"Вертинский. Одинокий странник"
| |
Татьяна_Власова | Дата: Понедельник, 02.12.2019, 21:37 | Сообщение # 1 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 245
Статус: Offline
| О фильме “Вертинский. Одинокий странник”
Фильм был показан по телевидению, можно было найти и в интернете, но я вняла приглашению пойти в Дом русского зарубежья и посмотреть на большом экране, надеясь на интересное обсуждение, всё же это был фестиваль фильмов о судьбах наших соотечественников, оказавшихся за рубежом. Зал был полон, в конце раздались аплодисменты, правда, не самые бурные, но обсуждения не было. Фильм этот удостоился награды и на этом фестивале, и ещё на одном, с чем авторов можно поздравить. Однако ожидалось большего, так как было обещано что-то новое о судьбе лучшего Пьеро российской эстрады. Особо нового не обнаружилось, а о неточностях и ошибках в фильме уже хорошо написала Марина Левшина. Действительно, многовато ошибок для небольшого фильма с таким количеством консультантов. Даже Э. Радзинский, действительно ожививший повествование своей оригинальной манерой, рассказывая анекдот о возвращении Вертинского из эмиграции, озвучил неполную версию, уменьшив юмор ситуации. Мне ещё в детстве рассказывали его так: Выйдя на перрон, Вертинский раскидывает руки и восклицает: “Не узнаю тебя, матушка Русь!” – затем оглядывается – чемодана нет! И здесь уж он разводит руками и произносит: “Ох, узнаю тебя, матушка Русь!” О более серьёзном: меня тоже удивили не совсем уместные вставки музыки Хачатуряна (при всём к нему уважении) там, где можно было бы найти и более соответствующие отрывки из песен самого Вертинского. И вообще, не следовало ли хотя бы немного увеличить количество музыкальных «цитат» героя фильма, автора и исполнителя песен? Не хватило мне представления авторов о личности и творчестве Вертинского, вероятно, акцент был сделан именно на его странствиях и несчастьях, но хотелось бы, чтобы в изложении его биографии было сказано, изменялся ли и как при этом характер его творчества. Сообщили лишь то, что из белого Пьеро после революции он стал чёрным. Очень удивило то, что Дм. Воденников назвал творчество Вертинского пародией на Серебряный век, да ещё сравнив это с маньеризмом как пародией на Возрождение. Да за что же так маньеристов ?! Всё же среди них были такие величины, как Эль Греко, Челлини, Тассо, да и позднего Микеланджело и позднего Шекспира некоторые искусствоведы к ним относят. Маньеризм – направление скорее трагическое, вызванное изменением общего мировоззрения эпохи позднего Возрождения, времени сложных, событий в жизни Европы и кризиса, связанного с утратой гуманистических идеалов предшествующих лет Возрождения. Для маньеризма характерны формальная утонченность, экзальтация, склонность с одной стороны — к мистике, с другой - к гротеску, часто сочетание внутренней боли с внешней холодностью и чувственностью. Всё это есть и в песнях Вертинского, и здесь-то уместно сравнение с маньеризмом, тем более, что подобные тенденции в искусстве как раз и проявлялись нередко в периоды перемен, особенно при смене эстетических идеалов. Многое из этого характерно для авторов Серебряного века; и Вертинского, безусловно, нельзя отделять от этой блестящей плеяды. Так вот о личности поэта и певца. Слово самому Вертинского было предоставлено лишь к концу фильма. Странно, что были выбраны именно его последние письма, которые оставляют неоднозначное впечатление. Ставилась ли задача показать, как плохо отнеслись к певцу на родине?Конечно, очень жаль слышать о столь грустных переживаниях стареющего, больного человека. Но только ли окружающие и тем более власти виновны были в том, что у него не оказалось ни одного друга? А где были друзья (да были ли они), когда он разорился за границей? Зато здесь была жена, с которой можно было поделиться теми же письмами, были любимые дочери. Он получил высшую Государственную премию. А слова об “авосечной” психологии советских людей (проиллюстрированные авторами фильма фотографией баб с кошёлками) показывают, как далеки были для него эти люди, а ведь многие из них приходили на его концерты и покупали его записи хотя бы “на костях”. Да, ему пришлось гастролировать по провинции, а разве перед этим в фильме не говорилось о том, что ему было тесно в одном даже большом городе, где приходилось