1 июня 2017 г. Камерный зал ММДМ (Москва)
| |
Майя | Дата: Суббота, 03.06.2017, 17:26 | Сообщение # 31 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 90
Статус: Offline
| Я хотела бы написать о песне "Надпись на камне".
Настоящее художественное произведение имеет свою собственную судьбу. Когда оно создано, оно отделяется от автора и начинает жить своей жизнью - той, которую автор в него, возможно, не вкладывал и в ней не предполагал. Мысль эта, естественно, не новая - но когда к ней приходишь в результате собственного опыта, она становится событием твой жизни. Я вот о чем: я с детства знала эту песню, я с ней выросла. Я всегда считала, что она про меня и моих друзей. Наша школа была в нескольких минутах от Арбата. Все самое главное, самое важное в жизни было у нас (у многих поколений учеников и выпускников) связано со школой: наше братство, наша дружба да и наша профессия - все это определила школа. Мне кажется, что Окуджава написал песню именно про это - про круг людей, который остается на всю жизнь; это как пушкинское стихотворение о Лицее. А недавно нашего "арбатского двора", нашей школы - той, в которой мы выросли и которой жили - не стало. Ее не разрушили бульдозеры и кирки, она разрушилась изнутри. И, знаете, мы не умерли только потому что мы все - люди взрослые, у нас семьи. А о том, что было с молодыми, с нынешними учениками, я и думать боюсь. Поэтому я с волнением и страхом ждала этой песни на концерте Олега - ведь того, что я всю жизнь вкладывала в эту песню, больше нет, и это очень, очень больно. Но Олег исполнил эту песню совсем по-другому. Мне кажется, Олег пел о том, что "арбатство, растворенное в крови" - это категория нравственная, а нравственные законы, слава Богу, неизменны и обмануть никого не могут. У песни появился другой смысл: она не об узком круге единомышленников, а об всех порядочных людях. Такое арбатство никто никогда не отнимет, оно не может разрушиться. Оно именно что "неистребимо, как сама природа". Слушать Олега было большим утешением.
|
|
| |
Мария_Мутлова | Дата: Воскресенье, 04.06.2017, 15:14 | Сообщение # 32 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 658
Статус: Offline
| Из инстаграма ООО "АРТ-КЛАССИК" ( artclassicagency ) :
Два часа держит зал, исполняя песни Окуджавы перед аудиторией, которая слышала оригинал. Держит за счет исполнительской честности, отсутствия самолюбования и бережного отношения к материалу. Олег Погудин 1 июня 2017
#ОлегПогудин #ммдм #окуджава #backstage #концерт
Как здорово сделано! Спасибо команде организаторов концерта!
с уважением ММ
Сообщение отредактировал Мария_Мутлова - Воскресенье, 04.06.2017, 15:17 |
|
| |
Юлия82 | Дата: Понедельник, 05.06.2017, 15:15 | Сообщение # 33 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 9
Статус: Offline
| Фото с концерта
|
|
| |
Елена_Фёдорова | Дата: Вторник, 06.06.2017, 14:28 | Сообщение # 34 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 5701
Статус: Offline
| Олег Погудин. Достучаться до сердец...Кристина Французова-Януш
1 июня 2017 года на сцене Московского международного дома музыки состоялся концерт Олега Погудина «Надежды маленький оркестрик» по песням Булата Окуджавы.
Взаимодействие этих двух мастеров началось давно, - еще в программу «За столом семи морей» (и не только в нее) Олег Погудин включал много композиций Булата Шалвовича. И уже тогда между ними наблюдалось взаимопритяжение. Именно так, несмотря на то, что Окуджава нас покинул, по законам искусства он продолжает жить в своих творениях, и то, с какой легкостью его песни ложились и ложатся на голос Олега Евгеньевича, свидетельствует именно об их гармоничном содружестве.
