Кристина_Ф | Дата: Вторник, 09.07.2019, 01:16 | Сообщение # 1 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 85
Статус: Offline
| Доброго всем вечера!
4 июля 2019 года на сайте gumilev.ru был размещен материал историка А. В. Сокольской «Возвращение Слова», обозначенный как рецензия на спектакль Олега Погудина (ссылка прилагается), хотя рецензией его можно назвать с большой натяжкой. Написан он не по правилам обозначенного жанра, а некоторые, высказанные в нем идеи, прямо скажем, вызывают несогласие, а иногда протест. Данный материал вскользь упоминался участниками нашего форума в разделе "Неупраздняемый театр", одно высказанное замечание и вдохновило меня на отклик.
(*Уточнение: хотя на данном форуме не приветствуется "переход на личности", тем не менее, вынуждена упомянуть имя автора "рецензии", ибо в противном случае нарушу авторское право). Одна из участниц форума дала характеристику автору материала «Возвращение Слова», а именно - Не Самый Интересный Автор - сохраним его в аббревиатуре НСИА (произносится как эНСИА). За вводным абзацем "рецензии" следует утверждение: "История распорядилась так, что самый плодотворный и яркий период в истории отечественной культуры оказался одновременно и самым трагическим". Как я понимаю, автор имеет в виду период Серебряного века. Именно его она называет самым "плодотворным периодом отечественной культуры". За что же она так с Золотым веком, над которым сияет не одно Солнце русской поэзии, не говоря уже о самом главном Солнце...?! Да и после Серебряного века, в 30-40-е годы и далее хватало плодотворности и трагизма. Трагическое мироощущение вообще фирменное для нашей страны, без него ни стих не звучит, ни картины не пишутся… Такова страна - не пострадаешь, не станешь классиком. И чем "страдательнее", тем плодотворнее... У некоторых форумчан особое нарекание вызвал фрагмент, где НСИА говорит: "При этом Владимиру Кошевому, актеру с идеальным для этого спектакля послужным списком (Раскольников, Гумилев, Феликс Юсупов, Вел[color=red]емир Хлебников), достается, так сказать, светская ипостась лирического героя спектакля, того, кто "вежлив с жизнью современною", ну а Погудину — демонстрация того, из чего растут стихи, не ведая стыда...[/color]". Это отсылка к стихотворению Анны Андреевны Ахматовой "Мне ни к чему одические рати...", где есть строки: "...Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда...". Но все дело в том, что под словом "сор" поэт имела в виду не мусор, а те, казалось бы, малозначительные, простые вещи, предметы, явления, на которых не останавливается взгляд обывателя, но которые способны пробудить вдохновение в поэте, об этом Ахматова и говорит в следующих строках:
...Как желтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда. Сердитый окрик, дегтя запах свежий, Таинственная плесень на стене... И стих уже звучит, задорен, нежен, На радость вам и мне.
Вопрос в другом. НСИА утверждает, что Олег Погудин на концерте 22 декабря 2018 года демонстрирует этот самый "сор" - бытовой источник поэтического вдохновения. Обращаемся к программе концерта. Артист выходит к зрителям с поэтическим прологом, составленным из фрагментов стихотворений Г. Адамовича, И. Северянина, А. Блока, Н. Гумилева, И. Анненского, И. Чуевского. В них "сора" не наблюдается. Затем в исполнении Олега Евгеньевича в первом отделении звучат романсы: "Гори, гори, моя звезда", "Звезды на небе", "Я помню вальса звук прелестный" (с Екатериной Гусевой), "Не уходи" (с Ириной Долженко), "Две розы", "Капризная, упрямая", "Не вечерняя" (с Зарой Мгоян), "Троечка", "Отговорила роща золотая", "Любовь и разлука". "Мелодия" завершает первое отделение. Что из всего этого может сойти за "желтый одуванчик у забора" за "лопухи и лебеду"?!