бы всё время думать о новых программах? И он даже умер в Ленинграде после концерта, значит, бывали выступления и там? А бывали и более трагические судьбы, сразу вспоминаешь Цветаеву и Ахматову с её словами: «Я была тогда с моим народом...». Многие, конечно, помнят и фильм “Руфь” с великолепной Анни Жирардо. Он основан на подлинной истории французской пианистки Веры Лотар-Шевченко, которая вышла замуж за советского дипломата и была репрессирована вместе с мужем. Она прошла все тяготы лагерей, потеряла мужа, но после освобождения не вернулась во Францию, а не озлобилась, разделила трудности жизни людей “этой страны”, жила в Сибири и там давала концерты, собиравшие множество слушателей. Любовь к искусству и вера в Бога давали ей силы... Однако лучше будем помнить главное и самое хорошее, что осталось нам от Вертинского, в чём он выразился — его песни важнее биографии. Не зря же сказал Маяковский: “Я – поэт, этим и интересен!” И, в связи с этим, о странном P.S. - словах Макаревича о том, что не стоит исполнять песни Вертинского – копировать невозможно, а петь по-своему – испортить. Интересно, кого имеет в виду господин Макаревич, ведь и он сам, и упомянутый им господин Гребенщиков пели многие песни Вертинского? Но песни должны петься, чтобы жить, а не остаться законсервированными в записях. Не лучше ли было бы компетентным консультантам подыскать под конец фильма удачные примеры исполнения песен Вертинского? И прежде всего, конечно, это блестящее исполнение его песен Олегом Погудиным. В его репертуаре и концерты из песен Вертинского, и программа «Трагический тенор эпохи», где этими словами Ахматовой назван именно Вертинский, и программа «Серебряный век», где тоже есть песни Вертинского. Олег Евгеньевич не копирует созданный Вертинским образ Пьеро с его некоторыми жеманством и манерностью, но, сохраняя изящество и тонкое сочетание иронии и грусти, придаёт образу больше искренности, свойственной характеру исполнения самого Погудина. Так он даёт песням Вертинского новую жизнь и в наше время, тоже отнюдь не простое.
Post_tenebras_spero_lucem_(лат.) После_тьмы_надеюсь_на_свет
|
|
| |
Вера_Александровна | Дата: Вторник, 03.12.2019, 12:57 | Сообщение # 2 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 1630
Статус: Offline
| Татьяна, я с Вами согласна. Фильм не несет ничего нового и интересного тем, кто хотя бы немного знаком с творчеством и жизненными перипетиями Александра Николаевича. Тем, кто интересуется, можно посмотреть этот фильм. Он мне понравился.
https://www.youtube.com/watch?v=hiGuor2o9Mo
Ничего нет реальней мечты.
|
|
| |
Маргарита | Дата: Вторник, 03.12.2019, 16:36 | Сообщение # 3 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 2023
Статус: Offline
| Я тоже не со всем согласна в этом фильме. Но особенно обидели слова А. Макаревича о том, что не стоит исполнять песни Вертинского. Вероятно, он никогда не слышал песен Александра Вертинского в исполнении Олега Погудина. Трудно в это поверить и странно слышать это мнение, как истину в последней инстанции. И, конечно, права Татьяна, утверждая, что «песни должны петься, чтобы жить, а не остаться законсервированными в записях». Между тем многие из слушателей Олега Погудина полюбили песни Вертинского именно благодаря тому, что много лет на сценических площадках Олег Погудин великолепно, трепетно и сокровенно поет песни Александра Николаевича, давая им вторую жизнь. И мне жаль тех зрителей фильма, кто так и не узнал об этом, посмотрев фильм, и не сможет наслаждаться мудростью, изумительной иронией, светом, правдой и красотой песен Александра Вертинского в исполнении чудесного певца Олега Погудина, открывшего для многих гениального Вертинского.
Dum_spiro,_spero!_(лат.) Пока_ дышу,_надеюсь!
|
|
| |
Людмила_А | Дата: Вторник, 03.12.2019, 18:26 | Сообщение # 4 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 76
Статус: Offline
| Я полюбила и поняла песни Вертинского только благодаря Олегу Погудину, только ему! С радостью слушаю их тоже только в его исполнении!
О, были б помыслы чисты! А остальное всё приложится! (Б. Окуджава)
|
|
| |
Наталья_К | Дата: Вторник, 03.12.2019, 19:09 | Сообщение # 5 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 2256
Статус: Offline
| Спасибо, Татьяна и Рита! Присоединяюсь к вашим словам и немного добавлю.