Песни Булата Окуджавы — каждая — исповедь чистейшей пробы. Исповедь в классическом, не опошленном смысле этого слова, когда человек достойно и просто говорит о своих чувствах, о горящем от любви нутре, о боли, потерях, силе духа и о войне, что творится в каждом из нас. Ведь в каждом из нас от Начала и до Конца происходит битва — с врагами внутренними, заблуждениями, соблазнами, страхами. Смысловое ядро песен Окуджавы - «маленький человек», любящий, страдающий, теряющий, ждущий, он так отчетливо виден на фоне той страшной исторической эпохи, что перемалывала человеческие судьбы. И этот «маленький человек», в «невеличии» своем подобный муравью или кузнечику, необыкновенно силен тем, что в первый момент можно принять за слабость — стремлением к любви. Любовь пронизывает каждую балладу Окуджавы, она стержень всего существующего, всего, что живо и способно чувствовать. Та духовная мощь, что сокрыта в песнях Булата Шалвовича, не всякому по плечу. И сегодня, после ухода Мастера, найдется немного тех, кто достоинством своим и душевной основательностью заслуживает право принять на себя опыт и творчество этого человека. «Не каждому дано», как говорится... И когда за песню берется чуждый для нее человек, «швы расходятся», возникает недоверие со стороны слушающего, сравнение с оригиналом не в пользу последователя. А петь Окуджаву хочется, ибо почти все, им созданное, обладает очищающей силой молитвы. Очень редко возможна ситуация, когда культурное наследие одного творца достается другому - «по праву», но не рождения и крови, а по родству души и таланту. Булату Шалвовичу повезло, его несомненным «наследником» в песне можно назвать Олега Погудина, в репертуаре которого песни Окуджавы - «краеугольный камень».
Олег Евгеньевич уже давно не «просто певец», вокалист с узнаваемым голосовым тембром, но человек поднявшийся выше привычных профессиональных определений. То, что он делает на сцене, уже вышло за рамки просто концерта и превратилось в Действо магического свойства. С его выступлений люди уходят по-настоящему счастливыми, редкая способность для Артиста. Погудин — человек повседневного труда, живущий по законам светлой божьей веры. Последнее особо важно, ибо все создаваемое им и выносимое на подмостки, пронизано светом и теплом, генерировать которые способен лишь очень духовный, добрый человек. В программе «Надежды маленький оркестрик» он не пошел обычным для такой ситуации путем - «след в след» ушедшему Окуджаве. Не вступил в лагерь трактователей творчества Булата Шалвовича., - для него это слишком тривиально и несоразмерно собственному таланту. Также он не ограничился новыми аранжировками, не спрятался за авторскими музыкальными приемами, как делает большинство, стараясь подчеркнуть актуальность данного песенного материала для нынешнего дня. 1 июня Олег Евгеньевич вышел на сцену Московского Международного дома музыки с единственной целью — поговорить со своим любимым зрителем открыто, честно и талантливо. Без искусственных приемов, спецэффектов, заигрывания, и без упования на выигрышность исполняемого материала - «мол, песня и так хороша, спою — и ладно». Это его, погудинская кода, чистый, без подстраховки, вокал, временами строгий, но, в то же время, пронзительно искренний, где за каждой музыкальной фразой — доброе отношение к людям и личная правда жизни. Человек он верующий, а значит хранящий верность раз и навсегда определенным для себя канонам - порядочности и честности, для артиста это стержень, без которого все бессмысленно. Говорить с людьми — тяжелый труд, выход на сцену всегда сопряжен со стрессом и волнением - еще и потому, что под оптической зоркостью сторонних глаз Певец становится виден насквозь, любая фальшь, попытка срисовать «оригинальный материал» и присвоить его себе, вызывает отторжение. Погудину это не грозит. Будучи не только профессиональным вокалистом «от Бога», но и артистом — по образованию и психофизическому складу, - он пользуется иногда умеренными физическими приемами, иллюстрирующими сюжет песни или ее эмоциональную составляющую. Но все это с чувством меры, без рисовки и преувеличения. Более того, он умеет идеально совместить актерские приспособления и искреннюю интонацию. Если бы не воцерковленность Олега Евгеньевича, его можно было смело назвать алхимиком, создающим уже много лет фантастический по эффекту «любовный напиток». Именно любовный, потому что, как