ВНИМАНИЕ! Домен elegos.ru закрыт. Наш сайт перенаправлен на адрес
https://oleg-pogudin.elegos.su (изменение в адресе .RU на .SU). Потребуется заново авторизоваться. При проблемах пишите на e-mail администрации infolab@list.ru
Новые сообщения · Оглавление форума · Участники · Правила форума · Поиск ·
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Юрий_Ермолаев, Елена_Фёдорова, Татьяна_Соловьёва  
О ТАЙНЕ ПОПУЛЯРНОСТИ РУССКОГО РОМАНСА
Наталья_КДата: Четверг, 24.06.2021, 20:56 | Сообщение # 1
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 2256
Статус: Offline
22.06.2021

НАРОДНЫЙ АРТИСТ РОССИИ ОЛЕГ ПОГУДИН
О ТАЙНЕ ПОПУЛЯРНОСТИ РУССКОГО РОМАНСА


В репертуаре народного артиста России Олега Погудина более 500 произведений и множество тематических программ. В настоящее время он - единственный певец с таким всеобъемлющим романсовым репертуаром: он исполняет романсы, созданные в нашей стране на протяжении почти полутора столетий: с начала девятнадцатого века до второй половины века двадцатого.

Погудин сумел в наше время вывести русский классический романс на большие концертные площадки и одновременно сделал романс городской академическим жанром, превратив то, что было любимо Рахманиновым и Блоком, в достояние современной культуры и напомнив, что эти простые "песенки" спасли великую традицию русской литературы, все время обращавшейся к человеческому сердцу и лучшему в нем. Артиста справедливо называют одним главных хранителей русского романса и наш разговор мы начнем с вопроса о том, почему этот, на первый взгляд, скромный жанр так популярен уже почти 200 лет.



- Так потому и популярен, что скромный, сдержанный, доступный для домашнего исполнения… Это не концерт для восьми арф, струнной группы и органа… Но – нельзя все измерять количеством, масштабом и размахом, а то можно прийти к выводу, что, к примеру, романы Боборыкина значительнее стихов Ахматовой.

Романс – это всегда разговор человека с человеком, то есть то, что нам необходимо. Цитата про «роскошь человеческого общения» уже затаскана, но она правдива.

К тому же, романс при всей скромности и сдержанности все время говорит о больших темах. О вечных темах. О любви, верности, надежде, разлуке, жизни и смерти.

Романс с одной стороны скромен и сдержан, там не найдешь супер откровенных текстов, как в поп-культуре, но с другой, оперируя символами (как и положено жанру, сложившемуся в Серебряном веке), он говорит о том, что важно для каждого.

– То есть каждый может сказать «это про меня»?

Про меня, про мою семью, про семейную историю, про время. Я только вернулся из первого постпандемийного гастрольного тура и вновь увидел, как люди принимают романсовые программы. Вы думаете это благоговейная филармоническая тишина? Как бы не так: зрители вскакивают с мест, кричат «браво», накал страстей даже не как на рок-концерте, а как на футболе. «Ямщик не гони лошадей», «Все, что было», «Невечернюю» мы исполняли под непрекращающуюся овацию. Потому что это близко, это трогает, это глубоко, мощно и доступно одновременно.



- А нет ли опасности для исполнителя в этой кажущейся доступности?

- Есть и еще какая. Начну с того, что, хотя городской романс обычно вокально доступен, это не значит, что его профессиональное исполнение не требует специального образования. Потом вспомните Пастернака: у него «неслыханная простота» - следствие «опыта больших поэтов». Это не простоватость. И исполнителю надо помнить, что за этим жанром – огромный культурный пласт, что обязывает исполнителя обладать значительным культурным багажом.

- Вы включаете романсы в состав достаточно сложных концертов-спектаклей…

Совершенно верно. И они там прекрасно себя чувствуют. Романс удивительно гибкий жанр, он не агрессивен по своей сути, то есть допускает соседство с разными жанрами в одной программе, глубоко включен в культурный контекст, поэтому дает огромные возможности для работы.

