Российская газета 18.09.2019. "Вальс Ахматовой и Блока"
| |
Нина_Данова | Дата: Среда, 18.09.2019, 22:13 | Сообщение # 1 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 1117
Статус: Offline
| Российская газета - Федеральный выпуск № 210 (7968)
18.09.2019 19:25 Рубрика: Культура
Вальс Ахматовой и Блока
Олег Погудин представит новую программу "Трагический тенор эпохи"
Текст: Александр Алексеев
Хорошему артисту всегда всего мало: и нынешнего успеха, и любимых песен. Ему постоянно хочется сделать еще что-то новое, интересное и не равнодушное, то, чем он прежде пока не занимался. Но именно это и отличает талантливого, творческого человека от ремесленника, которому сцена нужна в первую очередь для заработка и славы… В четверг, 19 сентября, Олег Погудин будет открывать свой концертный сезон программой "Трагический тенор эпохи". Сложно сказать, чего в ней теперь больше: замечательных романсов, театрального нерва и стилистики моно-спектакля или литературных, увлекательных рассказов-историй о знаменитых и любимых нами исполнителях ХХ века.
Олег Погудин: Артист всегда в обычном мире в гостях, зато на сцене - дома. Фото: РИА Новости
Накануне, вернувшись с очередных зарубежных гастролей, народный артист России ответил на вопросы обозревателя "РГ".
Отчего вы решили назвать программу, в которой так много прекрасных вальсов и романсов ХХ века, мрачновато? Или именно на долю теноров по неминуемому року судьбы всегда выпадало особенно много несчастий и неудач, о которых многие из нас даже не знали?
Олег Погудин: Названием программы "Трагический тенор эпохи" стали слова Анны Ахматовой об Александре Блоке. Он, как известно, певцом не был. Но музыку любил - ходил в оперу и на концерты, ездил слушать цыганский хор, собирал романсы и записывал их в отдельную тетрадку, хотя сам не пел. Однако Ахматова назвала "трагическим тенором эпохи" именно Александра Блока.
Не "голосом" - это слово уместилось бы в размер строки - а именно тенором. То есть голосом певческим, голосом, передающим музыку. А музыка всю жизнь была для Ахматовой и стимулом к творчеству, и убежищем, и утешением… Но в нашем спектакле три главных героя: Александр Вертинский, Петр Лещенко и Юрий Морфесси. Они были очень разные, эти бродяги и артисты. Их отношения между собой были весьма негладкими, да и жизнь тоже была негладкой. Но общим было одно - их дар. Тот дар, который ведет, а иногда и тащит артиста по жизни, который не переложишь на другие плечи, не передашь. Тот дар, из-за которого артист всегда в обычном мире в гостях, зато на сцене - дома. Тот дар, благодаря которому, каждый из них мог сказать: "Гул затих. Я вышел на подмостки..." Так что "Трагический тенор эпохи" это концерт-спектакль о судьбе и месте артиста в мире. А еще в этой программе мы говорим о людях, каждый из которых мог бы сказать:
"Век мой, зверь мой, кто сумеет Заглянуть в твои зрачки И своею кровью склеит Двух столетий позвонки".
То есть она о людях, которые жили в сложную и трагическую эпоху, которая только недавно стала историей.
По вокальному диапазону вы тоже - тенор. А можете ли считать себя счастливым человеком и есть ли у вас правила жизни, которым стараетесь следовать, чтобы слово "трагический" к вам самому никогда не относилось?
Олег Погудин: Искусство - это не набор советов и не психологический тренинг. Это репрезентация опыта личного переживания и осмысления жизни. Катарсическая функция у искусства несомненно есть, но соединять ее с дидактической и учить - бесполезное занятие. Восприятие любого явления в искусстве субъективно и индивидуально, а школа - явление массовое. А насчет того, чтобы научить самого себя... Бродский писал, что каждое честно написанное стихотворение изменяет автора. Так что, да - творческая деятельность учит, как собственно и любой честный осмысленный труд.
Для этой программы вам пришлось много сидеть в библиотеках или вы заказали сценарий специалисту и стремились прежде всего реализовать себя не только как певец, но снова и как актер? Благо учились этой профессии в Ленинградском институте кинематографии, театра и музыки.
