УЧИТЕЛЬСКАЯ
независимое педагогическое издание газета 3 августа в 12:00
ГУРЕВИЧ Леонид
Романс никогда не устареет
Кто-то очень точно сказал: «Талант находит путь в любое сердце». Эти слова относятся и к Олегу Погудину – заслуженному артисту России. На его концертах самые разные зрители. В зале можно увидеть и совсем молодых, и людей, так сказать, элегантного возраста. Он выступает почти без рекламы и какого бы то ни было промоушна. Да это ему особо и не нужно. Услышав его один раз, очень многие становятся горячими поклонниками этого необыкновенно обаятельного и по-настоящему талантливого певца и актера. Я был свидетелем того, с каким искренним восторгом принимает его публика, как буквально заваливает цветами своего кумира. А он, строгий и сдержанный, с большим достоинством принимал эти знаки благодарности своих почитателей. Правда, иногда не мог сдержаться, и тогда легкая улыбка освещала его одухотворенное лицо, сразу делая еще моложе.
- Олег, можно сказать, что вы практически всю жизнь на сцене.
- Судя по тому, что из своих сорока выступаю тридцать лет, это действительно так. И считаю, что мне по-настоящему повезло очень рано сформироваться в артистическом плане. История моей творческой жизни, по счастью, оказалась вне нынешней эстрадно-театральной конъюнктуры. В девять лет я стал солистом детского хора Ленинградского радио и телевидения, учился в музыкальной школе по классу хорового дирижирования - это был тогда экспериментальный класс. В конце 70-х и начале 80-х выступал на таких серьезных площадках, как Большой зал филармонии имени Д.Шостаковича, Большой концертный зал «Октябрьский». Для любого артиста это огромная честь. Тогда же у меня начались первые гастроли по стране и за рубежом, записи на телевидении. То есть с самого детства мне прививали высокую культуру и художественный вкус. Свое образование продолжил в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии, который окончил с отличием. В то время слова о достоинстве нашей профессии не звучали еще пустым звуком, это была настоящая жизненная позиция. Считаю, что мне повезло еще и в том, что после окончания института стал актером Большого драматического театра имени Горького - одного из лучших театров страны. В это время продолжилось мое становление в профессиональном плане.
- Но вы не посвятили себя актерской карьере, а занялись пением.
- Потому что мысль, что буду петь, меня никогда не оставляла.
- Даже в детстве?
- Когда я учился в третьем классе, нам задали сочинение на тему «Кем я хочу стать». И я абсолютно честно ответил, что хочу стать певцом: в это время я уже пел в детском хоре радио и телевидения. Помню, меня за эту мою искренность сильно критиковали. Хотя, конечно, как и у всех мальчишек моего возраста, у меня были и другие мечты, например полететь в космос или стать моряком.
- Но почему все-таки вы выбрали именно романс, русскую песню?
- Когда мне задают подобный вопрос, обычно отвечаю так: «Я романс не выбирал. Это мое естественное существование». Его язык, особенно литературный язык девятнадцатого века, для меня является родным. Если употребить актерскую терминологию, моя психофизика совпадает с психофизикой лирического героя романса.
- Как по-вашему, романс может устареть?
- Устареть – нет, как не могут устареть красота и правда, но он может стать непонятным. Это то же самое, что для нынешних греков древнегреческий язык или для русских людей церковнославянский. Вроде бы язык родной, но понять очень сложно. Вообще, очень больно за то, что в настоящее время сознательно уничтожается русский язык. Я имею в виду язык Пушкина, Толстого, Достоевского... Может дойти до того, что и наши русские классики станут просто-напросто непонятны. Семь лет я преподавал в театральном институте актерское мастерство. Так вот, с глубокой печалью наблюдаю деградацию нашего школьного обучения. Выпускники школ зачастую приходят необразованными и некультурными. Ребята плохо знакомы с родной литературой, культурой в целом. Все больше убеждаюсь в том, что прежде в школе учили гораздо лучше. Не подумайте только, что у меня ностальгия по той, прошлой, жизни. Ее у меня нет, равно как нет и любви к нынешнему времени: бездуховному, когда человека сделали по сути дела разменной монетой, когда все продается и все покупается. Правда, уверен, что творческому человеку в любое время непросто живется.
- Вы помните свое первое выступление на профессиональной сцене?
- Оно состоялось в 1987 году в помещении ленинградского Дворца культуры пищевиков, мне тогда было неполных девятнадцать лет. Там, кстати, проходили первые выступления легендарной исполнительницы романсов Аллы Баяновой по ее возвращении в Россию. Мой концерт состоял из двух отделений, в первом я исполнял городской романс, во втором – песни Булата Окуджавы. Пел под собственный аккомпанемент на гитаре. Самым драгоценным для меня было то, что концерт прошел с успехом.
- В каких залах вы работаете с особым удовольствием?
- В Москве – это, в первую очередь, Концертный зал имени П.И.Чайковского, где особая, удивительная атмосфера. Кремлевский Дворец и Большой концертный зал «Октябрьский» в Петербурге – гигантские сценические площадки, где мне тоже комфортно выступать, потому что они имеют хорошее техническое оснащение и я могу пользоваться различными эффектами, которые придают дополнительные краски. Вообще, я с радостью выступаю везде, где меня ждет мой зритель.
- Соглашаетесь выступать даже в экстремальных условиях?
