30 октября 2023 г., театр Елены Камбуровой (Москва)
| |
Татьяна_Соловьёва | Дата: Четверг, 02.11.2023, 17:19 | Сообщение # 1 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 966
Статус: Offline
| Совсем недавно в театре музыки и поэзии Елены Камбуровой состоялась премьера концерта-спектакля о ГЕНИИ, сотворённая ГЕНИАЛЬНО! Наверно поэтому хочется подольше оставаться под впечатлением!
БРАВО Олегу Погудину, музыкантам, артистам и тем, кто помог состояться этому событию.
После просмотра и прослушивания у меня получилось такое посвящение нашему Поэту:
«Я к Вам пишу…», - звучит как эхо, - Стирается туман времён. Звенит сквозь памятные вехи Одно средь множества имён... Он не искал веселья, смеха, Был часто в думы погружён, И наблюденья, не потехи Его влекли к себе с пелён.
Познав печаль в младые лета, Он рифмам сердце доверял, Любил, страдал, искал ответы, Пороки смело обличал. Не радости и роскошь света, Но правда, - вот удел поэта, И ею путь он озарял, Тем самым не угоден стал…
В горах Кавказа он – изгнанник, Но с гордостью хранящий честь. О, Боже правый, твой избранник, А рядом кровь, война и месть, И он как одинокий странник, Бичующий вражду и лесть. Поэт - Божественный посланник, Завет его: достойно есть.
*Молитва и икона «Достойно есть», - православные святыни, в данном случае это словосочетание является синонимом словосочетанию «праведно жить».
(прошу прощения за краткость, но наверно было бы неправильно, если бы о премьере на форуме не было отзывов. Может быть ещё кто-то дополнит этот краткий отзыв)
|
|
| |
Тамара_Капунина | Дата: Пятница, 03.11.2023, 15:49 | Сообщение # 2 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 81
Статус: Offline
| Премьера "Лермонтов.Я к вам пишу."
Лермонтов, его творчество - тема, к которой народный артист России Олег Погудин возвращается не единожды.
Ранее звучали очень интересные программы концертов артиста "Лермонтов" - разные, но всегда, с особым флёром раздумий, размышлений о судьбе талантливого, сложного, как впрочем, ГЕНИЙ прост не бывает, Михаила Лермонтова.
Творчество поэта и писателя - ВСЕЛЕННАЯ, безграничная, непознанная...
Фраза - не новА, к ней можно привыкнуть, но ЭТО - ИСТИНА...
Несколько раз посчастливилось побывать на концертах О.Погудина, посвященных М.Ю.Лермонтову и, каждый раз, они вызывали ВОСХИЩЕНИЕ И ВОСТОРГ!!
Концерт-спектакль Олега Погудина - новая форма концертно - сценического действа, которая стала для автора, сценариста, режиссера, руководителя театра ТРОП, логическим продолжением воплощения темы "Золотого века" - " Времени гениев", одного из "любимейших им и интереснейших периодов расцвета русской культуры - по словам Олега Евгеньевича на вчерашней премьере (в вольном пересказе автора комментария - если была неточность изложения - заранее прошу извинить...).
Концерт-спектакль "Золотой век. Вариации. Лермонтов " в Тарханах - восхитительное воплощение желания автора-идеи трилогии "Золотой Век"-"Серебряный век"- "Ар-Деко" в месте, где многое связано с именем ГЕНИЯ, отметить и представить уникальным спектаклем театра ТРОП, одного из ярчайших романтиков русской литературы! "Успех в Тарханах - по словам артиста на вчерашней ПРЕМЬЕРЕ (в вольном пересказе автора комментария..) - окончательно закрепил О.Погудина в желании продолжить тему "Лермонтов" в спектакле". Возможно (если "включить" мистику - сам Михаил Юрьевич одобрил или увлёк в Тарханах идеей спектакля "Лермонтов. Я к вам пишу."). А дальше - сплошная мистика ... Полутора месячные ГАСТРОЛИ по Югу России, по воле случая или судьбы, с возможностью посетить места, связанные с именем ГЕНИЯ, сбор материалов, накопление впечатлений и ВОТ РЕЗУЛЬТАТ - ПРЕМЬЕРА 30 октября 2023г. в Театре музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой, на которую билеты были раскуплены за 2 месяца до объявленного срока.. Великий интерес публики к спектаклю побудил автора и создателя объявить дополнительные сроки представления - 22 ноября и 19 декабря 2023г.