Вот, например, еще более 20 лет назад мы сделали программу «Песни любви», опирающуюся на русский романс. Программа полюбилась зрителям, в 2013 году ее записал канал «Культура» и по ТВ ее много раз показывали. А в этом году мы решили включить туда два танцевальных номера - два танго. И это вызвало радость у публики, и смотрелось абсолютно органично. «Публика смогла полностью погрузиться в атмосферу ар-деко или же оказаться на съемочной площадке фильма о том времени, и встретила это с восторгом, как, собственно, и весь концерт», - написали СМИ.

Кстати, и «Трагический тенор эпохи» практически весь был построен на романсе. С «Трагическим тенором» вообще было удивительно. Некоторым даже пришлось объяснять, что это не я «трагический тенор» (а многие потом даже стали использовать это определение в анонсах), а слова Ахматовой о Блоке.

В «Серебряном веке» романс тоже был абсолютно естественен «в компании» дуэтов, арий из опер и балетных номеров.

А в программе «В гостях у Чайковского» было 11 романсов Чайковского и 5, я бы сказал, сопутствующих ему. И, мне кажется, что это соседство было очень органично.



- Давайте поговорим о стихах. В свои новые программы Вы часто включаете стихи поэтов Серебряного века. Почему?

- Да, это так. В «Серебряном веке» звучит Гумилев, в программе, посвященной Чайковскому, мы читали Северянина, Адамовича и Пастернака, в наших онлайн-концертах звучали уже и стихи, и проза, как было в программе «Вертинский+. Литературное кабаре».

Александр Николаевич Вертинский говорил: «Я выхожу на сцену как поэт». Мне хочется вслед за ним сказать то же самое. Да, я певец, но я выхожу на сцену как автор, как поэт, потому поэтическое слово для наших спектаклей так же важно, как романсовое.

Кстати, теперь я могу говорить об этом с полным правом. В посвященном греческой песне спектакле «Мелодия рассвета», который мы играем в Москве в театре Камбуровой, а в Санкт-Петербурге в «Приюте комедианта», моя роль в программке так и называется «поэт».

- А кроме того Вы сделали для спектакля поэтические переложения греческих песен...

- И я бы сказал, что это был полезный опыт, но специалисты по рекламе уже научили меня, что так можно говорить, только если не было реального успеха. А у нас успех, у нас аншлаги, билеты продаются за считанные часы. Вот не буду сам себя хвалить, процитирую фрагмент из передачи на «Радио Москвы»: «Спектакль, поставленный на, казалось бы, далеком от нас материале, на материале непростом – там есть и Блок, и Кавафис в переводе Бродского - волею его создателя оказался спектаклем про нас. Он про любовь, детство, бедность, надежду, встречу и разлуку…И как не потянуться душой к такому спектаклю, потому что там все правда и все любовь во всех ее смыслах». Мне этот отзыв был очень приятен, потому что в нем то, что я сам все время говорю о русском романсе и своей работе.

- Положительные отзывы всегда приятны, а как вы относитесь к критике?

- Если мы зайдем в википедию, то увидим, что слово «критика» происходит от греческого κριτική τέχνη «искусство разбирать, суждение». И к профессиональной критике я отношусь очень хорошо, больше того, считаю её совершенно необходимой. Вариться в собственном соку нельзя. Очень нужно, чтобы были люди, которые могут что-то подсказать, что-то скорректировать. А вот то, что часто называют критикой «народные искусствоведы», я просто не воспринимаю.

И тут дело даже не в том, что у профессионального критика есть образование, а у того, кто пишет в группах в соцсетях – нет. Не будем снобами. Дело в другом.

У реального критика есть реальное имя. Ему можно ответить, с ним можно полемизировать, и для него профессионализм, ответственность и репутация не отвлечённые понятия, поэтому в идеале мы становимся сотрудниками, и это сотрудничество может быть очень полезным. В случае отсутствия профессиональной ответственности, «критиков» лучше всего игнорировать.

Вот, в «романтические» времена отношения деятелей культуры и любителей порассуждать об их деятельности приобретали порой трагикомический характер. К примеру, в Серебряном веке Виктор Буренин, журналист газеты «Новое время», долго доводил неугодных ему писателей и артистов теми способами, которое, как писали тогда, «в академических выражениях не могут быть охарактеризованы». А Дягилев не стал вступать с ним в полемику. Он приехал к Буренину домой и отхлестал его по физиономии своим знаменитым цилиндром. Конечно, так поступать не стоит, но и об ответственности за публично высказанные суждения забывать не следует. Так что повторюсь: любой артист рад встретить профессионального и ответственного критика.



