Наталья_К | Дата: Суббота, 26.10.2013, 20:44 | Сообщение # 1 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 2256
Статус: Offline
| http://vechespb.ru/content/view/1047/9/
ИГОРЬ УРЬЯШ: ФОРТЕПИАННАЯ МАФИЯ СУЩЕСТВУЕТ...
Автор Денис УСОВ, "Новый Петербургъ" 06.06.13 06.06.2013
О РОБЕРТЕ ШУМАНЕ, О КОНКУРСАХ, О ФОРТЕПИАННОЙ МАФИИ И О МНОГОМ ДРУГОМ
У нас есть одна странная и очень сомнительная, на мой взгляд, традиция: вспоминать о великих людях в годы их юбилеев, а потом забывать о них десятилетия. 8 июня – день рождения Роберта Александра Шумана, человека, кстати, вовсе не чужого нашему городу. Вместе со своей супругой знаменитой пианисткой Кларой Шуман (урожд. Вик) он в 1844 году был в городе на Неве, лично общался с императором Николаем Первым и императрицей. На концертах, дававшихся в Доме Энгельгардта (нынешний Малый зал Филармонии) и в Михайловском театре, супруга Шумана исполняла, среди прочего, и произведения своего мужа. Так что вспоминать о Роберте Шумане в день его рождения у нас, петербуржцев, есть самые надежные основания. Кроме того, наш сегодняшний собеседник блестящий пианист и виртуоз, в последних числах мая с каким-то сверхчеловеческим триумфом сыгравший «Карнавал» Шумана в упомянутом выше Малом зале Филармонии, любимец петербургских меломанов маэстро Игорь Урьяш.
О РОБЕРТЕ ШУМАНЕ И ПРОГРАММНОЙ МУЗЫКЕ
- Игорь, я был на Вашем концерте в Малом зале и увидел, что музыка Роберта Шумана Вам близка и понятна. Однако, по моим наблюдениям, в отношении к фортепианному наследию Шумана в музыкантской среде нет такого единодушия как, скажем, по отношению к Шопену, Баху или Моцарту. Есть такие, кто считает музыку Шумана надуманной, искусственной, манерной и просто непонятной. С чем это связано?
- Я, честно говоря, впервые слышу о том, что такое явление существует в среде пианистов, во всяком случае. Это как знание города туристом, пешеходом, историком, автомобилистом – это разные знания; так и восприятие музыки рядовым слушателем, исполнителем, композитором, музыковедом, педагогом - вероятно, тоже неодинаковы. Вот о нелюбви к Шуману именно пианистов слышу, признаться, впервые. Может быть, речь здесь идет о некоем фатальном несовпадении психографичности исполнителя и композитора. Для некоторых произведений Шумана действительно нужны невероятные душевные затраты: например, играя Крейслериану, Квартет или Квинтет, я подчас опасаюсь за свое здоровье. Не думаю, что это можно было бы сказать о Карнавале, в котором велика как светскость, так и заведомая революционная отрицательность жеста: есть рутина (Гроссфатер) и мы против нее боремся (Паганини, Марш «Давидова братства» против филистеров). Это легче примерить на любую душу и на любое время – любая эпоха знает это настроение. С другой стороны, в развитии материала Шумана часто господствует не чисто музыкальная логика, а скорее программная, литературная. И выражено это бывает очень ярко, плакатно, выходя за рамки привычной фортепианной фактуры. Зато намерения и пожелания композитора выражены предельно понятно. РШНапример, знаменитая ремарка: «так скоро, как только возможно», а через несколько тактов «ещё быстрее». Может быть, кому-то мешает своеобразное шумановское чувство юмора, так как юмор смертен – иногда он бывает неотчуждаем от эпохи. Ведь мы играем своими чувствами, своей биографией, своим темпераментом и своим юмором. И навряд ли мы остаемся в рамках шумановского юмора, всегда добавляя что-то свое. Ещё. Поскольку для Шумана литература имела такое большое значение – большее, чем, скажем, для Шопена – очень важно перед изучением или перед прослушиванием произведения прочитать вот то и вот это, не ограничиваясь собственно нотным текстом. Кого-то может подвести элементарное незнание культурного контекста. Однако силой своего гения Шуман выводит свою музыку и за грань своей эпохи и за грань той или иной литературной программы. И тот же самый Карнавал, на самом деле, живет в веках своей чисто музыкальной логикой. Хотя никакие знания лишними не бывают. И если знать что «Киарина» - это портрет жены Шумана Клары, и что сама она никогда на концертах её не играла, считая, что это слишком личное, что это её тайна с господином Робертом - можно понять эту музыку гораздо глубже.
