28 января 2015 г., Зал ЦС Храма Христа Спасителя (Москва)
| |
Елена_Фёдорова | Дата: Воскресенье, 22.02.2015, 12:08 | Сообщение # 31 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 5712
Статус: Offline
|
21.02.2015
Гитана-Мария Баталова. Желанный Вечер
Новогодние праздники уже растворились в суматошных буднях, оставив в душе смутную печаль. В первый раз я не загадывала желаний, лишь просила Небо, чтобы еще какое-то время так же текла наша жизнь, чтобы были здоровы мои близкие. Тихую задумчивость не развеял концерт «Романтика Романса». Но всё равно я смотрела с каким-то трепетным ожиданием, которое угасало с каждым номером. Неудовлетворенность мучила меня, пока на следующий день, открыв свой почтовый ящик в Интернете, не прочла его имя в окошке афиши. Смятение овладело, ибо мне хотелось попасть на его концерт. Но накануне его концерта у нас должен был быть праздник, и хотелось встретиться с дорогими и любимыми мной людьми, и в то же время хотелось пообщаться посредством романса с этим благородным и великодушным человеком. Я понимала сложность обстоятельств, и ничем не выдав родителям своего желания, просила и просила Небо. Многим людям это кажется малодушием, но живо то, что было обещано людям в начале нашей эры: «По молитвам и воздастся вам». И в праздник один человек, подсев ко мне, негромко сказал, что его подарок я получу завтра. У меня сердце радостно забилось: завтра я снова встречусь с Олегом Погудиным. Его концерт «Элегия» проходил в зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя. Когда мы подъехали к нему, возле ограды толпились люди, многие из них были с букетами цветов. Меня смутили лица: озабоченность и ревность читались в них. Но они пропустили нас в ограду.
Там, в дворике храма, пока мой спутник курил, я оглядела людей, и ощутила добрую гордость за Олега. Скромный молодой человек из-под Питера, окончивший государственный институт театра, музыки и кинематографии им. Н. Черкасова, актер Санкт-Петербургского Академического большого драматического театра им. А.М. Горького, а ныне доцент кафедры эстрады и музыкального театра Санкт-Петербургской академии театральных Искусств – своим удивительным талантом, не только артистическим, но и человеческим он покорил тысячи сердец, как в России, так и за её пределами, став дорогим человеком для многих и многих слушателей. Я думаю, что Олег выбрал камерное исполнение романсов под гитару неслучайно. Таким исполнением, как мне кажется, артист возвращает людям - слушателям утраченное Счастье и веру во что-то свое желанное. Мы с моим спутником поднялись по пологому пандусу в просторный амфитеатр зрительного зала. Величие залу придавали кресла «слоновой кости» с сочной малиновой обивкой. Наши места находились справа со стороны сцены, задник которой был закрыт золотисто-оливковым занавесом. Восторг и вместе с тем недоумение охватили меня; неужели всё будет слышно? И не завязнет ли романс где-то в первых рядах? Как здесь возможно исполнять романсы? Наверно около часа собирались зрители. По скромным, но незаношенным нарядам можно было понять, что в зале простые люди. Сладостно сжималось у меня сердце, когда подходили бабушки, в опрятной одежде, в растоптанных башмаках, с поредевшими волосами, с волнением преподносили разные сувениры, шоколадки, кексики и бутылочки бальзамов и настоек. Ни мне решать, хорошо это, или скверно. Меня поразило другое: благожелательность, с которой Олег Погудин выслушивал каждого человека. Думаю, он прилагает немало сил, чтобы смиренно принимать гостинцы. По моему разумению, уважение и преданность артисту должны проявляться даже в тишине. На этом вечере меня впервые изумили воспитанность и тактичность людей. Перед концертом «гласа свыше» о мобильных телефонах не прозвучало. В какие-то секунды гул стих, суета исчезла. Меня это немного встревожило... И через десять секунд на сцену вышли музыканты. За те добрых пятнадцать лет, что музыканты выступают вместе с Олегом, они сблизились настолько, что понимают друг друга с полувзгляда. Этому секстету подвластна, я в том твердо убеждена, вся классическая музыка.
