Олег Погудин: "Я - ПРАВОСЛАВНЫЙ, МЕНЯ ВЕДЕТ БОГ" "Русский собор", 30 августа 1995г.9,
рубрика "Русские лики" (вариант интервью, помещенного в газете "Вести" от 08.08.1995).
Олег Погудин - это имя известно уже многим и многим людям и ценителям русской песни и романса. Певец получил зрительское признание и любовь. Молодого исполнителя отличают высокая культура и художественный вкус, нежелание потрафлять низкопробным запросам и, конечно же, природные данные: хороший лирический баритон и прекрасная манера пения.
- Олег, как Вы пришли к песне и романсу. Вы же драматический актер?
- Да, я закончил Санкт-Петербургский театральный институт в 1990 году. Два с половиной года проработал в АБДТ. А истоки этой любви - они, наверное, от корней. Среди моих родственников - профессиональные певцы. В нашей семье всегда пел и поет отец. А позади у меня - музыкальная школа, детский хор Ленинградского радио и телевидения. Уже тогда пел в Капелле и Филармонии, гастролировал с коллективом по стране и за рубежом. А поскольку в Консерваторию после окончания школы поступить было сложно (16 лет - возраст для постановки голоса не очень подходящий), то я и пошел в театраль-ный. Этот вуз и такие прекрасные педагоги, как А.Н. Куницын и Г.А. Барышева, много мне дали. Но мысль, что я буду петь, никогда меня не оставляла.
- А почему романс, русская песня?
- Думаю, дело в моем внутреннем соответствии этим жанрам. Я - человек православный, верующий, и, наверное, меня ведет Бог. А кроме названных жанров также люблю камерную и классическую музыку, оперу. В свое время много слушал Агафонова, Баянову, Вер-тинского.
- Говоря о русском менталитете, хочется в качестве яркой иллюстрации вспомнить тургеневских "Певцов".Ваше мнение, в чем секрет особого психологизма и энергетики русского искусства?
- Думаю, в высокой духовности. Это идет через генетику, через веру. Ведь мы, русские, одна из самых страдальческих наций. А страдание очищает.
- Но ведь страдает тот, кто мыслит. Истинное искусство затрагивает самые тонкие струны души и сердца. Чтобы сеять "разумное, доброе, вечное", самому творческому человеку надо жить по высоким принципам, не во лжи, нести свет, добро, красоту.
- Согласен. И конечно, тяжело видеть, как многие люди, в том числе и моего поколения, оторваны от духовной почвы. Полно литературы, и в то же время столько хлама! Люди не хотят быть образованными, не читают даже Закон Божий. И так мы лишаемся своей истории, прошлого.
- А что читаете вы? Ваши любимые книги и авторы?
- О современных мне говорить сложнее. Из русских классиков люблю Достоевского, нравится мне "Подросток", "Идиот", "Братья Карамазовы". Перечитываю поэтические про-изведения Алексея Толстого. Из поэтов мог бы назвать Тютчева, Фета, Лермонтова, и, конечно, как всякий русский, возвращаюсь к Пушкину.
- Вы нашли свое призвание, и счастливый, идете этим путем. Ваше пение - гармония, а выходишь за двери концертного зала - и натыкаешься на сплошную дисгармонию. Один телевизор чего стоит!.. Дети и подростки нынче не поют. Они слушают ритм, а смысл - неважен. Как же противостоять этому?
- Сложно, конечно, противостоять. Высокое искусство - это попытка поиска истины, это чисто душевная область. А телевизор, он обманывает нас каждый день. Чужие фильмы, чужая жизнь. Это все плохо. Я много раз бывал за границей и знаю: в сытном, спокойном существовании люди забывают о духовности.
Русское искусство и история - это ведь целая Вселенная! Понять бы это, понять бы на уровне народа! Мы живем сейчас очень сложно и трудно. И в то же время я убежден, что на зло нельзя отвечать злом - получится цепная реакция.
- Вас не возмущает создание целого конвейера звезд модных песенных жанров?
- Не столько возмущает, сколько огорчает. Пошлостью и бесстыдством. И жаль людей, которые все это поглощают. Получается потакание низменным инстинктам. Это печаль-но.
- Ваши жизненные принципы?
- Не делать зла. Выполнять свое предназначение на земле. Жить по христианским заповедям. Есть замечательная фраза: поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой. Это трудно, но я хотел бы так жить.
- Россия нынче - боль, трагедия.
Вы сын своего Отечества. Как же помочь Родине выздороветь?
- Помню, когда в двадцать лет я впервые приехал в Америку, все меня удивляло и восхищало. Но это прошло. И сейчас я воспринимаю мир в философском преломлении. Больную мать еще больше жалеешь. Некоторые люди как бы рождаются с пониманием того, что дороже Родины ничего нет. Я же шел к этому своим путем. И знаю, что, если человек любит Отечество, уважает его историю, культуру, он может помочь своей Родине.
- И в заключение - о "звездной болезни". Вы молоды, талантливы и известны. Как реагируете на популярность?
- Каждому человеку нужна любовь, это естественно. Зрительское внимание и признание, конечно же, придают новые силы и рождают вдохновение. Но, по-моему, настоящие, глубокие чувства - негромки. Я ощущаю определенные неудобства, когда начинаются эффектные, яркие объяснения.
Маргарита Решетникова
Олегу Погудину, певцу
Нам говорят, что Русь совсем слабеет.
Нам говорят, что силы на исходе.
Выходит мальчик с голосом Орфея,
Раскован и талантлив, и свободен.
Ямщик, ямщик, ты снова гонишь лихо
Тех лошадей дорогой лунной, снежной.
Держи, Россия, бережно и тихо
Соловушку в ладонях своих нежных.
Ты крылья помоги ему расправить,
Взметнуться в небо, где простор и солнце.
И, вдохновленный, он тебя прославит,
И в душах многих гимном отзовется.
Маргарита Яркова
10.07.95