Елена_Фёдорова | Дата: Пятница, 25.08.2017, 01:26 | Сообщение # 1 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 5667
Статус: Offline
| ИЗВЕСТИЯ iZ
Олег Погудин: «Розы и шипы — часть нашей профессии»
Народный артист России — о превратностях эстрадного пути, выступлениях на ТВ и отличиях городского романса от классического
24 августа 2017, 00:01
Светлана Мазурова
24 августа «серебряный голос России» Олег Погудин исполнит на концерте в петербургской Капелле программу «Чайковский. Романсы». Корреспондент «Известий» встретилась с народным артистом и расспросила его о пути к славе, отношении к поп-звездам и творческих планах.
— Что ожидает публику на вашем концерте в Капелле?
— Год назад я впервые исполнил программу «Чайковский. Романсы» в Центре оперного пения Галины Вишневской в Москве. Для концерта в Петербурге я подготовил еще несколько романсов, кроме тех, что пел в Москве. Это важный для меня опыт, драгоценная работа: соприкосновение с великой музыкой российского гения, моего любимого русского композитора, и счастливая возможность отважиться войти в границы по-настоящему академического жанра.
— Сейчас вы готовите еще одну программу, которую вскоре тоже представите в Северной столице. Чему она посвящена?
— Городскому романсу. Материал любимый, достаточно комфортный и, наверное, идеальный для меня как исполнителя. В отечественной музыке нет другого жанра, в котором настолько убедительно, просто и красиво можно говорить о любви. В нем невероятно счастливое сочетание красоты и доступности.
Когда я исполняю классический русский романс, то восхищаюсь потрясающей красотой музыки, но соответствовать ей в достаточной степени — тяжелый труд. А городской романс — это область эмоционального упоения, где мне всё понятно и подвластно, но всякий раз это дарит восторг и наслаждение, которыми я обязан в той же мере одарить публику.
— У вас большой репертуар — более 500 произведений. Как он прирастает сегодня? По вкусу?
— Сейчас — по вкусу, конечно, все-таки за плечами 30 лет концертной деятельности. Тут два пути: либо песня восхитила и стала необходимой, либо нужно добрать материал для какой-то программы.
— Сегодня многие знаменитости любят дуэты, записывают их и исполняют на концертах. Вы не хотите представить дуэт с какой-нибудь звездой?
— Вопрос: для чего? Для краски в концерте? Для упражнения в ансамбле? Есть, конечно, произведения исключительно дуэтные, которые не споешь один. Но иногда знаменитые дуэты переписывали специально для сольного исполнения. Дуэт никогда не являлся для меня самоцелью. Надо понимать, добавит ли тебе это что-то как художнику.
— Правда, что вы стали москвичом, переехали из Петербурга?
— Я много лет живу на гастролях, то есть, переезжаю постоянно. А жилье есть и в Москве, и в Петербурге. Я люблю и уважаю Москву, но не сроднился с ней в том смысле, о котором писал Лермонтов: «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…». Я навсегда останусь петербуржцем, уверенным, что «на земле была одна столица, всё другое — просто города» (Слова Георгия Адамовича о Петербурге. — «Известия»).
Но огромный опыт путешествий истребил во мне известный петербургский снобизм. При всех исторических спорах между Москвой и Петербургом, Господь, думаю, распорядился справедливо: центр нашего Отечества в Москве, этот город определяет, как существует Россия, и по многим присущим ему качествам имеет на это право. Но своего петербургского особенного взгляда на мир, где красота и достоинство — непременные условия существования, я не отдам никогда.
— Петербуржцам нелегко пробиться в Москве, на телевидении? Могу назвать нескольких замечательных певцов — они безвестны, работают потихоньку в своем городе, страна их не знает…
— Пробиться на экраны трудно вообще. Телеканалы занимаются бизнесом, не культурой. Это разные вещи. Популярность и художественная ценность — не всегда синонимы, в наше время часто антонимы, противоположности.
Те, кто попадают на ТВ (неважно, москвичи они или питерцы), становятся заложниками определенных отношений. В том числе талантливые люди, серьезные, достойные артисты. Нет тебя на федеральных каналах — это огорчает. Но, с другой стороны, надо понимать, что присутствие там может уничтожить тебя как артиста, что, кстати, в последние годы мы наблюдали неоднократно. Здесь вопрос приоритета. Хочешь быть серьезным артистом — думай в первую очередь о своем прямом занятии. В моем случае это пение на сцене (в спектакле, концерте), запись альбомов. Если к этому проявит внимание центральный канал ТВ — ура! Нет — значит, нет.