- Что бы вы посоветовали начинающим «романсистам»?

- Больше читать! Романс идет от слова. Это - во-первых. Я вот наблюдаю, к примеру, «романсистов», которые поют «расстелился широко белым саваном искристый снег» с довольной и сытой улыбкой, приплясывая и подмигивая, и думаю: а они вообще понимают, что такое саван?

Во-вторых, в отличие от театрального актера или оперного певца, с которым работают режиссер, костюмер, гример, с которым проходят материал, камерный певец чаще всего работает самостоятельно. В этом много плюсов, но много и опасностей. Особенно в контексте того, о чем мы уже говорили. Профессионального внимания к этому жанру мало, а непрофессионального много. К тому же он востребован, то есть сборы всегда будут. И возникает искушение работать поменьше, тусоваться побольше…А на самом деле в нашей работе очень важна саморефлексия, трезвая самооценка и культурный багаж.

В-третьих, очень важно ориентироваться в таких понятиях, как «стиль» и «жанр». Это все не пустое теоретизирование, а вещи, очень важные для деятельности.

Стиль - это инструмент для создания художественных образов, он предполагает художественное переживание и отражение исторического времени. И того, когда произведение было создано, и когда было исполнено.

В этом смысле прекрасный пример создание – я не боюсь этого слова - Владимиром Сабининым романса «Гори, гори, моя звезда». Понятно, что Булахов и Чуевский написали и музыку, и слова намного раньше, но Сабинин, пережив лично опыт Первой мировой – а он был ее участником, черным гусаром, – сделал его другим.

И поэтому, когда я говорю, что романс – недопетая песня Серебряного века, это накладывает на меня и стилистические ограничения (нежелательно использовать ударные в аранжировке, нельзя синтезатор), но тут же дает огромное количество возможностей, подсказывает свои решения. И в костюме, и в манере.

Например, как, кстати, написал один из критиков, костюм Пьеро в ранних выступлениях Вертинского и его фрак, надетый после 1917 года - это мундир. Это знак, говорящий: "Я - артист".

Пенсне Чехова, Георгиевский крест Гумилева, фрак Вертинского - это знаки той великой культуры, для которой в больших ли романах или в маленьких печальных песенках важнее всего два высказывания: "Я - брат твой" и "В мой жестокий век восславил я свободу". И если мы определяем романс как песню Серебряного века, мы в поле этой великой культуры и работаем. Это дисциплинирует. И очень помогает.

К тому же восприятие романса или чего-либо еще, как малого или маргинального жанра, и позволяет вести себя маргинально. Появляется панибратство, заигрывание со слушателем, пошлость. Но это жанр другой – в нем когда-то блистали артисты Сурин-Арсиков, Айдаров и Убейко, обычно одетые в «гороховый» сюртук и клетчатые панталоны. Они пели куплеты, танцевали кекуок, матчиш и «танго смерти».

В этом году исполнилось 90 лет Москонцерту. С ним сотрудничали Изабелла Юрьева, Тамара Церетели, Клавдия Шульженко… Для многих исполнителей романсов в тридцатые годы, когда жанр был фактически запрещен, эта работа в Москонцерте была убежищем, спасением. Но если не читать об этом, если не знать историю известных романсов, биографии исполнителей, то вряд ли получится на уже известном материале создать что-то свое.

И я опять повторюсь, для успеха в профессии нужно больше читать, нужно быть любопытным, нужно не стесняться спрашивать, не бояться удивляться.



- А когда ваш ближайший романсовый концерт в Москве?

Девятого сентября мы открываем сезон программой «Романс» в Зале Церковных соборов Храма Христа Спасителя. Это во многом символичное место. Мы в воссозданном храме, на месте того, который был разрушен при советском режиме, будем исполнять произведения того жанра, который в советские годы был запрещен, выжил и вновь стал суперпопулярным. Вот уж воистину «рукописи не горят».

А 22 декабря, в мой день рождения, у нас премьера в ГКД. «Золотой век»: Пушкин, Лермонтов, Глинка, Чайковский. Романсы, дуэты, балет.