- А вообще бывает, на Ваш взгляд, непрограммная музыка, или скрытая программа есть в любом музыкальном произведении?
- С точки зрения исполнителя, если он берется за ту или иную музыку, даже если он не знает, есть в ней программа, заложенная композитором или нет, у него самого эта программа обязательно возникает. Образы могут возникать из самых разных сфер и они помогают исполнителю и играть самому более осмысленно и транслировать что-то в зал.
В ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ
- Я бываю на Ваших концертах более четверти века, и, как мне кажется, достаточно изучил Вашу творческую манеру. Мне представляется, что в Вашей игре очень много театральности, в Вас есть что-то от драматического актера, может быть, от характерных актеров вроде Луи де Фюнеса и Пьера Ришара... А каково Ваше самоощущение?
- Для человека, не взявшего ни одного актерского урока, это слишком высоко. В процессе изучения нотного текста этот актерский элемент отсутствует. Прежде всего, я хочу понять, что хотел сказать композитор и какими средствами я могу это сделать. Но когда дело доходит до сцены, - я знаю, что многие очень крупные исполнители с этим бы не согласились, - ту за роялем нужно воздействовать на публику всеми имеющимися средствами. Тут важен вопрос меры, но и жесты и мимика – это всё, конечно, присутствует. Другое дело, что если идёт какая-то трагическая тема, и пианист закатывает глазки – это плохо, это не то.
- Я знаю, что Вы сами любите петь романсы под собственный аккомпанемент и аккомпанировать певцам. Вам это помогает глубже понимать музыку для фортепиано соло или для Вас пение романсов – форма досуга?
- Это другой угол зрения на то же самое, и это не может не помочь. Нужно только правильно соблюдать пропорции. Сольный концерт – это всегда завоевание нового, концерт с оркестром – это отстаивание того, что завоевано, а аккомпанемент или ансамбль – это обживание. Что из этого важнее? Да всё важно! Но всё-таки навык завоевания всегда должен быть.
О КОНКУРСАХ И ФОРТЕПИАННОЙ МАФИИ
- А как Вы относитесь к многочисленным фортепианным конкурсам, вокруг которых так много интриг и слухов? Много говорят о существовании в мире академической музыки очень крутой мафии, которая кому-то разрешает играть в престижных залах и быть на экране ТВ, а кому-то нет…
- Допускаю, что всё это действительно существует. У конкурсов есть своя пагубная сторона, о которой Вы сейчас сказали. И однако при всём этом я считаю, что конкурсы, к сожалению, нужны. Это во многом расплата за массовость, которую приобрела наша профессия. Ведь что происходит? Мы хотим устроить свой или чей-то концерт и приходим к директору зала. Говорим: у меня есть такой то пианист, и хорошо было бы… Первая реакция: Господи, Боже ты мой, ещё одного принесло, - так не говорят в лицо, но так думают. Говорят по-другому: ну и кто он, и что он? Отвечаем: он Бетховена так играет, он Шопена так играет! Реакция опять: Боже, Бетховен и Шопен – как это ново… Поэтому возникает естественный вопрос: скажите, ну а где он там показал себя? И если ответить на это, что у него премия вот там и вот там, то разговор может быть продолжен. Потому что, к сожалению, сегодня это единственная возможность привлечь к себе внимание – будь то победа или скандальное поражение. Такое тоже может быть.