Длинная предистория получилась, но не написать не могла...
Как обычно, для друзей которые не были в ТЕАКАМ... Спектакль "Лермонтов. Я к вам пишу." проходил в камерном зале - трансформере, (примерно, на 100 зрителей) Три длинных ряда кресел, авансцена не ограничена - единое пространство зала и сцены...
С первых моментов поражает красота, продуманность и "обыгранность" специфики сценического пространства... Браво фантазии и таланту режиссера - постановщика...!! Полумрак в зале, на сцене - два уровня... На (назовем ..) БАЛКОНЕ - оркестр, музыканты, которые к слову (об этом далее...) активно участвуют в спектакле... Основное действо происходит внизу.. Небольшие витиеватые столики со свечами, листами и перьями для письма, антураж будоражит воображение, погружая в эпоху... От магии декора захватывает дух. В спектакле , как всегда у Олега Евгеньевича продумано до мелочей - костюмы, платья, сценическое пространство... Браво, МАЭСТРО!
Сценография - выше всех похвал... Спектакль идёт 2 часа , а пролетает как одно мгновение... По ходу спектакля - меняется динамика сценического движения, ритм повествования, реагирует свет, звучат романсы, танцевальные мелодии, перед глазами фрагменты бала, на сцене звучат пересуды, разговоры, мнения современников, отрывки писем, лёгкими мазками передается атмосфера общества в отношении к поэту - холодно и неуютно...
Романсы на стихи Лермонтова, как их исполняет народный артист России Олег Погудин знаю все, кто знаком с его творчеством, а как великолепно они звучали в спектакле - описать невозможно...
Отрывки из поэм и стихотворений ГЕНИЯ, как листки ГЛЯНЦЕВОГО АЛЬБОМА, яркими картинками представали перед глазами зрителей...
Браво, исполнителям главных ролей, замечательным драматическим артистам - народному артисту России Олегу Погудину и Данилу Можаеву!
Оркестр, как всегда "НА ВЫСОТЕ" великолепно исполняемые вальсы, музыкальные произведения, украшали и дополняли погружение зрителей в атмосферу эпохи!
В спектакле было много мелких нюансов, которые восхищают и очаровывают, что не воскликнуть "Браво, Олег Евгеньевич!" - НЕВОЗМОЖНО!!
Браво, Елене Карабейниковой и Юлии Стожаровой, Ирине Козыревой и Елене Молотиловой, "С БЛЕСКОМ" воплотившим в спектакле женские роли!
Дамы на БАЛКОНЕ (Ирина Козырева и Елена Молотилова) были милы, гармоничны и великолепны, казалось бы, второстепенные роли - а как к месту, как здОрово...!! Балкон ЖИЛ в эпохе...Браво!!
А как импозантен и убедителен был Андрей Иванов в своих ролях!! Восхитительно!!!
Передать, разделить, пересказать спектакль по частям - невозможно... это единое законченное произведение , чтобы иметь представление надо сходить и увидеть..(как нельзя иметь полного представление о механизме, описывая отдельные детали..- прошу прощения за грубое сравнение)
Автор комментария пытается описать свои ощущения от увиденного и услышанного...
Сплошное восхищение - МАГИЕЙ ТАЛАНТА, ВДОХНОВЕНИЯ всех участников спектакля!
Прикоснувшись к творчеству , судьбе ТАЛАНТА, РОМАНТИКА земли русской , мы увидели и услышали нового Лермонтова!
Вспоминая и восторгаясь участниками спектакля, ещё раз убеждаешься - талантливый человек, талантлив во всем...
