Новогодний раскол
13/01/2010 Из года в год тысячи православных петербуржцев сталкиваются с проблемой: как отпраздновать Новый год, к которому привыкли с детства, и при этом не согрешить – ведь главный светский праздник приходится на Рождественский пост. И 2010-й не стал исключением. Однако, как выяснил «МК» в Питере», этот нехитрый вопрос по сей день вызывает в церкви настоящий раскол!
Коллизия заключается в том, что празднование Нового года, с одной стороны, однозначно предполагает нарушение Рождественского поста, но, с другой стороны, в нашей стране он традиционно является семейным торжеством (порой единственным за весь год), а единение семьи Православная церковь всячески приветствует. Так что же такое Новый год для православного человека – мероприятие богоугодное или все-таки богомерзкое?
Казалось бы, чего проще – сформулировать официальную точку зрения церкви на Новый год, и дело с концом. Давно пора это сделать.
– Конечно, в православной церкви уже существует единая точка зрения на эту проблему! – успокоили корреспондента «МК» в Питере» в Санкт-Петербургской епархии и вкратце ее изложили: – Пост должен быть не столько в еде, сколько в духе. Поэтому если Новый год для вас – семейный праздник, то праздновать его не возбраняется. Нужно только соблюдать некоторые правила: не пить много вина, не есть мясной и вообще животной пищи, обязательно помолиться до праздника и после него. Кстати, Владыка подал пример – он поздравил епархиальных работников с Новым годом.
Чтобы убедить нас окончательно, в Санкт-Петербургской епархии посоветовали обратиться с тем же вопросом к любому священнику – «да хоть в Князь-Владимирский собор позвоните, там вам то же самое скажут». И мы позвонили.
– Новый год не может праздноваться православным человеком! – категорически выступил против епархии протоиерей Александр Чистяков. – Согласно уставу Русской православной церкви 31 декабря – день строгого поста! В этот день верующий до захода солнца ничего не ест и не пьет, а после заката может разговеться разве что сырой водой и сырыми овощами с хлебом.
– А если у меня родители неверующие и обидятся, что я не разделю с ними праздник? – спросила корреспондент «МК» в Питере» с робкой надеждой.
– Чувство любви к родителям – хорошее чувство, – мирно согласился батюшка, но тут же снова посуровел: – Однако если родители язычники или мусульмане, то все равно православный человек не может с ними ничего праздновать — для верующего никакие празднования, не связанные с православием, невозможны.
При этом и в епархии, и в Князь-Владимирском соборе нам признались, что на деле верующие не очень-то соблюдают правила. Да и какие правила соблюдать? Станешь праздновать – осудят одни священники. Не станешь – осудят другие…
Алиса Берковская
http://mk-piter.ru/2010/01/13/013/?firstpage=1