У меня нет снобизма по отношению к деятелям поп-отрасли. Они действительно трудятся в поте лица, на износ, жизнь их нелегкая. Печальное явление нашего времени, когда некоторые персоналии шоу-бизнеса попадают на места, куда не должны попадать: становятся наставниками, судьями, цензорами. Хотя такое происходит не только в эстрадном искусстве. Этому надо сопротивляться, безусловно. Но, как показывает мой личный опыт, сопротивление конструктивное, полезное бывает только тогда, когда ты занимаешься своим делом.
— Как вы покоряли столицу?
— Вообще у нас профессия тяжелая. Постоянное самопожертвование и, как ни горько, абсолютная незащищенность. Особенно если артист выходит на сцену один и его не защищают декорации, партнеры, пьеса. А если еще у тебя лирический материал, как в моем случае, то и сердце должно быть открыто. И розы, которые мы получаем, заслужены. Как и, увы, шипы, о которые мы постоянно укалываемся. Это часть нашей профессии.
Талантливого человека чаще всего не особо любят, и, самое горькое, талантливые люди тоже. Потому что чувствуют в нем конкурента. Так было всегда и со всеми, но что касается артистов, это вопрос не только доходов, но еще популярности, славы, область величайшего накала страстей. Таланту никогда не было и не будет легко, где бы он ни родился. Даже если будут удачными исходные обстоятельства его карьеры — успешная артистическая семья или богатые родители. Тогда можно не думать о хлебе насущном, а сосредоточиться на художественном деле, но все равно будет непросто, будут неодобрение и зависть.
Я никогда не ощущал негативного отношения или каких-то препятствий из-за своего петербургского происхождения. Напротив. Это окутано флером загадочности, все легенды и мифы, правды и неправды, связанные с нашим городом, работают. То, что петербуржцы — люди спокойного, вежливого, северного мягкого темперамента, — это действительно так. То, что Москва другая, — тоже. Как и то, что вся Россия — другая. Поэтому когда ты появляешься, не играя, не рядясь ни в какие одежды, ты интересен. Ты — иной.
В Европе ситуация противоположная. Я очень много путешествую, и, когда общаюсь с европейцами, как правило, собеседники говорят: «Ты русский? Не может быть! Русские так себя не ведут». А петербуржцы ведут себя так в обиходе. Это данность, в которой мы родились, выросли, и, если тебе это близко, то ты обязан это защищать. Иногда это трудно — нужно вести себя сдержанно, это постоянная работа, определенное бремя, но в этом и счастье нашей прекрасной индивидуальности. Я считаю, что Петербург — наиболее комфортное, оптимальное для жизни место в Отечестве, но настоящий успех все-таки приходит в столице.
— Помните свой первый концерт в Москве?
— Я начал выступать в Москве взрослым человеком, состоявшимся артистом. Уже был известен в Петербурге, по всей России, гастролировал в Европе. Люди приезжали на мои концерты с Дальнего Востока. На телевидении вышли несколько фильмов с моим участием. В 1997 году пригласили в Политехнический музей, это был мой первый сольный московский концерт, и он имел оглушительный успех. Потом выступления в столице происходили не реже, чем раз в месяц.
Если Москва полюбит, то совершенно беззаветно: раскрытые объятия, мощная волна обожания, полная самоотдача публики. У меня был громадный репертуар и позиция в искусстве, которые в то время мало у кого были. Уважительное, бережное отношение к русской песне, к песенной традиции XIX – начала XX века. Я имел право на тот успех — и получил его. Другое дело, что уже 20 лет я этот успех сохраняю. Это дорогого стоит. И это очень непросто. Добиться успеха при таланте, трудолюбии и определенных удачных обстоятельствах не так уж сложно, а вот сохранить его гораздо труднее.
Справка «Известий»
Олег Погудин начинал певческую карьеру в качестве солиста Детского хора Ленинградского радио и телевидения. В 1990 году окончил актерский факультет Ленинградского института театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК). С 1991 по 1993 год — актер Большого драматического театра имени Горького. Был ведущим программы «Романтика романса» на канале «Культура». Народный артист России. Член Совета при президенте РФ по культуре и искусству.
https://iz.ru/636187....ofessii
|
|
| |