Во втором отделении в сюжет концерта вплетаются европейские мотивы. На сцене царит "Прекрасная эпоха". Олег Евгеньевич исполняет произведения, давно ставшие классикой, вошедшие в сокровищницу мирового музыкального искусства, звучат: "Романс" (на музыку П. И. Чайковского), "Песня менестреля", "Не забудь меня" (с Анной Нечаевой), "Вечная любовь" (с Зарой Мгоян), "Кумпарсита", "Падам-падам", "Помнишь ли ты" (с Динарой Алиевой), "Аве Мария". Под финал второго отделения - "Я помню чудное мгновенье" и "Я встретил Вас". Все возвышенно, поэтично, вдохновенно – нет ничего, что можно принять за "сердитый окрик, дегтя запах свежий, таинственную плесень на стене...". Никаких бытовизмов, примет повседневности и чего-то подобного. Более того, сам артист буквально светится на сцене. Одет по всем правилам сценического этикета, элегантен во всем - от безупречного костюма и золотистых, красиво уложенных волос до плавной речи, мягкости интонаций и лиричности. Возникает романтический образ поющего поэта - менестреля, миннезингера, далекий от утверждения автора рецензии о демонстрации "сора".
Что еще неприятно - статья "Возвращение Слова" грешит постоянными ошибками, опечатками, вот лишь некоторые из них:
- "...Народный артист России Олег Погудин назвал свою юбилейный концерт-спектакль..." - "...чудесные филигранная работа музыкантов..." - "Как не крути, мы — страна филологическая..." (да, филологическая, и в нашей стране правила написания частиц "не" и "ни" дети проходят в средней школе). - "...И всё это работало на одну сверхзадачу - на демонстрацию главной художественной идеи Серебряного века - идеи и веры в то, что наше спасение, наше обретение себя - в верности культуре, что мы владеем огромными богатствами, которые у нас нельзя отнять...". Разве профессиональный журналист может употребить такое выражение - "демонстрация веры"?
За этим фрагментом следует утверждение, на мой взгляд, совершенно оскорбительное для зрителей, почитателей творчества Олега Погудина: "С декабря 2018 по июнь 2019 года «Серебряный век» Олега Погудина увидели жители более чем 20 российских городов. И можно быть практически уверенными, что многие из них столкнулись с поэзией Гумилева впервые".
Хочется спросить - на каком основании НСИА утверждает, что люди, посещающие концерты Олега Евгеньевича, именно на "Серебряном веке" "столкнулись с поэзией Гумилева впервые"? В большинстве своем поклонники Олега Погудина - люди зрелые, умные, с широким кругозором, получившие образование еще в СССР. Почему НСИА считает их несведущими в поэзии? Эта мысль подтверждена социологическим исследованием, опросом? Автору статьи довелось побеседовать со зрителями, посетившими "Серебряный век" с декабря 2018 по июнь 2019 года? Данное высказывание звучит огульно и неуважительно не только по отношению к зрителям, но и к самому Артисту, ведь в нем содержится намек, что концерты Олега Погудина посещает необразованная публика.
Есть в данной статье просто несправедливые утверждения, с помощью которых НСИА как бы формулирует некую тенденцию или дает обобщение, как например:
- "Можно сказать, что Иванова поэтом сделали смерть Блока и гибель Гумилева...Этим закончился Серебряный век..".
Простите, это что значит? Что до смерти Блока и Гумилева Георгий Иванов был в тени этих поэтов? Или то, что именно их уход пробудил в нем поэтическое прозрение? А ничего что к 1921 году (году расстрела Гумилева и смерти Блока) у Георгия Иванова уже было несколько книг стихов и множество публикаций в изданиях: «Нижегородец», «Петербургский глашатай», «Новый журнал для всех», «Гиперборей», «Сатирикон», «Русская молва», «День», «Аполлон», «Нива», «Современник». Он участник "Академии стиха", северянинской "Академии эгопоэзии", член знаменитого "Цеха поэтов". "С 1914 года Г. Иванов постоянный сотрудник журнала «Аполлон», занял в нём место Н. Гумилёва, ушедшего добровольцем на Первую мировую войну. Публикует в «Аполлоне» обзорные статьи о военной поэзии. Участвует в альманахах «Отзвуки войны», «Пряник осиротевшим детям», «Зеленый цветок». В 1915 году в издательстве «Лукоморье» выходит книга стихов о войне Г. Иванова «Памятник славы». С 1916 года — участник 2-го «Цеха поэтов». В третьем «Цехе поэтов», возглавляемом Гумилёвым, играл вместе с Адамовичем видную роль..." (прошу прощения, что привожу здесь цитату из "Википедии" - не самый лучший источник, тем не менее).