Странно, конечно, что этот фильм вызвал такой ажиотаж, как описывают некоторые, как будто он внес что-то новое в уже известное о Вертинском, и до него совсем ничего не было. На самом деле большие подробные документальные фильмы, посвященные жизни и творчеству Русского Пьеро, создавались и показывались по разным каналам телевидения еще с 1990 года, а с 2009 года практически каждый год о Вертинском были и документальные фильмы, и передачи. До "Одинокого странника" насчитала больше 20 фильмов и программ, включая большие интервью с дочками именно об отце. В некоторых можно услышать редкие записи (авторская программа М. Кравчинского 2017 года https://www.youtube.com/watch?v=-vuCixEAm5U , в украинском фильме 1999 года о первом послевоенном концерте Вертинского в родном Киеве https://www.youtube.com/watch?v=8WDIMca256g есть редкие концертные фото и воспоминания очевидцев. Действительно интересных материалов много, и горькие письма последних лет Вертинского к жене тоже цитировались не однажды, разные и в разных фильмах. Но с трактовкой Татьяной слов об «авосечной психологии» (в фильме они действительно могут создать впечатление пренебрежительного отношения к людям, сердца которых артист хотел греть и на самом деле грел) я не могу согласиться. Любая публика чувствует отношение артиста к ней, особенно солиста, разговаривающего с ней один на один. Да, во многом жизнь была «авосечной», но ведь огромное количество поклонников тянулись к нему и ко всему настоящему и высокому, именно уходя от этой жизни. И слова его вызваны отнюдь не «далекостью» от людей, он не жил в башне из слоновой кости, ходил в те же магазины, по тем же улицам, а блага свои зарабатывал тяжелым трудом, как многие гастролирующие артисты, и гастролировал невероятно много не потому, что ему было тесно в столице, а еще и потому, что ставки гастролеров на периферии, особенно в дальних уголках страны, были очень намного выше ставок в центральных городах. В его словах горечь и сожаление о той жизни, какую приходится вести многим и многим.
Можно было бы понять ценность нового фильма, если бы к нему привлекли настоящих искусствоведов, музыковедов, исследовавших творчество Вертинского на протяжении его жизни. Но, видимо, для компетентных жюри, присуждающих разные награды этому фильму, ценны такие моменты, как объявление молодого Вертинского "Остапом Бендером эстрады" (причем эта новая мысль никак не развита новым специалистом по Вертинскому), а также заявление, что Вертинский - это снижение планки по отношению к Серебряному веку, так же, как маньеризм по отношению к искусству Возрождения (очень свежий взгляд). По-видимому, есть и новые открытия в архивах относительно некоторых дат (например, известное письмо Молотову в 1943 году отнесено к середине 30-х годов) и текстов песен (например, «Что за ветер в степи молдаванской» превратилось в «Ах, как тихо в степи молдаванской», создавая новую картину). Ну и, конечно, замечателен постскриптум, не дающий никому права исполнять песни Вертинского. В отношении современных исполнителей песен А.Н.Вертинского это заявление, по меньшей мере, странно. Есть очень достойные варианты исполнения некоторых песен А.Ф. Скляром, Б. Гребенщиковым, Д. Певцовым, неплохой спектакль С. Федотова «Желтое танго». Трудно поверить, например, что создатели фильма до такой степени не интересовались исполнителями, что никогда даже не слышали о целой концертной программе Олега Погудина, существующей и развивающейся уже 30 лет, о записанных им двух дисках песен Вертинского. Или для них доброе мнение дочерей Александра Николаевича об исполнителе песен их отца не является авторитетным? Могли хотя бы вспомнить очень хороший, лишенный названных Татьяной просчетов, фильм с участием Олега Евгеньевича https://www.youtube.com/watch?v=57nyuOZOADM .
Остается пожелать фильму «Вертинский . Одинокий странник» успеха среди публики, совсем уж до сих пор не знакомой ни с биографией, ни с творчеством великого артиста, ни с современными исполнителями.
И еще, уже не о фильме. Вертинский, очень разный, и сейчас с нами. Необычайная судьба его продолжает волновать очень многих в последние 30 лет, когда, после 100-летия, о нем заговорили, - собирают по крупицам воспоминания современников, легенды, документы, дополняющие его собственные мемуары и воспоминания семьи, пишут книги, статьи, создают фильмы, программы, ставят спектакли, поют песни, очень по-разному. Но, на мой взгляд, благодаря Олегу Погудину с нами именно живой Вертинский, в каждой песне у него бьется живое сердце, страдающее, жалеющее, утешающее, любящее, мечтающее. И мне кажется, что благодаря Олегу Погудину нам приоткрывается тайна магнетизма Вертинского - не только в голосе, в особенной манере пения, поведения на сцене, в "поющих руках", нет. Ярослав Смеляков написал: "Как это такое за сердце берет?" А ведь в каждой, в любой песенке и песне великого артиста живет искренняя душа, переживающая свою судьбу, и именно эту душу пел великий артист Вертинский, и этой душе откликались сердца слушателей по всему миру. И Олег Погудин понимает и поет именно душу Вертинского, делая его живым и современным. Когда-то великая Ирина Архипова сказала об Олеге Погудине: «Вот выходит человек и поет СЕРДЦЕМ, и больше ничего не надо!» Совершенно так и Александр Николаевич Вертинский – выходил и пел СЕРДЦЕМ, и это было главное. В этом, как мне кажется, весь магнетизм настоящего Артиста - сердца зрителей откликаются всегда открытому сердцу.
"каждый выбирает для себя тот голос, который скажет вдруг «ему, и никому другому» что-то неотвратимо важное для его личного бытия". (Ким Смирнов)
Сообщение отредактировал Наталья_К - Вторник, 03.12.2019, 22:19 |
|
| |
|