- Подобных ситуаций стараюсь избегать. Нередко слышу о себе, что, вот, мол, Погудин капризничает, чересчур придирчив. Я действительно дотошно выясняю, где именно мне предстоит давать концерт, в каких условиях. В зале должны быть определенные условия, определенный температурный режим. Исполнитель должен беречь голос. Конечно, когда я был помоложе, нередко приходилось мириться с невыполнением договоренностей, порой с обыкновенным обманом или халатностью. Но сейчас стараюсь этого не допускать.
- Вы знаете, почему вас всегда принимают с таким восторгом?
- Знаю. Первое – одаренность, талант, как говорится, от Бога. И второе – к тому, что делаю на сцене, я отношусь, как к чему-то святому. И зрители это хорошо чувствуют.
- Олег, откройте секрет. Как можно в течение вашего выступления держать зал в напряжении и после концерта чувствовать себя еще более окрыленным, чем до него? Неужели не устаете?
- А почему вы думаете, что после концерта я более окрыленный, чем до него? Чаще всего физически чувствуешь себя как выжатый лимон. Во время концерта происходят колоссальные затраты энергии. Но в одном вы правы. После выступления чувствую себя счастливым. Это же действительно счастье – петь перед публикой, которая тебя понимает и принимает.
- Вы двадцать лет исполняете романсы. Что же нужно, чтобы за это время не устать, а, наоборот, постоянно чувствовать себя нужным публике?
- Красота и правда всегда нужны людям, а романс позволяет о них говорить изящно и искренно. Дивное сочетание мелодии, проникающей в душу, и текста, который трогает, по-настоящему талантливый артист превращает в маленький шедевр. Но это при условии, что артист обладает еще и достаточным культурным багажом, умеет создать определенную атмосферу. Вообще, любимое дело не может наскучить.
- У вас множество наград, одно только перечисление их заняло бы не одну строчку. Но что вам, например, дало звание «Заслуженный артист России»?
- Конечно, каждый артист ценит признание. Но, нисколько не приуменьшая значения этого почетного звания, как художник, я отношусь к нему радостно-спокойно. Другое дело, что с его присвоением отпали проблемы, связанные с глупостью и волюнтаризмом некоторых управленцев от культуры. К сожалению, в нашем Отечестве немало людей считает, что власть – это не обязанность служить народу, а набор привилегий. Вот и идут сознательно во власть, чтобы ими пользоваться. У меня были такие случаи, когда мне открыто заявляли: «А мы не хотим, чтобы вы здесь выступали» или за спиной ставили палки в колеса. Но когда у меня появилось звание, это стало делать труднее.
- Вы по-прежнему сотрудничаете с литературными музеями?
- Эта дружба продолжается с середины 90-х годов, когда я начал работать над серией концертов и записей под названием «Русскому гению». Цель этой работы – знакомить зрителей с произведениями камерного вокального жанра на стихи поэтов ХIХ - начала ХХ веков. В рамках этой программы и началась дружба с литературными музеями. Продолжается она и до сих пор. Общение с сотрудниками музеев обогащает духовно, каждый раз там отдыхаешь душой.
- Вы выступаете с мастерами-виртуозами.
- У меня отличные музыканты, все имеют прекрасное образование, собственную исполнительскую историю, по-настоящему артистичны и работоспособны.
- Расскажите о своей семье?
- О своей личной жизни я не распространяюсь. Говорить о любимых людях публично, по-моему, недопустимо, кроме, разумеется, тех моментов, когда они сами будут рады этому обстоятельству.
- Можно хотя бы узнать, какие качества вы цените в женщинах в первую очередь?
- Я очень боюсь ответить как-то пошло. Человек, с которым тебя сводит судьба, которого Господь приводит на твой путь, может и не обладать всеми этими качествами. У него может быть совсем другой цвет волос, глаз и даже вкусы и принципы. Тем более в моем возрасте с людьми сходишься уже по каким-то внутренним потребностям. Просто зажигается какая-то искра, возникает притяжение – и все... А дальше может произойти что-то прекрасное или... ничего не произойти...
- Вы человек влюбчивый?
- Да. Знаете, если бы мы с вами вели диалог в прямом эфире, наверное, я был бы более разговорчив, смел и открыт. Но читатель ведь на бумаге не сможет услышать полутонов речи, оттенков произношения, пауз, не сможет увидеть моего взгляда, и поэтому все то, что он прочтет, все-таки не будет в полной мере соответствовать моему мироощущению и моим переживаниям.
- Что вас может вывести из себя?
- Как и любого артиста, может вывести из равновесия безответственность, необязательность, обман, неподготовленность концертной площадки, да мало ли что... Когда готовишься к выступлению, тебе необходимы комфортные условия. И вывести из себя может любая мелочь. Бывает, срываюсь из-за этого, кричу, но потом мне бывает стыдно.
- Вы уже немалого добились. У вас появились и определенные материальные блага. И, тем не менее, чего вам сегодня не хватает?
- По сравнению со своим детством и юностью, сегодня я живу вполне обеспеченно, хотя богатым человеком меня назвать нельзя. И мне хотелось бы, чтобы и дальше материальные блага не заслоняли каких-то душевных запросов и мечтаний. Чего мне не хватает? Очень многого. Не хватает любви, не хватает правды, искренности в людях, сочувствия, в какой-то степени свободы. Причем, заметьте, я ни в коем случае не жалуюсь. Так или иначе, все, что я назвал, в моей жизни присутствует, но этого всегда не хватает.
http://www.ug.ru/archive/36359
(Ссылка с форума поклонников творчества Олега Погудина)