В этом году мы отмечаем юбилей Федора Михайловича Достоевского. Планируя наш «Золотой век», я много думал о том, что его речь на открытии памятника Пушкину – это некий рубеж – водораздел между Золотым веком русской культуры и Серебряным.

А дальше, говоря словами Пушкина, бывают странные сближенья: скульптору Меркурову для памятника Достоевскому позировал Александр Вертинский, с творчеством которого я связан уже более тридцати лет.

И закономерно, что в чем-то «Золотой век» - продолжение и развитие того, что было заложено в программе «Серебряный век». Мне близки слова Ольги Седаковой о том, что «дней Александровых прекрасное начало» и Серебряный век - проталины на морозе российской истории.

Золотой век – это Пушкин, Лермонтов, Глинка, Чайковский, Варламов, Гурилев, Монферран, Фет, Тютчев, Брюллов, Тропинин, Кипренский, Татьяна, Герман, Ленский, Онегин и Печорин, унылая пора, очей очарованье, гений чистой красоты, парус в тумане моря и ангел, летящий по небу полуночи...Это - целый мир, войдя в который, мы сможем соприкоснуться с гармонией, чистотой и светом.

«Дай нам руку в непогоду», - обращался сто лет назад Александр Блок к Пушкину.

Ты, солнце святое, гори!

Как эта лампада бледнеет

Пред ясным восходом зари,

Так ложная мудрость мерцает и тлеет

Пред солнцем бессмертным ума.

Да здравствует солнце, да скроется тьма! - вот девиз Золотого века. Поэтому нам сейчас так нужно обращение к нему.



Беседовал Павел Воронцов.
фото предоставлены ГБУК «Москонцерт»

https://www.muzklondike.ru/announc/483

22.06.2021
Прикрепления: 1039173.jpg (70.0 Kb) · 7979038.jpg (40.4 Kb) · 4410072.jpg (91.9 Kb) · 6363572.jpg (66.8 Kb) · 1687807.jpg (40.7 Kb) · 1706245.jpg (176.0 Kb)


"каждый выбирает для себя тот голос, который скажет вдруг «ему, и никому другому» что-то неотвратимо важное для его личного бытия". (Ким Смирнов)
 
Наталья_КДата: Воскресенье, 04.07.2021, 18:06 | Сообщение # 2
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 2256
Статус: Offline
Цитата Наталья_К ()
как люди принимают романсовые программы. Вы думаете это благоговейная филармоническая тишина? Как бы не так: зрители вскакивают с мест, кричат «браво», накал страстей даже не как на рок-концерте, а как на футболе. «Ямщик не гони лошадей», «Все, что было», «Невечернюю» мы исполняли под непрекращающуюся овацию.


Вот даже не подозревала, что атмосферу концертов, тем более романсовых (!), Олега Погудина возможно сравнивать с атмосферой рок-концертов, а тем более футбольных матчей! Да, кричат "браво!", встают (не вскакивают в процессе концерта) и устраивают овацию - но не при исполнении, а по окончании исполнения. Может быть, на гастролях и устраивают непрекращающуюся овацию во время исполнения романсов, может быть, там не так трепетно относятся к нюансам, акцентам, оттенкам, краскам, на которые так богато творчество нашего любимого певца, может быть там важнее ритмы, возможности подпевать солисту, не знаю, что еще. Но в отзывах с гастролей не встретилось ни разу такого описания концертов. А в питерских и московских залах на протяжении многих лет, когда поет Олег Погудин, стоит именно благоговейная тишина (КАК ЕГО СЛУШАЮТ!!! - восхищаются иногда), зрители именно вслушиваются в настроение, чувство, сопереживают, а потом зачастую и пишут о новом восприятии, о новых трактовках. Почему-то нам все это важно. Более того, часто при попытках публики в некоторых случаях задать ритм аплодисментами сам певец останавливает жестом эти попытки. Может быть, я неправа, любые впечатления субъективны.


"каждый выбирает для себя тот голос, который скажет вдруг «ему, и никому другому» что-то неотвратимо важное для его личного бытия". (Ким Смирнов)
 
Марго_1990Дата: Понедельник, 05.07.2021, 10:53 | Сообщение # 3
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 88
Статус: Offline
Такой тишины, кода артист исполнял "Как служил солдат" в зале ростовской филармонии, да и вообще, во время всего концерта, я не слышала даже при исполнении реквиема Верди, или пасхального концерта в музыкальном театре. Потом были просто оглушительные аплодисменты, но была пауза - как перед бурей. Это не передать словами, как слушал зал Артиста вообще. Это провинция, Ростов-на-Дону, звучала программа "Трагический тенор эпохи".