Не иначе АНГЕЛ ВДОХНОВЕНИЯ кружил на залом ТЕАКАМ во время ПРЕМЬЕРЫ!
Мы прочувствовали его присутствие!! Браво!!!Браво!!!Браво!!! ПОЗДРАВЛЯЕМ, Олег Евгеньевич, Вас и Ваш Замечательный коллектив, с УСПЕХОМ!
Спасибо, за труд, вдохновение, за радость, подаренную нам!
Замечательная работа - долгой жизни спектаклю, новых творческих побед и восторженных зрителей!! Браво!
Надеемся, Министерство культуры России окажет поддержку развитию прекрасного проекта народного артиста России Олега Погудина!
С уважением Капунина Т. С.
Сообщение отредактировал Тамара_Капунина - Пятница, 03.11.2023, 15:57 |
|
| |
Вера_Александровна | Дата: Среда, 08.11.2023, 20:13 | Сообщение # 3 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 1630
Статус: Offline
| ИЗ ФБ НАТАЛИИ КРАСЮКОВОЙ (с разрешения автора)
«Мой» Лермонтов
«Когда я буду прах, мои мечты, Хоть не поймет их, удивленный свет Благословит...» М.Ю. Лермонтов
Чуть больше недели прошло с премьеры спектакля народного артиста России Олега Погудина «Лермонтов. Я к Вам пишу» в Театре музыки и поэзии Елены Камбуровой, но всё так же «холодной буквой трудно объяснить боренье дум», ибо как простыми словами описать фантастический по красоте и эстетическому восприятию спектакль, охарактеризовать все эмоции, сильнейшие впечатления и ощущения, которые не отпускают (и не отпустят!) уже вторую неделю?!
Синее небо и горы Кавказа, бесконечная жажда жизни и поиск смерти, творчество и судьба одного из величайших классиков литературы, спектакль «Лермонтов. Я к вам пишу» – это не только музыкально-драматическая история, но и психологическая драма, и «мистический романс», это даже не игра, не постановка, а часть самой жизни.
В спектакле с первых минут захватывает всё. Небольшое, но продуманное количество декораций, нет ничего лишнего. Атмосфера XIX века. Золотой век русской литературы, высокая поэзия и французский флёр, который в те времена в России покрыл все сферы жизни, и дворянские дети начинали говорить на французском языке раньше, чем на родном. Отсюда и прекрасное владение французским главными героями ( Татьяна Николаева , моё восхищение!). Потрясающей красоты костюмы, созданные художником Еленой Ярочкиной, и сами герои, словно сошедшие с полотен картин, их манера держаться, говорить – всё это переносит зрителя на два века в прошлое, в давно ушедшую эпоху Российской Империи, и в прямом смысле погружает в разворачивающееся действие.
Как мозаика из множества смальт, из целой россыпи рассказов, писем и стихов, складывается в спектакле образ Поэта-гения. И огромное счастье – узнать в этом образе «своего» Лермонтова, чей портрет у меня сложился очень давно из его сочинений и из того, что я читала о той эпохе, в которой он жил. Портрет этот порой не совпадал ни с тем, что мы «проходили» в школе, ни с множеством мнений, воспоминаний и описаний мемуаристов, которые периодически попадали мне в руки. А вот с образом Поэта в спектакле Олега Погудина срезонировал настолько, что в течение полутора часов я, затаив дыхание и боясь пропустить даже малейшую деталь, не могла оторвать глаз от «своего» Лермонтова – порывистого, противоречивого, эмоционального и романтичного, певца отваги, воина-поэта, каждой клеточкой ощущая его своеобразную эстетическую эмоцию, его душевную стихию и то самое важное для меня в нём: неотступное, чудесное стремление уловить сочетанием слов небесную мелодию, пропетую ангелом его ещё не воплотившейся душе... Спасибо Вам, Олег Евгеньевич, за это чудо! Не знаю, как и из чего Вы его сотворили, словно акварелью по воздуху… тонкой кистью…
Яркий и многогранный образ Лермонтова, подобно кружеву, изящно и искусно соткан в спектакле из его стихов, романсов на его слова, прозаических отрывков, писем и воспоминаний его современников. Необходимо отметить, что каждый романс, прозвучавший в спектакле в исполнении Олега Погудина, – словно музыкальный портрет, достойный стать украшением галереи выразительных и глубоких образов, созданных великими художниками сцены.