Зрители почтили их аплодисментами и замолчали. Тишина воцарилась в зале такая, что мне было слышно, как скрипят туфли по паркету сцены. Зал был освещен, и я запереживала, что образы будут «прибиты» к полу. Но к моему изумлению музыка с первой фразы заполнила весь амфитеатр, свет в зале погас, а сцена будто парила в топленом «облаке» софитов. Музыка была очень знакомая, желанная. Ее мелодия разорвала будничную суету, перенеся меня в страну забытых грез. Увы, там не продавали программку, а я не столь хорошо знаю классическую музыку и поэтому не решусь назвать композиторов, чьи произведения прозвучали в этот вечер. Олег легкой, стремительной походкой вышел на сцену, и с огромного амфитеатра повеяло безграничной любовью. Какие-то мгновения казалось, что это видение. Восторг в первые мгновения охватил и переполнил мою душу. Но его вытеснило чувство умиротворения, будто встретилась с отзывчивым и разумным человеком. И начался желанный вечер. Темный фрак и брюки с однотонными лампасами придавали артисту празднично-строгий вид. Его движения были спокойны и уверенны, поэтому было ясно; хозяин вечера он и никто другой. Он добродушно улыбался, кланялся, принимал подношения… И в какие-то секунды, следуя к микрофону, он преобразился. Вступили музыканты… Олег запел «На заре ты ее не буди». Он голосом ввел меня в тихий, размеренный мир, где отрешенность от суеты, где нет жестокости, корысти, лицемерия, где нет мучительных терзаний. Когда я слушала «Элегию» Массне, то почувствовала, как моя скорбь проясняется.
http://youtu.be/OFJLoWE2O8c
Каждый раз, когда Олег исполнял тот или иной романс, мне казалось, что необъятный зал неведомым образом превращается в уютную гостиную, хозяин которой находится среди нас. Я, как многие слушатели, была уверена, что он ведет беседу со мной. Олег мне самой романсами рассказывал то, что я прожила в своих мечтах, в своих надеждах, ожиданиях, разочарованиях… дорогие лица проносились перед моим мысленным взором, что-то давно утраченное вернулось, когда зазвучал романс «Когда, душа, просилась ты». И Олег смог увести меня от суматошной жизни... как-то по-особому он исполнил романс. Олег, я убедилась еще раз на этом концерте, ведет разговор с каждым зрителем. И он ведет этот задушевный разговор и с юной девицей, и с «невестой на выданье», и с молодой женой, и с хозяйкой большой семьи, и с обманутой женщиной, с матерью-одиночкой, и с пожилой бабушкой. Для них, для всех, Олег разный и свой. Он уводил, возвращал слушательниц в былые годы. Где время уже развело какие-то жестокости, коварство, сохранив лишь свет и воздушность отношений.
http://youtu.be/rpW2ocEta30
Олег запел романс «Средь шумного бала» непосредственно, задумчиво-восторженно, и предо мной предстал чуть ранимый, чуткий, внимательный человек. Верный друг, который вернулся из моих давних грез. Звуки вальса и чуткий голос артиста увлекли меня в залы дворянской усадьбы. Знакомая и любая фигура, ласковый и настороженный взгляд, мимолетный разговор, и вновь вальс-разлучник… и вновь взгляды… и канитель из зелено-золотистого света… и Олег, немного растерянный и счастливый. В эти секунды ощутима любовь зрителей. Бескорыстная любовь. Его голос одновременно и теплый, и светлый, и ревностный, и любящий, и безграничный, который объемлет тебя и оберегает. Возможно, мне это показалось, секунды две в зале царит звенящая тишина… Я была признательна зрителям за эту краткую тишину. И после первого романса припомнилось смутное ожидание, которое волновало меня в первый вечер Нового Года, когда шла программа «Романтика Романса»: я, не ведя того, желала услышать Олега…
http://youtu.be/fk2hswnt29k
Олег исполнил и романс «Воспоминание». Это произведение мне чем-то ближе именно в его исполнении. И неожиданно я услышала и ощутила «современность» истории, рассказанной этим певцом. Я вдруг поняла, что в нынешнее время эта история отзывается и в сердцах моих ровесников, и в сердцах у людей младше меня; может быть утром - Счастье, а вечером - непоправимое горе… Взрывы в метро, лиходей с ножом в подъезде, халатность врачей, и многое, многое другое. Знаете, и на мой скромный слух, Олегу удалось и «Как сладко с тобою мне быть», и «Обойми, поцелуй, приголубь, приласкай», и «Вьется ласточка», и «Не тверди», и «Я вновь пред тобою», сделать понятными людям не только разных поколений, но и различного воспитания. Это поразительно.