А какой смысл кроется в утверждении "…Этим закончился Серебряный век"? Чем - смертью Блока и Гумилева? Хронологически он длился почти до конца 30-х годов. Не говоря уже о том, что многие поэты-серебристы, покинувшие Россию после революции 1917 года, и Г. Иванов в их числе, продолжали писать, издавать прозу и поэзию. И Серебряный век продолжал (и продолжает) жить в их творчестве, воспоминаниях, в том, что они оставили нам.
Под финал приведу еще один пример, задевший своей небрежностью к Слову. НСИА пишет:
- "И вновь оказалось, что прорывает громаду лет и является к людям весомо, грубо, зримо, не поэзия агитаторов, горланов и главарей, а другое — честное и так нужное нам сейчас слово..".
Нельзя не отметить некую ритмичность этой фразы, в чем явно содержится намек на то, что, мол, автор статьи сам немного поэт. Но каков ее смысл? Почему "нужное нам сейчас слово" является к людям "весомо, грубо, зримо"? Где в поэзии А. Блока, Г. Адамовича, Н. Агнивцева, Н. Гумилева, и, уж, тем более, Г. Иванова содержится весомость и грубость? Эпоха Серебряного века подарила нам драгоценный феномен: русское слово, которое само по себе самобытно и прекрасно, было положено на «стихомузыку», на ту внутреннюю, ритмично звучащую волну, что возвысила его, превратив в подлинное произведение искусства. Не зря именно в период Серебряного века рождаются новаторские философские трактаты Андрея Белого и Велимира Хлебникова о природе звука в стихе. Футурист Хлебников, например, утверждал, что каждый звук сам по себе имеет отдельный смысл и даже настаивал на создании толкового словаря звуков. Впечатляющее предложение, особенно для Председателя Земного шара:)))
В 1922 году в Берлине вышла уникальная книга Андрея Белого - поэма "Глоссолалия", в которой он выводит целую теорию создания языка и Вселенной. Зачином для книги стала его статья «К звуку слов» («О космическом звуке»), где рассматривалась космогоническая роль звука. Но тема так его захватила, что статья выросла до целой книги-поэмы. "Звук мы можем записывать в линиях, можем его танцевать, можем строить на нем образы". Персонажами поэмы А. Белого становятся не люди, но звук, ритм, жест и смысл. Основные положения этого произведения внесли весомый вклад в культурную философию Серебряного века. Поэзия в трактовке его представителей была не просто сочетанием звука, ритма и смысла, но некой примиряющей силой, не зря именно в "Глоссолалии" Андрей Белый обозначает свой главный миротворческий замысел, формулируя его в специфическом пространстве -небесной Аэрии - проекции Небесного Града, который, как считал поэт, должен был примирить Запад и Восток.
Вот как писал о поэзии Георгия Иванова поэт и литературовед Вадим Крейд: " …меня очаровала музыка поэзии Георгия Иванова. А также, то свойство, которое акмеисты называли «прекрасной ясностью». Было ещё одно качество, которое я там уловил. И позднее, когда познакомился со всеми его ранними сборниками, это я понял как особенность, которую назвал бы «светопись». Он, как живописец, который работает и играет красками. В его стихах виден этот дар работы со светом, игры цветом. И ещё — непринужденная культура стиха, естественность без натяжки, без нарочитых усилий, никакой надуманности".
Такой же возвышенностью и изяществом стиля обладали почти все поэты Серебряного века. Но даже тот драматизм, ту трагедию, те кровь и боль, что скрывались за этим поэтическим вальсированием, за благородством и нежностью никак нельзя именовать "весомостью и грубостью". Олег Погудин, как Артист и Художник, делает зримыми свет и тени Серебряного века, раскрывает перед нами игру его красок, его полутона, скольжение словесного ритма. Поняв секрет волшебства этой эпохи, он находит ему красивое воплощение. https://gumilev.ru/about/338/
Кристина Ф.-Януш, 9 июля 2019
Кристина Ф.-Януш
|
|
| |