и у Булата Окуджавы, любовь в творчестве Погудина - «несущая конструкция», атом всего его существования, как певца, и как человека. «Любовный напиток» Погудина хорош тем, что компоненты его интуитивно верно определены и смешаны в правильных пропорциях, - ровно столько, сколько нужно, по его собственной рецептуре, секрет которой он не раскрывает никому, но созданным музыкальным эликсиром щедро делится со зрителями. Программу «Надежды маленький оркестрик» Олег Погудин выстраивает, руководствуясь законами психологической драматургии. А драматургия эта продиктована различными формами любви, и выражена в образах, что принимает любовь соответственно времени и эпохе. Все начинается песней «Надежды маленький оркестрик». Артист поет ее в духе походного марша, чем мгновенно настраивает всех на объединяющий лад, так, с первых тактов, он обращается к зрителям, давая понять, что этот разговор касается их. И затем тонкая ниточка протягивается во времена гусарско-батальные, - от полу-шуточной изящной песенки «Солнышко сияет, музыка играет», до тоскливо-проникновенной истории молодого гусара, «в Наталию влюбленного», и любовь эта не знает ни исторических, ни временных границ. В стиле этой же тематики более философская, если не сказать, социальная песня «Батальное полотно», из которой Олег Евгеньевич изъял последнее четверостишие, скорее всего, в силу его излишней политической остроты, но и без него песня хороша. От исторических реалий совершается переход в день сегодняшний, где женщина и мужчина прибегают к самым разным стараниям, лишь бы попасть на перекресток любви, где их дороги сходятся. «Песенка о московском муравье», «Заезжий музыкант», «Он, наконец, явился в дом», «Еще один романс», «Вот так она любит меня» прослеживают путь любви от встречи до ее развития, ссор, примирения и душевной кульминации, когда даже безответное чувство становится почти сублимацией счастья. Отдельная глава концерта — песни о творчестве - «Главная песенка», «Живописцы», «Песенка о Моцарте», «Исторически роман», «В день рождения подарок» - все связаны присутствием в них сокровенного процесса создания произведения — картины, книги, песни, или же того, что не поддается определению, но от этого не становится менее важным. Процесс рождения произведения искусства - ипостась все той же любви, и Олегу Евгеньевичу с одинаковой бережностью удается поведать зрителям о каждом из этих таинств. И, наконец, песни, которые смело можно было бы определить, как разговор о своем времени, - в них философия человеческих отношений облекается не просто в музыкально-стихотворную форму, но принимает на себя смысл доброго наставления, пожелания всем живущим — «Песенка об открытой двери», «Грузинская песня», «Союз друзей», «Молитва Франсуа Вийона», «Я вновь повстречался с надеждой», «Надпись на камне»... В каждой из них Погудину удается найти ту единственно верную интонацию, тот выверенный и созвучный содержанию темпоритм, что помогает наилучшим образом прочувствовать услышанное.
Можно было бы сказать, что все творчество Олега Погудина — о любви, как и большинство его внутриконцертных монологов. Но обобщение в отношении такого многопланового исполнителя — губительно, ибо сводится к упрощению, чего нет и в помине. Важно то, что каждая из уже существующих концертных программ Олега Евгеньевича, а данная, тем более, ценны тем, что создают наиболее полный портрет любви, а она вмещает в себя огромный спектр чувств и действий, - от нежности, терпения, мудрости, обиды и страхов до маленьких и больших подвигов ради любимого человека. 1 июня на сцене Дома музыки сошлись два сильных лирических героя и исполнении уже ушедшего Мастера и ныне живущего — Булат Окуджава и Олег Погудин пересеклись в художественном пространстве, - мыслями, чаяниями, созиданием и добрым отношением ко всем живущим. Каждому из них знакома непростая участь Художника, каждый из них не мыслил и не мыслит жизнь без любви, и любовь для них остается категорией высшего порядка. В творчестве Булата Окуджавы есть нравственный ориентир, который он соблюдал всегда в силу природного благородства и высокого воспитания. Этот же ориентир составляет основу творчества и Олега Погудина. Каждый раз, слушая, как он исполняет песни Окуджавы, понимаешь, что эта редкая порода людей еще существует, еще сильна своим добрым упорством в следовании духовным истинам. И нам от этого — большая радость.