http://youtu.be/d7_TVlf8pv4
В этот вечер он исполнял не известные мне романсы «Вьется ласточка» и «Затворница». Но я этого не почувствовала. Артист, вернее провожатый, провел меня в сокровенные и забытые уголки моей жизни, где я находила то, что сейчас, по прошествии более четверти века, превратилось в счастье. И еще в этот вечер Олег исполнил романс «Я знал её милым ребёнком когда-то»… И всё, что в отрочестве составляло для меня счастье, всё вернулось… Он пел со светлой грустью, в которой жизнь мне казалась радужным миром. Совсем по-другому отзывается в душе романс. Удивительно было то, что в его исполнении не ощущалось в этих романсах «пыли времени». Каким-то образом Олег эту просторную чашу амфитеатра сумел обратить в уютную и светлую гостиную, в которой не теряются мимолетные движения, жест, взгляд. Он пел не в громадном помещении, не за пять-семь метров от меня, и не за шестьдесят метров до последнего ряда, а возле меня, возле каждого зрителя. Но при этом мне хотелось, чтоб Олег побыл со мной наедине. Хотелось не филармонического Олега. Олега с гитарой. Когда он аккомпанирует себе на гитаре, то романс обретает свой первоначальный смысл – глубоко личное откровение и воспоминание. У этого артиста, по-моему, очень чуткая душа и послушный и живой голос, который передает едва уловимые чувства и состояния. А гитара – испанская и русская (семиструнная) создает некий мир – фон. Олег делает романс языком души, когда играет на гитаре.
Еще было отрадно, что там не было ведущего, как на концертах, потому что вечера с Олегом Погудиным – это свидание со своими мечтами, надеждами. И где-то глубоко в душе вновь разгорается ярче огонек любви и веры, чтобы хоть ненадолго осветить нам, слушателям, ту повседневную, жестокую, противоречивую, шумную и коварную жизнь, в которую вынуждены мы возвращаться по окончании концерта. Быть может у многих, как у меня, щемило сердце: не верилось, что нужно расходиться. Благодарные слушатели долго аплодировали ему, оттягивая миг расставания. Олег приветливо улыбался, но за беспечной улыбкой крылись усталость и опустошение. Люди расходились. В фойе, пока мы одевались, меня окружали доброжелательные, кроткие лица. За оградой Храма, по пути к автомобилю, прошли несколько мрачных и озабоченных граждан. И невольно сама себя спросила, сохранится ли у слушателей этого концерта та крупица доброты и отзывчивости, которую заронил в каждое сердце Олег Погудин. Златоглавый Храм-Исполин вознесся в ночном беспредельном пространстве как исполинская лампада перед Престолом. И в душе вновь благоговейно отозвалось: «По вере вашей и воздастся вам». В зимней ночи мерцала снежная кисея, сквозь которую мчался в «возке» артист-странник к другим людям, чтобы, ярче разжечь огонек любви и веры.
29-е января 2015-го года
http://www.golos-epohi.ru/?ELEMENT_ID=13000
(Ссылка прислана из Екатеринбурга)
|
|
| |
Татьяна_Соловьёва | Дата: Воскресенье, 22.02.2015, 15:37 | Сообщение # 32 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 966
Статус: Offline
|
за доброту и любовь этого отзыва под названием "Желанный вечер". Побольше бы всем и каждому такой искренности и красоты душевной, какой обладает автор.
|
|
| |
Татьяна_М | Дата: Понедельник, 23.02.2015, 03:26 | Сообщение # 33 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 323
Статус: Offline
| Этого отзыва я ждала. Во-первых, потому что запомнился предыдущий, тронувший меня несколько лет назад, а во- вторых – потому что испытываю глубокое уважение к автору – личности очень незаурядной, человеку не только мужественному, но в высшей степени интеллигентному, чуткому и талантливому, о чем можно судить по ее работам, а также по тому, что она говорит в своих нечастых интервью. Почему-то восприятие того, что делал Олег в этом необычном пространстве - не вполне сценическом, но настраивающем на какой-то особый лад - именно этой необычной молодой женщины, сидевшей со своим спутником очень близко от меня, показалось мне интересным и важным, и мне очень хотелось узнать, о чем думала Мария, что поняла она в Олеге в этот раз. Поэтому отзыв тронул и по-настоящему порадовал. В нем я прочитала слова не только точные, но и очень живые, идущие из глубины чуткого и доброго сердца. Взгляд человека, умеющего видеть и слышать, обладающего душой, искренне отзывающейся на красоту звуков и чувств, ради которых мы приходим в эти залы, большие и маленькие, обычные и необычные, которые освещает своим светоносным искусством Олег Погудин. Радость доставили наблюдения и оценки как певца, так и его публики, той деликатной взаимной уважительности, которую, действительно, встретишь не часто и которая создает особую атмосферу этих концертов. И немножко старомодное, неожиданное, абсолютно незаштампованное, но по сути очень верное слово «провожатый», и очень близкое, наверное, большинству слушателей Олега ощущение, что стоит он возле каждого кресла…..Правда, не очень я поняла про « озабоченность и ревность на лицах» - мое лицо, думаю, тоже было «озабоченно» : уж больно холодно было почти сорок минут стоять в очереди на продуваемой ветром набережной, - но это все ушло и забылось. Мне кажется, такие зрители и слушатели, как Мария Баталова, чуткие и благодарные, - очень точный камертон подлинности искусства исполнителя и его жизненной необходимости душе, несущей в себе жажду глубины, красоты, духовной наполненности.