С уважением, Маргарита Свиренко

Сообщение отредактировал Марго_1990 - Понедельник, 05.07.2021, 11:04
 
Нина_ДановаДата: Вторник, 06.07.2021, 09:36 | Сообщение # 4
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 1117
Статус: Offline
Наташа, меня тоже очень удивило сравнение атмосферы романсовых концертов Олега Погудина с футбольными и прочими страстями, я подумала, что кто-то что-то перепутал, поэтому сразу вспомнила, как на одной из встреч со своими зрителями Олег Евгеньевич, размышляя о журналистской этике, посетовал на то, что в его практике бывали случи, когда в некоторых опубликованных интервью он и слов-то своих не узнавал.
Мне довелось бывать на его концертах и в Мурманске, и в Астрахани, и в Тюмени, и в Брянске , и в других городах и всегда и во всех залах - благоговейная тишина и горячие, восхищённые, благодарные аплодисменты!

Основа творчества Олега Погудина - духовность и Царскосельская премия вручена ему "за постижение души русского романса"!
Я навсегда запомнила слова, сказанные зрительницей после концерта Олега Евгеньевича в Волгограде,- "мне его благодати теперь надолго хватит".

И ещё из впечатлений "непрофессионалов", которые и заполняют зрительные залы, - "...в своих интервью Олег не раз говорил о том, что для него не составляет труда говорить языком романса - потому что это его язык", "...при всей любви и погружении артиста в мир старинных романсов, особенно ценно то, что Олег придаёт им такую зримую современность, будто они рождаются и живут вот здесь и сейчас".


Старый актовый зал наш в электрическом свете...(из студенческой песни)

Сообщение отредактировал Нина_Данова - Вторник, 06.07.2021, 11:01
 
Тамара_КапунинаДата: Вторник, 06.07.2021, 14:22 | Сообщение # 5
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 79
Статус: Offline
Не верю и сожалею, что Олегу Евгеньевичу приписывают такое интервью, в части отношения к критике, к публике и реакции публики, которое не мог дать наш глубокоуважаемый Маэстро! Зная, как он относится к зрителям и как они благоговейно, можно сказать "не дыша", воспринимают и откликаются на все доброе и позитивное, что передается со сцены, как он благодарит за аплодисменты, как во время концертов возникает необыкновенная атмосфера единения зрителей и исполнителей! Такой верной любви и безграничного восхищения очарованной мастерством, и оркестра, и солиста, публики, я не знаю! Овации зала на концертах Олега Евгеньевича это - выражение глубокого восхищения талантом, мастерством, профессионализмом артистов, и сравнивать их с неуправляемым "гвалтом" футбольных болельщиков.. ?! Даже при бурных аплодисментах, овациях, чуткая, восторженная публика откликается на реакцию на сцене- прерывает или продолжает... Зрители благодарны за прекрасный вечер, за замечательное настроение, за праздник-встречи с настоящим искусством!
Каждый раз, уходя с концерта, люди уносят частичку тепла, добра, любви, света, которыми поделились с ними артисты! Успеха Вам и Вашему замечательному оркестру, Олег Евгеньевич! Пусть Вас окружают преданные друзья и поклонники!


С уважением Капунина Т. С.

Сообщение отредактировал Тамара_Капунина - Вторник, 06.07.2021, 15:05
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Сегодня здесь были:  | Стелла
Самые активные:  | Елена_Фёдорова | Наталья_К | Маргарита | Вера_Александровна | Ада | Инна_И | Нина_Данова | НинаПодгорнова | Наталья_С | Татьяна_Соловьёва
Новые участники:  | scoreapyfreence | Evgeniakana | Наталья_Гончарова | Мариша | Маятская_Светлана | Romma | Василий_Рузаков | Елена_З | Мария_Егоровa | Владимир_
 
Мини-чат
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные участники
 
Copyright © Юрий Ермолаев. Арт-студия журнала «Русская элегия». 2008, 2024Используются технологии uCoz