"Булат Окуджава был голосом и оправданием своей страны, той страны, которой больше нет; он был лучшим, что в ней было, райской птицей, поющей в аду и немыслимой вне этого ада. Этот ад был декорацией его упраздненного театра, фоном его песни, антиподом и условием существования его художественной вселенной. Лучшее гибнет первым — и если худшее, что было в СССР, оказалось легко воспроизводимо, для воспроизводства лучшего требуется слишком многое." Дмитрий Быков .
Какой разный Олег на фото Татьяны Соловьевой - веселый, мудрый, лиричный, задумчивый, печальный - в концерте Песен Булата Окуджавы было бесконечное множество оттенков чувств. Оттенков голоса. Последние дни я каждую свободную минуту слушала опять и опять мою запись этого потрясающего - а сколько я слышала Окуджав!, но такого никогда! -концерта. Иная волна, не столько лирическая, сколько гражданственная, совпала с общим ощущением зрителей и потому так резонировали артист и зал. Казалось, ПЕВЕЦ слышит звуки небес и ретранслирует их нам.
О нем можно рассказать просто цитируя исполненные песни - и этого будет достаточно. И уверенный, достаточно обоснованный пессимизм относительно будущего становится фундаментальным.
"Мы плывем ночной Москвою
Между небом и землей.
Кто-то балуется рядом
Черным пеплом и золой..."
.....................................
"Нам не стоит этой темени бояться
Но счастливыми не будем притворяться."
И с какой ироничной, мальчишеской улыбкой и грустью мудрого мужчины исполнена песня Про дураков:
"Дураком быть выгодно
Да очень не хочется.
Умным очень хочется-
Да кончится битьем..."
И страшная тема эмиграции в собственной стране прозвучала у Олега как плач по коренной арбатской фауне и по улице, от которой осталось пепелище..Из нее "слова не выкинешь". Эта песня явилась для меня кульминационной.
"Я выселен с Арбата, арбатский эмигрант.
В Безбожном переулке хиреет мой талант.
Вокруг чужие лица, враждебные места…
Хоть сауна напротив, да фауна не та.
Я выселен с Арбата и прошлого лишен,
И лик мой чужеземцам не страшен, а смешон.
Я выдворен, затерян среди чужих судеб,
И горек мне мой сладкий, мой эмигрантский хлеб.
Без паспорта и визы, лишь с розою в руке
Слоняюсь вдоль незримой границы на замке.
И в те когда-то мною обжитые края
Все всматриваюсь,всматриваюсь, всматриваюсь я.
Там те же тротуары, деревья и дворы,
Но речи не сердечны и холодны пиры.
Там так же полыхают густые краски зим,
Но ходят оккупанты в мой зоомагазин.
Хозяйская походка, надменные уста
Ах, флора там все та же, да фауна не та.
Я эмигрант с Арбата, живу свой крест неся.
Заледенела роза и облетела вся..."
Триединое пространство песни - слово, музыка, исполнитель. Ум - слово, сердце - музыка, исполнитель - душа. Незатейливые мотивы Окуджавы откликаются на ритм стиха так, как будто они жили в нем, а автор только выпустил их на волю, наполнив эмоциями и вибрациями. Так исполнять песни, как это делал Булат Окуджава никто не может - и не надо! Неповторимая, магическая красота тембра голоса Олега, его окраска, выразительность обладают давно известным магнетическим эффектом воздействия на слушателя - поющая душа! И когда слушаешь аудиозапись, то есть голос , отделенный от своего носителя, живущий как-бы своей отдельной жизнью, невольно вслушиваешься в самую сокровенную глубину звучания, внимание не рассеивается, ничто не отвлекает - и все малейшие нюансы и акценты поразительно явственно проступают в своей первозданной определенности. И приходит удивление - как не заметила этого на концерте?
И пророческая мудрость Окуджавы, и мотив внутреннего одиночества, как необходимая часть жизни, принадлежность творчества, очень созвучны художественным устремлениям Олега Погудина. Смешивая будничное и возвышенное, автор и исполнитель не учат, как жить, а живут вместе с нами. И понятна эта жизнь только на русской почве - ну как перевести:
" Города моей страны все в леса одеты.
Звук пилы и топора трудно заглушить.
Может это для друзей строят кабинеты?
Вот построят и тогда... станет легче жить".
Все исполнено Олегом изумительно - тонко, мудро, порой иронично, всей душой. Давно не исполнялась самая любимая мной песня "монолог у новогодней елки". С каким художественным совершенством сказано певцом, что чувство - только забава, люди не способны жить любовью, удержать ее , оживить...
Вечер этот оставил в душе обострившееся чувство правды, сомыслия, единения, но и тревоги, сиротства. Но сердце так устроено - и это счастье!-, что когда не во что верить, оно все равно рвется верить - в победу жизни, добра, в свет, любовь, радость, красоту, правду...И утро подарило синеву чистого неба, яркий луч солнца заполнил всю комнату - это я, весна света! И весь день 31 января сверкал долгожданным теплым солнцем, острым первым ароматом весны, светом , радостью.
.
"Он словно праздник золотой
И утешенье мне..."
Анна Ахматова.
Олег Евгеньевич, спасибо Вам огромное за Ваш дар нести сквозь понимание грозной правды - утешение и любовь!!!