Сообщение отредактировал Татьяна_М - Понедельник, 23.02.2015, 11:26 |
|
| |
Елена_Фёдорова | Дата: Понедельник, 23.02.2015, 15:33 | Сообщение # 34 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 5712
Статус: Offline
| В этом рассказе есть неточности, которые заметны всем, кто присутствовал на этом концерте или хотя бы ознакомился с его программой. Но мне кажется, что в ДАННОМ конкретном случае в этом нет ничего страшного, поэтому не будем их уточнять.
По-моему, эта мысль выражена в строках, которые мне только что прислали: «На мой взгляд, это не рассказ о конкретном концерте, а представление автора о том, каким он должен быть. Поэтому и указаны произведения, которые не исполнялись».
Цитата ...потому что запомнился предыдущий [отзыв], тронувший меня несколько лет назад (Татьяна_М)
Другой рассказ Марии-Гитаны – «Погудин – посланник заплутавшего счастья», написанный после посещения концерта «Песни любви» 8 марта 2012 года в Колонном зале Дома союзов, был размещён в ноябре 2013 года в разделе «Другие интернет-ресурсы, посвященные артисту» http://oleg-pogudin.elegos.ru/forum/22-2221-1
|
|
| |
Наталья_К | Дата: Понедельник, 23.02.2015, 16:07 | Сообщение # 35 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 2256
Статус: Offline
| Проходит время, зажигаются новые звезды концертов на нашем погудинском небосклоне, но этот концерт, отдаляясь, как будто становится ярче и словно указывает путь, как Полярная звезда в реальном звездном небе. Все-таки, как бы ни были хороши, прекрасны, даже иногда совершенны другие программы, "Элегия" по глубине и силе воздействия, по действительно небесной красоте слова и музыки, воплощенных Голосом звездного серебряного света - программа особенная, любимая и счастливая для зрителей и, думаю, для Певца. И удивительно она подходит этому залу, с его особенным ДУХОМ, с потолком, при затемнении превращающимся в звездное небо и открывающим Космос, где в начале всего было Слово, и, наверное, все-таки и музыка, певучее Слово.
Нам удалось приехать рано, поэтому, немного постояв у изгороди и оказавшись в первой полусотне зрителей, прошедших в зал без всяких проблем, мы не заметили задержек пропуска в зал, о чем говорили те, кто приехал, наверное, ближе к началу концерта, т.е. к семи часам; в рабочий день, конечно, таких было большинство. У нас было время и походить по залу, посмотреть ассортимент киосков, что-то прикупить, покопаться на книжном прилавке (купили симпатичный ежедневник с «Простыми словами» старца Паисия на каждый день), посетить буфет. Понравились симпатичные зеленые зоны фойе. Можно посмотреть фотографии зала и видеопанораму зала и других помещений Храма Христа Спасителя на сайте http://www.fxxc.ru/rent/1.php
Начало концерта задержалось, как мне кажется, из-за маленькой пропускной способности входов в зал, но может ли зал как-то это исправить, я что-то плохо представляю. Разве что поставить побольше контролеров, проверяющих сумки, или как-то автоматизировать этот процесс? Может быть, у них редко случается такой почти одновременный наплыв зрителей, поэтому не предусмотрено иначе? Ну, по крайней мере, до начала удалось пообщаться почти со всеми знакомыми, обменяться подарками, очень было приятно.