Перед глазами стремительно проносится жизнь поэта, в каскаде картин, динамично сменяющих друг друга, угадываются Петербург с его литературными салонами и гостиными, пёстрой жизнью и большим светом, Кавказ с его кровавой, неистовой, почти вечной войной, где оказывается Лермонтов – молодой русский офицер. Знойное небо, мутные, окрашенные в алый цвет воды реки Валерик, память, вечность и мысли, которыми тянет поделиться хоть с кем-то… И попытка найти смысл в том, что всё сильнее кажется бессмысленным.
…И с грустью тайной и сердечной Я думал: жалкий человек. Чего он хочет!.. небо ясно, Под небом места много всем, Но беспрестанно и напрасно Один враждует он – зачем?..
Тоска накатывает, клубится, тревога, словно волна, разливается, ширится, набирая глубокую мощь и силу. Страждет человеческая душа, её охватывает такая щемящая боль, отчаяние и безысходность, что зритель замирает, безмолвствуя и сопереживая…
Создавая на сцене сложный и противоречивый образ Поэта, пропуская через себя его боль, сомнения, влюблённость и глубокие раздумья, актёры Олег Погудин и Daniel Mozhaev указывают на две полярные точки Лермонтова, которыми определялся размах его духовных колебаний: с одной стороны, Лермонтов храбро-холоден, спорящий с Творцом, мятежный, самоуверенный и дерзкий, воспринимающий жизнь как битву. С другой стороны, Лермонтов – человек, способный на глубокие чувства, но, увы, бегущий от них, с тайной сердечной грустью, несбывшейся любовью и одиночеством, с желанием примириться с Небом и веровать добру. Поэт, чей короткий век окрашен грозою, войною и кровью, и Поэт, который сердечнее, мягче и ближе к реальности, в чьих стихах много живого тепла.
В финале спектакля все «видят» лермонтовского «Ангела», который словно «свидетельствует» о том, что если бы поэт жил дольше и успел досказать свою поэзию, в нём, вероятно, усилились бы те элементы примирения с миром, которые столь явно выражены в религиозных проявлениях его творчества. Потому что Лермонтов, несмотря на его «регулярное заигрывание с "дьявольской" темой», в конечном счёте, вне всякого сомнения – поэт светлый, с чувством вечной жизни, поэт Воскресения, для которого ощущение своего «я» и ощущение его неуничтожимости сливались воедино, в единое чувство.
Основа творчества писателя и поэта – вдохновение, ниспосланное свыше, вдохновение, которое имеет женское начало. Необычайно пленительны и прекрасны в спектакле женские образы, искусно воплощённые актрисами Еленой Коробейниковой (Елена Коробейникова) и Юлией Стожаровой (Юлия Стожарова ). Это запоминающиеся, яркие героини, в которых есть всё: и безграничная романтичность, и загадочность, игривость, кокетство, скрытность, мечтательность, несмелость и наивность. Для них жить – значит чувствовать, любить всё прекрасное, таинственное и совершенное. Но главное, каждый женский образ придаёт спектаклю неповторимость, свежесть и чёткость восприятия портрета самого Лермонтова, которого, очевидно, можно было представить себе только в динамике – в резких сменах душевных состояний, в быстром движении мысли, в постоянной игре лица. И Dodo Ростопчина, и Ma chere Aleksandrine, и другие героини спектакля чутко и тонко раскрывают новые грани характера поэта, а также тех переживаний, которые глубоко проникли в его душу и остались там навсегда. Ведь ни одна серьёзная проблема, тем более проблема поэта-гения, который всю свою жизнь искал истинную любовь, родственную душу («да вряд ли есть родство души»), способную понять и воспринять его таким, с его внешней «дурностью» и внутренним вулканом – то спящим и молчаливым, то огненным и страстным – не может быть рассмотрена вне прекрасной и лучшей половины человечества, вне её интересов, переживаний и чувств.