http://www.proza.ru/2017/06/05/2040
(Ссылка прислана из Екатеринбурга)
|
|
| |
Олёна_Митина | Дата: Вторник, 06.06.2017, 15:29 | Сообщение # 35 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 454
Статус: Offline
| Елена, спасибо, что разместили эссе Кристины, с интересом почитала.Цитата Елена_Фёдорова ( ) Очень редко возможна ситуация, когда культурное наследие одного творца достается другому - «по праву», но не рождения и крови, а по родству души и таланту. Булату Шалвовичу повезло, его несомненным «наследником» в песне можно назвать Олега Погудина, в репертуаре которого песни Окуджавы - «краеугольный камень».
Цитата Елена_Фёдорова ( ) А петь Окуджаву хочется, ибо почти все, им созданное, обладает очищающей силой молитвы. Вот пример, такой песни (Олег Евгеньевич её часто поёт, но, к сожалению, в этом концерте она не прозвучала). Благодаря Русе её можно посмотреть в интернете - в записи замечательного концерта 7 августа 2005г. :
А вот как Олег Евгеньевич спел в этом концерте "Самую главную песенку" :
20 лет назад 12-го июня ушёл из жизни Булат Окуджава. Но память о нём и благодарность почитателей его творчества никогда не иссякнут. И в этом огромная заслуга его "наследника", продолжателя Олега Погудина.
Сообщение отредактировал Олёна_Митина - Вторник, 06.06.2017, 20:28 |
|
| |
Татьяна_Власова | Дата: Четверг, 08.06.2017, 21:22 | Сообщение # 36 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 245
Статус: Offline
| «Когда бы любовь и надежду связать воедино,
какая бы, трудно поверить, возникла картина!»
Разве не такая картина возникла перед нами на этом концерте?
Ещё раз, и ещё раз про любовь... И про надежду! Как часто эти слова повторяются в поэзии Окуджавы!
Главная тема концерта, как и главная тема песен Окуджавы – любовь. Любовь как чудо, приход её – явление: “Она явилась из ночных огней”, “Он наконец явился в дом…” ; это предопределение: “Но словно лик судьбы, он весь в оконной раме”…
Увы, не всем даётся такое счастье, как муравью, который создал себе богиню и обрёл её. Но почему и их тени были грустными, как жители земли, не от сознания ли хрупкости счастья на этой самой земле? Потому, что грусть всегда соседствует с любовью? Грусть часто соседствует и с тонкой иронией в творчестве Булата Шалвовича и еле заметно иногда сквозит даже и в оптимистичных, казалось бы , песнях.
Как верно написал о нём другой бард, Евгений Бачурин:
Душа который год,
Как дудочка, поёт,
И кажется, что праздник будет вечен.
Вот только у певца
Счастливого лица
Не увидать никак, хоть Богом он отмечен.
Почему герой песни, явившись в дом, куда сто лет спешил, молчит и, наконец, уходит ? А почему другой, вместо того, чтобы вернуться на дорогу свою, остаётся, даже слыша - “Прощай, расстаёмся, пощады не жди” ?
Приходится согласиться - разве можно понять что-нибудь в любви?...
Но есть ещё и любовь ко всему что окружает нас в этом мире, так замечательно выраженная, например, в «Грузинской песне». И, безусловно, к той части мира, неповторимая атмосфера которой во многом определила мировоззрение — для Окуджавы это старый Арбат, неотделимая часть его души. Неужели только на этом концерте стало понятно, что “арбатство” – это категория нравственная ? Разве могли быть сомнения, что это именно свойство характера, не ограниченное местом проживания, так же, как и не все обитатели Арбата подходили под эту категорию! И уж, конечно, не влилось “арбатство” в кровь тех, кто нагло внедрился на Арбат как на престижную улицу и кого Окуджава именовал оккупантами в своём «Плаче по Арбату»!
А любовь к друзьям, которой посвящены такие прекрасные и такие любимые уже не одним поколением песни!
