Елена_Фёдорова | Дата: Среда, 26.07.2023, 19:06 | Сообщение # 1 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 5705
Статус: Offline
| «Российская газета» - Федеральный выпуск: № 164 (9109)
26.07.2023 12:55 КУЛЬТУРА
Олег Погудин в интервью «РГ» – о силе слова в наши дни
Стефания Данилова
С исполнителем камерной музыки, народным артистом РФ Олегом Погудиным корреспондент «РГ» поговорила о жизни поэзии на сцене, бытии поэта XXI века и о литературном процессе.
Фрагмент концерта-спектакля «Мелодия рассвета» в театре «Приют комедианта» / Вероника Лаптева
Олег Евгеньевич, что бы вы сказали о современной поэзии? Куда она движется? Есть ли у нее шансы на стадионное возрождение?
Олег Погудин: Термин «стадионное возрождение» меня несколько смущает. Я бы не стал связывать пути развития поэзии с тем, читают ли ее на стадионах. Не могу представить на стадионе ни одного поэта «большой четверки»: ни Ахматову, ни Мандельштама, ни Пастернака, ни Цветаеву – а ведь именно они определили пути развития поэзии ХХ века. Так что ничего печального и плачевного я в бытовании современной поэзии не вижу. Вижу в лучших образцах и вкус, и тягу к словотворчеству, и отсылки к античности и серебряному веку, то есть надежный фундамент, на котором строится поэзия.
Как вы думаете, от чего зависит сценический успех поэта?
Олег Погудин: Фраза «сценический успех поэта» тоже вызывает недоумение. Некоторые поэты читают стихи перед аудиторией хорошо, некоторые читают плохо, а некоторые вообще не читают. Но не перестают быть поэтами. Я – актер и могу сказать: поэт и актер – не тождественные виды деятельности. Хочешь «сценического успеха» – иди служить на театре. А успех вообще зависит очень от многих вещей: состояния здоровья, материального благосостояния, поддержки близких... Но! Внешние обстоятельства могут помешать таланту, при этом ни они, ни менеджерские усилия не заставят народ полюбить человека бездарного.
А в чем, по-вашему, секрет успеха Пушкина? И что было бы с ним, реализуй он себя в наши дни?
Олег Погудин: Александр Сергеевич был гений. И это – главное. Но важно еще и то, что он реализовывался именно в той области, в которой был гениален. Условно говоря, не стремился торговать пенькой вместо писания стихов. Есть и еще одна важная вещь: Александр Сергеевич постоянно работал над своими текстами. Посмотрите его черновики. Там, кроме вдохновения, еще и огромный труд. Думаю, в наши дни у него было бы все в порядке.
В чем, на ваш взгляд, современные поэты преуспели более, чем их предшественники, а в чем, наоборот, «сдали назад»?
Олег Погудин: Современному поэту легче выйти к своей аудитории. И это – огромный бонус. Но этот бонус порождает проблему: отсутствие критического отношения к себе. Часто автор выкладывает в Сеть все: и раннее, и позднее, и недоделанное... Это бывает причиной плохой поэтической техники, бедного языка, да и просто неблагозвучных стихов. Но вообще у поэта соперников нет – как говорил Окуджава: «ни на улице и не в судьбе...»
Какую поэтическую книгу вы взяли бы с собой на необитаемый остров?
Олег Погудин: У Робинзона Крузо была Библия. Я бы однозначно взял Евангелие.
Что нужно, чтобы вы превратили стихотворение поэта в песню?
Олег Погудин: Я же не композитор. (Правда, одна моя песня – «Из Петербургской гавани» – довольно известна.) Не скульптор, не художник-баталист. Я – актер и режиссер. В обеих ипостасях я работаю с готовым материалом: с уже написанными песнями, романсами, танго, стихотворениями. Моя художественная позиция и предпочтения проявляются в выборе того, что выношу на сцену.
А по какому принципу приглашаете других в свои спектакли?
Олег Погудин: Наш маленький театрик ТРОП (Театр Романса Олега Погудина) – это, прежде всего, коллектив единомышленников. У меня сложилось прекрасное сотрудничество с тремя моими выпускницами – актрисами Мананой Гогитидзе, Еленой Коробейниковой и Юлией Стожаровой. К ним присоединились молодые, но уже известные актер Данил Можаев и балетмейстер Дмитрий Антипов.
Представьте, что вам сейчас от 18 до 35 и вы пишете стихи. На какие конкурсы, фестивали, премии вы бы обязательно подались?
Олег Погудин: Вы знаете, в возрасте от 18 до 35 я был (и остаюсь сейчас) актером. А это гораздо более публичная профессия, чем поэт. Но мои учителя научили меня, что цель творчества – самоотдача. И я никуда не «подавался». Что не помешало многим достойным людям выдвинуть меня и на молодежную премию «Триумф», и на премию Виктора Розова, и на Царскосельскую премию. Скорее всего, и сейчас никуда не стал бы подаваться.
Во Всемирный день поэзии вы были награждены Всероссийской премией имени Андрея Дементьева в номинации «За вклад в культуру» за создание концертов-спектаклей «Золотой век» и «Серебряный век». Где их можно увидеть?
Олег Погудин: Этим летом мы уже показали «Золотой век» в Царском Селе и Спасском-Лутовинове, 30 июля покажем версию «Золотой век. Лермонтов» в Тарханах – одном из любимых мест Андрея Дмитриевича. Что касается «Серебряного века», то его премьера состоялась 22 декабря 2018 года, после этого мы показали этот концерт-спектакль в 40 городах России, в Минске и Берлине, а вот теперь, 14 марта 2024 года, на сцене БКЗ «Октябрьский» зрителей ждет его обновленная версия, практически вторая премьера. В 2024 году спектакли «Серебряный век» и «Ар-деко» пройдут подряд 14 и 15 марта.
Д.Можаев, Е.Сергеева, О.Шилова, О.Погудин. Фрагмент концерта-спектакля «Золотой век» в Царском Селе. Фото В.Татариновича
Какой награды для артистов, на ваш взгляд, сейчас не хватает?
Олег Погудин: Если помечтать, наверное, хотел бы видеть в театре премию имени Вертинского – за создание уникального художественного образа.
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №164(9109) https://rg.ru/2023/07/26/poezii-stadiony-ne-vazhny.html
|
|
| |