В письме Императора Николая I, великолепно прочитанном в спектакле Андреем Ивановым (ещё одно потрясающее открытие актёрского таланта) – вся трагедия Лермонтова как неугодного литератора, но отважного воина. Слушая письмо Императора, поражаешься тому, насколько Николай I ненавидел Лермонтова. Объяснить это трудно. А главное, почему монарх после поднятой смертью Пушкина бури не попробовал превратить ворвавшегося в литературу и жизнь юного поэта в соратника и сподвижника?! Лермонтов беспредельно любил свою родину, воспевая её без показного патриотизма, от которого его воротило, без страха, всё больше осознавая то, что царь так и не понял…
Вселенная Лермонтова – бесконечна и необъятна, как и вселенная Пушкина. В спектакле эти две вселенные пересекаются и, наблюдая за «перекличкой» двух гениев, в который раз недоумеваешь – почему же они не пересеклись в жизни? Читая стихотворение Лермонтова «Смерть Поэта», которое он написал после дуэли Пушкина и Дантеса, закончившейся гибелью «солнца русской поэзии», кажется, что так написать мог только человек, который хорошо знал Пушкина, был ему большим другом. Однако сам Лермонтов не решался проявить инициативу в литературном и личном знакомстве с Пушкиным, хотя заочно знал и боготворил его. Да, они не были знакомы при жизни, но не только в спектакле, а прежде всего в литературе, в истории литературы, просто в истории мы их видим всегда рядом. В их биографиях много мистических совпадений, к тому же свои знаменательные даты Пушкин и Лермонтов отмечают в один год: в 2024 году исполнится 225 лет со дня рождения А.С. Пушкина и 210 лет со дня рождения М.Ю. Лермонтова.
Кстати, после спектакля, мысленно вновь проживая всё увиденное и услышанное в нём, я вдруг обнаружила у себя мечту – увидеть в Театре Камбуровой спектакль Олега Погудина «Пушкин…» и чтобы в нём прозвучала «перекличка» с Лермонтовым...
Тщетно пытаясь «объять необъятное» – рассказать о спектакле (а, точнее, поделиться своими мыслями и впечатлениями) – не могу всё же не отметить ещё одно действующее «лицо» в этой драматической истории. Это Музыка. Она – отдельный герой, голос пространства, вступающего во взаимодействие с персонажами. Создавая «внешнюю обстановку действия», атмосферу спектакля, задавая его тональность и настрой, музыка неизменно погружает зрителя и в действие внутреннее: благодаря ей жизнь героев продолжается, не прерываясь с уходом актёров за кулисы.
«Лермонтов скорее орган, чем свирель», – совершенно точно говорит о поэте Олег Погудин, добавляя при этом, что «не было никакой возможности успокоиться концертной программой, потому и потребовался спектакль…» Из чего вполне можно сделать вывод, что отправной точкой к этому спектаклю послужила в том числе и музыка: от звука – к образу, как очень важная формообразующая его часть, как высшее искусство, что попадает прямо в душу и сердце. И тогда непременно совершается чудо.
Рождение спектакля – всегда чудо. И огромное счастье как для артистов, так и для сопереживающих им зрителей, что всё бывшее в течение долгих дней и месяцев трудом, надеждой, мукой, усталостью и, возможно, даже отчаянием, радостью и верой десятков людей, их душевными переживаниями и волнениями, впервые представленное на публичное обозрение и отданное на суд публики, оказалось победой, ибо спектакль состоялся! И он достоин стать заметным театральным событием! Низкий поклон Олегу Погудину и всей труппе его Театра Романса (Данилу Можаеву, Елене Коробейниковой, Юлии Стожаровой, Андрею Иванову, Елене Молотиловой, Ирине Козыревой, Михаилу Радюкевичу, Алексею Баеву, Роману Тентлеру, Олегу Гулевскому, Дмитрию Антипову), Театра, который без преувеличения можно назвать «воплощением жизни человеческого духа», за титанический труд, огромную душевную работу и колоссальную самоотдачу, за любовь к великому русскому Поэту, за ревностное служение зрителю и искусству!