И всё это прозвучало в концерте. Как я согласна с Татьяной_М – что у Олега Евгеньевича иногда слышится больше, чем у самого Окуджавы. что певец открывает в некоторых песнях смысл, о котором и сам автор не догадывался. Вот с чем не совсем могу согласиться — со «сделанностью» каждого номера. Мне кажется, Певец, как и всегда, живёт в каждой песне и выражает то, что слышит и чувствует в ней, а его артистизм и актёрские навыки позволяют ему сделать это не только внятно, но и достаточно изящно. А главное чувство к концу концерта – “Я вновь повстречался с Надеждой” !...
И неужели не Надежды маленький оркестрик под управлением Любви аккомпанирует Маэстро? Разве можно по-другому назвать его ансамбль?
И опять-таки вместе с Татьяной М хочется «выкрикнуть слова» благодарности, но выкрикнуть вот что ещё: Что же Вы делаете со слушателями, Олег Евгеньевич— разве можно после Вас слушать какого-либо другого исполнителя песен Окуджавы?! Значит, придётся ждать следующего такого концерта. Конечно, будем обходиться записями... Но отрадно, что какие-то из этих песен входят и в другие программы, и, значит, ждать не так уж долго.
Спасибо, Маэстро!
Спасибо, оркестрик!
Ждем новой встречи!
Post_tenebras_spero_lucem_(лат.) После_тьмы_надеюсь_на_свет
|
|
| |
Майя | Дата: Четверг, 08.06.2017, 23:00 | Сообщение # 37 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 90
Статус: Offline
| Цитата Татьяна_Власова ( ) Неужели только на этом концерте стало понятно, что “арбатство” – это категория нравственная ? Разве могли быть сомнения, что это именно свойство характера, не ограниченное местом проживания, так же, как и не все обитатели Арбата подходили под эту категорию!
Да, Татьяна, стало понятно только на этом концерте. Исходный текст Окуджавы говорит о принадлежности к определенному кругу. Это подчеркнуто посвящением ученикам московской школы, придумавшим слово "арбатство". Круг всегда связан с определенным местом - во всяком случае, был связан раньше - тогда, когда не было интернет-форумов. Пушкинский Лицей, церковный приход в Новой Деревне, да что угодно - у всех нас огромное количество таких ассоциаций. Туда приезжали, там встречались, там происходило все самое важное. Кстати, в нашу школу почти все ученики ездили, а не ходили, и я ездила час на метро в одну сторону - у нас практически никто в центре не жил. Если случается несчастье и исчезает место, где существовал круг, для круга это большое испытание.
Вероятно, я в прошлый раз неточно выразилась. Я хотела сказать, что эта песня в исполнении Олега была мне большим утешением, потому что он пел о том, что такой круг возникает и существует благодаря любви к вечным ценностям. Наш круг, например, жил любовью к литературе и - шире - к письменному слову (я все время пишу о себе, чтобы быть максимально внятной и не выражаться расплывчато). Что бы ни случилось, эти ценности не обманут и не исчезнут.
Сообщение отредактировал Майя - Четверг, 08.06.2017, 23:15 |
|
| |
Наталья_К | Дата: Пятница, 09.06.2017, 00:43 | Сообщение # 38 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 2256
Статус: Offline
| В комментариях к эссе Кристины Французовой-Януш https://ok.ru/olegpogudi/topic/66993462659988
попалась такая фраза:
Екатерина Пушкина Не хочется о таком даже думать , но вполне возможно , что если бы не Олег Погудин , то о творчестве Булата Окуджавы в наши дни мало бы кто уже знал.
Первая реакция была - удивление: а как же ежегодные переделкинские отмечания дня рождения Булата Шалвовича, их ведь даже по Культуре показывают, да и еще передачи случаются опять же на Культуре (если набрать в поиске по сайту - 577 упоминаний). А сколько фильмов с песнями Окуджавы! А еще ежегодные фестивали, конференции, в которых участвуют не только современники Булата, но и новые, молодые силы. Ведь вроде бы не Олега Погудина в этом заслуга.