Олег Погудин: Первую программу, посвященную Александру Вертинскому, я сделал 30 лет назад. Так что я позволю себе нескромное заявление - я давно в теме. Если бы у моей программы были другие автор сценария и режиссер, они бы были указаны. Я не пою под фонограмму и не использую чужой труд без упоминания автора. А в сочинительстве музыки дебютировал 25 лет назад, исполнением собственного романса "Из петербургской гавани"…
Кстати, о педагогике. Скоро день Учителя. Помните ли вы своих первых еще школьных педагогов, и если бы вам предложили провести в этот день урок, то какую тему вы выбрали бы первой?
Олег Погудин: Первых учителей я, конечно, помню, и отношусь к ним с огромной благодарностью. А вот становиться педагогом на день мне не надо, я восемь лет преподавал в родном вузе, выпустил два курса.
На сцене вы всегда одеты очень торжественно и с большим уважением к зрителям. Фрак или смокинг, галстук или бабочка - так, как принято в академической музыке. А есть ли программа или ситуация, при которой вы решите, что уместнее выйти на сцену в джинсах и майке? И как влияет, по вашему мнению, одежда на самого артиста и на аудиторию, которая находится в зале?
Олег Погудин: Вы задали очень интересный вопрос. Еще в восемнадцатом веке, когда начал формироваться привычный нам театр, актеров учили, что их мимика и пластика должны идти "от пиесы", то есть от текста. И костюм тоже шился "от пиесы" - злодею один, герою-любовнику другой. Все мои концертные программы построены по театральным законам - там нет конферанса, там театральный свет. И мой костюм работает на образ моего лирического героя. А романс - это тот жанр, в котором очень важен текст, так же как и в песнях Вертинского или Окуджавы. Я выхожу на сцену как поэт и далеко не всегда во фраке или смокинге, часто просто в обычном костюме и даже в рубашке без галстука, как в программах "Любовь останется" или "Песни Булата Окуджавы". Сам по себе костюм - сложная система, он взаимодействует с лирическим героем, с залом, с неким визуальным образом программы. И тут опять же важно соблюсти законы жанра. Точно так же как в опере в до-мажоре не умирают, на камерной сцене не поют романсов Чайковского в красной рубашке. И романс, и камерная вокальная лирика в целом выхода на сцену в джинсах и майке не предполагает. Но вне работы я естественно ношу и джинсы, и футболки.
Вы редкий артист, который избегает тусовок и даже тех сборных концертов, благодаря которым потом покажут на телевизору на всю страну… А есть ли программы от участия в которых вы никогда не откажетесь?
Олег Погудин: Дмитрий Дмитриевич Шостакович сказал когда-то, что он работает для искусства, а не для газеты "Правда". Я работаю не для телевизора, а для своих зрителей. Поэтому стараюсь не отказываться от концертов ко Дню Победы, ко дню города в Санкт-Петербурге. А про телевидение - в первую очередь, мы участвуем по мере сил в культурном строительстве в нашем Отечестве, а потом уже в выступлениях на разных каналах. Да и вообще лучший промоушн - мнение зрителей. А лучший способ достижения успеха - профессионализм и самоотдача.
Телевидению и радио приходится слышать немало упреков от артистов за то, что поддерживают модные жанры и светские мероприятия больше, чем качественную музыку, в частности классику. Вы тоже так считаете?
Олег Погудин: Я часто читаю упреки в адрес СМИ, но не всегда они кажутся мне обоснованными. А как же люди жили до радио и телевидения? И сохранили нам огромное, галактических размеров классическое наследие. А ведь Гомера, как говорил Мандельштам, не печатали. Радио не было, а Вергилий выжил. И Торквато Тассо. Классика есть, она доступна, книги всегда в свободной продаже, в электронном виде. И на электронный архив РГБ может подписаться любой, есть концерты, выставки, бесплатные (подчеркиваю - бесплатные) лекции. Есть передачи на канале "Культура", трансляции опер, передачи по радио... Так что каждый выбирает для себя, и телевидение и радио тут ни при чем.
https://rg.ru/2019....ma.html
Старый актовый зал наш в электрическом свете...(из студенческой песни)
Сообщение отредактировал Нина_Данова - Четверг, 19.09.2019, 00:08 |
|
| |
Валерия | Дата: Четверг, 19.09.2019, 01:03 | Сообщение # 2 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 612
Статус: Offline
|
Не много ль я хочу, всему давая цену, ...