Странно концерт начался – как-то незаметно появился Миша, еще все разговаривали, вдруг оказалось, что он уже что-то тихо наигрывает – такое было впечатление. Потом, уже после концерта, обратила внимание, что аппаратура «не наша», по всей видимости зала, а предыдущий концерт был, кажется, Вики Цыгановой, которая выступает с электронными инструментами, и, вероятно, их громкость надо было притушить. Может быть, наши музыканты, положившись на хозяев зала (наверное, у них и звукооператор свой), не проверили свое звучание с включенной аппаратурой. Первые романсы тоже прозвучали как бы не в полный звук, но потом все наладилось. Но и с первых звуков голос заполнил все пространство, как, по крайней мере, ощущалось с нашего 3го ряда. Вроде бы ворчали с самого левого края первого ряда в первом отделении, что там плохо слышно; возможно, в зале есть «звуковые ямы», но из партера подальше говорили, что слышно прекрасно. В целом зал мне кажется по акустике неплохим, несмотря на его необычное устройство. Но все это не помешало настрою на волшебство, которое началось с первого появления нашего волшебника, зачаровавшего сразу и до конца концерта. «И на небе зажглись неземные цветы, отозвавшись на Голос земной красоты»… Звезды на небе, звезды и в сердце моем… Некоторые романсы («Не искушай», «Прощание», «На заре ты ее не буди», «Элегия», «Свидание», «Сомнение», «Душечка»…) уносили в далекую юность, когда я впервые их и еще многое услышала в исполнении одного самодеятельного, но красивейшего тембра баса-баритона. Этот голос и позвал меня навсегда в мир романса, совпавший тогда с радостями, надеждами и горестями первой любви, и эти песни юных дней начертались на памяти моей, и те голоса слух мой сохранил… Поэтому бывает, что когда я слышу то, что звучало во мне с молодости, то происходит некая аберрация памяти, и всплывает множество воспоминаний, связанных с теми или иными романсами.
А вот, например, «Жаворонка», «Не обмани», «Мне не жаль», «Гори, гори, моя звезда» - воспринимаю только в исполнении Олега, как единственном абсолютно отзывающемся в моей душе при любых его настроениях в этих романсах. Тут всегда восприятие каждого звука – только здесь и сейчас.
Особняком для меня стоит «Поручение и молитва». Я уже полгода слушала Олега на каждом концерте в Питере, каждый раз открывая новые созвучия и унисоны своему восприятию романсов и испытывая необыкновенную радость от этого. И вот декабре 1996 года в Малом зале Филармонии (ах, как он прекрасен для Олега!) я услышала незнакомый до того романс, и слова, и музыка, и весь образный строй которого настолько «попал в точку» моего тогдашнего душевного настроя, что я им просто «заболела» на всю оставшуюся жизнь, а тогда он на время стал моим любимейшим. Старая знакомая Олега сказала, что Олег его только недавно сам нашел, очень полюбил и теперь будет часто петь. Я замечала, что у ОЕ бывают «периоды» увлечения каким-нибудь произведением (новым или вспомненным старым), когда он включает его в большинство концертов, если позволяет программа, в течение полугода, а то и года. Вот тогда «Поручение и молитва» звучала года два или три очень часто. А потом стала для меня каждый раз драгоценным подарком. В этом концерте мне показалось, что она поразительно совпала с духом этого зала и прозвучала просто БОЖЕСТВЕННО!
Но и она даже померкла по сравнению с финалом концерта, и мне жаль тех, кто, не дождавшись последнего биса, успел уйти в гардероб, и смог разве что услышать его. Но это надо было и видеть – какое вдохновение изливалось со сцены в зал, и как прекрасен был Певец в этом сиянии вдохновения!
Для меня это был один из самых красивейших концертов, а программа просто переполнила эмоциями! Спасибо Нине за великолепные записи, спасибо всем, поделившимся фото, рассказами, впечатлениями, сохраняющими это чудо!
Спасибо МАЭСТРО и музыкантам за наслаждение прикосновения душ!
Я уже писала, кажется, на форуме свою реминисценцию из Тютчева, но захотелось повторить:
К тебе идут за наслажденьем Прикосновения души – Как эти чудные мгновенья В твоих концертах хороши! «О, как тогда с земного круга Душой к бессмертному летим! Минувшее, как призрак друга, Прижать к груди своей хотим. Как верим верою живою, Как сердцу радостно, светло! Как бы эфирною струею По жилам небо протекло!» Пусть в нашей жизни слишком сложной Порой мы тяжко устаем. Спасибо, что с тобою можно Дышать божественным огнем!
P.S. Рассказ Марии очень тронул и порадовал проникновенностью чувства, но это действительно рассказ- эссе о концерте вообще, хоть и в интерьере конкретного зала. Единственное, что хотелось бы – попросить заменить ролики в статье, если это возможно, я не нашла, как связаться с сайтом или самой Марией. Все-таки, если говорить о концерте, то лучше иллюстрировать записями из этого концерта, а не из разных, хоть, может быть, и любимых автором.
"каждый выбирает для себя тот голос, который скажет вдруг «ему, и никому другому» что-то неотвратимо важное для его личного бытия". (Ким Смирнов)
|
|
| |
|