Но тут же четкое ощущение - нет, во всем этом, практически у всех исполнителей песен, практически у всех вспоминающих, исследующих - Окуджава БЫЛ, у многих еще остался в чем-то личном, но он - в прошлом, его именно вспоминают так или иначе. И только у Олега Погудина совершается, по замечательному выражению Татьяны_М, чудо присутствия живого Окуджавы, словно нашедшего свое новое воплощение и ставшего нашим живым современником. Такого Окуджаву без Олега Погудина действительно мало кто уже знал бы. Говорят, человек жив, пока его помнят, но я бы уточнила - когда его помнят именно так, как ощущаешь на этих неповторимых концертах, когда абсолютное слияние слова, музыки и голоса (опять спасибо Татьяне_М) дает возможность автору песен говорить с твоим сердцем и умом напрямую, как живому человеку.
Спасибо Маэстро еще и за то, что об этом очередном его чуде (а сколько их еще впереди!) так многим хочется говорить!
"каждый выбирает для себя тот голос, который скажет вдруг «ему, и никому другому» что-то неотвратимо важное для его личного бытия". (Ким Смирнов)
|
|
| |
ТатьянаМ | Дата: Пятница, 09.06.2017, 08:48 | Сообщение # 39 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 63
Статус: Offline
| Татьяна Анатольевна, спасибо Вам огромное за прекрасный, очень мудрый отзыв о концерте и просто дивные фотографии! Очень глубокое раскрытие темы Любви и Дружбы в Вашем эссе, когда его читаешь, так и говоришь про себя: "Да, да это правда, это так и есть!" Спасибо большое!
Нет ничего в мире божественней поэзии, ибо и сам мир - это поэма Бога.
|
|
| |
Валерия | Дата: Пятница, 09.06.2017, 18:08 | Сообщение # 40 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 612
Статус: Offline
| Цитата Наталья_К ( ) Но тут же четкое ощущение - нет, во всем этом, практически у всех исполнителей песен, практически у всех вспоминающих, исследующих - Окуджава БЫЛ, у многих еще остался в чем-то личном, но он - в прошлом, его именно вспоминают так или иначе. И только у Олега Погудина совершается, по замечательному выражению Татьяны_М, чудо присутствия живого Окуджавы......Такого Окуджаву без Олега Погудина действительно мало кто уже знал бы
Совершенно согласна с Вами, Наталья. Очень чувствуется, что для Олега Евгеньевича слово Окуджавы живо и действенно. Вовлекая в орбиту своего творчаства те или иные произведения, Олег придает им жизни, а не мумифицирует. Живой средой для них служит горячее сердце исполнителя, верящее и верующее.
Не много ль я хочу, всему давая цену, ...
Сообщение отредактировал Валерия - Пятница, 09.06.2017, 18:13 |
|
| |
Татьяна_Власова | Дата: Пятница, 09.06.2017, 22:14 | Сообщение # 41 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 245
Статус: Offline
| Конечно же, «Надежды маленький оркестрик» - очередное чудо, сотворённое Олегом Евгеньевичем! И верно, что слово Окуджавы для него живо, но ведь для него живо всё, что он исполняет — он и не возьмётся за то, что не сможет наполнить жизнью, он проживает каждую песню. Но при всём том, что чудо присутствия живого Окуджавы (опять приходится цитировать Татьяну_М) ощущается, Олег Евгеньевич не копирует его, оставаясь собой и внося своё мироощущение. Вот это-то точно подметила Майя, когда написала, что нашла в его интерпретации утешение. Утешение и надежду — вот что несёт серебряный голос. Окуджава затрагивает самые глубины души, и поэтому он был и для многих остаётся самым великим и любимым из наших бардов (Высоцкий — это несколько о другом). Грусть доминирует в его песнях. Любовь, грусть, красота... А у Олега Евгеньевича — любовь, грусть, красота — и надежда, дарящая утешение. Свет и тепло, присущие ему по природе и как бы излучаемые им, придают такую же особую окраску исполняемым им песням, как и его неповторимый тембр голоса. И если для Окуджавы «любовь и надежду связать воедино» - мечта, картина, в которую «трудно поверить», то с концерта Олега Евгеньевича уходишь с чувством, что эта мечта осуществилась. И ещё раз спасибо ему за это! Таково мое восприятие, и если кто захочет возразить — я не обижусь. Все мы разные, и все имеем право на своё мнение.
Post_tenebras_spero_lucem_(лат.) После_тьмы_надеюсь_на_свет
|
|
| |
|