Сообщение отредактировал Валерия - Четверг, 19.09.2019, 01:07 |
|
| |
Ольга_Москва | Дата: Четверг, 19.09.2019, 15:51 | Сообщение # 3 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 180
Статус: Offline
| Уважаемые форумчане! Может, не стОит так доверчиво относиться к тому, что публикуют СМИ?
Ну обсуждали же уже как-то материал, в котором Олегу Погудину приписывались слова, которых он не говорил.
Некоторые абзацы в опубликованном выше интервью, уже были вот в этом материале "другого автора" (выделила жирным шрифтом).
https://moscultura.livejournal.com/1132932.html
"Трагический тенор эпохи
Опубликовано пн, 09/09/2019 - 08:09 пользователем Михаил Брацило
Александр Блок не умел петь, о чем очень сожалел. Музыку любил - ходил в оперу и на концерты, ездил слушать цыганский хор, собирал романсы и записывал их в отдельную тетрадку, но не пел.
Однако именно его Ахматова назвала "трагическим тенором эпохи". Не "голосом" - слово уместилось бы в размер строки - а именно тенором, то есть голосом певческим, голосом, передающим музыку. А музыка всю жизнь была для Ахматовой и стимулом к творчеству, и убежищем, и утешением. Недаром в стихотворении, посвященном Шостаковичу, она напишет:
В ней что-то чудотворное горит, И на глазах ее края гранятся. Она одна со мною говорит, Когда другие подойти боятся. Когда последний друг отвел глаза, Она была со мной одна в могиле И пела словно первая гроза Иль будто все цветы заговорили.
И "трагический тенор эпохи" для Ахматовой - это человек, выражающий суть времени языком творчества.
Александр Вертинский всю жизнь писал стихи и сокрушался, что не такие хорошие, как Блок или Ахматова. И страдал от того что голос у него не такой как у Шаляпина или Собинова.
Петр Лещенко тоже писал стихи, некоторые такие, что лучше бы не писал. И это понятно - бОльшую часть своей жизни он прожил там, где на русском языке говорили далеко не все. Но пел как птица, пел, как дышал, и перестал дышать, когда не смог петь.
Юрий Морфесси родился в Афинах, умер в Париже, и был назван Шаляпиным "Баяном русской песни".
Они были очень разные, эти бродяги и артисты. Их отношения между собой были весьма негладкими, да и жизнь тоже была негладкой. Но общим было одно - их дар. Тот дар, который ведет, а иногда и тащит артиста по жизни, который не переложишь на другие плечи, не передашь. Тот дар, из-за которого, артист всегда в обычном мире в гостях, зато на сцене - дома. Тот дар, благодаря которому, каждый из них мог сказать: "Гул затих. Я вышел на подмостки..."
И "жизнь прожить - не поле перейти", - это тоже про них.
Об этом концерт-спектакль народного артиста России Олега Погудина "Трагический тенор эпохи".
19 сентября в концертном зале "Градский-холл".
Билеты можно приобрести на сайте: https://gradskyhall.ru/ "
Печально все это. ((
P.S. Хм. Оказывается этот анонс был еще раньше (26.08.2019) опубликован вот здесь http://russcult.ru/article....bHYayeI , а Михаил Брацило перенес его, видимо, к себе в ЖЖ
Сообщение отредактировал Ольга_Москва - Четверг, 19.09.2019, 17:32 |
|
| |
Наталья_К | Дата: Четверг, 19.09.2019, 20:31 | Сообщение # 4 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 2256
Статус: Offline
| Очень интересно сообщение автора интервью:
"Сложно сказать, чего в ней теперь больше: замечательных романсов, театрального нерва и стилистики моно-спектакля или литературных, увлекательных рассказов-историй о знаменитых и любимых нами исполнителях ХХ века."
Первоначально программа была чисто вокально-инструментальной. А теперь дополнится литературными рассказами? Маэстро поделился с автором сценарием совсем новой программы? Будем ждать с нетерпением впечатлений.
"каждый выбирает для себя тот голос, который скажет вдруг «ему, и никому другому» что-то неотвратимо важное для его личного бытия". (Ким Смирнов)
Сообщение отредактировал Наталья_К - Четверг, 19.09.2019, 20:35 |
|
| |
|