Безусловно, спектакль «Лермонтов. Я к вам пишу» необходимо смотреть и пересматривать, открывая и постигая в нём всё новые и новые грани и смыслы. К сожалению, у меня такой возможности в этом году не предвидится. Но я, конечно же, сохраню его, по совету Капельмейстера (и вновь Андрей Иванов) «на невидимых страницах своей памяти» как дивное соединение простоты и возвышенности, естественности и оригинальности. Как до боли родной и любимый образ Поэта, образ, который через всю жизнь каждый из нас проносит в своей душе, и который, безусловно, у каждого «свой». Грустный и нежный, властный и скромный, язвительный и благородный, мечтательный и насмешливый, застенчивый и отважный, смелый и дерзкий, со своими кипучими страстями, могучей волей и проницательным беспощадным умом; гениальный и так рано ушедший… Бессмертный и навсегда молодой. Это «мой» Лермонтов...
P.S. Благодарю Елену Ярочкину, Татьяну Николаеву и Юлию Стожарову за предоставленные фото со спектакля. P.P.S Друзья, большая просьба: публикацию данного текста вне соцсетей ФБ и ВК предварительно согласовывать с автором. Спасибо!
https://www.facebook.com/profile.php?id=100001220916592
Ничего нет реальней мечты.
Сообщение отредактировал Вера_Александровна - Среда, 08.11.2023, 23:55 |
|
| |
Маргарита | Дата: Пятница, 17.11.2023, 17:27 | Сообщение # 4 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 2023
Статус: Offline
| Взволнованная рассказами зрителей спектакля "Лермонтов" Олега Погудина, я стала читать о встречах современников Лермонтова с Михаилом Юрьевичем. Особенно меня взволновал рассказ В. Белинского о встрече с Лермонтовым.
"Когда Лермонтов сидел на гауптвахте после дуэли с де Барантом, Белинский посетил его. Он вошёл к нему в камеру, ощущая неловкость и конфуз. Думал, какая нелёгкая занесла меня к этому человеку? Мы едва знакомы, никаких общих интересов, зачем стеснять его и себя?" И решил, что визит будет как можно коротким.
Первые минуты наедине с арестантом Белинский испытывал неловкость, но потом каким-то образом завязался разговор об английской литературе, в ходе которого Лермонтов признался, что не любит Вальтера Скотта, потому что "в нём мало поэзии, он сух". Стал развивать эту мысль и постепенно оживился.
Белинский "смотрел на него и не верил ни глазам, ни ушам своим. Лицо его приняло натуральное выражение, он был в эту минуту самим собой ...В словах его было столько истины, глубины и простоты! Я в первый раз видел настоящего Лермонтова, каким я всегда его хотел бы видеть!"
Далее разговор перешёл к Куперу, и о Купере Лермонтов говорил "с жаром, доказывая, что в нём несравненно более поэзии, чем в Вальтере Скотте, и доказывал это с тонкостью, с умом и, что удивило меня, даже с увлечением!"
Белинский провёл с Лермонтовым часа четыре и расстался с сожалением. Он был растроган встречей и думал о том, что недаром его тянуло к Лермонтову вопреки его дерзкому характеру. "Боже мой! - думал Белинский, - "Сколько эстетического чутья в этом человеке! Какая нежная и тонкая поэтическая душа в нём! Мне, наконец удалось-таки его увидеть в настоящем свете".
И грустно подумал: "А ведь чудак. Он, я думаю, раскаивается, что допустил себя хотя бы на минуту быть самим собой, - я уверен в этом" ...
Из письма: "Каждое его слово – он сам, вся его натура, во всей глубине и целости своей. Я с ним робок, – меня давят такие целостные, полные натуры, я пред ними благоговею и смиряюсь в сознании своего ничтожества" --
Dum_spiro,_spero!_(лат.) Пока_ дышу,_надеюсь!
|
|
| |
|