- Хорошо. Но вот есть победитель последнего конкурса Чайковского пианист Даниил Трифонов. Где он? Где его концерты, где его турне, почему его нет на телеканале Культура? Кстати, к слову о мафии, на Культуре я вижу постоянно «узкий круг ограниченных лиц» - Мацуев, Луганский, Гиндин, изредка Плетнев, раньше был ещё Николай Петров…
- Сейчас в силу выше упомянутой массовости, можно о каждом сказать: а где он? – если специально не отслеживать. В советские времена было по-другому. Кто-то побеждал на конкурсе, и двери всех залов перед ним открывались. В газете «Советская культура» печаталась гастрольная афиша. Сейчас этого нет. Ну а то, что на канале Культура мы видим несколько пианистов, и больше никого, это означает, что угодно, но только не то, что других достойных пианистов в нашей стране нет. Что же касается мафии – поскольку исполнительство является бизнесом, мафия просто вынуждена в нём существовать…
ИГОРЬ УРЬЯШ. СПРАВКА
Родился в 1965 году в Ленинграде. Окончил Ленинградскую государственную консерваторию имени Н.А.Римского-Корсакова по классу специального фортепиано у Анатолия Угорского и ассистентуру-стажировку у профессора Татьяны Кравченко.
Лауреат I премии Международного конкурса камерных ансамблей имени Дж.Б. Виотти (Верчелли, Италия), дипломант международного конкурса пианистов имени С.С.Прокофьева (Санкт-Петербург), обладатель специального приза Международного конкурса Баварского радио (Мюнхен).
Сольный и ансамблевый концертный репертуар пианиста огромен и включает произведения классической и современной фортепианной литературы XVIII-XXI вв.
В качестве солиста, участника симфонических программ и камерных ансамблей постоянно гастролирует в России, странах Европы и Юго-Восточной Азии, США, Канаде, Японии и Южной Корее. Среди творческих партнёров – скрипачи Максим Венгеров, Виктор Третьяков, Сергей Стадлер, Шломо Минц, Илья Иофф, Тейко Маехаси, Никита Борисоглебский, виолончелисты Мстислав Ростропович, Борис Пергаменщиков, Сергей Словачевский, Алексей Массарский, дирижеры Валерий Гергиев, Александр Дмитриев, Василий Синайский, Павел Коган, Саулюс Сондецкис, Владимир Альтшулер, Андрей Аниханов, Казимеж Корд, Митиёси Иноуэ, Урош Лайовиц, оркестры Санкт-Петербургской, Московской, Белградской, Боснийской, Северо-Чешской филармоний, Мариинского театра, Литовский камерный оркестр, Новый японский филармонический оркестр, оркестр Нидерландской королевской военно-морской пехоты и другие.
Принимал участие во многих российских и международных музыкальных фестивалях, в том числе таких, как «Декабрьские вечера» (Москва), «Музыка Дмитрия Шостаковича» (Санкт-Петербург, Токио), «Памяти И.И.Соллертинского» (Витебск), «Русская школа» (Фрайбург), «Неделя Моцарта» (Зальцбург), «Фестиваль Музыкального общества» (Вена), «Музыкальное лето в Шладминге» (Австрия), «Музыкальные встречи в Сан-Поло» (Италия), «Международный фестиваль в Сьоне» (Швейцария).
Дискография пианиста включает 40 компакт-дисков, изданных звукозаписывающими компаниями Германии, Австрии, Италии, Англии и России, в том числе запись сочинений А.Шнитке и А.Пьяццоллы с Мстиславом Ростроповичем, изданную в 1996 фирмой EMI.
"каждый выбирает для себя тот голос, который скажет вдруг «ему, и никому другому» что-то неотвратимо важное для его личного бытия". (Ким Смирнов)
|
|
| |