАХ»
Заслуженный артист России Олег Погудин презентовал в ОДО свою новую программу «Песни о любви». На концерты Погудина бегут, спасаясь, как в непогоду от сырости и слякоти, от невыносимой пошлости «новых песен о главном», от бессмыслицы. Певец возвращает искусство романса, городской песни. Концерт в ОДО – это триумф петербургского исполнителя, после каждой песни или романса ему вручали букеты роз. Начав творческий путь еще в детском возрасте, «серебряный голос России» вот уже 20 лет звучит в нашей стране и за ее пределами.
Олег Погудин дал эксклюзивное интервью для наших читателей.
- Существуют ли законы исполнения романса?
- Романс должен исполняться прежде всего искренне. Суть жанра лирической песни – правда. Без честного исполнения песни о любви не существует…
- Ваше отношение к современной эстраде?
- Современная эстрада оставляет у меня ощущение страшного хаоса. Происходящее напоминает мне поле брани, когда темная, тупая масса пытается уничтожить все проблески настоящего и светлого. Телевидение поддерживает массовую культуру как самую кредитоспособную. Существует опасность, что люди начнут принимать за высокое то, что таковым не является.
- И какой выход?
- Необходимо интеллигентное управление.
- Есть своя артистическая кухня. А таком зале, как ОДО, и тонко чувствующей публике, как у вас в Самаре легко выступать. Главное перед концертом хорошо выспаться. Важно быть собранным.
- Вы три года проработали в БДТ, что дал вам этот опыт?
- Работа в БДТ – это продолжение учебы в театральном институте. Я попал туда в начале 90-х. Я работал с Владиславом Стрежельчиком, Евгением Лебедевым, Кириллом Лавровым, Алисой Фрейндлих, Олегом Басилашвили, Светланой Крючковой. Я наблюдал как существуют великие артисты на сцене. Я играл в одних спектаклях с ними. Я научился относится к профессии очень ответственно.
- Вы три года прожили в Швеции…
- Я пел на самых разных площадках, в том числе в протестанских храмах. Когда сам стал церковным человеком, мне становилось все тяжелее выступать в храмах. Петь в храме светскую музыку считаю не этично. Я просил переносить концерты в разные залы.
- Какие книги повлияли на ваше становление?
- Определяющую роль сыграло «Евангилие». Эта книга вошла в мою жизнь, когда мне был 21 год. Мой любимый писатель Федор Достоевский и все его произведения. Из драматургов – Шекспир, из поэтов – Лермонтов и Пушкин. К счастью, я еще в жизни совершаю много открытий.
- Вы недавно перешагнули возраст Христа. Именно в 33 года, как считают многие психологи, с человеком происходят мистические события…
- Ничего мистического точно не происходило. Во все времена у разных культур 30-летний возраст считается границей между юностью и началом зрелости. После 30 лет человек имел право быть учителем. Именно к этому времени меняется система взглядов, устоев, привычек. Когда господь дает человеку мудрость, это в его власти. Иногда дети мудрее взрослых.
- Каковы составные вашего душевного равновесия?
- Это состояние тихой радости от чудного дня, успешного концерта.
- Были ли у вас в жизни потрясения?
- У меня были потрясения от встреч с людьми. Например, когда я впервые услышал, как поет Сергей Лемешев. Я испытал потрясение, когда впервые прочел у Пушкина «На свете счастья нет, но есть покой и воля…» В театре запомнились игра Элины Быстрицкой в Малом театре, Юрия Яковлева в театре им. Е.Вахтангова. В кино близка эпоха режиссеров итальянского неореализма.
- Как вы относитесь к тем редким исполнителям, которые достойно работают в вашем жанре? Я только вспомню двух, но отличных – Елену Камбурову и Валентину Пономареву…
- С громадным уважением. Особенно люблю творчество Елены Камбуровой. Она находится на тех же жизненных позициях, что и я. Камбурова – мыслитель и очень глубокий человек.
- Как вы относитесь к мнению Достоевского, что артистом может быть только человек с надломленной психикой?
- Я думаю, что любимый мой писатель ошибся. Работая в БДТ с великими артистами Кириллом Лавровым, Евгением Лебедевым, Алисой Фрейндлих я ни разу не замечал у них душевных отклонений.
- Что вы вкладываете в понятие «родина»?
- Для меня это Петербург, где я родился и живу. Этот город обладает способностью постоянной культурной регенерации. Нигде нет такого потрясающего сочетания красоты и благородства, простоты и изящества, мужественности и интеллигентности как в Петербурге.
- Ваши пожелания читателям «ВК».
- Хочу пожелать всем чистой совести и умения любить!
Максим ГРАЧЕВ